какие города спутники минска
Города-спутники в Беларуси 2020
Правительственная программа – в действии!
На основе решений, нашедших отражение в нормативных документах Минстройархитектуры, продолжают выполняться мероприятия по развитию городов-спутников.
Так, согласно действующей профильной программе, за прошедшую пятилетку (2015-2019 гг) упорядочены строительные объекты, находящиеся на территории, ограниченной Минской кольцевой дорогой. Незанятой площади в г. Минске и западных областных центрах почти не осталось, посему упор – на укрупнение пригородов. Это делается путём гражданского строительства, а также за счет переноса туда производства, возведения там отдельных цехов либо сооружения полностью новых предприятий.
Населённые пункты, обладающие официальным статусом городов-спутников Беларуси
Принятым Указом Президента РБ городами-спутниками определены следующие населённые пункты.
Минская агломерация
18 тыс. жителей. Расположен на ветке БЧ «Минск-Барановичи» (ст. «Фаниполь») в 24 км на юго-запад от столицы, в 13 км от минской кольцевой дороги. В окрестностях пролегают автотрассы Р1 и МКАД-2.
Брестская агломерация
Гродненская агломерация
Соломоново решение
Города-спутники застраиваются малоэтажными жилыми зданиями коттеджного и блочного типа. Стройплощадки уплотнены, а строительство в готовых кварталах не предполагается.
Образцовой считается модель Заславля, который по архитектурно-планировочному признаку условно поделён на 4 зоны. Первая – культурно-исторический центр с органами управления, социально-бытового назначения; достопримечательностями; со старым жилфондом и частным сектором. Вторая – промышленный комплекс и «спальный» массив республиканской птицеводческой станции. Третья – индустриальный район Заславля (промзона). Четвёртая – коттеджный посёлок со всем необходимым.
Всё идёт по плану
Наибольший объём работ осваивается в Смолевичах, куда граждане Беларуси привлекаются на постоянное место жительства. В Фаниполе и Заславле он несколько меньше.
Наряду с государственными стройорганизациями власти регионов снабжают подрядами и внебюджетных девелоперов.
Одновременно с жильём появляется современная инфраструктурная составляющая.
Квартиры в городах-спутниках Минска. Сравниваем стоимость жилья и транспортную доступность
В 2010 году у столицы появился план развития Минской агломерации, который включал в себя сначала 9, а после переработки, 6 городов. Власти собирались направить силы на развитие ближайших к Минску населенных пунктов и этим облегчить бесконечное увеличение столицы из-за строительства жилья для очередников, которых уже около 180 тысяч. Сейчас основной площадкой для этого эксперимента выступают Смолевичи, где уже разработан генеральный план и идет строительство нового микрорайона. К 2025 году население хотят увеличить с 19 до 50 тысяч жителей. Вместе с Domovita.by разбираемся, сколько стоит недвижимость в городах-спутниках. А также сколько можно сэкономить, купив квартиру за МКАД.
Смолевичи
В Смолевичах на продажу представлены 90 квартир, больше чем в любом другом спутнике. Значительную часть занимают объявления уже почти готового ЖК «Смолхаус», еще часть – квартиры в домах советской застройки. И совсем немного в строящемся новом микрорайоне.
Лучше всего рассматривать варианты ближе к железной дороге или рядом со станцией отправления маршруток, потому что пропускная способность транспорта до Минска здесь небольшая. А если город действительно вырастет до 30 тысяч, есть вероятность, что в новом районе утром на транспорт сесть будет невозможно.
Руденск
Сейчас поселок считается главным городом-спутником столицы, потому что он больше всего подходит для комплексного развития. Кроме застройки жилыми кварталами и превращения Руденска в город-спальник, звучали планы по выносу на прилежащую территорию промышленных комплексов из Минска.
Сейчас поселок представляет собой усадебную застройку, а многоквартирные дома находятся в Дружном. Это тоже поселок, но находится он в нескольких километрах от Руденска. Его застраивали в советское время, чтобы предоставить жилье работникам атомной электростанции, которую в процессе строительства заменили на обычную ТЭЦ из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Также Дружный уже застраивают новыми МАПИДовскими панельками.
Выбраться в Минск из поселка можно только на маршрутке. Так как это самый дальний спутник, то ехать на общественном транспорте вы будете примерно час, на машине – 45 минут. В Руденск ходят электрички, но мало кто станет ходить туда несколько километров без пешеходных дорожек.
Фаниполь
Фаниполь нельзя назвать особенно выгодным в плане выбора и цен на жилье, потому что похожие цены можно найти в Минске, хотя и с совершенно неприглядным ремонтом в старых домах. Скорее он подойдет, если вам важно сразу купить квартиру в новостройке с отделкой и не закладывать дополнительный бюджет на ремонт. Но с транспортом здесь удобно. Путь до Минска на маршрутке займет около 25 минут.
Заславль
А здесь квартира-распашонка в доме 2015 года с 10-метровой кухней, французскими окнами, потолками высотой 2,65 метра. А еще она рядом с транспортными путями на главной улице города.
Логойск
В Минске такой стоимости на коммерческие новостройки просто нет, ближайший конкурент, который может посоревноваться в ценах, – это ЖК «Соколиный край», который строят за МКАДом в Мачулищах.
Дзержинск
От Дзержинска в Минск ехать примерно 40 минут на автомобиле и час на поезде. Находится он в 40 километрах от столицы, так что по степени удобства транспорта он находится наравне с Дружным, разве что железная дорога находится ближе.
Что в итоге?
Несмотря на все планы по развитию городов-спутников, здесь есть проблема – удаленность от Минска. Ведь суть такого симбиоза в том, что маленький город находится рядом с большим и становится его дополнением, образуя единую экономическую систему. Но кто захочет становиться частью системы, в которой нужно проводить по три часа в транспорте, чтобы добраться до работы и назад? Может это и привычно в Москве, но Минск все же в 7 раз меньше по площади.
На роль спутников по-настоящему могут претендовать только Фаниполь и Заславль, потому что они находятся менее чем в 30 километрах от столицы и добираться оттуда может быть действительно удобно. А другие города, в качестве «города-спутника» из которого можно выехать на работу в столицу, подойдут скорее удаленщикам или автомобилистам, которым не жалко денег на топливо.
Если нет авто: мы узнали, сколько времени приходится тратить на дорогу в города-спутники Минска
Спутниковая связь
Тишь да гладь
Немного истории. В 2010 году принята госпрограмма строительства крупных жилых районов для жителей Минска. В 2014-м вышел Указ Президента № 214 «О развитии городов-спутников». В 2016-м утверждены их генеральные планы. Во всех документах красной нитью проходит идея масштабного возведения жилья, развития инфраструктуры, социальных объектов, мест отдыха и развлечений, а также озеленения и улучшения экологии этих небольших городов.
Находятся сателлиты на расстоянии не более 60 километров от Минска. Покупателей квартир «замкадья», кроме низкой цены за метры, манит и хорошее транспортное сообщение со столицей. Проверим, как быстро можно попасть в точку Б за кольцевую.
Добраться до Заславля несложно. Можно сесть в обычную электричку за полрубля — она будет на месте через 35 минут. Поездка с комфортом в новеньком «Штадлере» обойдется немного дороже, но оно того стоит. Сажусь в вагон, устраиваюсь поудобнее. Трогаемся: едем очень плавно, довольно быстро, вид из окна потрясающий. Наблюдаю то красивый лес, то ровные поля, то местные достопримечательности — например, башенку Спасо-Преображенского собора. За время поездки успеваю познакомиться с некоторыми пассажирами. Алла — на вид женщине лет 50 — признается:
— Жили в Минске, а в Заславль переехали, чтобы дом построить. Пока возводят жилье, рядом снимаем с мужем недорогую однушку. В столицу ездим очень часто, почти каждый день.
Назад мне советуют возвращаться на маршрутке, которая отправится уже через пару минут. Полчаса — и я на месте, за поездку пришлось отдать 2,5 рубля. Минивэны курсируют каждые 15 минут.
Едем наобум
Чуть дальше расположился Дзержинск — он в 38 километрах от Минска, но это не помешало туда шагнуть инфраструктуре. Для почти 30 000 жителей есть учреждения здравоохранения, школы, гимназии, детские сады, многочисленные магазины, торговый центр, бассейн, кинотеатр, кафе, рестораны и даже ночной клуб.
С утра до ночи
Обратно в Минск заехала в три раза быстрее и даже дешевле — за 2,5 рубля. Маршрутное такси, которое я выбрала, ходит каждые четверть часа. Конкуренты и вовсе катаются каждые 10—15 минут. Несмотря на будний день, людей в машине много. Сажусь возле водителя и завожу разговор. Тот рассказывает:
— Утром и вечером у маршрутки очередь собирается из желающих уехать. Днем, бывает, еду полупустой. Но ничего, в среднем заполняемость салона неплохая.
Белорусские Альпы
— У нас тут хорошо, красиво, — на пару минут моим гидом вызвалась быть Ольга, с которой вместе добирались из Минска. — Мы сюда с мужем и ребенком перебрались год назад. Я в декрете, а он работает. В столицу езжу раз в неделю, в гости к маме.
Моя временная спутница по дороге рассказывает, почему решилась переехать. Во-первых, за жилье тут платить легче — двушка стоит в разы дешевле, чем в Минске. Во-вторых, муж нашел хорошую работу. И наконец, ребенку на свежем воздухе лучше.
— Сейчас тут больше частных домов, но говорят, что городок наш будут застраивать многоэтажками. Мы уже копим на заветные «квадраты», — Ольга мечтает об уютном семейном гнездышке в городе-спутнике. — Природа тут очень живописная. Посмотрите, какие холмы! А еще и два горнолыжных курорта поблизости. Мы там часто отдыхаем.
В Логойске проживают более 13 000 человек, но электрички сюда не ходят. В Минск люди добираются в основном на маршрутках — это самый быстрый путь. Проверяю: минивэны приезжают на остановку каждые 15—20 минут, путь до столицы занимает 40 минут. Билет дешевле автобусного — всего 2 рубля.
…Путешествие в Руденск, который называют агропромышленным городом-спутником, стоило мне чуть больше рубля. За 50 минут меня доставил комфортный прямой поезд от станции Минск-Пассажирский. Расстояние — 50 километров. Электрички ходят одна за другой, автобусы — чуть реже, проезд в них стоит около 3 рублей. А вот с маршрутками тут чуть посложнее. Местные сетуют, что маршрутки к ним заглядывают нечасто, и советуют добираться до соседнего поселка Дружный. Путь стоит мне как талончик в столичном общественном транспорте. Оттуда уже еду в Минск до станции метро «Автозаводская». Дорога занимает около часа и стоит 3 рубля.
По пути суммирую все впечатления и делаю выводы: Руденск — самый маленький спутник Минска, в нем проживают всего около 3000 человек. Инфраструктура развита чуть хуже, чем в предыдущих населенных пунктах, но это не мешает минчанам сюда приезжать. Правда, здесь предпочитают жить не в многоэтажках, а в частных домах — в основном строят коттеджи.
Экономия требует жертв: жизнь в городах-спутниках из первых уст
Города-спутники есть во многих странах. Это, как правило, приближенные к крупным населенным пунктам или столицам города с хорошим транспортным сообщением и потенциалом для строительства жилья. МТБлог узнал о плюсах и минусах жизни в городах-спутниках, а также поговорил с минчанами, которые переехали туда.
Что такое город-спутник и зачем он нужен?
В Беларуси такой статус может быть придан городу областного или районного подчинения, городскому поселку. Главное условие – он должен располагаться вблизи города или областного центра на расстоянии не более 60 км. Там должен быть потенциал для строительства нового жилья и хорошее транспортное сообщение с крупным «соседом». Это нужно в первую очередь для того, чтобы жителям пригородов, которые трудятся в столице, было удобно добираться из дома на работу. Города-спутники должны помочь разгрузить крупные города и столицы от перенаселения.
Белорусские города-спутники
Итак, по указу президент № 214, городами-спутниками Минска являются: Фаниполь, Логойск, Смолевичи, Заславль, Дзержинск и городской поселок Руденск. Но такой статус придан не только околостоличным городам. Так, Жабинка – это город-спутник Бреста, а Скидель – Гродно.
Сколько стоит квартира в городе-спутнике?
Города-спутники активно застраиваются – в новые дома, по задумке властей, должны переезжать и столичные жители. Эксперты отмечают, что те, кто раньше собирался покупать квартиру в Минске, сейчас все чаще рассматривают варианты в пригороде, в частности, в городах-спутниках. Это объясняется тем, что жилье находится недалеко от столицы, а стоит на 20-30% дешевле.
По данным агентства недвижимости «Твоя столица», однокомнатная квартира в Минске в среднем стоит 48 тыс. долларов, «двушка» – 74 тыс. долларов. Трехкомнатная квартира обойдется в 92 тыс. долларов. Речь идет о рынке вторичного жилья.
Сравним с ценами на жилье в городах-спутниках. Мы изучили предложения о продаже квартир на сайте Realt.by. Цена однокомнатной квартиры с приличным ремонтом в Дзержинске – 30–35 тысяч долларов, двухкомнатной – 40-45 тысяч. «Однушка» в Заславле обойдется в среднем в 35-45 тыс. долларов, «двушка» – в 50-55 тыс. долларов. В Логойске однокомнатная квартира стоит примерно 30–35 тыс. долларов, двухкомнатная 45 тыс. долларов.
В Фаниполе чуть дороже: однокомнатная квартира – около 40-45 тыс. долларов, двухкомнатная – 50-55 тыс. долларов. В Смолевичах «однушка» обойдется в среднем в 35-40 тыс. долларов, двухкомнатная квартира – в 40-45 тыс. долларов.
Минчане, переехавшие в город-спутник
Мы поговорили с людьми, которые раньше жили в Минске, однако по ряду причин решили переехать в города-спутники. А также попросили их рассказать о ценах в их городах.
1. Фаниполь
Минчанин Павел переехал в небольшой городок Фаниполь, который расположен в 24 км от столицы, восемь лет назад.
– Квартиру здесь не покупали, нам ее подарили. В Фаниполе меньше суеты и шума, чем в Минске. Да и воздух тут хоть немного, но чище. Это плюсы. Из минусов отмечу поликлинику, она с минскими не сравнится в плане обслуживания. Еще в Фаниполе мало развлекательных заведений, но я особо их не посещаю, так что для меня это вроде и не минус. А так инфраструктура города довольно развита.
Теперь Павел выбирается в Минск раз в пару недель. Но может сравнить цены в городке со столичными.
– В основном езжу на машине. А вот жена работает в столице, ездит на электричке или маршрутке. В среднем дорога занимает 1 час 10-20 минут. Цены от минских почти не отличаются, что-то чуть-чуть дороже в Фаниполе, чем в Минске, а что-то наоборот. На продукты в месяц у нас уходит рублей 400-500. На коммуналку для нашей двухкомнатной квартиры – 100 рублей.
2. Логойск
В марте 2018-го семья Екатерины решила сменить шумную столицу на размеренную жизнь в Логойске.
– В Минске у нас была одна квартира с сестрой на двоих. У неё семья, у меня – двое детей, ждали третьего. Ну а две семьи в одной квартире – это круче, чем «коммуналка». Решили разъехаться. Рассматривали и Минск, но цены на жилье выше. Просто не хватало денег, чтобы остаться в Минске. Стали смотреть пригород. Я хотела жить как можно ближе к Минску, чтобы иметь возможность в будущем вернуться обратно. Вариантов было много, я отталкивалась от того, чтобы мне было комфортно в квартире, которую буду покупать. Поехали смотреть квартиру в Логойске, она мне понравилась, выбор пал на нее. Однокомнатную квартиру купили за 25 тыс. долларов. Она стоила дороже, но нам хозяева уступили. Окна были старые, кухня отсутствовала, пол в комнате деревянный.
– И вот вы переехали, как впечатление от города?
– Первое время были в шоке. Здесь некуда сходить с детьми, нет ни одного детского центра. Транспорт ходит раз в час, есть перерывы в 2 часа. Чтобы попасть с ребёнком в поликлинику, нужно либо идти пешком в другой конец города, либо брать такси. Работа поликлиники оставляет желать лучшего. Но роддом здесь нормальный, только аппарат УЗИ стоит заменить. Что касается ЖЭСа, пока не начнёшь с ними ругаться – толку не добьёшься. Когда они узнавали, что мы переехали из Минска, было предвзятое отношение, потом выяснилось, что они здесь так со всеми общаются – мы к такому не привыкли. Были перебои с горячей водой, сейчас стало нормально.
Школа тоже на грани фантастики. Когда подавали документы в школу, директор спросила, почему мы не выбрали другой город для переезда. Видите ли, у них классы и так переполнены. Нет продленки. Я пока в декрете, а вот для работающих родителей это проблема.
Главным достоинством города Екатерина считает то, что он спокойный и тихий.
– Можно ребёнка выпустить на улицу и не бояться, что с ним что-то произойдёт. Не вспомню случаев, чтобы здесь происходило что-то из ряда вон выходящее. Городок неплохой, летом красиво. А ещё есть бесплатные кружки для детей, в Минске такого не найдешь. Что касается цен на продукты, я сначала думала, что они здесь должны быть дешевле столичных. Но так как большинство людей работают в Минске, они могут себе позволить покупать по столичным ценам. Так что цены не ниже, да и нет таких акций, как бывают в столице. Каждый поход в магазин в Логойске – это от 30 до 50 рублей, семья у нас большая. В месяц на продукты уходит 350-400 рублей, и это без памперсов и детского питания. За коммунальные услуги у нас в месяц получается где-то 40 рублей.
3. Дзержинск
А вот семья Дарьи Тележевич решила перебраться из столицы в Дзержинск, который расположен в 30 км от Минска.
– Мы переехали полтора года назад. Наша «двушка» обошлась нам в 78 тысяч рублей, на коммунальные услуги тратим 80 рублей в месяц. Город маленький, спокойный. Воздух чище, нет больших очередей. Но здесь практически негде развлечься, некуда сходить. Еще и с медициной тут плохо, ужасное обслуживание.
С переездом в пригород расходы семьи немного сократились.
– Когда жили в Минске, денег уходило больше. Так как там и ассортимент шире, больше соблазнов. Плюс, деньги уходят на развлечения: кафе, кино и т.д. Насчет цен на продукты, мне кажется, они такие же, как в Минске примерно. В Дзержинске в «Евроопте» такие же цены, как и в столице. Так что расходы на продукты примерно одинаковые, чего не сказать о детских товарах и одежде. В Минске дешевле в два раза.
Периодически Дарья ездит в столицу, благо есть машина.
– Часто бываю в Минске – то к родителям, то с подружками встретиться, даже просто провести время с семьёй в другой обстановке. У нас есть машина, 30 минут – и мы в столице.
4. Смолевичи
Три года назад переехала в другой город-спутник семья Виктории.
– Мама стояла на очереди в Минске с 1988 года, за эти годы были предложения на постройку квартиры, но все как-то не получалось. Нам предложили Смолевичи, это был последний шанс улучшить жилье, и вот мы здесь. В краткие сроки нужно было найти деньги на взносы: мы занимали, брали кредиты. Двухкомнатная квартира стоила 33 тыс. долларов.
Когда Виктория переехала, большую часть времени проводила в Минске, но спустя год у нее родилась дочка. И на Смолевичи девушка посмотрела другими глазами.
– Я столкнулась с рядом проблем в городе. Например, транспорта практически нет, приходится пользоваться такси, и это дорого. По городу ходит один автобус, сейчас холодно и он часто ломается, возможности добраться, например, в поликлинику фактически нет. Плохое качество воды, проблема никак не решается. Кстати, у нас ужасная поликлиника, таких зданий в Минске давно нет. Мы без Минска как без рук, постоянно приходится ездить туда. С ребенком ездим в платную клинику. Муж и мама также работают в Минске. добираемся на электричке, либо маршрутке, в которую не всегда влезешь. Детский сад – большая проблема, мы стали на очередь, кода ребёнку было 3 месяца, сейчас ей два года, и мы 600-е на очереди. Нам пояснили, что в лучшем случае конец мая 2019-го. И то не факт.
В Минск семья ездит закупаться продуктами, так как в местных магазинах ассортимент товаров куда скромнее.
– В месяц на продукты тратим много, не всегда с ребёнком получается дойти до сетевых дискаунтеров. В других магазинах цены выше, чем можно было бы на акциях купить в Минске. На продукты уходит около 1000 рублей, но нас много: я, мама, бабушка, муж и доченька.
Плюсы жизни в городе-спутнике:
Минусы:
Что же, экономия требует жертв. Однако сегодня для многих семей город-спутник – единственный шанс обзавестись собственным жильем. Ведь там люди получают возможность приобрети недвижимость по региональным ценам, сохранив минскую зарплату.
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Какие города-спутники Минска наиболее перспективны для развития?
Взгляды профессионалов-градостроителей устремлены сейчас на Заславль и Руденск.
Почему эти населенные пункты оказались первыми в престижном списке и какими они могут стать? Об этом шла речь на совещании в УП «Минскградо». Проекты развития будущих городов-спутников разрабатывают специалисты БелНИИП градостроительства, а представила их заместитель директора института Лариса Смирнова.
Предполагается, что развитие спутников позволит расселить до 300 тыс. человек, для чего в целом понадобится построить 8–9 млн кв. м жилья.
– Наша концепция состоит не только в том, чтобы ближайшие к Минску города приняли часть его жителей, но и в том, чтобы усилить роль этих населенных пунктов в обслуживании собственного населения. Они не должны стать просто спальными районами. Развитие должно быть полноценным. И поэтому первостепенный вопрос, требующий решения, – размещение производств, – считает Лариса Смирнова. – Мы ждем на этот счет более глубоких предложений от Министерства экономики, но пока рассчитываем максимально задействовать население на уже существующих предприятиях.
Специалист полагает, что в городах-спутниках можно не только размещать производства, выносимые из Минска, но и строить новые высокотехнологичные предприятия, развивать малый и средний бизнес, создавать условия для туризма.
Но пока градостроители смогли проработать лишь самые общие вопросы: возможный прирост населения, жилого фонда, рабочих мест в каждом из населенных пунктов. Рассмотрели, какие территории можно задействовать для строительства (предпочтение отдается малоценным, не пригодным для сельского хозяйства). Еще предстоит просчитать и сравнить, сколько будут стоить варианты освоения городов на разных земельных участках. Итак…
Сегодня его территория как бы разорвана, город застроен фрагментарно.
– Если не затрагивать сельскохозяйственные угодья, то придется для освоения брать так называемые неудобицы, а это затратно, да и рельеф там непростой, и торфяники дело осложняют, – рассказывает Лариса Смирнова. – Однако территория в любом случае перспективная, и городу можно придать совершенно новое качество. Считаем также, что следует вынести в Заславль органы управления районного уровня. Это повысит его статус.
Что касается экономики, то здесь уместно расширение туристических функций, развитие логистических предприятий и производства стройматериалов на уже существующей базе. В Заславле сегодня проживают более 14 тыс. человек, и предполагается, что его население может составить 38 тыс. Жилой фонд в связи с этим увеличится с 400 тыс. до 1,34 млн кв. м.
Здесь хорошие условия для работы промышленности, поскольку есть ТЭЦ, запасы воды, железная дорога. Сюда можно выносить предприятия машиностроения, металлургии и прочие. При этом предлагается связать воедино несколько населенных пунктов: Свислочь, Дружный, Руденск. В Дружном хорошо развита социальная инфраструктура (детские сады и школы), поскольку он был запроектирован на 10 тыс. человек, а проживают там в два раза меньше. С учетом этих обстоятельств Руденск сегодня можно рассматривать в числе первоочередных объектов, определенных для развития. Население в нем предлагается увеличить с 11 тыс. до 111 тыс., а жилье – с 157 тыс. до 3,2 млн кв. м.
За счет дальнейшего развития объектов спорта, отдыха и туризма, общественного питания, строительства торгового и крупного медицинского центров, создания некоторых предприятий (например, по выпуску спортивной одежды) в этом населенном пункте возможен прирост населения с 12 тыс. до 32 тыс., а жилого фонда – с 280 тыс. до 1 млн квадратов. Важно, что здесь уже существуют неплохие транспортные связи со столицей. В перспективе планируется пустить и скоростной трамвай.
Этот город будет развиваться вместе с китайским индустриальным парком, что обеспечит и прирост количества рабочих мест, и развитие нормальной транспортной инфраструктуры. Население может увеличиться с 15 тыс. до 60 тыс., а жилой фонд – с 360 тыс. до 2 млн кв. м.
Дзержинск и Фаниполь
Хорошая территория для развития. Именно в Дзержинске, по мнению специалистов, возможно строительство жилья в 9–12 этажей. Перспективы этого города рассматриваются в одной связке с Фаниполем, где развивается СЭЗ и проходит железная дорога. В обоих городах есть возможности для расширения существующих производств.
– Фактически следующий год должен стать временем рабочего проектирования застройки Руденска и Заславля, чтобы в 2016-м можно было приступить к освоению, – резюмировал присутствовавший на совещании председатель Мингорисполкома Николай Ладутько.
Работа специалистов продолжается. Градостроительные проекты развития городов-спутников будут готовы к весне.