какие говорящие детали символизируют полный возврат обломова к прежнему образу жизни
Система уроков по литературе И.А. Гончаров «Обломов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель литературы МБОУ МСШ
Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения.
Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества.
Форма урока – урок – семинар
Тематический план к семинару:
Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни.
Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова.
Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести.
Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах».
Роман «Обломов»: история создания.
Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов».
Тема: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».
Определить особенности характера главного героя.
Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.
Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.
Форма урока – работа в группах.
Мне давно совестно жить на свете.
Первая часть работы
Особенности характера Обломова
Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.
Оформите работу своей группы в виде сообщения.
Работающий с текстом
*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.
Вторая часть работы
Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»
Волков Судьбинский Пенкин Алексеев
Вопросы для работы групп:
Для чего автор вводит этих героев?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?
Критерии оценивания работы групп:
Включенность в работу всех участников группы.
Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.
Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.
Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.
Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».
Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.
Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.
Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.
Форма урока – аналитическая беседа.
? Антитеза жизненных идеалов героев:
«…Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд – образ, содержание,
людям искажать ее. » стихия, цель жизни».
Чья философия позитивна и конструктивна?
Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)
Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)
Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:
Обломов: Штольц:
«…он беспрестанно в движении…»
«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»
«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»
Мечта – «скорлупа, самообман»
Страх перед обстоятельствами
«причину всякого страдания приписывал себе»
«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»
«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»
Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается
антитеза между Обломовым и Штольцем.
Антагонизм жизненных воззрений героев.
Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж?
Тема : «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».
Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.
Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.
Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).
Любовь – претрудная школа жизни!
Прошел ли Обломов эту школу?
Изменила ли она его?
Работа в аналитических группах:
Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:
Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).
2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?
9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?
10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?
3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.
6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?
12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?
*Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.
Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.
Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».
Ей хотелось заставить его взойти на гору.
Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…
Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения).
Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?
Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.
Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер …» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?
После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».
Тема : «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»
Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.
Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)
Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.
Форма урока – проблемный диалог.
Это не мечта – это какая – то …обломовщина!
Нет, жизнь моя началась с погасания.
Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока.
Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке.
? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым
сказала, что он «уж давно умер»?
Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в
чем причины его «лежанья»?
Анализ «Сна Обломова»:
Композиционная роль этой главы.
Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего?
Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились?
Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки?
Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца.
Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи.
«Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»).
Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.
Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?
Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?»
Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.
Страх жить неумение делать выбор и
( желание спрятаться от проблем) принимать решения
существования устраивать свою жизнь
неумение брать на существование
себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:
судьбу жить на «авось».
Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.
Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Трагедия судьбы Обломова.
Отвернувшись от труда,
ты отворачиваешься от себя как от личности.
После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы?
С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы.
Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами.
Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)!
Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием.
Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится!
Презентация. Роль детали в раскрытии образа Обломова. 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль детали в раскрытии образа Обломова (роман И. А. Гончарова «Обломов»)
Художественная деталь выразительная подробность характерная черта какого-нибудь предмета несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку характеризующая весь предмет определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д.
В романе Гончарова «Обломов» деталь играет большую роль в сюжете, в интерьере в описании портрета в создании образа главного героя.
«Большой диван, удобный халат, мягкие туфли Обломов не променяет ни на что. С детских лет уверенный, что жизнь – вечный праздник, Обломов не имеет никакого представления о труде. Он буквально ничего не умеет делать и сам говорит об этом: «Кто же я? Что я такое? Пойдите и спросите у Захара, и он ответит вам: «барин!» Да, я барин и делать ничего не умею.» А. В. Захаркин
И. А Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа Обломова
Первая деталь – мягкий халат «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»
Халат – символ неподвижности и лени символ защищённости от внешнего мира с его бесконечными проблемами
Н. Языков. «К халату» Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад. И дни мои, как я в халате, Стократ пленительнее дней Царя, живущего некстате.
Вторая деталь – мягкие туфли « Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу»
Туфли Обломова – деталь – свидетельство его характера
Третья деталь – большой диван «Задок у этого дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами осело…» Это не просто предмет мебели, не место отдыха и после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания.
Диван и Обломов Обломов пребывал на диване, потому что таков был его идеал жизненного устройства. Ему ничего не хотелось делать, только лежать и мечтать. Это его философия, его образ жизни и менять что-либо в устоявшемся положении Обломову не хотелось.
Диван и Обломов Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно – и в царстве порядок… и Захар на месте…
Диван – символ бездеятельности, лени, апатии
Памятник «Диван и тапочки Обломова» Надпись на диване: «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба…»
Диван, тапочки, халат и Обломов Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.
«…деталями автор «Обломова» характеризует не только внешний облик героя, но и противоречивую бурю страстей, историю роста и падения, тончайшие его переживания». Н. И. Пруцков
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-167088
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.