Глава 1. Плотины на Волге: хронология строительства, география, масштабы
Крупномасштабные работы по обоснованию, проектированию и строительству гидроузлов на Волге начались в 1930-х годах. До 1930 г. Волга рассматривалась Правительством СССР главным образом как транспортная артерия. Однако, в начале 1930-х гг. её начинают рассматривать не только как важный водный путь, но и как потенциальный источник электроэнергии, а также воды для ирригации засушливых районов Поволжья и водоснабжения столицы. Обсуждались различные альтернативы, подробно описанные в статье Е.А.Бурдина «Разработка планов хозяйственного освоения водных ресурсов Волги в 1930-36 гг.»
Так по проекту Чаплыгина (состояние на конец 1930 г.) строительство первой плотины намечалось в воротах Самарской Луки около Ставрополя-на-Волге (ныне Тольятти) с подпором воды от 15 до 20 м. Мощность гидроэлектростанции должна была составить до 1600 МВт, а стоимость 1 кВт – около 1 коп., общая стоимость всего сооружения – около 1 млрд 200 млн руб.
Контрпроект Емельянова предполагал сооружение плотины в Шаланге ниже Казани или между казанским мостом через Волгу и Казанью, где грунт позволял обеспечить подпор до 25 м, достигалась экономия 20 млн руб, камский лес шел бы самосплавом и, одновременно, отпадала бы необходимость строить новый флот стоимостью 27 млн руб., не затоплялись бы предприятия, луга и 20 тыс. домовладений, чем достигалась бы экономия 40 млн руб. и т.п.
Третьим проектом освоения водных ресурсов Волги, наряду с таковыми Волгостроя и Емельянова, стал проект инженеров Авдеева и Никольского 1931 года, предполагавший строительство небольшого (по сравнению с «Большой Волгой») количества гидроузлов, но с большим подпором. Первый намечался у г.Камышина с высотой плотины 37 м, второй у Самарской Луки и т.д. Позже число проектов многократно возросло.
В итоге в настоящее время Волжско-Камский каскад ГЭС — это комплекс гидроэлектростанций на реках Волга и Кама, в который входят следующие, т.е. упомянутые в доступных источниках, крупные, средние и малые гидроэлектростанции.
Развернутый обзор современного состояния Волжско-Камского бассейна и расположенного в нём каскада водохранилищ и ГЭС дан:
Гидроэлектростанции на Волге. Суммарная установленная мощность: 10 Гвт (10 млн квт)
Волжский каскад, крупнейший в Европе комплекс гидротехнических сооружений на реке Волге. Начало использованию гидроресурсов Волги положило сооружение канала Москва — Волга. Головным сооружением канала является Иваньковский гидроузел, плотина которого образует Волжское водохранилище.
1. В состав гидроузла входит Иваньковская ГЭС мощностью 30 Мвт (30 тыс. квт).
В 1935 было начато сооружение Угличского и Рыбинского гидроузлов.
2. В состав Угличского гидроузла входят: водосбросная железобетонная плотина, здание ГЭС, судоходный однокамерный шлюз и земляная намывная плотина.
Мощность Угличской ГЭС 110 Мвт, среднегодовое производство электроэнергии 212 млн квт-ч. Пущена в 1940, в 1941 достигла полной мощности.
3. Рыбинский гидроузел включает сооружения на рр. Волге и Шексне.
Мощность Рыбинской ГЭС 330 Мвт, среднегодовая выработка электроэнергии 1,1 млрд квт-ч.
4. Ниже, у г. Городца, расположена Нижегородская ГЭС (бывшая Горьковская ГЭС) мощностью 520 Мвт.
5. Строительство Чебоксарской ГЭС проектной мощностью 1,4 Гвт начато в 1968. Пуск станции был произведен в 1981.
6. Следующей ступенью каскада является Жигулёвская ГЭС (бывшая Волжская ГЭС им. В. И. Ленина), расположенная выше г. Куйбышева, мощностью 2,3 Гвт.
7. Мощность Саратовской ГЭС (у г. Балакова) 1,29 Гвт.
8. В нижнем течении Волги, севернее г. Волгограда — Волгоградская ГЭС мощностью 2,54 Гвт.
Гидроэлектростанции на Волге. Суммарная установленная мощность: 10 Гвт (10 млн квт) Среднегодовая выработка электроэнергии: более 40 млрд кВт·ч. >>>
Затопленная колокольня Николаевского собора в Калязине
При создании Угличского водохранилища было переселено 24,6 тысячи человек. Водохранилищем было затронуто в разной степени 213 населённых пунктов, в подавляющем большинстве — сельских (всего из зоны затопления было перенесено 5270 домовладений). В зону затопления попала часть территории городов Калязин, Углич и Кимры. При создании водохранилища был утрачен ряд памятников истории и культуры — Троицкий Макарьев монастырь и архитектурный комплекс упразднённого в XVIII веке Николо-Жабенского монастыря в Калязине, Паисиев Покровский монастырь в Угличе, >>>
Шлюз и водосбросная плотина Рыбинской ГЭС
Рыбинская гидроэлектростанция на реках Волга и Шексна в Ярославской области, в городе Рыбинске. На момент строительства была второй по величине гидроэлектростанцией СССР после Днепрогэса и одной из самых мощных электростанций страны. Сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны, особенно в период битвы за Москву. Строительство станции велось в 1935—1955 годах, >>>
Иваньковская ГЭС. Широко разлившаяся вода Большой Волги в Дубне упёрлась в щиты Иваньковской ГЭС и свернула на Москву по каналу им. Москвы >>>
Как собтрают кедроаве шишки
Я опять задрала голову и рассматривала кедры, лимонник на них. Высоко! Метра на четыре от земли на деревьях ни сучочка.
— Как же мы его будем собирать? Он вон как высоко растёт.
Часть 1. Поход донских казаков на Индию 1801 г.
Дон — река в Европейской части России. По площади водосбора, равной 422 тыс. км^, в Европе уступает только Волге, Днепру и Дунаю. Длина реки — 1870 км. Исток Дона расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря. далее >>>
Краткая история Москвы В начале XIII века Москва впервые становится центром княжества. В 1213 году здесь ненадолго сел на княжение Владимир Всеволодович. В 1238 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва была разграблена и сожжена Далее >>>
Соборы Московского Кремля Успенский собор Благовещенский собор Архангельский собор Колокольня Ивана Великого Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов Верхоспасский собор Покровский собор (Собор Василия Блаженного
Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики
Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.
«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.
Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями
Название
До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?
Как изменялось со временем название реки:
Происхождения названия реки:
История Волжского судостроения
В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.
Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.
Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.
Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.
Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».
Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.
В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».
Гидроэлектростанции на Волге
На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.
Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.
Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.
Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.
В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.
Шлюзы Городецкого гидроузла
Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.
Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.
Плотина Волжской ГЭС имени Ленина
выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти
У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.
Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»
Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.
Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31
Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.
Судоходство
Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.
Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.
В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.
Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.
Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.
Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.
Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.
Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.
Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.
Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.
Круизы по Волге
Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.
По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.
Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.
Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.
Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.
Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.
Круизы выходного дня из Москвы:
Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.
Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):
Основные характеристики
Исток
Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.
Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.
Верхняя Волга
От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.
Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла
На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.
Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.
Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.
Средняя Волга
У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.
Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.
По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!
Нижняя Волга
Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.
Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.
Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.
Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.
От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.
Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.
Дельта
Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.
Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.
История и современность Волжской ГЭС и ее значение для области и страны
Волжская ГЭС
Волжская ГЭС (ранее Сталинградская) – впечатляющий памятник сталинской эпохи, крупнейшая гидроэлектростанция Европейской части России. Гидроузел расположен на реке Волге Волгоградской области и соединяет два прибрежных города – Волгоград и Волжский. Построенная в течение 1952-1961годов, низконапорная русловая гидроэлектростанция изначально называлась Сталинградская ГЭС, с 1961 года – Волжская гидроэлектростанция имени 22 съезда КПСС, с 1994 года – Волжская ГЭС.
Состав гидроузла
По сооружениям станции проложены автомобильная и железная дороги, также входящие в состав ГЭС.
Здание ГЭС входит в состав напорного фронта. Всего на станции 44 донных водосбора, перекрытых плоскими затворами. Пропускная способность водосборов 15400 кубометров воды в секунду. Для оперирования затворами имеются козловые краны грузоподъемностью 200 тонн.
На расстоянии 79 метров от здания ГЭС расположено сороудерживающее сооружение. В машинном зале ГЭС установлены 23 вертикальных гидроагрегата, оборудованных поворотно-лопастными турбинами. Их приводят в движение гидрогенераторы.
Из истории строительства
Восстанавливающейся после войны стране требовалось много электроэнергии. В августе 1950 года вышло постановление правительства о строительстве Сталинградской ГЭС.
Подготовительные работы по строительству ГЭС начались в 1951 году – прокладывались дороги, ЛЭП, готовилась база снабжения. Одновременно военные специалисты занимались разминированием площадки строительства и дна Волги – близость Сталинграда давала о себе знать.
Проектировали станцию 11 научно-исследовательских институтов. Первый грунт в котловане для будущей ГЭС вынут в 1952 году.
Строящаяся ГЭС получала оборудование со всей страны. Свыше 1500 предприятий внесли свой вклад в великую стройку коммунизма.
Работать на стройке ГЭС считалось престижным, но людей катастрофически не хватало. Сюда съехалось 10 тысяч комсомольцев. Их энтузиазм подкрепили 20-ю тысячами заключенных исправительно-трудового лагеря. В нем содержались люди, совершившие нетяжкие преступления. Вскоре лагерь был расформирован.
Многие рабочие осваивали новые профессии прямо на площадке строительства. В сентябре 1951 года здесь открыли гидротехнический техникум.
Этапы большого пути
Самым ответственным и напряженным в истории строительства был 1958 год. В октябре был затоплен котлован, перекрыта Волга и пущены первые гидроагрегаты.
В следующем году были введены сразу 9 гидроагрегатов. Станция, переименованная в «Волжскую ГЭС имени 22 съезда КПСС», 10 сентября 1961 года была принята в постоянную эксплуатацию.
Открывал станцию лично Хрущев. ГЭС была подарком» к этому съезду партии, знаменитому тем, что на нем Хрущев объявил о построении коммунизма к 1980 году.
В честь открытия ГЭС у въезда на плотину в 1961 году был установлен памятник создателям Волжской гидроэлектростанции, олицетворяющим строителей коммунизма. Более 50 лет они приветствуют всех въезжающих на плотину.
Генеральный секретарь Н. С. Хрущев был восхищен монументальным панно «Мир! Труд! Прогресс!», которое украшает здание станции.
Очень многое на станции – впервые в СССР
Впервые в мировой практике советские ученые обосновали и спроектировали сооружение столь крупного гидроузла на нескольких основаниях. Такими основаниями служат глины, мелкозернистые пески, сцементированные песчано-глинистые грунты.
На Волжской ГЭС впервые была разработана система, позволившая передавать энергию на очень большие расстояния. В декабре 1959 впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи 500 кВ «Сталинград-Москва».
При необходимости во время пиковой нагрузки в ЕЭС России станция способна в считанные минуты увеличить объем выработки электроэнергии, обеспечивая надежность Единой энергетической системы страны.
После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для сибирских и зарубежных ГЭС.
Впервые в практике отечественного гидростроения при возведении Волжской ГЭС массово использовали железобетонные конструкции. Для доставки грузов в котлован использовали 4-километровую подвесную канатную дорогу, расположенную на высоте 40 метров.
Впервые в России для строительства Сталинградской ГЭС был собран гигантский экскаватор объемом 18 кубометров. Котлован, выкопанный под будущую ГЭС, тоже поражал размерами: 1 км в длину, 500м в ширину, 40м в глубину. Стройплощадка занимала 12 километров.
В ходе строительства ГЭС впервые в нашей стране разработаны и применены вибрационные машины – катки, погружатели, молоты, гидровибробурение скважин. Специально для Волжской ГЭС были созданы крупнейшие гидротурбины, одна из которых к тому времени была опытной.
Экологические проблемы и их решение на Волжской ГЭС
Плотина Волжской ГЭС перекрыла путь на нерест рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осетр, белорыбица, волжская сельдь.
Для поддержания их поголовья применяется искусственное рыборазведение. Внутри плотины расположен Волгоградский осетровый рыборазводный завод, функционирующий круглый год. Здесь выращиваются мальки осетровых рыб, которые затем отпускаются в Волгу.
Рыбоводный комплекс включает в себя 44 бассейна общей площадью 575 квадратных метров. Он оснащен системой водоснабжения с возможностью биофильтрации, обеззараживания и регулирования температуры поступающей воды.
Кроме того, в состав комплекса входит инкубационный цех, склад сухих кормов, холодильные установки, цех выращивания живых кормов, лаборатория.
Автоматизированная система управления технологическими процессами с помощью современного компьютерного оборудования обеспечивает слаженную и бесперебойную работу рыбоводного комплекса.
Экономическое значение Волжской ГЭС
Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья, что позволило мощно развивать народное хозяйство этого района.
С появлением ГЭС был создан глубоководный путь от Саратова до Астрахани. По сооружениям гидроузла устроены постоянные железнодорожные и автодорожные пути через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой.
Гидроэлектростанция дает возможность орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.
Благодаря строительству ГЭС рядом со Сталинградом появился город Волжский, в котором живет сейчас более 300 тысяч человек. Изначально он был запланирован как поселок гидроэнергетиков.
Объем выполненных работ во время строительства ГЭС
При строительстве гидроузла было выбрано140 000 000 кубометров грунта. Если бы была необходимость перевезти весь груз в товарном поезде, то потребовалось бы 8 миллионов вагонов.
В районе водосливной плотины гидростроители утрамбовали глину толщиной 12 метров. Строители соорудили водонапорный фронт 4,9 километра. Водопропускная способность всех сооружений станции 63060 кубометров воды в секунду.
Всего уложено 5,5 миллиона кубометров бетона и железобетона, более 4 млн кубометров дренажей, смонтировано 87 тысяч тонн металлоконструкций.
На строительстве работали около 40 тысяч человек и 19 тысяч различных машин. Уровень механизации работ составил 97%.
Общественный интерес
Сюда приезжали главы государств и политики, звезды отечественного и зарубежного кинематографа, здесь проходили концерты известных певцов.
Вот список тех знаменитостей, кто побывал на ГЭС:
Современная жизнь Волжской ГЭС
В настоящее время станция – современное, регулярно модернизируемое предприятие с установленной мощностью 2629 МВт. Волжская ГЭС является частью открытого акционерного общества «РусГидро» и не принадлежит государству. На станции запущены 23 агрегата различной мощности.
Рабочие трудятся на ГЭС целыми династиями. За долгий самоотверженный труд здесь можно получить именную Звезду. Станция – режимный, строго охраняемый объект, на котором запрещены фото и видеосъемки.
Волжская ГЭС стала первой в стране, получившей сертификат соответствия экологической системы требованиям стандарта. Это значит, что на предприятии соблюдаются современные требования в области охраны окружающей среды.
Документ выдан по результатам проверки электростанции независимым Британским институтом по организации международной сертификации.