какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

«Уроки французского» главные герои

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей. Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ по произведению. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Источник

Характеристика главных героев рассказа В. Распутина «Уроки французского»

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Главные герои

В рассказе «Уроки французского» героем первого плана выступает одиннадцатилетний подросток, он же исполняет роль рассказчика. Распутин дал ему следующее описание:

Мальчик был из очень бедной семьи, в которой частенько не было даже поесть, поскольку все на своих плечах тянула мать. Из-за вечного недоедания он был худой, будто прозрачный. Несмотря на нищенское существование, паренек не пошел воровать, смог остаться честным, справедливым и добрым.

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Он упорно продолжает посещать школу и получать знания, чтобы стать гордостью своей семьи. В подростке чувствуется сила, ведь он никогда не жалуется, не просит помощи. Молодую учительницу поражает его самостоятельность и гордость. Девушка видит, как сильно он хочет есть, поэтому предлагает ему бутерброд, но тот отказывается, чтобы не казаться жалким.

Учительницу из рассказа «Уроки французского» звали Лидия Михайловна. Она была и доброй 25-летней женщиной. Автор дает следующее описание внешности героини:

Лидия Михайловна была городской жительницей из обеспеченной семьи, поэтому ни в чем не испытывала нужды. Она признается, что в детстве была непослушным ребенком, из-за чего приносила родителям немало хлопот. Преподавательница смогла рассмотреть в голодном и тихом мальчике положительные черты, она старается помочь ему выбраться из трудной жизненной ситуации.

Также в роли главного действующего лица выступает мама мальчика. Кроме сына у нее есть еще двое детей. Женщина воспитывает и содержит их одна. Автор наделяет ее волевым характером, силой духа.

Чтобы обеспечить сыну достойное будущее, мать себе в ущерб, ведь некому будет помогать по хозяйству, отдает мальчика в районную школу. Она не бросает его, а по возможности передает еду и небольшие деньги.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» персонажей второстепенного плана также немало. Автор дает им следующую характеристику:

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

В рассказе «Уроки французского» главные герои разные. Распутин создал настоящую галерею персонажей. У каждого из них собственный характер, цель, свои положительные и отрицательные качества. Все они сыграли важную роль в судьбе подростка.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Валентин Распутин написал в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газетном издании «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя была учительница, которая сыграла в его жизни огромную роль. Даже имя героини он позаимствовал у нее.

Эта женщина прочитала творение писателя, оно напомнило ей собственную историю. Она отыскала своего бывшего ученика, при встрече они долго вспоминали, через какие трудности прошли. Все это легло в основу замечательного литературного сочинения. В своей повести Распутин затрагивает много важных тем:

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Проблематика заключается в моральном выборе каждого. Учительница рискует репутацией и работой, играя с мальчиком в азартную игру. Но для нее гораздо важнее помочь ему, пусть и таким не совсем педагогическим путем.

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что, помогая другим, человек помогает себе.

Источник

Кто главные герои рассказа Уроки французского

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

Другие персонажи:

Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

Второстепенные персонажи:

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.

Источник

«Уроки французского» читательский дневник

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Всего получено оценок: 3232.

Всего получено оценок: 3232.

«Уроки французского» – трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.

Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника

Название: Уроки французского

Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Время и место действия

Действие рассказа разворачивается в 1948 году – в тяжёлое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Вывод и своё мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия ради возможности помочь одинокому голодающему мальчику. Её благородный поступок оставил глубокий след в душе ребёнка, который, без сомнения, вырос порядочным человеком.

Главная мысль

Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Толкование непонятных слов

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить, возмущаться.

Притайка — то, что спрятано.

Грамотей – грамотный человек.

Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.

Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Источник

Главные герои «Уроки французского» характеристика и имена персонажей рассказа Распутина

какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Смотреть картинку какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Картинка про какие главные герои в рассказе уроки французского распутин. Фото какие главные герои в рассказе уроки французского распутин

Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Герои произведения Уроки французского

Основные персонажи

Главный герой – мальчик, около 11 лет. Растет в крайне бедной деревенской семье. Регулярно недоедает. Несмотря на некую отстраненность от окружающего мира, замкнутость и диковатость, довольно способный ученик. В свои юные годы уже обладает характером стойкого, справедливого, честного и доброго мужчины. Несмотря на то, что логичнее было бы бросить уроки, паренек не сдается и тянется к новым знаниям. Он очень вдумчивый и рассудительный. Как бы ни было плохо, ученик довольно гордый – он не принимает ничьих подачек.

Мама главного героя – работящая женщина, воспитывает троих детей без мужа. Прокормить их достаточно непросто. Кстати, именно она хочет, чтобы сын получил образование. Ведь, несмотря на бедность, быть эрудированным человеком очень важно. Иногда передает ребенку еду и немного денег – но учитывая материальное положение, получается это «с перебоями».

Лидия Михайловна – учительница французского. Ей около 25-30 лет. Имеет короткие черные волосы. Способна на сопереживание и сострадание. Видит, что происходит с учеником и очень хочет помочь. Однако ей приходится идти на хитрости, ведь просто так продукты питания и финансовые средства ребенок не берет в силу своей порядочности. Достаточно интеллигентна, открыта и честна.

Василий Андреевич – директор школы. Всегда общается громогласным голосом. Поэтому ученикам и педагогам всегда кажется, что он гневается и на всех кричит. Игру учительницы с учеников «в пристенки» посчитал вопиющим фактом и, не став разбираться в ситуации, выгнал девушку с работы.

Второстепенные герои

Дядя Ваня – работящий шофер. Возит в райцентр грузы различного рода. Привозит главному герою продукты 1 раз в неделю. Ничем не примечательный трудяга. К главному герою относится достаточно хорошо.

Федька – сын хозяйки квартиры, где жил основной персонаж. Достаточно подлый малый – ведь ворует еду и мальчика, пока он этого не видит.

Вадик – хитрый и злой парнишка подросткового возраста. Всегда готов унизить тех, кто физически либо морально слабее. Вместе со своим другом, хулиганом Птахой, избивает ребенка, потому, что тот играет в «чику» лучше всех. Однако сам побаивается что-либо свершать, поэтому привлекает более сильного друга – ведь даже если об инциденте станет известно, Вадик надеется «выйти сухим из воды».

Птаха – несмотря на репутацию драчуна и хулигана, парень не имеет своего мнения и слушает своего друга Вадика, который использует его силу в своих целях. Однако сам в этом себе никогда не признается. Ему кажется, что он успешен, и имеет все, чего, как правило, желают мужчины – силу и власть.

Тишкин – ученик, который наябедничал Лидии Михайловне про то, что ее «фаворита» избили Вадик и Птаха. Следит за азартными играми, но не принимает участия. Достаточно «скользкий» и осмотрительный. Оттого кажется слишком уж хитрым. Со стороны кажется, что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот мальчишка «себе на уме», а соответственно уважает и любит только себя.

Другие сочинения: ← История создания рассказа Матренин двор↑ ДругиеИстория жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо →

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей. Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ по произведению. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

СочиненияГлавные герои «Чудесный доктор» характеристика и описание персонажей рассказа Куприна

СочиненияГлавные герои «Господин из Сан-Франциско» характеристика персонажей рассказа Бунина по списку

Как педагог

Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.

Мадам Молокова

Книга увидела свет в 1974 году. Позднее на киноэкраны вышел одноименный фильм Евгения Ташкова. Так получилась, что большая часть жизни Лидии Молоковой была связана с Саранском — переехав сюда из далекой Сибири в начале 60-х, она более 30 лет преподавала французский язык в МГУ имени Огарева. Минувшей зимой Лидии Михайловны не стало. О том, как сложилась дальнейшая судьба героини одного из самых трогательных и щемящих произведений современной русской литературы, корреспонденту «РГ» рассказали ее друзья и родные.

— Я помню ее не такой, — глядя на фотографии Лидии Михайловны, сделанные незадолго до кончины, ее бывшая студентка, а впоследствии — коллега, учительница французского языка саранской гимназии №12 Наталья Шароватова смахивает слезу. — Она всегда была легкой, стройной, элегантной, стремительной, с неизменно прямой осанкой. Мы, студенты, называли ее «мадам»: не по имени-отчеству, а «мадам Молокова». Ей так шло это французское обращение! Кстати, актриса, игравшая в фильме «Уроки французского», внешне очень напоминала ее — такая же худощавая, темноволосая. Знаете, мне до сих пор жаль, что Татьяна Ташкова, исполнительница главной роли в том кино, так никогда и не встретилась с самой Лидией Михайловной. Наверное, она думала, что ее героиня по-прежнему живет в Сибири. А она в то время уже давно работала здесь — в каких-то пятистах километрах от Москвы…

Как могло случиться, что за исключением коллег-преподавателей и нескольких поколений студентов местного иняза, в Саранске, где Лидия Молокова прожила большую часть жизни — почти 40 лет — о ней не знает практически никто?

— Учитель может стать известным лишь благодаря своим ученикам, — вздыхает Наталья Шароватова. — А она упорно не желала, по ее словам, «отблесков чужой славы». И на все вопросы, связанные с книгой, неизменно отвечала: «Это — не я. Это все — не обо мне». О самом же Валентине Распутине всегда вспоминала с теплотой. Сколько раз ей приходилось объяснять, что она никогда не играла с ним в «чику» и «пристенок» на деньги! Это первое, о чем ее спрашивали, когда приглашали в библиотеку на встречу с поклонниками писателя или в школу на классный час. Она всегда говорила, что «Уроки французского» — литературное произведение, а главная героиня в нем — собирательный образ учителя. И рассказ этот вовсе не о ней, а совсем о другом — о вечном…

«Чика», макароны и яблоки

…Родившаяся в 1929 году в московском Орликовом переулке Лида Данилова вряд ли думала, что в дальнейшем ей предстоит объехать едва ли не полмира. Первый раз семье пришлось поменять адрес в 37-м, когда отец — сотрудник наркомата легкой промышленности, чтобы избежать участи сослуживцев, попавших в жернова репрессий, отправился работать в далекое Забайкалье. Школу Лида окончила уже там. А после завершения учебы на факультете французского языка Иркутского пединститута девушке пришлось ехать на работу в настоящий медвежий угол — таежный райцентр Усть-Уда. Здесь ей предстояло учить ребятишек французскому языку. И, конечно, тогда, вышагивая в туфлях на каблуках по пыльной деревенской дороге, молодая учительница с чемоданом в руке вовсе не догадывалась, что этот глухой сибирский поселок станет особой вехой в ее жизни.

Поначалу ей самой пришлось многому учиться — носить воду из колодца, топить печь, колоть дрова. Но труднее всего было перебороть собственные страх и неуверенность. И было от чего: новенькую «француженку» — вчерашнюю студентку — назначили классным руководителем самого «хулиганского» в школе 8 «Б», в котором из 26 учеников 16 были «двоечниками». «Я поначалу боялась их, как черт ладана», — признавалась она спустя годы. К счастью, сами сорванцы — подростки в поношенных ватниках, с холщовыми сумками, глядя на свою всегда спокойную и строгую «классную даму», не догадывались об этом. А вскоре жители Усть-Уды перестали жаловаться директору школы на их выходки — чтобы ребята после уроков не болтались по улицам, Лидия Михайловна организовала для них драмкружок. Через год класс было не узнать: за это время ей удалось не только подтянуть успеваемость, но и подружиться со своими учениками — хотя тогда это считалось «непедагогичным».

Одним из немногих, кто не доставлял Лидии Михайловне хлопот, был Валя Распутин — тихий, скромный мальчик с задней парты. Хотя ему, оторванному от родного дома, в полуголодные послевоенные годы приходилось куда сложнее, чем одноклассникам. И молодая учительница, интересовавшаяся жизнью своих воспитанников, хорошо это знала.

— Мама всегда уверяла, что никакой особой роли в судьбе будущего писателя она не сыграла. Потом, спустя много лет, она даже с самим Распутиным спорила, утверждая, что не посылала ему макароны и яблоки. А он настаивал, что прекрасно помнит об этом… — вспоминает младшая дочь Лидии Михайловны, живущая ныне в Нижнем Новгороде Татьяна Пономарева. — Правда, незадолго до ее отъезда был один случай: ребята решили сделать ей подарок к празднику, но не знали, что выбрать. Тогда они просто собрали деньги. А мама… Знаете, когда ей дарили, к примеру, книгу, она тут же старалась подарить что-то взамен. А здесь — такое… Конечно, отказалась: «Ребята, я не возьму». Те обиделись: «Мы же от чистого сердца! Что же теперь — обратно раздавать. » Тогда она сказала, что ей будет очень приятно, если они помогут однокласснику Вале Распутину — он лежал в больнице… «Да разве он возьмет? Вы же знаете — он у нас гордый, хоть и тихоня». Но мама все же нашла выход: по ее совету, дети сказали, что деньги — от родительского комитета: «Будешь работать — вернешь». Уж не знаю, кто рассказал потом ему всю правду. Знаю лишь, что долг тот он школе отдал…

К тому времени в жизни молодой учительницы произошли важные перемены — там же, в Усть-Уде, она вышла замуж за горного инженера Николая Молокова, и вскоре уехала с ним в шахтерский городок Черемхово.

«Мне никогда не жилось тяжело»

Семейное счастье Лидии Молоковой было недолгим: в 1961-м в дом пришла беда — погиб муж… В 32 года она осталась вдовой с двумя маленькими дочками на руках. Ее родители давно были в разводе, мать перебралась из Сибири к родственникам — в Мордовию. Лидия Михайловна отправилась к ней.

— В Мордовском университете тогда открылась кафедра французского языка, маму взяли на работу. В Саранске нашим первым домом стала комната в преподавательском общежитии на Демократической. Размещались мы там с трудом: старшая сестра Ирина спала на диванчике, а я — вместе с мамой, — рассказывает Татьяна Пономарева. — Но я не помню, чтобы мама когда-нибудь унывала и жаловалась. Наоборот. Уже на склоне лет она как-то сказала мне: «Вот все говорят — «тяжелое время». А мне никогда не жилось тяжело!».

Опускать руки было не в ее правилах. И когда на факультет пришла разнарядка — искали преподавателей для работы в Камбодже — она сразу решила: «Еду!».

— Возможно, это прозвучит нескромно, но мама была очень хорошим педагогом, — продолжает собеседница. — В Институте кхмеро-советской дружбы уже через год ее назначили завкафедрой, хотя там работали преподаватели из лучших вузов бывшего СССР. Ее заслуги были отмечены даже правительством этой страны: она стала командором камбоджийского королевского ордена. Мы с сестрой в тот период жили в Подмосковье, в интернате министерства иностранных дел — там находились дети, родители которых работали за рубежом. На выходные ездили в Москву, весело было, интересно. Но мы, конечно, с нетерпением ждали маму на каникулы…

По завершении командировки в Камбоджу Лидию Молокову послали в Алжир. Там она преподавала в школе кадетов революции — заведении полувоенного типа, где учились дети, чьи родители погибли во время революционных событий. И лишь вернувшись оттуда, она получила, наконец, квартиру на Юго-Западе Саранска.

В маленькой «двушке» на проспекте 50 лет Октября, 38, жили три поколения семьи Молоковых: Лидия Михайловна забрала сюда свою старенькую маму и свекровь, оставшуюся в том самом сибирском поселке Усть-Уда.

— Она до последнего ухаживала за обеими, — рассказывает Наталья Шароватова. — Когда ее спрашивали, зачем взваливать на себя такую ношу, отвечала: «На меня мои дети смотрят…»

«Я знал, что вы отзоветесь»

Последней — и самой запомнившейся — зарубежной командировкой Лидии Михайловны была поездка в парижскую Сорбонну, где она вела практические занятия на кафедре славистики. По иронии судьбы, именно там ей довелось познакомиться с литературным творчеством своего бывшего ученика. О Распутине она услышала на лекции о современных советских писателях. Тут же всплыл из памяти мальчик из далекого сибирского поселка — «неужели тот самый. »

— В Париже Лидия Михайловна часто наведывалась в магазин русской книги «Глоб», что в латинском квартале — в СССР в те годы книги были жутким дефицитом, а там можно было купить буквально все, — говорит Наталья Шароватова. — Роскошные издания, привезенные из Франции, были главным богатством в ее доме. Она «влюбила» нас, студентов, во Франсуазу Саган, от нее мы узнали о Дали — да-да, в то время!

…Тот визит в «Глоб» запомнился Лидии Молоковой на всю жизнь. Во-первых, она познакомилась здесь с блестящим актером Владимиром Ивашовым, который приехал во Францию представлять знаменитый фильм «Баллада о солдате». А во время беседы с Ивашовым к ней подошла продавщица: «Вы интересовались книгами Распутина? К нам поступил его сборник!» Открыв пахнущий типографской краской томик, она пробежала глазами биографию автора, в оглавлении наткнулась на рассказ «Уроки французского», и быстро перелистав страницы, стала читать… «Что с вами?!» — спросил Ивашов, увидев, как лицо собеседницы внезапно покрылось красными пятнами, а в уголках глаз заблестели слезы. А когда та сбивчиво объяснила, в чем дело, почтительно поцеловал ей руку и тоже купил книгу.

Лидия Михайловна написала автору прямо из Парижа, на конверте стояло: «СССР, Иркутск, Валентину Распутину». А через некоторое время получила ответ: «Я знал, что вы отзоветесь»…

Поселок Усть-Уда в то время уже был затоплен водами Братского водохранилища. Но Распутин спас родную школу — писатель помог перенести ее в другое место. Свой поступок он объяснил так: «Мне нужно было вернуть людям добро, которое они сделали для меня».

— Валентин Григорьевич — удивительный человек, с мамой они переписывались много лет, — вспоминает Татьяна Пономарева. — Свои письма он подписывал «Ваш старательный и бестолковый ученик» или просто «Ваш Валя», и постоянно звал ее в гости. Однажды мама воспользовалась его приглашением. Вернувшись, долго рассказывала, с каким теплом встречали ее хозяин и его супруга — милые скромные люди, о настоящем сибирском угощении — пирогах с рыбой, и особом «немещанском» уюте в их доме. Продолжал он писать маме и потом, когда десять лет назад она перебралась из Саранска в Нижний Новгород — поближе ко мне, внучке Кате и правнуку Артему. Кстати, ей писал не только он: многие из тех, кого мама учила когда-то, помнили ее потом десятилетиями. В последние годы она много болела, но, как прежде, жила с улыбкой на лице. Помню день, когда у нее обнаружили раковую опухоль… Мы возвращались домой — и у меня ком в горле стоял, а она даже тогда нашла в себе силы пошутить: «Тяжело женщине с несколькими образованиями»… Когда мама уже не могла писать, Валентин Григорьевич звонил, чтобы справиться о ее здоровье. Простите, мне до сих пор больно говорить о ней в прошедшем времени…

В семье Лидии Молоковой бережно хранят ее архив. В толстой стопке писем от писателя последней лежит телеграмма: «С болью в сердце узнал о кончине Лидии Михайловны, моей дорогой учительницы и мудрой наставницы. Не стало её, и тяжесть до конца моих дней легла на сердце и душу. Поклонитесь ей в последние минуты и от меня тоже»…

Лидия Михайловна Молокова скончалась 22 декабря 2011 года. Ее старшая дочь Ирина живет в Киеве, младшая — Татьяна — в Нижнем Новгороде. Внучка Екатерина, унаследовавшая от бабушки любовь к языкам, живет в Нью-Йорке и работает переводчиком в ООН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *