какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Вопросы и задания «12 месяцев»

Правдиво: падчерица, маленькая коралева фантастично: все двенадцать месяцев у костра смена времени года ( зимой подснежники) мы сочуствуем падчерице её гоняют смеемся над королевой она глупая

Правдиво: падчерица, маленькая королева, профессор, канцлер и другие герои.
фантастично: Говорящие животные, двенадцать месяцев, смена времени года ( зимой подснежники)
мы сочувствуем падчерице её не легкой судьбе (она работает: в лес ходит за хворостом, плохо кормят (из текста) утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка, одевают плохо ( из текста) платок свой я ей отдала, совсем хороший платок, и семи лет его не проносила, а потом разве что квашню укутывала, башмачки позапрошлогодние.)
смеемся над королевой: она глупая ( зимой подснежников хочет)

1.Вы прочитали лишь избранные картины. Постарайтесь прочитать всю пьесу — драматическую сказку и ответить на вопрос, о чём эта сказка, или кратко пересказать её содержание.

Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только, добрым и трудолюбивым людям.
В этой сказке рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев-месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья-месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое доброта.

2.Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев-месяцев.
Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейсте- рина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

3.Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно.

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости

Источник

Кто герои сказки Двенадцать месяцев? Какие герои явно литературные?

2) Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

В сказке «Двенадцать» месяцев» мы встречаем довольно много действующих лиц, причем большинство из них часто встречаются в разных народных сказках и специально введены в сказку автором, для придания ей образа народности.

Это бедная Падчерица и ее злая старуха Мачеха с Дочкой-лентяйкой.

Это Королева, которая правда предстает еще малым ребенком.

Это Солдат, умный и опытный.

Это конечно Двенадцать месяцев, который в той или иной форме встречаются во многих народных сказках.

А вот авторскими героями оказываются Профессор, который учит Королеву и Послы, которые прибывают ко двору. Эти персонажи вряд ли встретятся в народных сказках.

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

У многих героев сказки Маршака «Двенадцать месяцев» имеются фольклорные двойники. Например образ бедной сиротки, падчерицы, которую третирует злая Мачеха, Старуха, и ее дочь, часто встречается в народных сказках.

Образ самих месяцев можно считать и фольклорным и авторским. Несомненно, в народных сказках часто упоминаются месяцы, как герои, но у Маршака они действуют сообща.

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Маршак в своем высказывании о талантливом читателе абсолютно прав. Невозможно почувствовать и представить все, что хотел донести писатель своим произведением не будучи талантливым читателем. Не обладая развитой фантазией и воображением, не проживая вместе с героями произведения их жизни. Как бы не был талантлив писатель, если его произведение не находит отклика в душе читателя, не встречает у него понимания, то даже гениальное творение покажется такому читателю простым текстом, набором слов и предложений.

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Пожалуй, полного, то есть всеоблемьющего реестра действующих лиц произведений литературы не существует. Трудно себе представить даже опись всей беллетристики.

Начиная с гомеровских времен, письменная масса возрастала в арифметической, а может быть и в геометрической прогрессии. Возможно, список был бы полон во времена Пушкина, но есть и редкие книги, не известные широкому кругу читателей, написанные до двадцатого века. В настоящее время эта волна захлестнула нас с головой и продолжает расти.

Есть один такой фантастический рассказ, действие которого разворачивается в далёком будущем. В нём происходит разоблачение одного книгоиздателя, который выпускал шедевры литературы под видом творчества новоиспечённых авторов. В своё оправдание он говорит, что если бы он этого не делал, то его современники никогда бы не познакомились с «Войной и мир» Льва Толстого и «Гамлетом» Шекспира.

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

У Шекспира герои часто убивают друг друга в трагических ситуациях, например Отелло убивает Дездемону, Яго свою жену, Гамлет убивает Полония, тот же Гамлет убивает короля, своего дядю Клавдия, Клавдий убивает при помощи яда свою жену, король Лир убивает офицера, повесившего дочь Корделию. Граф Эдгар убивает своего брата Эдмона. Гонерилья, старшая дочь короля Лира убивает ядом свою сестру и сама себя закалываает. Примеров много.

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Месть и великодушие. Это направление итогового сочнения ЕГЭ по русскому языку и литературе. Рассмотрим случаи, когда литературные герои мстят по каким-то причинам другим людям.

Источник

Нужно ответить на вопросы под номером 2,5,6 в сказке С. Маршака «12 месяцев»

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

В этом стихотворении красной нитью проходит идея тяжести одиночества.
Автор показывает эту тяжесть в том,что будь то день или сумерки в его доме,то есть душе, ничего не произойдёт. Он лишь одиноко наблюдает за происходящим из своего окна не испытывая никаких эмоций.
За этим самым окном автор описывает непогоду,которая захватывает окружающих. Возможно кому-то,там снаружи,очень холодно,а кто-то наоборот рад этой погоде. Пастернак сравнивает отношения людей с переменчивой природой. Однако сам может смотреть на это лишь со стороны.
И вот,наконец,происходят перемены. Вьюга словно открывает окно и закручивается вокруг,создавая вереницу эмоций-это момент появления главного человека в жизни. Наконец он сам испытывает непогоду на себе. В его случае метель угасает и наступает блаженная тишина. Она символизирует теплые отношения между людьми и радость от того,что человек больше не один. Автор показывает спасительный образ как нечто нежное и лёгкое. Таким образом мы можем понять,что он наконец забывает свои переживания, он больше не одинок.
Итак,подводя итог Пастернак в своём стихотворении смог передать чувства человека,который наконец потерял своё одиночество.

Ну. вот,как то так. Подойдёт? )

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Подписано, так с плеч долой.

Грех не беда, молва не хороша.

Где ж лучше? Где нас нет.

Дома новы, но предрассудки стары.

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Вот нехотя с ума свела!

Лицом и голосом герой.
Не моего романа.

В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Послушай! ври, да знай же меру;

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

Герасим не согнулся под тяжестью страданий, сумел в крепостническом рабстве найти в себе силы сохранить лучшие человеческие качества и остаться самым замечательным, самым значительным человеком среди окружавших его людей.

ГЕРАСИМ — центральный персонаж повести И. С. Тургенева «Муму» (1852)

Немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий русский богатырь, огромного роста и необыкновенной физической силы.

Герасима, жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы.

Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.

Лишенный возможности общаться с людьми, Герасим понимал их, чувствовал отношение к себе, улавливал настроение людей. Он смог оценить доброту Татьяны, старался защищать ее. Потеряв Татьяну, Герасим всю душу отдавал Муму, заботился о ней и берег ее.

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.

Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу. Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Давно спорят, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. Одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей И. С. Аксакову, который считал Г. символом русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

1. Вы прочитали лишь избранные картины. Постарайтесь прочитать всю пьесу — драматическую сказку и ответить на вопрос, о чём эта сказка, или кратко пересказать её содержание.
Замечательная пьеса-сказка С.Я. Маршака рассказывает нам удивительную историю девочки-сироты, которую злая мачеха отправляет зимой в лес за подснежниками. Столь абсурдная мысль приходит в голову старухе в связи с тем, что Королева – маленькая, глупая и капризная девчонка – обещает высокую награду за эти цветы.

Девочка-сиротка отправляется в лес, прекрасно понимая, что никаких цветов в это время года она там не найдет, однако на помощь ей приходят 12 месяцев. Заканчивается сказка тем, что Королева все-таки исправляет свое поведение и учится «человеческому» общению, а злую мачеху с дочкой в наказание за содеянное превращают в собак.

2. Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?
Главные герои сказки – Падчерица, Мачеха и ее Дочка, Королева. В них есть черты, напоминающие героев народных сказок: Падчерица – добрая, послушная, отзывчивая и честная, Мачеха с Дочкой – сварливые, злые, алчные и ленивые, а образ девочки-Королевы, капризной и жестокой, противопоставлен образу Падчерицы.

Кроме основных персонажей в пьесе есть и второстепенные, которых часто можно встретить в народных сказках: животные (волк, ворон, белки, зайцы), добрый Солдат, сами двенадцать месяцев.

К литературным героям, созданным Маршаком, можно отнести Королеву и всех ее придворных (в том числе и Профессора).

3. Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно.

Падчерица – добрая и послушная девочка, она не смеет перечить глупому приказанию Мачехи, отправляется в лес, несмотря на всю опасность этой затеи. Она воспитанная и приветливая (разговоры с Мачехой и Дочкой, с Солдатом в лесу, с 12 месяцами, Королевой и другими персонажами), умеет держать данною ею слово (обещание, данное Апрелю и другим месяцам), совершенно не злопамятная (не держит зла ни на Королеву, ни на Мачеху с Дочкой).

Мачеху и Дочку можно охарактеризовать одним и теми же словами, поскольку дочка – копия своей матери. Сварливые (недаром в конце сказки они были превращены в собак), завистливые, злые и жадные особы, постоянно ругающиеся и недовольные всем подряд. В итоге они будут наказаны за свои нехорошие поступки и за свою жадность.

Королева – так же как Падчерица, она сирота и ее ровесница. Характер Королевы – полная противоположность характеру Падчерицы. У первой есть все, что нужно для хорошей жизни, у второй нет ничего. Королева абсолютно не воспитана, не сдержана, крайне капризна, вспыльчива и глупа, и даже образованный Профессор не в состоянии что-либо «вложить» в ее голову.

4. Какие разговоры (диалоги) действующих лиц вам показались смешными? Почему? Подготовьте инсценированное чтение пьесы.

Смешны и глупы большинство диалогов Профессора и Королевы, в которых автор высмеивает всю необразованность и надменность юной особы:

«Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись.
Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время»;

«Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль.
Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память»;

«Профессор. Ваше величество, но законы природы.
Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы!»;

«Королева. Вы ошибаетесь! (Профессору.) Сколько дней в декабре?
Профессор. Ровно тридцать один, ваше величество!
Королева. Значит, сегодня тридцать второе декабря».

5. С. Я. Маршак писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой — хорошей — повести, пьесе или поэме». И ещё: «Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть её основа — характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет всё сплошь неправдоподобно, вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения».

6. Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?

В пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» Маршак создает реальные картины природы (зимний пейзаж, затем смена времен года в конце сказки), бытоустройство королевского дворца и избы, где живет Мачеха с Дочкой и Падчерица. Также в сказке создаются различного рода жизненные ситуации: обучение Королевы, издание и подписание ею различных приказов, прием иностранных послов, поход Падчерицы в лес и многие другие.

«Сказочными моментами» в сказке являются сами двенадцать месяцев и события, с ними связанные: волшебное колечко, появление подснежников, смена времен года, превращение в собак Мачехи и Дочки. Также фантастичны в пьесе диалоги животных в зимнем лесу.

Сочетание в сказке-пьесе фантастического и реального позволяет автору одновременно обратиться к таким важнейшим вещам, как добро и зло, воспитанность и невоспитанность, и в то же время – развлечь своего читателя, напомнить ему о том, что в жизни всегда есть место для чего-то сказочного.

Читательского осуждения, безусловно, заслуживают Мачеха и Дочка, а также надменная Королева, которая, однако, в конце сказки все же меняет свое поведение. У Мачехи и Дочки отсутствует уважение даже к друг другу, не стоит и говорить об уважение к окружающим. Королева так же не считает нужным считаться с чьим-либо мнением, и даже высокообразованные взрослые люди оказываются не в состоянии что-либо донести до нее, ведь она готова казнить любого, кто с ней не согласен.

Глубокое сочувствие вызывает образ Падчерицы, с которой так жестоко обходятся Мачеха и Падчерица, и Профессора, который вынужден унижаться перед глупой и самодовольной девчонкой.

Искренний смех вызывают наиглупейшие речи молодой Королевы, а также сварливые «перепалки» матери с дочерью.

Источник

Какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Смотреть картинку какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Картинка про какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев. Фото какие герои явно литературные не фольклорные в сказке 12 месяцев

МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(1887 – 1964)

Уроки литературы в 5 классе[1]

УРОК 74
С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе.
Драма как род литературы.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

I. Артикуляционная разминка

На этом уроке детям предстоит чтение по ролям, поэтому предложим им выучить потешку, которую нужно произносить по ролям.

— Чей нос?
— Макеев.
— Куда едешь?
— В Киев.
— Что везешь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Калач.
— С кем съешь?
— Один.
— Не ешь один!
— He ешь один!

II. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе

Прежде чем учитель расскажет о жизни Маршака, вспомним с ребятами произведения писателя. В этом поможет выставка книг Маршака, организованная учителем или инициативной группой учеников. Маршак — один из самых известных детских писателей в нашей стране. Его произведения дети начинают слушать с самого раннего возраста. Стихи Маршака легко запоминаются.

— Назовите имена детских писателей, произведения которых вы знаете.

Слово учителя

В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас нам такое положение кажется само собой разумеющимся. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.

В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.

Он родился в 1887 г. в Воронеже и уже в четыре года начал сочинять стихи. К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм, под руководством школьного учителя латыни перевел оду древнеримского поэта Квинта Горация Флакка. На мальчика, который проявил такой удивительный талант, обратил внимание известный критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов. Он приглашает мальчика в Петербург и устраивает его в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький, знаменитый русский писатель, приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там, у теплого моря, Маршак живет два года.

В 1904 г. умирает Стасов, и Маршак вступает в свою трудовую молодость. Он пишет статьи в различные газеты и журналы, дает уроки и наконец в 1912 г. отправляется в Англию, чтобы завершить образование. Маршак учится в политехникуме, слушает лекции в Лондонском университете, а во время каникул путешествует по Англии. Но путешествует он не так, как обычный цивилизованный турист: он не ездит по городам, охотясь за достопримечательностями. Он ходит пешком по Девонширу, живет в Южном Уэльсе, рыбачит в море. Маршак полюбил Англию, английские народные песни и начал переводить их на русский язык.

Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Екатеринодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, в Екатеринодаре, он создает первый советский детский театр.

И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

Маршак работает в журнале для детей «Новый Робинзон» и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей: Б. Житкова, Н. Тихонова, Б. Лавренева, В. Бианки и др. Маршак подружился и с К. И. Чуковским. Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны: это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.

Маршак обладал удивительными организаторскими способностями. Благодаря ему «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко. Маршак помог войти в детскую литературу Евгению Чарушину, Евгению Шварцу, Ольге Берггольц, одобрил Даниила Хармса и Андрея Введенского.

Маршак одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того, какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим и читаем уже в XXI веке.

Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 г., когда шла Великая Отечественная война. Основой послужила чешская народная сказка. Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости.

III. Драма как род литературы
Беседа

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).

Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.

— Назовите роды литературы.

— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?

— Произведения каких видов мы отнесем к драме?

— Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? В постановке каких пьес вы участвовали? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

— Что можно купить в театре перед спектаклем?

Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.

Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц.

— Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев» (лучше сделать это по полному изданию пьесы, но можно и по учебнику).

— Какие пояснения даны автором?

Главное внимание на уроках надо сосредоточить на выразительном чтении сказки по ролям. На первом уроке достаточно будет картин, данных в учебнике. На втором уроке необходимо будет обратиться к полному тексту сказки.

Перед распределением ролей спросим детей:

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

Распределяем роли. Читаем сказку. Учитель помогает детям выбрать нужную интонацию, поощряет учеников.

Готовясь к работе на следующем уроке, учитель распределит учеников по группам, поможет определить для каждого подходящую роль.

Домашнее задание

Повторить роды литературы.

Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

УРОК 75
Положительные и отрицательные герои.
Художественные особенности пьесы-сказки

I. Артикуляционная разминка

Повторяем потешку, которую читали по ролям.

II. Драма как род литературы

Повторим теоретический материал о родах литературы. Запишем:
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

III. Положительные и отрицательные герои.
Художественные особенности пьесы-сказки

— Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? (2-й вопрос, с. 101 учебника.)

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, двенадцать месяцев. Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.

Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

— Кратко перескажите содержание сказки.

В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое доброта.

Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Выразительное чтение

Выразительному чтению пьесы по ролям посвятим большую часть времени на уроке. В зависимости от темпа работы учитель самостоятельно выберет ключевые сцены.

Домашнее задание

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы».

Подготовить выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже.

УРОК 76
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.
Победа добра над злом

I. Самостоятельная работа
Тема «Роды и жанры литературы».

— Назовите роды литературы и соответствующие им жанры.

— Что такое пьеса? В чем, по-вашему, отличие пьесы от рассказа?

II. Герои пьесы-сказки

Ученики продолжают чтение пьесы по ролям.

— Расскажите кратко о действующем лице, роль которого вы читаете.

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.

Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.

Будет очень хорошо, если перед итоговой беседой учитель даст детям возможность посмотреть заключительные сцены из фильма «Двенадцать месяцев» (автор сценария и режиссер А. Граник, Гостелерадио СССР, 1972), начиная со слов Января: «Ну, гостья дорогая, подбрось ты хворосту в огонь. Он еще жарче гореть будет». Просмотр заключительных сцен фильма занимает 16 минут.

III. Победа добра над злом
Итоговая беседа

— Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?

— Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся? (5-й вопрос, с. 101.)

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.

Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

Домашнее задание

Прочитать сказку X. К. Андерсена «Снежная королева».

1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *