какие глаголы оканчиваются на ться
«Тся» и «ться» в глаголах
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Видеоурок
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
2. Способствовать развитию умений анализировать свою деятельность, самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание;
3.Создать условия для воспитания интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, интереса к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
2. Способствовать развитию умений анализировать свою деятельность, самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание;
3.Создать условия для воспитания интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, интереса к предмету.
Оборудование (средства): презентация, конверты с заданиями, карточки «урок», «тема урока», учебник.
Прозвенел уже звонок
Кто готов начать урок? (повесить слово урок на доску)
На уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
И тогда не робей, думай, отвечай смелей.
— Что мы делаем на уроке русского языка? Назовите слова, которые обозначают действия на каждую букву слова УРОК.
р (работаем, рассуждаем)
о (отвечаем, оцениваем)
— Предложенные вами слова относятся к какой части речи?
— Почему вспомнили именно об этой части речи?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
— Что называется глаголом?
— Что такое неопределённая форма глагола?
-Как изменяются глаголы в форме настоящего и будущего времени?
-Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания глагола?
-Какие глаголы – исключения относятся ко II спряжению?
б). Актуализация знаний.
Прочитайте слова, разбейте их на 2 группы.
Трудится, трудиться, синица, учится, учиться, ученица, улица.
— Что интересного вы услышали в этих словах? (на конце слов слышится [ца])
— В каких словах слышится [ца] и пишется ЦА.
— Что в них общего? К какой части речи они относятся?
— Какой частью речи являются остальные слова? (глаголы)
-Что вы заметили в написании этих глаголов? (слышится [ца], а пишется ТСЯ или ТЬСЯ)
тся ться (при написании помним об осанке, высоте и соединении букв)
г). Постановка темы и цели урока.
-Запишите глаголы парами.
— Какие вопросы возникли при написании этих глаголов?
— Как вы думаете, какая тема урока?
— Для чего нам надо изучать данную тему? (чтобы писать грамотно глаголы)
III. Этап усвоения новых знаний.
-А на какой вопрос отвечают остальные глаголы? Что мы можем про них сказать? Какой вывод сделаем?
Вывод: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
а). Работа с учебником.
— Сравните наше открытие с правилом в учебнике на с. 78
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
б). Составление алгоритма.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Упр.121, с.79 (с комментированием у доски)
— Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Подняться, потянуться, прогнуться, разогнуться).
— Запишем их в столбик
— Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)
— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.
Поднимется, потянется, прогнется, разогнется.
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.
Собака сердит…ся и рычит на кошку.
Катя учит…ся на одни пятёрки.
Мне очень нравится учит…ся в школе.
Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.
Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.
в). Словарная работа.
— Ребята, как называются слова, не проверяемые ударением? (словарные)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
— В толковом словаре найдите значение слова велосипед. (транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой ездока через ножные педали)
— Подберите однокоренные слова: велосипедик, велосипедная.
в). Самостоятельная работа.
— А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбираете 1 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
V. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Упр. 124, с. 80, придумать и записать по 5 слов на изученное правило (по желанию).
VI. Итог урока. Рефлексия.
— Какую цель ставили перед собой на уроке?
— Достигли ли мы цели?
— Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.
Сейчас я буду читать глаголы, а вы должны поставить «+» в нужную клеточку. Можете пользоваться алгоритмом.
Учиться, расстилается, собирается, ошибаться, трудиться, слышится.
Конспект урока: Написание слов, которые оканчиваются на ца, тся, ться
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Написание слов, которые оканчиваются на ца, тся, ться
Мотивация к учебной деятельности.
-Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Подчеркните изученные орфограммы.
Ребята, нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными.
— Хотите открыть новые тайны русского языка?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол)
— С какой частью речи мы работаем последние уроки?
-Вспомните, что вы знаете о глаголе.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Как изменяется глагол?
-Чем является чаще всего глагол в предложении?
-Что такое возвратные глаголы?
-Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы.
-Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?
-Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе?
На доске: Сп вр ли ро чи (доска)
-Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны?
— Пропишите буквосочетания в тетрадь.
Задание для пробного действия.
— Послушайте слова: Сини[ца], пти[ца], купае[ца], купа[ца], улыбае[ца], переноси[ца].
— Что интересного услышали во всех словах? ( в конце слов слышим ца)
— Раскройте скобки, запишите слова (цепочкой по одному выходят и записывают на доске или вызвать двух учащихся).
— А теперь посмотрите, это же задание выполнила я: синица, птица, купается, купаться, улыбается, переносица, переносится.
Выявление причины затруднения.
— Сверьте написание слов с доской.
-У кого есть? В каких словах?
Что получается? Задание было одно, слова одинаковые, а написали по-разному. Почему допустили ошибки? Чего вы не знаете? (мы не знаем правила написания таких слов)
Формулировка учащимися цели урока.
-Сформулируйте цель урока. ( познакомиться с правилом написания слов, которые оканчиваются на ца, тся, ться с мягким знаком, составить алгоритм или схему, научиться грамотно писать слова, пользуясь алгоритмом или схемой)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Сейчас я вам предлагаю поработать по карточкам в группах, самим найти способы действия (вывести правило)при написании слов, вывести правило.
— Распределите данные слова в три столбика. Действуйте строго по плану:
1. Задайте к словам вопрос.
2. Определите часть речи.
3. У глаголов определите форму.
4. Сделайте вывод, когда в словах пишутся ЦА, ТСЯ, ТЬСЯ.
Учится, учиться, ученица, трудиться, трудится, синица, улица, искупаться, искупаются.
Реализация построенного проекта.
А) Проверка задания (дети говорят, учитель фиксирует на доске)
— Какие слова выписали в первый столбик?(ученица, синица, улица)
— Какие слова записали во второй столбик? (учится, трудится, искупаются)
— Почему? (это глаголы (3 лица), они отвечают на вопрос что делает? что делают?) Какие местоимения можно подставить к этим вопросам?
— Какие слова записали в третий столбик? (учиться, трудиться, искупаться)
— Почему? (это глаголы неопределённой формы, они отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
— Сделайте вывод: когда в словах пишутся ЦА, когда ТСЯ, а когда ТЬСЯ с мягким знаком?
По результатам выводов заполняется схема.
кто? что? что делать? что делает?
что сделать? что делают?
б) Сверка с эталоном по слайду.
6 слайд (схема на слайде)
Если слышится ца на конце, нам нужно понять сущ. Это или глагол. Если слышим на коне слово ца
Есть 2 способа(по вопросу, по форме)
Определяем часть реи( если суш пишем а, если гл то мы должны проверить нужен ь знак или нет, проверить можно 2 способами:
Если есть ь в вопросе ь знак пишем….
2 сп. Если гл в неопр флрме пишем с ь знак
6. Первичное закрепление во внешней речи
— А сейчас, пользуясь алгоритмом, выполним задание по карточке
— Выполним сейчас самостоятельную работу, будем. Пользуемся схемой.
7 Слайд(задание на слайде, у др карточки)
Друзья( ______________) познают____ся(________) в беде (на доску как первая строка)( Друзья что делают познаются, в вопросе нет мягкого знака значит познаются пишем без мягкого знака, если они познаютс яэтог глагол 3 лиа, а в 3 лие ь не нужен).
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)( трус своей тени что делает боится? В вопросе нет мягкого знак значит
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать
Самостоятельная работа с самопроверкой по доске.
Я вам буду читать словосочетания, внимат слушайте, задаете к глаголу вопрос и по вопросу определяем нужен ь знак или нет.
Запираться на засов (что делать?)
Появляется туман (туман он появляется 3 лицо
Собирается в дорогу
Надо заботиться о здоровье
— Зафиксируйте результат работы.
8. Включение в систему знаний (устная работа)
— Прочитайте слова. Слайд
— Что общего? Чем отличаются?Лпределите какой частью оечи явл каждое слово?
Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!
Переносица – переносится (переносица оканчивается на ца значит это сущ. Переносится оканчивается на тся вопрос что делает значит это глагол)
— Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? (хорошо сосотавить сочетания, чтобы понять
-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
(Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится)
Подобрать слова по типу: переносится- переносица ( обратиться к упражнению, которое выполнялось в начале урока)
10. Рефлексия деятельности на уроке.
— Наш урок подошёл к концу.
Скоро прозвенит звонок,
Подошёл к концу урок.
Каждый что-то сделать смог.
Подведём теперь …. (итог).
Рефлексия по вопросам:
— Какую цель ставили на уроке?_____________________
— Достигли цели? (Да, мы открыли правило, составили схему, работали по схеме)
Оценить то, как вы усвоили материал
— Я не допустил ни одной ошибки.
— Я ошибался 1-3 раза.
— Я ошибался более 3 раз.
— Я не понял материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-198330
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Правописание ться и тся в глаголах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ urok_russkogo_yazyka_0 (1).docx
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»
обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Личностные : формировать интерес к учению.
Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные : уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.
Методы: словесный, мотивации учебной деятельности.
Форма деятельности: чтение учителем стихотворения.
Методические приемы и их содержание: игровой прием.
Средства обучения: образные представления.
Способы организации деятельности: фронтальный.