какие горы делят европу и азию
Граница Европы и Азии
Написано автором Территория РУС
На всем протяжении Уральских гор, растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света — Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.
Где граница Европы и Азии?
Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.
Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.
Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.
Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая
Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.
На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в Сибирь, здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.
Историческая особенность обелиска
Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.
В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.
На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».
Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.
Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.
В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.
Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.
«Европа-Азия», как мечта туриста
Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.
Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего Средний Урал, а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.
Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.
Пограничные столбы «Европа-Азия»
По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.
Первая — это стела у самого Екатеринбурга. Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.
Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.
Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.
На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.
Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.
Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через реку Урал.
Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.
Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.
Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:
Где проходит граница Европы и Азии
Самый полный список отметок «Европа-Азия» по всему миру.
Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие — чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события — у каждого своя история.
Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.
Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.
Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.
Свердловская область
На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.
№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.
Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии — возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.
После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году — уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).
В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.
Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52’13.0″N 60°02’52.0″E
№2 Обелиск на Ново-Московском тракте Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии — мыса Дежнёва и мыса Рока.
Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии — знак стоит далеко от реальной границы.
Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать. Обелиск будет справа от трассы.
№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.
Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.
№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс» В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень — магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.
В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.
Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.
№5 Обелиск у станции Вершина Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.
Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.
№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.
Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.
Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.
№7 Обелиск в селе Мраморское
В 2019 году в селе Мраморское Полевского городского округа установлена скульптура известного скульптора Тани Премингер (Израиль). Фигура двуликая: с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. По замыслу автора фигура является не только навигатором в месте прохождения меридиана, соединяющего две части света. Она символизирует дружбу людей разных национальностей.
Горизонтальное расположение «рук» скульптуры ассоциируется с христианским крестом. На православных иконах руки Христа изображаются параллельно горизонтальной перекладине. В православии это означает, что Христос распахнул свои объятия для всего мира, открыт всем добрым сердцам (вспомните статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро). Поэтому туристы, проходя по маршруту «Мраморная миля», который объединяет восемь объектов из серого мрамора в этом старинном селе, обязательно делают фото около скульптуры Тани Премингер, повторяя движение рук: мы любим весь мир. Обелиск появился в рамках международного арт-фестиваля «Мраморная миля» имени Степана Эрьзи. Проект реализуется по инициативе Фонда социальной активности «Идея» и Фонда президентских грантов. Скульптура выполнена из серого уральского мрамора, предоставленного предприятием «Уральский мрамор». Добавим, что работы Тани Премингер установлены в 51 стране мира.
Село Мраморское считается местом первой промышленной разработки мрамора на Урале. В 2020 году вокруг скульптуры «Европа-Азия» по инициативе Фонда «Идея» будет заложен Евразийский сад Победы. Открытие сада приурочено к 140-летию со дня рождения Степана Эрьзи, который жил в селе Мраморское, к 255-й годовщине со дня прибытия на Урал экспедиции генерал-майора Я. И. Даненберга, который основал село и наладил добычу мрамора, а также к 75-й годовщине Великой Победы.
Этот обелиск установили на месте старого. Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представлял собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней были высечены надписи «Европа» и «Азия».
№8 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.
Наверху столба — указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.
№9 Беседка возле Полевского Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.
Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.
№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.
Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.
№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
№13 Знак «Голуби» на горе Котёл Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.
Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой.
№14 Столб у деревни Починок — «савчуковский» Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
№15 Обелиск в районе Новоуральска — «шитиковский» В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).
Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».
К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.
№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.
Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака — Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».
№17 Знак на старой билимбаевской дороге Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.
Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.
№18 Обелиск возле Александровского рудника — «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи — преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.
№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень Самый скромный и неприметный знак из всех — просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».
Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» — это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.
№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.
Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.
№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» — в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.
№22 Знак у Висимского заповедника Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.
Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.
№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа» Фото: ветер423, southural.ru» /> Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.
Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток». Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».
№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия — деревянный столб с вырезанными указателями частей света.
Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.
№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.
Основа сооружения — сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.
№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».
В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.
№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.
Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.
№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.
Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.
№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.
Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.
№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог — на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.
№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.
№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.
Нижняя часть обелиска — толстая стальная труба. Верхняя часть — плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.
№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий — с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.
Пермский край
На территории Пермского края есть три отметки Европа-Азия.
№35 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла Грандиозный обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области. По бокам от высокой стелы с двуглавым орлом на вершине разместились объёмные надписи «Европа» и «Азия», на которых стоят фигуры грифона и льва.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота 16 метров. Через дорогу от него устроена смотровая площадка с нарисованной на асфальте линией, обозначающей границу частей света.
№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.
Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка. В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году — ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х — ракеты уже не было.
№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек — Оби, Печоры и Волги.
Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».
Челябинская область
В Челябинской области знаков Европа-Азия девять, и половина из них — в Магнитогорске.
№38 Обелиск в Магнитогорске Магнитогорск — один из нескольких городов, которые находятся одновременно и в Европе, и в Азии. Река Урал делит его пополам, причём с одной стороны расположены жилые районы, а с другой — Магнитогорский металлургический комбинат. Каждый день жители Магнитогорска ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу.
Обелиск «Европа-Азия» здесь установили в июне 1979 года в честь 50-летия города. Проект архитектора В. Н. Богуна. Он находится у Центрального перехода на правом берегу реки Урал, возле площади Носова. Знак представляет собой два массивных прямоугольных блока с буквами Е и А.
№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске
Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.
В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам, на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.
№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.
№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской — «Европа». Знак работает как дорожный указатель — водитель видит название той части света, в которую он въезжает.
№44 Обелиск в Верхнеуральске В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.
№45 Обелиск около станции Уржумка Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.
Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта — инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.
Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.
№46 Обелиск в районе г.Кыштым Фото: ajae, wikimapia.org» /> К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды — родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.
В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник — Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.
Башкирия
Река Урал берет начало на территории Башкирии. Здесь есть три отметки Европа-Азия.
№47 Новые обелиски на реке Урал
Фото: sveta-kukleva.livejournal.com» /> В 90-е годы с обоих концов нового моста через Урал возле деревни Новобайрамгулово, в Учалинском районе Башкирии, установили две новые стелы вместо прежних, которые стояли у старого моста.
№48 Старые обелиски на реке Урал У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.
Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.
№49 Знак в истоке реки Урал Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.
Оренбургская область
В Оренбургской области тоже есть три знака, все три на реке Урал.
№50 Оренбургский обелиск На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь живут и православные русские, и исповедующие ислам башкиры, татары, казахи. Река Урал протекает в черте города, значит Оренбург — один из трансконтинентальных городов.
Обелиск расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335. Это грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Знак установлен в 1981 году по проекту архитектора Г. И. Наумкина.
№51 Стелы на Белом мосту Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост — одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.
№52 Знак в Орске на Верхнем мосту Орск — ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.
По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».
Ханты-Мансийский АО
№53 Знак на горе Неройка Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль, на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья, в районе горы Неройка. Установлен рабочими местного рудника в 2003 году. Точно неизвестно, является ли облупившаяся табличка на фото тем самым знаком, или нет.
№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».
Ямало-Ненецкий АО
№55 Обелиск у станции Полярный Урал Обелиск в форме шестигранного столба у станции Полярный Урал на железнодорожной ветке между Воркутой и Лабытнанги был установлен в 1955 году. Верхушку венчал шар с серпом и молотом, а сам столб был раскрашен чёрными и жёлтыми полосами, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали, с тех пор его вид незначительно менялся несколько раз.
Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.
№56 Крайняя Восточная точка Европы Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.
В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки — они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.
Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.
Ненецкий АО
№57 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком, примерно в двух километрах от полярной станции «Югорский Шар». Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона.
Первый знак разрушился от времени, спустя 37 лет его восстановили по инициативе Виталия Шурухина, Димы Уткина, Василия Уткина. Знак представляет собой столб с укрепленным на вершине металлическим листом с надписью «Европа-Азия», внизу у столба прибиты цепь с якорем и корабельный руль.
Республика Коми
№58 Знак у истока реки Печоры Плоский чугунный круг в виде земного шара установлен на перевале примерно в километре от истока Печоры.
№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.
Ставропольский край
№60 Обелиск в Нефтекумске По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Нефтекумск расположен на востоке Ставропольского края, у реки Кумы. Заметно, что здесь Европа встречается с Азией — это современный европейский город посреди дикой азиатской степи, где раньше жили только кочевые народы.
Знак установлен в 1976 году и был размещён на старом гербе города.
Ростовская область
№61 Знак в Ростове-на-Дону По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака «Европа-Азия», но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы «Якорь».
Казахстан
№62 Обелиск в Уральске Обелиск расположен у моста через реку Урал. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А. Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи «Европа-Азия».
№63 Беседки в Атырау По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».
Турция
№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле Стамбул — ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.
Мост мучеников 15 июля (до 2016 года — «Босфорский мост») — первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».
Координаты: 41°02’51.0″N 29°01’56.0″E