какие главные герои в сказке теплый хлеб
Название произведения | Теплый хлеб |
---|---|
Автор | Константин Георгиевич Паустовский |
Жанр | Повесть |
Год написания | 1954 |
Главные герои
Сюжет произведения
Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.
Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.
В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.
Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.
Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки. Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.
Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.
Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.
Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.
За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.
К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню. Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал. Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку. Так примирились искалеченный конь и мальчик.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Название: «Тёплый хлеб»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: влияние людей на мир вокруг.
Число страниц: 13
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ об угрюмом и злом мальчике Фильке, он никого не жалел, обидел и деревенского раненного коня. После этого начался лютый мороз, который получилось растопить только Филькиным трудолюбием и добротой.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравились эпизоды, когда ни бабушка, ни Панкрат не стали ругать мальчика Фильку, а серьёзно с ним поговорили, попытались все объяснить. Им удалось достучаться до его сердца без наказания и криков.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Без людей и взаимопомощи не прожить, не только людям нужна наша доброта, но и всей природе, каждому живому существу.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что важно быть добрым и внимательным, ведь наши слова влияют на мир вокруг. От злости плохо всем, а от ласкового слова, взаимопомощи – мир становится светлее. А ещё учит нас, что всегда есть шанс исправиться, попросить прощения, главное не бояться.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился рассказ, потому что он похож на сказку. Автор смог показать, что станет с миром вокруг, если в нём не останется доброты и сострадания. Мне понравилось, что мальчик Филька начал исправляться, думаю, он стал таким угрюмым и злым не по своей вине, ведь где его родители, что с ними стало, мы не знаем, почему-то же их нет рядом, только бабушка. Но у мальчика появился шанс поменяться, и это радостно.
Новые слова и выражения:
Околица – изгородь вокруг деревни.
Ботва – листья корнеплодов.
Пешни – тяжёлый лом, чтобы рубить лёд, мёрзлую землю.
Треух – зимний головной убор.
Пословицы к произведению:
Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.
Доброе слово лечи, а злое калечит.
Бедного обижать – себе добра не желать.
Мир строит, а война разрушает.
«Теплый хлеб» главные герои
Сказка Паустовского «Теплый хлеб» учит милосердию и состраданию, суть этого сказочного рассказа в том, чтобы человек задумывался о своих поступках, предвидел последствия. Главная мысль произведения, не быть равнодушным, помнить о том, что всегда можно исправить свои поступки, главное, осознать и понять, раскаяться, и попросить прощения. В «Теплом хлебе» герои не только люди, но и животные, и природа, и порой бывает так, что и у них бывает не зазорно попросить прощения. Только достойным поведением можно заслужить уважение к себе, что прекрасно понял герой этой сказки-были.
Характеристика героев «Теплый хлеб»
Главные герои
Филька
Главный герой «Теплого хлеба» – мальчик Филька, из-за которого и случилось в деревне несчастье. Характеристика героя Фильки не отличается положительными чертами, герой этот не очень хороший мальчик. Злой, жадный, угрюмый, относится ко всем настороженно и недоверчиво. Грубит не только своим сверстникам, но и бабушке, которая растит неласкового внука. Один раз Филька обидел коня, которого подкармливала вся деревня. Сначала он пожалел ему кусок хлеба, а после, бросил хлеб в снег. Началась метель, бабушка объяснила, что это злоба людская, и надо исправлять положение. Филька все понял, и попросил у лошади прощения.
Старый конь
Старая фронтовая лошадь в сказке Паустовского является мерилом человеческих качеств, выявляет пороки и достоинства людей. Лошадь была ранена, ее оставили мельнику бойцы, проходившие через деревню. Был голод, и каждый из жителей старался покормить лошадь. Когда конь постучался в дом, где жили Филька с бабкой, ее не было дома, и Филька обидел коня. Конь махнул своим хвостом, и в ответ на Филькину злобу, поднялась сильная буря, речка промерзла до дна, мельница стала. Виной этому была Филькина злость и жадность. Конь, в конце концов, простил Фильку.
Панкрат
Старый мельник, приютивший раненого коня. Это умный и мудрый человек, который все знает. Он любит и уважает свою лошадь, получившую ранение на войне. Когда к нему за советом прибежал Филька, мудрый мельник не сказал ему, как надо поступить, а дал время, чтобы мальчик сам понял свою вину, осознал ее, и чтобы сам решил, как исправить положение. Мальчик все правильно понял, и нашел верное решение, предложил собрать мальчишек, и раздолбить лед. Старый мельник поддержал это решение, и со своей стороны сказал, что позовет стариков.
Второстепенные персонажи
Бабушка
Бабушке не нравится, какой грубый растет Филька, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопивший злобу такой человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая все живое. Она дала понять Фильке, что человек должен исправить свое злое дело, тогда снова все будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.
Сорока
Фактически, является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.
Мальчишки и старики
Жители деревни, которые решили простить Фильку, и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное, не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лед, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принес свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.
Главные герои произведения Теплый хлеб Паустовского
Константин Георгиевич Паустовский, является автором произведения “Тёплый хлеб”. Автор преследует главную цель этого произведения, а именно он хочет показать своему читателю, что нужно быть милосердным и иметь чувство сострадания к ближнему.
В данном рассказе главный герой, понимает, то что невозможно достичь всего силой, порой для этого требуется проявить уважение. Но не только люди нуждаются в уважительном отношении к себе, ну а еще точно также животные и растения. Прежде всего стоит определиться, кто является главными героями произведения.
Главные герои произведения:
Филька — этот мальчик является главным героем произведения, по вине которого, произошло в его деревне несчастное недоразумение. Никто его не любил и на это то были свои причины. Во-первых, он был слишком злым, пакостливым и никогда не проявлял к посторонним людям уважения. У него лишь была одна бабушка, которая воспитывала неблагодарного и злого внука. Но судьба решила за него иначе. В один прекрасный день, он обидел коня, за которым ухаживала вся деревня, все проявляли заботу по отношению к нему. Но, вместо того чтобы покормить коня, он сначала не даёт ему ни одного куска хлеба, а после выбрасывает кусок хлеба в снег.
Из-за такого плохого отношения мальчика к коню, со временем начинается огромная метель во всей деревне и никто не знает что делать. Именно поэтому бабушка объяснила своему внуку что так поступать нехорошо и это наказание ему, за его плохой поступок. Тогда мальчик всё понял и отправился к коню просить прощения.
Конь. Вторым главным героем является старый конь. Это старая и раненая лошадь, которую оставили мельнику. В это время по всей деревне царствовал голод, из-за чего вся деревня старалась хоть немножко покормить коня. В один прекрасный вечер, конь приходит к дому Фильки, в этот момент старой бабушки не было дома, дома оказался лишь один мальчик, который очень обидел своими словами коня и не дал ему поесть. Для того чтобы наказать Фильку за его проступок, конь повернулся и взмахнул хвостом, и нагнал ужасный холод на деревню. Позже конь, всё же примет извинения от мальчика.
Мельник. Третьим же главным героем произведения, является мельник. Это всеми уважаемый и мудрый человек, который приютил в своем доме раненого коня. Позже он дает советы мальчику, как исправить свою вину. Филька, понимает о чём, говорит мельник, после чего он собирает мальчишек со всей деревни, чтобы раздолбить лёд в речки, а мельник приводит всех мужиков с деревни.
Вариант 2
Основным персонаже является мальчик по имени Филька, он больше отрицательный герой. Из-за него даже совершается беда в селе. Филька злой, скупой, вечно чем-то недоволен и никому не доверяет. Он грубый, может резко ответить ребятам или даже своей бабушке, которая его растит.
Однажды противный мальчик обидел коня, которого любил весь поселок. Тогда бабушка объяснила внуку, что нужно исправлять это, так как началась вьюга. Мальчик же тут же решил попросить прощения у коня.
Еще одним персонажем в произведении является конь. Лошадь была фронтовой и когда ее раняли, каждый житель деревни ее подкармливал. Эта лошадь ответила на Филькину злость, в деревне поднялась буря, замерзла речка, мельница перестала работать. Но чуть позже конь миловал и простил мальчика.
Этот старый мужчина приютил у себя раненную лошадь. Он умен и мудр, все знает. Он полюбил коня и ухаживал за ним. Как-то раз к нем пришел мальчик Филя и просил у мельника совета. Но тот решил не советовать ему ничего, а захотел, чтобы тот сам осознал свою вину. Со временем Филька все понял и смог принять правильное решение. Он вместе с другими мальчика стал долбить лед.
Бабушка Фильки очень мудрая и добродушная женщина, она пытается воспитать правильно своего внука. Ей очень не нравится, что тот растет невоспитанный и грубый. Постоянно ругает его за плохое поведение. Бабушка, после того как совершилась буря, объяснила мальчику, что это произошло от того, что появился злой и черствый человек. Который равнодушен к чужой беде.
Сорока в данном произведении-сказочный герой. Она олицетворяет пороки человека.
Также в произведении участвовали и такие персонажи, как жители деревни в лице стариков и мальчишек, которые просили мальчика и решили ему помочь. Они показали Фильке, что нужно помогать и не быть равнодушным к чужому горю. Все они растапливали лед, кто-то жег костер, кто-то просто долбил его. И после этого погода поменялась, потеплело, вода начала поступать на мельницу и та заработала.
Старый мельник наделал муку и все жители начали печь хлеб. Филька же дал лошади свежий хлеб. И остальные ребята попросили коня, чтобы тот простил филькину некрасивую выходку.
Этот рассказ учит читателя сострадать и тому, что каждый человек должен думать о своих поступках, к чему они могут привести. А если уж и поступил неправильно, то исправиться, осознать свою ошибку.
Другие сочинения: ← Герои сказки Три толстяка↑ ДругиеГерои произведения Василий Теркин →
Второстепенными героями произведения являются:
Бабушка, ей не даёт покоя осознание того, что у неё растёт очень грубый и злой внук. Но она не теряет надежды на его перевоспитание и даёт всяческие советы, которые помогут ему избавиться от большой метели.
Сорока, её автор показывает своим читателям в виде, тех остатков, которые человек должен пытаться искоренить из своей души.
Мужики и мальчики, они показали главному герою произведения, что необходимо проявлять уважение и ценить людей, которые находятся вблизи тебя. Таким образом, он смог исправить свою ошибку которую допустил. Именно благодаря тому, что они все вместе собрались, они могли расколоть лёд на реке и заставить мельницу заработать.
Фигуры второго плана
Филькина бабушка
Бабушка воспитывает внука, но женщина недовольна, что из мальчика растет неотесанный грубиян и задира. В бурю старушка поведала внуку, что его действия привели к критической ситуации, ведь метель означает, что село останется без пропитания. В природе связано все, и бабочка, пролетевшая над Атлантическим океаном, способна вызвать ураган на другом конце планеты. Бабушке свойственная мудрость и доброта: женщина демонстрирует собственным примером, что правильные поступки исправляют ситуацию и уничтожают мороз.
Птица
Сорока в рассказе Паустовского воплощает негативные качества характера человека. Это символический, сказочный герой произведения. Сорока представляет отрицательный пример, учит тому, какие поступки не стоит совершать.
Художественное своеобразие
Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.
Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул… тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба.
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Композиция
Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.
Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.
Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.
История создания и краткий анализ
Произведение было написано Паустовским в 1954 году. Это было трудное послевоенное время. Возможно, поэтому автор выбрал в качестве одного из главных героев раненого боевого коня. На его примере он хотел показать отношение простого народа к советским воинам. Люди делились с голодным животным последней едой, что у них была.
Хоть советские солдаты смогли расправиться с врагом, жизнь оставалась очень трудной. Сельскохозяйственной техники было очень мало, большинство тракторов на гусеницах было переделано в танки.
Главной тягловой силой в деревнях оставались лошади. Если принять это во внимание, то сразу становится понятно, почему люди так бережно относились к этим благородным животным. Потеря лошади могла означать голод в семье.
Если произвести небольшой разбор произведения «Тёплый хлеб» Паустовского, то анализ будет выглядеть следующим образом:
Впервые с иллюстрациями и рисунками это произведение было опубликовано в журнале «Мурзилка». В 1973 году вышел мультипликационный фильм с одноимённым названием. Персонажи ожили на экране и полюбились зрителям. Теперь это не просто воображаемые образы, а вполне реальные создания, воплощённые в жизнь режиссёром Ириной Гуревич.
Герои сказки
В отличие от обычной народной сказки, здесь нет отрицательных героев, а поле битвы добра и зла – душа человека. Филька по прозвищу Ну Тебя – «не злой человек», — справедливо заключает сказку мельник Панкрат – носитель общедеревенской мудрости и морали. Сила зла (мороз) и сила добра (тёплый ветер) – стихии. Но в силах людей эти стихии и прогнать, и призвать, как парадоксальным образом призывал зло Филька своим вечным неприятием, вечным «ну тебя». Панкрат не учит Фильку и не воспитывает: он даёт ему час с четвертью на самостоятельный поиск выхода из создавшейся ситуации, и мальчик сам находит этот выход.
«Массовка» повести – «ребята и старики», что естественно: взрослые на войне или погибли, и связь поколений нужно восстанавливать через их головы, нужно возвращать в сознание нового поколения старые деревенские ценности, без которых ему не выжить – всё заморозится.
Прелестный образ вороного коня – доверчивого, но и обидчивого; сорока, несколько преувеличившая свою собственную роль во всей этой истории, – все эти разумные животные, привычные для сказки, на самом деле очень необычны и способны вызвать глубокий интерес как у юного, так и у взрослого читателя. Однако для последнего – это ещё и аллегории, на что ясно указывает «двойник» раненого коня – раненый солдат русско-турецкой войны, из-за которого случился такой же лютый мороз в исторически прошлый раз.
Этот прошлый раз помнит Филькина бабушка, толком даже не описанная в сказке, да это и не нужно. Образ бабушки чисто функциональный – это историческая память, без которой людям не выжить. Видимо, был и позапрошлый раз, и позапозапрошлый и т.д. – этого бабушка уже не помнит. Но поскольку всё повторяется, необходимый для выживания минимум исторической памяти – ближайшее прошлое, те условные «сто лет назад», о которых говорит Филькина бабушка.
Главные герои
Филька
Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения – Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.
Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.
Подробнее: Филька: характеристика и образ героя
Мельник Панкрат
Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.
В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.
Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.
Сказка «Теплый хлеб» на сайте Топ книг
Сказку Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать настолько популярно, что это позволило ей занять высокое место в нашем рейтинге лучших детских книг. Кроме того, благодаря наличию произведения в школьной программе оно попало в наш рейтинг топ 100 лучших книг. И учитывая все эти факторы можно предположить, что сказка и в дальнейшем будет занимать высокие места в наших рейтингах.
Сказку Паустовского «Теплый хлеб» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
Филька
Центральный персонаж сказки — мальчик Филька. В родной деревеньке прозвали его за несговорчивость и грубость «Ну тебя»: «Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»». Филька выписан Паустовским как мальчик резкий в поступках, нетерпимый, с дурным, замкнутым характером, мало думающим о чувствах окружающих. Воспитывает Фильку бабушка, о его родителях автор не упоминает. Учитывая время, в которое разворачивается действие, можно предположить, что мальчик — сирота. С раненым конем, пришедшим просить к дому Фильки и его бабушки еды, подросток обходится нагло и зло. Швыряет хлебную корку далеко в снег, тем самым оставляя коня без угощения. Позднее, под влиянием истории, рассказанной бабушкой, Филька раскаивается в содеянном и искренне стремится исправить причиненное зло. Он находит способ снова запустить мельницу и спасти деревню от голода, а затем мирится с конем.
Мельник Панкрат
В такое трудное время взять на себя заботу о другом живом существе — большая смелость. Панкрат, немолодой мужчина, работающий на деревенской мельнице, забирает к себе раненного в копыто жеребца и лечит. Мельник в Бережках — личность колоритная, вот как описывает его сам автор: «Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.». Востроглазый, проворный, несмотря на глаза, обладающий живым умом и широким сердцем, Панкрат не в первый раз выручает из беды животных. В сенях у него живет сорока, мельник прекрасно знает, как ухаживать за зверями и лечить их. Умеет Панкрат найти подход и к людям. С перепуганным и виноватым Филькой обходится решительно, строго, но по-доброму, помогая мальчику принять свою вину и найти выход из положения. Это образ мудрого, чуткого, решительного старца, наставника и опекуна героя.
Второстепенные персонажи
Будет неправильно не упомянуть второстепенных персонажей этой сказочной истории. Их роль также очень важна для общего развития сюжета. Одним из довольно значимых героев, безусловно, является бабушка Фильки. Если бы она не рассказала мальчику историю про безногого солдата, то, возможно, совесть в ребёнке так и не проснулась бы. Скорее всего, старушка подозревала, о чём молчит её внук, ей оставалось только подтолкнуть мальчика к откровенности. Это говорит об уме и проницательности героини.
Сорока и деревенские жители также упоминаются в истории. Но они не влияют на общую картину развития сюжета, хотя сорока в своём разговоре с воронами утверждала обратное.