какие гитары использовал курт кобейн
Как Курт Кобейн модифицировал свою гитару
Сохранить и прочитать потом —
Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».
Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?
Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?
Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.
За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).
… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:
Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.
Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.
Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.
Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.
Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.
Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.
Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.
Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.
Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.
Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.
Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.
Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».
Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.
Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).
Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.
Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.
В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.
Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.
Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (микросхема с тремя переключателями) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.
Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.
У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.
На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan ’59 или, когда на деку какого-нибудь Strat’а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).
Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были сделаны из розового дерева, которое ему нравилось больше, чем клен.
Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.
Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.
Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (примерно 60 сантиметров) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.
Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.
Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.
Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель ’69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).
Гитарный стиль Курта Кобейна
Курт Кобейн–известный американский певец, автор песен и музыкант. Наиболее известен как гитарист и фронтмен рок-группы Nirvana. Кобейн запомнился как один из наиболее культовых и влиятельных рок-музыкантов в истории альтернативной музыки.
Среди родственников Курта Кобейна было немало увлеченных музыкой людей. Дядя по матери Чак Фраденбург и тетя Мари Эрл были профессиональными музыкантами и играли в музыкальных коллективах. А его двоюродный дедушка Делберт был известен как ирландский певец тенор. Сам же Курт изначально не получил музыкального образования.
Достоверно не известно были ли у него учителя по гитаре. К своему умению играть на гитаре он относился весьма скромно. Это видно из интервью в 1994 году журналу Fender Frontline: “Удовольствие в самом процессе. Я первый признаю, что я не вирутоз. Я не могу играть, как Сеговия. Обратной стороной является то, что Сеговия, скорее всего, никогда не играл как я».
Курт принадлежал к поколению музыкантов альтернативной волны рока. В отличие от главных рок-течений восьмидесятых эти группы продолжали играть рок, но в то же время искали новый имидж и звучание. Группа Nirvana в начале девяностых стала флагманом альтернативного или независимого рок движения. Прославленный коллектив возник не на пустом месте, у них было много предшественников, например такие группы как: Mudhoney, Tad, Sonic Youth, Butthole Surfers, The Dan Reed Network, Soundgarden и др.
Музыку группы Nirvana всегда можно отличить по невероятной экспрессии и своеобразному звучанию. На примере некоторых композиций мы попытаемся разобраться в особенностях стиля игры гитариста и автора большинства песен группы Курта Кобейна.
Когда вы смотрите живые выступления группы, то первое что бросается в глаза это то, как Курт зажимает пауэр-аккорды. В англоязычной рок-терминологии существуют такое понятие как «power chord». Это аккорд, который состоит из основного тона и квинты. По своей сути это интервал. Но в рок и эстрадной музыке принято это созвучие рассматривать как трезвучие с пропущенной терцией. Отображается он следующим образом: к букве, обозначающую основной тон прибавляется цифра 5, например A5 или F5. Не стоит забывать, что раз у аккорда пропущена терция, значит непонятно мажорный он или минорный, стало быть обозначения Am5 попросту быть не может. Есть несколько аппликатурных разновидностей этого аккорда.
В теории музыки есть определение такому аккорду – это аккорд с задержанием, обозначается приставкой sus после буквенного обозначения тона, от которого аккорд построен. Например, Fsus4 или Аsus2. Конечно же, можно предположить, что Курт не владел теорией музыки, и этот аккорд он нашел «случайно», это своего рода «неправильный» пауэр аккорд. Его отчётливо можно услышать во вступлении знаменитой песни “Smells like teen spirit”.
Еще Курт необычно зажимал аккорды Е и G. Посмотрим это на примере песни “About a Girl”.
Точно такая же техника игры аккордов E5-G встречается и в песне “Rape me”.
Любопытен тот факт, что Курт не зажимал аккорды с баррэ традиционным способом, когда первый палец зажимает шесть или пять струн, а остальные пальцы ставятся на нужные лады. Как правило, первым пальцем он зажимал ноты на басовых струнах, а остальные ноты аккорда он зажимал третьим или четвертым пальцем.
Вопреки расхожему мнению в песнях эпохи стиля грандж встречались соло довольно часто. Практически в каждой песне Курт Кобейн играет соло. С академической точки зрения технически и музыкально они звучат достаточно примитивно. Но мы постараемся разобрать некоторые из них непредвзятым взглядом и выявить интересные музыкальные находки. Довольно часто Курт играл соло аккордами, а также в интервал. Также часто в соло используются открытые струны остинатным образом. Для примера возьмём соло в композиции «About a girl». Начинается с низкого регистра, затем мелодия плавно поднимается наверх по звукам пентатоники и в самом верхнем регистре мелодия усиливается параллельными звуками.
Соло в песне “School” пожалуй можно назвать наиболее виртуозным. Оно исполнено в импровизационной манере и наполнено безумным драйвом. Здесь встречаются разнообразные бэнды, глиссандо и прочие технические приемы. Соло плавно вытекает из ритмического рисунка главного риффа и по мере своего развития обретает блюзовый характер звучания.
Соло в песне “Smells like teen spirit”.
Соло в песне “Come as you are”.
Во многих песнях Курт играет короткие мотивы на гитаре с дублированием их голосом. Как правило, это различные выкрики, возгласы и т.д. Например, это можно услышать в бридже в песне «Smells like teen spirit».
Или в песне «Stay away» есть небольшие вставки в припеве.
А также этот же мотив в изменённом виде встречается ещё раз в бридже.
В припеве «Heart-shaped box» многократно повторяемые гитарные бенды гармонично вписываются в музыкальную ткань песни временами образуя с мелодией вокала параллельные интервалы.
Рифф в песне “All apologies”.
В среде музыкантов стиля гранж была популярна гитарная примочка BOSS DS-2, которая определяла характерный перегруженный звук музыки.
Курт был мастером издавать невообразимые шумовые эффекты из гитары. Подобная манера игры согласовывалась с общей эстетикой стиля грандж. Образование громкого и звенящего звука происходит как правило если гитара находится слишком близко к комбику или монитору. Происходит обратная связь: звук повторным образом считывается через звукосниматель электрогитары и сигнал отправляется в колонку. В рок-терминологии есть специальный термин для этого эффекта, называется он «feedback».
Курт Кобейн вошел в историю музыки как уникальный музыкант и яркое явление в музыкальной культуре девяностых. Его голос называли «голосом поколения». Его пение также как и манера игры на гитаре покоряли сердца миллионов слушателей по всему миру.
NIRVANA. ЧТО СТОИТ ЗА ЗВУКОМ ЛЕГЕНДЫ
Задача нашей статьи, попытаться понять из каких элементов состоял звук Курта и всей группы Nirvana, ведь это звучание не только оказалось способным «поставить на уши» миллионы поклонников, но и стало определяющим для развития одного из самых популярных жанров в музыке – а именно Grunge.
Начнем мы, конечно, с гитар
Курт Кобейн был левшой, поэтому, как правило, он использовал левосторонние инструменты, однако далеко не всегда. Нередко он брал обычную правостороннюю гитару левым хватом и переставлял струны. Поэтому среди его любимых инструментов можно встретить как правосторонние, так и левосторонние гитары.
По сути, любовь Курта к гитарам ограничивалась брендом Fender и двумя моделями: Mustang и Jaguar. Первым, заслуживающим упоминания Mustang, была модель 1969-го года Lake Placid Blue „Competition“ Mustang, серийный номер F279651. Серия Mustang Competition выпускалась с 1968 по 1973 год, инструменты этой серии легко узнать по трем «гоночным» полоскам на корпусе. Эта гитара использовалась в записи альбома Nevermind и ее можно видеть в клипе «Smells Like Teen Spirit».
На этом фото не оригинальная гитара Курта, но максимально похожая на нее. Судьба оригинальной гитары точно не известна. По одной из версий, она висит на стене Hard—Rock Cafe в Австралии, но исследователи биографии Кобейна сомневаются в оригинальности представленного там инструмента.
Еще одним популярным Fender Mustang в руках Курта стал Fender Mustang Sonic Blue c полноразмерным хамбакером в бридже. На самом деле, этих, абсолютно идентичных инструментов, было три, но на концертах (в туре in Utero) использовались только два из них, а третий Курт даже ни разу не достал из коробки. Конечно, это далеко не весь перечень гитар Mustang, которые использовал Курт. Все их просто невозможно охватить в рамках данной статьи.
Что касается гитар Jaguar, то абсолютно необходимо выделить гитару 1965 Sunburst Red faded Jaguar, серийный номер 95747. Эту гитару можно видеть во время тура 1991 года (эпоха Nevermind) и слышать на записи этого же альбома. Этой гитаре не повезло несколько раз сорваться с ремня и удариться об сцену, из-за чего на корпусе образовалось несколько характерных повреждений. Гитара была скрупулезно воссоздана Fender и запущена в серийное производство. В частности, ее можно приобрести в магазине «Музторг».
Особенности данного инструмента:
• Специально состаренные корпус из ольхи и элементы электроники
• Накладка грифа с перламутровой инкрустацией
• Головка грифа типа Stratocaster с логотипом в стиле 1950-х
• Кастомная система контроллеров звук-звук-тембр
Fender Stratocaster и Telecaster
Помимо бесчисленных Mustang и Jaguar, Курт нередко использовал Fender Stratocaster, причем предпочитал модели японского производства из-за более низкой стоимости (а Кобейн, как мы помним, весьма любил разбить гитару во время концерта). Он предпочитал инструменты со звукоснимателями-синглами, хотя встречались среди его Stratocaster и инструменты с хамбакерами. Наиболее близко к Stratocaster Курта, из тех инструментов, что производятся сегодня, подошел Fender American Standard Также в начале 1994 года Курту прислали санберстовый Telecaster, который использовался во время тура In Utero. Сегодня максимально близкая модель к тому телекастеру, это, пожалуй, Fender American Telecaster
Что же касается знаменитой гитары Jag-Stang, которая тоже по праву считается одной из любимых гитар Кобейна, то с ней ситуация следующая: Как мы уже выяснили, Кобейн всегда любил Fender Jaguar и Fender Mustang. И когда представители компании предложили ему создать свою собственную модель, он попросту взял фотографии этих двух инструментов, разрезал их пополам, после чего склеил две половинки от разных инструментов вместе. После согласования всех спецификаций для Курта было изготовлено всего два инструмента Jag-Stang, а вручен и вовсе всего один, на котором музыкант играл некоторые шоу тура 1993-го года. Это инструмент голубого цвета. Мастером, ответственным за этот проект в Fender Custom Shop был Ларри Брукс. По его словам «Мы как раз занимались упаковкой красного Jag-Stang для отправки его Курту, когда узнали печальную новость». После чего инструмент Jag-Stang Fiesta Red занял место в музее Fender. А Jag-Stang Sonic Blue, на котором Курт успел отыграть несколько концертов, его вдова Кортни Лав подарила гитаристу R.E.M. Питеру Баку. Его можно наблюдать в клипе на песню R.E.M. “What’s the Frequency, Kenneth?”, причем, Питер держит его правосторонним хватом. Таким образом, Fender Jag-Stang хоть и является детищем Курта Кобейна, в полной мере его гитарой так и не стала, поиграть на ней он в полной мере не успел. Сегодня эта модель не производится. На рынке вы можете найти издания 1995-1999 либо 2003-2005 годов, однако есть шанс, что рано или поздно Fender вновь вернется к этой гитаре.
Педали обработки звука Курта Кобейна
В качестве основной педали Distortion во время концертной и студийной работы эпохи альбомов Bleach и Nevermind, Курт использовал педаль BOSS DS-1. Настройки педали при этом были следующие: Level – максимум, Tone – в районе 11 часов, Distortion – в районе 1-2 часов на студии, и максимум на концерте. Педаль эта использовалась до февраля 1992 года, после чего Курт стал использовать более новую версию BOSS DS-2. Настройки педали остались приблизительно теми же. Еще через некоторое время лидер Нирвана перешел на знаменитый Sans Amp Classic, который сегодня не производится. Для некоторых студийных сессий использовался MXR Distortion Для создания эффекта хорус Курт часто использовал известную педаль Electro-Harmonics Small Clone. Он приобрел ее около 1990 года, и на всем протяжении карьеры педаль была одной из его любимых. Ее можно увидеть на практически всех концертных бутлегах, например Unplugged, а также на фотографиях к оформлению альбома In Utero. Альтернативой этой педали был Electro-Harmonics Poly-Chorus, которая использовалась на некоторых концертах тура in Utero. Еще одной педалью, которую часто использовал Курт, стал Electro-Harmonix Big Muff, это комбинация перегруза и сутстейнера, позволяющая сделать звучание гитары более протяжным и насыщенным.
Усилители Курта Кобейна
Одним из любимых усилителей лидера Nirvana был Mesa Boogie, причем ему нравился именно предусилитель в рэковой версии (Mesa Boogie Studio Preamp), который сегодня уже не производится. В качестве усилителя мощности использовались разные усилители (Crown, Crest 4801, Carver). Вторым любимым усилителем был Fender Twin Reverb который очень нравился Курту за чистый звук. Среди многих других усилителей, которыми он пользовался время от времени, стоит отметить Fender Champ и Peavey Vintage. В качестве кабинетов, как правило, использовались Marshall 4×12, которые можно видеть на большинстве концертных фотографий. Такие же кабинеты использовались во время студийных сессий. Но вот динамики в них были разные. В разное время в кабинетах стояли Greenback 25 ватт, Celestion 75 ватт, Vintage 30 (по мнению техников, любимые динамики Курта).
Это, конечно, далеко не полный список, однако, самые основные модели мы постарались упомянуть. Самый важный вывод, который можно сделать, проанализировав оборудование одного из самых известных музыкантов в мире, состоит в том, что ничего неординарного или очень дорогого в этом наборе не было. Любой последователь Кобейна или просто любитель музыки Grunge способен получить звук как у кумира за относительно небольшие деньги (по меркам профессиональных инструментов, конечно), просто посетив музыкальный магазин. Ну а дальше – лишь ваш полет творчества. Дерзайте, и может быть, в мире появится новая звезда, достойная стать на один уровень с простым парнем из Сиэтла, который сам того не ожидая, стал одной из самых известных икон рок-музыки.