какие города средневековья тюркской эпохи ты узнал
ответье на вопросы. 1. Какие города средневековья тюркской эпохи ты узнал?
2. Перечили особенности строения средневекового горада.
3.С какой целью изучают древние письменности?
4. В чем значимость Орхоно- Енисейской письменности?
Какой вкад внесли тюрки в развитие мира?
было мало войн и мало самих конфликтов,всего лишь были редки перевороты и революции.а вот сами государства объединялись вокруг общего морального принципа т.е 1 султан,1 идеология,1 религия.он знаменовался таким принципом как чёткость и нерушимость законов.
— самозванец, который выдавал себя за сына ивана грозного
— согласовал с боярской думой свое вступление в москву
— вернул из ссылок князей и бояр
— содержание служилых людей было вдвое увеличено
— помещики получили земельные наделы
— земельная и денежная конфискация у монастырей
— запрет потомственной записи в холопство
— сибирские остяки и татары было обложены ясаком
— возвращение беглых крестьян в течение 5 лет
— изменил состав думы (включены представители духовенства)
— дума теперь называется сенатом
— убрал препятствия при передвижении по государству и в/из государство
— обучал стрельцов пушечному делу
— планировал войну с турцией – хотел присоединить московию к дону
— самозванец, который выдавал себя за сына ивана грозного
— участвовал в тульском походе при осаде брянска
— участвовал в первом московском походе
— сделал тушино собственной резиденцией
— раздавал землю дворянам
— встречал иностранных послов
— подписал договор с сигизмундом 3 – польша должна была отозвать поляков, которые поддерживали первого лжедмитрия
— использовал недовольство шуйским и установил контроль над большой территорией, тем самым установив двоецарствие, два сената и два патриархата в стране
Средневековые города Казахстана
Флаг Казахстана: Freepick
Среди страниц истории Казахстана особый интерес вызывает средневековый период, когда формировался казахский народ. Из-за перехода к оседлому образу жизни стали развиваться города. Что представляли собой средневековые города Казахстана? Каким был их устрой и экономическое значение? Какие из них самые крупные? Предлагаем разобраться в этом, окунувшись в историю.
Самые крупные средневековые города Казахстана
Большое влияние на развитие городов древнего Казахстана оказал Великий шелковый путь, который проходил по южной части страны. Перевозя товары, тысячи караванов из Китая, Индии, Византии и Персии способствовали развитию торговли и расцвету городской жизни на территории Казахстана.
Кроме караванов, по Великому шелковому пути шли тысячи кочевников: скифы, болгары, печенеги, гунны, сарматы, авары и другие. Они устремлялись к небольшим селениям вместе с ремесленниками, торговцами и всеми, кто искал лучшей жизни. Так небольшая стоянка перерастала в деревню, а та — в полноценный город.
Рост городов повлиял и на культуру средневекового Казахстана. В период V–X веков из-за большого числа кочевых народностей традиции и обычаи были неоднородными. Поэтому становление единой культуры проходило постепенно. Развивалась резьба по дереву, кости и камню, оружейное и кузнечное дело, ювелирное и гончарное искусство. Именно в городах появилась письменность.
Самыми крупными казахскими городами Средневековья считаются: Отрар, Талхиз, Сыгнак, Сауран, Сузак. Они были торгово-экономическими, политическими и стратегическими центрами Казахстана средних веков.
Семиречье: средневековые города
Семиречье — это регион, который включает юго-восточную часть Казахстана и северный Киргизстан. Здесь в Средние века возникли города, которые играли важную роль в формировании культуры, ремесел и духовности современных казахов. Что же представляли собой крупнейшие города того периода?
Город Отрар был поистине огромным: вместе с пригородными территориями Отрар занимал 200 гектаров. Он находился на слиянии рек Арыси и Сырдарьи. Сейчас это место называют Отрарским оазисом.
В X–XII веках Отрар был торгово-экономическим центром, который буквально обволакивали дороги. По ним шли караваны с Кавказа, из Индии, Китая и Ирана. Это выгодное и одновременно опасное месторасположение.
В исторических записях сказано, что в городе была библиотека, которая не уступала Карфагенской и Александрийской. На раскопках археологи выявили квартал гончаров и печи для обжига кирпичей, также был обнаружен водопровод.
В период монгольских завоеваний Отрар находился в осаде шесть месяцев. Не выдержав голода, предатель открыл ворота врагу. Монгольские войска еще месяц не могли взять цитадель. В конечном итоге всех обороняющихся убили, а город разрушили до основания. Помощь предателя монголы оценили по-своему: его казнил старший сын Чингисхана Джучи.
В Отраре родился Аль-Фараби — великий философ, продолжатель учения Аристотеля, астроном Аббас Жаухари и географ Абу Ибрахим Исхак ал-Фараби. В самом начале похода на Китай здесь умер великий полководец Тамерлан.
Согласно археологическим исследованиям, Талхиз возник в период между VIII и IX веками. В X столетии развитие города было наиболее интенсивным. Как один из городов Нефритового маршрута, к XIII веку Талхиз стал экономическим, политическим и культурным центром региона. Здесь развивалось кузнечное, гончарное, ювелирное дело; на высоком уровне находилась медицина, строительство и металлообработка, процветало сельское хозяйство и садоводство.
Территория Талхиза вместе с пригородом занимала 30 гектаров, из них 9 гектаров приходились на укрепленную часть. Она была обнесена стенами, рвом и валами, по углам находились башни.
Население города жило в домах с 4–6 комнатами. В некоторых помещениях строили печи для обогрева и приготовления пищи. Имелись амбары для хранения зерна. Во дворах устраивали загоны для скота.
Жилые кварталы состояли из 5–15 домов, которые строились «колодцем». Лицевая сторона дома выходила во двор, а на улицу был обращен глухой фасад. Один квартал занимал от 3,5 до 5 тысяч м2. Всего в городе насчитывалось 60 кварталов.
Во времена Золотой Орды город постепенно угас. Земледелие, ремесленничество и торговля пошли на спад, и средневековый город Талхиз исчез с карты мира. На его месте сейчас расположен современный город Талгар — центр Талгарского района.
Читайте также: В Туркестане разрушается самое старое городище в Казахстане
О городе Сузак известно немного, так как полномасштабных раскопок не проводилось. Он был первой столицей Казахского ханства. С 1465 по 1469 год здесь восседали основатели государства Жанибек-хан и Керей-хан.
Благодаря раскопкам стало известно, что люди жили в просторных домах с двумя комнатами и длинной верандой. К дому примыкали хозяйственные помещения. В одной из жилых комнат был очаг и несколько тандыров. Кроме дома, ученые раскопали часть стены — ее ширина составляет 2,5 метра у основания и 2 метра сверху.
Сегодня Сузак — это небольшое село с развалинами в центре. Его старейшины говорят, что к стенам древнего города примыкали два мазара, которые назвали «Хан мазары». Согласно легендам, здесь захоронены родоначальники Казахского ханства.
Сведения из «Национальной энциклопедии» подтверждают слова аксакалов. В ней говорится, что в Сузаке есть святое место — «Хан мазары». Таким образом, Сузак представляет большой интерес для археологов. Возможно, здесь действительно покоятся основатели Казахского ханства.
Первые упоминания о Сыгнаке датируются X веком. Развалины города находятся в восточной части Кызылординской области за 20 километров от Сырдарьи. В начале XII века город был столицей Кыпчакского ханства.
Сыгнак играл важную экономическую, политическую и стратегическую роль вплоть до XVIII века. Плодородные равнины обеспечивали людей пищей, а удачное расположение позволяло контролировать степь.
Площадь укрепленной части города — 10 гектаров, пригородная территория — 13 гектаров. По периметру стен располагались 15 башен. Вода в город поступала из горных рек Каратау и по 20-километровому каналу, связанному с рекой Сырдарья.
В начале XIII века монголо-татары под предводительством Джучи вырезали население города. Людям предлагали сдаться, но присланного в город для переговоров местного купца убили. После недельной осады Сыгнак уничтожили. Однако через какое-то время город поднялся из руин.
В период XVI–XVIII веков в городе процветала торговля. На рынках Сыгнака ежедневно продавали до 500 вьюков товаров. Здесь торговали луками и стрелами, предметами роскоши, тканями, зерном и другими товарами.
Сейчас на месте некогда шумного города — развалины. Земля поросла колючим кустарником, и лишь небольшие холмы с оголившимися фундаментами напоминают о былых временах Сыгнака.
Древний город Сауран находится в Южно-Казахстанской области в 32 километрах от Туркестана. Здесь археологи впервые в Казахстане нашли кяриз — подземную систему для орошения полей.
В исторических записях город описывается как мощное укрепление, которое окружают сады и возделанная земля. Вокруг Саурана была возведена стена высотой 7 и шириной 3 метра. Размер ворот впечатлял — 5–6 метров в ширину. Город получал провизию и воду, что позволяло выдерживать длительные осады.
В период XII–XVII веков Сауран являлся важным экономическим центром, который контролировал территорию от Сырдарьи до хребта Каратау. В XIV веке город перешел под контроль Белой Орды и стал центром государства, поэтому здесь похоронили хана Сасы Буга.
В лучшие годы в Сауране проживало 15 тысяч человек, но в XVII веке город практически опустел. Окончательно люди покинули его в середине XIX века. Благодаря этому древний город неплохо сохранился. С 2004 года Сауран исследуется по программе «Культурное наследие», а на его базе планируется открыть археологический парк.
История средневекового Казахстана учит тому, что благодаря упорству, храбрости и трудолюбию даже из ничего можно создать что-то великое. Пример тому города: огромные торгово-экономические центры развились из маленьких стоянок кочевников. И спустя сотни лет, лежа в руинах, средневековые города проливают свет на жизнь и быт гордых и талантливых предков казахов.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Статья «Государства раннего средневековья на территории Казахстана»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тюркский каганат (552- 603гг.)
Эпоха Великого переселения народов ( II — V вв.) изменила состав населения и его расселение. В V в. тюркоязычные племена теле расселились от Северной Монголии до Восточной Европы. В 546 г. было разгромлено войско племени теле (50 тысяч кибиток). Они присоединились к тюркам, и те заметно усилились. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях в 542 г. Китайцы считали тюрков потомками хунну (гунны или сюнну).
В VI в. земли Казахстана находились под властью Тюркского каганата. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, северокитайское государство.
Тюрки стали хозяевами Шелкового пути и были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где были заключены торговое соглашение и военный договор с Византийской империей против Ирана. Междоусобная война, продолжавшаяся при правлении Истеми-кагана и его сына Тюрксанфа, и социальные противоречия ослабили каганат, в 603 г. он распался.
Западно-Тюркский каганат (603-704 гг.)
В Западно-Тюркском каганате шел процесс образования классов и формирования раннефеодальных общественных отношений. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей. Шестнадцатилетняя межплеменная война (640-657 гг.) привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской империи (Китая). Танские губернаторы управляли, опираясь на ставленников из каганского рода. Борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей.
Тюргешский каганат (700-756 гг.)
В 712-713 гг. против арабов выступили объединенные силы тюрок, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ арабы совершили в 714 г. поход на Испиджаб (Сайрам).
С приходом к власти Сулук-кагана (715-738 гг.) Тюргешский каганат окреп. Власть перешла к племенам «черных» тюргешей, ставка была перенесена в Тараз (Жамбыл).
В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Сулук получил прозвище Абу Музахим (Бодливый). В борьбе с арабами тюргешские каганы потеряли свое былое могущество и не могли оказать сопротивления карлукам, переселившимся в 746 г. в Семиречье с Алтая.
Китайская империя в 748 г. двинула свои войска на г. Суяб и разрушила его. В 751 г. у города Атлаха около Тараза развернулось сражение между арабами и китайцами. В тылу китайцев восстали карлуки. Тюргешское государство пало в 756 г. под натиском карлуков.
Хозяйство в каганах представляло собой смешанный тип: кочевое и полукочевое скотоводство и осёдло-земледельческое хозяйство. Пастбища находились в руках аристократической верхушки. Каган был верховным собственником и распорядителем всех земель государства. Члены каганской семьи, предводители племен получали от него в собственность пастбища. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который был основным капиталом.
Карлукское государство (756-940 гг.)
Первые сведения о карлуках, известных под названием булак, относятся к V в. Эти кочевые племена занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем оз. Балхаш. В состав карлукского объединения входили племена булак, чигиль и ташлык. Вожди носили титул эльтебер.
Арабский географ ал-Марвази ( XII в.) отмечает в составе карлукской конфедерации девять племен. Наиболее крупными были: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. В VIII-X вв. шел интенсивный процесс тюркизации.
Карлукские племена занимали территорию: от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, Испиджабскую область до Отрара. Арабский географ Ибн Хаукаль (Х в.) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».
В 840 г. в центрально-азиатских степях произошло важное событие: прекратил существование Уйгурский каганат. Енисейские кыргызы вынудили уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан заявил о правах на верховную власть, приняв титул кагана. В конце IX в. арабы захватили Испиджаб, Тараз, население приняло ислам. Карлукский каган временно перенес ставку из Тараза в Кашгар.
В государстве карлуков племена владели уделами. Это мешало централизованному управлению, власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, были фактически независимы. Привилегии знати передавались по наследству.
В карлукском государстве была военно-административная система управления. Общество характеризовалось социальным и сословным неравенством. Самую бесправную группу составляли рабы. Основную массу населения составляли общинники. Существовала строгая иерархия аристократической верхушки. Разделялись по своей значимости роды и племена.
В персидском географическом сочинении «Худуд аль-Алам» (Х в.) говорилось, что в стране карлуков насчитывалось 25 городов, среди них: Тараз, Кулан, Мирки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. В 940 г. тюркоязычные племена Кашгара взяли Баласагун, государство карлуков пало.
В середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину реки Чу. В начале IX в. огузы захватили низовья р. Сырдарьи и Приаралье. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги.
Кимаки (в китайских источниках яньмо) в начале VII в. жили в Монголии. К середине VII в. они откочевали в районы севернее Алтайских гор, в Прииртышье. Обособление племени произошло после распада Западно- Тюркского каганата в 656 г. Персидский историк XI в. Гардези считает, что кимаки происходят от татар. Первое государства кимаков появляется в арабских сочинениях Аль-Якуби (IX в.).
В каганате формировалась удельно-племенная система, развивались патриархально-феодальные отношения. Каган назначал правителей уделов из представителей племенной знати. Вожди крупных племенных объединений стремились укрепить свою власть, превращались в полузависимых ханов. В кимакском обществе существовало социальное расслоение, налоги.
В начале XI в. стремление кыпчакских ханов к самоопределению, междоусобицы и миграции кочевых племен привели к падению Кимакского каганата.
Хозяйство карлуков, огузов, кимаков
Существовало несколько различных хозяйственно-культурных типов, связанных с преобладанием кочевого или полукочевого скотоводства, наличием земледельческого хозяйства при полуоседлом скотоводстве или промысловой охоте и рыболовстве. Главным занятием было кочевое скотоводство. Важнейшую роль играло овцеводство. Баранина, доставлявшаяся из страны огузов в Хорасан и Мавераннахр, считалась тогда лучшей. Ибн Хаукаль (Х в.): от овец в Туркестане получают красивые смушки. Исключительно важное место занимало коневодство. Аль-Джахиз (Х в.): «тюрок сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли». Огузы разводили двугорбых верблюдов. Аль-Джахиз: «тюрки любят охотиться и также во время набегов промышляют дичь, охотятся верхом: они необычайно выносливы на охоте». Пушнина была одним из предметов торговли. Полуоседлые и оседлые группы карлуков, огузов и кимаков занимались земледелием. Сеяли, главным образом, просо. Абу Дулаф (Х в.): карлуки и кимаки употребляли в пищу горох, бобы и ячмень. Кимаки сеяли пшеницу и ячмень, выращивали рис.
Государство караханидов (942-1210 гг.)
В образовании государства Караханидов главную роль сыграли карлукские племена Семиречья. Родоначальником династии Караханидов был Сатук Богра-хан (915-955 гг.), который в 942 г. сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.
В государстве Караханидов военное управление было отделено от административного. Государство Караханидов делилось на многочисленные уделы, удельные правители обладали большими правами, могли даже чеканить монеты со своим именем. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным право на получение с населения налогов. Эта привилегия получила название икта, а его обладателя называли иктадар.
В 960 г. ислам стал государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовала сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, одним из представителей ее был Юсуф Баласагуни.
Главным занятием было кочевое и полукочевое скотоводство. Ведущее место занимало коневодство. Юсуф Баласагуни: «Они надзирают за табунами лошадей. Для еды, питья и верховой езды используются лошади; жеребцы и кобылы прибывают от них, а также лошади для груза. Кумыс, молоко, шерсть, жир, творог и сыр употребляют в пищу, одежду и убранство для дома».
Разводились также верблюды, козы и крупный рогатый скот, имелись большие стада овец. Коров держали, в основном, полуоседлые и оседлые скотоводы. В государстве Караханидов происходил процесс оседания населения. Он был вызван потерей скота частью населения, сосредоточением лучших пастбищ, источников воды у кочевой знати.
Государство карахытаев (1128-1213 гг.)
В государстве была распространена система подворного налогообложения, с каждого двора взимали по 1 динару. Гурхан не раздавал уделов своим приближенным, ибо опасался их усиления и соперничества за власть. С середины XII в. карахытаи существенно изменили свою налоговую политику, перешли к открытому грабежу, совершали разорительные набеги на мирные поселения.
В 1208 г. в Семиречье бежали из Монголии найманы во главе с Кучлук-ханом. В 1211 г. они пленили правителя каракытаев. Власть перешла к найманскому правителю Кучлук-хану, а государство каракытаев пало.
Государственные образования кереитов и найманов представляли собой улусы. Улусы управлялись ханами. В них существовал государственный аппарат, действовало обычное право. Население занималось кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Развивались домашние промыслы. В 1203 г. Чингисхан разорил княжество кереитов, а через год найманов. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлук-ханом передвинулись на Алтай и в бассейн Черного Иртыша, где соединились с ранее расселявшимися там значительными группировками найманов и кереитов. Кучлук-хан в 1211 г. взял верховную власть в Семиречье. В 1218 г. он вновь потерпел поражение от монголов и бежал в Бадахшан, но вскоре в местности Сарыколь был убит. Тем самым были созданы предпосылки для завоевательных походов монголов, возглавляемых Темучином, известным теперь как Чингис-хан.
В 1216 г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столкнулся с войском Чингисхана. Это было первое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний.
Какие города средневековья тюркской эпохи ты узнал
Первые государства на территории Казахстана. Образование Тюркского каганата (552—603 гг.), перемещение тюркоязычных родов и племен в западном направлении, овладение всеми оседлыми городами по пути в Семиречье, захват огромного региона между Сырдарьей и Аралом можно считать фактом полного обоснования тюркских племен на территории Казахстана. Некоторые племена полностью смешались с местными племенами, другие переселились в Среднюю Азию и дальше. Роды и племена тюрков на казахской земле образовали страну «Он ок будун”.
Однако Тюркская империя просуществовала недолго. Причиной такой недолговечности было то, что вначале она создавалась как союз двух братьев. Но ссоры и противоречия между ними обострялись и в конце концов привели в 603 г. к разделению империи на две части: Восточный и Западный каганаты. Западный каганат располагался на территории нынешнего Жетысу и Южного Казахстана. Центр находился в городе Суяб. Месторасположение этого города еще не уточнено. Согласно письменным источникам он находился на реке Чу, на территории нынешнего Кыргызстана. Основной этнический состав его состоял из пяти племен нушебиев и дулу. Это было первое и самое большое государство, которое существовало в раннем средневековье на территории Казахстана.
Спорами и распрями между каганатами воспользовался Китай, который захватил многие земли Западнотюркского каганата. Однако племя тюргешей решило отстоять свою независимость и выступило против захватнической политики. Так, в 704 г. был образован Тюргешский каганат. Поскольку он был образован вместо Западнотюркского каганата, то и оставался на территории своих предшественников.
После нашествия на Среднюю Азию арабских завоевателей территории владения тюргешей несколько уменьшились. Каганат владел в основном территорией Казахстана.
Однако постоянная борьба в самом каганате за власть между местными желтыми тюргешами и прибывшими с востока черными тюргешами, длившаяся 20 лет, вконец ослабила государство, и Китай стал постепенно прибирать к своим рукам его земли. В первое время завоевателей поддерживали карлуки, но в дальнейшем они изменили свою политику и сами вошли в Среднюю Азию, на земли Южного Казахстана. В 751 г. они объединились с арабами и под Таласом разгромили китайцев. Так в Казахстане возник Карлукский каганат
В 756 г. карлуки образовали в Жетысу свое государство со столицей в г. Суяб. Карлуки распространили свою власть на города Баласагун, Тараз, Испиджаб и др. Однако в первой трети X в. усилилась раздробленность карлукского объединения. Этим воспользовались тюркские племена кашгаров. В 940 г. власть перешла к Сатук Богра хану и Карлукское государство пало.
В конце IX в. в Южном Казахстане, в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, между Аралом и Каспием, появилось Огузеков государство, а на востоке и в Центральном Казахстане — Кимекский каганат.
Огузское государство. Образовалось в конце IX — начале X в. в районе среднего и нижнего течений Сырдарьи. Столица — г. Янгикент (современная Грузия). До середины VIII в. огузы жили в Средней Азии. Это можно заметить из строк надписи Кюльтегина: «Тогуз-огузский народ был моим подданным”. Под натиском карлуков в середине VIII в. огузы оставили пределы Жетысу и двинулись на запад в район нижнего течения Сырдарьи и Приаралья, вытеснив оттуда прежних жителей — кангар-печенегов. Махмуд Кашгари утверждает, что огузы состояли из 24 племен. Аль-Тарази сообщает о 12 огузских племенах. Глава Огузского государства носил титул ябгу. У него были соправители — советники, носившие титул кюлъ эркин. Ябгу имел наследников, носивших титул инал. У огузов существовал институт народного собрания, созываемого один раз в год. В связи с развитием общества функции народного собрания были переданы Большому и Малому курултаю. В знаменитом эпосе «Огуз наме” есть строки: «Огуз каган созвал Великий Курултай”. Каган управлял государством, разделив его на 12 провинций.
Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. Как сообщают русские летописи, между огузским ябгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз против Хазара, результатом чего явился разгром Хазарского каганата. В конце
X в. огузы совместно с русскими князьями нанесли крупное поражение и Волжской Булгарии.
На рубеже X—XI вв. Огузское государство стало приходить в упадок. Длительные войны, хищнические сборы налогов — все это вызывало недовольство народа, участились восстания различных племен. В годы правления наследника Али Кагана — Шахмалика— Огузское государство вновь возродилось. Однако гибель Шахмалика от рук сельджуков, борьба с повстанческим движением, многолетние войны с сельджуками окончательно ослабили Огузское государство. В начале
XI я, Огузское государство пало под ударами кыпчакских племен.
Кимакское государство. Образовалось в конце IX в. на территории
Северного, Восточного и Центрального Казахстана. Столицей был г. Имакия. Вторая столица, г. Карантия, располагалась на берегу озера Алаколь. Правителя называли каган. Кроме того, для правителей государственных образований существовал ряд титулов: шад ябгу, кичик каган, у луг каган. Правителей отдельных племен именовали шад тутук.
В этническом отношении Кимакская федерация состояла из семи племен: эймур, имек, татар, кыпчак, баяндур, ланиказ, аджии. С целью расширения территории своего государства каганат постоянно нападал на своих соседей. Например, в начале IX в. они совершали набеги на
г. Джамлекес в Восточном Туркестане, на территории енисейских киргизов и присырдарьинских огузов. Во второй половине XI в. в связи с усилением влияния кыпчакских ханов, стремившихся к самостоятельности, усилению междоусобных распрей и под натиском караханидов, совершавших частые набеги на территорию каганата, Кимакское государство пало. К власти пришли кыпчаки.
Появление первых государств привело к политическим изменениям не только на территории Казахстана, но оказало влияние на всю Среднюю Азию. Во-первых, эти государства находились вдоль Великого Шелкового пути, соединявшего Восток с Западом, и влияли на политику стран, которые жили за счет торговли на этом пути, подчиняя их себе. Так, благодаря Великому Шелковому пути, торговле китайским шелком баснословные прибыли получало Тюркское государство. Столкновения между Ираном, Ираком, Сирией всегда заканчивались в пользу Турции. Поэтому первые государства, возникшие на территории Казахстана, играли роль политической связи между западными и восточными странами.
Тюрки в 70-х годах VI в. стремились оказывать экономическое и политическое влияние на Византию, Иран, Китай с целью расширения и развития торговых путей. В результате археологических раскопок в Таразе были найдены серебряные украшения, сделанные мастерами Византии, Ирана, уникальные предметы из китайского фарфора. Находки доказывают существование тесных торговых и политических связей между этими странами.
Таким образом, в течение 500 лет в период раннего средневековья на территории Казахстана экономическая и политическая жизнь была интенсивной: сменялись правители, распадались одни государства и на их месте возникали другие, шла острая политическая борьба.
Социально-экономическое положение первых государств. Социально-экономическое положение первых государств на территории Казахстана в основном было связано с развитием скотоводства. Уклад жизни оседлых и полуоседлых жителей Южного и Юго-Восточного Казахстана был приспособлен к деятельности этноса тюркоязычных государств. Документы и летописи свидетельствуют о том, что в это время в государствах шел переход к оседлости. Если эксплуататорский класс возводил в городах роскошные дворцы, то менее состоятельные ставили вокруг городов юрты и вели полуоседлую жизнь. Те, кто имели небольшое количество скота, занимались и земледелием. Армию безропотных крестьян пополняли городские будуны, безработные бедняки с зимовок-поселений. Так, в южном и юго-восточном регионах стали развиваться два вида хозяйствования: скотоводство и земледелие.
Развитие хозяйственной деятельности привело к расцвету городской жизни. Появились города Тараз, Атлах, Жамукент, Кулан, Мерке. На побережье реки Чу вырос город Баласагун, на реке Или — Койлык, Екиогиз, Талъхир (Талгар ) и др. В городах процветало ремесленничество, гончарное, кузнечное, ювелирное дело. Работали мастерские по ремонту и изготовлению орудий труда.
Во времена первых государств на территории Казахстана особую роль в жизни общества играл Южноказахстанский регион. Ибо здесь издавна существовало государство местного племени канлы, начиналась оседлая жизнь древних скотоводов. Переселение тюркских племен, проникновение в Среднюю Азию согдийцев способствовали развитию оседлости, появлению городов. В регионе возникли новые очаги городской культуры: Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Шаугар), Отрар <Кедер), Сауран, Сыгнак и др. В городах строились мастерские ремесленников, системы общественных зданий. Вокруг городов вырастали десятки зимовок-поселений, в которых жили земледельцы, выращивающие зерновые и овощные культуры. Как и города, они тоже подчинялись представителям местной тюркской верхушки, военачальникам. Военные не только облагали население налогом, но и следили за пополнением армии из числа местных жителей.
Южный и юго-восточный (Семиречье) регионы были удобными и для развития кочевого скотоводства. Склоны Усуньского Алатау в Семиречье и Большого и Малого Каратау в Южном Казахстане летом покрывались сочными травами и являлись прекрасными пастбищами для скота. Зимой предгорья и долины рек Или, Каратала, Чу, Таласа, Сырдарьи и Арыси, где сохранялся подножный корм, становились пастбищами для скота. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках. Когда дул ветер, то обнажал землю с высохшей травой, и она служила кормом для скота. Представители двух видов сельскохозяйственного производства взаимно дополняли друг друга, интенсивно обменивались произведенной продукцией, оказывали взаимную экономическую поддержку.
1. Какие государства находились на территории Казахстана в VI—VII вв.?
2. В каком регионе Казахстана располагались первые государства?
3. Каким был общественный строй в первых государствах?
4. Расскажите о международных связях первых казахских государств.
5. Расскажите о хозяйственной деятельности первых государств на юго-востоке Казахстана.
6. Какие виды хозяйственной деятельности развивались в регионе Южного Казахстана?
Покажите на карте средневековые государства на территории Казахстана и Средней Азии.