какие герои показаны в рассказе письмо
Презентация по литературе на тему «И.Э. Бабаель. «Конармия».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В тех и в других война вдохнула. мрачный хмель разгула. И.Э.Бабель. «Конармия»
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: “Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами”. А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. Однако новые рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он посоветовал ему отправиться “в люди”.
В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.
В основу «Конармии» лег материал, накопленный во время службы Бабеля, с июня по сентябрь 1920 г., в газете «Красный кавалерист» знаменитой Первой конной.
Доминантой стало изображение персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собственных голосов. Писателя интересовало их самосознание. В такой сказовой стилистике были написаны новеллы «Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича», «Письмо» и др. Много новелл было написано от имени интеллигентного рассказчика Лютова. Его одиночество, его отчужденность, его содрогающееся при виде жестокости сердце, его стремление слиться с массой, которая грубее, чем он, но и победительнее, его любопытство, его внешний вид — все это биографически напоминало Бабеля 1920 года.
-Так о чем же книга Бабеля? Это книга о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги. – В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий? У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости.
15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкине под Москвой. Писатель обвинялся в «антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов. в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Под пытками Бабель дал ложные показания, но на последнем судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР 21 января 1940 отказался от них. 27 января 1940 Бабель был расстрелян, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря.
Спасибо за работу! Использованы материалы урока Каразбаевой Валентины Николаевны, учителя русского языка и литературы http://festival.1september.ru/articles/598838/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-598758
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Образы красноармейцев в рассказах Бабеля «Письмо» и Шолохова «Продкомиссар» (Литература XX века)
Гражданская война в России — период в истории, когда общество раскололось на два сильных противоборствующих лагеря, когда члены семей готовы были идти против друг друга ради отстаивания своих точек зрения на устройство общества. Стоит сказать, что Бабель и Шолохов — современники тех событий: оба восторженно встретили революцию, в годы Гражданской войны Бабель воевал в Конармии Будённого, а Шолохов работал в качестве продкомиссара. Рассказы этих писателей объединяют не только общая историческая основа, но и элементы повествования: авторы уделяют особое внимание взаимоотношениям героев с их отцами и осмысление происходящих событий.
В Рассказе Шолохова «Продкомиссар» изложена семейная трагедия Бодягиных. Отец выгнал сына Игната из дома в четырнадцать лет, после конфликта. И вот спустя шесть лет Игнат оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе его отца, решено было расстрелять. В эпизоде смерти отца показано, что сын не жалеет о содеянном, так как выполняет свои обязанности:
«Бодягин глянул на сани, ломтями резавшие лиловый снег сбочь дороги,
Немного иной сюжет лежит в произведении Бабеля. Рассказ «Письмо» представляет собой наивное и вместе с тем хладнокровное изложение мальчиком Курдюковым, членом Конной Армии, событий, недавно с ним произошедших. Повествование героя начинается с описания хозяйственных проблем и лишь после герой переходит к рассказу о гибели отца, что подчёркивается автором: «…во вторых строках письма…». Герой в силу возраста не обладает собственным языком и поэтому вынужден строить изложение разговора с отцом в форме сказки, с характерными для нее троекратными повторами:
Эпизод также демонстрирует хладнокровие и безразличие мальчика, который описывает услышанный им диалог и даже с сожалением добавляет, что не может полностью рассказать о кончине отца, так как «был усланый со двора». Бабель раскрывает ужас того времени, когда даже дети ставили классовую борьбу выше, чем благополучие собственной семьи.
Однако в отличии от Игната Бодягина герои этого произведения в действительности не осмысляют происходящих с ними событий.
Положение героев соотносится с положением героев поэмы Блока «Двенадцать», где они подобно мальчикам плывут по течению исторических событий и не в силах им сопротивляться.
В произведении же Шолохова в эпизоде встречи Бодягиных показано идейное противостояние, которое выливается в ненависть: «Шесть лет не видались, батя, а говорить нечего? Старик зло и упрямо наморщил переносицу. — Почти не к чему. Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, — я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила».
Отец в действительности не понимает, почему он должен отдавать нажитое своим трудом имущество, а для сына должностные обязанности и подчинение приказан оказывается гораздо значимее семейного благополучия.
В заключении хочется отметить, что работы Шолохова и Бабеля были восприняты по-разному советской властью, что также связано с изображением красноармейцев. Бабель показывает жестокость красноармейцев и свирепость Конармии, которая готова уничтожать семейные узы и разрушает человечность, в то время как описание белых сил практически сведено к минимуму. Шолохов же описывает противников продразверстки, как жадных и нечестных людей и в то же время оправдывает жесткость красноармейцев: наряду с убийством отца Игнат спасает от голода сироту и искупает вину не только милосердным поступком, но и кровью. Конечно, советская власть с большим расположением отнесется к произведениям Шолохова, чем к творчеству Бабеля.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
И.Бабель Тема гражданской войны в рассказе «Письмо»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема гражданской войны в творчестве И.Э. Бабеля. Рассказ «Письмо”
*Расширить представление учащихся о литературе 20-х годов; помочь осмыслить идейно – художественную позицию И.Э. Бабеля в освещении гражданской войны;
*Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, поступки, речь персонажей;
*Воспитывать умение отстаивать свою точку зрение, толерантное отношение к мнению собеседника.
Оборудование: портрет И.Э. Бабеля, музыкальные фрагменты (Я. Френкель «Погоня» и А. Александров «Там, дали, за рекой»).
Организационный момент. Постановка целей.
Знакомство с творчеством И.Э. Бабеля даёт возможность представить гражданскую войну не только как «победно – романтическое триумфальное шествие советской власти», но и заставляет нас переосмыслить некоторые события, задуматься над многими проблемами и сегодняшнего дня.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о гражданской войне. Тема эта нашла своё отражение не только в художественной литературе, но и в музыке. Послушайте 2 музыкальных фрагмента (Я. Френкель «Погоня» и А. Александров «Там, вдали, за рекой»). В конце урока вы выберете то, которое, на ваш взгляд, наиболее точно подошло бы к этому произведению, отразило настроение.
III . Реализация индивидуального домашнего задания.
— Сообщение о литературной и человеческой судьбе И.Э. Бабеля
« Я не умею выдумывать. Я должен знать всё до последней прожилки, иначе ничего я не смогу написать. На моём щите вырезан девиз: «Подлинность»»! Эти слова принадлежат И.Э. Бабелю – автору «Конармии». Некоторые литературоведы считают, что «Конармия» – это роман в новеллах.
Новелла — рассказ с необычным и строгим сюжетом, с ясной композицией, отличающимся особым драматизмом сюжета.
— Обратите внимание на последнюю фразу. Итак, рассказ «Письмо». Мы будем анализировать его «вслед за автором».
1.Бабель переписывает для нас, читателей, письмо мальчика – бойца, так как оно «не заслуживает забвения». Почему? ( Очевидно, Бабель считает это письмо чем-то важным, достойным самого серьёзного и вдумчивого прочтения).
2.Мальчик Курдюков очень внимательный и заботливый сын, любящий свою мать. Вы согласны с этим? Обоснуйте своё мнение.
4.Обратите внимание: кто обнаруживает отца в Майкопе и сообщает об этом Семёну? ( Согласно православным традициям, крёстные обязаны взять на себя заботу о крестниках, если те лишились родителей).
-Он богобоязненный человек?
-Сколько и какие библейские заповеди нарушаются в этом рассказе? ( Возлюби ближнего своего, почитай отца своего и мать, не убий.)
6.Обратим внимание на деталь: сломанная семейная фотография. О чём это говорит? (Изломанная фотография – изломанная войной семья. Нарушена внутренняя целостность изображённого на фотографии, и это символ времени.)
7.Ещё одна деталь: на фотографии изображён Тимофей Курдюков, отец семейства, «со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз». А сыновья на фотографии – «чудовищно огромные, тупые, лупоглазые»
Как известно, глаза – зеркало души. Прокомментируйте.
8.Вернёмся к началу урока. Так почему же письмо Василия Курдюкова «не заслуживает забвения»? ( Нельзя забывать историю, ибо она может повториться. )
Вывод: Человек и война несовместимы. И Бабель отвергает гражданскую войну, как самое страшное зло, совершаемое человеком.
V . Реализация творческого задания.
— Итак, какая музыкальная тема подходит к данному рассказу? Ответ мотивируйте.
(Музыка Я. Френкеля стремительная, бесшабашная, азартная. Она передаёт бешеный темп того времени. Главное-действие, нет времени остановиться и задуматься.
Музыка А.Александрова лиричная, грустная, как и сам рассказ. Хочется остановиться, поразмышлять. К чему исподволь и подводит автор произведения.)
-Изобразить в цвете рассказ «Письмо», приготовить защиту своей работы.
штудии
Анализ рассказа И.Бабеля «Письмо»
Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных друг другу позициях: от И.Бунина до В.Маяковского. Исаак Бабель занимает среди них своё, особое, место.
От других авторов его отличает не только своеобразная писательская манера, но именно Бабелю свойственное восприятие мира. Воспитанный на литературе французских гуманистов, писатель стремится не рассказывать о человеке, а п о к а з ы в а т ь его, раскрывая перед читателем отдельные страницы жизни своих героев, обнажающих их сущность. Среди таких персонажей “мальчик Курдюков” из новеллы «Письмо» («Конармия»).
Содержание рассказа почти целиком составляет письмо, продиктованное Лютову, работнику Политотдела Первой конной армии, подростком Василием Курдюковым и переданное читателю “дословно, в согласии с истиной”.
Перед нами наивное и одновременно жестокое послание сына к матери, раскрывающее как семейную трагедию Курдюковых, так и характер мальчика, ещё почти ребёнка, причудливо сочетающего в себе привязанность к близким, по-крестьянски основательную заботу об оставленном хозяйстве и равнодушно-безжалостное отношение к отцу, замученному до смерти собственными сыновьями.
Василий Курдюков, кстати, человек верующий и неоднократно упоминающий в письме Бога, пишет матери с уважением, называя её “любезной мамой”, “нижайше кланяясь от бела лица до сырой земли” и желая ей, “родственникам, крёстным и кумовьям” здоровья и благополучия. Спеша успокоить женщину, чьи дети и муж оказались на фронте, причём, как говорится, по разные стороны баррикад, подросток уведомляет, что “красный герой. кум Никон Васильич” взял его к себе, в экспедицию Политотдела, для того, чтобы развозить на позиции “литературу и газеты”, и что живёт он “при Никон Васильиче очень великолепно”. Но тут же у него по-детски непосредственно вырывается просьба: “Пришлите, чего можете от вашей силы-возможности. Просю вас заколоть рябого кабанчика и сделать мне посылку. ” И уж почти как у чеховского Ваньки Жукова звучит: “Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды, так что дюже холодно”.
А какой трогательной выглядит забота мальчика об оставленном дома коне, беспокойство о том, не страдает ли его Стёпа чесоткой, подковали ли его, обмывают ли передние ноги с мылом.
Однако автор, надо полагать, далёк от умиления, воспроизводя эту часть письма своего героя, потому что следом за вопросами о хозяйстве и рассказом о бедной жизни здешних мужиков, которые, по словам Василия, “со своими конями хоронятся от. красных орлов по лесам” (вот она, свойственная Бабелю манера п о к а з ы в а т ь жизнь такой, какая есть, и предоставлять читателю возможность самому делать выводы), идёт описание гибели старшего брата Фёдора и отца семейства Курдюковых. Рассказывает мальчик об этом подробно, неспешно, с крестьянской обстоятельностью, “во вторых строках письма”. Почему же во вторых, а не в первых? Видимо, забота о хлебе насущном (в буквальном смысле этого слова) и о коне, так необходимом в будущем хозяйстве, перевешивает родственные чувства к человеку, давшему Василию жизнь.
Достаточно подробно излагая, как “папаша порубали брата Фёдора Тимофеича Курдюкова тому назад с год времени”, потому что сын воевал в “красной бригаде товарища Павличенки”, а отец был “в тое время у Деникина за командира роты”, мальчик не выражает своего отношения к злодейскому поступку родителя, а только сообщает матери, что “папаша начали Федю резать. и резали до темноты, пока брат Фёдор Тимофеич не кончился”.
Последнее обстоятельство, похоже, несколько огорчает мальчика, с сожалением сообщающего матери о том, что описать, “как кончали папашу”, он не может, так как “был усланный со двора”. И хотя сам герой рассказа “резать” пока не готов, ему, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца и всему полку, желающему Семёна Тимофеича “иметь за командира”.
Значительность брата-головореза в глазах подростка и в том, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”. Вот так просто, без суда и следствия, без соблюдения “революционной законности”, руководствуясь лишь собственными желаниями и стремлениями, как это делает, например, герой новеллы «Прищепа», “молодой кубанец, неутомимый хам, будущий барахольщик”, который за разграбленное соседями имущество его убитых “белыми” родителей ходит от одного соседа к другому, оставляя “подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные помётом”, и за которым “тянется следом кровавая печать его подошв”.
Может быть, и сегодня, читая рассказы Бабеля, нам следует задуматься над горькой мудростью этого вопроса, вечного, как сама жизнь?
Урок «Особенности творчества И.Бабеля».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула…»
(И.Э. Бабель «Конармия»)
Образовательные: Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий.
Развивающие: Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).
Воспитательные: Воспитывать у обучащихся гражданскую позицию, развивать чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека.
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца.
Последствия Гражданской войны:
Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.
– Вспомните, в произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны? ( М. Булгаков “Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”)
В России Гражданская война шла в течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”.
Преподаватель зачитывает данные таблицы “Последствия Гражданской войны”.
– Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?
Чтение учеником стихотворения “Гражданская война” М.Волошина:
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле.
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Преподаватель: В конармейском дневнике И. Бабеля находим такие строки: “Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.
Панихида – это церковная служба по умершему, траурные речи. Кого, что оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. На основе своего конармейского дневника Бабель написал сборник новелл “Конармия”. Отношение к этому сборнику у критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую революционной позиции “поэтизацию бандитизма”, а Горький заявил, что увидел в “Конармии” героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры, как понимать и принимать это произведение. То ли это очернительство революционной истории, то ли революционная романтика. Кто же этот человек, который своим произведением внес такую сумятицу в ряды критиков?
Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. Однако новые рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он посоветовал ему отправиться “в люди”.
В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.
Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет его реабилитировали. Военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.
Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель думал о судьбе революции. Теперь она представлялась ему не такой, как со стороны. Он не мог понять той ненужной жестокости, что была вокруг. Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.
Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную массу конной армии составляли казаки, которые во времена Российской империи были привилегированным сословием. А в революцию они метались между “белыми” и “красными”. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.
(Звучит песня “Марш Буденного”).
Обратимся к некоторым рассказам.
Анализ рассказа «Письмо»
Что составляет основу сюжета данного рассказа?
Основу сюжета данного рассказа составляет письмо мальчика Васи Курдюкова на родину, матери.
Какова композиция рассказа?
Композиция рамочная: автор пишет, что по просьбе мальчика и под его диктовку он написал письмо и приводит в рассказе это письмо полностью.
Почему автор посчитал важным в цикл рассказов о Конармии включить письмо мальчика на родину?
Письмо – это всегда что-то личное, в письме сообщают новости, какие-то события из своей жизни, это рассказ о себе самом, рассказ, зачастую, откровенный, без фальши. Бабелю интересен сам человек, участвующий в военных событиях, а не военные действия армии. Данное письмо позволяет увидеть историю семьи Курдюковых на фоне идеологической борьбы в годы Гражданской войны.
Какие герои показаны в данном рассказе?
Два основных действующих лица – это автор – рассказчик и мальчик Вася Курдюков. В письме идет рассказ еще и о семье Васи: отце и двух братьях. Из письма мы узнаем об их судьбе.
С чего начинается письмо?
Как всякое письмо, оно начинается с приветствия и поклонов матери и всем родственникам. Мальчик сообщает, что находится в красной Конной армии товарища Буденного, занимается развозкой газет и литературы на позиции.
О чем беспокоится Вася?
О своем коне Степе. Чувствуется, что мальчик скучает и волнуется за своего четвероногого друга. Даже в конце письма Курдюков еще раз напоминает матери, чтобы она хорошо заботилась о его коне: “…доглядайте до Степки, и Бог вас не оставит”.
Как Вася относится к матери?
Он пишет матери с уважением, называя её “любезной мамой”, “нижайше кланяясь от бела лица до сырой земли” и желая ей, “родственникам, крёстным и кумовьям” здоровья и благополучия. Он спешит успокоить ее, подросток уведомляет, что “красный герой. кум Никон Васильич” взял его к себе, в экспедицию Политотдела, для того, чтобы развозить на позиции “литературу и газеты”, и что живёт он “при Никон Васильиче очень великолепно”.
Как живется на самом деле мальчику?
Он пишет, что живется ему великолепно, но здесь же просит мать заколоть кабанчика и прислать ему посылку. “Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды, так что дюже холодно”.
Как относится мальчик к бойцам красной Конной?
Он восхищается ими, называет “красными героями”, “орлами”.
Как описывает Вася матери местность, в которой он находится вместе с Конармией?
Его, как хлебопашца, интересует, прежде всего, что выращивают в этой местности и какой здесь урожай. Из этого мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что Курдюков охвачен романтикой военных дней, он тоскует по мирной жизни, по своему коню Степе, по земле, по мирным трудовым будням.
Что описывает Вася в основной части своего письма?
Какова интонация этой части письма?
Об этой страшной трагедии мальчик рассказывает спокойно и есте-ственно, словно это были не его родные, кровные люди. События резни даются рядом с описанием быта. Все эти трагические события он описывает подробно, с деталями. “И папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали до темноты, пока брат Федор Тимофеич не кончился”. И словно с сожалением, что не знает подробностей убийства братом Семеном отца, он пишет матери: “…Семен Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Федоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора”.
Каким показан в письме старший брат Семен, как к нему относится Вася?
Семен – лихой вояка. Васе, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца и всему полку, желающему Семёна Тимофеича “иметь за командира”. Сам “товарищ Будённый” выделяет за это новому командиру “двух коней, справную одежду, телегу для барахла и отдельно орден Красного Знамени”. Об этом Василий пишет с искренним восхищением, ставя на первое место материальные блага, полученные братом.
Значительность брата-головореза в глазах подростка мы видим и в тех строках, когда он пишет, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”.
Как вы восприняли это кровное убийство?
Становится страшно от всего этого кошмара. Кажется, что люди потеряли все человеческое. Даже звери защищают своих детей, заботятся о семье.
Что вы можете сказать о душе мальчика Васи Курдюкова?
Его сердце глухо к человеческим страданиям, он лишен сочувствия и милосердия. Для него убийство – обычное дело. Душа мальчика искалечена войной. Понимаешь, что в будущем это будет жестокий, обозленный человек.
Почему в конце рассказа автор дает описание фотографии семьи Курдюковых?
Фотография – это все, что осталось от прежней семьи Курдюковых. Гражданская война своей стальной шашкой прошлась по этой семье и расколола ее надвое: “белых” и “красных”. Никогда уже не будет счастья в этой семье: одни убиты, другие до конца своих дней будут жить с печатью убийц своего отца.
Как описана эта фотография?
Зачитывают описание: “На ней был изображен Тимофей Курдюков, плечистый стражник форменном картузе и с расчесанной бородой, недвижный, скуластый, со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз… А у стены…высились два парня – чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на ученье, два брата Курдюковых – Федор и Семен.” Эпитеты, которые даны в описании семьи, не вызывают симпатии к ним и еще раз подчеркивают их умственную и душевную ограниченность.
Можем ли мы сказать, какова авторская позиция к описываемым в письме событиям?
Автор не дает оценку ни событиям, ни героям. Он просто описал то, что было, что видел. Бабель хочет понять своих героев и, может быть, оправдать их поступки, но у него это не получается. Разобраться в происходящем он дает возможность читателю, потомкам.
Какова основная мысль этого рассказа?
Сломана, изувечена, как и фотография, судьба многих людей, их жизнь. Революция и Гражданская война, разделившие всех на “белых” и “красных”, тому причиной.
– Что вы можете рассказать о судьбе героев других рассказов “Конармии”?
– Так о чем же книга Бабеля?
Это книга о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги.
– В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий?
У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости. И мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь, путь без крови и террора. Это мы можем подтвердить и эпиграфами к занятию.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.