какие герои разыгрывают в орлянку ларису
Какие герои разыгрывают в орлянку ларису
ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ
История русского и советского театра со всей очевидностью свидетельствует, насколько важным, определяющим для успешного и плодотворного развития театрального искусства является признание ведущей роли драматургии, ее примата в решении основных вопросов актерской и режиссерской практики.
Наиболее яркие страницы сценической культуры прошлого связаны с поиском и воплощением тех глубин идейного, общественно значимого и художественного, которые выносил на свет творческий гений драматурга. Именно тогда, когда искусство живого слова, жеста, действия — искусство актера — шло от острейших жизненных проблем, решаемых драматургом в подлинно художественной форме, — именно тогда и рождалось «чудо сцены», надолго оставлявшее след в жизни человека.
В тесном слиянии драмы и исполнительского мастерства заключалась и заключается сила неповторимого эмоционального воздействия, которое делает древнейшее искусство театра вечно молодым, неразрывно связанным с воспитанием эмоций, чувств. В. И. Ленин отмечал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[1]. Другими словами, эмоциональная сфера активно воздействует на все сферы духовного мира человека, на глубину его убеждений, на его нравственный, эстетический облик. И здесь театру наряду с другими видами массового искусства принадлежит своя большая и неповторимая роль.
Как составная часть театрального искусства, драматургия всегда определяла его духовную наполненность, взлеты или падения.
Передовая русская эстетическая мысль именно так и рассматривала взаимоотношения драмы и театра. Достаточно вспомнить статьи В. Г. Белинского: «Мочалов в роли Гамлета» («…благодаря гению Шекспира раскрывается гений г-на Мочалова!»), «Об Александрийском театре», «И мое мнение о Каратыгине». Герцен в «Письмах о французском театре» утверждал, что господствовавшая манера игры современных ему французских актеров определялась популярной тогда драматургией Скриба.
Примерно в эти же 40-е годы прошлого века в России все более утверждалось новое, антиклассицистское, реалистическое направление театра, во многом определявшееся возрастающим влиянием пьес Островского. Позднее великий драматург справедливо отметит: «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которой прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия»[2].
О влиянии А. П. Чехова на становление и развитие искусства Московского Художественного театра написано чрезвычайно много. Это влияние новаторской драмы Чехова исследовано полностью и всесторонне.
Знаменательно, что уже в начале века один из известных критиков отмечал: «Ненависть Станиславского к «штампам», из которой родилась вся его теория сценической игры, вся его «система», — она, может быть, даже незаметно для него самого выросла из чеховских спектаклей»[3].
Представляется очевидным, что драматургия является первоосновой и для искусства современного театра. Неповторимость произведений драматурга должна рассматриваться как данность, долженствующая определять направление работы театра при воплощении пьесы. Велика роль такого понимания взаимоотношений театра и драматурга, когда мы обращаемся к классике.
В данном случае основополагающими для понимания существа этой проблемы должны быть положения В. И. Ленина о классическом наследии и его роли в деле воспитания человека новой, социалистической формации. Поэтому ленинская мысль о необходимости освоения и развития «лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма…»[4] является направляющей в предлагаемой читателю книге.
Особенно важно для практики современного театра умение ответственно и вместе с тем бережно подойти к появлению нового драматургического произведения. «Настоящий талант встречается редко. Талантливое произведение литературы или искусства — это национальное достояние»[5] — эти слова Л. И. Брежнева должны стать основополагающими для поступательного развития нашего театрального дела. Не навязывать автору готовых рецептов, идущих от уже привычного, бывшего и до него драматургического и театрального опыта, а суметь разгадать его собственную художественную индивидуальность, его своеобразие — вот в чем состоит задача. Анализ произведения драмы, помогающий театру в решении этой задачи, может иметь серьезное практическое значение.
Еще в 1911 году К. С. Станиславский писал: «Литературный анализ не входит в область моей компетенции.
Я могу только пожелать, чтоб кто-нибудь из специалистов пришел на помощь артистам и выработал бы, создал бы метод, облегчающий и направляющий литературный анализ пьесы и роли… Необходимо пойти за автором по проложенному им пути для того, чтобы не только понять, но и пережить задачи и намерения поэта…
Артист, подобный мастеру, должен знать строение пьесы: он должен уметь сразу угадывать главные двигательные центры литературного организма пьесы, в которых узлом завязаны все нервы поэтического создания поэта»[6].
Эти пожелания Станиславского прозвучали в то время, когда чрезвычайно популярны были теоретические установки Г. Фрейтага («Техника драмы»). У Фрейтага, как отмечали современники, были последователи не только в области теории, но его положениями увлекались и практики театра[7].
Жанр так называемой «хорошо скроенной драмы» победно шествовал по сценам Европы и России; помимо Э. Скриба, достаточно вспомнить популярную тогда драматургию Э. Ожье или Дюма-сына…
Станиславский утверждал, что схематизм господствующих в то время «теорий» нанес огромный вред художественной практике: «По этому заготовленному трафарету в первом акте должна была быть завязка или экспозиция, во втором — развитие, в третьем — кульминационный пункт, в четвертом — событие, подготавливающее развязку, и в пятом — развязка и мораль…»[8].
Отношение Станиславского к подобным регламентирующим, схематическим положениям оставалось неизменным на протяжении всей его жизни.
О несостоятельности схематической теории Г. Фрейтага и его последователей написано немало, и можно было считать тему исчерпанной, если бы не… С полным основанием один из теоретиков восклицает: «Художественная практика последнего столетия опровергла схемы Г. Фрейтага как догматические и нормативистские. Но и в наши дни в науке о драме, правда, в иных формах, тоже продолжается борьба между теми, для кого на первом месте именно «техника», и теми, кто думает о теории»[9].
Действительно, казалось бы, нормативистские теории типа Фрейтаговской должны были бы отмереть вместе с уходом из широкой практики современного театра драматургии Дюма-сына и т.п. Но на самом деле этого не произошло. Свидетельством тому может служить весьма типичное высказывание специалиста: «…драма интриги остается в арсенале современного театра. Она оказывается здесь к услугам всякого рода поверхностности и безыдейности. Ее влияние продолжает сказываться на наших теоретических представлениях о природе драмы. Таковы, например, укоренившиеся взгляды на композицию пьесы как на определенную схему развития действия. Они восходят к Фрейтагу и его последователям…»[10].
Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам
Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти. Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего чувства мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги». Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».…
Как создавалась пьеса
История создания Бесприданницы следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.
Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.
На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался. Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.
Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом. По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, обществом воспринималась как человек второго сорта. Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.
Главные персонажи
Главные герои пьесы жители небольшого уездного городка на берегу Волги. Имена и характеристика героев:
Лариса Огудалова – невеста на выданье
Изложение сюжетной линии
Предлагаем краткое содержание по главам. В пьесе «Бесприданница» сюжет построен следующим образом.
Действие первое
Возле городской кофейни происходит встреча купцов Кнурова и Вожеватова, ожидающих возвращения Паратова. Вожеватов решил перекупить у судовладельца «Ласточку».
В беседе «за чаем» (пьют из чайных чашек шампанское), Вожеватов рассказывает историю Ларисы Огудаловой, вынужденной выйти замуж за Карандышева. Кнуров удивлён таким выбором: отчаявшись после отъезда Паратова, девушка согласилась выйти замуж за первого, кто посватается.
Туда же приходят новоиспечённый жених. Карандышев рисуется, зовёт купцов (как равных) к себе на обед, посвящённый невесте.
Оставшись наедине с Ларисой, доводит своими словами девушку до слёз. Идеалом мужчины для нее является Сергей Паратов. Раздаётся салютный выстрел по поводу приезда Паратова. Лариса, испугавшись, просит увести её.
Паратов возвращается после годового отсутствия, с ним Робинзон. Кнуров интересуется, не жалко ли расставаться с «Ласточкой»? Сергей Сергеевич отвечает, что это чувство ему чуждо, выражает готовность всё выгодно продать. Затем рассказывает о своей богатой невесте с золотыми приисками. Перед скорой свадьбой Паратов желает вдоволь повеселиться. Тогда Вожеватов обговаривает с Гаврилой вечерний пикник, почти забывая о приглашении Карандышева.
Это интересно! Комедия Островского Бедность не порок – краткое содержание
Действие второе
К Огудаловым приезжает Кнуров, возмущённый бедностью Карандышева и будущим браком вообще. Купец предлагает Харите Игнатьевне сделать Ларису его содержанкой, так как уверен в целесообразности ухода от такого мужа.
Расчётливая мать пользуется этим предложением, Кнуров сам говорит, чтобы девушке сшили хорошие наряды, а счета переслали ему.
Ларисе плохо в городе, девушка думает о деревне – «тихом уголке». Хочет сыграть на гитаре романс – та расстроена. Увидев цыгана Илью, зовёт его к себе. Тот рассказывает о возвращении Паратова. Мать рассматривает это обстоятельство, как появление ещё одного жениха, хотя ее дочь отказывается терпеть подобные унижения.
Приходит Карандышев, жестоко осуждая нравы города, выступает против отъезда, хотя невеста просит его об этом. Неожиданно для всех к ним приезжает Паратов.
Разговаривая с матерью, бывший жених рассказывает о своей предстоящей свадьбе, потом просит позвать девушку. Оставшись наедине, упрекает её, говорит о ветрености, как любую другую женщину. Она обижена, но в конце беседы проговаривается о своей любви к Паратову, а в ответ слышит предложение остаться друзьями. Добившись своего, беседуя, задевает пришедшего к ним Карандышева, между ними происходит ссора. Мать заставляет будущего зятя пригласить к себе на обед Паратова. Тут приезжает Вожеватов, пытается выдать сопровождавшего его Робинзона за иностранца.
Действие третье
В кабинете жениха девушка с матерью обсуждают, как не удался этот званый ужин. Над хозяином все смеялись и даже споили его специально. Сюда же заходят гости. Кнуров возмущён тем, насколько плохи были вина и закуска.
Все мужчины опять смеются над хозяином. Пришедший сюда же Карандышев продолжает рисоваться, не реагирует на замечания невесты. По просьбе Паратова, Лариса исполняет вместе с цыганом романс, хотя жених всячески против, а потом, восхищённый, уходит за шампанским.
Это интересно! Пьеса Гроза Островский: краткое содержание по действиям и анализ сцен
Действие четвертое
Карандышев – в кофейне, пытается расспросить Робинзона о том, где все остальные, но тот делает вид, что ничего не понимает.
Пикник окончен. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию. Им ясно, что от выгодной свадьбы Паратов не откажется. Каждый из мужчин готов взять скомпрометированную девушку себе в любовницы, они разыгрывают её в орлянку. Побеждает Кнуров.
Паратов благодарен Ларисе за то, что была с ними на пикнике, но напоминает, что жениться не может, так как у него есть невеста. Утешает тем, что Карандышев даже сейчас примет её обратно, и даёт Робинзону указание отвезти её домой.
Отчаявшись, девушка обращается за помощью к Вожеватову, но он передаёт её Кнурову, а тот зовет с собой в Париж на полное обеспечение. Лариса ничего не отвечает.
Её находит Карандышев, который готов был стать её защитником, но именно это девушка воспринимает как оскорбление. Тогда ослеплённый ревностью жених говорит, что она для всех вещь, разыгранная в орлянку.
Девушка соглашается быть вещью, но принадлежать ему не намерена, поэтому принимает решение ехать с Кнуровым. В порыве гнева Карандышев стреляет в неё. Полная благодарности героиня умирает, говоря, что это всё она сама. А за сценой поют цыгане. Сложно сказать, кто виноват в смерти Ларисы на самом деле.
Внимание! Во все ключевые моменты пьесы поют цыгане.
Островский специально вводит этот приём контраста, чтобы показать, как русский человек любит «праздник жизни» и тянется к нему и, в то же время, что это веселье – чужое, ему не свойственное.
«Бесприданница». Александр Островский
Краткий пересказ драмы А. Н. Островского Бесприданница.
<,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >
Вывод
Автор показывает в пьесе Бесприданница неприглядную сторону современного ему общества, где все продается и покупается. Обстоятельства приводят к гибели молодой девушки, которая не смогла выжить среди жестокосердия и безнравственности.
В чём состоит драма Ларисы Огудаловой? (по пьесе Островского «Бесприданница»)
Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.
Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.
Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.
Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.
Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.
«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»
Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:
«Паратов. …Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?
Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.
Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет.
Л ар и с а. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)
Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».
На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него — только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она — действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.
Она произносит знаменитое: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.
И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди…» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех… всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.
«Источник драмы Ларисы Огудаловой»
Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.
Но Лариса — натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя. Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.
Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.
Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — говорит она, стоя у решетки.
Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.