какие гласные смягчают твердые согласные
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.
Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я, например:
Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
В русской фонетике мягкий знак не обозначает звука, а является графическим значком, который употребляется на письме для обозначения мягкости согласных, выполняет разделительную функцию между согласными и гласными (серьёзный, сватья, друзья, птичье), а также служит для обозначения некоторых слов, например:
Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например:
ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бараба нщ ица.
Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости парного согласного в следующих случаях:
1. после буквы «л»
стекольщик, львиный, льняной, нельзя;
2. перед буквами, обозначающими твердый согласный
крыль ц о, толь к о, бельмо;
3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым
Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, обозначают в слове два звука в определенной фонетической позиции:
1. в абсолютном начале слова
3. после других гласных
Гласные, смягчающие согласные (таблица)
В фонетике русского языка четко выражено влияние одних звуков на другие. Влиятельными звуками являются в основном гласные, которые делают согласные мягкими, смягченными, влияют на длительность или звонкость звука. Иногда это влияние отчетливо слышно во время произношения слова — мягкие звуки так и просятся на язык. Но в некоторых случаях легко сделать ошибку как при произношении слова, так и при попытке записать его транскрипцию.
Смягчающие гласные
Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:
Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.
Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:
я | яблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца] |
ю | юрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый] |
ё | ёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный] |
е | лежать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и] |
и | лис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’] |
Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель [уч’ит’ил’], рьяный [р’й’аный], бегать [бегат’].
Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: [т’в’ердый]. Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня [бас’н’а], стекло [с’т’икло], гвоздик [гвоз’д’ик].
Какие согласные не смягчаются
В русском языке есть несколько согласных, которые не поддаются влиянию любых гласных:
В то же время, согласные «ч» и «щ» будут звучать мягко независимо от соседних звуков:
Таким образом, при фонетическом разборе и транскрибировании слов, необходимо учитывать, что череда гласных «а», «у», «о», «ы», «э» никак не влияет на соседние звуки, а такие гласные как «я», «ю», «е», «ё», «и» смягчают согласные. И кроме того, «ь», технически не являющийся ни гласным, ни согласным также делает соседние звуки мягкими. Также не стоит забывать, что звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а согласные «ч» и «щ» — наоборот, никогда не теряют мягкости.
Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Какой звук стоит после согласного:
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Русский язык
План урока:
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Наш поезд прибыл на станцию №1. Но здесь случился переполох! Вместе с нами в поезде ехали согласные звуки. На вокзале им нужно пересесть: мягким согласным в автобус с мягкими сиденьями, а твёрдым – в автобус с твёрдыми сиденьями. Возле автобусов находятся гласные звуки. Ориентируясь на них, согласные должны занять места.
Но мягкие и твёрдые согласные звуки забыли, к каким гласным идти.
Поможем им? Чтобы решить задачку, надо вспомнить, какие гласные смягчают согласные, а какие делают их твёрдыми.
Согласные всегда твёрдые, если за ними пишутся буквы А, О, У, Ы, Э. Например: вата, мост, куртка, выдра, мэр.
Согласные звуки будут мягкими, если за ними следуют буквы Е, Ё, И, Ю, Я: лес, пёс, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко [л’], [п’], [м’], [к’], [т’].
А теперь посмотрите на картинку и сделайте правильный выбор.
Мы помогли согласным звукам. Но почему же к нам направляется этот важный профессор? Он, наверное, хочет что-то сообщить.
Ну, что ж, ребята, сделаем выводы:
Закрепили правила? Поезд сигналит об отправлении, нам пора в дорогу!
Роль Ь и Ъ в русском языке
Сделаем остановку на станции «Исторической» и отправимся в гости к друзьям: мягкому и твёрдому знакам.Они похожи внешне, только у Ъ имеется небольшой хвостик. Значение у них разное. Буквы сами объяснят, почему не имеют звуков, и какую роль выполняют в языке.
Давайте сначала послушаем, что расскажет Ь.
А теперь послушаем рассказ Ъ.
Ребята, звуки записывают с помощью букв. В ряде случаев произнесение слова и его буквенная запись не совпадают. Слово может содержать звуков больше, чем букв: в слове «ёлка» 4 буквы, но 5 звуков, ё – йотированная гласная буква, даёт два звука – [й’], [о]. Другие примеры:
1) «грузчик» – букв 7, а звуков 6, потому что 2 буквы «з», «ч» произносятся как 1 звук «щ»;
2) «мать» – 4 буквы, но 3 звука, потому что Ь звука не имеет;
3) «подъезд» – 7 букв, 7 звуков, при этом Ъ звука не имеет, а буква «е» даёт 2 звука [й’], [э].
Чтобы определить количество звуков в слове, их произношение, делают транскрипцию: записывают звук в квадратных скобках[ ]. Обязательное условие:писать звуки,как они слышатся:семья – [с’им’й’а], телефон – [т’ил’ифон], лень – [л’эн’], батальон – [батал’он].Запятая, которая ставится сверху справа от согласной, –знак мягкости звука.
А как же быть с мягким знаком? Если в слове есть мягкий знак, он переносится вместе с согласным. Например, слова: мальчик, зорькас мягким знаком в середине слова для переноса с одной строки на другую делим так: маль-чик, зорь-ка. Аслова с Ь на конце: апрель, бежать разделим для переноса вот так: ап-рель, бе-жать. Мягкий знак присоединяется при переносе к предшествующему согласному.
Запомнили? Тогда двигаемся дальше.
Чем отличаются звуки [Й] и [И]
Внимание! Поезд прибыл на станцию «Исследовательская»! Здесь мы станем настоящими сыщиками, как известный Шерлок Холмс. Скажите, ребята, какими качествами он обладал? (наблюдательность, внимание, хорошая память).
Эти качества и нам пригодятся.
Исследование №1. Прочитайте загадки и назовите, с какой буквы и звука начинаются отгадки.
Мы коричневым раствором
Мажем локти и коленки
Димке, Кате и Егору,
Пете, Маше, Васе, Ленке.
И теперь любой поймет,
Что лекарство – это…(йод)
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой…(игрушки)
По утрам его съедаю.
Вкус фруктовый обожаю.
С вишней и с клубникой,
С персиком, черникой.
Ждёт меня подружка:
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт… (иголка)
Ответ: в первой и третьей загадке отгадки начинаются с буквы и звука [Й], во второй и четвёртой – с буквы и звука [И].
Исследование №2. Посмотрите на две буквы: Й, И. Что у них общего? Чем они отличаются?
Ответ: они похожи по написанию, но Й имеет сверху чёрточку –знак кратности.
Исследование №3. Вспомните информацию, полученную на предыдущих уроках: какой из звуков [Й],[И] является гласным? Какой согласным?
Верный ответ: [Й] согласный звук, образуется с помощью голоса и шума.[И]–звук гласный, образуется с участием одного голоса.
Исследование №4. Ещё раз потренируем память: звук [Й] имеет пару? Он твёрдый или мягкий?
Прав тот, кто ответил: звук [Й’] не имеет пары и всегда мягкий. В транскрипции он помечается запятой – знаком мягкости: воробей – [вараб’эй’],буйвол – [буй’вол].
Исследование №5. Вспомните правило: гласные образуют слоги, согласные – нет. В слове столько слогов, сколько гласных букв: дуб – 1 гласная, 1 слог;паль-ма – 2 гласные, 2 слога; ма-ши-на – 3 гласные, 3 слога.
Слог может состоять из одной гласной, из одной согласной– нет: о-де-ко-лон, а-на-нас, о-стров.[Й]– согласный, поэтому слог из одного[Й] не состоит. Он присоединяется к предыдущему или последующему гласному: мо-ло-дой, ай-ва, ко-фей-ник, йо-гурт.
Примените это правило по отношению к словам: лейка, игла, поймал, иду, йога, вилка. Разделите слова на слоги.
Проверьте себя: лей-ка, иг-ла, пой-мал, и-ду, йо-га, вил-ка.Назовите слово, в котором слог состоит из одной гласной (и-ду).
Исследование №6. Вам даны слова в единственном числе: строй, попугай, герой. Образуйте от них слова множественного числа.
Что получилось? Сверьте с верным ответом: строй – строи, попугай – попугаи, герой – герои.
Что заметили в каждой паре слов? Если в единственном числе слова, которые обозначают предметы, оканчиваются на – й-, то во множественном числе на конце слова появляется – и-.
Ребята, выучите правило переноса буквы Й: его не отрывают от предшествующей буквы. Например: вой-на, мой-ка, не бой-ся, све-жий. Если Й – первая буква в слове, то переносится с последующим гласным: страна Йе-мен.
Наш багаж знаний пополнился. Нам надо поспешить!
Занимательная игротека
Ребята, мы оказались в последнем пункте следования. Станция «Игротека»! Вам предстоит выполнить различные игровые задания по русскому языку. Приступим?
Задание 1.
Распределите слова по столбикам по количеству слогов: лиса, щи, гайка, затейник, зной,игла, волейбол, бой, афиша,Мойдодыр, изюм, индейцы, чай.
Задание 3.
Посмотрите на картинки, какие слова они означают? Запишите транскрипции этих слов, обозначьте мягкость согласных звуков в схеме.
Ответы:[к’ит],[ч’ай’ка], [к’ив’и], [трамвай’].
Задание 4.
Прочитайте предложения. В словах, выделенных красным цветом, проверьте: правильно проведено деление слова для переноса с мягким знаком? С буквами И, Й?
Маша порезала па-ль-чик. Старший брат смазал ранку й-о-дом. Мама пришла с работы и похвалила Иго-ря. Родители поговорили сМа-шень-кой.
Ответ: верными являются 3 и 4 пример.
Наше путешествие завершилось! Вы получили новые знания, и пора проверить, что вы поняли и запомнили. Предлагаю пройти тестирование.