какие глобальные проекты вам известны
7 самых масштабных в истории научных проектов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большой адронный коллайдер
В мире физики ходит шутка: «Раз в несколько миллионов лет физики на какой-нибудь планете собираются и строят Большой адронный коллейдер». В ней высмеивается информация из желтой прессы, согласно которой запуск данного объекта может привести к возникновению Черной дыры и уничтожению Земли.
Конечно, ничего подобного случиться не может. Зато такие слухи привлекли внимание широкой общественности к крупнейшей в мире экспериментальной установке, строительство которой началось в 2001 году.
Большой адронный коллайдер представляет собой огромный ускоритель заряженных частиц. Длина его основного кольца составляет 26659 метров. А в создании данного объекта и работе с ним уже задействовано более 10 тысяч ученых и инженеров из ста с лишним стран мира. Стоимость строительства БАК исчисляется 10 миллиардами американских долларов.
Задачи, которые стоят перед этим коллайдером, огромны. Но основной из них считают поиск бозона Хиггса – элементарной частицы, которую также называют «частицей Бога».
Международный экспериментальный термоядерный реактор
Термоядерная энергия в будущем может стать основной мировой энергетики. Однако до сих пор никому не удалось построить стабильный реактор, который можно было бы использовать в коммерческих целях. Но подобный объект, как ожидается, будет закончен уже в 2020 году.
Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) был заложен в 2007 году на юге Франции в шестидесяти километрах от Марселя. Строительство данного объекта первоначально планировалось закончить к 2016, но сейчас эти сроки сдвинуты до 2020. Общая смета проекта уже превышает 15 миллиардов евро.
Над проектом трудятся ученые и инженеры из ЕС (сообщество выступает как единое целое), Китая, США, России, Индии, Японии, Южной Кореи и Казахстана.
Хранилище Судного дня
Ученые, в отличие от большинства политиков, умеют думать не только о настоящем, но и о будущем. А потому они пытаются предугадать разнообразное развитие различных событий, в том числе, и собственных действий. Чтобы обезопасить потомков от продовольственного кризиса, они создали на архипелаге Шпицберген необычный склад, который в обиходе называют громким именем Хранилище Судного дня.
Внутри Хранилища Судного дня находятся миллионы тонн семян тысяч плодоносных сортов. Они лежат там в целости и сохранности не для того, чтобы однажды быть съеденными. Это бесценный запас генофонда, на основе которого в случае необратимых катастрофических событий можно будет восстановить утраченные виды растений или развивать новые.
Проект Человеческий Геном
Нет более близкого в мире для человека существа, чем сам человек. И пусть мы далеко не все знаем про самих себя, но фундаментальная наука всячески старается приблизиться к полному пониманию жизни как таковой.
Одним из самых масштабных исследований в этом направлении стал проект «Человеческий геном», стартовавший в 1990 году под руководством Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США. Ученые поставили перед собой цель полностью расшифровать геном человека, состоящий из 20-25 тысяч генов.
Основная работа по этому проекту закончилась в 2003 году, однако до сих пор идет дополнительный анализ некоторых участков человеческого генома.
Помимо чисто научных целей, данный проект имеет также множество прикладных возможностей. К примеру, полная расшифровка человеческого генома позволяет разрабатывать куда более эффективные медикаменты.
Перепись населения океана
Человечество неплохо знает сухопутную часть нашей планеты, однако весьма посредственно разбирается в том, что происходит под водой. Чтобы исправить этот перекос, научное сообщество дало в 2000 году старт масштабному проекту с названием Перепись населения океана (Census of Marine Life).
В начале реализации проекта учеными было поставлено три базовых вопроса:
Кто жил в океане?
Кто живет в океане?
Кто будет жить в океане?
Ответы на эти вопросы тысячи специалистов искали по всей планете в течение десяти лет в рамках более чем пятисот научных экспедиций. В результате была создана огромная база, состоящая из подробного описания ста двадцати с лишним тысяч видов океанских существ.
При этом в рамках исследований были впервые обнаружены более шести тысяч новых видов морских живых организмов.
Международная космическая станция
Международная космическая станция на данный момент является самым масштабным и самым дорогим в истории научным проектом. Ее общая стоимость уже превысила 100 миллиардов долларов.
Эксплуатация МКС началась 20 ноября 1998 года, когда на орбиту был выведен первый ее модуль – грузовой блок «Заря». Сейчас же она состоит из тринадцати элементов, которые принадлежат России, США, ЕС и Японии. Также в программе МКС участвуют Бразилия, Канада и Швейцария.
Международная космическая станция – это огромная орбитальная научная лаборатория, в которой проводятся эксперименты, требующих наличия уникальных условий космического полета: микрогравитации, вакуума и излучений, не ослабленных земной атмосферой.
Одновременно на МКС может жить максимум шесть космонавтов.
Беспилотная экспедиция на комету Чурюмова-Герасименко
В ноябре 2014 года случилось уникальное в истории исследований Человеком Космоса событие. Впервые созданный на Земле аппарат приземлился на комету и прислал оттуда научные данные.
Космический зонд Розетта был отправлен к комете Чурюмова-Герасименко еще в 2004 году. Весной 2014 года он приблизился к небесному объекту, летом собирал картографические данные о нем, а в ноябре состоялась посадка на поверхность планеты управляемого дистанционно аппарата Филы.
В течение четырех дней Филы исследовал комету при помощи множества приборов, передавая при этом информацию на Землю. Исчерпав запас энергии, аппарат отключился, чтобы в перспективе заработать снова, когда солнечные панели немного наполнят электричеством его аккумуляторы.
Посадка космического аппарата Филы на комету Чурюмова-Герасименко стала одним из 10 самых значимых научных событий 2014 года и одним из самых масштабных проектов в истории науки вообще.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
25 самых впечатляющих мегапроектов в мире
Самые большие и самые смелые проекты на планете.
В наши дни небоскребы тянутся к новым рекордам высоты. Огромные туннели соединяют новые транспортные узлы, а невероятные мосты растягиваются на огромные расстояния. Прогресс не стоит на месте. Все вокруг развивается в два раза быстрее, чем когда-либо. Во всем мире в настоящее время завершены многие гигантские инженерные и инфраструктурные проекты, а где-то невероятные проекты только готовятся к сдаче. Мы проанализировали большинство самых известных и значимых мировых проектов, отобрав для вас лучшие. В нашем обзоре представлены, как законченные объекты, которые были сданы за последние 3 года, так и те проекты, которые еще не завершены. Вы увидите потрясающие плотины, невероятные здания, огромные машины и многое другое.
Расширение Панамского канала, Панама
Панамский канал давно уже выполняет для всего мира важную роль. Напомним, что канал начал действовать в 1914 году, но на протяжении столетней истории вместе с техническим прогрессом менялись и размеры морских кораблей. В связи с этим ширина Панамского канала перестала удовлетворять современным требованиям безопасности и скорости прохода кораблей.
Именно поэтой причине 11 лет назад было принято решение расширить существующий Панамский канал. На протяжении этого времени для расширения канала понадобилось 4,4 миллиона кубических метров бетона. Примечательно, что помимо расширения канала строители также его и углубляют, чтобы по нему могли ходить огромные современные корабли. Проект планируется завершить в 2016 году. Длина нового расширенного участка канала будет составлять 3,8 мили (4,83 километров).
Мост Порт Манн, Ванкувер, Британская Колумбия
Плотина «Три ущелья», Китай
One World Trade Center, Нью—Йорк
Это самое высокое здание в Западном полушарии. Его высота составляет 541 метр. Строение расположено в Нью-Йорке. Внутри небоскрёба создан гигантский металлический каркас, который обеспечивает зданию устойчивость, прочность и безопасность.
Подвесной мост Айчжай, Китай
Это не только самый высокий в мире подвесной мост, но и самый длинный. Сооружение расположено в Китае, которое соединяет два туннеля распложенных по обе стороны горного каньона. Мост был открыт в 2012 году. Длина объекта составляет 1175 метров.
Туннель Мармарей, Турция
Чтобы построить этот подводный туннель под проливом Босфор, понадобилось 9 лет и 4,5 миллиарда долларов. Новая железнодорожная линия через туннель была открыта в 2013 году. Самый глубокий участок сооружения залегает на глубине 60 метров от поверхности залива.
Длина подводного участка ж/д линии составляет 1,4 километра.
FFR Grand Stade, Париж
В Париже будет построен гигантский регбийный стадион, который будет вмещать в себя 82 тыс. зрителей. После завершения строительства этот объект станет крупнейшим спортивным сооружением в Европе. Кроме того, здесь же, помимо самого стадиона в Париже, будет построен крупнейший развлекательный центр. По задумкам архитекторов крыша стадиона будет выдвижной.
Продолжается расширение и строительство промышленного города Джубайль, который расположен в Саудовской Аравии в пустыне. Проект по расширению населенного пункта разбит на четыре фазы. Общая стоимость инвестиций составляет 11 млрд. долларов.
Так, на 12,874 квадратных километрах будет построено восемь блоков промышленных предприятий, где четыре блока нефтехимических заводов, три квартала для поддержки работы промышленности в городе, четыре блока заводов по производству алюминия, а остальное цеха с плавильными печами.
Данная стоимость в 11 млрд. долларов не включает в себя подготовку территории в пустыни, а также строительство туннелей, дорог, освещения и использования морской воды для ежедневного охлаждения.
Мост Liuchonghe, Китай
Срок строительства: Нет данных.
Стоимость: Нет данных.
Мост был открыт в 2013 году. Длина объекта составляет 437 метров. Это второй по величине вантовый мост в мире, который поднимается над рекой Liuchonghe на высоту в 335 метров.
Лондон Кроссрейл, Лондон
Лондон продолжает расти под землей. Восемь туннелепроходных машин недавно проложили 42 километра туннелей для новой линии метро, которая соединит 40 старых станций. Кроме того, на этой ветке Лондонского метрополитена появится 10 новых станций.
Хайдарабад метро Железнодорожный, Индия
Мост Гонконг-Чжухай-Макао, Китай
В Китае ведется строительство невероятного мегапроекта, который включает в себя систему мостовых и подводных туннельных сооружений между материком Китайского государства и несколькими искусственными островами. Общая длина мостов и туннелей составляет 26 километров. Длина подводных туннелей составит 6,5 километров.
Отель Songjiang, Китай
Срок строительства: 2 года.
Стоимость: $ 538 млн. долларов.
За пределами Шанхая в 328-метровом карьере построен 19-ти этажный отель, ключевой особенностью которого является водопад, расположенный посередине главного здания гостиницы. Примечательно, что первые два этажа отеля расположены полностью под водой.
Русский мост, Россия
Средняя длина металлических струн составляет 350 метров.
Etihad Rail, Объединенные Арабские Эмираты
В скором времени будет открыта новая сеть железнодорожных линий, которые свяжут Саудовскую Аравию с Катаром, Оманом, Бахрейном и Кувейтом. Общая протяженность первых линий дорог составит 1198 километров.
Аль Мактум, Международный аэропорт Дубая
Срок строительства: По планам- 20 лет.
Стоимость: $ 31 млрд. долларов.
Когда в 2010 году в Дубае был открыт один из самых роскошных аэропортов в мире, большинство людей склонны были думать, что на этом все и закончится. Но в конечном итоге аэропорт получил еще 32 миллиарда долларов США инвестиций, на свое дальнейшее развитие. Первая очередь расширения будет длиться 8 лет, что позволит увеличить пассажиропоток до 220 миллионов человек в год. На более чем 33 квадратных километрах площади разместятся 100 самолетов Airbus A380.
Пекин Дасин, Международный аэропорт, Китай
Это будет крупнейший в мире терминал аэропорта, разработанный архитектором Заха Хадидом. После сдачи объекта аэропорт будет способен принять 100 млн. пассажиров в год. Аэропорт будет иметь семь взлетно-посадочных полос. Первый этап строительства аэропорта планируется завершить в 2018 году. Остальные этапы строительства будут продолжаться до 2025 года.
Гигантский проходческий щит «Берта», Сиэтл
Это самый глобальный проект по ремонту огромной землеройной машины, которая вышла из строя в 2013 году, во время прохода под землей очередного участка. По некоторым данным на ремонт машины понадобится около 80 млн. долларов США.
Это самая большая в мире землепроходческая щитовая установка, размером с пятиэтажный дом. Диаметр машины составляет 17,5 метров. Вес этого гиганта составит 7000 тонн, длина машины- 100 метров. По некоторым данным ремонт техники закончится уже этой осенью.
Глобальный центр «Новый Век», Китай
Срок строительства: 3 года.
Стоимость: Нет данных.
Стадион команды «Атлантские Соколы», Атланта
В наши дни любой новый стадион по мнению самих архитекторов и инженеров, должен обязательно иметь выдвигаемую крышу. Именно такую крышу имеет новый стадион спортивной команды «Атлантские Соколы». На строительство этого объекта будет затрачено 1,2 миллиарда долларов США.
Обратите ваше внимание на необычную конструкцию здания, которое напоминает 8 лепестков. Примечательно, что крыша стадиона будет сделана из полупрозрачных материалов, что позволит попадать на арену естественному дневному свету.
Так же стоит отметить, что благодаря новой технологии крыша может полностью сдвигаться всего за 8 минут. Открытие стадиона запланировано на 2017 год.
Шанхайская башня, Китай
Строительство здания уже завершено. В настоящий момент на объекте ведутся отделочные работы. В итоге это здание стало третьем по высоте из всех свободно стоящих сооружений в мире. Высота небоскреба составляет 632 метра (до шпиля).
Bay Bridge Eastern Span, Сан-Франциско Окленд
Общая длина висячего моста составляет 3,5 километров. Ширина- 78,4 метра.
Самый длинный наплавной мост в мире, Сиэтл
Когда бетон плавает в воде, это завораживает. Особенно когда речь идет о самом длинном в мире плавучем мостовом сооружении, длина которого составляет 2286 метров. В настоящий момент ведется реконструкция моста. Движение по мосту откроется весной 2016 года. Мост соединяет города Сиэтл и Медину через озеро Вашингтон.
Телевизионная башня Skytree, Токио
Это самая высокая в мире телебашня. Ее высота составляет 634 метра (до шпиля).
Серебряная линия, Вашингтон, округ Колумбия
В Вашингтоне появилась новая «Серебряная линия» метро. Новая линия добавила 18 километров новых путей и пять новых станций. С открытием новой линии в 2014 году завершился первый этап строительства новых линий метро. Начиная с 2014 года начался второй этап строительства, который добавит еще 17 километров пути новых линий и шесть новых станций.
Это один из самых сложных проектов строительства метро в мире за последние 10 лет, поскольку инженерам пришлось планировать и строить новую линию метро среди уже развитого района города.
Глобальные проекты
Глобальными проектами называют крупные инженерные проекты, имеющие целью преобразование природы отдельных частей нашей планеты для достижения большого экономического эффекта. Большинство известных проектов такого рода связано либо с Мировым океаном, либо с преобразованием речных систем, либо с транспортным строительством в особо крупных масштабах.
Среди глобальных проектов, касающихся Мирового океана, преобладают проекты сооружения гигантских плотин в морских проливах и использования морских течений.
Еще в начале XX в. инженер Г. Зергель выдвинул совершенно фантастический по тем временам проект сооружения в Гибралтарском проливе плотины длиной 29 км и высотой 200 м. Поскольку уровень Средиземного моря поддерживается главным образом благодаря притоку вод из Атлантики, через некоторое время он неизбежно снизился бы. Образовавшуюся разницу в уровнях Зергель предлагал использовать для строительства двух электростанций общей мощностью 120 млн кВт (рис. 165). Существуют также проекты сооружения плотин в проливе Дарданеллы, чтобы прекратить доступ воды в Средиземное море из Черного моря, в Мессинском и Тунисском (Сицилийском) проливах.
Рис. 165. Схема плотины в Гибралтарском проливе, предложенная инженером Г. Зергелем
Существует несколько проектов сооружения плотин и в азиатских проливах. Среди них плотина в Баб-эль-Мандебском проливе на стыке с Африкой, которая понизила бы уровень Красного моря и при помощи перепада воды позволила бы достичь электроэнергетической мощности в 30 млн кВт. Или серия плотин в пределах Японского моря – в проливах Лаперуза, Цугару, Симоносекском, имеющая целью задержать в этом море теплое течение Куросио, попадающее в него через Корейский пролив.
Однако самые грандиозные проекты плотин связаны с Беринговым проливом. Еще в середине XX в. советский инженер П. М. Борисов предложил перегородить плотиной этот пролив, имеющий наименьшую ширину 86 км и глубину 36 м. В соответствии с его проектом в теле плотины предполагалось установить мощные пропеллерные насосы, работающие на атомной энергии, для перекачки холодных вод Северного Ледовитого океана в Тихий океан. По расчетам автора проекта, эта убыль восполнялась бы притоком с запада более теплых атлантических вод, а образованное ими у берегов Сибири течение привело бы к потеплению климата во всем этом регионе. А проект другого советского инженера А. Шумилина предусматривал, что насосы в теле плотины Берингова пролива будут перекачивать в Северный Ледовитый океан также более теплые воды Тихого океана.
К этому перечню остается добавить еще проект японского инженера Кейдзо Хигуси, который предложил перегородить плотиной пролив Дрейка, отделяющий о. Огненная Земля от Антарктиды и являющийся самым широким (до 1120 км) проливом на Земле! Замысел этого проекта также заключается в том, чтобы преградить путь круговому антарктическому течению и изменить его направление.
С Мировым океаном связаны также проекты сооружения искусственных морских островов. Подобные проекты существуют в Европе – для Северного моря, в Америке – для Мексиканского залива, в Японии. В Японии разработаны также многочисленные проекты плавучих искусственных островов, на которых могли бы разместиться заводы, электростанции, установки по опреснению морской воды, получению дейтерия из тяжелой воды и, как считают, даже целые города с населением в 1–2 млн человек.
Наконец, с Мировым океаном связаны и проекты использования энергетического потенциала океанических течений, которые несут огромные массы воды: например, Гольфстрим переносит более 80 млн, а Куросио – более 50 млн м 3 в секунду. В течение года Гольфстрим переносит 250 тыс. км 3 воды, что значительно больше годового стока вод со всей поверхности суши. Океанические течения обладают огромной энергетической мощностью. Отсюда и проекты ее использования, которые в первую очередь относятся к Гольфстриму.
Так, в США разработан инженерный проект под названием «Кориолис», [109] согласно которому в водном потоке Флоридского течения, проходящего между Флоридой и Багамскими островами, должны быть установлены и закреплены якорями 200 труб очень большого диаметра с заключенными в них мощными гидротурбинами. Расположенные на глубине от 30 до 120 м и на расстоянии 20 км друг от друга, эти турбины позволили бы использовать всего 4 % дармовой энергии Гольфстрима, но и она, по-видимому, превысила бы 25 млн кВт. Однако в середине 1990-х гг. в США был разработан другой проект использования энергии Гольфстрима, гораздо более реалистичный. Он связан с изобретением новой турбины особой конструкции, небольшой по размерам (диаметр 1 м, масса 35 кг), лопасти которой могут вращаться со скоростью, в два-три раза превышающей скорость самого водного потока. Энергетическое оборудование такой станции мощностью 136 тыс. кВт должно состоять из 50 тыс. турбин, которые вместе с необходимым количеством электрогенераторов монтируются на вертикальных валах и устанавливаются на заякоренной платформе, собираемой из готовых секций. Платформа должна быть погружена на безопасную для прохода судов глубину. Сооружение первой такой станции намечается у побережья Флориды.
Американские специалисты разработали также проект поворота Гольфстрима к северу, что позволило бы изменить к лучшему климат восточного побережья Северной Америки. Аналогичные проекты существуют и в отношении теплого сезонного поверхностного течения Эль-Ниньо, которое эпизодически образуется в восточной части Тихого океана.
Наряду с Мировым океаном многие крупные инженерные проекты касаются и преобразования речных систем. Они относятся прежде всего к Африке и Латинской Америке. При этом речь идет, по существу, о создании огромных внутренних искусственных морей.
Рис. 166. Вариант проекта комплексной реконструкции гидрографической сети Африки (по Ю. Н. Гладкому)
Второй африканский гидротехнический проект, меньшего масштаба, связан с созданием еще одного внутреннего озера на месте впадины Каттара в северной части Египта. Эта впадина имеет овальную форму, тянется на 300 км по большой и на 200 км по малой оси и не имеет стока (рис 167). Словом, это район без воды и без жизни, занимающий территорию, сравнимую с территорией среднего европейского государства. Такое расположение впадины Каттара давно уже привлекало внимание ученых. Еще в начале XX в. известный немецкий геолог и геоморфолог Вальтер Пенк предложил провести в нее канал от Средиземного моря и, используя разницу уровней, построить здесь крупную гидростанцию. В дальнейшем этот проект получил более детальную разработку с расчетом на проведение направленных атомных взрывов в районе Эль-Аламейна (где в 1942 г. произошло одно из самых крупных сражений Второй мировой войны), строительство ГЭС и других сооружений. Но до его осуществления дело так и не дошло главным образом по причине недостатка средств.
Рис. 167. Положение впадины Каттара в Египте (по Ф. Патури)
В Южной Америке существует план бразильского инженера P. Панеро, предусматривающий сооружение железобетонной плотины на Амазонке и создание большого внутреннего озера в самом центре материка. Вместе с гидростанциями на нескольких притоках Амазонки эта энергетическая система могла бы достигнуть мощности 75 млн кВт. А другой проект предусматривает при помощи сложной системы каналов, плотин и водохранилищ соединить верхние течения Амазонки, Ориноко и Параны, создав тем самым трансконтинентальный водный путь длиной 8,5 тыс. км.
Рис. 168. Евразийские транспортные коридоры XXI в. (по В. А. Дергачеву)
Несколько очень крупных новых проектов, которые также можно отнести к категории глобальных, связаны с международными транспортными коридорами (МТК). По определению В. А. Дергачева, так следует называть коридоры, концентрирующие на главных направлениях как транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный), так и телекоммуникации. На пересечении таких МТК, представляющих собой полимагистрали, обычно формируются транспортные узлы, которые в условиях льготного режима должны обеспечивать разнообразие предоставляемых услуг и их высокое качество. Они должны также способствовать дальнейшему развитию торгового и культурного обмена между странами. Основные транспортные коридоры в наши дни проектируют на самом большом материке – Евразии (рис. 168). Два из них – один широтный и один меридиональный – имеют наибольшее значение и вызывают особый интерес.
Во-первых, это проект ТРАСЕКА («Транспортная система Европа – Кавказ – Азия»), который часто именуют также новым Великим шелковым путем. [110] Когда в 1993 г. в Брюсселе по инициативе Европейского союза было объявлено об учреждении программы ТРАСЕКА с участием восьми государств Кавказа и Средней Азии, многие рассматривали этот акт скорее как политический. Но в 1998 г. на международной конференции в Баку он принял гораздо более реалистические очертания. В Баку было подписано соглашение о международном транспортном коридоре Европа – Азия, который в будущем может оказать немалое воздействие на международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта.
Основная магистраль ТРАСЕКА пройдет от Стамбула до Пекина с ответвлениями на Афганистан и Индию. Создание ее уже фактически началось: построен важный соединительный железнодорожный путь от Мары (Туркмения) до Мешхеда (Иран). Китай закончил реконструкцию магистрали от Желтого моря до границы с Казахстаном. Многие специалисты относятся к этому проекту скептически. Надо учитывать и то, что ТРАСЕКА запланирована в обход России.
Во-вторых, это проект ТКЖМ (Трансконтинентальной железнодорожной магистрали), которая в перспективе должна связать железнодорожные системы России, США, Канады, а также некоторых стран Восточной Азии. Для начала реализации этого проекта еще в 1991 г. был учрежден международный консорциум «Трансконтиненталь», в котором в качестве страны-учредителя участвует и Россия.
Согласно расчетам специалистов, для осуществления этого проекта России нужно будет достроить 6000 км двухпутной и полностью электрифицированной железной дороги. Новая магистраль пройдет от станции Тында (БАМ) до Якутска, затем от Якутска до Магадана, далее до поселка Уэлен на Чукотке. Связь с Северной Америкой должна осуществляться по туннелю под Беринговым проливом. Согласно проекту, он (как и Евротуннель) будет состоять из двух основных железнодорожных туннелей диаметром по 9 м и расположенного между ними сервисного туннеля меньшего диаметра. Длина проектируемого туннеля, включая подземную часть и подъездные пути к нему с обеих сторон, составит 92 км. Туннель свяжет магистраль с железнодорожной сетью Аляски, Канады и основной территории США, сделав ее трансконтинентальной. С юга к ней присоединятся железные дороги других стран АТР – Японии, Республики Корея, Китая. Предполагается, что затраты на осуществление этого проекта составят 50 млрд долл.
В XXI в. Европа, возможно, получит прямой выход и в Африку – через туннель под Гибралтарским проливом. Существуют также проекты Трансафриканской магистрали от Александрии до Кейптауна.
Технически большинство из этих глобальных проектов, по-видимому, может быть осуществлено. Но реализация их в ближайшем будущем вряд ли реалистична, причем прежде всего по экологическим причинам. В самом деле, ведь наряду с положительным эффектом они могли бы стать причиной необратимых изменений среды обитания людей. Так, в случае сооружения плотины в Гибралтарском проливе исчезло бы Адриатическое море, Сицилия соединилась бы с Апеннинским полуостровом, а Сардиния – с Корсикой, причем многие портовые города оказались бы вдали от морских берегов. Последствия создания искусственного теплого течения у северных берегов Сибири, Аляски и Канады, равно как и «поворота» Гольфстрима, также трудно полностью предугадать. А искусственные моря Конго и Чад в Африке привели бы к затоплению по меньшей мере 1/10 ее территории.
Россия, занимающая огромную территорию и в Европе, и в Азии, обладает самыми благоприятными возможностями для осуществления проектов нескольких международных транспортных коридоров. Помимо ТКЖМ, речь идет о других коридорах направления «Запад – Восток» (с использованием Северного морского пути, Транссибирской магистрали, выхода через Казахстан к территориям Монголии, Китая и Республики Корея), а также о коридоре «Север – Юг» в европейской части страны, который должен соединить транспортные системы России, Ирана, Индии, стран Персидского залива, а также Казахстана и Туркмении. Согласно расчетам, они могли бы ежегодно приносить прибыль в размере миллиардов долларов. Важно, что в России уже принята целевая программа «Развитие международных транспортных коридоров на период до 2010 года».
Дата добавления: 2015-02-25 ; просмотров: 897 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ