какие гласные в безударных слогах требуют проверки 1 класс
Безударные гласные в корне слова
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Как проверить слова с безударными гласными в корне?
В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
1) Проверяемые безударные гласные
Для безударных гласных в корне действует правило:
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.
2) Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.
Чаще всего такие слова являются иноязычными.
3) Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.
Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).
Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.
Правило
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:
яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.
Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?
Как подобрать однокоренное (родственное) слово?
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.
При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.
Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».
Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять
Оказывается, проверять надо не только ударением.
Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.
Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.
Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.
Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.
А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.
Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.
Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.
Какие они бывают
Выделяется три типа:
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.
Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе
Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].
Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.
Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].
Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.
Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?
Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:
Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.
Немного теории из высшей школы
В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.
Все слоги в словах делятся на четыре группы:
Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.
В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.
Теперь разбираемся с безударными гласными.
О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).
О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].
Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/\ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/\ва’н].
Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]
Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].
Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].
Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.
Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:
Заключение
Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Проверяем написание гласных и согласных.
Слово, проверяема гласная, непроверяемая гласная, словарное слово, словарь русского языка, правописание, согласная, парные согласные, звонкие и глухие согласные.
Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне; а также проверять глухие и звонкие согласные в корне и на конце слов, смогут с помощью орфографического словаря находить правильное написание слов..
Основное содержание урока
1. подбор родственных слов: возду́шный — во́здух;
Слова появляются под диктовку диктора
соли́ть — соль; закрепи́ть — кре́пкий; возду́шный — во́здух; весёлый — ве́село; зелене́ть —зе́лень, зелёный;
2. изменение формы слова:
Следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.
Под слова диктора появлется ряд словосочетаний:
А каким образом можно изменить слова?
блузка – блузки – (нет) блузок
шляпка – шляпки – (нет) шляпок
Разбор типового тренировочного задания
Слова с проверяемой безударной
Слова с непроверяемой безударной гласной
Урок русского языка в 1 классе. Тема» Распознавание в словах ударных и безударных гласных
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка в 1 классе
Ф.И.О.(полностью) Щучкина Ирина Алексеевна
Предмет начальные классы
Тема урока Р аспознавание в словах ударных и безударных гласных
Дата проведения 16.04.2018г.
Базовый учебник Русский язык. Учебник для 1 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цель урока : распознавать и сравнивать гласные звуки и буквы в ударных и безударных слогах, объяснять особенности гласных звуков.
Обучающие: формировать первичные навыки подбора проверочных слов и представление о том, что обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, орфографическую зоркость, умение делать выводы, работать с ЭОР, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Тип урока : урок открытия нового знания (ОНЗ).
Формы работы учащихся : фронтальная, парная, индивидуальная.
Технологии : Проблемно – диалогическая технология, технология сотрудничества
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе.
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию.
Организационный момент (слайд № 1)
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку.
Мотивация к учебной деятельности. Чистописание.
— Какой сейчас урок? ( русский язык ) (слайд № 2)
— Чему мы учимся на этом уроке? ( красиво и грамотно писать )
— Какой сегодня день, месяц? ( 16 апреля)
16 апреля по народному календарю – день Никиты – водопала . С этого дня начинается бурное таяние снега.
— Запишите число в тетрадях.
— Назовите буквы, которые вы видите на экране. (слайд № 3)
— Как называются эти буквы? ( гласные)
а о и е я ё
— А остальные гласные какие? ( Гласные, требующие проверки в безударном положении )
Ребята, сегодня я прошу вас вспомнить некоторые понятия русского языка:
— Выделение слога силой голоса….. ( ударение)
— Значки для записи звуков…….. ( буквы)
— Звуки, которые образуют слог ………. ( гласные)
— А произносим и слышим …………. (звуки)
— Самый главный слог в слове …………. (ударный)
— Все эти понятия очень пригодятся нам на уроке
— Ребята, к нам в класс из леса прилетела гостья.
Отгадайте кто она, прочитав загадку
— Совы — птицы очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
Совы расселены по всему свету, их можно найти везде: и на морском берегу, и в горах, и в пустыне, и в степи, и даже в городах.
— Запишите слово Совы , поставьте ударение. А рядом запишите слово сова
— Сравните произношение первых слогов в этих словах.
— Что заметили? ( Безударный гласный произносится не так, как написан, т.е. менее отчётливо)
— Возникла проблема: какую гласную писать в безударном и в ударном слоге ?
Безударный гласный звук (слайд №7)
Причиняет много мук.
— Почему причиняет много мук?
— Так чем же мы сегодня будем на уроке заниматься? Поделитесь со мной своими предположениями.
— Значит цель нашего урока… (открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами изучать! (слайд №7)
— Гласные под ударением ( ударные) находятся в сильной позиции, а гласные без ударения ( безударные ) – в слабой позиции.
— Понаблюдаем за словами:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Работа в парах. — Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения ( на карточках )
— Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.
— Чем же необычны эти предложения? ( пропущены буквы)
— Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
( Проверка у доски (устно) – 2 ученика )
— Как проверить безударный гласный?
— Оцените работу ребят. Правильно или нет? (« зажигают светофорчики»)
IX . Физминутка для глаз. (слайд № 13)
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона ) ( слайд № 14)
Семечки ворует. ( воробей) ( слайд № 14)
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его. (медведь) ( слайд № 15)
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц) ( слайд № 15)
1. Волина В.В., Учимся играя. – Москва: «Новая школа», 2014.
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:
3. Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е.,Контрольные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2017.
4. Коллекции Microsoft Office (аплодисменты, звук телефона).
5. Стадник М. В., Презентация «Имя существительное»: