какие голоса есть в опере
Классификация голоса
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Что такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Оперные голоса
Классификация голосов
Существует много систем классификации оперных голосов. На этой странице приводится усредненная сводная классификация по диапазону. По сути, это немецкая система Fach [фах], что дословно обозначает “предмет, отсек, отделение”, то есть имеется в виду разделение голосов на типы. Эта система широко используется в Европе, ее знают и во всем мире.
СОПРАНО
Самый высокий женский голос, диапазон примерно от до первой октавы до до третьей, может петь и выше. Делится на пять видов:
Колоратурное сопрано
Колоратурное сопрано способно на, казалось бы, сверхчеловеческие подвиги. Голос чрезвычайно подвижен, гибок, умеет петь быстрые рулады, которые поднимаются до фа третьей октавы и выше. Колоратурные роли присутствуют в операх от барокко до XX века. Особенно прекрасным примером является Лючия в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, которую можно отнести к драматической колоратуре, а также главная героиня “Лакме” Делиба, условно лирическая колоратура.
Субретка
Сопрано-субретка относится как к амплуа, так и к подтипу голоса. Это дерзкие, кокетливые героини, исполняемые певицами со сладкими, яркими голосами. Тесситура у них иногда может быть довольно высокой, но без обилия колоратуры. Хорошим примером здесь служат две моцартовские героини – Сюзанна и Церлина.
Лирическое сопрано
Лирическое сопрано обычно обладает более полным, насыщенным звучанием, чем субретка, и, как правило, имеет более зрелое качество тембра. Тесситура обычно выше, чем у субреток, но ниже, чем у колоратуры, примерно до до-ре третьей октавы. Хороший пример на контрасте – рабыня Лиу из “Турандот” Пуччини, где сама главная героиня Турандот — драматическое сопрано.
Спинто
У сопрано-спинто много великолепных ролей в опере, особенно в итальянской романтической традиции Верди и Пуччини. Отчасти по этой причине лирические и драматические сопрано часто берут на себя эти роли, независимо от того, подходят они им по природе или нет (и история знает достаточно лирических сопрано, которые сократили свою карьеру, взяв на себя тяжелые роли спинто). Эти роли требуют легких, блестящих высоких нот лирического сопрано, но с большим весом в кульминационных моментах (spinto переводится как “подталкиваемый”). Многие относят к спинтовой партию Татьяны из “Евгения Онегина”.
Драматическое сопрано
Это большие голоса с достаточной силой, чтобы их можно было услышать через большой оркестр, которые сохраняют при этом ровность на всем диапазоне. Драматические роли сопрано вышли на первый план в романтическую эпоху, до середины XIX века их было мало. Вагнер оставил целую галерею таких партий, как колоссальная роль Брунгильды.
МЕЦЦО-СОПРАНО
Меццо-сопрано немного ниже сопрано, его вокальный диапазон простирается от соль малой до ля-си второй октавы, хотя для многих ролей требуется, чтобы голос включал более высокие или более низкие ноты. Меццо слишком часто отводят второстепенные роли или роли злодеек. Пожалуй, самая известная главная партия для меццо – это Кармен у Бизе.
Этот голос можно разделить на три большие категории:
Колоратурное меццо-сопрано
Колоратурное меццо-сопрано-довольно небольшая ниша. Это роли, написанные для гибких, низких женских голосов, они относятся в основном к периоду бельканто: Доницетти и Россини написали ряд больших ролей для такого голоса. Другая коллекция ролей колоратурного меццо первоначально была написана для кастратов в эпоху барокко, и в наше время их поют певицы меццо.
Роли колоратурного меццо-сопрано требуют гибкости и беглости в пассажах до верхнего до, но также требуют хорошо озвученной нижней части диапазона меццо. Прекрасный пример у Россини – Розина из “Севильского цирюльника”.
Лирическое меццо-сопрано
Лирическому меццо-сопрано достается, пожалуй, наименьшая женская доля, большая часть из них — “брючные” роли (когда женщины играют мужчин или юношей, например, Керубино). Этот голос обладает очень мягким, чувствительным тембром. Лирические меццо-сопрано не имеют вокальной ловкости колоратурного меццо-сопрано или крупного размера драматического. Пример женской роли – Шарлотта из “Вертера” Массне.
Драматическое меццо-сопрано
Часто играют матерей или ведьм. Драматический голос меццо теплый, богатый и довольно громкий, крупный. Верди написал целый ряд драматических ролей для меццо, как и Вагнер. Одну из самых ярких также можно найти в “Электре” Рихарда Штрауса: роль Клитемнестры. Вспомним Азучену у Верди или Далилу у Сен-Санса.
КОНТРАЛЬТО
Контральто — самый низкий из женских голосов и, безусловно, самый редкий. Диапазон контральто примерно от фа малой октавы и до фа-ля второй, почти как у мужского контратенора.
Многие написанные для них роли — старухи, часто неприятные, иногда комические. Однако в русском репертуаре мы находим другое положение дел, достаточно вспомнить Ольгу из “Евгения Онегина”.
В наше время контральто как таковое близко к исчезновению. Из ныне живущих разве что великолепная Ева Подлес (Подлещ) настоящее контральто (род. 1952 г.). Отсутствие певцов этого типа голоса означает, что роли контральто часто исполняют меццо.
Контральто делятся на три широкие категории:
Колоратурное контральто
Легкий, подвижный голос, который может достигать и оставаться на самом верху диапазона контральто, сохраняя при этом богатый и мощный звук. Чрезвычайно редкий голос. Россини на самом деле написал для колоратурного контральто свою Золушку.
Лирическое контральто
Если можно так выразиться, стандартное контральто, как оно есть. Гибкий и богатый голос.
Драматическое контральто
Низкий, темный, тяжелый и огромный голос. К сожалению, такое же редкое явление, как колоратурное контральто. Эрда в “Кольце Нибелунгов” является хорошим примером этого типа.
КОНТРАТЕНОР
Самый высокий мужской тип голоса, примерно равный по высоте меццо-сопрано. Контратеноры были популярны в XVII веке, но вышли из моды до самой середины XX века, что примерно совпало с бумом популярности барокко и другой ранней музыки. Диапазон контратенора примерно от до-ми малой октавы до ми второй у альтистов (более низкие контратеноры) и примерно от соль малой до фа второй октавы у сопранистов (более высокие контратеноры). Такой высоты мужской голос достигает за счёт пения фальцетом.
В опере контратеноры в основном исполняют барочные роли, особенно те, которые изначально предназначались кастратам. Однако этот тип голоса был подхвачен некоторыми современными композиторами и все чаще используется в современной опере, наиболее известной из которых является “Сон в летнюю ночь” Бриттена с повелителем эльфов Обероном.
ТЕНОР
Тенор в основном берет на себя главную мужскую роль (часто героя-любовника). Оперный вокальный диапазон для тенора примерно от до малой октавы до до второй (записывается в скрипичном ключе на октаву выше). Достижение таких высоких нот является настоящим вызовом для многих теноров, и показательна в этом плане ария Тонио “Аh! mes amis, quel jour de fête!”, из “La Fille du Regiment” Доницетти, в которой есть девять до.
Теноры делятся на типы, некоторые из которых встречаются чаще, чем другие. Ниже приведены четыре наиболее распространенные группы:
Лирический тенор
Теплые, яркие голоса, способные с легкостью брать самые высокие теноровые ноты. Лирические теноры получают самых очаровательных персонажей. Довольно широкая категория, эти певцы могут варьироваться по тембровым краскам, некоторые намного темнее и насыщеннее, другие светлее и ярче. Яркий пример партии из оперы — Фауст у Гуно или Ленский у Чайковского.
Спинто
Похож на лирический тенор по диапазону, но с большим весом в голосе, особенно в верхней части диапазона. Эти роли гораздо сложнее, чем многие думают, для многих певцов это серьезный вызов. Пример Спинто — Калаф из «Турандот» Пуччини (часто можно наблюдать, как эту партию поют лирические или драматические теноры).
Драматический тенор
Большой, эмоциональный и мощный голос, драматический тенор обычно избавлен от крайне высоких нот, но должен покрывать мощные оркестровые силы. Хороший пример — Отелло Верди.
Франческо Дзени — итальянский драматический тенор в роли Лоэнгрина.
Героический тенор (Heldentenor)
Это тип голоса, в основном используемый Вагнером, набор партий с низкой, почти баритоновой тесситурой. Это массивные роли, требующие от певца поддержания мощного звучания в течение чрезвычайно длительных периодов, что делает их непопулярными. Вагнер создал добрую дюжину таких ролей, но, пожалуй, самая требовательная из всех — Зигфрид в цикле “Кольцо нибелунга”. Часто за такие партии берутся драматические теноры.
БАРИТОН
Средний мужской голос, поющий в диапазоне примерно от соль-ля большой октавы до соль первой (бывает и выше).
Лирический баритон
Это легкий, сочный мужской голос. Они тяготеют к комическим партиям, но в некоторых случаях не лишены глубины. Папагено в “Волшебной флейте” Моцарта — пример лирического баритона.
Вердиевский баритон
Баритон Верди, как и следовало ожидать из названия, относится к типу голоса, характерному для опер Верди. Настоящие баритоны Верди несколько редки, это роли, требующие, чтобы певец пел ноты на крайних нотах диапазона баритона и делал это с богатым округлым звуком. Верди взял “Макбета” Шекспира и сделал из него захватывающую оперу, заглавная роль в которой отведена баритону.
Драматический баритон
Самый низкий баритон, имеющий диапазон, аналогичный диапазону певцов Верди, но тесситура имеет тенденцию быть ниже. Скарпиа из «Тоски» Пуччини — яркий пример этого голоса.
Самый низкий голос из всех. Стандартный общий диапазон оперных басов от ми большой октавы до до-ми первой. Некоторые басовые певцы могут опускаться еще ниже, хотя это редко требуется в стандартном оперном репертуаре.
Бас-баритон
Бас-баритон может петь так же низко, как бас, но также комфортно и в более высокой тесситуре, близкой к диапазону баритона. Этот тип голоса появился как таковой с середины XIX века, но несколько ролей у Моцарта, написанных в эпоху, когда баритон еще не стал отдельным вокальным типом, обычно даются певцам этого класса. Пример — Алеко Рахманинова или Фигаро у Моцарта.
Бас-буффо
Басовые роли буффо — забавные, комические персонажи, которые часто встречаются в произведениях эпохи Бельканто. Это очень разные партии с обширными требованиями к пению “скороговоркой”, к владению искусством речитатива. Так же это бывают и злодейские, но забавные герои, например Дон Маньифико из “Золушки” Россини. Кстати, буффо разделяют на лирических (Дон Паскуале у Доницетти, например) и драматических (Данад из “Летучего голландца” Вагнера).
Бас-профундо
Самый низкий тип голоса в опере. Эти певцы создают стену богатого, бесконечного звука с огромной мощностью. Роли в основном ограничены старыми злодеями или мудрецами, как Зарастро в “Волшебной флейте” Моцарта.
Свойства профессионального вокала
Существуют 8 октав, в пределах которых певцы исполняют песни и арии. У каждого исполнителя есть свой диапазон — расстояние от нижних нот до верхних, которые он может спеть. Профессионально поставленный голос легко создает однородные звуки в пределах двух октав. Это считается хорошим диапазоном для музыкальной карьеры.
Различают полный диапазон — те ноты, что певец может взять, и рабочий — в котором ему комфортно петь. Важной характеристикой являются тембры певческих голосов, они бывают:
Имеет значение для исполнителя свойство полетности — такой голос слышно без микрофона. Она появляется при наличии в голосе высоких обертонов, которые придают плавность, чувственность. Еще одно качество оперного голоса — сила, ведь певец должен солировать на фоне музыки в исполнении оркестра.
Голосовой аппарат у мужчин и женщин работает в разных регистрах, производя однородные по тембру звуки. Женский голос обладает следующими регистрами:
В мужском исполнении музыковеды выделяют два регистра: грудной и фальцетный. Первый характеризуется богатым звучанием и находится внизу диапазона, а второй слабый и расположен вверху.
У профессионалов переходы между регистрами сглажены, а для естественности пения и взятия высоких или низких нот у певца должен иметься запас музыкальных и физиологических возможностей. Кроме того, мужские и женские певческие голоса делятся на группы.
Классификация голосов
Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).
Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).
Женское пение
Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.
Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.
Отличия сопрано
Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:
Обладательницам сопрано композиторы готовят роли юных девушек или сказочных существ.
Особенности меццо-сопрано
Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.
Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.
Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.
Звучание контральто
Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.
Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.
Мужское исполнение
Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.
В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.
Теноровая группа
Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:
Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.
Характеристика баритона
Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:
Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.
Виды басов
Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.
Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:
Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.
Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.
Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.
Вокальные данные у детей
Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:
Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.
Эксклюзив на сцене
Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».
Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.
Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.