какие графики движения поездов бывают
Виды графиков движения поездов
Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т.д. В связи с этим, различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам:
1.В зависимости от числа главных путей на перегонах железнодорожного участка:
· однопутные или двусторонние – главные путь на перегонах используется для движения поездов в оба направления попеременно; скрещение и обгон поездов осуществляется на раздельных пунктах (рис. 8.2);
· двухпутные или односторонние – каждый главный путь на перегонах специализирован для движения поездов только в одном направлении (рис. 8.3).
Рис. 8.2. Однопутный параллельный график
Рис. 8.3. Двухпутный параллельный график
2.В зависимости от соотношения скоростей движения поездов различных категорий:
· параллельные – все поезда одного и того же направления имеют одинаковую ходовую скорость (рис. 8.2 и 8.3);
· непараллельные – поезда одного и того же направления имеют разную ходовую скорость в зависимости от их категории (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Однопутный непараллельный график
3.В зависимости от соотношения количества поездов в каждом направлении на:
· парные – с одинаковым количеством поездов в обоих направлениях;
· непарные – с разным количеством поездов в каждом из направлений.
4.В зависимости от порядка следования поездов одного направления:
· пакетные – применяются при автоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются блок-участками, и на перегоне одновременно могут находиться сразу несколько поездов (рис. 8.5а).
· частично пакетные – применяются при автоблокировке; в этом случае одни поезда следуют в пакете, другие – отдельно (рис. 8.5б).
· пачечные – применяются при полуавтоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются межстанционными перегонами, и на одном перегоне может находиться только один поезд (рис. 8.5в).
а) | | б) | |
в) | |
Рис. 8.5. График движения поездов:
Классификация графиков движения поездов.
ГДП в зависимости от числа главных путей на перегонах, постоянства времени следования поездов по линии, их количества, а также расположения, делятся на следующие виды:
— Однопутный – на одном перегоне в обоих направлениях в одно и то же время, находиться только один поезд.
Варианты такого графика используются на однопутных соединительных ветвях.
— Двухпутный – на одном перегоне в одно и то же время, может находиться различное кол-во поездов.
Такой график применяется большую часть суток.
— Параллельный – линии поездов параллельны друг другу, т. к. время хода поездов одинаковое.
— Непараллельный – линии поездов не параллельны друг другу, т. к. время хода у поездов не одинаково.
Применяется при переходе на «пиковое» и «непиковое» время.
— Парный – количество поездов как в одном, так и в другом направлении в единицу времени одинаково. На метрополитене в основном используют «парный» график.
— Непарный – количество поездов в единицу времени не одинаково.
На метрополитене «непарный» график применяется при переходе с одной частоты движения на другую (при выдачи из депо, при отдаче в депо и т. д.)
— Пачечный – На одном перегоне находится один поезд, т.е. кол-во поездов на одном перегоне разделяются между собой межстанционным интервалом. Применяется в конце движения поездов.
— Пакетный – На одном перегоне максимальное кол-во поездов. Применяется в часы «пик».
Кроме того различают графики:
При нормальной работе график исполненного движения не ведётся, а ДЦХ лишь следит за чётким выполнением планового графика.
Если же начинается отклонение от планового графика, то ДЦХ наносит на сетке фактическое время проследования поездов.
Существуют две формы графиков:
Классификация графиков движения поездов
Железнодорожная сеть нашей страны характеризуется различными условиями эксплуатации участков: размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т. д. В связи с этим различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам.
1. По соотношению скоростей движения поездов графики подразделяются на параллельные и непараллельные. При параллельном графике на перегоне все поезда каждого направления имеют одинаковую скорость движения, поэтому линии хода поездов расположены параллельно (рис. 25.2, 25.3). Параллельный график позволяет наиболее полно использовать пропускную способность участков, служит основой для изучения свойств и закономерностей всех типов графиков.
Рис.25.2. Параллельный парный однопутный график
Рис.25.3. Двухпутный параллельный график
При непараллельном графике (рис. 25.4, 25.5) предусматривается обращение пассажирских и грузовых поездов с разными ходовыми скоростями движения, причем поезда могут быть одной или нескольких категорий (скорые, пассажирские, грузовые нормальной скорости, грузовые ускоренные и др.).
На трехпутных линиях обычно два пути специализируют по направлениям, а один используют для следования поездов обоих направлений. На четырехпутных участках чаще всего два пути используют для грузового и два для пассажирского движения со специализацией каждой пары путей по направлениям.
Рис.25.4. Непараллельный парный однопутный график
Рис.25.5 Непараллельный двухпутный график
Рис.25.6. Параллельный график на линиях с двухпутными вставками для безостановочных скрещений поездов
Рис.25.7. Пачечный однопутный график
Рис.25.8. Пачечный двухпутный график
Рис.25.9. Однопутный пакетный график
Характеристикой частично-пакетного графика движения поездов является коэффициент пакетности графика :
где число поездов, следующих по участку в пакетах;
общее число поездов, пропускаемых по участку за сутки.
Коэффициент пакетности может принимать значение от нуля (непакетный график) до единицы (пакетный график).
На однопутных и двухпутных линиях в целях уменьшения влияния пассажирских поездов на движение грузовых пропускают группу пассажирских поездов пачкой. Схема двухпутного графика движения при пачечном расположении пассажирских поездов показана на рис. 25.11.
4. По соотношению времени занятия перегонов одной парой поездов или поездом различают графики идентичные и неидентичные. Степень неидентичности графиков зависит от неидентичности перегонов, станционных интервалов и добавок на разгоны и замедления
. Степень неидентичности однопутных перегонов определяется коэффициентом неидентичности перегонов j:
,
где сумма времени хода пары поездов по перегонам однопутного участка первому, второму, третьему; П – число перегонов на участке;
сумма времени хода пары поездов по ограничивающему перегону.
При идентичности всех перегонов j=1.
Рис.25.10. Частично-пакетный график
Рис.25.12. Непарный параллельный однопутный график
Степень неидентичности однопутного графика определяется коэффициентом неидентичности графика .
Если принять общее время занятия перегона парой поездов равным:
;
;
;
При идентичности графика . Неидентичность однопутных графиков обычно
. Неидентичность двухпутных графиков определяется отдельно для каждого направления движения.
5. По соотношению размеров движения в четном и нечетном направлениях графики разделяют на парные с одинаковым числом поездов в обоих направлениях (см. рис. 25.2, 25.3, 25.4) и непарные (рис. 25.12).
Рис.25.11. Двухпутный график при пачечном расположении пассажирских поездов
Степень непарности графика характеризуется коэффициентом непарности:
,
где число поездов обратного направления;
число поездов преимущественного направления.
Как правило, графики характеризуются той или иной степенью непарности.
Основные типы графиков движения поездов и их характеристика
График движения поездов является оптимальным планом организации и управления согласованной работы и взаимодействия всех причастных служб, участвующих в перевозочном процессе. Он является оптимальной организацией эксплуатационной работы и оперативного управления локомотивным и вагонным парком, предусматривающим наиболее эффективное использование пропускных и провозных способностей железных дорог и их технического оснащения. Графиками устанавливается зависимость движения каждого пассажирского и грузового поезда по каждому раздельному пункту. Составляется график на специальной масштабной сетке, на которой горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты, а вертикальными – время (жирные линии – часовые интервалы, пунктирные – получасовые, тонкие – десятиминутные интервалы). Время указывается московское от 0 до 24 часов, либо от 18 до 18 часов. Движение поездов указывается наклонными линиями. Линии хода поездов наносятся: нечетных – сверху вниз, а четных – снизу вверх. В точках пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов в тупых углах ставятся цифры времени прибытия или отправления, а также проследования, отличные от десятка.
Графики движения поездов классифицируются:
1. по соотношению скоростей:
a. параллельные (линии хода поездов по перегонам параллельны, т.е. скорости хода одинаковы);
b. непараллельные (поезда различных категорий имеют неодинаковое время хода, т.е. следуют с разными скоростями);
2. по числу главных путей:
3. по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлении:
a. парные (если количество поездов в четном и нечетном направлении одинаково);
b. непарные (если количество поездов в четном и нечетном направлении неодинаково);
4. по характеру следования поездов в попутном направлении:
a. пачечные (когда на перегоне находится только один поезд);
b. пакетные (когда на перегоне находятся несколько поездов, разделяемых межпоездными интервалами; пакет – это два и более поездов, следующих друг за другом в одном направлении; разновидностью пакетных являются частично пакетные, в которых только часть поездов идут пакетами).
Пакетные графики характеризуются коэффициентом пакетности, равным отношению числа поездов, следующих в пакете, к общему числу поездов за период графика или за сутки
Из формулы видно, что этот коэффициент находится от 0 до 1. Также важным положительным моментом для пакетных графиков является большая наличная пропускная способность.
Зависимость коэффициента пакетности от наличной пропускной способности и от участковой скорости.
Из графика видно, чем выше наличная пропускная способность, тем выше коэффициент пакетности, но с увеличением коэффициента пакетности падает участковая скорость. Обычно на практике разрабатывают графики движения поездов с коэффициентом пакетности, равным 0,55 ÷ 0,62.
Пакетные графики и их применение зависит от многих причин, но в первую очередь от количества приемоотправочных путей на промежуточных станциях.
График движения поездов
График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов. График движения поездов — это отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, где ось X — это ось времени, а ось Y — ось расстояния. Движение поезда между раздельными пунктами выражается функцией вида Y=kX+b, поезд принят за материальную точку.
Согласно п.13.1 Правил Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации (инстр. ЦРБ-756), график движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Нарушение графика движения поездов не допускается.
График движения поездов должен обеспечивать:
Составляют график движения на специальной масштабной сетке. Расстояния между раздельными пунктами откладываются по вертикали, а время — по горизонтали. Горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты (их оси), а вертикальными время (жирными — часовые периоды, штриховыми — получасовые, тонкими — десятиминутные интервалы) Время указывается московское, поясное от 00.00 до 24.00 часов, или от 18.00 до 18.00. Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, условно принимая, что в пределах перегона скорость их равномерна (используется перегонное время хода, специально высчитываемое в зависимости от профиля пути, типа поезда, направления хода, опыта работы ведущих машинистов и т. д. — по данным тяговых расчётов). Время проследования (прибытия или отправления) поездом каждого раздельного пункта определяется пересечением линии хода поезда с осью соответствующего раздельного пункта и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта. На перегонах, прилегающих к станциям, ограничивающих диспетчерский круг, над линией хода поезда ставят его номер. Поезда нумеруют в зависимости от направления движения и категории перевозок. Линии хода нечетных поездов наносят сверху вниз, четных — снизу вверх. На основе графика движения поездов составляются расписание движения поездов, где указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.
Содержание
Отображение основных эксплуатационных событий на графике (см.пример)
Классификация графиков
Графики движения поездов бывают:
Исходные данные для разработки графика движения поездов
Исходные данные для разработки графика движения поездов: времена хода поездов по перегонам, нормы времени на разгон и замедление, нормативы продолжительности стоянок поездов на промежуточных станциях для выполнения технических и коммерческих операций, нормативы оборота локомотивов в депо для выполнения технического обслуживания и расчетные минимальные интервалы между поездами при приеме, отправлении и проследовании их через станции (станционные интервалы), а также интервалы между поездами, следующими в пакете (межпоездные интервалы)
Единый график движения поездов по всей сети железных дорог СССР был введен летом 1935 года. График стал составляться ежегодно на летний период, с корректировкой на зиму.
В эксплуатационной работе железных дорог различают следующие виды графиков движения поездов:
Нормативный график движения поездов
Нормативный график движения поездов (НГДП) разрабатывается и составляется ежегодно технологами отдела разработки графиков движения поездов службы перевозок железных дорог. Новый НГДП вводится в последнее воскресенье мая до начала кампании летних пассажирских перевозок. На участках с разными объемами пассажирских перевозок в летий и зимний периоды по окончании летних пассажирских перевозок вводится НГДП с корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.
Вариантный график движения поездов
Вариантные графики движения поездов (ВГДП) разрабатываются на участках, где предоставляются окна для ремонтных и строительных работ, влияющие на условия пропуска поездов и размеры движения поездов (в парах). ВГДП действуют как на длительный период так и на конкретные даты предоставления «окон». ВГДП должен обеспечивать пропуск установленных среднесуточных размеров движения поездов на участке в противном случае совместно с департаментом перевозок решается вопрос об отклонении вагонопотоков на период предоставления «окон» на параллельные ходы. Для участков на которые отклоняются вагонопотоки с участков где предоставляются «окна» также разрабатываются вариантные графика движения поездов.
График исполненного движения
График исполненного движения (ГИД) ведется на специальном бланке поездным диспетчером участка (ДНЦ) или автоматически с использованием программы «АРМ ГИД Урал ВНИИЖТ». ГИД отражает выполнение всеми службами железной дороги установленного нормативного или вариантного графика движения поездов. На основе анализа ГИД рассчитываются качественные и количественные показатели работы участка.