какие грани личности мцыри раскрываются в его
М. Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри
1. Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни в мир мечты.
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Природа Кавказа вызывает у юноши восторг, сердце наполняется ликованием. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни горца.
Автор не случайно вводит экзотические пейзажи, так как это лучшее средство для раскрытия характера Мцыри. Юноша, несмотря на трудности пути, успевает замечать многое и радуется каждой новой картине, которую дарила ему родная природа:
В то утро был небесный свод
Так чист.
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой.
Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Герой поэмы – горец по рождению, и генетическая память подсказала ему, как вести себя при встрече со зверем. Он вырос в монастыре, и никто не учил его сражаться с диким животным. Но Мцыри стоял и ждал минуту битвы, ощутив вдруг жажду борьбы. Это новое ощущение придаёт силы юноше, который понимает теперь, что и вдали от родины он «развил могучий дух его отцов». Осознание собственного мужества принесло герою уверенность, что он мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри понимает, как опасен сильный зверь:
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту – «пройти в родимую страну», – ведь эта «пламенная страсть» была единственной в его сердце. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша был не готов, даже простых навыков ориентирования на местности у него не было. Мцыри не подготовился к побегу: не взял с собой пищи, не подумал и о такой реальности, как оказание себе помощи при ранении.
Глубже раскрыть характер, показать истоки формирования личности помогает использование такой формы повествования, как исповедь. Юноша рассказывает о времени, проведённом вне стен монастыря, тому монаху, который когда-то спас его от смерти. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже за несколько минут, проведённых в родном краю. Значит, перед смертью Мцыри ни о чём не жалел, так как больше всего любил родину и свободу. К трудным испытаниям и ранней смерти его привела мечта, которую не смог осуществить юноша при столкновении с действительностью.
2. Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Данная поэма является романтическим произведением, и подтверждение тому – наличие многих характерных черт. Например, в поэме реальный мир отступает перед миром идеальным, миром мечты. Герой стремится уйти от существующей действительности, чтобы, преодолевая множество препятствий, осуществить мечту. На этом строится сюжет произведения, в котором автор развивает идею протеста и стремления к свободе, соединяя её с темой патриотизма.
Поскольку для Мцыри монастырь становится тюрьмой, он в шестнадцатилетнем возрасте совершает побег, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Мцыри – человек с сильной волей, ему близок и понятен свободный мир природы. Имея «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, он готов отдать «две жизни за одну, но только полную тревог».
На вопрос, что значит для него свобода, юный герой ответил ещё в шесть лет, когда попал в плен: он «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Уже тогда мальчик проявил «могучий дух его отцов», демонстрируя верность свободе и родине – Кавказу. Он не хотел жить в плену, для него жизнь возможна только в родных местах. Монастырь, где один из монахов вернул ребёнка к жизни, стал для Мцыри приютом, но не домом.
Уже в раннем детстве у него зародилась «одна, но пламенная страсть» – вернуться туда, где «люди вольны, как орлы». Для Мцыри очень важно жить рядом с теми, кто близок ему по крови и по духу, чтобы можно было произносить священные слова «отец» и «мать», чтобы была возможность поклониться родным могилам. Три дня вне монастырских стен стали для Мцыри лучшими за все годы, проведённые вдали от родины. Он увидел горы и почувствовал, что именно там прошли первые годы его детства:
. что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней.
Радость и восторг наполняли душу юноши, свобода пьянила его. Мцыри, как истинный сын природы, действительно обладает способностью сливаться с ней:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
Даже голод он переносил стойко, чтобы не отклоняться от цели. И бой с барсом воспринял как обычное, нередко встречающееся дело в жизни горцев, поэтому его «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».
Мцыри не удалось осуществить свою мечту, но, даже умирая, он говорит, что променял бы вечность и рай за несколько минут жизни на родине.
3. Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
На этот вопрос автор не даёт ответа в поэме, но суть повествования подсказывает один из возможных выводов: за свободу трудно бороться в одиночку. У Мцыри нет друзей, он очень юн и неопытен, к побегу не подготовлен, не взял с собой хотя бы еды или какие-то вещи. Он не умеет ориентироваться на местности, не знает дороги, поэтому идёт наугад.
Герой, с его пламенной страстью, идёт к заветной цели, превозмогая чувство голода, избегает знакомства с девушкой-горянкой и даже сражается с барсом. Он уверен, что преодолеет все трудности. Его упорство и мужество вызывают восхищение и уважение, но мечте его не дано осуществиться.
Потеряв силы в бою с барсом, юноша кружит по местности, возвращается к монастырю, теряет сознание, и его находят монахи. Придя в себя, Мцыри рассказывает о времени, проведённом в горах, тому монаху, с которым может быть откровенным. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути:
Увы! – за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Наверное, мечта в столкновении с действительностью потерпела поражение потому, что сам герой вырос вдали от реального мира, не знал его и не был готов к жизни вне монастыря. Юноше, выросшему в неволе, сложно начинать новую, другую жизнь.
О значении поэмы «Мцыри» сказано много, поэтому остаётся только добавить, как важно для русских людей знакомиться с особенностями духовного облика народов Кавказа, узнавать об их жизни. Это наши сограждане и соседи, понимать которых учит нас и великий гуманист, русский поэт М.Ю.Лермонтов.
Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с грузинкой и бое с барсом.
Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).
Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».
Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.
Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.
«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.
В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в «Максиме Максимыче» герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, мы узнаем о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность».