какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии

Приложение. Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий)

Кодекс
международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море
(Кодекс расследования аварий)

1 Настоящий Кодекс объединяет передовую практику расследования аварий и инцидентов на море, установленную Кодексом по расследованию морских аварий и инцидентов, принятым в ноябре 1997 года Международной морской организацией (Организация) резолюцией А.849(20), и основан на этой практике. Целью указанного Кодекса является поощрение сотрудничества и общего подхода государств к расследованиям аварий и инцидентов на море.

2 Организация поощряет сотрудничество и признание взаимного интереса посредством большого количества резолюций. Первой была резолюция A.173(ES.IV) (Участие в официальных расследованиях морских аварий), принятая в ноябре 1968 года. Затем последовали другие резолюции, в том числе резолюция A.322(IX) (Проведение расследований аварий), принятая в ноябре 1975 года, резолюция А.440(ХI) (Обмен информацией в целях проведения расследований морских аварий) и резолюция А.442(ХI) (Персонал и материальные ресурсы, необходимые Администрациям для расследования аварий и нарушений конвенций), принятые в ноябре 1979 года, а также резолюция А.637(16) (Сотрудничество в расследованиях морских аварий), принятая в 1989 году.

3 Эти отдельные резолюции были объединены и расширены Организацией посредством принятия Кодекса по расследованию морских аварий и инцидентов. Резолюция А.884(21) (Поправки к Кодексу по расследованию морских аварий и инцидентов, принятому резолюцией А.849(20)), принятая в ноябре 1999 года, расширила Кодекс, включив в него руководство по расследованию человеческого фактора.

4 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1948 года включала положение, требующее от администраций государства флага судна проводить расследование любой аварии, которую потерпело судно под флагом этого государства, если расследование может помочь в выявлении того, являются ли регулятивные нормы способствующим фактором. Это положение было сохранено в конвенциях СОЛАС 1960 и 1974 годов. Оно также было включено в Международную конвенцию о грузовой марке 1966 года. Более того, от государства флага судна требуется расследовать определенные аварии и инциденты, происшедшие в открытом море.

5 Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод до внешней границы его территориального моря. Эта юрисдикция дает прибрежному государству неотъемлемое право расследовать аварии и инциденты на море, связанные с его территорией. Большинство национальных администраций имеют юридические положения, охватывающие расследование связанного с судоходством инцидента, происшедшего во внутренних водах и территориальном море, независимо от флага судна.

Обращение с моряками

6 Совсем недавно Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года Международной организации труда (МОТ) (которая еще не вступила в силу) предусматривает положение о расследовании некоторых серьезных аварий на море, а также устанавливает условия труда моряков. Признавая необходимость в особой защите моряков в ходе расследования, Организация приняла в декабре 2005 года резолюцией А.987(24) «Руководство по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии». Руководство было распространено ИМО и МОТ 1 июля 2006 года.

7 Со времени принятия первой Конвенции СОЛАС произошли значительные изменения в структуре международного судоходства и в международном праве. Эти изменения потенциально увеличили число государств, заинтересованных в процессе и результатах расследований аварий на море, повысив вероятность возникновения юридических и других процедурных разногласий между затронутыми государствами.

8 Настоящий Кодекс, устанавливая некоторые обязательные требования, в то же время признает различия в международном и национальном праве в отношении расследования аварий и инцидентов на море. Кодекс рассчитан на то, чтобы содействовать объективному проведению расследований на благо государств флага, прибрежных государств, Организации и отрасли судоходства в целом.

Кодекс вступил в силу 1 января 2010 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Проведение расследований инцидентов и аварий на море

Инцидент и авария на море есть случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьёзное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.

Определение и классификация аварий

Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:

Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьёзное загрязнение моря.

какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть картинку какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Картинка про какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварииАвария, повлекшая полную гибель судна

Серьёзная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьёзная и которая повлекла:

Головное расследующее государство есть государство, принимающее ответственность за проведение расследования по взаимной договорённости между значительно заинтересованными государствами.

Значительно заинтересованное государство есть государство:

Расследования

Кроме обеспечения квалифицированными инспекторами, государство флага должно обеспечивать себя квалифицированными специалистами по расследованию аварий Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море и инцидентов на море. В соответствии с пунктом 6 статьи 94 и пунктами 4-6 статьи 217 конвенции ООН по морскому праву и соответствующими конвенциями ИМО, после аварии на море или инцидента, связанного с загрязнением, должны также проводиться расследования.

какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть картинку какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Картинка про какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварииРасследования аварий и инцидентов

Государство флага должно обеспечивать лёгкий доступ к экспертизе, при необходимости, в следующих областях:

Все инциденты с людьми, в результате которых они не могут выполнять свои обязанности в течение трёх дней или более, все смертные случаи в результате выполнения профессиональных обязанностей и аварий с судами государства флага должны быть расследованы, а результаты проведенного расследования должны быть открытыми. Доклад о расследовании аварии направляется в ИМО вместе с замечаниями государства флага, в соответствии с кодексом.

Международные конвенции

• Правило 1/21 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года требует расследования аварий и передачи информации о расследовании в ИМО.

Аварии

• Статья 23 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года также требует этого.

Аварии

• Статья 12 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. также содержит обязательства администраций в отношении расследования аварий и передачи информации о расследовании.

Аварии

• Статья 94 конвенции ООН по морскому праву в пункте 7.

В настоящее время имеют силу следующие циркулярные письма:

Необходимо отметить, что для целей сообщения в ИМО, аварии с судами имеют отличную от кодекса классификацию, а именно:

Национальные документы по организации расследования аварийных случаев

Положение о порядке классификации, расследования и учёта аварийных случаев с судами (ПРАС-90)

Структура ПРАС-90. ПРАС-90 с поправками 1994 года содержит следующие пункты:

Общие положения

Под повреждением судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов, устройств установок, оборудования и снабжения, подлежащих техническому надзору регистра или другого классификационного общества.

какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть картинку какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Картинка про какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварииПовреждение корпуса судна в следствии аварии

Факт смещения груза или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки и создавший препятствия для нормальной эксплуатации (плавания) судна является АС.

Повреждение судном рыболовных сетей (снастей, тралов) АС не считается и под действие ПРАС-90 не подпадает, исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).

Классификация аварийных случаев

Согласно ПРАС-90 все аварийные случаи делятся на следующие виды:

Предварительную классификацию АС проводит капитан порта и она становится окончательной при утверждении капитаном порта. Эксплуатационные повреждения расследуются капитаном судна.

Некоторые ЭП расследуются капитаном порта.

После аварийных случаев перечисленных в ПРАС-90 свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие документы МР утрачивают силу. Судно должно предъявляться МР для внеочередного освидетельствования.

какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть картинку какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Картинка про какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварииАварийный случай в порту

Внеочередное освидетельствование может осуществляться в порту, где произошёл АС. Если это иностранный порт, то освидетельствование может быть осуществлено иностранным классификационным обществом или в первом российском порту.

Органы расследования

Основным органом расследования является Морская администрация порта (МАП). Капитан порта организует комиссию по расследованию на основании заявления капитана судна об аварийном случае.

Если аварийный случай расследуется комиссией организованной министерством (ведомством), то капитан порта принимает участие в ней.

Порядок донесения

Капитан судна сообщает об АС судовладельцу, а если АС произошёл на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану порта.

При АС затрагивающих иностранные интересы и произошедшие в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан обязан сообщить об АС судовладельцу, представителю службы морского флота Минтранса торгпредству, консульству (посольству) с обращением об оказании помощи и ингосстраху (клубу взаимного страхования поданному риску).

В случаях повреждения СНО немедленно сообщается территориальным подразделениям ГУНиО МО, гидрографического предприятия службы морского флота Минтранса, органа управления морского или судоходного пути, капитану порта в зависимости от того, в чем ведении находилось повреждённое оборудование, а также судовладельцу, агенту. Перечень сведений направляемых судовладельцу приведён в приложении 2 к ПРАС-90.

Порядок расследования

Капитан судна составляет судовой технический акт об АС. При ЭП капитан судна получает объяснения у причастных лиц, составляет заключение, издаёт приказ. В случаях, когда расследование проводит капитан порта, капитан судна в течение суток после прибытия в первый российский порт, направляет капитану порта заявление и технический акт, а также оформляется морской протест согласно КТМ.

В течение 3-х суток после прибытия в первый российский порт капитан судна представляет капитану порта:

В процессе расследования капитан судна по требованию капитана порта представляет дополнительные документы:

Перечень дополнительно необходимых документов определяет капитан порта, расследующий АС. В число документов входит справка о размере убытков по АС.

Порядок расследования АС с иностранными судами

Все аварийные случаи с иностранными судами в территориальных и внутренних водах РФ подлежат расследованию капитаном порта. АС с иностранными судами за пределами территориальных вод РФ, расследуется капитаном порта только по просьбе капитана судна, судовладельца или консула страны флага судна. С оплатой расходов связанных с расследованием.

Учёт аварийных случаев

Документы об АС, расследованном капитаном судна, подлежат хранению на судне в течение двух лет.

Сведения об аварийных повреждениях вносятся в судовые документы (формуляры, паспорта, чертежи, журналы и т.д.).

какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Смотреть картинку какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Картинка про какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварии. Фото какие государства являются значительно заинтересованными при расследовании морской аварииУчет аварийных случаев ведет капитан судна

Капитан судна учитывает все расследованные им АС по установленной министерством (ведомством) форме. Документы об АС, расследованных капитаном порта, подлежат хранению до завершения дела, но не менее 3-х лет, после чего сдаются в архив порта. Судовладелец учитывает все АС с его судами, расследованные капитанами судов и капитанами портов.

Закрепление доказательств

Для закрепления доказательств по АС капитан судна должен обеспечить подготовку:

Курсограмма должна быть согласована по времени и курсу, иметь соответствующие отметки.

Взаимное расположение судов на схеме маневрирования должно согласовываться по времени, дистанции и маневрам. На указанной схеме необходимо нанести несколько положений судна, указав маневр, время, стороны света, масштаб, силу ветра, скорость течения и их направление.

Важное значение для установления истинных обстоятельств и причин АС имеют показания судовых специалистов, причастных к АС, и свидетелей, полученные при их опросе в установленном порядке.

Опрос причастных к АС лиц и свидетелей должен протоколироваться. Протокол опроса ведется на бланках установленной формы.

Источник

Приложение. Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море

Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 8 октября 2013 г. N 308)

С изменениями и дополнениями от:

Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года*(2);

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней*(3);

Поправками в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (Резолюция MSC.257(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации);

Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года*(5);

Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации А.987(24) «О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии»;

Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).

Расследование аварий или инцидентов на море осуществляется с учетом требований Руководства по расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция А.884(21) Ассамблеи Международной морской организации).

3. Целью проведения расследования аварийных случаев является установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем.

4. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших только:

с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа.

Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль.

5. Расследование аварийных случаев включает сбор и анализ доказательств, установление причин, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких аварийных случаев в будущем и повышению уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала.

6. Расследование аварийных случаев осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.

7. Расследуется инцидент в случае, если имели место:

повреждение судна без потери мореходных качеств;

посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее;

смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна;

лишение возможности движения судна 24 часа и менее;

намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов ниже уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. N 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»*(7).

Расследуется авария в случае, если имели место:

гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

тяжкий вред, причиненный здоровью человека*(8) в прямой связи с эксплуатацией судна;

потеря человека с судна;

повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений);

смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна;

посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;

лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;

причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. N 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн*(9).

Расследуется очень серьезная авария в случае, если имели место:

гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном;

причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.

8. Расследование аварийного случая не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.

II. Орган расследования аварийных случаев

Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организации/организаций, уполномоченной/уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.

10. Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.

При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии по согласованию включаются представители Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.

11. Ространснадзор во время Проведения расследования аварийного случая: беспрепятственно посещает суда, береговые организации, проводит опрос очевидцев, запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекает в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз; на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.

III. Сообщение об аварийном случае

Информация об изменениях:

12. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:

капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;

в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;

Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.

Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.

13. ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.

Информация об изменениях:

капитану морского порта Российской Федерации, на территории или в акватории которого находится СНО;

в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;

Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.

15. В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс;

морской порт (место) регистрации судна;

дата и время аварийного случая;

место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);

географические координаты места аварийного случая;

географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае;

краткое описание аварийного случая;

число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей;

идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна;

дата и время составления сообщения об аварийном случае.

IV. Порядок расследования аварийных случаев

16. Ространснадзор в течение двух рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения регистрирует аварийный случай и начинает его расследование.

акт об аварийном случае;

выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;

копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;

данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);

планы, схемы маневрирования, столкновения;

заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;

заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;

заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;

схематический чертеж аварийного случая;

радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;

акты осмотров судна;

схемы заводки буксирных тросов;

результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;

фотографии на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf), относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;

подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.

В акте об аварийном случае указываются:

фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт;

информация о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;

информация о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);

вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека), место аварийного случая с указанием его географических координат, дата и время аварийного случая;

подробное описание повреждений судна (при наличии);

причины аварийного случая;

информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет (при наличии);

перечень утраченного и/или поврежденного имущества (при наличии);

В протоколах опросов указываются:

дата и время опроса;

фамилия, имя и отчество (при наличии) опрашиваемого;

число, месяц и год рождения опрашиваемого;

должность, занимаемая на судне (для члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай);

стаж работы опрашиваемого, в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне, с которым произошел аварийный случай;

специальное образование опрашиваемого (какое учебное заведение и когда окончил);

квалификация по диплому опрашиваемого (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);

адрес регистрации и адрес места фактического проживания опрашиваемого;

заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, проводящего опрос.

Протокол опроса подписывают опрашиваемый и опрашивающий, подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.

Перечисленные в настоящем пункте и пунктах 19 и 25 настоящего Положения материалы и документы должны быть составлены на русском и/или английском языке.

18. В случае, если в течение 15 рабочих дней с даты регистрации Ространснадзором аварийного случая материалы и документы, направляемые в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения, от судовладельца или представителя судовладельца в Ространснадзор не поступили, Ространснадзор проводит расследование аварийного случая на основании имеющейся информации.

19. Во время расследования аварийного случая по запросу Ространснадзора капитан судна, судовладелец или представитель судовладельца дополнительно представляет:

акт внеочередного освидетельствования организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, и акты других видов освидетельствования, назначенных организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;

фотографии повреждений судна на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf).

20. По результатам рассмотрения представленных капитаном судна, судовладельцем или представителем судовладельца материалов и документов или на основании имеющейся информации в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Положения, Ространснадзор относит аварийный случай к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

22. Срок расследования Ространснадзором аварии или очень серьезной аварии составляет 60 рабочих дней со дня регистрации аварийного случая.

По окончании расследования аварии или очень серьезной аварии Ространснадзор составляет и утверждает заключение.

23. Если член комиссии не согласен с заключением, он письменно излагает свое особое мнение, которое приобщается к заключению в виде приложения.

25. Заключение содержит следующие сведения:

дату и место окончания расследования;

фамилии, имена и отчества (при наличии) лиц, проводивших расследование;

информацию о рейсе судна, с которым произошел аварийный случай (порт отхода, порт назначения);

информацию об отнесении аварийного случая к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;

вид аварийного случая (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека);

дату и время аварийного случая;

место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);

географические координаты места аварийного случая;

информацию о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;

информацию о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);

подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.

информацию об освидетельствовании судна организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (орган/органы, выдавший классификационные и конвенционные документы и проводивший последние освидетельствования судна и судоходной компании);

срок действия классификационного свидетельства;

перечень и сроки действия документов, выданных судну в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

последствия аварийного случая (гибель человека; тяжкий вред, причиненный здоровью человека; потеря человека с судна; утрата груза; гибель судна; повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств, оборудования, груза и других материальных ценностей; загрязнение окружающей среды; повреждение объектов морской инфраструктуры; простой судна (часов, суток), включая простой судна, связанный с производством аварийного ремонта);

результаты расследования аварийного случая (условия и обстоятельства, при которых произошел аварийный случай; установленные факты; причины аварийного случая; выводы; рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем).

К заключению при наличии прилагаются: выписки из судовых журналов; копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай; расшифровка данных судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД); планы; схемы маневрирования, столкновения; копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай; копии судовых документов; копии таблиц маневренных элементов; схематический чертеж аварии; чертежи повреждений; протоколы опросов; радиограммы; телексы; справки; акты осмотров; планшеты глубин; схема заводки буксирных тросов; результаты лабораторных анализов и технических экспертиз; фотографии, а также другие документы, подтверждающие события аварийного случая.

26. Если эксплуатация судна, с которым произошла авария или очень серьезная авария, может быть продолжена, проводимое Ространснадзором расследование не должно препятствовать продолжению эксплуатации судна.

27. Если в аварийный случай было вовлечено иностранное судно, а также при расследовании очень серьезной аварии, заключение должно быть составлено с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации) и должно иметь перевод на английский язык.

28. В случае несогласия с заключением судовладелец в течение 30 рабочих дней после получения копии заключения направляет мотивированные возражения в Ространснадзор.

29. Ространснадзор в течение 14 рабочих дней с даты получения возражений судовладельца рассматривает эти возражения, после чего либо оставляет заключение без изменений, либо в случае, если возражения указывают на обстоятельства, существенно влияющие на ранее установленные причины аварийного случая, назначает дополнительное расследование.

Срок дополнительного расследования Ространснадзором аварийного случая составляет 30 рабочих дней со дня назначения дополнительного расследования.

31. Судовладелец в течение 30 рабочих дней после получения заключения разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению подобных аварийных случаев в будущем.

В случае направления в Ространснадзор мотивированного возражения, срок разработки и осуществления указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий исчисляется с даты получения судовладельцем информации об оставлении заключения без изменений в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения или с даты получения судовладельцем копии заключения в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения.

При проведении в установленном порядке проверок деятельности судовладельцев Ространснадзор учитывает выполнение мероприятий по предотвращению подобных аварийных случаев в будущем, предпринятых судовладельцем по результатам расследования аварийного случая.

V. Расследование аварийных случаев с иностранными судами

32. Аварийный случай, произошедший с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию Ространснадзором в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).

33. Ространснадзор обязан незамедлительно сообщить об аварийном случае с иностранным судном, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.

34. Если аварийный случай с иностранным судном произошел за пределами территориального моря Российской Федерации, Ространснадзор расследует такой аварийный случай только по просьбе капитана иностранного судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно.

35. Представитель иностранного судна (морская администрация государства флага), с которым произошел аварийный случай, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).

36. Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).

37. Судовладелец иностранного судна или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный случай, может в двухмесячный срок со дня получения заключения обжаловать его в Ространснадзор.

VI. Учет аварийных случаев

38. Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев, за исключением инцидентов.

39. Аварийные случаи, произошедшие с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются.

40. Ространснадзор учитывает расследованные Ространснадзором аварийные случаи в журнале учета аварийных случаев на море с судами.

В журнал учета аварийных случаев на море с судами подлежат включению следующие сведения:

номер аварийного дела;

информация об отнесении аварийного случая к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;

тип и название судна, с которым произошел аварийный случай;

номер ИМО судна, с которым произошел аварийный случай;

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна, с которым произошел аварийный случай;

тип и название другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;

номер ИМО другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана(ов) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;

дата и время аварийного случая;

место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);

географические координаты места аварийного случая;

вид аварийного случая (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека);

причина аварийного случая;

последствия аварийного случая;

информация о лице, проводившем расследование аварийного случая;

даты начала и окончания расследования;

сведения о продлении срока расследования;

информация о мероприятиях по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем;

другие относящиеся к аварийному случаю сведения.

Журнал учета аварийных случаев на море с судами ведется на бумажных носителях или в электронной форме. Журнал, оформленный на бумажном носителе, должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).

Документы о расследованных аварийных случаях подлежат хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41.Ространснадзор разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев и доводит их до сведения судовладельцев, капитанов морских портов и других заинтересованных органов и организаций, направляет в Министерство транспорта Российской Федерации копии заключений по расследованиям очень серьезных аварий на море на русском и английском языках для обобщения и последующего направления в Международную морскую организацию.

42. Росрыболовство учитывает аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные Ространснадзором, обобщает причины аварийных случаев, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей судов рыбопромыслового флота, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29 ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

*(3) Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).

*(4) Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4).

Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5).

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768).

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5493, N 51, ст. 5720.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1013).

*(6) Статья 225 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

*(7) Зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2003 г., регистрационный N 4516.

*(8) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4308; 2011, N 14, ст. 1931, N 47, ст. 6664).

*(9) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *