какие глаза были у иисуса христа
Судебно-медицинские эксперты восстановили подлинную внешность Иисуса Христа (4 фото)
Используя современные технологии и черепа древних семитов, судебно-медицинские эксперты установили, что внешность Иисуса Христа была не такой, какой ее обычно изображают на иконах.
Красивый мужчина кавказской внешности, с плавными локонами темно-коричневых волос, густая раздвоенная борода цвета пшеницы, голубые или карие глаза, — таким Иисуса Христа видело большинство из нас благодаря религиозным картинам.
Но команде ученых-криминалистов удалось получить более точное изображение христианского Мессии.
Медицинский художник из Университета Манчестера Ричард Нив воссоздал лицо сына Бога, изучая семитские черепа и используя современные методы судебной экспертизы.
Как сообщается в статье, опубликованной научным журналом Popular Mechanics, «медицинский портрет Иисуса» показывает человека с широким темным лицом, крупным носом, темными глазами, густой бородой и короткими вьющимся волосами.
Такая внешность, скорее всего, была более характерна для ближневосточных евреев в Галилее на севере Израиля.
Ученый подчеркнул, что получил точный портрет взрослого человека, живущего в то же время и в том же месте. Эксперты говорят, что описание Иисуса в некоторых текстах могло быть более точным, чем картины древних художников, рисовавших лики, пользуясь скульптурами или словесными описаниями.
Команда ученых использовала описание Христа, данное евангелистом Матфеем. При этом описание внешности им удалось совместить с новым научным направлением — судебной антропологией, используемой в борьбе с преступностью.
Совместно с израильскими археологами ученому удалось создать компьютерную модель внешности сына Бога, доказывающую, что Христос имел характерные черты галилейских семитов того времени.
В ходе работы специалисты изучили три хорошо сохранившихся черепа из Иерусалима, где жил и проповедовал Иисус.
Затем они воссоздали мускулы и кожу на черепе тем же способом, каким судебно-медицинские детективы создают фоторобот живого человека, имея лишь его скелет. В том числе — форму глаз, губ, носа и основных мышц черепа.
Три важных фактора внешности Иисуса — его волосы, кожа и цвет глаз — сначала смоделировать не удалось, но исследовательская группа в конечном счете пришла к выводу, что у Иисуса были темные глаза, волосы и кожа. Такие критерии внешности присутствовали у «коллег» Христа. Коме того, мессия, предположительно, был по еврейской традиции бородат.
Специалисты также пришли к выводу, проанализировав религиозные тексты, что Иисус не мог носить длинные волосы, как на его изображениях. Вместо этого у него были короткие жесткие кудри, как у всех еврейских мужчин.
Они также предположили, что Христос был более загорелым и мускулистым, нежели его принято традиционно изображать в западном искусстве, так как до 30 лет работал плотником и постоянно находился на солнце.
Исходя из внешности «соплеменников Иисуса», ученые также определили, что рост мессии составлял 1,5 метра, а вес — 50 килограммов.
Как выглядел Христос
Евангелие не описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.
Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.
Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного — наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.
Апостолы Иоанн, Павел и Пётр — люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, — в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).
Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).
Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.
Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”
Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.
В «Послании к Византийскому императору Феофилу», «Сказании монаха Епифания» и «Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату». Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: «Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. это прекраснейший из земнородных».
Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу. Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”
В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.
Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.
Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.
И вот что получилось.
С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с «материалами дела», он составил фоторобот. И человек на этом «портрете» оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице.
Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: «счастливы те, кто поверил, не видев Меня».
Иисус Христос по внешнему виду
При большей строгости догматических понятий о лице Христа и постепенном их уяснении эти два различные до противоположности мнения о наружности Его получили несколько иную постановку и примкнули к учению о двояком состоянии Спасителя: состоянии уничижения и состоянии прославления Его. Ориген высказал о внешнем виде Христа очень оригинальный и вместе как бы примирявший прежние противоречия взгляд, будто превосходство тела Христова, – по сравнению с телами других людей, – состояло в том, что Он всем, взиравшим на Него, являлся так, как того требовало внутреннее состояние и благо каждого. И не должно удивляться, если материя, изменчивая и непостоянная по своей природе, принимала такие формы и свойства по воле Творца, что можно было сказать о Христе: Он не имеет ни вида, ни доброты, а иногда становилась славною, столь поразительною и удивления достойною, что три Апостола, бывшие на горе с Иисусом, падали на лица свои от Его величия и красоты (Contra Celsum 6, 77). В приложении к изображениям И. Христа рассуждения Оригена, как и все вышеизложенные речи писателей церковных, будут значить то, что эти изображения не пользовались у последних большою верой, не имели в их глазах силы какого-либо авторизованного образца и были различны. Разнообразие зависело от того, как относился к делу тот или другой художник, какую задачу он себе ставил и в каком состоянии или в какой момент хотел он изобразить Христа. Тут открывалось широкое место субъективности, и блаж. Августин ясно дает понять (De trinitate 8, 4), что в его время не существовало прочно установившегося иконографического типа Спасителя, и всякий изображал Его по-своему, руководясь при этом личными соображениями. «Лицо воплотившегося Господа, которое во всяком разе ( – каково бы оно ни было – ) было одно, различно изображается по различию бесчисленных форм понимания» (dominicae facies carnis innnmerabilium cogitationum diversitate variatur et fingitur). Подобную же мысль, много спустя, выражали, по свидетельству патр. Фотия (Epist. 64), и иконоборцы защитникам иконопочитания, с упреком спрашивая их: «Какой из образов Христа истинный: тот ли, что у римлян, эллинов, египтян, или который пишут индейцы? Все они не похожи друг на друга» (Е. v. Dobschütz, Christnsbilder I,. S. 107 прилож).
Церковно-исторические и литературные данные, на которые мы ссылались выше, не говорят также и против существования древних преданий о внешнем виде Христа. Разногласия отцов и учителей церкви в суждениях о лице Спасителя выходили не из различных преданий о наружности Его, потому что невозможно и предположить преданий до такой степени противоположных, а обязаны были своим происхождением соображениям отвлеченно-догматического свойства и отвечали состоянию и характеру тогдашнего библейского толкования. Отрицательная сторона в вопросе, конечно, не представляла себе Богочеловека re ipsa некрасивым, но имела в виду библейское представление Мессии, Его духовный облик, к которому прилаживало и свое представление о наружном виде Его. Точно также и сторона положительная судила о последнем, руководясь воззрениями идеального свойства. Говоря о красоте Спасителя на основании отдельных выражений Свящ. Писания и исключительных фактов из его жизни, отцы и учители церкви разумели не обыкновенную естественную красоту, а внутреннюю, неземную, просвечивавшую во взоре, во всех чертах Его лица. У Оригена, по которому Христос являлся каждому согласно его душевной настроенности, мы видим не Христа исторического, не объект внешнего изображения, а известного рода нравственный облик, идеальный тип, представляемый более или менее удачно, судя по степени духовной восприимчивости человека. Да представители духовной мысли того времени, как и ближайшие ученики Спасителя, глубоко проникнутые верою в Его божественную личность, относились как-то равнодушно к внешней стороне, к человеческому виду Его. Как предмет чувственного воззрения, Христос был далек или будто бы различен для них; между Ним, как историческим обликом, и сознанием богословов стоял, если позволительно так выразиться, туман философских умозрений, сквозь который истинные черты лица Иисусова доходили в неясном виде, а выдавался, напротив, идеальный Его образ или Христос символический. Подлинные изображения И. Христа имели более низменное, так сказать, происхождение. основывались на неясных воспоминаниях о Его наружности, примыкали к разного рода сказаниям и вращались преимущественно в народной среде; но будущности, к сожалению, они не имели и не оказали заметного влияния на образование и развитие иконографического типа Христа. Они как-то затерялись, уступив место более принятым изображениям Спасителя, которые дошли до нас на памятниках катакомбных и во всех дальнейших произведениях церковного искусства.
Нужно, однако, иметь в виду, что еще и доселе делаются серьезные попытки доказать портретную основу в традиционном церковно-иконографическом изображении Иисуса Христа. Солидные и ценные работы этого рода принадлежать, напр., Sir Wyke Вayliss (F. S. A., President of the Royal Society of British Artists), Rex Regum, a Painter’s Study of the Likeness of Christ from the Time of the Apostles to the Present Day, Samson Loо 1902, каковое сочинение сам автор называет (р. 2103 с) «трудом целой жизни» в своем реферате: The Likeness of Christ Rex Regmn в «The Guardian No. 3.080 (Wednesday, December 14, 1904), p. 2L03 a – 2104 b и (снимки) 2119. Соображения г. Бэйлиса производят впечатление уверенною убежденностью и заслуживают внимания – тем больше, что ( – сколько знаем – ) сходные воззрения защищает и поддерживает такой компетентный авторитет, как наш известный академик Я. П. Кондаков. В апологетических интересах необходимо указать еще на то обстоятельство, что научными преувеличениями сходства первоначальных воспроизведений лика Христова с языческими изображениями некоторые пользуются для доказательства не только зависимости христианства от язычества, но даже чуть не прямого происхождения первого от второго (см., напр., Pastor Albert Kalthoff Das Christus-Problem: Grundlinien zur Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 47, и Rab biner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Jadentum nnd das Wesen des Clиristentums: vergleichende Studien, Berlin 1905, S. 135). – H. H. Г.
Совсем противное свидетельствует Bayliss (см. выше). – Н. Н. Г.]
Какие глаза были у иисуса христа
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Давайте сравним два свидетельства – историческое и пророческое.
Свидетельство Публия Леонтулла, предшественника Пилата в управлении Иудеей:
«В настоящее время явился у нас в Иудее и ещё жив человек весьма добродетельный, именуемый Иисусом Христом. Этот человек имеет высокий и стройный стан; вид его исполнен величия и производит сильное впечатление на всех, так что взирающие на него не могут не чувствовать к нему любви и, вместе с тем, не ощущать некоторого страха.
Волосы его – цвета зрелого ореха, до ушей гладки и без блеска, а от ушей до плеч и ниже кудрявы, блестящи. Посередине головы прямым пробором разделены на обе стороны по обычаю назарян. Чело гладкое и чистое, на всём лице никакого пятна, и оно озарено лёгким румянцем; нос и уста правильны, бороду имеет того же цвета, как и волосы, густую, но не длинную и раздвоенную на конце. Взгляд его тих, величествен и приятен, глаза цвета небесного, проникающие в душу, блестящие.
Он весьма ласков и обходителен, когда учит и увещевает; строг и страшен, когда обличает. Черты лица его соединяют удивительную привлекательность с величием. Никто не видел его смеющимся, но часто видят плачущим… Ростом он высок, руки прямые, и он часто воздевает их, плечи стройные» (взято отсюда).
«аль-Бухари передал со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однажды я увидел во сне, что обхожу Каабу, как вдруг передо мной показался смуглый человек с прямыми волосами, шедший рядом с двумя другими людьми, на которых он опирался, с волос же его капала вода». Когда же люди спросили его: «Кто это был?» – он ответил: «Сын Марьям». В хадисе Абу Хурайры сообщается, что в ночь переноса в Иерусалим Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил Ису. Это был «мужчина среднего роста, румяный, словно он только что вышел из бани». Этот хадис также передал аль-Бухари.
Из множества дошедших до нас преданий следует, что пророк Иса был не очень смуглым человеком, поскольку от работы на его лице появлялся румянец, придававший ему необычайную красоту. В хадисе Ибн Умара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал его лучшим среди смуглых людей (аль-Бухари). Существует мнение, что на его лице можно было увидеть капельки пота. Но некоторые богословы считали, что упоминание о капельках воды на лице и на волосах является образным описанием свежести его лица. Это мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры, в котором говорится: «С его головы словно стекали капельки воды, хотя вода вовсе не касалась её».
Слово «джаад» во втором хадисе Ибн Умара переведено как «имеющий курчавые волосы». Однако оно имеет много значений, одним из которых является «не низкий, а высокий». Именно в таком значении оно употребляется в этом хадисе, и это не противоречит тому, что пророк Иса был среднего роста. Что же касается его волос, то они были прямыми, и это подтверждается многими другими сообщениями» (взято отсюда).
Уточню, что понятие «джаад» применительно к Исе означает крепкое телосложение, как передал имам ан-Навави:
«Что касается слов (Пророка), мир ему и благословение Аллаха, о том, что Иса имел складки, то в большинстве преданий, описывающих (его внешность), сообщается, что (волосы) на его голове были прямыми. Поэтому учёные говорили, что под «складками» имеется в виду жилистое тело, т.е. его плотное и крепкое сложение, а не завитки волос» («Шарху сахихи Муслим», 2/226-227).
Вышесказанное осталось дополнить лишь тем, что даже среди современных христиан мало кто знаком с подробным описанием внешности пророка Исы в древнеримских источниках, а уж Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в принципе не мог вычитать это из каких-то иноземных рукописей.
Какого цвета глаза были у Иисуса Христа?
Главный научный сотрудник Эрмитажа, профессор Борис Сапунов составил фоторобот Иисуса Христа, основываясь на теории свидетельских показаний. «Словесный портрет» был сформирован по тексту Евангелия и других исторических источников.
«Я не богослов, не воинствующий атеист, а ученый. Вот и решил посмотреть, какие результаты можно получить, исследуя Новый Завет современными научными методами», – приводит в среду слова Б. Сапунова журнал «Собеседник».
Первое, что было подвергнуто критическому анализу, – историческая достоверность евангельских текстов. По словам ученого, личность Христа – не миф, а реальность. В описании евангелистов содержится множество мелких деталей, не позволяющих сомневаться, что речь идет о достоверных событиях.
Что же касается внешности Спасителя, то наработки исследователя дали следующие результаты: рост около 180 см. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Плечи у него были узкие. Христос слегка склонял голову, лицо у него было слегка, как у матери, сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови сдвинутые, черные, почти прямые. Волосы у Иисуса были цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, нестриженые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, очень чистые, желтые, светлые, блестящие, быстро меняющие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие, – пишет журнал.
По этому словесному описанию эксперт-криминалист высшей квалификации Виктор Павлов составил фоторобот Иисуса Христа. Разумеется, эксперту были неизвестны «обстоятельства дела», так что результат его работы можно считать вполне объективным.