какие государства включало греко бактрийское царство
Греко-бактрийское царство
Греко-бактрийское царство
Александрия Кавказская
Кушанское царство →
Греко-бактрийское царство (греч. Βακτρία : Бактрия) — эллинистическое государство, образовавшееся на территории Бактрии и Согдианы в результате распада империи Селевкидов. Просуществовало одно столетие с 250 до н. э. до 125 до н. э.. Пало под ударами тохаров, однако перед гибелью дало начало своему дочернему образованию — Индо-греческому царству.
Содержание
История
Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник (епарх) Диодот. Успеху его амбиций способствовала опора на местную иранскую аристократию и сирийские войны. Его сын Диодот II отстаивал независимость Бактрии за счет пропарфянской позиции. Однако подобная позиция на союз с варварами вызвала недовольство греко-македонских военных кругов внутри Бактрии, в результате чего бактрийский наместник Согдианы Евтидем осуществил в 235 г. до н. э. государственный переворот и стал царем. Тем временем, селевкидский правитель Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 г. до н. э. нанёс поражение 10 тысячной коннице Евтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. В 206 г. до н. э. Евтидем заключил союз с Антиохом III для совместной борьбы против варварских орд. Союз был скреплен династическим браком сына Евтидема Деметрия с дочерью Антиоха III.
При преемнике Евтидема Деметрии греко-бактрийское царство достигает относительного расцвета. Воспользовавшись падением империи Маурьев и последовавшими за ним религиозными смутами между буддистами и индуистами, Деметрий 180 г. до н. э. пересекает Гиндукуш и вторгается в долину реки Инд, которую к тому времени контролирует индуистская династия Шунга. В результате военного похода под его властью оказываются территории Арахозии и Пенджаба. Греко-бактрийское царство оказывает поддержку буддизму, что приводит появлению причудливого явления греко-буддизма. Слишком сильный акцент на индийском направлении привел к консервативному военному мятежу Евкратида, который основал третью династию бактрийских царей. От Бактрии вскоре отпало буддийское Индо-греческое царство, возглавляемое евтидемидом Менандром I. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма. Примерно в это же время парфянский царь Митридат I захватил Маргиану. Собственно Бактрия была завоевана воинственными кочевниками тохарами. Город Ай-Ханум был полностью сожжён и уничтожен в 140 до н. э., и далее уже не был восстановлен. В это время последний царь Гелиокл покинул Бактрию и переместил свою столицу в долину Кабула, откуда он управлял индийскими владениями. Он считается последним греко-бактрийским царём, хотя возможно что именно его наследники смогли продвинуться за Гиндукуш и владели западными землями Индо-греческого царства.
Общество
Население греко-бактрийского царства было неоднородным. Малочисленные, но владевшие передовыми военными технологиями (гетайры, фаланга, боевые слоны) греко-македонские колонисты («ионака») занимали военные и административные посты. По началу они бережно хранили свою эллинистическую культуру (гимнаcии, театр, мегароны, скульптура, вакханалии), о чем свидетельствует городище Ай-Ханум. Приветствовали они и эллинизицию местного ираноязычного населения (предков пуштунов), которая, впрочем, была безуспешна. Тем не менее, археологи находят следы греко-бактрийского влияния в западном Китае (геометрический орнамент, статуэтки греческих солдат).
Вместе с тем, греко-македонское население, активно впитывало элементы восточной мудрости, породив эффект греко-буддизма. Во II веке христианский автор Климент Александрийский свидетельствует о существовании буддистов (сраманов греч.: «Σαρμάναι») среди бактрийцев (в это время «бактрийцами» назывались восточные греки), и говорит о их влиянии на греческую мысль («Стромата», книга I, часть XV).
Основу экономики составлял транзит зарождающегося Великого шелкового пути и добыча золота.
На территории Греко-бактрийского царства использовалась греческое, а также арамейское письмо. Религия колонистов (древнегреческая религия) отличалась от религии местного населения (зороастризм, ведийская религия).
Греко-Бактрийское царство
Дурранийская
держава — 1747-1823 гг. Эмират
Афганистан — 1823-1929 Королевство
Афганистан — 1929-1973 гг. Республика
Афганистан — 1973-1978 гг. Демократическая
Республика Афганистан — 1978-1992 гг. Северный
Альянс — 1992-1996 гг. Исламский Эмират
Афганистан — 1996-2001 гг. Республика
Афганистан — с 2001 года
Греко-бактрийское царство — древнее эллинистическое государство, образовавшееся на базе Бактрии и Согдианы на территории современного Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана и Индии в результате распада империи Селевкидов. Существовало с 250 до н. э. до 125 до н. э.. В результате экспансии в Индию образовалось Индо-греческое царство которое просуществовало ещё около ста лет.
Содержание
Образование Греко-бактрийского царства
Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник Диодот I. Хотя он ещё некоторое время признавал себя формально зависимым, по существу Бактрия, а также другие среднеазиатские области, входившие в обширное наместничество Диодота, были окончательно потеряны для Селевкидов. Его сын Диодот II уже открыто провозгласил себя царём. Примеру Диодота последовал Евтидем, наместник Согдианы. И Диодот и Евтидем были эллинами и опирались в первую очередь на эллинских воинов, но возможно, что они находили поддержку и у иранской знати, которая предпочитала их Селевкидам.
Селевкидские цари не могли сразу заняться восстановлением своей власти в восточных сатрапиях. Их отвлекали борьба с Египтом и династические распри, и только в 238 до н. э. Селевк II оказался в состоянии выступить в восточный поход. Тиридат не смог оказать сопротивления Селевку и бежал к кочевому племени апасиаков, жившему у берегов Аральского моря. Решительный перелом в ходе войны произошёл после выступления в союзе с Тиридатом Диодота II. Не вступая в сражение, Селевк вынужден был спешно возвратиться в Сирию в связи с династическими раздорами.
Бактрия III — II век до н. э.
После отступления Селевка II положение новых царств сильно укрепилось. В Бактрии вскоре власть захватил Евтидем, свергнувший Диодота II. Его поддерживала господствовавшая в Бактрии греко-македонская знать, недовольная сближением Диодота с парфянами. При Евтидеме была предпринята новая попытка Селевкидов вернуть отпавшие сатрапии. Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I, сына Тиридата, признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 нанёс поражение коннице Евтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. Только в 206 между Антиохом и Эвтидемом было заключено соглашение: Эвтидем сохранил царский титул, но, подобно парфянскому царю, признал себя зависимым от Антиоха.
При преемниках Евтидема происходит постепенное перемещение центра Греко-Бактрийского царства с севера на юг. Сын и преемник Евтидема Деметрий I (200 до н. э.— 184 до н. э.) завоевал Арейю, Арахозию, Дрангиану, Парапамисады и Северо-Западную Индию. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-бактрийского царства.
Экономика и социальная структура
Относительно хозяйственного и общественного строя Бактрии имеются лишь скудные, отрывочные сведения.
На территории Бактрии существовали различные типы хозяйства: наряду с ирригационным земледелием в наиболее плодородных частях страны значительное развитие получило и скотоводство, особенно коневодство. В Бактрии и Согдиане в небольшом количестге добывалось золото.
Основную массу эксплуатируемого населения составляли, повидимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян,— состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».
Армия
Армия греко-бактрийских царей помимо греко-македонского ядра состояла из конницы, вербовавшейся из представителей местной знати, и вооружённой луками пехоты, в которой служили рядовые свободные люди. Кроме того, применялись колесницы и боевые слоны. Несмотря на малочисленность слоя греко-македонских завоевателей, эллинизация восточных областей Ирана и Средней Азии продолжалась и после низвержения владычества Селевкидов. Греко-бактрийские цари по примеру других эллинистических монархов основывают новые города или преобразовывают в полисы местные поселения. Известны города, названные в честь царей Эвтидема, Деметрия, Эвкратида. Города способствовали развитию рабовладения и разложению примитивных общественных отношений. Они были важны для царей и как стратегическая и как социальная опора их власти. Они были вместе с тем и торговыми центрами. Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Из Индии везли благовония, пряности и ткани, из Китая — шёлк, железо никель и меха. Греко-бактрийские монеты находились в обращении далеко за пределами самого царства; они встречаются, в частности, на территории Восточной Европы.
Население
Население северных областей Греко-бактрийского царства говорило на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Китайский путешественник II века до н. э. Чжан Цянь сообщает, что на всём протяжении от Давани (Ферганы) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. То же говорит и Страбон применительно к Ирану. Наряду с греческим употреблялось и арамейское письмо, а позднее — различные виды индийского.
В религиозном отношении для Бактрии в большей степени, чем для других областей Ирана, характерно переплетение верований различных народов и племён. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, буддизм.
То же самое характерно и для греко-бактрийского искусства. Основа его была местная — среднеазиатская и иранская, но на этой основе эллинистические элементы переплетались с элементами индийского и даже китайского искусства. Замечательными памятниками греко-бактрийского искусства являются изделия из золота и серебра чеканной работы, украшенные рельефными изображениями культовых и бытовых сцен.
Греческая культура в Бактрии
Греко-бактрийцы известны большой степенью приобщения к эллинистической культуре, они поддерживали регулярные контакты со странами средиземноморья и с Индией. Они поддерживали дружеские отношения со странами с Индии и обменивались посольствами.
В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.
Греко-бактрийские монеты и последуюшие монеты Индо-греческого царства представляют собой великолепные образцы греческих монет, с типовыми атрибутами.
Греко-Бактрийское царство
Полезное
Смотреть что такое «Греко-Бактрийское царство» в других словарях:
Греко-бактрийское царство — царство ← … Википедия
ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО — (около 250 между 140 130 до нашей эры), на территории Средней Азии, выделилось из государства Селевкидов. Включало исторические области Бактрию, Согд, Маргиану и др.; в период наибольшего подъема (190 180 до нашей эры) в его состав входили часть… … Современная энциклопедия
ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО — (ок. 250 между 140 130 до н. э.) рабовладельческое государство на территории Ср. Азии, выделившееся из государства Селевкидов. Включало Бактрию, Согд, Маргиану и др. В период наибольшего подъема (190 180 до н. э.) в его состав входила часть… … Большой Энциклопедический словарь
Греко-Бактрийское царство — (около 250 между 140 130 до нашей эры), на территории Средней Азии, выделилось из государства Селевкидов. Включало исторические области Бактрию, Согд, Маргиану и др.; в период наибольшего подъема (190 180 до нашей эры) в его состав входили часть… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Греко-Бактрийское царство — Примерное расположение Греко бактрийского царства около 220 до н. э.. История Афганистана Предыстория … Википедия
Греко-Бактрийское царство — (около 250 между 140 130 до н. э.), рабовладельческое государство на территории Средней Азии, выделившееся из государства Селевкидов. Включало Бактрию, Согд, Маргиану и др. В период наибольшего подъёма (190 180 до н. э.) в его состав входили… … Энциклопедический словарь
ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО — (ок. 250 ок. 140 или 130 до н. э.) рабовладельч. гос во гл. обр. на терр. Ср. Азии, охватывавшее первоначально Бактршэ, Согд, Маргиану и, возможно, частично Чачи Фергану. Возникло в результате ослабления гос ва Сейеакидов и отпадения от него ср.… … Советская историческая энциклопедия
Греко-Бактрийское царство — назв. в ист. лит ре гос. образования на терр. Ср. Азии (Таджикистана, Узбеки стана и частично Туркменистана), а также Афганистана и Сев. Зап. Индии в 250 130 до н.э. В древности терр., доходившая на С. до Гиссарск. хребта в Таджикистане … Древний мир. Энциклопедический словарь
Греко-буддизм — Будда в греко буддистском стиле. Статуя изготовлена в Гандхаре на территории современного Пакистана в I II веке н. э … Википедия
Греко-Бактрия
Дурранийская
держава — 1747-1823 гг. Эмират
Афганистан — 1823-1929 Королевство
Афганистан — 1929-1973 гг. Республика
Афганистан — 1973-1978 гг. Демократическая
Республика Афганистан — 1978-1992 гг. Северный
Альянс — 1992-1996 гг. Исламский Эмират
Афганистан — 1996-2001 гг. Республика
Афганистан — с 2001 года
Греко-бактрийское царство — древнее эллинистическое государство, образовавшееся на базе Бактрии и Согдианы на территории современного Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана и Индии в результате распада империи Селевкидов. Существовало с 250 до н. э. до 125 до н. э.. В результате экспансии в Индию образовалось Индо-греческое царство которое просуществовало ещё около ста лет.
Содержание
Образование Греко-бактрийского царства
Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник Диодот I. Хотя он ещё некоторое время признавал себя формально зависимым, по существу Бактрия, а также другие среднеазиатские области, входившие в обширное наместничество Диодота, были окончательно потеряны для Селевкидов. Его сын Диодот II уже открыто провозгласил себя царём. Примеру Диодота последовал Евтидем, наместник Согдианы. И Диодот и Евтидем были эллинами и опирались в первую очередь на эллинских воинов, но возможно, что они находили поддержку и у иранской знати, которая предпочитала их Селевкидам.
Селевкидские цари не могли сразу заняться восстановлением своей власти в восточных сатрапиях. Их отвлекали борьба с Египтом и династические распри, и только в 238 до н. э. Селевк II оказался в состоянии выступить в восточный поход. Тиридат не смог оказать сопротивления Селевку и бежал к кочевому племени апасиаков, жившему у берегов Аральского моря. Решительный перелом в ходе войны произошёл после выступления в союзе с Тиридатом Диодота II. Не вступая в сражение, Селевк вынужден был спешно возвратиться в Сирию в связи с династическими раздорами.
Бактрия III — II век до н. э.
После отступления Селевка II положение новых царств сильно укрепилось. В Бактрии вскоре власть захватил Евтидем, свергнувший Диодота II. Его поддерживала господствовавшая в Бактрии греко-македонская знать, недовольная сближением Диодота с парфянами. При Евтидеме была предпринята новая попытка Селевкидов вернуть отпавшие сатрапии. Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I, сына Тиридата, признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 нанёс поражение коннице Евтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. Только в 206 между Антиохом и Эвтидемом было заключено соглашение: Эвтидем сохранил царский титул, но, подобно парфянскому царю, признал себя зависимым от Антиоха.
При преемниках Евтидема происходит постепенное перемещение центра Греко-Бактрийского царства с севера на юг. Сын и преемник Евтидема Деметрий I (200 до н. э.— 184 до н. э.) завоевал Арейю, Арахозию, Дрангиану, Парапамисады и Северо-Западную Индию. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-бактрийского царства.
Экономика и социальная структура
Относительно хозяйственного и общественного строя Бактрии имеются лишь скудные, отрывочные сведения.
На территории Бактрии существовали различные типы хозяйства: наряду с ирригационным земледелием в наиболее плодородных частях страны значительное развитие получило и скотоводство, особенно коневодство. В Бактрии и Согдиане в небольшом количестге добывалось золото.
Основную массу эксплуатируемого населения составляли, повидимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян,— состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».
Армия
Армия греко-бактрийских царей помимо греко-македонского ядра состояла из конницы, вербовавшейся из представителей местной знати, и вооружённой луками пехоты, в которой служили рядовые свободные люди. Кроме того, применялись колесницы и боевые слоны. Несмотря на малочисленность слоя греко-македонских завоевателей, эллинизация восточных областей Ирана и Средней Азии продолжалась и после низвержения владычества Селевкидов. Греко-бактрийские цари по примеру других эллинистических монархов основывают новые города или преобразовывают в полисы местные поселения. Известны города, названные в честь царей Эвтидема, Деметрия, Эвкратида. Города способствовали развитию рабовладения и разложению примитивных общественных отношений. Они были важны для царей и как стратегическая и как социальная опора их власти. Они были вместе с тем и торговыми центрами. Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Из Индии везли благовония, пряности и ткани, из Китая — шёлк, железо никель и меха. Греко-бактрийские монеты находились в обращении далеко за пределами самого царства; они встречаются, в частности, на территории Восточной Европы.
Население
Население северных областей Греко-бактрийского царства говорило на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Китайский путешественник II века до н. э. Чжан Цянь сообщает, что на всём протяжении от Давани (Ферганы) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. То же говорит и Страбон применительно к Ирану. Наряду с греческим употреблялось и арамейское письмо, а позднее — различные виды индийского.
В религиозном отношении для Бактрии в большей степени, чем для других областей Ирана, характерно переплетение верований различных народов и племён. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, буддизм.
То же самое характерно и для греко-бактрийского искусства. Основа его была местная — среднеазиатская и иранская, но на этой основе эллинистические элементы переплетались с элементами индийского и даже китайского искусства. Замечательными памятниками греко-бактрийского искусства являются изделия из золота и серебра чеканной работы, украшенные рельефными изображениями культовых и бытовых сцен.
Греческая культура в Бактрии
Греко-бактрийцы известны большой степенью приобщения к эллинистической культуре, они поддерживали регулярные контакты со странами средиземноморья и с Индией. Они поддерживали дружеские отношения со странами с Индии и обменивались посольствами.
В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.
Греко-бактрийские монеты и последуюшие монеты Индо-греческого царства представляют собой великолепные образцы греческих монет, с типовыми атрибутами.