какие государства являются исламскими
Мусульманские страны и исламские государства
Специалисты различают мусульманские страны и исламские государства. Мусульманские – это те страны, большинство населения которых исповедует ислам. При этом их юридическая система носит светский характер, то есть основывается на различных отраслях позитивного права (гражданское, уголовное и т.д.). В качестве основного закона может выступать Конституция. При этом ислам может быть в таком государстве официальной религией.
Яркий пример мусульманского государства – Египет, который по форме государственного устройства является республикой во главе с президентом. Законодательная власть осуществляется парламентом. В качестве основного закона существует Конституция. 90% населения страны составляют мусульмане и ислам является государственной религией. Тем не менее основа правовой системы Египта – сочетание норм европейского и исламского права.
Ислам является официальной государственной религией в 28 странах. Самыми крупными мусульманскими странами являются Республика Индонезия (население 279 081 380 человек, 88% – мусульмане), Исламская республика Пакистан (население 227 188 324 человек, 95% – мусульмане), Народная республика Бангладеш ( население 167 472 360 человек, 89.8 % – мусульмане), Египет (население 80 335 036 человек, 94,6 % – мусульмане), Турция ( население 71 158 647 человек, 99% мусульмане).
В Азии находятся 24 мусульманские страны, в Африке – 20, в Европе – 4, еще две страны – Мальдивы (Мальдивская республика) и Коморы (Союз Коморских островов) являются островными государствами в Индийском океане. Северный Кипр и Косово являются «частично признанными» государственными образованиями. В них также преобладают мусульмане.
Во всех мусульманских странах, за исключением Ирана и Азербайджана, преобладает суннитский ислам, однако в Пакистане значительная доля мусульман-шиитов (20% от общего числа мусульман).
Исламские государства – те, в которых основой законодательства являются нормы шариата – комплекса предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Пример – Саудовская Аравия, где все судопроизводство ведется шариатскими судами без условного различия областей права, принятых в западной юриспруденции.
Существуют еще как бы смешанные формы – исламские республики (Пакистан, Иран), где сочетаются элементы гражданско-правовой системы и шариатского права.
Большинство мусульман проживает в Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке.
Исламские страны
Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Исламский мир показывает неуклонную тенденцию к расширению, и эксперты высказывают мнение, что мусульман в мире станет больше христиан уже к 2050 году. Уже сейчас исламский мир включает в себя не только исламские страны, которые являются традиционно восточными странами: мусульмане проживают в большинстве государств мира. В одной только столице Великобритании Лондоне имя Мухаммад является самым популярным, а на территории Лондона функционирует более ста мечетей. Глобализация распространила религию ислама, и сейчас этнические мусульманские общины функционируют во всех странах. Если рассматривать историю ислама, то можно увидеть парадоксальное явление: в странах Европы, которые на протяжении всей своей истории боролись с мусульманским миром, стремительно растет численность мусульман. Этому называют две причины: высокие демографические показатели, которые традиционно фиксируются у народов, исповедующих Ислам, и активная иммиграция.
История мусульманских государств
Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.
Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.
К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.
После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.
Какие страны являются традиционно исламскими?
Ислам имеет свою долгую и пеструю историю, которая во многом объясняет распространение мусульман по миру и показатели процентного соотношения мусульманского населения между исламскими странами. Ниже представлен список стран, в которых исламская культура и традиции доминируют на протяжении столетий:
Немало мусульман проживает и в Индии – мусульманская община этой страны составляет почти сто девяносто миллионов человек, что составляет 14% от всего населения Индии.
Относительно того, какова численность мусульманского населения в Китае, существуют разные данные: Организация Объединенных Наций заявляет, что в Китае проживает двадцать миллионов мусульман, но, по другим оценкам, численность мусульманской общины в Китае достигает даже шестидесяти-девяноста миллионов человек.
В настоящее время на международной арене некоторые исламские страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция являются значимыми политическими и экономическими игроками.
Организация исламского сотрудничества
Аспекты «исламского мира»
Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством.
Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман.
С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.
Россия в исламском мире
Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того процент коренных мусульманских народов на территории Российской Федерации составляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Исламские республики в истории и современности
В XX веке в мире появились новые, в т.ч. и «гибридные» формы правления. Одна из них – исламская республика. В чём её особенности и преимущества для мусульман?
В традиционном своём понимании исламская республика юридически мало чем отличается от классического республиканского строя. В ней так же действуют демократические институты власти (президент, парламент), проходят выборы, а население наделено гражданскими правами и свободами.
Фактически же эта форма политического устройства имеет свои отличительные особенности. В частности, основной движущей силой является мусульманское духовенство, которое занимает все ключевые посты в государстве. Иными словами, в исламской республике присутствует религиозный ценз.
Во-вторых, при таком строе огромную роль в законодательстве играют религиозные каноны, нарушение которых может повлечь административную или уголовную ответственность.
На сегодняшний день в названии четырёх государств мира присутствует словосочетание «исламская республика» – это Афганистан, Мавритания, Иран и Пакистан.
1. Афганистан
Исламская республика Афганистан была провозглашена в 2004 году, спустя 3 года после падения режима талибов. Сейчас ислам активно представлен в государственной символике страны. На Национальном гербе изображена мечеть с минбаром, а также написаны шахада и слова «Аллах вели́к». Такбир присутствует также и в официальном гимне афганцев.
При этом в политической жизни Афганистана статус исламской республики не проявляется, оставаясь лишь декларированным на бумаге. Официальное наименование было взято исключительно ради того, чтобы подчеркнуть культурные особенности и этноконфессиональную идентичность.
2. Мавритания
Схожая с Афганистаном ситуация сложилась и в африканской Мавритании, которая весь постколониальный период официально именуется исламской республикой, но фактически остаётся светским государством.
3. Пакистан
Пакистан в 1956 году стал первой в мире исламской республикой. На начальном этапе независимая страна была полностью светской, в ней весьма заметную роль играли западные ценности, привитые британцами в колониальный период. Ситуация изменилась в 1977 году, когда к власти в результате военного переворота пришёл генерал Мухаммад Зияуль-Хакк, объявивший курс на исламизацию страны.
Законодательство Пакистана к середине 1980-х было приведено в соответствие с канонами Шариата. Тем не менее, сегодня этот густонаселённый регион мира трудно назвать полноценной исламской республикой, так как основная власть сосредоточена в руках светских людей. Да и обвинения в богохульстве здесь нередко применяют в политических целях.
4. Иран
Иран – государство, в котором наиболее полно отражены принципы исламской республики. В ИРИ фактическая власть после революции 1979 года находится в руках духовенства, а главой государства считается не президент, избираемый народом, а духовный лидер, назначаемый Советом экспертов, куда входят самые влиятельные шиитские богословы.
Законодательство страны приведено в соответствие с канонами исламского шиитского права. Несмотря на республиканский строй, в Иране есть ограничения прав религиозных меньшинств. В частности, в стране действует Совет стражей Конституции, который запрещает иноверцам занимать высшие государственные посты, а депутатам парламента принимать антиисламские законы. В Меджлисе (представительном органе) выделяются мандаты для христиан, иудеев и зороастрийцев, но доля их мала, а потому они не играют какой-либо существенной роли в политической жизни ИРИ.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум ИСЛАМ ГЛОБАЛ сможите ли вы мне на почту, скинуть, разрешение от муфтиата, читаю вашем сайте хочу удостовериться на печать от муфтиата.
Исламское государство
Содержание
Исламская концепция государства отличается от западной. Прежде всего это концепция исламского государства, то есть государства дар аль ислам, то есть земли ислама, и государства, построенного по исламским законам. Таким образом, эта концепция описывает только собственно исламское государство, а не все вообще государства.
Необходимо заметить, что деления по формам государственного устройства в исламе затруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина полагала, что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане суть единая умма, нераздельная и неразрывная. Существующие федерации, например, Объединенные Арабские Эмираты или Малайзия являются объединением государств, а не народов и в этом коренное отличие от пусть даже вестернизированных основ этих государств от западного понимания федерации. Конечно и в западных странах есть территориальное деление в федерации по территориям, но это больше условность, для удобства территориального деления.
Понятие исламская форма государства является собирательным и включает в себя понятие политической формы ислама и типа исламского государства. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ правит правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные вещи правления.
Типы исламского государства
Тип исламского государства наиболее близок к западному понятию государственно-правового режима, однако это вся совокупность конкретных форм государств, а не только средств и способов правления.
Типы исламского государства: султанат, эмират, имамат, халифат.
Султанат
Султанатом исторически называлось исламское государство с наследственной властью династии султана.
В мире в настоящее время два султаната: Султанат Оман в Аравии и Султанат Бруней в Юго-Восточной Азии. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийского полуострова, граничит с королевством Саудовская Аравия, Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Йемен. В 1970 году приход к власти Его Величества Султана Кабуса Бэн Сэида.
Эмират
Эмират есть небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Северо-Кавказский эмират — исламское государство, существовавшее на территории Чечни и Западного Дагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Впоследствии включено в состав РСФСР.
Имамат
Имамат является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.
Северо-Кавказский имамат (Имамат Шамиля) — исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829—1859 гг. Упразднено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834—1859).
Йеменское Мутаваккилийское Королевство — исламское государство, существовавшее на территории Йемена в 1918—1962 годах. Глава — имам-король. Прекратило свое существование в результате антимонархической революции.
Халифат
Халифат является единым всемирным исламским государством по государственно-правовой доктрине ислама.
Халифатом называют феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — (умма). В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Слово Халифат (араб. Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его халифов.