какие государства должны россии и сколько
Какие государства и сколько должны России?
Какие государства и сколько должны России?
Точный ответ на данный вопрос дать сложно, поскольку Минфин РФ не раскрывает полную географию должников и суммы их обязательств.
В последний раз информацию о международном кредитном портфеле РФ публично озвучил в сентябре 2019г. заместитель министра финансов С. Сторчак.
На тот момент государственные долги перед Россией составляли порядка 35 млрд. долларов США.
По данным Всемирного Банка, около 30 стран являются должниками РФ.
Крупнейшие из них (в млрд. USD):
– Куба – 3,2 (не сотрудничает с ВБ, данные – из открытых источников)
Совокупная задолженность государств Африки (Судан, Эфиопия, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар, Замбия, Сомали) оценивается в 973 млн. USD.
Размер госдолга Украины перед Россией может достигать 3,6 млрд. долларов.
В том числе 3 млрд. – по еврооблигациям, которые были куплены за счёт средств ФНБ РФ в декабре 2013г. в период президентства В. Януковича.
Украина отказывается признавать эту сумму в качестве государственного долга.
Поскольку выпуск облигаций регулировался британским правом, разбирательства по данному вопросу проходили в Высоком суде Лондона.
12 декабря 2019г. Верховный суд Великобритании закончил заслушивать аргументы России и Украины, рассмотрение дела завершено.
Решение может быть оглашено до середины 2020г.
Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия РФ выдавала кредиты на строительство АЭС, покупку отечественного вооружения, воздушного и железнодорожного транспорта и другие цели.
Среди ведущих заемщиков фигурировали Индия, Иран, Египет, Куба, Вьетнам, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и иные государства.
Вместе с тем, в 2019г. Россия смогла вернуть кредитов больше, чем выдала их иностранным правительствам.
Это произошло впервые с 2010г.
По данным Федерального казначейства, РФ получила от заемщиков 250 млрд. рублей, а госзаймы были предоставлены на 215 млрд. рублей.
В Минфине объяснили возросшие платежи наступлением сроков возврата основного долга у нескольких стран.
Кроме того, Кипр досрочно погасил долг перед Россией на сумму 1,6 млрд. евро.
Также эксперты отмечают ужесточение политики Минфина РФ по отношению к государствам-заемщикам в связи с обострением геополитической ситуации в мире.
Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.
Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.
Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Кто и сколько должен нам
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Кому и сколько должны мы
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Всемирный банк опубликовал данные о должниках России
Всемирный банк опубликовал отчет на основе данных о долговых обязательствах развивающихся стран, которые они передают в организацию. По данным Всемирного банка, которые представил экономист американского Института управления природными ресурсами (NRGI) Дэвид Михалый, в начале 1990-х Россия была на втором месте в списке доноров — благодаря кредитам СССР. Сегодня Москва занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран. В статистике ВБ отражены не все долги: так, отсутствуют Ирак и Куба, пишет РБК. «Газета.Ru» направила запрос в Минфин РФ по этой теме.
Некоторые долги перед Москвой не обслуживаются уже много лет. В числе безнадежных должников, например, Афганистан ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджа ($458 млн) — с 2007 года, Сирия ($525 млн) — с 2011 года, то есть с начала гражданской войны, которая все еще продолжается.
За последний год Россия выдала еще 211 млрд рублей госкредитов, пишет РБК со ссылкой на данные Федерального казначейства. На 2021 год запланированы кредиты еще почти на 355 млрд рублей, причем осенью прошлого года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних госкредитов. Одна из целей — «формирование положительного имиджа РФ как ответственного международного кредитора и донора», а в числе принципов значится «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».
Как пояснили «Газете.Ru» эксперты, подавляющее большинство кредитов вне СНГ — это реструктурированные советские долги. Большая часть долгов «посвежее» — экспортные займы, которые Россия (или частные компании при обеспечении займа государством) выдавала странам на покупку российского вооружения, или под строительные проекты, или в качестве инвестиций в добычу полезных ископаемых.
«Выдача кредитов — это не помощь другим странам, а в первую очередь обеспечение своих оружейников или других экспортеров. Либо покупка влияния. Поэтому бухгалтерский подход редко доминирует»,
— прокомментировал доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Антон Табах.
«Таким образом создается внешний спрос на продукцию предприятий страны-кредитора со стороны правительства страны-заемщика. Широкое распространение такие кредиты получили в торговле вооружениями, аналогичные механизмы работают при строительстве крупных инфраструктурных проектов за рубежом», — пояснил управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Андрей Пискунов.
Оценить доходность таких кредитов крайне сложно, так как при их выдаче учитываются не только экономические, но и политические факторы, а отрасли, которые получают дополнительные заказы разнятся по своей маржинальности, пояснил эксперт НКР.
России должны миллиарды: Кто в денежном списке и почему нам это выгодно
У России в должниках числится почти 30 развивающихся стран. Общая сумма долга кажется впечатляющей – без малого 23 миллиарда долларов. Все ли страны смогут вернуть эти деньги? Да и зачем мы вообще даём в долг? Как выясняется, это вопрос не только экономики, но и геополитики.
Всемирный банк впервые раскрыл данные о самых крупных должниках России. Среди самых крупных заёмщиков – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия. Отметим, что российский Минфин эту информацию не публикует. По данным на конец 2019 года, около 30 развивающихся стран в целом должны нашей стране без малого 23 миллиарда долларов. Есть ли у России шанс не просто вернуть эти деньги, но и получить выгоды? Об этом в программе «Без цензуры» на телеканале Царьград ведущий Никита Комаров беседовал с директором Института ЕАЭС Владимиром Лепехиным.
Особого беспокойства эти долги не вызывают, но.
Никита Комаров: Насколько это много – почти 23 миллиарда долларов?
Владимир Лепехин: Отмечу, что в эту сумму не вошёл тот миллиард, который решено было выделить Белоруссии в декабре 2020 года. Также в списке нет трёх миллиардов долларов, которые нам должна Украина. На мой взгляд, 22,9 миллиарда долларов – это маленькая цифра и особого беспокойства она не вызывает.
У самой России общий внешний долг – как государственных, так и частных компаний – в 20 раз больше, полтриллиона долларов. Вот по этой цифре определённое беспокойство есть, эту проблему можно обсуждать.
Что касается кредитов, которые выдаёт Россия, то сумма вроде бы и маленькая, но и здесь есть серьёзные вопросы. Начнём с Белоруссии. Она нам должна практически девять миллиардов долларов. На мой взгляд, это уже потерянные для России деньги, хотя я могу и ошибаться. Почему бы нам не простить эту сумму Белоруссии, если мы не так давно простили Африке 20 миллиардов? У меня такое ощущение, что Лукашенко не собирается принимать какие-то решения по возврату этих средств, да и возможностей у него нет.
– Когда Всемирный банк опубликовал эту цифру, то сразу из различных оппозиционных СМИ заговорили: ужас, смотрите сколько нам должны! Но, на ваш взгляд, в этом нет ничего страшного и нашей экономике это не вредит?
В.Л.: Нет никакого ужаса. Есть определённое беспокойство в отношении долга Белоруссии и ещё нескольких проблемных стран. К примеру, Йемен не выплачивает долги, причём ещё советские. Это проблемная страна. Не очень уверен, что удастся договориться о возврате долга с Бангладеш.
Вполне возможно, что все долги будут прощены Сербии – мы прекрасно понимаем, в каких отношениях находятся две наши страны. Так что вопросы по долгу есть, но ничего ужасного я не вижу.
Деньги, которые Белоруссия должна России, вложены в конкретные проекты развития. Насколько важна поддержка нашей страны белорусской экономике? Ответить на этот вопрос ведущий попросил Владимира Груздева, члена политсовета партии «Союз».
Кредиты России – поддержка Белоруссии. Но не все это понимают
Владимир Груздев: Эта поддержка ощущается в первую очередь гражданами, занятыми в реальном секторе экономики. Россия для Белоруссии – главный стратегический и экономический партнёр. Большая часть белорусских производств свою продукцию экспортирует в Россию.
Но надо отметить, что население страны делится на разные группы. Те, кто работает в госсекторе, допустим, на Минском заводе колёсных тягачей, выпускающем платформы для российских «Ярсов» и «Тополей», прекрасно понимают, с каких денег они получают зарплаты.
Позиция ещё одной части бюджетников зависит от того, что покажут по телевизору. Как только начинаются какие-то «экономические войны», возникают между странами проблемы по поводу, скажем, нефти или закупки Россией белорусского молока, то Россия сразу оказывается «плохой». Но, как только ситуация благополучно разрешается, они сразу вспоминают, что Белоруссии без России никуда.
В то же время белорусские IT-компании 90% своей продукции экспортируют в страны Европы и США. Соответственно, зарплату они получают с этих денег. Вот они-то и пытаются утверждать, что Россия даёт деньги на «неправильные проекты».
– То есть какие-то группы населения считают, что Россия если и даёт деньги, то «куда-то не туда». А куда, на их взгляд, правильно давать?
В.Г.: Самые деструктивно настроенные считают, что деньги вообще не нужно давать, потому что эти средства тратятся на поддержку госпредприятий и на силовиков. Они уверены в том, что, как только Россия перестанет давать деньги, «режим долго не продержится», потому что без этих денег экономика рухнет через пару месяцев и к власти придут всякие тихановские.
Но они не понимают того, что как только встанут белорусские предприятия, как только ляжет экономика, то сразу случится коллапс, от которого плохо будет всем соседям. Об этом они не думают, им главное доказать, что «Лукашенко полностью продал Белоруссию России», поэтому «Путин держит его в узде». При этом они требуют отказаться от российской нефти, а вместо этого привозить её из скандинавских стран и из США. Радует одно: таких людей меньшинство, даже не 3% от всего населения.
– А что касается долга, сможет ли Белоруссия его вернуть России или эти деньги «потеряны»? Как вы считаете?
В.Г.: Я уверен, что платежи будут идти регулярно. Даже глава Минфина России Антон Силуанов говорил о том, что Белоруссия на фоне остальных является хорошим заёмщиком. Вопрос возникает только в том, когда эти платежи будут приходить. С 2000-х годов не было ни одного случая, когда Белоруссии кто-то прощал какие-то внешние заимствования.
– Действительно, если посмотреть на прошедшие годы, то Белоруссия свой долг регулярно гасила, даже тогда, когда времена были не самые благоприятные.
В.Л.: Сейчас Белоруссия платит только по процентам. В этом году должна заплатить 3,5 миллиарда долларов. Но даже если Антон Силуанов и говорит, что Белоруссия – хороший заёмщик, это не означает, что она долгосрочный стабильный плательщик. Для того, чтобы заплатить проценты, приходится брать дополнительные кредиты, такая цепочка уже выстроилась. То есть это вопрос спорный.
В сумме долга в 22,9 миллиарда долларов нет никакого ужаса. Есть определённое беспокойство в отношении долга Белоруссии и ещё нескольких проблемных стран. Скриншот: Царьград
Готов ли Минск выплачивать долги?
Конечно, очень хотелось бы, чтобы экономические отношения между нашими странами развивались в правовом поле. Но я допускаю вариант, что Минск не готов платить. И дело даже не в экономических или политических проблемах Белоруссии. Вполне может случиться так, что Россия этот долг попросту простит.
Что касается отношения населения к тому вкладу, который Россия делает в развитие экономики Белоруссии, то в силу политической ситуации страна находится в состоянии стресса, а в такие моменты рациональные аргументы просто не работают. Многие ли вспомнят, что госпредприятия поддерживаются за счёт интеграции с Россией? Мы это уже видели на примере Украины, долг которой к моменту переворота составлял около семи миллиардов долларов.
В.Г.: Да, Россия постоянно даёт отсрочки по платежам, но вы не забывайте, что Белоруссия является крупным покупателем российского железа. МАЗы, БелАЗы, которые у нас собираются, все из российского железа и многих российских комплектующих. Россия дотирует Белоруссию, но одновременно дотирует и собственную экономику. Получая заёмные средства, Белоруссия покупает российское железо, собирает свои трактора и продаёт их России.
В.Л.: Действительно, по условиям тех кредитов, которые Россия предоставляет другим странам, они предоставляются чаще всего как раз под закупку какого-то российского оборудования или техники. Но вообще, все эти данные по долгам скрываются как в России, так и в Белоруссии. К сожалению, такая у нас политика. На мой взгляд, тут как раз нужна прозрачность, тогда и вопросов будет меньше и станет понятно, что процесс этот – взаимовыгодный.
– Последний вопрос по белорусской тематике. Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о том, что поставки белорусских нефтепродуктов в российские порты идут с превышением плана по графику. Как вы оцениваете этот момент?
Ответить на этот вопрос Никита Комаров попросил белорусского собеседника Владимира Груздева.
Что касается экономической составляющей, то пока не совсем ясно, во сколько белорусам обходился трафик через литовские или польские порты, тарифы не были прозрачными. Но Россия считает, что эти ставки не были ниже, чем условия, которые предлагает российская сторона. Если это так, то это тоже позитивный момент и одна из точек роста для союзной экономики.
Не только экономическая выгода, но и геополитика
– Обсудим других должников. В топе – Венесуэла, которая должна России 1,8 миллиарда долларов. Напомню, что у нас с этой страной много экономических проектов. Является ли российско-венесуэльское сотрудничество выгодным для Москвы?
В.Л.: Ну, Венесуэла – наш приоритетный экономический партнёр. Поэтому Россия вкладывала в эту страну деньги и будет продолжать вкладывать. При этом Каракас ведёт себя по отношению к нам очень добропорядочно. Даже в сложившейся на текущий момент сложной ситуации венесуэльское правительство проявляет ответственность. Эти отношения выгодны обеим странам. Более того, кредитуя Венесуэлу, Россия распространяет своё влияние и на другие страны этого континента. Так что с точки зрения полезности кредитования и развития экономических отношений я бы поставил Венесуэлу на первое место.
– Небольшая справка. Лет десять назад долг Венесуэлы перед Россией составлял порядка шести миллиардов долларов, и платежи они регулярно совершали. Поэтому сегодня осталось только 1,8 миллиарда долларов. Как заявляют в Вашингтоне, Россия контролирует 70% добычи нефти в Венесуэле, которая является крупнейшей страной по месторождениям.
В.Л.: Вот эти большие кредиты с российской стороны как раз и были связаны с вложениями в нефтедобычу. И мы видим, что все эти кредиты нам возвращаются. То есть для России это выгодный бизнес-проект, деньги работают.
– Как вы считаете, нам необходимо продолжать активное сотрудничество и наращивание этого сотрудничества в регионе, потому что там помимо Венесуэлы есть же и Куба, есть Никарагуа, Эквадор, Боливия? Кстати, у Кубы тоже перед Россией приличный долг.
В.Л.: Куба и Никарагуа – это страны, которые мы постоянно дотировали, так исторически получилось. Сейчас мы готовимся безвозмездно отправить в Никарагуа 250 автобусов КАВЗ-4238-61.
С Манагуа у нас нет полноценного экономического партнёрства с точки зрения зарабатывания денег. Тут скорее политическое партнёрство, гуманитарная помощь, российская сторона финансирует какие-то проекты. То есть это чистая геополитика.
– В Юго-Восточной Азии крупными должниками России являются Индия, Вьетнам и Бангладеш. В основном это кредитование строительства АЭС и контракты по ВПК. Насколько нам выгоден такой формат сотрудничества?
В.Л.: На мой взгляд, здесь сотрудничество нужно наращивать. Это как раз отрасль высокого передела. Нам надо избавиться от имиджа страны-бензоколонки, тем более что проблемы, которые возникают на нефтяном рынке, подают нам сигналы: нужно более внимательно смотреть на отрасли, которые способны конкурировать в рамках технологий.
Атомная промышленность России сегодня фактически лучшая в мире. Поэтому везде, куда приходят наши ядерщики, их пытается поджать американская компания Westinghouse Electric, используя при этом самые грязные методы борьбы. Так было в Индии, наверняка и в Бангладеш аналогичная ситуация.
Про долги Украины можно просто забыть
– Давайте перейдём к Украине, которая должна России 60 миллионов долларов плюс три миллиарда – это евробонды, которые мы приобрели зимой 2014 года. Вернутся ли эти долги?
В.Л.: Про эти три миллиарда долларов можно уже забыть, как и про 600 миллионов. Дело в том, что вот эти 600 миллионов долларов долга Украина обслуживала до тех пор, пока МВФ ей выделял кредиты. Киевским властям надо было продемонстрировать свою платёжеспособность. А сейчас государственный долг Украины примерно равен государственному долгу России. При всём при том, что ВВП Украины в пять раза ниже. А МВФ и другим западным кредиторам Киев должен почти 90 миллиардов долларов.
Это огромная цифра. После 2014 года Украина очень охотно брала кредиты. Сегодня им уже никто не одалживает денег. Так что фактически это страна-банкрот. И о каком обслуживании долгов может идти речь? Наоборот, украинские власти пытаются найти какие-нибудь причины, чтобы что-то взыскать с России.
– Они хотят взыскать с России те долги, которые Советскому Союзу должны были другие страны.
В.Л.: Да, захотели получить свою «долю» – такая безумная идея недавно была озвучена в Киеве. И какое может быть обслуживание долга по отношению к России? Так что об этих долгах можно забыть.
– А как рычаг политического давления мы это можем использовать? По судам их затаскать…
В.Л.: Ну какое может быть политическое давление со стороны России? Что касается судов, так последние пару лет Украина стабильно выигрывает все тяжбы с Россией. Кто нас поддержит? Британское правосудие? Конечно, ситуация в мире может измениться, и тогда про все эти долги можно будет вспомнить. А пока время не пришло. Сейчас ситуация складывается таким образом, что страны-посредники, которые оказывают влияние на Украину, заинтересованы в том, чтобы эту страницу с долгами и взаимными претензиями России и Украины друг к другу вообще закрыть.