какие гимнасии существовали в афинах
Гимнасий
Гимнасий (γυμνάσιον от gymnós — обнаженный) — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.
Первоначально гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей (сообщение Павсания). С течением времени изменялась функция гимнасия. Постепенно добавились элементы школьного обучения. Претерпевала преображение и сама организация территории гимнасия, где вместо рядов деревьев стали устраивать портики и обстраивать их помещениями различного назначения — банями, раздевалками. Среди помещений выделялась своими размерами экседра — помещение, открытое во двор, где проходило обучение чтению и письму. Неизменным оставалось физические упражнения на открытом воздухе в обнаженном виде, что было принципиально для воспитания в молодежи «греческого духа», провозглашающего необходимость эмоционально-физического общения между мужчинами как одной из основных ценностей древнегреческого общества.
См. также
Гимнасий — Упражняющийся (греч.). 10 октября (27 сентября) – мученик Гимнасий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен
гимнасий — сущ., кол во синонимов: 1 • заведение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
гимнасий — (греч. gymnásion), государственное учебно воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в V IV вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных… … Энциклопедический словарь
Гимнасий — (греч. gymnasion) государственное учебно воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в 5 4 вв. до н. э.… … Большая советская энциклопедия
ГИМНАСИЙ — (gymnasion) в др. греч. городах учебное заведение для детей полноправных граждан (в возрасте от 16 до 18 лет), содержавшееся на гос. и обществ. счет. Учителей для Г. специально подбирали и платили им жалованье. Ученики Г. совершенствовались в… … Советская историческая энциклопедия
ГИМНАСИЙ — • Gymnasium, γυμνάσιον. Гимнастика (γυμναστική) одно из самых своеобразных учреждений греческой жизни; уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась. Имея целью удовлетворять чувству прекрасного и… … Реальный словарь классических древностей
Гимнасий — (от греч. gymnos обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения. Посещали г. с 18 лет (до возраста эфеба мальчики тренировались в какой либо… … Античный мир. Словарь-справочник.
Гимнасий — в классической Греции помещение для физических упражнений. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * (греч. gymnasion) в Др. Греции учебно воспитательное учреждение для знатных афинских юношей, которые обучались литературе,… … Архитектурный словарь
ГИМНАСИЙ
Полезное
Смотреть что такое «ГИМНАСИЙ» в других словарях:
ГИМНАСИЙ — (греч. gymnasion) государственное учебно воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в 5 4 вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных… … Большой Энциклопедический словарь
Гимнасий — Упражняющийся (греч.). 10 октября (27 сентября) – мученик Гимнасий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен
Гимнасий — (γυμνάσιον от gymnós обнаженный) воспитательно образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки. Первоначально … Википедия
гимнасий — сущ., кол во синонимов: 1 • заведение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
гимнасий — (греч. gymnásion), государственное учебно воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в V IV вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных… … Энциклопедический словарь
Гимнасий — (греч. gymnasion) государственное учебно воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в 5 4 вв. до н. э.… … Большая советская энциклопедия
ГИМНАСИЙ — (gymnasion) в др. греч. городах учебное заведение для детей полноправных граждан (в возрасте от 16 до 18 лет), содержавшееся на гос. и обществ. счет. Учителей для Г. специально подбирали и платили им жалованье. Ученики Г. совершенствовались в… … Советская историческая энциклопедия
Гимнасий — (от греч. gymnos обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения. Посещали г. с 18 лет (до возраста эфеба мальчики тренировались в какой либо… … Античный мир. Словарь-справочник.
Гимнасий — в классической Греции помещение для физических упражнений. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * (греч. gymnasion) в Др. Греции учебно воспитательное учреждение для знатных афинских юношей, которые обучались литературе,… … Архитектурный словарь
Древняя Греция. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. 5 класс. История Древнего мира.
Древняя Греция. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. 5 класс. История Древнего мира.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Афинские школы
В период рассвета греческой демократии особую ценность приобрело образование. Чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афинах.
Дети из богатых семей, не достигшие семилетнего возраста, большую часть своего времени были предоставлены сами себе, проводя его в играх. Затем мальчиков отдавали в школу. Родители назначали одного из рабов ответственным за ребенка. Такие рабы назывались педагогами, что в переводе с греческого означает «сопровождающий ребенка». Каждое утро педагог сопровождал своего молодого хозяина в школу, неся его письменные принадлежности. Дома после занятий, раб учил своего подопечного хорошим манерам.
В греческих школах ученики заучивали произведения знаменитых греческих поэтов. Признаком высокого образования считалось знание поэм «Илиада» и «Одиссея». Детей учили писать и считать. Для записей использовали дощечки, покрытые воском, на которых буквы и слова выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Противоположным плоским концом затирались допущенные при записи ошибки. Кроме того, детей обучали музыке, поскольку афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком. Время от времени в учебе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвященных богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан, несмотря на то, что обучение было платным. Девочки в школы не допускались. Их воспитанием и обучением занимались матери.
2. Афинские гимнасии
Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать еще одно учебное заведение – палестру. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Солнечным днем ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков, небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.
К 16 годам юноши заканчивали обучение в школе. Следующей ступенью образования, доступной также взрослым грекам, были гимнасии. Эти учреждения располагались за городом, в живописных местечках, окруженные садами и рощами. На территории гимнасии размещались специальные площадки для занятий спортом, а также помещения для отдыха. В гимнасиях преподавали видные ученые, излагавшие многочисленным слушателям свои взгляды на устройство мира и обучающие ораторскому искусству – красноречию. Одним из самых известных афинских гимнасий являлся Ликей, в котором в IV в. до н.э. преподавал великий греческий ученый и философ Аристотель. Аристотель разделил все научные знания, доступные его современникам, на отдельные отрасли, создав самостоятельные науки. Благодаря Аристотелю ряд наук приобрели свои названия. Так, ботаника в переводе с греческого обозначает «растение», физика – «природа», политика – «государство». Психология произошла от двух греческих слов: психо – «душа» и логос – «слово, наука». Со всеми этими знаниями и научными представлениями Аристотель знакомил своих учеников.
Обучение в гимнасиях могло продолжаться до глубокой старости. Ученики отдыхали и пополняли свои знания. Известны случаи, когда уже известные политики шли в гимнасии, чтобы углубить свои знания и обучиться красноречию.
3. Краткие итоги по теме урока
1) После победы демократии в Афинах особой ценностью стало считаться образование;
2) С семи лет греки посещали школы, где учились писать и считать, учили наизусть произведения великих поэтов, обучались музыке;
3) Большое значение греки придавали занятию спортом, поэтому с двенадцати лет мальчики посещали палестру, где тренировались в беге и прыжках, а также в метании копья и диска;
4) Высшую ступень образования греки получали в гимнасиях, где изучали различные науки.
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Гимнасия
В Вавилоне уже при парфянском правлении также продолжали существовать греческие гимнасии и палестры, высоко ценившиеся местным населением. [3]
Гимнасии являлись и важной частью архитектурного облика полисов, представляя собой комплекс красивых зданий. При гамнасиях были учебные библиотеки, расположенные в специально для этих целей построенных помещениях. [12]
Гимнасий Академия располагался у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Ака-дема стояли жертвенники музам и Прометею, согласно легенде, подарившему людям письменность. В помещении этого гимнасия и в прилегающих садах Платон собирал своих учеников. Гимнасий Ликей находился возле храма Аполлона Ликейского. [13]
Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовиться к школьному обучению и будущему своему призванию. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени. С 12 до 16 лет подростки должны посещать гимнасии и палестры, а затем дети элиты могли продолжить обучение в школах повышенного типа в целях подготовки к государственной и воинской деятельности. С 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службув армии, а как своеобразное высшее учебное заведение. [14]
С 3 до 6 леи целенаправленное воспитание дредгюлагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовиться к школьному обучению и будущему своему призванию. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени. С 12 до 16 лет подростки должны посещать гимнасии и палестры, а затем дети элиты могли продолжить обучение в школах повышенного типа в целях подготовки к государственной и воинской деятельности. С 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службув армии, а как своеобразное высшее учебное заведение. [15]
История педагогики
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв.
В период расцвета Эллады ведущую роль среди составлявших ее мелких государств-полисов играли Афины в Аттике с республиканским строем правления и Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями, власть которых существенно ограничивалась советом старейшин — герусией. Эти два полярных полиса, города-государства, дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.
В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей.
Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое универсальное по тем временам образование. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи, приведенной Фукидидом в его «Истории»: «. я утверждаю, что все наше государство — центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности. ».
Воспитание спартиатов, полноправных граждан Лакедемона, было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человеческой цивилизации опытов огосударствления личности. Благодаря подробным описаниям спартанского воспитания, которые проведены Ксенофонтом, Плутархом, Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно.
В Спарте целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека. Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел легенду о том, как законодатель Ликург убедил в этом народное собрание. Он показал старейшинам двух собак, одна из которых, охотничьей породы, была приучена к лакомой пище, а вторая, сторожевой породы, — к псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили зайца, то каждая устремилась к тому, чему была выучена. И как вывод: «Воспитание для выработки добрых качеств значит больше, чем природа», всем необходимо в течение всей жизни учиться доблести.
Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По свидетельству Плутарха, новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые «прекрасно знали свое дело». Спартанские кормилицы ценились как профессиональные воспитательницы во всей Греции. Малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; их приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и капризы детей.
С 7 лет всех мальчиков собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов, более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили, спали и занимались вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называет агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. быть послушными гражданами, исполни-. елями воли властей. Обычные предметы начального обучения занимали минимум времени: «Спартанцы изучали грамоту только ради потребности жизни».
С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитывались, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими «отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность».
Начиная с 14 лет ежегодно мальчики подвергались общественным испытаниям. Эти состязания — «агоны» — подразделялись на гимнастические, где юноши показывали успехи в физической подготовке, и мусические, прежде всего состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. По словам Плутарха, «в песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту».
Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом. в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым».
Формированию у молодых спартиатов качеств воина-рабовладельца служило такое государственное мероприятие, как криптия — военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного ночного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения — илотов. (Плутарх считал криптии чрезмерно жестокими.) Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши-спартиаты становились полноправными гражданами.
В демократических Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности.
По достижению 7-летнего возраста начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «детоводитель». Этот более или менее образованный домашний раб сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома, оказывая большое влияние на развитие его личности. В эллинистическое время из обычного раба педагог превратился в тип домашнего воспитателя. Афинские учебные учреждения — дидаскалейоны классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа начальных школ: мусические и гимнастические (палестры).
В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь обучали искусству читать и писать. Обучали и счету, используя специальное счетное приспособление — абак, некоторое подобие наших счетов. Обучение грамоте осуществлялось буквослагательным методом. Использовались навощенные дощечки — церы, на которых ученики стилями — заостренными палочками — наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии — дочерей богини памяти Мнемозины. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом.
В мусических школах заучивались отрывки из классической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно связаны, что преподавать их мог один учитель, параллельно обучая детей игре на лире и кифаре. Игре на флейте в афинских школах не обучали, поскольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной и письменной речью, т.е. с интеллектуальным развитием детей. В палестрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях.
Учащиеся, завершившие курс обучения в мусических и гимнастических школах, в возрасте от 16 до 18 лет продолжали совершенствоваться в государственных учреждениях — гимнасиях. В Афинах V-IV вв. до н. э. было три гимнасии — Академия, Ликей, Киносарг.
Все они располагались за чертой города, вблизи храмов, были окружены садами и являлись излюбленными местами отдыха афинских граждан. Афиняне свой досуг проводили зачастую вместе с юношами, наблюдая за их спортивными успехами в палестрах, где под руководством педотриба юноши занимались гимнастикой, а также за успехами в гимнасиях, где философы, риторы, знаменитые музыканты и поэты участвовали в их умственном и нравственном развитии. Греческое слово «схола», т. е. школа, обозначает досуг, отдых от труда, способствующий физическому и духовному совершенству.
Гимнасий Академия располагался у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, согласно легенде, подарившему людям письменность. В помещении этого гимнасия и в прилегающих садах Платон собирал своих учеников. Гимнасий Ликей находился возле храма Аполлона Ликейского. В этом гимнасий преподавал Аристотель. В гимнасий Киносарг, где могли обучаться юноши не только из среды полноправных афинян, занимался со своими учениками Антисфен, основатель философской школы киников. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога-труженика, который являлся патроном-покровителем этой школы.
С 18-летнего возраста афинские юноши состояли в эфебии — государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгодичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года службы они приносили клятву на верность афинскому государству.
В Афинах и других городах Эллады в конце V — начале IV в. до н. э. свои частные школы открывали странствующие учителя мудрости — софисты, сведущие, прежде всего, в области красноречия и логики. Надо сказать, что в это время в греческих полисах выделяется профессиональная прослойка политиков, ораторов. Красноречие, искусство убеждать и отстаивать свои взгляды стало профессиональным делом политика. Эту потребность удовлетворяли софисты. Их называли учителями мудрости, «словесной борьбы», «гимнастики ума». Обучение преследовало вполне прагматическую задачу: научить будущих политиков обосновывать и доказывать любую точку зрения способом словесных состязаний, бесед в форме остро отточенных вопросов и ответов, выступлений. Важно отметить, что софисты положили начало развитию риторики, логики и грамматики, понимаемой в данном случае как искусство речи, включающее и анализ поэтических, художественных и научных произведений. Развитием риторики софисты способствовали повышению общего уровня образования юношей, приучая их правильно мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обучения были весьма разнообразны; рассказ, развернутое доказательство, беседа, лекция, дискуссия.
Софисты профессионально занимались проблемами воспитания. Например, Исократ (436-388 до н. э.), афинский ритор и руководитель школы, в речи «О значении Ареопага» высказал мысль, что руководить образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. Он ставил воспитание выше государственных законов, полагая, что хорошо воспитанные граждане даже при дурно составленных законах захотят остаться в пределах законного.
Уже в VI в. до н. э. в Древней Греции начали складываться философские школы. Древнейшей из них была пифагорейская, оказавшая сильное влияние на последующее развитие философской мысли. Основателем пифагорейской школы, этого своеобразного религиозно-этического братства, являлся Пифагор, расцвет жизни которого приходился на 540-537 гг. до н. э. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным и организованным делом.