Общие положения. Построение графика овладения перевозками и выбор варианта этапного увеличения мощности существующей железнодорожной линии
Построение графика овладения перевозками и выбор варианта этапного увеличения мощности существующей железнодорожной линии
Весь комплекс расчётов, связанных с назначением технических состояний, определением возможной провозной способности эксплуатируемой линии и выбором варианта этапного увеличения мощности на основе технико – экономического сравнения, называется анализом овладения перевозками.
Для установления необходимости реконструкции существующей железной дороги и рационального пути увеличения мощности линии строится график овладения перевозками (рис 1.2.), на котором показаны кривые потребной и возможной провозной способности.
Ось ординат соответствует провозной способности дороги в млн т, ось абсцисс – периоду эксплуатации дороги. Масштаб построения произвольный. Кривая потребной провозной способности (Гп = f (t)) характеризует изменение объёмов перевозок грузов, которые принимаются по заданию в грузовом направлении на расчётные годы.
Каждому техническому состоянию дороги, принятому к рассмотрению (табл. 1.3), соответствует кривая возможной провозной способности для грузового движения Гв = f (t), которая наносится на график овладения перевозками по результатам расчёта пропускной и провозной способности. Как правило,кривые возможной провозной способности имеют тенденцию снижения во времени из-за съёма грузовых поездов другими, число которых с годами возрастает.
Начальное техническое состояние соответствует существующему состоянию дороги и принимается по исходным данным.
Последующее этапное техническое вооружение линии назначают на основе анализа возможных технических состояний, рассматривая различные сочетания средств технического оснащения и способов организации движения на железнодорожной линии.
График овладения перевозками позволяет определить резервы мощности железной дороги при любом техническом состоянии линии.
Для выявления резерва мощности участка дороги необходимо сравнить возможную провозную способность Гвозм с потребной провозной способностью дороги Гп на текущий год эксплуатации линии. Соотношение Гвозм> Гп свидетельствует о наличии резерва мощности данного технического состояния.
Точки пересечения кривых потребной и возможной провозной способности (при равенстве Гвозм= Гп) определяют год исчерпания резерва мощности дороги при данном техническом состоянии и необходимость ее усиления, т.е. переход на другое более совершенное техническое состояние.
Конечное техническое состояние дороги обеспечивает освоение заданных грузовых перевозок на перспективу. Возможная провознаяспособностьэтого состояния на 15 год эксплуатации должна быть больше потребной.
Последовательное изменение технических состояний дороги во времени называется схемой (вариантом) овладения перевозками.
По данным таблицы 1.3 строится график овладения перевозками (рисунок 1.5) и определяются сроки исчерпания мощности для каждого состояния с точностью до одного года с округлением в меньшую сторону: ; ; ; ; ; .
На графике овладения перевозками намечают схемы возможного первоначального и последующего технического вооружения линии и выбирают не менее двух конкурентных вариантов (схем) для технико-экономического сравнения.
При назначении вариантов (схем) овладения перевозками дороги необходимо учесть приведённые ниже рекомендации:
1. Не следует сразу вводить капиталоёмкие мероприятия, имеющие большой резерв пропускной и провозной способности. Сначала необходимо использовать те мероприятия, которые сравнительно легко осуществляются и не требуют больших капиталовложений. Введение мероприятий с большими капиталовложениями следует по возможности отдалять во времени.
2. Последовательность и реальность вводимых мероприятий, должна быть такой, чтобы введение каждого последующего мероприятия не вызывало бросовых капиталовложений (например, не следует переходить с большей весовой нормы на меньшую, нельзя после электрификации возвращаться к тепловозной тяге или после организации частично – пакетного графика возвращаться к непакетному).
3. Частота введения реконструируемых мероприятий, т.е. сроки между мероприятиями должны быть достаточными не только для осуществления проектируемого мероприятия, но и для нормальной работы дороги при осуществлении переустройства, т.е. не менее трёх – пяти лет без перехода на следующий этап.
Рис. 1.2. График овладения перевозками
Выбор наиболее рационального варианта увеличения мощности железной дороги устанавливается на основе их технико-экономического сравнения.
1.6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В соответствии с общей методикой определения эффективности капиталовложений сравнение вариантов с этапными затратами производится по сумме приведённых строительно – эксплуатационных расходов Э за период сравнения вариантов
, (1.16)
t – текущий годэксплуатации железной дороги;
m – число технических соcтояний в данном варианте;
с(t) – ежегодные эксплуатационные расходы;
tн, tк— начальный и конечный сроки эксплуатации дороги при данном техническом состоянии;
«Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (утв. Минтрансом России 30.06.2020)
Заместитель Министра транспорта
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ
МАРШРУТАМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.
2. Документ планирования является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Документ планирования рекомендуется разрабатывать на срок не менее чем 5 лет.
3. В Методических рекомендациях использованы следующие понятия:
Понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Понятия «автовокзал, автостанция», «вид регулярных перевозок», «вид транспортного средства», «Документ планирования регулярных перевозок», «карта маршрута регулярных перевозок», «класс транспортных средств», «конечный остановочный пункт», «межмуниципальный маршрут регулярных перевозок», «муниципальный маршрут регулярных перевозок», «начальный остановочный пункт», «регулярные перевозки по регулируемым тарифам», «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам», «свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» используются в значениях, указанных в Федеральном законе N 220-ФЗ.
5. Главными целями планирования и организации регулярных перевозок пассажиров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях являются:
повышение качества транспортного обслуживания населения для всех жителей территориально-административного образования в соответствии с Социальным стандартом или другим нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;
повышение привлекательности перевозок транспортом общего пользования и создание условий для переориентации на него перевозок, осуществляемых личным автотранспортом;
обеспечение эффективного мультимодального взаимодействия всех видов транспорта и «безбарьерности» транспортных связей, в том числе в транспортных узлах и пересадочных пунктах;
снижение совокупных издержек общества, связанных с обеспечением мобильности населения, включающих:
— прямые эксплуатационные затраты (в том числе на содержание транспортной инфраструктуры и работу транспортных средств, включая автотранспорт, принадлежащий населению);
— затраты времени населения на передвижения;
— ущерб от дорожно-транспортных происшествий;
— ущерб от загрязнения окружающей среды.
Для различных территориально-административных образований приоритетность целей разработки Документа планирования может различаться в зависимости от уровня их социально-экономического развития и иных факторов.
6. Документ планирования обеспечивает реализацию целей, указанных в пункте 5, на основе:
интеграции градостроительного, социально-экономического и транспортного планирования, в том числе в городских агломерациях между муниципальными образованиями, а также субъектами Российской Федерации, в том числе путем оценки и прогнозирования транспортного спроса населения;
разработки топологии (конфигурации) маршрутной сети, выбора вида, класса, характеристик транспортных средств, установления расписаний движения, обеспечивающих соблюдение нормативов Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортный услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;
выбора варианта системы транспортного обслуживания населения на основе определения рационального сочетания различных видов перевозок (по регулируемому либо нерегулируемому тарифу) для достижения заданного (максимально возможного) уровня качества при существующих возможностях местного/регионального бюджетов и допустимых уровнях расходов населения (ценовой доступности).
В части, касающейся межмуниципальных перевозок, среди прочих могут рассматриваться варианты маршрутных схем, имеющиеся в других документах транспортного планирования.
При необходимости разработку Документа планирования возможно проводить одновременно с корректировкой положений действующего на рассматриваемой территории Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
7. Основными задачами развития регулярных перевозок, решение которых обеспечивает достижение перечисленных в пункте 5 целей, являются следующие:
интеграция перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам, в единую мультимодальную сеть перевозок пассажиров всеми видами транспорта, предусматривающую использование различных видов транспорта общего пользования, классов, характеристик, влияющих на качество перевозок, транспортных средств, обладающих различными техническими возможностями и провозной способностью и используемых в зависимости от уровня спроса и показателей эффективности;
оптимизация структуры и топологии маршрутной сети наземного пассажирского транспорта по параметрам территориальной доступности, пересадочности, продолжительности поездки, с рассмотрением в том числе возможности максимального использования существующей инфраструктуры транспорта общего пользования;
координация расписаний движения транспортных средств на различных маршрутах и контроль частоты движения на каждом участке маршрутной сети с целью снижения затрат населения на ожидание транспорта и повышения привлекательности транспорта общего пользования;
создание эффективных маршрутов, связывающих основные районы проживания в пригородах с городским центром и крупнейшими местами приложения труда, проходящих через основные пересадочные узлы;
развитие городского наземного электрического транспорта (в тех случаях, когда его использование для перевозок по магистральным маршрутам с большими объемами пассажиропотоков является экономически оправданным);
обеспечение удобства пользования гражданами и минимизация времени, затрачиваемого ими на переезд к месту назначения при обеспечении максимального уровня безопасности перевозки;
расширение использования транспортных средств, адаптированных для маломобильных категорий населения;
обеспечение приоритета в движении маршрутных транспортных средств, в том числе путем организации выделенных полос для таких транспортных средств или их обособлении от остальных проезжей части;
обеспечение нормативных сроков эксплуатации транспортных средств, включая своевременное проведение капитальных ремонтов подвижного состава;
повышение комфортабельности транспортных средств;
создание структуры маршрутной сети, легко воспринимаемой и запоминающейся жителями и нерезидентами, в том числе за счет повышения информированности населения о работе пассажирского транспорта общего пользования (путем внедрения систем информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах в режиме реального времени и др.);
введение тарифных меню без доплат за пересадки, стимулирование использования безлимитных билетов длительного действия (одни сутки и более), действительных для различных перевозчиков, для повышения привлекательности транспорта общего пользования относительно индивидуального автотранспорта;
повышение платежной дисциплины пассажиров, совершенствование системы контроля оплаты проезда;
повышение устойчивости пассажирских перевозок за счет создания долгосрочных предсказуемых условий работы для перевозчиков, совершенствования системы оплаты выполненной работы из бюджета при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам путем перехода на брутто-контракты;
внедрение механизмов адресного обеспечения ценовой доступности транспорта общего пользования для малообеспеченных групп населения (адресные льготы для лиц с низкими доходами; целевые транспортные субсидии, реализуемые посредством электронных систем оплаты проезда);
совершенствование механизмов контроля за работой перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа;
внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем;
мониторинг соблюдения нормативов Социального стандарта и положений других нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
II. Порядок подготовки и утверждения Документа планирования
или изменений в Документ планирования
8. Разработка Документа планирования или внесение в него изменений осуществляется на основании распоряжения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего:
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, ответственный за разработку проекта Документа планирования или внесение в него изменений, а также перечень заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, согласующих Документ планирования;
порядок информирования населения и иных заинтересованных сторон с обязательным размещением информации (включая проект Документа планирования или проект изменений в него) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) средствах массовой информации;
порядок приема, рассмотрения и учета ответственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования предложений населения и иных заинтересованных сторон по составу Документа планирования, общие требования к составу таких предложений, подходов и критериев для его разработки или внесения изменений;
порядок и условия бюджетного финансирования разработки проекта Документа планирования или внесения в него изменений;
порядок и сроки экспертизы проекта Документа планирования или проекта изменений в него (при необходимости);
порядок и сроки представления проекта Документа планирования на согласование в соответствующие органы, а также на утверждение в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
9. В случае необходимости изменения мероприятий, предусмотренных уже утвержденным Документом планирования, орган, ответственный за его разработку, организует работу по внесению в него соответствующих изменений.
Основаниями для внесения изменений в Документ планирования могут быть:
выявленные нарушения нормативов действующего Социального стандарта транспортного обслуживания населения или иного акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, а также прогнозируемые нарушения этих нормативов;
изменения в застройке территории и соответствующие изменения транспортного спроса;
изменения конфигурации улично-дорожной сети и схем организации дорожного движения;
иные причины, возникшие вследствие изменений показателей транспортного спроса, транспортных корреспонденций населения, существенных для конкретного территориально-административного образования;
изменения параметров обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа;
установления, изменения или отмены маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа (по основаниям, изложенным в статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ);
актуализации графика заключения контрактов и графика проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
10. Последовательность разработки проекта Документа планирования или внесения в него изменений рекомендуется отражать в плане-графике либо календарном плане его разработки или внесения изменений.
11. Одним из требований при подготовке Документа планирования или внесения в него изменений являются его открытость, доступность для публичного обсуждения с возможностью внесения замечаний и предложений заинтересованными сторонами.
Проект Документа планирования или внесение в него изменений, а также утвержденный Документ планирования размещаются на официальном сайте территориально-административного образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) средствах массовой информации.
III. Состав и содержание Документа планирования
12. Документ планирования содержит перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа, включая обоснование необходимости их проведения, сроки выполнения, сведения об ответственных исполнителях и объемах необходимых ресурсов, включая финансовые.
Исходя из положений Федерального закона N 220-ФЗ в Документ планирования следует включать:
план изменения вида регулярных пассажирских перевозок (в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ);
план изменения маршрутов регулярных пассажирских перевозок (в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ);
график проведения конкурсных процедур и заключения государственных или муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам (в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
13. Примерное содержание Документа планирования.
Утверждаемая часть, в которую входят:
1) цели и задачи, решаемые Документом планирования;
2) план мероприятий по реализации Документа планирования, включая:
2.1) параметры маршрутной сети на период планирования, включающие:
схему маршрутной сети с нанесением на плане территориально-административного образования:
— административных границ образования;
— улично-дорожной сети с наименованиями улиц и дорог, по которым проходят регулярные маршруты;
— отстойно-разворотных площадок с указанием номеров обслуживаемых маршрутов;
— перехватывающих парковок с указанием их емкости;
— железнодорожных вокзалов и пассажирских станций;
— вокзалов и пассажирских причалов водного транспорта;
— станций метрополитена и других видов внеуличного транспорта;
перечень остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (в соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ).
2.2) план-график внесения изменений в маршрутную сеть, включая:
план изменений вида регулярных перевозок;
план заключения государственных или муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
сведения о свидетельствах об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и о картах соответствующих маршрутов;
2.3) класс и количество подвижного состава для обслуживания каждого маршрута, расписания движения по каждому маршруту;
2.4) тарифы на перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, тарифные меню; план-график изменений тарифов (при наличии) на период планирования;
2.5) перечень ответственных за реализацию плана мероприятий по реализации Документа планирования;
3) план бюджетного финансирования, включающий:
прогнозные данные о сборе выручки от платы за проезд и эксплуатационных затратах;
наименование финансируемого мероприятия;
объем финансирования за весь период и по годам, с указанием источников финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальный бюджет, средства конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей);
4) параметры мониторинга реализации и эффективности Документа планирования, в том числе в части реализации Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению в том числе;
номенклатура и значения параметров, утверждаемые на период планирования (включая нормируемые параметры качества транспортного обслуживания);
порядок сбора и учета данных.
14. Обосновывающая часть Документа планирования разрабатывается на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного планирования (при наличии), таких как:
документы стратегического социально-экономического планирования, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
генеральные планы или схемы территориального планирования поселений, городских округов, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
отраслевые схемы и программы развития отдельных видов транспорта, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
комплексные схемы организации дорожного движения, планы организации дорожного движения, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
Социальный стандарт или иные акты исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающие аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению;
программы развития как отдельных видов транспорта, так и в целом транспорта общего пользования;
законодательные акты об организации регулярных перевозок пассажиров на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты об организации дорожного движения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты об организации парковок автомобильного транспорта на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты о распределении полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров на территории субъектов Российской Федерации;
законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах;
законодательные акты о предоставлении преимуществ по провозной плате на транспорте общего пользования различным категориям населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные или распорядительные акты об установлении величин тарифов на перевозку пассажиров на регулярных маршрутах, пользование парковками транспортных средств, проезд по платным участкам автомобильных дорог, пользование объектами дорожной сети (муниципальные образования, входящие в состав субъектов Российской Федерации, на территории которых регулирование тарифов на перевозки пассажиров находится в ведении соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляют запрос в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о прогнозном плане изменения тарифов на пассажирские перевозки) и другое.
При необходимости обосновывающая часть Документа планирования разрабатывается одновременно с корректировкой вышеуказанных документов.
15. В состав обосновывающей части Документа планирования регулярных перевозок рекомендуется включать:
1) анализ текущего состояния транспортного обслуживания населения, включая:
1.1) показатели развития территориально-административного образования и градостроительного планирования:
площадь, рельеф, природно-климатические условия и другие характеристики территории, требующие учета при транспортном планировании;
расположение, назначение и основные характеристики объектов застройки;
объемы строительства жилой и коммерческой недвижимости;
объемы ввода в эксплуатацию автомобильных дорог и другие (фактические и прогнозируемые) показатели, по данным планов социально-экономического развития (краткий реферат);
1.2) характеристики, влияющие на показатели транспортной подвижности и транспортного спроса населения:
показатели численности и структуры населения по возрастным, социальным показателям и доходам;
структура населения по праву использования преимуществ в оплате проезда и другое;
1.3) топологию улично-дорожной сети и существующей маршрутной сети транспорта общего пользования, размещения остановочных пунктов; существующие пассажиропотоки на сложившейся маршрутной сети; типичные суточные схемы пассажирских корреспонденций для рабочих и выходных дней с отображением крупнейших пассажирообразующих и пассажиропоглощающих объектов; транспортный спрос населения, в том числе с учетом платежеспособного спроса; анализ существующей потребности и фактической удовлетворенности потребностей населения в передвижениях с учетом перевозок транспортом общего пользования и личным транспортом;
1.4) состояние транспортного обслуживания в целом, включая показатели работы занятых на маршрутах перевозчиков, а также состояния транспортной инфраструктуры:
информация о перевозчиках и владельцах объектов транспортной инфраструктуры, используемой при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, в том числе о наличии и состоянии производственных мощностей, включая парк транспортных средств;
анализ действующей системы государственного и муниципального управления регулярными перевозками (система диспетчеризации, оплаты проезда, информирования);
анализ показателей экологичности транспорта общего пользования и личного автотранспорта населения (фактические и планируемые (прогнозируемые) значения и другие.
1.5) показатели финансовой и экономической эффективности системы транспорта общего пользования:
фактические и планируемые (прогнозируемые) показатели бюджетного финансирования транспорта общего пользования;
анализ нагрузки на население от оплаты услуг транспорта общего пользования;
анализ финансово-экономической деятельности перевозчиков (при наличии соответствующих данных).
2) перечень основных проблем в развитии регулярных перевозок пассажиров и багажа, выявленных на основе проведенного анализа.
При этом обосновываются цели и задачи развития регулярных перевозок применительно к конкретному территориально-административному образованию, с учетом:
2.1) оценки транспортного спроса и его прогноза на период планирования;
2.2) выявления и анализа случаев нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих требования к качеству транспортного обслуживания населения (Социального стандарта и других нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению);
2.3) выявления случаев и определения причин низкой эффективности работы транспортной системы (дублирование маршрутов, неверный выбор класса, характеристик транспортных средств и интервалов их движения, не соответствующих пассажиропотоку, отсутствие транспортной доступности для населения отдельных поселков, районов, улиц, наличие транспортных заторов на маршрутах движения пассажирских транспортных средств и другие).
2.4) предложений населения и иных заинтересованных сторон по организации транспортного обслуживания и другого.
3) обоснование выбора (разработки) мероприятий, направленных на решение проблем развития регулярных перевозок пассажиров и багажа. В случае поэтапного развития регулярных перевозок информацию приводят для каждого этапа.
5) обоснование формирования маршрутной сети на период планирования, включая размещение остановочных пунктов, а также, при необходимости, иных элементов транспортной инфраструктуры, специализированных элементов организации дорожного движения, обеспечивающих осуществление регулярных перевозок.
IV. Рекомендации по разработке мероприятий по организации
регулярных перевозок и проектированию маршрутных сетей
16. Рекомендации по сбору и обработке исходной информации, анализу транспортного спроса на передвижения населения приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
17. Рекомендации по оценке текущего состояния транспортных систем на территории рассматриваемых маршрутных сетей регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям.
18. Рекомендации по проектированию маршрутных сетей приведены в приложении 3 к Методическим рекомендациям.
19. Одним из основных параметров функционирования маршрутной сети является скоординированная работа транспортных средств на различных маршрутах, позволяющая существенно повысить скорость пассажирского сообщения как внутри разрабатываемой маршрутной сети, так и с учетом смежных сетей. Рекомендации по разработке общего расписания (в разрезе остановочных пунктов) по маршрутной сети и определению потребности в необходимом виде и количестве транспортных средств на каждом маршруте приведены в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
20. Рекомендации по применению тарифной политики в Документе планирования приведены в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
21. Рекомендации по обоснованию отнесения маршрутов по видам регулярных перевозок пассажиров (по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам) приведены в приложении 6 к Методическим рекомендациям.
Следует учитывать, что в случае осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд по муниципальным, межмуниципальным маршрутам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
22. Проект плана внесения изменений в маршрутную сеть в целях установления оптимального варианта, при необходимости, может разрабатываться на вариантной основе. Варианты могут различаться трассами маршрутов и видами транспорта, характеристиками используемого подвижного состава, расположением отдельных остановочных пунктов, схемами организации дорожного движения, расписаниями движения, применяемой тарифной политикой, предоставлением преимуществ по провозной плате и т.д.
Также возможно руководствоваться планом внесения изменений в маршрутную сеть при их наличии в документах транспортного планирования.
23. Для разработанного плана внесения изменений в маршрутную сеть проводят анализ:
стоимости эксплуатации маршрутной сети и инвестиций в транспортные средства и транспортную инфраструктуру;
источников финансирования эксплуатационных и инвестиционных затрат;
транспортного и нетранспортного эффектов вариантов маршрутной сети, включая экономические и бюджетные показатели, показатели безопасности и экологии транспортной системы с учетом транспорта необщего пользования;
выполнения Социального стандарта или других нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
Для оценки стоимости эксплуатации маршрутной сети и инвестиций в транспортные средства используют:
Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования, утвержденные распоряжением Минтранса России от 25 декабря 2013 г. N НА-143-р;
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2019 г., регистрационный N 55085).
24. При необходимости сравнение вариантов производится по критериям решения поставленных задач и (или) достижения целевых показателей, а также обеспеченности финансирования из различных источников, в т.ч. бюджетов различных уровней, и выбирается окончательный (оптимальный) вариант для утверждения.
25. Рекомендации по выбору типовых контрактов в целях осуществления государственных или муниципальных закупок, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, с учетом местных особенностей по организации транспортного обслуживания, приведены в приложении 7 к Методическим рекомендациям.
26. Рекомендации по оценке эффектов от реализации мероприятий Документа планирования приведены в приложении 8 Методическим рекомендациям.
27. При открытии, изменении и закрытии маршрутов регулярных перевозок в Документе планирования должны быть предусмотрены меры по информированию населения о работе маршрутной сети на ближайший сезон года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствах массовой информации и в остановочных пунктах, расписание движения по которым изменилось. Рекомендуется размещать информацию о трассах и расписаниях маршрутов, периодах действия каждого из маршрутов с целью получения данных об актуальной работе транспортной системы на каждый день в период действия спецификации.
Размещение информации рекомендуется осуществлять не менее чем за месяц до планируемой даты изменений маршрутов и расписаний (как правило, не менее 2 раз в год: за один месяц до перехода на летнее расписание и за один месяц до перехода на зимнее расписание).
к Методическим рекомендациям
ПО СБОРУ И ОБРАБОТКЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ, АНАЛИЗУ
ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА НА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Для целей формирования Документов планирования рекомендуется использовать следующую исходную информацию:
2. Информацию, характеризующаю текущее состояние регулярных перевозок, включая:
2.1. Сведения, необходимые для оценки качества транспортного обслуживания населения в соответствии с Социальным стандартом или иными актами исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающими аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, включая сведения о:
территориальной доступности остановочных пунктов;
доступности остановочных пунктов, в том числе расположенных на территории автовокзалов и автостанций, для маломобильных лиц;
доступности транспортных средств для маломобильных лиц;
тарифной доступности поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов;
частоте обслуживания остановочных пунктов;
соблюдении расписания движения на маршрутах регулярных перевозок;
температуре в салоне транспортных средств;
соблюдении норм вместимости при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
среднем числе пересадок, осуществляемых пассажирами при осуществлении поездок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
классах и характеристиках транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок;
2.2. Сведения о существующих маршрутах регулярных перевозок, в том числе включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 220-ФЗ, включая:
регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре;
порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты;
наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;
протяженность маршрута регулярных перевозок в каждом направлении движения;
порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном Правилами дорожного движения Российской Федерации месте по маршруту регулярных перевозок);
вид регулярных перевозок;
виды транспортных средств и классы и характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное число транспортных средств каждого класса;
экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;
В соответствии с ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов» и Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
В соответствии с пунктами 32, 36 и подпунктов «а», «б», «г» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.
дата начала осуществления регулярных перевозок;
наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок;
расписание движения по каждому остановочному пункту;
иные требования (например, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок)).
2.3. Сведения обо всех видах транспорта, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа, и количестве пассажиров, перевезенных на регулярных маршрутах в разрезе видов транспорта (в динамике за 5 лет).
2.4. Сведения о подвижности населения.
2.5. Сведения о безопасности перевозок пассажиров и багажа.
3. Информация, характеризующая перспективы развития регулярных перевозок:
3.1. Сведения о приоритетах и прогнозах социально-экономического развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, по территории которых проходят маршруты регулярных перевозок, на период разработки документов планирования, включая сведения о реализации инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства, жилищного строительства, промышленности, социальной сферы, сферы торговли и услуг, туризма и т.д., оказывающих влияние на пассажиропотоки и востребованность перевозок транспортом общего пользования.
3.2. Прогнозный уровень пассажиропотока, матриц корреспонденций и т.д.
Анализ транспортного спроса населения на передвижения рекомендуется проводить с использованием отчетно-статистических и опросных методов на основании приложения N 2 «Рекомендации по проведению обследований, характеризующих оценку транспортного спроса» к Примерной программе.
Оценка текущего состояния транспортных систем проводится на основании приложения N 3 «Рекомендации по проведению обследований характеристик функционирования транспортной инфраструктуры по видам транспорта» к Примерной программе.
Источниками информации для подготовки документа планирования являются:
документы стратегического социально-экономического планирования;
генеральные планы или схемы территориального планирования поселений, городских округов;
программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
отраслевые схемы и программы развития отдельных видов транспорта, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
законодательные акты об организации регулярных перевозок пассажиров на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
акты об организации дорожного движения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
акты об организации парковок транспортных средств на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты о распределении полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории субъектов Российской Федерации;
законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации муниципальных образований;
законодательные акты о предоставлении преимуществ по провозной плате на транспорте общего пользования различным категориям населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные или распорядительные акты об установлении величин тарифов на перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, пользование парковками автотранспортных средств, проезд по платным участкам автомобильных дорог, пользование объектами дорожной сети (муниципальные образования тех субъектов Российской Федерации, в которых регулирование тарифов на перевозки пассажиров находится в ведении субъекта Российской Федерации, направляют запрос в администрацию субъекта Российской Федерации о прогнозном плане изменения тарифов на пассажирские перевозки);
нормативные правовые акты, устанавливающие требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, в том числе Социальные стандарты;
данные органов социального страхования о количестве лиц, имеющих право преимуществ по провозной плате на транспорте общего пользования;
данные о транспортных потребностях населения и степени их удовлетворенности;
данные о производственных мощностях перевозчиков (численность и структура парка, показатели использования, выработки, производительности парка), финансово-экономические показатели;
данные об объектах транспортной инфраструктуры; финансово-экономические показатели владельцев объектов инфраструктуры регулярных перевозок;
приказ Минтранса России от 16 декабря 2015 г. N 366 «Об утверждении порядка определения пропускной способности остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта» (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2016 г., регистрационный N 40629);
приказ Минтранса России от 24 января 2018 г. N 27 «Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49982);
приказ Минтранса России от 17 мая 2018 г. N 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя» (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2018 г., регистрационный N 51763);
ГОСТ 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 г. N 461-ст);
ГОСТ Р 52113-2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 6 ноября 2014 г. N 1482-ст);
ГОСТ Р 51004-96 «Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. N 701);
ГОСТ 30596-97 «Услуги транспортные. Термины и определения»;
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст);
ОСТ 218.1.0022003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N ИС-460-р).
к Методическим рекомендациям
ПО ОЦЕНКЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
НА ТЕРРИТОРИИ РАССМАТРИВАЕМЫХ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ РЕГУЛЯРНЫХ
ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Оценка текущего состояния транспортных систем на территории рассматриваемых маршрутных сетей производится в соответствии с Социальным стандартом или другими нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
При оценке текущих характеристик работы транспорта общего пользования анализируются:
сведения о действующих маршрутах регулярных перевозок, в том числе включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 220-ФЗ;
сведения, характеризующие качество перевозок пассажиров на регулярных маршрутах транспорта общего пользования, не включенные в перечень показателей качества согласно упомянутому Социальному стандарту или другим нормативным правовым актам исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению;
данные об уровне безопасности дорожного движения и безопасности перевозок согласно требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и результатах государственного статистического наблюдения;
основные проблемы в сфере обеспечения транспортных потребностей населения, характерных для рассматриваемой территории, государственных и муниципальных обязательств в области транспортного обслуживания населения, системы регулярных маршрутов, крупных транспортных объектов и объектов генерации транспортного спроса, системы финансирования социально значимых перевозок пассажиров;
выполнение действующих проектов совершенствования транспортной системы и возможные варианты решения проблемных вопросов ее развития.
Оценка текущего состояния транспортных систем на территории рассматриваемых маршрутных сетей проводится с учетом:
приложения N 3 «Рекомендации по проведению обследований характеристик функционирования транспортной инфраструктуры по видам транспорта» к Примерной программе;
положений приказа Федеральной службы государственной статистики от 3 августа 2016 г. N 385 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта»;
положений приказа Федеральной службы государственной статистики от 31 августа 2017 г. N 564 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики».
Информацию государственного статистического наблюдения следует использовать для аналитического представления оценок динамики транспортного развития при разработках документов планирования перевозок.
Недостатки и потенциальные возможности развития действующих маршрутных сетей должны определяться на основе анализа спроса на перевозки и оценки текущего состояния транспортных систем на рассматриваемых территориях. При этом следует сформулировать и/или определить:
транспортные корреспонденции, не обеспеченные необходимой провозной способностью посредством транспорта общего пользования;
выявленные недостатки в качестве транспортного обслуживания населения и обуславливающие их причины;
возможные меры и решения по устранению выявленных недостатков;
лиц, на которых следует возложить выполнение работ по устранению обнаруженных недостатков;
планируемые сроки проведения работ по устранению обнаруженных недостатков (с учетом необходимой ресурсной обеспеченности);
заказчиков работ по устранению обнаруженных недостатков, порядок разработки соответствующих технических заданий и передачи заказов (проектов) на исполнение на основе открытого конкурса;
необходимые меры по организации проведения общественных слушаний по упомянутым заказам (проектам) и осуществления общественного контроля за их исполнением, включая обсуждение предлагаемых к внедрению решений в средствах массовой информации.
к Методическим рекомендациям
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ
I. Учет долгосрочных стратегических направлений развития в соответствии с документами стратегического планирования территории, включая уровни субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
При проектировании маршрутных сетей и организации регулярных перевозок пассажиров необходимо учитывать долгосрочные стратегические направления развития соответствующей территории, руководствуясь следующими документами стратегического планирования:
1. На уровне субъекта Российской Федерации:
стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
инвестиционная стратегия субъекта Российской Федерации;
прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
государственные программы субъекта Российской Федерации;
схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.
2. На уровне муниципальных образований Российской Федерации:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
Учет долгосрочных направлений развития основан на следующих принципах:
II. Взаимоувязка с документами транспортного планирования (генеральные планы, комплексные схемы организации дорожного движения, проекты организации дорожного движения и другие) и учет положений градостроительной документации.
При проектировании маршрутных сетей и организации регулярных перевозок пассажиров необходимо учитывать градостроительные документы и документы транспортного планирования, взаимоувязанные между собой.
Основные градостроительные документы, которые необходимо учитывать при разработке документов планирования, разрабатываются при осуществлении:
При территориальном планировании разрабатываются:
Материалы по обоснованию проекта планировки содержат схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
На этапе архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства (их частям) разрабатываются схемы обоснования транспортных коммуникаций.
К основным документам транспортного планирования, которые необходимо учитывать при разработке документов планирования относятся:
комплексный план транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу.
ПКРТИ разрабатываются на основании генеральных планов и содержат перечни мероприятий по развитию объектов транспортной инфраструктуры. ПКРТИ разрабатываются в целях обеспечения сбалансированного, перспективного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения. При разработке ПКРТИ учитываются документы стратегического планирования поселения, городского округа и инвестиционные программы субъектов естественных монополий в сфере транспорта.
Проекты и схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений по ОДД на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД. ПОДД разрабатываются в целях проектной реализации КСОДД.
Комплексный план транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу является стратегическим документом, определяющим параметры транспортного обслуживания: существующие и перспективные условия развития транспортной системы; существующее состояние транспортной системы; приоритетные направления развития региональной транспортной системы; целевое состояние транспортной системы; пути достижения целевого состояния.
Учет градостроительных документов и документов транспортного планирования основан на следующих принципах:
III. Проектирование маршрутной сети.
Формирование новой маршрутной сети, а также корректирование действующей максимально возможно осуществляется с учетом следующих основных принципов:
1. На первом этапе, целесообразно выделить в общей совокупности маршрутов основную маршрутную сеть и дополнительную, как правило, обслуживающую сеть маршрутов. Такое функциональное деление позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы.
При выборе вида транспорта, определяющего формирование хребтовой маршрутной сети, необходимо учитывать различные факторы, такие как экологичность, провозные возможности, степень охвата территории города маршрутами этого вида транспорта, расходы на эксплуатацию и на требуемые инвестиционные затраты. Как правило, в качестве основной маршрутной сети рассматривается сеть маршрутов городского электрического транспорта.
2. Если в качестве основной маршрутной сети рассматривается городской электрический транспорт, то после ее формирования рассматривается формирование маршрутной сети автобуса, как наиболее мобильного с точки зрения конфигурации сети и провозных способностей вида транспорта.
3. В связи с тем, что, как правило, максимальные нагрузки на маршрутную и транспортную сети создаются передвижениями с трудовыми и учебными целями, обеспечение именно этих передвижений должно лежать в основе формирования основной маршрутной сети.
4. Заключительный этап формирования маршрутной сети представляет собой дополнение основной маршрутной сети маршрутами, обслуживающими культурно-бытовые передвижения. Рассмотрение этого вида передвижений на заключительном этапе вызвано тем, что часть его, очевидно, будет удовлетворяться маршрутами, сформированными для обслуживания трудовых и учебных передвижений. При рассмотрении обслуживания культурно-бытовых передвижений необходимо предусмотреть удобные транспортные связи с объектами транспортной инфраструктуры (вокзалами, станциями) и объектами, формирующими культурно-бытовые передвижения, имеющие общегородское значение, такими как крупные больницы, рекреационные зоны, кладбища и другие. Подобные маршруты составляют дополнительную (обслуживающую) маршрутную сеть.
Проектирование маршрутной сети представляет собой комплексную задачу, которая включает в себя:
1. Построение транспортной модели, представляющей собой деление рассматриваемой территории на транспортные микрорайоны, которые обслуживаются транспортом общего пользования.
2. Построение матрицы пассажирских корреспонденций, по параметрам пассажиропотоков которой выбираются виды транспорта для транспортного обслуживания населения.
3. Построение базовой маршрутной сети, на основе матрицы пассажирских корреспонденций.
4. Оптимизация маршрутной сети в соответствии с выбранной для конкретной задачи целевой функцией.
Построение транспортной модели проводится в несколько этапов:
1) производится деление территории на функциональные зоны:
2) производится деление селитебной зоны на транспортные микрорайоны, в каждом из которых определяется геометрический центр. Средняя площадь транспортного микрорайона определяется исходя из максимальной продолжительности пешего перехода пассажира от края до центра транспортного микрорайона. Для обычных условий расстояние пешего перехода не должно превышать 0,5 км. Следовательно, средняя площадь транспортного микрорайона составляет порядка 0,75 км2. Площадь транспортного микрорайона не должна содержать препятствия (железнодорожные пути, реки и т.п.), затрудняющие проход пассажиров к остановочному пункту. Геометрический центр каждого транспортного микрорайона представляет остановочный пункт маршрутной сети, поэтому он должен располагаться на улично-дорожной сети, пригодной для движения транспорта общего пользования. Через этот центр осуществляется транспортное обслуживание жителей рассматриваемого транспортного микрорайона;
4) анализируется улично-дорожная сеть рассматриваемой территории, выделяются транспортные связи, пригодные для организации движения маршрутных транспортных средств, учитывая информацию об особенностях организации движения транспортных средств (одностороннее движение, ограничения по габаритам и весовым параметрам). Между обозначенными остановочными пунктами (вершинами графа) определяются кратчайшие пути следования и устанавливаются протяженности этих ребер;
5) строится транспортная модель в виде графа, посредством соединения вершин графа (остановочные пункты) кратчайшими путями следования по улично-дорожной сети, пригодной для движения транспорта общего пользования.
Матрица пассажирских корреспонденций строится на основании результатов транспортного обследования пассажиропотоков, проведенного с учетом деления территории на транспортные микрорайоны (с учетом результатов транспортного моделирования). Матрица пассажирских корреспонденций представляет собой таблицу, содержащую количество строк (пункты прибытия пассажиров) и столбцов (пункты отправления пассажиров) соответствующее количеству вершин графа. Для заполнения матрицы выполняется моделирование пассажиропотоков по ребрам транспортной модели в соответствии с кратчайшими путями перемещения пассажиров. Результаты распределения пассажиропотоков по ребрам транспортной модели в час пиковой нагрузки заносятся в соответствующие ячейки матрицы пассажиропотоков вместе с данными о кратчайшем пути следования пассажиров по промежуточным остановочным пунктам.
Анализ матрицы пассажирских корреспонденций позволяет найти максимальное значение пассажиропотока, на основании которого определяется вид или совокупность видов транспорта общего пользования и характеристики подвижного состава. Требуемая производительность выбираемого вида пассажирского транспорта должна соответствовать найденному значению пассажиропотока. Ориентировочные характеристики производительности (пассажиропоток) различных видов пассажирского транспорта общего пользования составляют:
Для построения базового варианта маршрутной сети используются материалы матрицы пассажирских корреспонденций. Любая маршрутная сеть состоит из конечного количества маршрутов транспорта общего пользования. Самый короткий маршрут содержит только две вершины графа и обслуживает только один участок улично-дорожной сети, такие маршруты называются участковыми. Регулярные маршруты, содержащие более двух вершин, называются сквозными.
Основой базовой маршрутной сети являются сквозные маршруты. Чем больше вершин графа (остановочных пунктов) будет обслуживать один регулярный маршрут, тем меньшее количество маршрутов будет содержать маршрутная сеть. В этом случае организация работы транспорта общего пользования будет иметь наименьшее количество организационных и эксплуатационных проблем. Поэтому первоначально разработчика должны интересовать только сквозные маршруты, и чем больше вершин графа соединяет этот маршрут, тем больший эффект от разработки можно получить. Информацию об объективно необходимых жителям города сквозных маршрутах можно получить только из матрицы пассажирских корреспонденций.
В свою очередь, среднее время пересадки пассажира на промежуточных пунктах маршрутной сети является результатом обработки данных матрицы пассажирских корреспонденций (приоритетный способ), либо материалов транспортного обследования пассажиропотоков (способ, обеспечивающий ухудшенные параметры точности).
Приоритетными являются маршруты, состоящие из наибольшего количества остановочных пунктов. Из совокупности этих маршрутов, имеющих одинаковое количество остановочных пунктов, приоритет следует отдавать маршруту с большим значением разности среднего времени пересадки и среднего времени ожидания. В этом случае поиск оптимального варианта маршрутной сети существенно ускорится, а количество вариантов маршрутной сети сократится. Выполнение этого требования направлено также на формирование маршрутной сети из минимального количества маршрутов. При этом все вершины графа должны обслуживаться созданной маршрутной сетью. В случае необходимости, отдельные вершины, не связанные выбранными ранее сквозными маршрутами, следует связать с маршрутной сетью участковыми маршрутами. Если возникает возможность использования нескольких участковых маршрутов, то в маршрутную сеть включается тот маршрут, который по расчету должен работать с наименьшим интервалом движения.
Однако построенную базовую маршрутную сеть нельзя считать оптимальной. Совершенствование маршрутной сети заключается в увеличении количества регулярных маршрутов и, соответственно, сокращения суммарных затрат времени населения на поездки с использованием транспорта общего пользования. В качестве добавляемых маршрутов используются только участковые маршруты. В конечном итоге маршрутная сеть представляет комбинацию сквозных маршрутов с последовательным добавлением участковых, степень оптимальности которой определяется величиной целевой функции.
С целью улучшения обслуживания населения, при формировании маршрутной сети целесообразно ориентироваться на следующие показатели: суммарное время на передвижение «от двери до двери», удаленность остановочных пунктов, частоту движения транспорта общего пользования, количество пересадок при поездке пассажиров, безопасность, степень наполнения подвижного состава, стоимость проезда, удобство пользования транспортом и т.д.
Одним из наиболее распространенных в практике критериев оценки транспортного обслуживания населения являются затраты времени на передвижение. Тогда в общем виде задачу построения оптимальной схемы маршрутов можно сформулировать следующим образом.
Необходимо определить такую схему маршрутов, чтобы суммарные затраты времени всеми пассажирами на перемещение были минимальными.
При этом на решение могут быть наложены следующие ограничения:
использование вместимости подвижного состава, работающего на маршруте, должно быть не ниже заданного коэффициента;
протяженность маршрута должна быть не меньше минимальной и не больше максимальной длины, которая заранее задается;
маршруты не должны начинаться и заканчиваться в тех узлах, которые не могут быть использованы для организации конечных пунктов маршрутов, и другие.
Таким образом, целевая функция (F) будет выглядеть следующим образом:
Исходя из вышеописанной формулировки задачи выбора оптимальной схемы маршрутов по критерию минимального суммарного времени, затраченного всеми пассажирами на следование, для ее решения необходимы следующие основные исходные данные.
1. Карта города с транспортной сетью, состоящей из пунктов зарождения и погашения пассажиропотоков (транспортные зоны города) и улиц, соединяющих эти пункты, по которым возможно движение подвижного состава. На транспортном графе указываются длина каждого его звена и время следования подвижного состава по этим звеньям, с учетом задаваемой эксплуатационной скорости по каждому звену транспортного графа.
2. Пассажиропотоки между всеми пунктами (зонами) города, которые целесообразно определять на основе анкетного обследования пассажиропотоков, что позволяет при обработке анкет определить соответствующие микрорайоны начала и окончания поездок пассажиров. Наиболее целесообразно маршрутную схему разрабатывать на основе трудовых и других поездок в часы «пик». Таким образом, обследование также целесообразно проводить в указанное время.
3. Интервал движения подвижного состава на маршрутах.
4. Задаваемые вершины начала и окончания маршрутов, а также минимальная или максимальная протяженность маршрутов.
Число возможных вариантов построения схемы маршрутов выражается очень большой величиной, и наилучшее решение находится между двумя крайними вариантами.
Таким образом, необходимо выбрать определенную комбинацию маршрутов, которая обеспечивала бы минимальные суммарные затраты времени пассажиров на поездки.
В этом случае методика оптимизации маршрутной сети будет состоять из следующей последовательности действий:
1. Формирование транспортного графа, с указанием кратчайших расстояний между всеми смежными вершинами.
2. Формирование матрицы пассажирских корреспонденций (таблицы перемещения пассажиров), включая трудовые, учебные и культурно-бытовые поездки, которая строится для наиболее загруженного периода времени.
3. Формирование матрицы кратчайших (по времени) путей между вершинами графа. Матрица формируется на основании матрицы кратчайших расстояний между центрами транспортных зон и заданной, для каждого звена графа, эксплуатационной скорости движения подвижного состава.
4. Построение картограммы пассажиропотоков, которая строится на основании матрицы пассажирских корреспонденций (таблицы перемещения пассажиров) и матрицы кратчайших (по времени) путей между вершинами графа.
5. Назначение маршрутов движения подвижного состава (формирование маршрутной сети) по картограмме пассажиропотоков.
6. Перераспределение пассажиропотоков по назначенным маршрутам движения подвижного состава, путем перебора звеньев маршрута. В случае прохождения нескольких маршрутов по звену, пассажиропоток на этом звене распределяется пропорционально между маршрутами, проходящими по этому звену.
7. Для назначенных маршрутов движения подвижного состава (сформированной маршрутной сети) с учетом перераспределения пассажиропотоков производится расчет целевой функции:
8. Для назначенных маршрутов движения подвижного состава (сформированной маршрутной сети):
Определяется расчетная вместимость подвижного состава транспорта общего пользования на каждом маршруте (qрасч):
qрасч = Qij max x I,
Производится сравнение расчетной вместимости с максимальной вместимостью подвижного состава (qвм max) из существующих классов подвижного состава (по вместимости). В случае превышения расчетной вместимости над максимальной, расчетная вместимость приравнивается к максимальной и на основании последней рассчитывается новый интервал движения подвижного состава (Iн).
— средняя плотность маршрутной сети, км-1;
Мероприятия по снижению затрат времени на пешие передвижения пассажиров должны быть направлены на обеспечение нормативной плотности маршрутной сети с учетом планировки и застройки городской территории, на рационализацию размещения остановочных пунктов на маршрутах, организацию специальных маршрутов для подвоза пассажиров непосредственно к местам массового приложения труда.
При установлении и планировании доступности маршрутной сети для пассажиров следует учитывать, что многие из пассажиров совершают в пути пересадки. По сути, каждая пересадка означает, что в большинстве случаев пассажир совершает пешее передвижение между остановочными пунктами соответствующих маршрутов (видов транспорта). Поэтому планирование маршрутной системы должно предусматривать надлежащую организацию пересадок пассажиров.
Коэффициент пересадочности показывает среднее число пересадок, приходящееся на одну поездку «от двери до двери».
В городах со значительным числом транспортных микрорайонов практически невозможно организовать беспересадочное сообщение, поскольку число возможных маршрутов резко возрастает. Более компактная застройка городской территории способствует снижению пересадочности. Коэффициент пересадочности (Кп) возрастает при увеличении числа населения (людности) (Nнас) города в связи с быстрым ростом числа возможных транспортных связей и для средних условий может быть приближенно установлен по следующей корреляционной зависимости:
Кп = lп · Nнас / (4,77 + 0,000154 · Nнас). (3.4)
Для городов с различными видами городского пассажирского транспорта общего пользования коэффициент пересадочности определяют с учетом всех видов транспорта. При отсутствии конкретных данных ориентировочно:
Более высокие (на 10% и более) значения Кп свидетельствуют о недостаточном уровне организации маршрутной сети.
Помимо коэффициента пересадочности Кп, учитывается максимальное число пересадок, с которым обеспечивается транспортная связь между самыми «неудобными» транспортными микрорайонами. Как правило, число пересадок не должно превышать одной. Пересадочность уменьшается при оптимизации маршрутной системы, рациональном расположении магистральных улиц, введении скоростного и экспрессного сообщений.
Общие затраты времени на поездку складываются из следующих элементов затрат времени:
пешеходные передвижения от места начала транспортного передвижения к остановочному пункту посадки пассажира в транспортное средство и от остановочного пункта прибытия до цели транспортного передвижения (пешеходные подходы). Эти передвижения являются базовыми при оценке доступности маршрутной сети для пассажиров. Вместе с этим, как показано далее в настоящем подразделе отчета, на пешеходные передвижения пассажира влияют опосредованно и другие элементы поездки;
ожидание посадки в транспортное средство;
следование в транспортном средстве по маршруту;
Беспересадочные сообщения возможны лишь в малых городах, преимущественно возникших на узле дорог, когда число транспортных связей невелико.
Между отдельными элементами затрат времени на поездку, как было указано выше, существуют определенные взаимосвязи.
— с одной стороны, при увеличении средней длины перегона на маршруте сокращается число остановочных пунктов, вследствие чего увеличивается скорость сообщения. Это приводит к уменьшению общих затрат времени на поездку за счет элемента «следование по маршруту»;
— с другой стороны, при увеличении длины перегона возрастают затраты времени на пешеходные подходы пассажиров к остановочным пунктам на маршруте, что вызывает увеличение общих затрат времени на поездку за счет элемента «пешеходные передвижения».
В настоящих условиях перевозчики вынуждены исходить, прежде всего, из собственных экономических интересов. Поэтому практическое значение имеет установление рациональной средней длины перегона на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования по критерию минимума приведенных издержек перевозчика. С увеличением длины перегона расходы на пробег сокращаются, но наблюдается также отток наиболее выгодных для перевозчика короткоследующих пассажиров. Поэтому рассматриваемая задача может ставиться и решаться как оптимизационная.
Расчеты показали, что экономически эффективная для перевозчика длина перегона составляет около 600 м.
Рациональную плотность транспортной сети, то есть протяженность транспортных линий, приходящихся на 1 км2 селитебной площади города, определяют с учетом минимальных градостроительных нормативов. При этом естественным ограничением выступает сложившаяся плотность улично-дорожной сети города и его отдельных районов. Рациональная плотность транспортной сети для крупных городов составляет 200. 300 м, причем в центральной части городов она может быть увеличена до 400. 600 м. Для малых городов и поселков городского типа плотность транспортной сети может быть менее 200 м.
Следует учитывать, что одновременно с увеличением средней длины перегона при прочих равных условиях сокращаются затраты времени на ожидание посадки. Это происходит вследствие уменьшения времени оборотного рейса на маршруте. При нерегулярном движении транспортных средств за время больших интервалов между соседними выходами на остановочных пунктах накапливается число пассажиров, превышающее расчетную величину. В результате увеличивается время на совершение пассажирообмена, что приводит к снижению скорости сообщения и увеличению затрат времени пассажира на следование по маршруту.
Взаимное влияние различных элементов затрат времени на поездку и их связи с прочими показателями качества обслуживания пассажиров схематически отображены на рисунке 3.1. Эти связи необходимо учитывать при внедрении мероприятий по сокращению затрат времени пассажиров на транспортные передвижения и при определении результатов этого внедрения.
Рисунок 3.1. Формирование затрат времени на поездку
с учетом взаимного влияния элементов этих затрат
Затраты времени на пешеходные передвижения к остановочным пунктам городского пассажирского транспорта и от них целиком определяются удаленностью этих пунктов от мест начала и окончания передвижения пассажира, поскольку средняя скорость пешехода не может быть изменена. С учетом планировки улиц и внутриквартальных проходов путь пассажира будет отклоняться от прямой линии, однако независимо от реальной конфигурации пути пешеходного подхода расстояние, проходимое пассажиром, геометрически можно разложить на две составляющие (рисунок 3.2):
— перемещение из глубины квартала к улице, по которой проходит маршрут (lx);
— перемещение вдоль этой улицы к ближайшему остановочному пункту маршрута (ly).
Рисунок 3.2. Схема передвижения пассажиров
к остановочному пункту:
Стрелками показан путь передвижения:
Штрихпунктирная линия делит рассматриваемый
перегон маршрута пополам
После выхода на транспортную магистраль пассажир должен направиться к ближайшему остановочному пункту (направо или налево согласно эскизу на рисунке 3.2).
Таким образом, максимальный путь, преодолеваемый пассажиром вдоль трассы маршрута (ly), составляет:
В среднем пассажир проходит вдоль трассы маршрута расстояние ly:2 = lп:4 км. Общие затраты времени на пешеходное передвижение (Tпх) в один конец составляют:
Сокращать затраты времени пассажиров на пешеходные подходы можно за счет изменения плотности маршрутной сети и частоты расположения на ней остановочных пунктов транспорта общего пользования, однако возможности значительного изменения этих параметров практически отсутствуют.
Средняя дальность пешеходных передвижений может быть определена по модели расселения, представленной на рисунке 3.3. Окружность радиусом R = 500 м соответствует предельной по дальности зоне тяготения остановочного пункта, расположенного в ее центре O.
Рисунок 3.3. Модель расселения относительно места расположения остановочного пункта (точка O)
Полагая, что число пассажиров прямо пропорционально соответствующей части площади рассматриваемой круговой зоны тяготения остановочного пункта, примем во внимание, что среднее расстояние подхода к остановочному пункту можно определить из следующего условия:
Такое условие устанавливает, что число пассажиров, проживающих в пределах удаления от остановочного пункта, равного радиусу rср., должно быть равно числу пассажиров, проживающих далее указанного радиуса. Из предыдущего уравнения следует, что:
V. Снижение уровня дублирования маршрутной сети.
При проектировании маршрутных сетей необходимо тщательно анализировать направления пассажиропотоков (корреспонденций) для достижения оптимального баланса между простотой маршрутной системы и минимизации количества пересадок исходя из принципа организации минимально возможного количества маршрутов.
В том случае, если центр транспортного притяжения не имеет прилегающей зоны плотной застройки, целесообразно расписание движения местной маршрутной сети привязывать к расписанию внешних маршрутов автобусов или железнодорожного транспорта. Это позволяет существенно сократить время пересадки пассажиров.
В целом для малых городов рекомендуются следующие основные принципы построения маршрутных систем:
использование в основном маятниковых маршрутов, начинающихся в центре транспортного притяжения;
расписание движения согласовывается между маршрутами;
частота движения не снижается в выходные дни;
остановочные пункты должны быть освещены и оснащены информационными материалами о работе пассажирского транспорта общего пользования;
использование комфортабельного подвижного состава с вместимостью, соответствующей спросу.
Современные методы проектирования должны быть ориентированы на конечного потребителя транспортных услуг. Это обеспечивает привлекательность транспорта общего пользования и удобство его использования для населения. При проектировании маршрутной сети, ориентированной на потребителя, можно выделить 5 основных задач, результаты решения которых необходимо увязать между собой:
1. Интересы потребителя: минимальное время поездки и число пересадок, высокая частота движения и доступность остановочных пунктов, надежность и безопасность обслуживания, комфортабельность, экологичность, вежливый персонал, низкие тарифы, охват маршрутной сетью всей территории региона.
2. Региональная целесообразность: низкие инфраструктурные затраты, снижение интенсивности движения, улучшение экологии, экономическое развитие и имидж региона.
3. Выбор технологических решений: предложения производителей, предпочтения и возможности транспортных операторов, инфраструктурные ограничения, уровень перспективности и инноваций.
4. Бюджетные возможности: финансовые ограничения инвестиционных и эксплуатационных затрат, возможности повышения тарифов и (или) снижения частоты движения.
5. Принятие решения: технические и технологические решения на основе предпочтений потребителей с учетом экономических возможностей региона.
VI. Размещение остановочных пунктов маршрутов регулярных перевозок
Эти противоречия особенно проявляются в зоне пересечения магистральных улиц, где необходимы остановочные пункты в связи с интенсивными потоками людей по каждой из магистралей, а также с пересадками их с одного маршрута на другой.
Основные условия, которые должны по возможности обеспечиваться при выборе места остановочного пункта:
расположение в узлах пешеходных потоков для максимизации пассажирооборота;
сокращение расстояния пешеходного подхода к основным объектам тяготения;
сокращение времени пересадки;
гарантия безопасности движения основного потока людей, пользующихся данным маршрутом транспорта;
создание минимальных помех для преобладающих направлений транспортных потоков.
Следовательно, правильный выбор мест для остановочных пунктов может быть сделан лишь на основе изучения характера преобладающих пешеходных и транспортных потоков и расположения объектов тяготения.
При наличии многорядного движения для безрельсового маршрутного пассажирского транспорта большую безопасность пассажиров, направляющихся на переход, обеспечивает остановочный пункт, расположенный за пересечением улиц и пешеходным переходом. Однако при наличии мощного объекта тяготения, например, торгового центра, станции метрополитена, более целесообразным будет расположение остановочного пункта, обеспечивающего к нему доступ пассажиров без пересечения улиц.
Если на магистрали устроены пешеходные переходы в разных уровнях, остановочные пункты должны быть максимально приближены к ним и сообщаться достаточным по ширине тротуаром. При этом во избежание выхода людей на проезжую часть дороги, на подходах к остановочному пункту необходимо устанавливать ограждения.
Общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения определяет стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах».
Длина посадочной площадки (зоны тротуара, занимаемой остановочным пунктом) должна соответствовать преобладающему типу эксплуатируемых транспортных средств и частоте их движения.
VII. Организация приоритетного движения пассажирского транспорта общего пользования
При увеличении интенсивности транспортных потоков задача повышения скорости, регулярности движения и безопасности пассажирского транспорта общего пользования становится особенно актуальной и вместе с тем трудноразрешимой. Ее решение требует предоставления приоритета в движении пассажирского транспорта общего пользования.
Такие преимущества обеспечиваются:
— соответствующими положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, предусмотренными ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 52282-2004 специальными знаками и средствами светофорного регулирования;
ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования».
ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний».
— обеспечением первоочередного проезда регулируемых пересечений специальными методами организации дорожного движения и введением приоритета в цикле светофорного регулирования на пересечениях;
— введением отдельных ограничений для остальных транспортных средств на улицах, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта общего пользования;
— выделением полосы приоритетного движения пассажирского транспорта общего пользования, по которой запрещается движение остальных видов транспортных средств.
Реализация мероприятий, обеспечивающих приоритет пассажирского транспорта общего пользования, позволяет получить как бюджетный, так и социально-экономический эффект для пассажиров. Величина обоих эффектов зависит от степени повышения скорости движения маршрутного транспорта.
В зависимости от степени повышения скорости движения бюджетный эффект будет связан с сокращением необходимого количества транспортных средств при тех же параметрах транспортного обслуживания населения, что вызывает снижение потребности как в инвестициях, так и в эксплуатационных расходах.
Рекомендуемыми параметрами рассмотрения мероприятий по организации приоритетного движения пассажирского транспорта общего пользования являются:
к Методическим рекомендациям
ПО РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕГО РАСПИСАНИЯ (В РАЗРЕЗЕ ОСТАНОВОЧНЫХ
ПУНКТОВ) ПО МАРШРУТНОЙ СЕТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ
В НЕОБХОДИМОМ ВИДЕ И КОЛИЧЕСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НА КАЖДОМ МАРШРУТЕ
Согласование расписаний движения транспортных средств и времени работы объектов транспортной инфраструктуры может проводиться в следующих формах за счет согласования:
3) расписаний движения на остановочных пунктах двух и более маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования;
4) расписаний движения на маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении и в междугородном сообщении.
Согласование расписаний движения городского пассажирского транспорта общего пользования с работой других видов пассажирского транспорта общего пользования (железнодорожный транспорт, гражданская авиация, водный транспорт) и с работой автобусов на пригородных и междугородных маршрутах, как и согласование расписаний движения городского пассажирского транспорта общего пользования с работой объектов транспортной инфраструктуры и крупных пунктов массового пассажирообразования и пассажиропоглощения, выполняется на основании учета данных о времени начала и окончания работы указанных видов транспорта и объектов.
Согласование расписания движения на двух и более маршрутах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования целесообразно производить при условиях:
наличия на маршрутах достаточно протяженного совместного участка трассы (таблица 4.1);
Первое условие является основным и означает, что соответствующее количество пассажиров должны следовать в пределах совместного участка маршрутной сети (то есть, эти пассажиры должны садиться в транспортные средства и выходить из их на остановочных пунктах, расположенных в пределах рассматриваемого совместного участка маршрутной сети).