какие гражданские самолеты сбивали сша
Какие пассажирские самолеты были сбиты и кто за это ответил
Автор фото, SERGEY BOBOK
Иранские власти уже признали, что украинский «Боинг» компании МАУ был непреднамеренно сбит их военными под Тегераном.
Эта трагедия стала третьим подобным инцидентом, в котором так или иначе фигурировала Украина.
ВВС News Украина собрала семь крупнейших авиакатастроф, в которых гражданские самолеты становились мишенью ПВО.
Израильский самолет Lockheed L-049 над Болгарией
Автор фото, Science & Society Picture Library/Getty
Ранняя модель самолета Lockheed Constellation, которая напоминает сбитое в Болгарии воздушное судно
27 июля 1955 года. Самолет израильской авиакомпании El Al выполнял пассажирский рейс из Лондона в Тель-Авив через Вену и Стамбул. Он отклонился от курса, влетел в воздушное пространство Болгарии и был сбит двумя болгарскими истребителями.
Почему самолет отклонился от курса, точно не установлено. По одной из версий, навигационное оборудование лайнера вышло из строя.
Самолет пролетел в общей сложности около 200 километров в воздушном пространстве Болгарии.
Инцидент произошел на фоне напряженных отношений между Западом и СССР, сателлитом которого была Болгария.
Болгарские военные, зафиксировав самолет, подняли на перехват истребители Миг-15. Они сопровождали израильский борт вплоть до границы с Грецией, где и сбили.
Лайнер взорвался в небе недалеко от города Петрич.
Болгария признала свою вину на следующий день после трагедии, однако заявила, что израильский лайнер нарушил воздушное пространство.
Затем страна официально извинилась, отметив, что летчики истребителей приняли «слишком поспешное решение».
Семьям погибших выплатили компенсацию.
Советский Ту-104 над Красноярском
Автор фото, Museum of Flight Foundation/Getty
30 июня 1962 года. Самолет Ту-104 компании «Аэрофлот» взорвался в небе под Красноярском, когда выполнял пассажирский рейс из Хабаровска в Москву с несколькими промежуточными посадками. Его сбила ракета, запущенная во время учений ПВО.
На борту находились 8 членов экипажа и 76 пассажиров. Все они погибли.
Через полчаса после взлета рейс перестал отвечать на запросы диспетчера. Начал резко снижаться и через две с половиной минуты ударился о землю и взорвался.
Сначала причиной инцидента был назван пожар или другое происшествие в пассажирской кабине.
Однако впоследствии стало известно, что в этом районе проводились учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его.
Ливийский «Боинг» над Синайским полуостровом
Автор фото, DE AGOSTINI/Getty
Самолет оказался на территории Синайского полуострова, который тогда контролировался Израилем
21 февраля 1973 года. Самолет «Боинг-727» ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines разбился на Синайском полуострове, когда летел из Триполи в Каир через Бенгази. Его сбили израильские истребители.
Погибло 108 из 113 человек, находившихся на борту. Пятерым, включая второго пилота, удалось выжить.
На подлете к Каиру лайнер попал в песчаную бурю и сбился с курса. В результате потери ориентации самолет оказался на территории Синайского полуострова, который тогда контролировался Израилем.
Ему на перехват отправили два израильских истребителя F-4 Phantom II. Израильские пилоты пытались заставить «Боинг» приземлиться, однако экипаж самолета не понял этих сигналов. Был открыт огонь, и самолет врезался в дюну.
Автор фото, USAF/Getty
Израильские ВВС увидели угрозу безопасности страны, посчитав, что это самолет-разведчик.
ООН, как и США, осудили Израиль за атаку, хотя никаких реальных карательных мер не принято не было.
Власти Израиля позже выплатили семьям погибших компенсации.
Корейский «Боинг» над Сахалином
Автор фото, Getty Images
После известия об уничтожении самолета корейской авиакомпании в Сеуле прошли многотысячные акции протеста против действий СССР
1 сентября 1983 года. У западного побережья острова Сахалин истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL).
Все 269 человек, находившиеся на борту, погибли. Среди них было 105 корейцев, 62 американца, 28 японцев и граждане других государств.
Навстречу ему взлетел истребитель Су-15, который находился вне зоны видимости пилотов пассажирского самолета. Сначала он произвел предупредительные выстрелы, а получив приказ от командующего Дальневосточным военным округом Ивана Третьяка сбить нарушителя, выпустил две ракеты Р-98.
Одна из ракет взорвалась у хвоста самолета, повредив его системы управления. Через 12 минут обломки лайнера упали в море юго-западнее Сахалина.
Только 3 сентября 1983 года СССР сообщили, что один из самолетов нарушил авиапространство СССР, но затем покинул его и исчез с радаров. 9 сентября 1983 года советский маршал Николай Огарков признал: «Предполагалось, что воздушное пространство нарушил самолёт-разведчик, а оказалось, это был гражданский самолёт».
Руководство СССР направило в район падения самолета корабли для поиска жертв и черных ящиков, но позже объявило, что их не удалось найти. Уже после распада СССР выяснилось, что это была откровенная ложь, а советские дайверы даже видели обломки самолета на дне моря.
Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста в США и Южной Корее. В Сеуле прошли многотысячные акции против действий СССР, были сожжены советские флаги.
Президент США Рональд Рейган назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто».
В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев извинился перед президентом Южной Кореи за авиакатастрофу.
Автор фото, Getty Images
В конце 1992 года президент России Борис Ельцин передал Южной Корее черные ящики сбитого корейского самолета
В 1993 году ИКАО (Международная организация гражданской авиации) провела повторное расследование авиакатастрофы после передачи Россией в 1992 году «черных ящиков».
Было установлено, что самолет действительно отклонился от курса, вероятно, под управлением автопилота, и экипаж не знал об этом.
Иранский Airbus над Персидским заливом
Автор фото, Getty Images
Похороны пассажиров Airbus A300B2-203. Тегеран, 7 июля 1988 года
3 июля 1988 года. Самолёт Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 между Тегераном (Иран) и Дубаем (ОАЭ) с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран).
Несмотря на то, что полет проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины, самолет был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США, который находился в территориальных водах Ирана.
Ракета попала прямо в самолет и разорвала его надвое.
Лайнер упал в воду, все 290 человек на его борту погибли, включая 66 детей.
Самолет выполнял рейс в условиях международной напряженности в регионе, где с 1980 года шла ирано-иракская война.
Саддам Хусейн тогда извинился за инцидент, отметив, что самолет принял американский фрегат за иранский танкер. Впрочем, в США многие не поверили в правдивость его слов.
Именно поэтому на американских военных кораблях чувствовали опасность неожиданного воздушного удара и тщательно следили за воздушным пространством.
Комиссию по расследованию инцидента в США возглавил адмирал Уильям Фогарти.
Комиссия установила, что экипаж крейсера ошибочно определил пассажирский самолет как истребитель F-14A Tomcat. Такие воздушные судна находились на вооружении у Ирана и базировались именно в Бендер-Аббасе. Кроме того, американские военные 10 раз пытались связаться с экипажем самолета на военных и гражданских частотах.
В рапорте Фогарти часть ответственности возлагалась и на Иран, в частности, за то, что тот позволил пассажирскому самолету пролететь в зоне боевых действий.
Министр иностранных дел Ирана Али Велаяти обратился в Совет безопасности ООН с просьбой осудить действия США. Он назвал инцидент «бойней», которую устроили США.
Автор фото, Getty Images
Акция памяти жертв трагедии в иранском городе Бендер-Аббас, июль 2003 года
Иранские власти утверждали, что самолет сбили намеренно, и это якобы было символом готовности США открыто стать на сторону Саддама Хусейна в ирано-иракской войне.
В 1996 году правительства США и Ирана достигли компромисса в Международном суде ООН. В решении отмечалось, что США «признали воздушный инцидент 3 июля 1988 года ужасной человеческой трагедией и выразили глубокое сожаление по поводу гибели людей».
США не признали свою юридическую ответственность, но добровольно согласились выплатить 61,8 млн долларов компенсации семьям иранских жертв.
Российский Ту-154 над Черным морем
Автор фото, Getty Images
Родственники погибших на борту самолета Ту-154М
Именно в это время на территории Крыма проходили совместные российско-украинские учения ПВО. Стрельбы по учебным воздушным целям велись, в том числе из комплексов С-200В, ракета которого и ошибочно поразила гражданское судно.
Ту-154М упал в море. Водолазы обнаружили 14 из 78 тел погибших и обломки самолета.
Сначала рассматривалась версия о теракте, ведь трагедия произошла вскоре после атаки на «башни-близнецы» в Нью-Йорке.
Но уже через несколько дней российские следователи заявили о том, что над самолетом взорвалась ракета украинских сил ПВО, выпущенная во время учений в Крыму, а на обломках были найдены сотни дыр от шрапнели. В крови погибших нашли угарный газ, что свидетельствовало о возгорании на борту самолета.
Версию о поражении самолета украинской ракетой поддержал Межгосударственный авиационный комитет СНГ.
Сначала тогдашний президент Украины Кучма и военное командование страны отрицали поражение самолета украинской ракетой.
Однако 13 октября главнокомандующий Войск ПВО Украины Владимир Ткачев признал ответственность украинских военных за трагедию, извинился перед семьями погибших и подал в отставку. Его вместе с заместителем вскоре уволили из рядов ВСУ.
Ушел в отставку и министр обороны Александр Кузьмук.
13 октября 2001 года главнокомандующий ПВО Владимир Ткачев (слева) и министр обороны Александр Кузьмук (справа) признали ответственность ВСУ и вскоре ушли в отставку
Президент Украины Леонид Кучма временно отказался от использования ЗРК, запретил проведение пусков ракет, поручил провести ревизию сил ПВО И пересмотреть правила проведения военных учений.
В декабре 2003 года Украина заключила соглашение с Россией о выплате 7,8 млн долларов компенсации родственникам погибших россиян. Компенсацию выплатили без признания юридической ответственности Украины.
Также в 2003-2004 годах Украина выплатила свыше 7,6 млн долларов компенсации гражданам Израиля в обмен на отказ от юридических претензий к Украине. В целом семья каждого погибшего получила по 200 тысяч долларов. Четыре семьи не отказались от юридических претензий к Украине.
С 2004 по 2013 год шли судебные разбирательства о рассмотрении исков авиакомпании «Сибирь», которая потеряла самолет и экипаж, к Минобороны Украины и другим государственным ведомствам в украинских судах. Компания требовала более 15 млн долларов компенсации.
Ни один из украинских военных никогда не привлекался к уголовной ответственности по факту крушения Ту-154М.
Кто и как сбивал гражданские самолеты в последние 35 лет. История вопроса
Трагические события с малайзийским «Боингом 777» заставили содрогнуться весь мир. Гибель почти трехсот ни в чем не повинных людей в очередной раз заставляет задуматься о том, как все переплетено и взаимосвязано в современном мире, как социальные катаклизмы, происходящие в Украине, оказывают прямое влияние на людей, живущих за тысячи километров от нашей страны, никогда, возможно, и не слыхавших о ее существовании.
Трагедия малайзийского авиалайнера заставляет вспомнить и другие подобные случаи — а их, к сожалению, было немало на протяжении последних двух-трех десятилетий.
«Новости-N» подготовили для своих читателей подборку наиболее известных случаев за последние 35 лет, когда гражданские самолеты с пассажирами на борту были сбиты военными.
20 апреля 1978 года самолет Боинг 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines нарушил воздушную границу СССР, был атакован советскими истребителями-перехватчиками и совершил вынужденную посадку на лёд замёрзшего озера Корпиярви (Карельская АССР).
В ходе инцидента истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО выпустил ракету, которая повредила южнокорейский лайнер.
В результате обстрела один пассажир погиб, второй скончался по дороге в больницу. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в г. Кемь и через два дня отправлены на самолете американской компании «PanAm» в г. Хельсинки (Финляндия).
Командир корабля Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были задержаны в СССР в связи с проводимым расследованием. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и штурман обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением лётчиков за пределы Советского Союза.
Следующий инцидент случился через 5 лет и тоже с корейским авиалайнером. 1 сентября 1983 года советским истребителем «Су-15» был сбит пассажирский «Боинг 747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс Korean Air 007, KAL007 (KAL-007) или KE007).
Боинг 747-230B, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул (с дозаправкой в Анкоридже, Аляска), вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над рядом советских военных объектов и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин.
При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди жертв был член Палаты представителей США Ларри Макдональд (англ. Larry McDonald). На момент катастрофы самолет отклонился от курса более, чем на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.
Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.
Через 5 лет случился еще один инцидент — на этот раз главными действующими лицами были американские военные. 3 июля 1988 года самолёт Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 между Тегераном (Иран) и Дубаем (ОАЭ) с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран). Через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса самолет был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США. Погибло 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Во время пуска ракеты крейсер Vincennes находился в территориальных водах Ирана.
Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что Vincennes сознательно атаковал гражданский самолёт.
Позже командир крейсера, капитан Уильям Роджерс был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.
26 февраля 1996 года США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 млн. долларов США за 248 погибших, из расчета 300 тыс. долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тыс. за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн. долларов) США отказались.
Данная компенсация однозначно рассматривалась США как односторонний добровольный акт, поскольку ответственность за случившиеся правительство США на себя не взяло. Вице-президент США в 1988 году Джордж Буш-старший, в частности, заявил: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты»
Еще один инцидент уже имеет прямое отношение к нашей стране. 4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск.
Во время осмотра обломков самолета были обнаружены поражающие элементы зенитной ракеты 5В21В зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С 200.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета МАК), на высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
Комментируя инцидент с Ту-154, тогдашний Президент Украины Леонид Кучма сказал: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».
Эти слова вызвали бурю возмущения в Израиле. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента:
«Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».
«Грубейшее нарушение всех законов»: почему США не признали вину за сбитый над Персидским заливом лайнер А300
Предпосылки к катастрофе
После исламской революции 1979 года в Иране власти соседнего Ирака выразили опасения, что революционные настроения могут распространиться на территории, подконтрольные официальному Багдаду, где проживала многочисленная шиитская община. Кроме того, Саддам Хусейн, как раз в это время возглавивший Ирак, вынашивал планы захватить богатые нефтью приграничные районы Ирана.
Иракский лидер не без оснований рассчитывал на поддержку США и ряда европейских стран. А также на то, что Советский Союз не пожелает терять мощного союзника в регионе, хоть и не одобрит его действия. Поэтому в сентябре 1980 года иракская армия перешла иранскую границу. Но ситуация стала развиваться совсем не так, как планировал Хусейн. Иранцы сумели остановить продвижение его сил и даже перешли в эффективное контрнаступление.
Желая подорвать экономику официального Тегерана, а также спровоцировать его на ответные меры, которые вовлекли бы в конфликт мировые державы, иракские власти в 1982—1984 годах развернули «танкерную войну» — начали топить суда, перевозившие иранскую нефть. Под ответные удары иранских ВВС действительно вскоре попали танкеры третьих стран, союзных Багдаду. В 1987 году США и Франция перебросили группировки своих ВМС в Персидский залив.
«К началу июля 1988 года война уже близилась к завершению, но напряжение в регионе всё ещё было чрезвычайно высоко. Американцы поддерживали Саддама Хусейна», — рассказала в интервью RT старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Ирина Фёдорова.
14 апреля 1988 года в Ормузском проливе на мине неизвестного происхождения подорвался американский фрегат. Кроме того, в мире ходили слухи, что Иран якобы закупил в Китае новые противокорабельные ракеты. Поэтому американское командование приняло решение перебросить в Персидский залив корабль, оборудованный многофункциональной информационно-управляющей системой Aegis, которая, как считалось, позволяла эффективно реагировать на ракетные удары противника. Этим судном и стал ракетный крейсер ВМС США «Винсенс».
Гибель А300
3 июля 1988 года американцы получили информацию, что иранские катера угрожают пакистанскому судну. Капитан «Винсенса» Уильям Роджерс III отправил к месту возможного конфликта вертолёт. Заметив его, иранцы отошли в свои территориальные воды, но это не смутило американцев, вертолёт которых нарушил воздушное пространство исламской республики. Иранцы открыли по машине огонь. Лётчик сообщил о произошедшем капитану, и Роджерс направил в территориальные воды Ирана уже сам крейсер, одновременно получив от командования разрешение на открытие огня. Вскоре два иранских катера были потоплены в водах акватории, относящихся к Ирану.
Примерно в это же время с аэродрома Бендер-Аббаса поднялся иранский пассажирский авиалайнер Airbus A300B2-203, следовавший рейсом IR655 в ОАЭ. Он двигался в пределах международного воздушного коридора шириной 35 км. Система Aegis американского крейсера сразу же зафиксировала взлетевший иранский самолёт. По словам экспертов, его передатчики имели специальный код, применяемый исключительно гражданскими судами, но моряки «Винсенса» этот факт по каким-то причинам проигнорировали. Как позже заявила американская сторона, профиль полёта А300 напоминал профиль выхода в атаку многоцелевого истребителя F-14, и командование судна якобы решило, что иранцы собираются наказать крейсер за заход в их территориальные воды и атаку на катера.
Американцы 11 раз попытались установить контакт с А300 по радиосвязи. Однако при этом восемь раз они выходили на связь на военных частотах и три — на коммерческих аварийных, не указывая уникальный код иранского лайнера, полученный через систему распознавания целей, и неверно называя скорость воздушного судна. Иранские пилоты, самолёт которых следовал в гражданском воздушном коридоре, со всеми необходимыми исправными передатчиками и на другой скорости, не могли даже предположить, что запрашивают именно их, тем более что неподалёку незадолго до этого пролетал иранский патрульный самолёт.
В итоге Роджерс отдал команду выпустить по гражданскому самолёту ракету класса «земля — воздух» SM-2MR. Самолёт был сбит и, развалившись на две части, рухнул в воды залива. 274 пассажира и 16 членов экипажа погибли.
Согласно тексту официального американского рапорта, самолёт был опознан как гражданский только после катастрофы. Причинами инцидента американская сторона назвала «психологическое состояние» экипажа и якобы имевшуюся схожесть профиля полёта лайнера с готовящимся к атаке истребителем.
«Вашингтон не будет извиняться»
«А300 был сбит то ли по ошибке, то ли намеренно, то ли из-за некомпетентности американского командира. До сих пор неясно, зачем американцы пошли на это. Объяснить случившееся операцией по защите танкеров сложно. Возможно, США хотели продемонстрировать силу Тегерану, проводившему последовательную антиамериканскую политику», — предположила Фёдорова в беседе с RT.
Эксперт подчеркнула, что для Ирана произошедшее стало большой трагедией. Причём только после того, как Тегеран обратился в международный суд, Вашингтон согласился выплатить компенсации родственникам жертв инцидента, подчеркнув, что это «добровольное» решение, которое вовсе не означает, что США считают обоснованными претензии Ирана.
«США категорически отказались признавать свою вину как государство. Президенты Рейган и Буш по очереди высказались примерно в том смысле, что Вашингтон не будет извиняться, несмотря ни на какие факты», — отметила востоковед.
Авиационные эксперты обращают внимание, что инциденты с атаками военных различных стран на гражданские самолёты далеко не единичны.
«Взять хотя бы Ту-154, сбитый по ошибке украинской армией над Чёрным морем в 2001 году. Представители официального Киева сказали тогда что-то вроде «со всяким может случиться», — отметил в беседе с RT генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко.
По словам председателя Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, бывшего заместителя министра гражданской авиации СССР Олега Смирнова, существуют жёсткие нормы и правила, регламентирующие полёты гражданских самолётов и поведение военных.
«Что касается случая с иранским лайнером, то это было грубейшим нарушением всех законов со стороны американцев. Он был сбит конкретно в том месте, где активные боевые действия не велись. Это преступление. И ему нет оправданий», — считает Смирнов.
Говоря об оценке произошедшего самим Вашингтоном, специалисты указывают, как американские власти поступили с непосредственными виновниками инцидента.
«Командир крейсера, вместо того чтобы понести наказание, получил высокую государственную награду», — подчеркнула Ирина Фёдорова.
Действительно, Уильям Роджерс III за службу в период с 1987 по 1989 год был награждён орденом «Легион почёта» — одной из высших наград США, которая обычно вручается за «выдающиеся заслуги по службе в чрезвычайной обстановке». Помимо капитана, различными наградами были отмечены и его подчинённые.
Вопреки популярному в прессе мифу, Роджерс вовсе не был неопытным. На тот момент ему шёл уже пятидесятый год, и он долгое время служил на командных должностях на кораблях ВМС США различного класса. Непосредственно перед назначением на «Винсенс» Роджерс руководил секцией отдела планирования военно-морских операций Пентагона.
«Командир крейсера совершил военное преступление, но так за него и не ответил», — заявил в интервью RT главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко.
Трагический инцидент над Персидским заливом неожиданным образом отразился на международном конфликте, возникшем вследствие катастрофы Boeing 747 над Сахалином в 1983 году.
«Запад в 1980-е настаивал на том, чтобы СССР из-за сбитого корейского Boeing исключили из состава Международной организации гражданской авиации (ИКАО). После того, что произошло с иранским А300, американцы прекратили оказывать по этому поводу какое-либо давление на международную общественность», — рассказал RT заведующий кафедрой безопасности полётов в гражданской авиации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Анатолий Костылев.
«К сожалению, поведение Соединённых Штатов в ходе инцидента с А300 и в плане нанесения удара по гражданскому объекту, и в плане последующих попыток уйти от ответственности для Вашингтона весьма характерно», — резюмировал Игорь Коротченко.