Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуации дополнительные испытания творческой направленности по рисунку в 2021 году решено провести в формате портфолио.
Слоты для загрузки портфолио будут открыты в личном кабинете 9,10,11 июля Загрузка постраничная (каждый фаил отдельно)
Перед сканированием необходимо разместить распечатанный из личного кабинета и вырезанный идентификатор в правом нижнем углу каждой работы.
Сканы или фото работ должны быть в формате JPEG или PNG
Портфолио состоит из двух частей и набирается из числа работ, выполненных в процессе подготовки.
Каждая работа будет проверяться на подлинность и авторство.
При выявлении случаев использования чужих работ или копий работ, а так же в случае обоснованного сомнения экзаменационной комиссии в авторстве работ, абитуриент снимается с конкурса на поступление в МАРХИ в 2021 году без права на апелляцию
четыре рисунка с натуры гипсового слепка головы античной фигуры (Афродита, Антиной, Цезарь, Сократ) по одному каждой в произвольном ракурсе
Рисунок гипсовой головы выполняется на плотной бумаге белого цвета формата А3
Компоновка изображения на листе должна быть вертикальной.
Рисунок гипсового слепка головы античной фигуры должен быть выполнен по всем академическим канонам, имея в основе четкое построение и всю необходимую светотень от точечного источника
Гипсовый слепок головы античной фигуры должен находиться на 30-40 см. выше уровня глаз рисующего (взгляд снизу вверх)
четыре рисунка по воображению композиции, состоящей из простых геометрических тел.
Рисунок композиции выполняется на плотной бумаге, белого цвета формата А3
Компоновка изображения на листе должна быть вертикальной.
Общее количество фигур в композиции должно быть от 9 до 17.
Выдержать заданные пропорции и относительную соразмерность геометрических тел между собой.
Рисунок композиции выполняется в перспективе (с двумя точками схода), в линейно-конструктивной манере, с условным введением тона.
Допускается: делать врезки одной формы в другую; использовать повторение одинаковых фигур; изображать отдельные объемы в различных поворотах.
Требования к сканам (фото) работ, загружаемых в личный кабинет в раздел «портфолио»:
Сканы (фото) выполненных абитуриентом работ загружаются в личный кабинет постранично (не объединять файлы)
В случае съемки работ (не сканирования) фото должны быть сделаны строго вертикально (исключая перспективные искажения), необходимо так же исключить тени и блики на листе
Каждый скан (фото) делается с закрепленным в правом нижнем углу цифровым кодом (цифровой код входит в пакет форм, доступных для печати при подаче документов)
*ВНИМАНИЕ информация на всех сканах (фото), загружаемых через личный кабинет, должна быть читаемая, а размер каждого загружаемого файла не должен превышать 10МБ
Экзамены по рисунку в 2021 году планируется провести в очном формате в здании МАРХИ по адресу ул.Рождественка д11 стр2. Станция метро «Кузнецкий мост»
Использование во время рассадки, прохождения экзамена и сбора работ мобильных устройств, а так же любых устройств для фиксации и передачи изображений и информации – может стать причиной для удаления с экзамена без права пересдачи в текущем году.
Использование вспомогательной литературы, трафаретных форм, чертежных инструментов и различных заготовок во время прохождения экзамена не допускается.
Рисунок гипсового слепка античной головы
Компоновка изображения на листе должна быть вертикальной.
Рисунок гипсового слепка головы античной фигуры должен быть выполнен по всем академическим канонам, имея в основе четкое построение и всю необходимую светотень от точечного источника
1.Как сложно поступить в МАРХИ? В принципе, поступить не так уж сложно, как говорят, да и требования на экзаменах не заоблачные. Первое-советую, конечно, хорошо сдать ЕГЭ, т.к. баллы за все экзамены включены в общий конкурс, т.е. чем выше ЕГЭ-тем меньше надо будет набрать по творческим дисциплинам.
2.Правда ли то, что в МАРХИ можно поступить только за взятки? Не правда, естественно можно поступить честно. Конечно, мы всегда можем и будем предполагать, жаловаться на «блатных» и обижаться, что на их месте должны были быть мы, верить слухам, что 146% мест куплено и всё такое прочее. Но на деле, всё, что от вас требуется, чтобы поступить-это хорошо показать себя на экзаменах.
3.А смогу ли я поступить, если я живу не в Москве, но буду готовиться у себя в городе? Дело в том, что чтобы поступить, нужно хорошо и интенсивно заниматься-причём заниматься именно с преподавателями, которые имеют отношение к МАРХИ. Из этого делаем вывод, что если вы живёте далеко от Москвы-самым правильным путём будет снять здесь какое-то жильё, чтобы обеспечить себе эту самую интенсивность-а, следовательно, и продуктивность занятий. Ещё вариант решения жилищного вопроса-это Дневные Подготовительные Курсы, там дают общагу.
4.А бывают ли случаи, когда очень талантливый человек поступает без подготовки? Ну чисто гипотетически? Чисто гипотетически никогда нельзя говорить никогда, но лично я в такие случаи не верю. Потому что даже самые талантливые из моих знакомых когда-то рисовали плохо-но рано или поздно они встречали на своём пути человека, который находил в них этот талант, находил место, где спрятались их руки-вынимал их оттуда и ставил куда надо, путём обмена теорией, практикой и знаниями. И чего уже говорить о черчении- которое само есть Навык.
6.Смогу ли я поступить сразу после школы? Сложно, но можно. Главное, начинать заниматься пораньше, лучше года за два до окончания. И налегать на ЕГЭ!
7.У меня в школе не преподавали черчение, что мне делать? Ничего не делать, т.к. школьное черчение и черчение в МАРХИ-это две абсолютно разные вещи. Даже если черчение у вас было, вам всё равно придётся готовиться к этому экзамену с нуля.
9.Как выбрать себе преподавателя? Слушать и читать отзывы-МНОГО отзывов. Смотреть работы учеников, опираться на мнения более опытных людей и делать свои собственные выводы-одного идеального преподавателя вам никто не подскажет. Вопрос не простой, но выбор только за вами.
10.Мне кажется, что преподаватель обязательно должен работать в МАрхИ. Прав ли я? Преподаватель должен быть СВЯЗАН с МАрхИ-это точно. Но если он там не преподаёт-это не так уж и страшно, а если преподаёт-совсем не обязательно, что это вам что-то даст.
Ознакомиться с курсами, семинарами и программами по рисунку вы можете, посетив отдельную страничку. Смотрите ниже.
Изобразительное искусство
Академический рисунок
Архитектура и дизайн
Рисунок с натуры за 5 дней
Подготовка в МАРХИ и другие художественные ВУЗы
Курс: Академический рисунок гипсовой головы
Основная задача: Научиться академическому карандашному изображению объемных фигур с натуры (гипсовая голова, гипсовые геометрические тела, розетки, архитектурные детали и другие, натюрморт, портрет и фигура человека, интерьер и т.д.) на листе белой бумаги по всем правилам и законам классического рисования.
Отдельная задача: уметь рисовать гипсовую голову с натуры в соответствии со специфическими требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах в МАРХИ.
Прежде чем рисовать гипсовую голову с натуры, необходимо освоить базовые знания объемного рисования. Тому, кто начинает рисовать с нуля, надо вначале поставить руку и глаз. Для постановки руки и глаза начинающие изучают курс живого рисования с натуры за 30 часов. Этот сверхинтенсивный метод обучения рисованию с натуры основан на тренинге координации зрительного восприятия и моторики руки. В основе курса лежит методология, разработанная на основе всестороннего исследования природы рисования. Далее необходимо освоить базовый курс аналитического рисования с натуры от 30 до 45 часов в зависимости от индивидуального уровня дифференциации.
Помимо грамотного рисования существует задача воспитания художника, метафизика и творца. «Искусству всегда угрожали два чудовища – художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником». Если овладение мастерством рисования требует изучения законов и правил изображения, то в искусстве действует только одно неукоснительное правило: «Никаких правил». Художественные ВУЗы созданы для того, чтобы готовить не технарей, а художников, созидающих и преобразовывающих мир на основе чуткого и глубокого понимания фундаментальных ценностей человека.
После начальной базовой подготовки намечается дальнейшая индивидуальная программа обучения в зависимости от целей и задач освоения академического рисунка и натурного рисования. Те, кто готовится поступать в художественный ВУЗ, должен определиться с конкретным ВУЗом, поскольку в каждом из них сформирован свой особый подход и свое отношение и требование к рисунку, значительно отличающееся от остальных. Если кто-либо готовился к вступительному экзамену по рисунку в МАРХИ, то он не сможет с таким рисунком поступить, например, в Строгановку. Ему придется почти заново переучиваться рисовать.
Особый случай с выпускниками художественных школ. Подход к рисованию в художественных школах настолько отличается от подхода к рисованию в МАРХИ, что практически невозможно переучивать выпускников художественных школ для сдачи вступительных экзаменов по рисунку в МАРХИ. Манера и техника рисования, способ изобразительного мышления, заложенные на рефлекторном уровне годами обучения в художественных школах, с трудом поддаются переучиванию. Проблема необходимости переучивать умение рисовать в соответствии со специфическими требованиями ВУЗов отражает глубокий кризис культуры рисунка и изобразительного искусства в целом.
Этот кризис усугубляется превращением методологии обучения рисованию в эксклюзивный ВУЗовский товар, в результате чего ВУЗы заполонили студенты, владеющие «правильным» срисовыванием нескольких натурных объектов. Такая тенденция ведет к падению качества профессионального художественного образования. Человек, всесторонне и основательно обученный рисунку и действительно умеющий рисовать и мыслить рисунком, а не натасканный специфическому рисунку в художественных школах и у ВУЗовских репетиторов, не нуждается в переучивании. Владение рисунком у такого человека универсально, безукоризненно и будет принято с пониманием в любом художественном учебном заведении.
Специфические требования к академическому рисунку гипсовой головы с натуры, предъявляемые на вступительных экзаменах в МАРХИ.
Вступительные экзамены по рисунку в МАРХИ состоят из рисования гипсовых голов: Антиноя, Сократа, Афродиты, Цезаря, Диадумена, Дорифора и Апоксиомена. Состав голов из этого набора менялся в разные годы. Наиболее часто ставились головы Антиноя, Сократа, Афродиты и Цезаря. Головы размещаются на некотором возвышении по отношению к сидящему за мольбертом абитуриенту. Освещение искусственное, верхнее. Рисунок необходимо выполнить за 6 часов простым карандашом на листе формата А3, прикрепленном к мольберту. Целью задания по рисунку является грамотная, конструктивная и выразительная передача объема гипсовой головы на плоскости листа белой бумаги.
Наряду с геометрическими постановками, розетками и капителями, античные головы — постоянные обитатели художественных студий и главные модели вступительных экзаменов по академическому рисунку, которые проводят архитектурные и творческие ВУЗы. Сдать такой экзамен и оказаться в числе лучших, действительно, непросто. За шесть часов экзамена абитуриенту нужно, поборов волнение, собрать в единое целое основательное знание анатомии, умение наблюдать, рассуждать и множество сложных художественных навыков.
Зачем будущие архитекторы рисуют на вступительном экзамене античную голову
Изображение античной гипсовой головы — необходимый этап художественной подготовки архитектора. Одной из основных гуманистических составляющих архитектуры является ее соразмерность человеку, поэтому зодчему необходимо хорошо знать и понимать пропорции человека и закономерности его анатомического строения.
Рисуя слепки портретов, выполненные мастерами, учащийся наблюдает неподвижную модель с ясно различимой светотенью, важнейшие формы в которой уже найдены и художественно обобщены.
По сравнению с изображением живой модели гипс упрощает задачу, так как позволяет сосредоточиться на изучении конструктивных особенностей головы, выявлении объема, пропорций и взаимосвязи частей. Однако столь сложный объект изображения требует основательной художественной базы и значительного объема знаний и навыков, без которых работа не может состояться.
Что нужно знать и уметь, прежде чем приступать к голове
Верно выполнить работу невозможно без достаточного опыта в изображении геометрических тел, архитектурных элементов, композиций и сложных природных форм. Рисующий должен быть знаком с законами геометрической и воздушной перспективы, светотенью, осознанно работать с линией и тоном, грамотно выполнять построения.
Без этого ожидать значимого результата от работы над академическим рисунком античных скульптурных портретов не приходится. Однако перечисленные навыки — лишь важная база, а освоение сложной темы изображения человеческой головы потребует многих часов подготовки с преподавателем.
Перед началом рисунка
Работая над античной головой, необходимо соблюдать последовательность, решая задачи поэтапно. И начать следует с подготовки модели и рабочего места.
Выбранный для первых работ скульптурный портрет рекомендуется располагать так, чтобы уровень глаз рисующего и модели находились на одной линии. В процессе рисования важно сохранять положение, при котором точка зрения на модель существенно не меняется. Садиться оптимально на расстоянии, равном тройной высоте головы по вертикали. Так можно четко видеть модель в целом и достаточно подробно рассмотреть детали.
Что касается освещения, то для целей академического рисунка используют искусственный верхний свет, располагая его под углом 45°. Искусственное освещение остается неизменным в течение всего времени работы, тогда как естественное изменяется в течение дня — соответственно этому меняются и очертания тени на модели.
Этапы выполнения рисунка головы
Главный принцип работы над рисунком — соблюдение последовательности «от общего к частному, от частного к общему». Изображение головы включает следующие основные этапы:
1 этап – построения
Этот этап является основополагающим для всего дальнейшего хода работы. Верно перенесенный на бумагу общий объем модели в дальнейшем позволит точно разместить части, взятые в правильном пропорциональном соотношении.
На полях листа выполните быстрые эскизы, выявляющие общую массу, характер строения головы и пропорции без уточнения деталей, а также решающие задачу композиционного размещения.
Проверив соотношение высоты и ширины, легкими линиями наметьте общий овал и шею. Поскольку модель не будет иметь видимых точек опоры, таких как стол или подставка, используйте внутренние точки опоры. Определите основные вертикали и горизонтали и легкими линиями отметьте на рисунке: • взаимное расположение осей головы и шеи; • профильную дугообразную линию от середины лба до середины подбородка; • линию направления глаз; • линии других параллельных глазам форм (граница волос, лобные бугры, надбровные дуги, переносица, основание носа, скулы, рот, кончик подбородка, уголки нижней челюсти, уши).
Далее начните прорабатывать объем, отделяя лицевую, затылочные и подбородочные поверхности и обозначая положение основных поверхностей с учетом перспективного сокращения; определите общий объем шеи.
2 этап – определение положения и пропорций частей
Приступайте к размещению на рисунке частей — лобных бугров, надбровных дуг, скул, височных костей, ушей, глаз, носа, губ, подбородка, шеи. Постоянно перепроверяйте расстояния между ними, размеры по отношению друг к другу и всей голове. Определяйте места для глаз, передних и боковых поверхностей носа и надбровных дуг по отношению к переносице. Двигайтесь в такой последовательности: глаза, нос, рот, подбородок и нижняя челюсть, скулы, уши, общая форма лба.
Парные формы — глаза, уши, ноздри, скулы — нужно обозначать и рисовать одновременно. Так гораздо легче определить степень их перспективного сокращения, и это помогает избежать многих ошибок и искажений, которые впоследствии сложно исправить.
3 этап – уточнение форм
Приступайте к уточнению и формированию поверхностей намеченных ранее частей, начиная с верхней поверхности лба и постепенно продвигаясь вниз, при этом ориентируйтесь не только на натурную модель, но и на закономерности анатомического строения изображаемых форм. Сопоставив расположение и размеры подчиненных форм между собой и с общей формой на рисунке и модели, переходите к уточнению ушей, щек, волос, шеи.
4 этап — выявление форм средствами светотени
Приступая к тональной проработке рисунка, важно помнить о законах распределения света: по мере удаления от источника света светотеневой контраст ослабевает. На дальнем плане свет и тень менее интенсивны и контрастны, чем на переднем, причем изменяются эти параметры плавно.
Проложите легкую штриховку, выявляя основные объемы больших форм. Рисуйте, не углубляясь в детали. Постоянно сравнивая тональные отношения, постепенно усиливайте тени, вводя в них рефлексы, а в области света добавляйте полутона, оставляя блики. Работайте над рисунком в целом, от общего к частному, от частного – к общему, не допуская излишне детальной проработки отдельных элементов. Задний план прорабатывайте менее подробно и контрастно, чем передний.
Совет. Наиболее распространенными ошибками в работе со светотенью, которые приводят к раздробленности рисунка, являются слишком темные тени, резкие контрасты на дальнем плане, одинаковые по силе рефлексы и свет.
Верно выполнить светотеневой рисунок гипсовых слепков помогает соблюдение последовательности в работе над рисунком, понимание тональной перспективы, внимательное наблюдение тональных отношений и аккуратное их перенесение на бумагу.
Совет. Одна из частных сложностей, с которой сталкивается в начале художественного пути почти каждый рисующий — слишком темный, перечерненный, рисунок.
Избежать этого можно, если найти самый темный участок на голове-модели и постоянно сравнивать с ним тон остальных частей, при этом не забывая сверять тон более светлых частей между собой.
Очень важно набирать тон легко и постепенно, верно подбирая графитные карандаши по мягкости, не нажимая на них слишком сильно. Твердости HB-2B для гипса, как правило, достаточно — более мягкий карандаш, возможно, потребуется лишь на нескольких самых темных участках. Важно отметить, что между указанными этапами работы над человеческой головой нет четкой грани, если последовательность ведения рисунка соблюдается верно, они незаметно перетекают один в другой.
Рисунок гипсовой головы на экзамене в архитектурные вузы
Ведущие архитектурные вузы предлагают абитуриентам задание по изображению головы человека во время вступительного экзамена. Как это ясно из описания этапов работы над изображением головы, с такой задачей невозможно справиться без достаточного знания анатомии и серьезной художественной подготовки.
Сделать правильное и качественное изображение античной головы за шесть часов экзамена — задача трудная, но выполнимая, при условии, что абитуриент занимался с опытным наставником, который знает требования вуза.
Обучение рисунку для поступающих в вузы
Авторский курс К.Э.Арутюновой поможет школьникам 9-11 классов с любым уровнем подготовки в относительно короткие сроки добиться такого уровня рисунка, который нарабатывают ученики художественных школ за гораздо более продолжительное время.
К.Э. Арутюнова — архитектор и педагог с 20-летним стажем, ведущий преподаватель школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ, который знает нюансы требований к экзаменационным работам абитуриентов, поступающих на архитектурные специальности московских вузов и колледжей, а также школ с углубленным изучением архитектуры.
Записывайтесь на курсы академического рисунка для абитуриентов, чтобы пройти с опытным педагогом путь от самых азов до изображения гипсовой головы на высоком уровне, достаточном для поступления в творческий вуз Москвы.