какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано
Формула для минора:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Гаммы развивают

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепианокакие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Длинные арпеджио

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Как заниматься

Также полезно играть разными штрихами

Использовать разную динамику

Отличная статья 85

Бесполезная статья 6

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

Источник

Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано

Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!

Какими пальцами играть гаммы?

С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.

Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).

Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).

В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.

Аппликатура гамм для фортепиано:

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука: 4321 4321 321 4321

Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂

Источник

Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано

МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»

«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»

Преподаватель по классу фортепиано: Чикулаева Марина Владимировна

В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения.

Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием «Гамма«. Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.

В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.

Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

— раскрыть значение игры гамм на фортепиано;

— поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;

— показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.

Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.

Изучение гаммна уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.

Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм,я имею в виду:

— подготовка первого пальца;

— подготовка кистевых движений;

— подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.

Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой (прим. 2):

Закрутись, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

На стене часы весят,

Тихо мирно говорят:

Зайка ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.

Покачаюсь на качельке,

В гости к бабе, деду,

Вот вся песенка моя!

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

2. Знакомство с гаммой.

При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем я перехожу к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении.При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались

Параллельно я знакомлю учащегося с расходящейся гаммой. Я объясняю, что теперь мы попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся». Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5.Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

Знакомство с хроматической гаммой. В продолжении знакомства с гаммой я рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой. Затем мы вместе с ребенком разбираем, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т. е. по белым и черным клавишам. После этого я говорю ребенку, что при игре хроматической гаммы есть золотое правило – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнениииспользуем подтекстовку: «Хроматизм играем».

Знакомство с аккордами и арпеджио.

При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – созвучие трех звуков, т. е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т. е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения,которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд. Затем я объясняю, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.

После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту.У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т. е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.

3. Работа над гаммами во 2м классе.

Во втором классе в работе над гаммамистоят уже следующие задачи:

— игра гамм 2-мя руками;

— игра гамм в две октавы;

— ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;

— звуковедение в арпеджио;

— в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.

Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения:

1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:

а) Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик. Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх). После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Я объясняю, что когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т. к. 1й палец заменяет 5й).

б) Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.

Ветер на море играет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

г) Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.

а) При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому я использую упражнение «Мамочка милая». В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания. Я объясняю ребенку, что у пальчика есть рюкзачок (вес, который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая» (прим. 4).

б) Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.

3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи я даю учащимся следующие упражнения:

а) поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется,можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.

б) игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т. е. первый тихо, второй громче, и последний громко (прим5).

Работа над гаммами в средних и старших классах.

При работе над гаммами в средних и старших классахстоят следующие задачи:

— изучение 4х звучных арпеджио;

— игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);

— ровность, четкость исполнения;

— добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).

С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения:

1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.

а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).

б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).

в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.

г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).

е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.

2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.

а) перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы. Итак, я объясняю учащемуся, что 4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й. Затем я даю небольшую табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, и по ней объясняю, что в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются, мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объясняю аппликатуру. После чего прошу ее выучить наизусть, как таблицу умножения.

Мажорные гаммы: пр. р. 344

минорные гаммы: пр. р. 343

До, Соль, Фа маж. пр. р. 344

ля, ми, ре мин. Лев. р. 443

б) при знакомстве с 4х звучными арпеджио играем отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.

в) также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре):

Мы играем третий пальчик,

Мы играем четвертый пальчик,

Мы играем четвертый пальчик,

И опять играем третий.

Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.

г) Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.

3. Ломаные арпеджио. Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть невозможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.

4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:

а) Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.

б)проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)

в) поучить путем прибавления каждого следующего звука.

г) игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т. е. с динамикой, на хорошее legato.

5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. Итак, в работе над аккордами я использую следующие упражнения:

а) игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).

б) если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом) можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.

в) игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано, среднего и нижнего.

г) игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.

Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся. Т. к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах. Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажор.

Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.

1. Левин, Ю. В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М. : Советский композитор, 1978.

2. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков –Ленинград: Музыка, 1985.

3. Либерман Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.

4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста – М. : Советский композитор, 1989.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепианоИндивидуальные занятия по фортепиано в детском саду Для уважаемых родителей наших веселых детишек частного детского сада в ЗАО у нас есть замечательная новость о том, как же проходят индивидуальные.

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1. Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире.

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано «Педаль-душа рояля» (А. Рубинштейн) Рояль, как инструмент и богатая фортепианная литература пользуется огромной и заслуженной популярностью.

О пользе обучения детей игре на фортепиано Уроки фортепиано не только обеспечивают детям возможности для музыкального обучения. Исследования показали, что обучение игре на фортепиано.

Проектная работа учащихся 3 Б класса «Лего в нашем классе» Есть утверждение, что все гениальное просто. Во втором классе у нас начал работать кружок Роботостроение. Нам очень хотелось побыстрее освоить.

Проверочная работа по Однкнр в 8 классе к урокам №1–3 по разделу «В мире культуры» Проверочная работа к урокам №1-3 по разделу «В мире культуры» Ф. И. учащегося___класс___ I вариант.

Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ «Действия с десятичными дробями» Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ по теме: «Действия с десятичными дробями». КАРТОЧКИ для проверки Знаний Умений Навыков действий.

какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Смотреть картинку какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Картинка про какие гаммы играют в 6 классе на фортепиано. Фото какие гаммы играют в 6 классе на фортепианоРабота с натуральной глиной на уроке ИЗО в 5 классе Глина- идеальный, натуральный материал для развития мелкой моторики. Детям всегда интересно работать с глиной. Во время работы с глиной.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями в ДОУ Смысл данной формы физического воспитания ребят дошкольного возраста безоговорочно. Самостоятельные занятия, создают у ребят умение избирать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *