какие горы рисовал рерих
Гималаи в картинах Н.Рериха
Предлагаю вашему вниманию серию картин Николая Рериха, сделанных им под впечатлением от Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей в несколько этапов.
Первая часть экспедиции проходила в 20-х годах и переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу.
На картинах Рериха можно увидеть заснеженные вершины Гималаев, небо над горами, окрашенное в багряный цвет восходящим солнцем, или ослепительно синее, безоблачное небо, какое бывает только в горах; высокогорные буддийские монастыри и города Тибета, буддийских монахов.
Гималаи. 1921.
Пещеры в скалах. 1921.
Каменные пещеры в горах всегда привлекали воображение художника. Сюжетами многих его картин служили старинные предания о пещерах, ведущих в глубокие подземелья, где «собраны сокровища от начала мира».
Майтрейя-победитель. 1925.
Знамя грядущего. 1925.
Сюжет взят из живых впечатлений художника, полученных во время Центрально-Азиатской экспедиции 1925-1928 годов. «Пройдя четыре снеговых перевала уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В Долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед ней сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама пел о бесчисленных сокровищах Великого Владыки Шамбалы. Горят костры, эти светляки пустыни».
Конь счастья. 1925.
Мощь пещер. 1925.
Сюжет взят из восточных сказаний о пещерах, хранящих сокровища. Во время Центрально-азиатской экспедиции Рерих записал рассказ о том, что «под Кинченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища. В каменных гробах молятся пещерники, истязая себя во имя будущего. Но будущее уже овеяно солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете почитание и ожидание Майтрейи Будды».
Красные кони. 1925.
Твердыня стен. 1925.
Сюжет взят из тибетских сказаний о стражах гор, зорко охраняющих Гималаи. Таинственный Тибет с его вознесенными на скалы монастырями и ступами, изолированный от всего света, порождал среди людей удивительные легенды.
Гуга Чохан. 1931.
Меч Гесэра. 1932.
Изображение меча, найденное экспедицией Рериха в древнем урочище Карга, в Тибете, послужило. по свидетельству художника, сюжетом для его картины. Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами и монголами легендарному герою Гесэр-хану, с именем которого связывались в народе чаяния новой жизни.
Кулута. 1937.
Изображен зимний пейзаж долины Кулу. Вид с нагорий Западных Гималаев.
Тибет. Монастырь в горах. 1940.
Лхаса. 1942.
Сантана. 1944.
Путешествуя по Востоку, Рерих глубоко изучил его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними буддийскими учениями. Одно из них и послужило сюжетом картины «Сантана». Буддисты считали, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с ее страданиями, заблуждениями и так далее, не имеет ни начал, ни конца, и называли этот бесконечный поток жизни Сантаной, сравнивая его с бурной рекой Сантаной. Они считали, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только его созерцателем.
Помни. 1945.
Какие горы рисовал рерих
В русском искусстве конца XIX – начала XX века тема горного пейзажа играла незначительную роль. Можно назвать несколько горных пейзажей Швейцарии у И.И. Левитана, этюды и небольшие картины, посвящённые Кавказу, у А.И. Куинджи и этюды гималайских пейзажей у В.В. Верещагина. Эти пейзажи эпизодичны в их творчестве. Н.К. Рерих — первый русский художник, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место. Величие и разнообразие горного мира Азии, от Гималаев на юге до Алтая на севере, служили темой большинства его работ на протяжении последних двадцати лет жизни. Он жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Горы органически вошли
в его творческое мышление, стали неотъемлемой частью его духовного мира.
И не только в русском, но и в мировом искусстве XX века Н.К. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место. Нельзя назвать ни одного художника на Западе и в Индии, который с такой силой, полнотой и выразительностью отобразил мощь и красоту Гималаев.
Формирование стиля горного пейзажа. Тема горного пейзажа впервые возникла у Н.К. Рериха в 1906 году, когда он выполнил ряд этюдов в горах Швейцарии. В 1912 году для постановки пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена в Художественном театре он возвратился к теме гор в эскизах «Мельница в горах» и «Рондские скалы». В последней работе сильно выражено его понимание горного пейзажа. В 1913 году он написал ряд этюдов на Кавказе, достигнув в них более широкой степени обобщения и монументальности. Синтезом исканий художника в этой области является картина «Граница царства» (1916). В ней развёрнута широкая панорама горного пейзажа, очень близкая к гималайскому циклу, как по характеру трактовки гор, так и по принципам построения пространства.
В период жизни в Сердоболе художник пристально изучал невысокие горные массивы Приладожья со следами деятельности древних ледников и создал ряд картин, где широко и обобщённо переданы монументальные, приземистые массы гранитов, базальтов с причудливыми формами и очертаниями. Во время пребывания в Америке Н.К. Рерих писал ряд картин с горами Нью-Мексико, Аризоны: «Большой каньон», «Аризона», «Санта-Фе. Нью-Мексико», «Красные горы». Однако это была лишь подготовка к будущим свершениям.
Встреча с Гималаями. В конце 1923 года Н.К. Рерих с семьёй переехал в Индию. Величайшие творческие достижения, наибольшая духовная углублённость его искусства раскрылись именно здесь. После краткого осмотра памятников искусства в Индии художник устремился на север и остановился в княжестве Сикким, около Дарджилинга. От холмов Сиккима перед ним раскрылась величавая панорама Гималаев, несравненная «обитель снегов». Эти восемь месяцев, проведённые в Гималаях (до сентября 1924 г.), поистине отметили второе рождение художника. Внутренние образы горного величия, которые уже давно жили в нём, нашли выражение в окружающем горном мире, полном мощи. Произошёл настоящий «взрыв». За 1924 – 1925 годы художник создал около 140 произведений, из них около 80 картин значительных размеров: серии «Его Страна» (12 картин), «Сикким» (13 картин и этюдов), «Тибетский путь» (8 картин), «Гималаи» (40 картин и этюдов), «Знамёна Востока» (28 больших картин), «Святилища и крепости» (27 картин), «Озёра и Гильгитский путь» (12 этюдов). Почти все картины перечисленных серий находятся в США и известны в нашей стране в основном по репродукциям.
Н.К. Рерих умел удивительно глубоко почувствовать и передать величие Гималаев. Чаще всего он останавливался на изображении одной из высочайших вершин Гималаев — Канченджанге, а также на Эвересте, которые хорошо видны от Дарджилинга. Как примеры серии «Его Страна» можно назвать две картины: «Канченджанга» 2 и «Жемчуг исканий». Обе эти картины посвящены Канченджанге. Третья картина этой же серии — «Помни» — также с Канченджангой на заднем плане.
В последующие годы, возвратясь из длительной экспедиции по Центральной Азии (1924 – 1928) и поселившись в Кулу, Н.К. Рерих неустанно работал над горной темой и создал огромное количество этюдов (по-видимому, их более 1000), каждый из которых — маленькая законченная картина. Однако все большие композиции по-прежнему посвящены высочайшим горам Азии — Эвересту, Канченджанге, Нанда-Дэви. Этюды, несмотря на их необычайное разнообразие по композиции, форме и цвету, редко служат темой больших картин. Они в основном лишь средство для глубокого изучения горной природы. По словам Ю.Н. Рериха, Николай Константинович до последних лет жизни каждое лето отправлялся в экспедиции, жил в палатке и создавал много этюдов гор.
Стилистические особенности картин гималайского цикла определяются характером пространственного мышления Н.К. Рериха. Для передачи огромных пространств и планов гор художник прибегал к методу параллельной перспективы. Этот метод характеризуется тем, что пространственные планы рассматриваются как бы с высоты «взгляда из беспредельности», и более отдалённые планы практически не сокращаются в размерах, а располагаются в виде ступеней, уходящих к верхнему краю картины, заполняя всё её пространство. Для того, чтобы лучше передавалась глубина пространства, применялся принцип кулисного построения. Для передачи огромных масштабов Гималайских гор параллельная перспектива особенно необходима, а деление на планы и кулисное построение естественно вытекает из пространственного восприятия гор, пересекаемых облаками, погружённых в туман или воздушную дымку. Первый план в этих картинах зачастую отсутствует, человеческие фигуры отодвинуты вглубь и относительно малы, что подчёркивает масштабность изображаемого пейзажа.
Другая особенность трактовки гор у Н.К. Рериха — чёткое членение их кристаллическими гранями. Эта чёткость линий и контуров носит подчас графический характер и подчёркивается резкими тенями или большими цветовыми плоскостями. Вместе с тем Н.К. Рерих всегда выявлял ритмическое строение гор, чередование вершин и впадин. Эти особенности можно видеть на картине «Эверест» (1935), где выделены четыре ритмических ряда: зубчатые горы переднего плана; полоса облаков; полоса синих гор с более дробным ритмом вершин; полоса белых снежных гор, образующих сложный ритмический узор на бледно-зелёном небе. Как правило, небо занимает – часть картины, а иногда и ещё меньше. Обычно небо — лишь фон, на котором развёртывается «действо» горных вершин.
В изображениях Канченджанги наиболее высокая вершина располагается в центре картины, представляя собой высшую кульминационную точку («Канченджанга» 1924 г. и «Слава Гималаев» 1943 г.). В картинах, посвящённых Эвересту («Красные кони» 1925 г., «Эверест» 1931 г.), три горных вершины последовательно повышаются слева направо, а ближе к углу картины расположена самая высокая вершина — Эверест. Характерно, что ни одна из горных композиций Н.К. Рериха не построена по вертикали. Почти всегда картины вытянуты вширь, и пространство развёртывается по горизонтали, выявляя неограниченную протяжённость гималайского хребта.
В серии «Знамёна Востока» две картины по характеру трактовки гор стилистически близки к древнекитайским канонам горного пейзажа («Падма Самбхава» и «Конфуций единственный справедливый»). В этих картинах — условная графическая трактовка силуэтов гор, растительности, горного водопада. Туман создавал деление на планы. Всё это сближает картины с китайским искусством. Очевидно, в данном случае сам сюжет картин диктовал Н.К. Рериху подобные стилистические приёмы.
Эволюция горного пейзажа Н.К. Рериха. Основными сюжетами горных пейзажей, начиная с 1924 года и до последних лет жизни, оставались Гималаи. Художник не раз возвращался в Сикким (Дарджилинг), чтобы работать над темами Канченджанги, Эвереста и других вершин Гималаев, его восточной части, граничащей с Непалом. Одновременно он постоянно наблюдал горы западной части Гималаев — в Кулу. Горным вершинам в Кулу посвящены многие картины. Одна из них очень характерна — «Кулута» (1937) — с чёткими кристаллическими формами синеющих гор, со сверкающими горными вершинами на заднем плане. Это зимний пейзаж, когда большая часть долины и гор под снегом, и с особой скульптурной чёткостью лепятся формы нагорий справа и горного хребта в верхней части картины. Во время экспедиций в сторону Тибета Н.К. Рериха неизменно привлекал перевал Танг-Ла, который, по преданиям, расположен на пути в Шамбалу. Он писал этот перевал многократно: «Танг-Ла» (1924), «Величайшая Танг-Ла» (1928), «Путь в Шамбалу» (1933), «Шамбалей-Лам» («Перевал Шамбалы», 1935 – 1936), «Святейшая Танг-Ла» (1939), и завершает этот цикл монументальная картина «Танг-Ла. Песнь о Шамбале» (1943). На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг. Извилистые очертания горной реки вдали, а на переднем плане — крутые откосы и зубчатая стена утёсов. На одном из них — одинокая фигура, созерцающая величие заката, устремлённая вдаль. Картина полна необычайного внутреннего напряжения и звучит как торжественный колокольный звон.
Кроме Эвереста и Канченджанги, Н.К. Рерих изображал ещё несколько высочайших вершин Гималаев, в том числе Нанда-Дэви. Одна из картин «Нанда-Дэви» (1941) — в синих тонах со сверкающими снегами, вторая «Нанда-Дэви» (1941) — пылающая на фоне тёмно-синего неба. В изображении горных вершин в общем характере картин намечается постепенное повышение интенсивности цвета и всё большая степень обобщённости очертаний горных хребтов. Изменение колорита особенно заметно, если сравнить, например, картину «Помни» 1924 года и ту же композицию, написанную позже, — «Помни» 1945 года. В картине 1924 года задний план голубеет в дымке тумана, и контуры ближних гор мягко просвечивают сквозь голубое марево. Во втором варианте — чёткие контуры ближних гор полны глубокой интенсивной синевы, а вершины Канченджанги чуть розовеют в предзакатном свете. Ю.Н. Рерих отмечал, что в Кулу климат значительно суше, меньше осадков и туманов по сравнению с Дарджилингом и поэтому колорит более интенсивный, и даже более отдалённые горы рисуются более чётко. Помимо тех картин, где горные вершины вполне «портретно» схожи, да и названия говорят об изображённом («Канченджанга», «Нанда-Дэви»), есть другие сюжеты, где горы не столь конкретны. Таковы картина «Весть Шамбалы» (1946), «Сострадание» (1936), «Кришна» (1946). В них, несмотря на некоторую условность, горы полны величия и яркой образности.
Постоянное общение с горной природой, работа с натуры и наблюдения — всё это помогало художнику до последних лет жизни воспринимать горный мир непосредственно, свежо и воплощать его в своих работах с великим мастерством и мудростью.
Так говорил «Мастер гор», вся жизнь которого была непрерывным подвигом творчества и восхождения.
1 Публикуется по: Рериховские чтения: 1979 год. Новосибирск, 1980. С. 131 – 137. В статье приведены уточнённые названия отдельных картин и даты их написания.
2 Так у автора. Картина относится к серии «Сикким».
3 Николай Константинович Рерих: альбом / Вступит. статья Н. Дмитриевой. М., 1959.
4 Зажигайте сердца! М., 1975. С. 157 – 158.
Какие горы рисовал рерих
Николай Рерих. Гималаи
Художественное наследие Рериха, насчитывает свыше семи тысяч работ. Многие свои картины художник объединял в серии или сюиты. Пожалуй, самая грандиозная из них — серия «Гималаи». В работах этой серии Николай Константинович запечатлел ледники Каракорума, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озёра и бурные реки. Во многих картинах запечатлены горные монастыри, храмы, высеченные в скалах на большой высоте. Художник создавал их в течение многих лет. Только во время Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рериха в 1923-1928 годах, художником создано более 500 картин,посвящённых Гималаям. Сам художник называл эти работы «панорамой азийских просторов». Они своего рода живописные страницы путевого дневника, где реальные гималайские пейзажи наполнены духовным опытом художника. Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу, вводит в мир прекрасного. «Ни один художник не писал горы так, как мой отец, — вспоминал его младший сын Святослав Николаевич, — его Гималаи излучают на нас всё своё несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие, высокие мысли. ». Синий цвет — любимый цвет многих полотен художника. Обычно в горных пейзажах первый план художник рисует в тёмных тонах, но чем выше горы, тем они светлее, а дальние вершины кажутся уже совсем прозрачными. Так и душа человеческая — если она привязана к земному, то затемнена земными мыслями и чувствами, а устремлённая к высоким идеалам, к Свету, напитывается им и сама становится светоносной.
Этюды гималайских гор Николая Рериха, освещённые солнцем, окутанные облаками, покрытые снегом, одинокие, величественные, погружённые в синеву ночи стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника. Рерих пишет горы в разное время года, в разное время дня. «Где ещё можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далёкого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни», — писал художник.
Картины написаны темперой, дающей воздушность и звучность тонов. Эта техника позволила Рериху добиться особой глубины цвета, эффекта просвечивающих красочных слоёв. Картины так насыщены оттенками красок, что кажутся горящими и сияющими. Они открывают красоту горного мира Востока, дух Гималаев, где Космос в едином потоке сливается с планетой.
Известный рериховед Наталья Дмитриевна Спирина, вдохновлённая горными пейзажами Рериха, посвятила им стихотворение:
«Стаи туч, и ливень грозовой,
И туман проходят под Вершиной;
Ей знаком пространственный покой,
Солнца луч не затемнится мглой,
Звёздный свет не скроет дым долины;
И миры в космической дали
Говорят с Вершиною земли».
За высочайшее мастерство и убедительность в передаче зовущей красоты и духа Гималаев — этих вечных стражей Индии — Рерих был назван непревзойдённым Мастером гор. «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов» — писал Николай Константинович.
Среди сверкающего великолепия гималайских снегов Н.К. Рерих ощущал себя полномочным духовным представителем русского народа. Его жизнь, его творчество стали своеобразным мостом между двумя странами. Он писал: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением».
Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха
Говорят, что овладеть в совершенстве каким-либо искусством можно только в том случае, если посвятить себя ему всецело. Но, обратив внимание на феноменальную личность Николая Константиновича Рериха, это правило можно с легкостью подвергнуть сомнению. Рерих блестяще проявил себя во многих сферах науки и искусства.
Горы в жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Одно из первостепенных достижений русского гения – это богатое живописное наследие, о котором и пойдет речь.
Начало творческого пути. Ранние горные пейзажи Рериха
Основная часть живописных полотен, отражающих красоту окружающей природы, относится к позднему этапу творчества художника. Но нельзя сказать, что эта тема была затронута Николаем Константиновичем впервые только в период Азиатской экспедиции. Свое место горы в творчестве Рериха занимали и раньше. Великолепные пейзажи становились частью произведений художника еще со времен учебы в Академии.
Ценные знания, которые помогли Рериху развить дар пейзажиста, художник получил в натурном классе при Академии. После получения среднего образования талантливый студент поступил в мастерскую великого Архипа Куинджи, прославленного русского пейзажиста, с трепетом и любовью передававшего красоту горных вершин на своих полотнах. Взаимодействие с этим мастером живописи сформировало у Рериха основной понятие того, какой должна быть жанровая композиция.
В студенческие годы Николай Константинович был увлечен мотивами из истории становления Руси, а горы в живописи служили средством для поэтизации сюжетов. Первой картиной, в которой сочетание исторического мотива и горного пейзажа нашло удачное воплощение, было полотно «Гонец».
Это было повествование о жизни древних славян: тихое, даже камерное, лишенное всякой помпезности. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое. Собственно, с этой работы и начался великий путь Художника – Рерих получил высочайшую похвалу, а также предложение от крупного мецената Третьякова о приобретении серии работ.
Говоря о влиянии гор в творчестве Рериха на ранних этапах, невозможно не упомянуть о таких картинах, как «Илья Пророк» и «Веления неба». В этих работах горы занимают далеко не основную часть холста, но оттого не делаются второстепенной частью композиции. Полоса далеких гор, увенчанная необъятным простором неба, символизирует бесконечный путь — к просветлению и умиротворению.
Путешествие в Гималаи
Своё самое выдающееся путешествие Николай Константинович совершил, уже будучи признанным не только художником, но и философом и общественным деятелем. Рерих со своей семьей, прекрасной женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, отправляются в Азию. Познание философии Востока ознаменовало совершенно новый этап в живописи мастера.
Горы навсегда пленили художника. Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.
В своих дневниках художник писал: «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!»
Насыщенные, ирреальные цвета выбирал Рерих для изображения гор в живописи не случайно. Художник стремился передать неземное величие Гималайских вершин. Нельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.
Серия Гималайских этюдов необычайна ценна для человечества также тем, что даёт возможность окунуться каждому в мир самых недоступных, но и самых чарующих красот нашей планеты. Горы в искусстве несут совершенно иной замысел, нежели простое повествование действительности. Николаю Рериху была не чужды гуманистические убеждения и просвещенческая деятельность, которая нашла своё отражение и в его полотнах.
«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Экспедиция Рериха покорила суровые горные перевалы Каракорума, прибыв в старейший округ Хотан.
На пути по Индии и Непалу, направляясь к этому месту, путешественники знакомились с монголо-тибетским эпосом и идеями о пришествии времени Шамбалы. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.
Алтайский цикл картин. «Тибетский путь»
Следующий этап экспедиции был связан с пребыванием семьи Рерихов в заповедном крае – на Алтае. Проделав изнурительный путь, путешественники пересекли Великие Гималаи, посетив Монголию и Тибет.
Интересно то, что некоторые горные пейзажи Рериха написаны с невероятно труднодоступных мест. К примеру, на его полотнах была неоднократно запечатлена гора Белуха – высшая точка Алтайских гор. Путь к месту, открывавшему её полный вид, занял бы у путешественников слишком много времени и никак не вписывался в рамки экспедиции. Исследователи творчества художника считают, что Рерих обладал удивительным даром: благодаря духовным практикам он мог видеть пейзажи, находясь на значительном удалении от них.
Почему горы в творчестве Рериха так восхитительны? В цикле Гималайских и Алтайских этюдов больше не наблюдается академической взвешенности. Нет, Николай Рерих никогда не был дотошным академистом, он всегда отрицал традиционную реалистическую манеру живописи.
Его картины всегда привлекали свежестью колорита, нестандартным решением композиций. Но горы в живописи позднего, зрелого периода – это подлинный поток творчества, чистая метафизика, символизм и поиск тайного.
Для многих художников академическая школа стала альфой и омегой в живописи. Но Николай Рерих пошел значительно дальше, совмещая накопленный опыт занятиями профессиональной живописью с собственным видением и философскими знаниями.
Горы в искусстве русских художников нередко становились ведущим мотивом. Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и многие другие замечательные мастера, подобно французским импрессионистам, находили своё вдохновение именно в натурных пейзажах.
Но скромный гений, Николай Константинович Рерих, сумел по-своему интерпретировать живую природу. Запоминающиеся, абсолютно не похожие ни на чьи другие горы в творчестве Рериха навсегда останутся в памяти многих поколений всех народов мира.