какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании

Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании Елена Зайцева
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS

Воспитатель : Зайцева Е. М

Все чаще в детские сады попадают дети с трудностями в поведении, с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом.

Аутичность-обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение дано в психологическом словаре.

Я столкнулась с таким случаем впервые четыре года назад.

В группу пришли один за другим два очаровательных мальчугана, с непонятным и даже пугающим поведением. Я просто терялась, когда агрессия мальчиков обрушивалась на меня или окружающих детей и взрослых. Работа с такими детьми требует большого терпения, интуиции.

Во время общения с ними приходиться «раствориться» в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в его логику.

Поведение аутичного ребенка выглядит хаотичным, неадекватным. Но в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта

После длительного общения с таким ребенком можно выделить

— не играет со сверстниками

— не разговаривает с окружающими

— делает бесцельные движения

— может совершать действия, приносящие вред ему самому

— закрывает уши руками, боясь громких звуков

— повторяет одни и те же действия

— избирателен в одежде

А дальше напрашивается вопрос, как обучать такого ребенка?Какие методы и приемы использовать?

Традиционные методы обучения с детками данной категории малоэффективны! Я могу да же сказать, что они не эффективны совсем.

Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с ОВЗ в разных направлениях. И основной вектор направлен на инклюзивное образование.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи её удовлетворительно объясняться.

В основе знаковой деятельность ребенка лежат общие психофизиологические закономерности теории высшей нервной деятельности человека сформулированные отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым.

Очевидно, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка.

(Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.)

Методы АДК (альтернативной деятельности когнитивного развития) можно и нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии:

Альтернативная коммуникация служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.

В системах АДК широко используется различные средства коммуникации:

-визуально-графические (плоские символические изображения)

Я активно использую средства альтернативной коммуникации в совместной деятельности, эти вспомогательные средства являются неотъемлемым компонента образовательного процесса.

Важным помощником в общении с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями являются так же мимика и пантомимика, выразительные движения, подчас оказываются даже более действенными, чем слова.

Особое внимание я уделяем зрительному контакту, потому что, приветливый и открытый взгляд располагает к доверительному общению с такими детками.

Интонационная окраска воспитателя должна эмоционально дополнять речь, т. к она может поддержать и ободрить ребенка во время выполнения задания

И так, началась моя работа с привития деткам коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм. В этом мне помогает система PECS.

Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно.

При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимостью.

Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты.

Преимущества системы PECS не оспоримы.

Она позволяет детям с нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.

Таким образом, использование различных форм альтернативной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с нарушением развития, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности.

Альтернативная коммуникация является важной составляющей процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, с помощью введения этой системы в учебный процесс появляется дополнительная возможность, для более детального понимания потребностей ребенка, не только в образовательной среде, но и в социальном окружении, что в дальнейшем будет способствовать более успешной социальной интеграции.

И на последок хочется сказать несколько слов коллегам, кто работаетс особенными детками :

Что делать? И как помочь малышу?

1. Примите ребенка таким, какой он есть

2. Обращайтесь к ребенку по имени

3. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком

4. Осваивайте деятельность этапами, частями

5. Доносите информацию через схемы и картинки

5. Если ребенок мешает проводить занятия с группой детей, то заранее предложите ему любимое занятие (пазлы, «Лего» и т. д.)

6. Держите малыша в поле зрения. Обычно такие дети неусидчивы, двигательно- расторможены, поэтому могут уйти или убежать за пределы участка и даже детского сада.

7. Если малыш плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить его внимание на яркую динамичную игрушку, фонарик, мыльные пузыри и т. д.

8. Помогайте осваивать навыки одевания и раздевания.

Во что играть с ребенком-аутистом?

-игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики

И не бойтесь повторяться и говорить само собой разумеющие вещи! Исследуйте мир вместе с ребенком!

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым». Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Источник

ТЕМА: «средства альтернативной дополнительной коммуникации».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

ТЕМА: «средства альтернативной дополнительной коммуникации».

Описание слайда:

КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. И это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все, когда процесс коммуникации затруднен, тогда прибегают к жестикуляции, символическим изображениям (картинкам, значкам, пиктограммам).

Описание слайда:

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Описание слайда:

Альтернативная коммуникация.
Все не голосовые системы общения называются альтернативным, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). КОГДА Ребенок не может доступно и понятно объяснит свои желания и потребности, ТО с помощью Адк это СТАНОВИТСЯ возможно!

Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ Дополнительной коммуникации
востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.

Описание слайда:

Коммуникация с помощью жестов
Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.

Описание слайда:

Коммуникация с помощью символов
символы классифицируются на:
графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы
коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки);
орфографическое письмо;
предметные символы (словесные кубики Примака)

Описание слайда:

Система коммуникации при помощи карточек PECS

Описание слайда:

Метод обучения коммуникации «МАКАТОН»
Языковая программа «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей с трудностями общения за счёт использования ЖЕСТОВ и СИМВОЛОВ совместно с РЕЧЬЮ.

Описание слайда:

МЕТОДИКА РАБОТЫ
Диагностика воспитанников начинается с выяснения исходных положений: оценка их коммуникативных, когнитивных, психосоциальных и моторных способностей, которые будут пользоваться альтернативной коммуникацией. После полученных данных, можно определить, насколько дети нуждаются в поддерживающей коммуникации.
При подборе средств АДК необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых детей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает очень долгое время.

Описание слайда:

Методика работы
В ходе организации и проведения работы надо исходить из положения, что коммуникация является особым видом деятельности. Поэтому вся обучающая работа с детьми глубокой и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Основная цель: формирования навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей.
необходимо выяснить, есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребёнок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Обсуждается, какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент.

Описание слайда:

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства Адк ДЛЯ ДЕТЕЙ МЫ выполнЯЛИ следующие действия:
ПровОдиЛИ наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: В ГРУППЕ, В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ, на занятиях, на УЛИЦЕ.
ПровОдиЛИ обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.
АналИзирОВАЛИ, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.
ОбсуждАЛИ, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
ПровОдиЛИ обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действияМ.
использоваЛАСЬ помощЬ ребёнку со стороны взрослого, ДЛЯ использования различных приспособлений (коммуникативные ФАРТУКИ, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы)

Описание слайда:

Требования к символам системы дополнительной коммуникации

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик – доставать из ящика).
предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.
Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.
Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.
Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ).

Описание слайда:

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО АДК
НА ПЕПРВЛМ ЭТАПЕ РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ С КАРТИНКОЙ (ПИКТОГРАММОЙ), ЖЕСТОМ И УСТАНАВЛИВАЕТ СВЯЗЬ МЕЖДК РЕАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ И ЕГО ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ, ФОТОГРАФИЕЙ (СООТВЕТСТВИЕ)
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ФОРМИРУЕТСЯ НАВЫК ПЕРЕНОСА СИМВОЛОВ НА ДРУГИЕ СИТУАЦИИ, ТОЕСТЬ РАСШИРЯЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ГРАММАТИЧЕСКОМУ СТРУКТУРИРОВАНИЮ, ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ГРАФИЧЕСКИМ СИМВОЛАМ

Описание слайда:

Методика работы
Изучив и просмотрев все средства дополнительной коммуникации (жесты, карточки, базальную стимуляцию, технические средства (гоутоки, кнопка)), для НАШИх воспитанников наиболее подходящее это работа с карточками, техническими средствами и с жестами.
В МОЕЙ ГРУППЕ 10 ВОСПИТАННИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 16 ЛЕТ, В группе Юлии юрьевны 11 воспитанников в возрасте от 7 ДО 18 ЛЕТ ДИАГНОЗЫ В ОСНОВНОМ ТЯЖЕЛАЯ И ГЛУБОКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ Г.М. ИЗ ВСЕХ ДЕТЕЙ трое ребят УЧАВСТВУЮТ В ПРОЕКТЕ «МЫ ВМЕСТЕ», ЭТО Устинова карина, логвинова юлия (ВАСИНА Н.А.), И МАЗИКОВ ИВАН (ЮШКОВОЙ Ю.Ю.).
Речь у детей не сформирована. Очень часто они выражают свои потребности и эмоции, а люди их не понимают, чего они хотят. И поэтому для упрощения общения с окружающими мы начали ПРОБОВАТЬ использовать СИСТЕМУ АДК.

Описание слайда:

Методика работы
ДЛЯ НАЧАЛО РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ИНИЦИАТИВЫ И ОБЛАСТЬ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ
ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДХОДЯЩУЮ СИСТЕМУ КОММУНИКАЦИИ (ПРОЙДЯ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ)
ОПРЕДЕЛИТЬ РЕАКЦИИ, КОТОРЫЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ФУНКЦИОНИРУЮТ КАК ПРОСЬБА (ВЗГЛЯД В ГЛАЗА, КРИК, ПРОТЯГИВАНИЕ РУК, И Т.Д.)
ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ДАННЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ ОБУЧАТЬСЯ ПО ТАКОЙ-ТО СИСТЕМЕ.
А ИМЕННО: ДЛЯ КАРИНЫ У. И ВАНИ М ПОДХОДИТ СИСТЕМА КАРТОЧЕК ПЕКС, РАБОТА С ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ (ГОУТОКОМ, ПЛАНШЕТОМ, ГОВОРЯЩИМ АЛЬБОМОМ), ДЛЯ ЮЛИИ Л.. СИСТЕМА ЖЕСТОВ И СИСТЕМА «МАКАТОН».

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ
В РАБОТЕ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЕТ МАССАЖИСТ, МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ. ОНИ СПОСОБСТВУЮТ АКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ (ПРОСМОТР РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ И МУЛЬТФИЛЬМОВ, И ИСПОЛЬЗУЮТ ЖЕСТЫ И КАРТИНКИ), ИНОГДА ЗАНИМАЮТСЯ ППРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РИСУЮТ, РАСКРАШИВАЮТ).

Описание слайда:

Фото работы воспитателя с использованием карточек «пекс» и соответствие звука и картинки

Описание слайда:

Фото работы воспитателя с использованием предметных картинок (соответствие предмета и картинки)

Описание слайда:

Фото работы воспитателя использование картинок для выражение просьбы ребенка

Описание слайда:

Фото работы воспитателей использование картинок для предоставления выбора ребенку

Описание слайда:

Фото работы воспитателей использование картинок для предоставления выбора ребенку

Описание слайда:

Фото работы воспитателей по показу алгоритма умывания.

Описание слайда:

Фото работы воспитателей по предоставлению выбора игрушек

Описание слайда:

Фото работы воспитателей по предоставлению выбора игрушек; работа по карточкам «МАКАТОН»

Описание слайда:

Фото работы воспитателей по карточкам «МАКАТОН»

Описание слайда:

Фото работы воспитателей по карточкам «МАКАТОН»

Описание слайда:

ОБОРУДОВАНИЕ, используемое в работе воспитателей

Описание слайда:

ОБОРУДОВАНИЕ, используемое в работе воспитателей

Описание слайда:

ОБОРУДОВАНИЕ, используемое в работе воспитателей

Описание слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Доклад для специалистов обучающих детей с ОВЗ «Понятие альтернативной и дополнительной коммуникации»

Тема: Основные понятия и принципы коммуникации

Коммуникация – это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.

Мы разделяем и обмениваемся чувствами, мыслями, мнениями или информацией при помощи наборов или символов, которые все партнёры могут понять и использовать

Коммуникация всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим.

Коммуникация – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Коммуникации дети учатся через процесс взаимодействия с другими.

Контактируя со сверстниками, дети учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение

• Внимание к партнеру

• Подражание действиям, звукам, словам

• Очередность в процессе коммуникации

• Умение слушать партнера

• Понимание коммуникативных сообщений

• Умение играть в игры на взаимодействие

• Умение совершать движения для коммуникации

Навыки коммуникации у ребёнка будут развиваться если:

• у него будет партнер по общению

• он всегда будет понят, и будет получать ответ на его сообщения

• он будет слышать сказанные слова и видеть, что они обозначают

• он будет повторять коммуникативные сигналы в разных подходящих ситуациях

• он будет тренироваться в коммуникации в повседневных делах

• он будет получать удовольствие от коммуникации

Понятия Альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

Термин Дополнительная (аугментативная) означает усиливающая. Люди, которые используют дополнительную коммуникацию, дополняют ее жестами, пиктограммами, символическими картинками или другими средствами выражения. Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития, пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.

Альтернативная коммуникация. Все не голосовые системы общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Термин Альтернативная означает замещающая или другая. Система альтернативной коммуникации может включать множественные методы передачи информации. Если человек абсолютно не использует речь, он может пользоваться только жестами, картинками или вокализацией для демонстрации того, что он может или хочет.

Определение нуждаемости в АДК

• Ухудшение способности получать, посылать, обрабатывать и понимать понятия, словесные, невербальные или графические символические системы.

• Коммуникативное нарушение может проявляться в процессах слушания, усвоения языка, и/или речи.

• Коммуникативное нарушение может быть легким, умеренным и глубоким

• Оно может развиваться или быть приобретенным.

• Люди могут демонстрировать нарушение коммуникации в одном аспекте коммуникации или в любой комбинации нескольких аспектов.

• Коммуникативное нарушение может быть основным (первичным) нарушением или вторичным от другого нарушения.

Спектр коммуникативных нарушений:

• трудности соединения звуков в слова

• общая неспособность делать движения ртом необходимые для говорения слов

• неспособность составлять логическую последовательность слов или предложений вместе, чтобы сделать беседу наполненной смыслом

• неспособность понимать инструкции

• Дети с речевыми нарушениями

• Дети с нарушением слуха

• Дети с сильным нарушением зрения

• Дети с аутизмом и другими нарушениями контакта

• Дети с синдромом Дауна

• Дети с двигательными нарушениями

• Дети с множественными нарушениями

• Для использования АДК может требоваться помощник, либо человек может использовать средство самостоятельно

Аргументы в пользу АДК

• АДК не мешает речевому развитию

• АДК может использоваться на пути к речи, вместе с речью и вместо речи

• АДК играет позитивную роль для всего языкового и речевого развития

1. Независящие от вспомогательных средств/телесные

— Естественные реакции, сигналы

— вокализация, язык тела, выражение глаз и др.

— движения головы, указывание

— Знаки в качестве АДК (язык жестов)

2. Зависящие от вспомогательных средств / графические

(напр., PCS, пиктограммы)

-системы символов (напр., «блисс»)

— Слова, фразы, письмо (Словестные кубики Примака; «Речевые кубики», кубики обычно сделаны из дерева и пластика.

3. Вспомогательные средства для АДК

Графическая АДК может быть организована в виде:

— предметные символы (словесные кубики Примака).

— альтернативная система обучения коммуникации «PECS»,

— карт для указывания, альбомов с картинками, кармашков для картинок, схем, рамок для указывания взглядом

— коммуникационного паспорта, карточки для знакомства

— коммуникационных программ для компьютера.

Графические символы. Системы графических символов в основном применяют в коммуникативных вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии. Первыми из таких систем были система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS)

Это гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяется на подходящем для него уровне.

Потенциальные пользователи Макатона – дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д., а так же их окружение: родители, специалисты, родственники, друзья, представители социальных и образовательных учреждений.

Макатон может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, жесты убираются) либо как альтернативная,

(когда жесты полностью замещают речь).

Программа учить устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях. Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые.

Макатон – это система упрощённых жестов, которые легко показать и что самое главное, легко понять.

Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящихиз Основного словаря и Ресурсного словаря.

Основной словарь – включает в себя около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном бытовом общении. Всего в О. с. 8 уровней и ещё один уровень дополнительный.

Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России не создан.

Каждому понятию в словаре соответствует символ и жест, они используются совместно со звучащей или письменной речью.

Преимущества системы «Макатон»- совместное использование жестов, символов и звучащей речи, что приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации;

— способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, речь, внимание, восприятие

Недостатки системы «Макатон»- при использовании системы «Макатон» могут возникнуть трудности у людей с двигательными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра.

БЛИСС-СИМВОЛЫ

Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т. е. письменности, не основанной на буквах. Основоположником данной системы является австрийский химик, философ и гуманист Чарльз Блисс. Исходно символы Блисс разрабатывались как международный письменный язык по образцу китайской письменности. Предполагалось, что они будут способствовать в борьбе за мир, облегчая государственным деятелям разных стран общение друг с другом (Bliss, 1965, но система никогда не использовалась для этих целей. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, которые не могли говорить и имели трудности с обучением чтению и письму. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов

Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисс-символов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии.

Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС;

ДОМ – это ЗДАНИЕ+ЧУВСТВО;

Блисс-символы различаются между собой степенью прозрачности, т. е. тем, насколько легко ассоциировать графическое представление с определённым значением.

Блисс–система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными, например:

Блисс оказывает максимальную помощь неговорящим детям с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего эти дети имеют сохранные познавательные возможности, хорошее понимание обращенной речи и способны к выражению свих желаний и мыслей.

Символы Блисс часто имеют довольно сложное графическое строение, многие из них содержат один или более общих основных символов. Это может не влиять на использование системы людьми с нормальным зрением и хорошими языковыми и когнитивными способностями. Однако такая сложность может мешать использовать Блисс-символы людям с интеллектуальными нарушениями.

КАРТИНКИ

Картинки, т. е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети. Однако нельзя сказать, что маленькие дети полностью понимают картинки. Дети уже в младенчестве способны узнавать предметы на картинках, но понимание картинок –сложный когнитивный навык, который в норме развивается медленно и может нелегко даваться людям с интеллектуальными нарушениями. У многих людей с интеллектуальными нарушениями понимание картинок ограничено, причём иногда им труднее понимать фотографии, чем контурные рисунки). Если человек не понимает, что изображено на картинках, не имеет смысла использовать картинки вместо графической системы коммуникации. Одна из причин для использования картинок заключается в том, что человек может узнавать то, что на них изображено, и прореагировать на это. Однако узнавание предметов и действий, изображённых на картинках, само по себе не является целью. Вопрос в том, помогают ли эти картинки человеку в коммуникации. С этой точки зрения у картинок есть преимущества и недостатки.

Речевые коммуникаторы

Различают стационарные и портативные технические средства коммуникации.

Портативная система – ноутбук, карманный компьютер (все, что можно положить в сумку).

Термином коммуникативное вспомогательное устройство обозначают устройства, помогающие людям выражать себя.

Коммуникативные вспомогательные устройства используются достаточно давно. Существуют неэлектронные коммуникативные доски и другие, простые или низкотехнологичные устройства, например, такие, где есть подсветка или движущийся указатель, а также, устройства, основанные на продвинутых компьютерных технологиях, с экранами и с искусственной речью. Однако интерес к разработке и использованию коммуникативных вспомогательных устройств особенно возрос после появления высокотехнологичных вспомогательных устройств.

У многих устройств речевого вывода нет обычной клавиатуры. Они управляются либо с помощью сенсорного экрана, либо с помощью экранной панели, состоящей из клавиш, зачастую имеющих большую поверхность. Клавиши называют «полями», а всю панель управления – «уровнем».

У многих устройств есть несколько уровней, которые можно выбирать помере необходимости.

Технические средства с речевым выводом – Речевые коммуникаторы

Коммуникатор GoTalk +представляет собой лёгкое, портативное устройство которое так и позволяет записать и воспроизвести до 45 сообщение, плюс 3 дополнительных фиксированных сообщений, которые всегда должны быть под рукой 9внс 650 г).

Коммуникатор «БИГмэк» («BIGmack») –простое вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое очень часто используется при вступлении в коммуникативное взаимодействие. Сего помощью можно записывать и сохранять в памяти голосовые сообщения продолжительностью до 20 с. Хранящееся в памяти сообщение воспроизводится нажатием на клавишу диаметром 20,5 см. «БИГмэк» позволяет адаптировать игрушки на батарейках и активировать их нажатием на клавишу. Благодаря такому устройству лица, неспособные полноценно общаться с окружающими, приобретают опыт целенаправленного общения. «БИГмэк» особенно эффективен, например, когда нужно научиться пользоваться клавишей как таковой, речью для выражения своих потребностей, а также, чтобы привлечь к себе внимание. Кроме того, «БИГмэк» позволяет соединить вывод речи с запуском какого-либо действия. Его применяют в ситуациях, когда необходимо, например, поздороваться и попрощаться, представиться при знакомстве, позвать животное, рассказать о каком-либо событии (в школе – о том, что произошло в выходные дни, произнести слово или предложение, повторяющееся в рассказе или песне.

Устройство – планшет АРК

Устройство позволяющее общаться посредством составления фраз в коммуникаторе, показывая экран планшета собеседнику.

Это первый российский коммуникатор в котором можно создать алгоритм собственного визуального языка, и пополнять его любым нужным для общения содержимым. Вместо картинок можно использовать сохранённые в галереи планшета фотографии. Планшет так же содержит фотоаппарат и встроенный поиск Google и Yandek. Если записать целые предложения к одной иллюстрации-фотографии, то ребёнок может общаться быстрее и эффективнее.

Мобильные приложения для Альтернативной коммуникации

Самым популярным русскоязычным приложением для АК можно назвать разработку компании IndigoKids«Говори молча». В программе используются довольно качественная озвучка, как на английском, так и на русском языках, существует возможность добавления новых слов, при этом ребёнок может отправить набранное им предложение в виде sms на телефон родителя или любого другого человека. Установить и использовать это приложение можно на любом устройстве Android, или на iPad.

Похожей функциональностью обладают и другие программы, например: LetMeTalk, JABtalk и другие. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделить из них лучшую невозможно и по той причине, что не существует двух одинаковых аутистов. И то, что подойдёт одному из них, другому может совершенно не понравиться.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ «PECS»«PECS» (PictureExchangeCommunicationSystem) – коммуникативная система обмена картинками, разработанная в конце 80-х гг. в США Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. Со временем применение системы «PECS» распространилось на детей и взрослых с различными расстройствами.

Сюда входят, в том числе люди:

Идея системы «PECS» – подвести детей к тому, чтобы коммуникация исходила от них самих. Многим неговорящим сложно привлечь соответствующее внимание окружающих к своим потребностям и желаниям. Система «PECS» призвана научить их самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми. «PECS» сводит существенную часть коммуникации – речевой обмен к непосредственному обмену картинками, что для многих неговорящих является огромным усилием, а с другой стороны – и достижением.

Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше5 лет. Богатый опыт ее применения накоплен в отношении лиц с аутизмом. Они практически не говорят или имеют ограничения в речи, сопровождаемые эхолалией.

«PECS» проходит в виде тренинга. Его можно проводить как в школе, так и дома.

Изображениями, которые используются в программе, могут быть фотографии, цветные или черно-белые рисунки или даже небольшие предметы.

Для начала обучения «PECS» необходимо следующее обязательное условие: кандидат для «PECS» должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

• Ребенок учится основам обмена карточками с другими людьми

• Увеличение расстояния между участниками коммуникации, что способствует повышению настойчивости ученика.

• Ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок

• Составление фраз при помощи карточек, изучение свойств предметов

• Обучение ответам на вопросы

На каждом этапе важно:

1. Самостоятельная инициатива ребенка

2. Высокая мотивация (регулярно оцениваем)

3. Уменьшение подсказок взрослого (вопросов, инструкций, жестов)

Позитивное влияние АДК на развитие взаимодействия между взрослым и ребенком

— уменьшение ожиданий от активной речи, расслабление

— уменьшение физического напряжения

общение все более успешно

— повышение уверенности в себе

— повышение мотивации к общению

изменения, касающиеся звуков и слов,

а также фраз и коммуникативных функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Поддерживающая (дополнительная и альтернативная коммуникация) –это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи.

Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Поддерживающая коммуникация может:

• временно замещать речь;

• использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Обучение детей, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным способам коммуникации может улучшить качество их жизни, повысить их самоуважение и контроль над собственной жизнью и дать возможность чувствовать себя равными в обществе. Кроме того, людям с тяжёлыми двигательными нарушениями овладеть языком и коммуникацией может быть легче, чем другими навыками.

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять ребёнку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Следовательно, выбор системы коммуникации должен строиться на ситуации человека в целом.

Большинству детей, нуждающихся в средствах альтернативной коммуникации, также требуются и другие виды помощи. Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, обучение, помощь и т. д. Обучение языку и коммуникации не должны быть изолированы от других форм терапии

Прикреплённые файлы:

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииДоклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Доклад к педсовету «Умение педагога аргументированно оценивать успехи детей» Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов об умение педагога аргументированно оценивать успехи детей. Повышение профессионального.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииДоклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Доклад для детей подготовительной к школе группы «Переселение казаков на Кубань» Тема: «Переселение казаков на Кубань». Презентация. Обычаи казаков в стихах собственного сочинения. Куратор: воспитатель МБДОУ МО №58 Фот.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииФотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Смотреть картинку какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Картинка про какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использовании. Фото какие графические системы адк наиболее распространены и доступны в использованииОтчет по дополнительной деятельности в разновозрастной группе С начала учебного года в группе был организован кружок для детей 5-7 лет «Бумажное творчество» Воспитатель: Кропотова Е. Г. кружок посещали.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *