какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Гипотезы исследования

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть. Как правило, любое исследование строится на предварительных предположениях, без них трудно целенаправленно вести изучение проблемы. Ученые любят повторять выражение Д.И. Менделеева, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Социолог заранее должен предполагать получение какого-то результата. Стало быть, гипотеза задает направление исследования, является прогнозом решения изучаемой проблемы. Она дает возможность эмпирически проверить знание. По сути дела, исследование – это проверка выдвинутой гипотезы.

Без гипотез проводятся только разведывательные исследования, поскольку информации об изучаемом объекте очень мало, системный анализ проблемы осуществить нет возможности, поэтому исследование осуществляется по «свернутой» схеме. Его целью является сбор информации об объекте, необходимой для формулировки описательных гипотез.

Существует несколько видов гипотез.

– по степени разработанности и обоснованности – первичные и вторичные;

– Содержательно гипотезы дифференцируют на описательные(предположения о структуре объекта), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта) и прогнозные(предположения о тенденциях развития, этапах становления объекта).

В зависимости от задач исследования выделяют гипотезы- основания (они соотносятся с основными задачами) и гипотезы- следствия (формулируются в соответствии с частными задачами, конкретизирующими основные). Доказательству с помощью эмпирических данных подлежат только гипотезы-следствия. Гипотезы-следствия позволяют сделать вывод о гипотезе-основании.Если все гипотезы-следствия подтвердились, гипотеза-основание доказана.

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать в отношении гипотез исследования. Важнейшее из них – необходимость их обоснования, т.е. осуществления их теоретической, эмпирической и операциональной интерпретации. Так, при формулировке гипотез нужно пользоваться только теми понятиями, которые получили социологическое определение в рамках разрабатываемой программы. Для этих понятий следует разработать систему показателей и индикаторов, им, в свою очередь, должна соответствовать совокупность методов сбора и анализа информации.

Гипотезы необходимо формулировать лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Они должны быть ясными, непротиворечивыми и проверяемыми.

Гипотезы крайне важныдля подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы – задачами и системным описанием объекта. По существу, они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта.

Вновь воспользуемся примером о свободном времени студентов. Какие рабочие гипотезы здесь можно было бы выдвинуть?

• Основными видами деятельности студентов в свободное время являются: просмотр ТВ, общение с друзьями, прослушивание музыки, любительские занятия (хобби).

• Эффективность использования свободного времени студентов зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.

• Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эффективность использования свободного времени, являются следующие: а) перегруженность студента учебными занятиями, сокращающая объем свободного времени, ограничивающая возможности активных и разнообразных форм досуговой деятельности; б) занятость студента на работах, связанных с дополнительным заработком;

Источник

Классификация гипотез

Рабочие гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

2) Объяснительные гипотезы, относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее «сильные» гипотезы, они требуют экспериментальной проверки.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы формулируются до сбора эмпирических данных. Если они опровергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы.

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

77. Интерпритация понятий – основные этапы работы с категориями в социологическом исследовании

Интерпретация основных понятий — одна из важных процедур разработки программы социологического исследования. Она включает теоретическое и эмпирическоеуточнение понятий. Интерпретация основных понятий – позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных.

Под теоретической интерпретацией основных понятий понимается:

а) уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи его с другими ее понятиями;

б) выяснение отношения понятия к употреблению его в других теориях, областях знания, в том числе и в публицистике.

Теоретическая интерпритация основных понятий обязательна для любого социологического исследования, особенно в случаях, когда понятия не определены достаточно четко. Она позволяет раскрыть богатство заключенного в них содержания и таким образом создает основу для построения концептуальной схемы исследования, формулировки его целей, задач, гипотез, подбора материалов.

Однако только теоретической интерпретации основных понятий для проведения социологического исследования недостаточно. Дело в том, что, хорошо представляя себе проблему на теоретическом уровне, исследователь, как правило, не имеет четкого представления об особенностях соотношения между теоретическим описанием охватываемой ею (проблемой) предметной области, присущего ей противоречия и проявлением его в конкретных социальных фактах. Для того, чтобы, с одной стороны, такое представление получить, а с другой — задачи и выдвинутые гипотезы, сформулированные в терминах определенной социологической теории, реализовать и проверить с помощью соответствующей системы социальных фактов (эмпирических индикаторов), необходимо осуществить эмпирическую интерпретацию основных понятий, определить эти понятия операционально, т. е. соотнести с явлениями (элементами) реальной действительности так, чтобы последние были охвачены их содержанием и таким образом превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия.

После теоретического уточнения понятий следует перейти к их операционализации. Суть этой процедуры заключается в выборке эмпирически проверяемых понятий. Дело в том, что общие теоретические понятия нецелесообразно включать в анкеты или другие исследовательские документы, ибо ответы могут оказаться весьма приблизительными. Например, практические действия сводятся к трудовой, политической и духовной деятельности. В свою очередь, трудовая деятельность включает выполнение дневных заданий, рационализацию на производстве, внедрение технических новшеств, передовых приемов труда и т. п. На основе этих простейших терминов, не допускающих двоякого толкования, составляются вопросы анкеты. Например, вопрос “Выполняете ли Вы дневные задания?”, на наш взгляд, не может быть истолкован иначе, чем это понимает автор анкеты. Или “Сколько Вы внесли рационализаторских предложений?” Если мы предложим подобные вопросы, то ответ легко проверить; при повторном исследовании при неизменных условиях результаты должны повториться. Анкета вообще должна подразумевать проверочные вопросы или вторичное анкетирование.

О необходимости процедуры операционализациипонятий говорит тот факт, что пилотажные исследования довольно часто показывают непонимание респондентами (опрашиваемыми) некоторых вопросов, поскольку они сформулированы в категориях философии или политэкономии. Рядовой гражданин нередко их не знает либо неверно истолковывает. Поэтому уточнение исходных понятий темы распространяется не только на научные категории, но и на общественные понятия. Особенно важны для социологического исследования операциональные определения, осуществляемые с помощью эмпирической интерпретации понятий. Задача такого определения состоит в сопоставлении анализируемого понятия с совокупностью фактов, отражением которой оно является. После того как понятие получило строгую эмпирическую интерпретацию, оно употребляется в одном и том же смысле на протяжении всего исследования.

Он позволяет вычленить основные компоненты изучаемой системы, их функции и структуру, т. е. способ взаимосвязи компонентов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источник

Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Гипотеза исследования – это составная часть введения в студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

Подготовка гипотезы

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Место гипотезы в структуре введения

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Работа с гипотезой

От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Источник

Выдвижение и обоснование научной гипотезы

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Ни одно решение научной проблемы не начинают непосредственно с эксперимента. Зачастую первым этапом является правильное формулирование научной гипотезы, которая является результатом осмысления теории.

Основные понятия

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое, чтобы объяснить или сделать заключение о правдивости или ложности факта, явления или процесса. Ее предварительное выдвижение задает логику последующего исследования.

Другими словами, гипотеза – научное предположение, объясняющее явления, достоверность или ошибочность которых еще не доказана.

Процесс доказательства или опровержения гипотезы начинается с момента ее построения и заканчивается при условии подтверждения практикой, переходом к выведению нового знания.

Знания носят вероятностный характер, поэтому требуют подтверждения и обоснования. В процессе доказательств одни становятся теорией, другие подвергаются изменению, переосмыслению и уточнению, а третьи отметаются как ложные.

В зависимости от базиса, на котором она построена, разделяют гипотезы, которые возникают на фактах (эмпирические) и на закономерностях, теории, принципе (теоретические). Чаще всего они носят смешанный характер – одновременно имеют эмпирическую и теоретическую основу.

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Выдвижение научной гипотезы

Перед тем как происходит постановка гипотезы научного исследования, ученым должен быть проделан большой путь по сбору материалов, основанных на наблюдениях, экспериментах, научных трудах и периодических изданиях. Потом необходимо провести изучение и анализ полученных результатов.

Научное исследование имеет циклический вид, проходит следующие этапы:

Методы выдвижения гипотез следующие

Индукции – совокупности правил, которые позволяют сделать переход от частного к общему. От отдельных фактов – к закону, который лежит в их основе. Знания, полученные с помощью метода, имеют вероятностный характер.

Его противоположность – дедуктивный метод – получение частного знания из общего. Особенностью является то, что от истинных посылок он ведет к истинному заключению. В целом это длительный процесс, оценка носит сложный и многоступенчатый характер.

При решении научной проблемы ученый выдвигает не одну, а несколько (может, десятки) идей, которые являются вероятными предположениями. Обычно они возникают интуитивно, как догадки на базе имеющихся знаний. Выдвижение научных гипотез – глубоко творческий и длительный процесс.

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Обоснование научной гипотезы

Чтобы гипотеза была «живая», т.е. имела право на возникновение, обоснование и последующее построение на ней научной теории, она должна соответствовать следующим принципам:

Способ обоснования гипотезы

Прямое доказательство (опровержение) гипотезы происходит, когда выведенные логические следствия подтверждают или отрицают вновь обнаруженные факты. Обычно основываются на условно-категорическом умозаключении или других логических формах.

Если используются несколько гипотез, дающих объяснение одному явлению, обычно используют метод косвенных доказательств. Происходит перебор: опровергаются, исключаются заведомо ложные теории, пока не останется одна единственно верная. Достоверность полученного результата может быть: если построенный ряд предположений исчерпывающе объясняет явление, отвергнуты все заведомо ложные заключения.

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов

Методы научного познания

Если рассматривать глобально, то под методом надо понимать определенный алгоритм действий, приемов для достижения результата – решения определенной задачи или проблемы, достижения цели.

Под научным познанием понимают процесс получения знаний, достоверность которых проходит проверку и подтверждается на практике. Поскольку его специфика подчинена строгим принципам, с помощью используемых методов получается достоверный результат.

Независимо от направления научной деятельности за основу метода взяты принципы:

Результаты не будут противоречить предыдущим, теория подтвердится. В противном случае результаты нельзя считать достоверными.

Мы видим, что постановка гипотезы играет важную роль в научной деятельности, она необходима для развития, без нее невозможен переход к новым знаниям.

Источник

Предназначение гипотезы в исследовании

какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Смотреть картинку какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Картинка про какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. Фото какие гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез:

1)По иерархической значимости: • Генеральные • Вспомогательные

2)По широте использования: • Универсальные • Частные

3)По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.

Требования к гипотезам:

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя:

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения»,то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляютсяследующие два основных требования:

гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников,если:

— стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

— в единстве учитывает процесс и результат деятельности;

определяет динамику продвижения учащихся;

— способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач,которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследованиямогут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Ис. предполагает проведение эксперимента,то к перечисленным задачам добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения.Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

— провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

— проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

— раскрыть и конкретизировать сущность понятия «….».

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения.Например:

Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер.Например:

— разработать рекомендации по формированию …;

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону,звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать: как часть научной теории;

как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *