какие глаза у бога иисуса христа
Иисус Христос по внешнему виду
При большей строгости догматических понятий о лице Христа и постепенном их уяснении эти два различные до противоположности мнения о наружности Его получили несколько иную постановку и примкнули к учению о двояком состоянии Спасителя: состоянии уничижения и состоянии прославления Его. Ориген высказал о внешнем виде Христа очень оригинальный и вместе как бы примирявший прежние противоречия взгляд, будто превосходство тела Христова, – по сравнению с телами других людей, – состояло в том, что Он всем, взиравшим на Него, являлся так, как того требовало внутреннее состояние и благо каждого. И не должно удивляться, если материя, изменчивая и непостоянная по своей природе, принимала такие формы и свойства по воле Творца, что можно было сказать о Христе: Он не имеет ни вида, ни доброты, а иногда становилась славною, столь поразительною и удивления достойною, что три Апостола, бывшие на горе с Иисусом, падали на лица свои от Его величия и красоты (Contra Celsum 6, 77). В приложении к изображениям И. Христа рассуждения Оригена, как и все вышеизложенные речи писателей церковных, будут значить то, что эти изображения не пользовались у последних большою верой, не имели в их глазах силы какого-либо авторизованного образца и были различны. Разнообразие зависело от того, как относился к делу тот или другой художник, какую задачу он себе ставил и в каком состоянии или в какой момент хотел он изобразить Христа. Тут открывалось широкое место субъективности, и блаж. Августин ясно дает понять (De trinitate 8, 4), что в его время не существовало прочно установившегося иконографического типа Спасителя, и всякий изображал Его по-своему, руководясь при этом личными соображениями. «Лицо воплотившегося Господа, которое во всяком разе ( – каково бы оно ни было – ) было одно, различно изображается по различию бесчисленных форм понимания» (dominicae facies carnis innnmerabilium cogitationum diversitate variatur et fingitur). Подобную же мысль, много спустя, выражали, по свидетельству патр. Фотия (Epist. 64), и иконоборцы защитникам иконопочитания, с упреком спрашивая их: «Какой из образов Христа истинный: тот ли, что у римлян, эллинов, египтян, или который пишут индейцы? Все они не похожи друг на друга» (Е. v. Dobschütz, Christnsbilder I,. S. 107 прилож).
Церковно-исторические и литературные данные, на которые мы ссылались выше, не говорят также и против существования древних преданий о внешнем виде Христа. Разногласия отцов и учителей церкви в суждениях о лице Спасителя выходили не из различных преданий о наружности Его, потому что невозможно и предположить преданий до такой степени противоположных, а обязаны были своим происхождением соображениям отвлеченно-догматического свойства и отвечали состоянию и характеру тогдашнего библейского толкования. Отрицательная сторона в вопросе, конечно, не представляла себе Богочеловека re ipsa некрасивым, но имела в виду библейское представление Мессии, Его духовный облик, к которому прилаживало и свое представление о наружном виде Его. Точно также и сторона положительная судила о последнем, руководясь воззрениями идеального свойства. Говоря о красоте Спасителя на основании отдельных выражений Свящ. Писания и исключительных фактов из его жизни, отцы и учители церкви разумели не обыкновенную естественную красоту, а внутреннюю, неземную, просвечивавшую во взоре, во всех чертах Его лица. У Оригена, по которому Христос являлся каждому согласно его душевной настроенности, мы видим не Христа исторического, не объект внешнего изображения, а известного рода нравственный облик, идеальный тип, представляемый более или менее удачно, судя по степени духовной восприимчивости человека. Да представители духовной мысли того времени, как и ближайшие ученики Спасителя, глубоко проникнутые верою в Его божественную личность, относились как-то равнодушно к внешней стороне, к человеческому виду Его. Как предмет чувственного воззрения, Христос был далек или будто бы различен для них; между Ним, как историческим обликом, и сознанием богословов стоял, если позволительно так выразиться, туман философских умозрений, сквозь который истинные черты лица Иисусова доходили в неясном виде, а выдавался, напротив, идеальный Его образ или Христос символический. Подлинные изображения И. Христа имели более низменное, так сказать, происхождение. основывались на неясных воспоминаниях о Его наружности, примыкали к разного рода сказаниям и вращались преимущественно в народной среде; но будущности, к сожалению, они не имели и не оказали заметного влияния на образование и развитие иконографического типа Христа. Они как-то затерялись, уступив место более принятым изображениям Спасителя, которые дошли до нас на памятниках катакомбных и во всех дальнейших произведениях церковного искусства.
Нужно, однако, иметь в виду, что еще и доселе делаются серьезные попытки доказать портретную основу в традиционном церковно-иконографическом изображении Иисуса Христа. Солидные и ценные работы этого рода принадлежать, напр., Sir Wyke Вayliss (F. S. A., President of the Royal Society of British Artists), Rex Regum, a Painter’s Study of the Likeness of Christ from the Time of the Apostles to the Present Day, Samson Loо 1902, каковое сочинение сам автор называет (р. 2103 с) «трудом целой жизни» в своем реферате: The Likeness of Christ Rex Regmn в «The Guardian No. 3.080 (Wednesday, December 14, 1904), p. 2L03 a – 2104 b и (снимки) 2119. Соображения г. Бэйлиса производят впечатление уверенною убежденностью и заслуживают внимания – тем больше, что ( – сколько знаем – ) сходные воззрения защищает и поддерживает такой компетентный авторитет, как наш известный академик Я. П. Кондаков. В апологетических интересах необходимо указать еще на то обстоятельство, что научными преувеличениями сходства первоначальных воспроизведений лика Христова с языческими изображениями некоторые пользуются для доказательства не только зависимости христианства от язычества, но даже чуть не прямого происхождения первого от второго (см., напр., Pastor Albert Kalthoff Das Christus-Problem: Grundlinien zur Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 47, и Rab biner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Jadentum nnd das Wesen des Clиristentums: vergleichende Studien, Berlin 1905, S. 135). – H. H. Г.
Совсем противное свидетельствует Bayliss (см. выше). – Н. Н. Г.]
Судебно-медицинские эксперты восстановили подлинную внешность Иисуса Христа (4 фото)
Используя современные технологии и черепа древних семитов, судебно-медицинские эксперты установили, что внешность Иисуса Христа была не такой, какой ее обычно изображают на иконах.
Красивый мужчина кавказской внешности, с плавными локонами темно-коричневых волос, густая раздвоенная борода цвета пшеницы, голубые или карие глаза, — таким Иисуса Христа видело большинство из нас благодаря религиозным картинам.
Но команде ученых-криминалистов удалось получить более точное изображение христианского Мессии.
Медицинский художник из Университета Манчестера Ричард Нив воссоздал лицо сына Бога, изучая семитские черепа и используя современные методы судебной экспертизы.
Как сообщается в статье, опубликованной научным журналом Popular Mechanics, «медицинский портрет Иисуса» показывает человека с широким темным лицом, крупным носом, темными глазами, густой бородой и короткими вьющимся волосами.
Такая внешность, скорее всего, была более характерна для ближневосточных евреев в Галилее на севере Израиля.
Ученый подчеркнул, что получил точный портрет взрослого человека, живущего в то же время и в том же месте. Эксперты говорят, что описание Иисуса в некоторых текстах могло быть более точным, чем картины древних художников, рисовавших лики, пользуясь скульптурами или словесными описаниями.
Команда ученых использовала описание Христа, данное евангелистом Матфеем. При этом описание внешности им удалось совместить с новым научным направлением — судебной антропологией, используемой в борьбе с преступностью.
Совместно с израильскими археологами ученому удалось создать компьютерную модель внешности сына Бога, доказывающую, что Христос имел характерные черты галилейских семитов того времени.
В ходе работы специалисты изучили три хорошо сохранившихся черепа из Иерусалима, где жил и проповедовал Иисус.
Затем они воссоздали мускулы и кожу на черепе тем же способом, каким судебно-медицинские детективы создают фоторобот живого человека, имея лишь его скелет. В том числе — форму глаз, губ, носа и основных мышц черепа.
Три важных фактора внешности Иисуса — его волосы, кожа и цвет глаз — сначала смоделировать не удалось, но исследовательская группа в конечном счете пришла к выводу, что у Иисуса были темные глаза, волосы и кожа. Такие критерии внешности присутствовали у «коллег» Христа. Коме того, мессия, предположительно, был по еврейской традиции бородат.
Специалисты также пришли к выводу, проанализировав религиозные тексты, что Иисус не мог носить длинные волосы, как на его изображениях. Вместо этого у него были короткие жесткие кудри, как у всех еврейских мужчин.
Они также предположили, что Христос был более загорелым и мускулистым, нежели его принято традиционно изображать в западном искусстве, так как до 30 лет работал плотником и постоянно находился на солнце.
Исходя из внешности «соплеменников Иисуса», ученые также определили, что рост мессии составлял 1,5 метра, а вес — 50 килограммов.
Как выглядел Христос
Евангелие не описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.
Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.
Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного — наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.
Апостолы Иоанн, Павел и Пётр — люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, — в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).
Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).
Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.
Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”
Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.
В «Послании к Византийскому императору Феофилу», «Сказании монаха Епифания» и «Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату». Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: «Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. это прекраснейший из земнородных».
Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу. Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”
В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.
Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.
Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.
И вот что получилось.
С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с «материалами дела», он составил фоторобот. И человек на этом «портрете» оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице.
Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: «счастливы те, кто поверил, не видев Меня».
1. Внешность
Евангелия не являются полноценными жизнеописаниями Иисуса и обращают мало внимания на бытовые подробности Его жизни, на черты Его характера. Тем не менее какие-то сведения, разбросанные по тексту евангельских повествований, позволяют нам составить общую картину того, какой образ жизни вел Иисус, а также получить некоторое представление о чертах Его характера.
Настоящая глава никоим образом не претендует на то, чтобы дать полноценный портрет Иисуса. Такой портрет вырисовывается на основании всего евангельского текста, причем, как мы говорили, каждое Евангелие представляет Иисуса по-своему, рассматривая Его жизнь и деятельность под своим характерным углом зрения. Наибольшее количество информации о чертах характера Иисуса мы получаем из истории Страстей, которая должна рассматриваться отдельно. Именно в этой истории Иисус наиболее полно раскрывается как Человек, способный бояться, скорбеть, страдать, испытывать физическую боль и тяжкие душевные муки.
В настоящей главе мы лишь сделаем несколько зарисовок, касающихся образа жизни Иисуса и некоторых черт Его личности. Это не портрет, а «штрихи к портрету», призванные облегчить восприятие «исторического Иисуса» – такого, каким Он представлен на страницах Евангелий.
Во всем Новом Завете нет ни одного описания внешнего облика Иисуса Христа, хотя в античной биографической литературе этому придавалось большое значение. По-видимому, для евангелистов внешность Иисуса имела второстепенное значение по сравнению с Его учением и деяниями.
Однако по мере распространения христианства среди язычников церковные писатели стали задаваться вопросом, какой была внешность Христа. Авторы II-III веков считали, что «Он был человек некрасивый», «казался невзрачным», «имел вид вовсе не прекрасный».
Христос. В. Д. Поленов. 1887г.
Представление о невзрачности Иисуса основывается на буквальном прочтении пророчества Исаии: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его ( Ис. 52:3 ). Тертуллиан суммировал взгляды раннехристианских авторов на внешность Иисуса в своем трактате «О плоти Христа»:
Христос. И. Е. Репин. 1884 г.
. Люди удивлялись только словам и делам, учению и добродетели Христа как человека. Если бы замечалась в Нем какая-то телесная необычность, это также вызвало бы удивление. Но в Его земной плоти не было ничего примечательного; она лишь показывала, сколь достойны удивления прочие Его свойства. Ибо говорили: откуда у Него это учение и эти чудеса (ср. Мф. 13:54 )? Это говорили даже те, кто с презрением взирал на Его облик, настолько тело Его было лишено человеческого величия, не говоря уже о небесном блеске. Хотя и у нас пророки умалчивают о невзрачном Его облике, сами страсти и сами поношения говорят об этом: страсти, в частности, свидетельствуют о плоти человеческой, а поношения – о ее невзрачности.
Иисус. Мозаика. XI в.
В дальнейшем, однако, это представление было пересмотрено, и уже в IV веке Иероним писал, что «само сияние и величие скрытого Божества, Которое светилось даже на человеческом лице, при первом виде Его могло привлекать к себе смотрящих на Него». В «Послании к императору Феофилу», сохранившемся под именем Иоанна Дамаскина (VIII в.), внешность Иисуса описывается так: «Высокий рост, сросшиеся брови, красивые глаза, длинный нос, вьющиеся волосы приятного цвета, черная борода, лицо пшеничного цвета, как у Матери, пальцы продолговатые, голос звучный, сладкоречивый, кроткий, великодушный, долготерпеливый».
У поздневизантийского автора Никифора Каллиста (XIV в.) встречается такое изображение Иисуса:
Я опишу внешность нашего Господа, как она передана нам от древности и насколько можно это сделать в описании. Лицо Его было весьма прекрасно. Рост Его составлял полных семь пядей. Волосы русые, не слишком густые и слегка волнистые; брови черные, но не совсем круглые. Смугловатые и живые глаза как бы изливали из себя нежный золотой свет. Нос у Него был продолговатый; борода русая и не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их, как не касалась их и рука человеческая, кроме руки Его Матери. Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет Его кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но чрез него просиявали достоинство, разумность души, кротость и никогда не нарушимое спокойствие духа.
Голова Христа. Н. А. Кошелев. XIX в.
В средневековой Европе получило широкое распространение апокрифическое «Послание Лентула», в котором об Иисусе сообщается следующее:
Он – человек высокого роста и благородной наружности; вид Его важен и выразителен, так что, смотря на Него, нельзя не любить и вместе с тем не бояться Его. Волосы у Него волнистые и вьющиеся, немного потемнее и сильно блестящие там, где они спадают на плечи. Они разделяются на две стороны по обычаю назореев. Чело у Него гладкое и чудесно спокойное; на лице Его нет ни морщин, ни каких- либо пятен, а румянец делает Его щеки прекрасными. Нос и уста Его совершенны. Он имеет густую коричневатую бороду в цвет Его волос, не длинную, но разделенную надвое. Глаза у Него – яркие и как бы имеют различный цвет в различное время. Он страшен в Своих угрозах, спокоен в Своих увещаниях, Человек любящий и любимый, бодрый, но постоянно серьезный. Никогда никто не видел Его смеющимся, но часто видели плачущим. Руки и другие члены тела Его совершенны. Речь Его ровна и важна. Он смирен и кроток, прекраснейший из сынов человеческих.
Христос перед Каиафой. Г. Ван Хонтхорст. XVII в.
Если раннехристианские представления о невзрачной внешности Иисуса основывались на буквальном прочтении пророчеств Исаии, то более поздние представления о том, что Иисус обладал прекрасной и привлекательной внешностью, опираются, вероятно, на иконографическую традицию.
Сама эта традиция, однако, развилась не только на почве человеческой фантазии. Как мы указывали в другом месте, появление иконописных изображений лика Иисуса Христа в массовых количествах датируется V-VI веками. Именно к этому времени относится история обретения Нерукотворного образа Иисуса Христа, который может быть отождествлен с полотном, известным сегодня под именем Туринской плащаницы.
На плащанице отобразилась фигура мужчины средних лет, ростом около 170 см, с лицом удлиненной формы, длинными волосами, расчесанными на прямой пробор, усами и бородой. Именно таким Иисус изображается на большинстве канонических икон. Многочисленные следы крови, оставленные на плащанице, свидетельствуют о том, что в нее был завернут человек, подвергнутый бичеванию, а затем распятый на кресте.
Единого мнения о том, как на плащанице появилось изображение, между учеными нет. Одни считают, что оно появилось в результате испарения влаги с тела умершего, другие – что оно стало следствием радиоактивного излучения, третьи – что оно появилось под воздействием солнечных лучей. Как бы там ни было, исследования плащаницы показали, что на ней нет следов краски, а никаких иных способов создания живописных образов, кроме как при помощи пигментов, не было ни в древности, ни в Средневековье. Поэтому плащаница, во всяком случае, не является изображением, изготовленным человеческими руками.
Фото Туринской плащаницы
Приведенные выше текстуальные свидетельства о внешности Иисуса находятся за пределами канонического текста четырех Евангелий, представляющих для нас основной источник сведений о Его жизни и учении. Что же касается Туринской плащаницы, то в случае признания ее подлинности она обретает статус важнейшего документального свидетельства о том, как выглядел Иисус и какие страдания Он перенес перед смертью. Не случайно те, кто верит в подлинность плащаницы, называют ее «пятым Евангелием».
Спас Нерукотворный. Икона. XII в.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»