какие гаметы и в каких количественных соотношениях образует растение трисомик с генотипом аа а
Нестандартные задания по генетике
В этой статье приводятся лишь условия нестандартных генетических заданий, решения которых подробно разбираются в моей платной книге:
Это задачи не всегда могут быть сложными, но в них главное разобраться с условием, так как часто вообще не сразу и определишь к какому типу взаимодействий генов они относятся.
Сами эти нестандартные задания явно «не попадутся» на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ, но всё же, как репетитор по биологии, я настоятельно рекомендую с ними ознакомиться?
Дело в том, что понимание этих нестандартных заданий по генетике может придать вам дополнительной уверенности в том, что вы действительно хорошо разбираетесь в сути явлений наследственности, а не выполняете какие-то определенные действия лишь «по трафарету», который когда то запомнился.
Вот условия нескольких нестандартных задач по генетике с подробным объяснением в моей платной книге «Решение усложненных и нестандартных задач по генетике» сути каждой «закорючечки»
Задача 1. Как найти соотношение фенотипов в потомстве, при нестандартных генотипах родителей
1. Определите соотношение фенотипов в потомстве, полученном от скрещивания самки с генотипом Aa с самцом-трисомиком AAa. Следует учитывать,что в отцовском организме жизнеспособны только гаплоидные гаметы. Вероятность образования гамет, несущих разные аллели, одинакова.
Задача 2. Что может быть при неправильно протекающем мейозе
Какие типы гамет и в каком соотношении образуются у человека из овоцита I порядка с набором хромосом 2А+ХХ при не расхождении половых хромосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.
Задача 3. Почему нужно иметь четкое представление об аллельных генах
Объясните, что такое множественные аллели? Например, группы крови человека по системе AB0 определяются тремя аллелями: IO,IA,IB, но и цвет волос у человека — это, что, тоже множественные аллели, так как могут быть и белые, и русые, и черные?
Задача 4. Что такое группы крови M и N
При определении групп крови в городе обнаружено, что среди 4200 человек 1218 имеют группу крови М, 882 человека — группу N и 2100 — группу — MN. Определите частоты аллелей в популяции.
Задача 5. Когда часть генов наследуется независимо, а другие гены являются сцепленными
Сколько типов гамет образуются у генотипа АаВb ХCD Хcd, если гены А и В наследуются независимо, а между генами С и D происходит кроссинговер?
Задача 6. Для закрепления темы предыдущей задачи
Сколько типов гамет даёт генотип АаВbССDd с учётом кроссинговера между генами А и В и при независимом наследовании генов С, D?
Задача 7. Как найти долю гамет с исходными генами и долю гамет с иным составом генов, появившихся после кроссинговера, если рассматриваются одновременно сцепленные гены и не сцепленные с ними гены
Расстояние между генами в и С в генотипе А//a bС//Bc составляет 40 морганид. Определите пропорцию типов гамет АВс и АВС.
Задача 8. Почему коротконогие цыплята не могут выбраться из яйца
Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 живых цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Задача 9. Что же, опять предлагается считать мух
У мухи дрозофилы известна серия аллелей по гену окраски глаз, состоящая из 12 членов (состояний гена). Сколько генов из этой серии могут находиться одновременно в генотипе диплоидных организмов?
Задача 10. Почему самцы умирают
От пары мух дрозофилы получено 420 потомков, из них только 141 самец. Определите наиболее вероятные генотипы родительских форм (А-норма, а — летальный ген)
Задача 11. Требует повышенного внимания
Выборка самоопыляющихся растений генотипов: 10аа, 1АА, 10Аа. Определите во втором поколении количество особей с генотипами аа, если каждое исходное растение оставляет 4 потомка.
Задача 12. Когда нарушен овогенез
У женщины во время мейоза не сформировалась одна нить веретена деления и хромосомы не разошлись (т.е., в одни дочерние клетки попали Х-хромосомы, а в другие не попали). У мужчины гаметогенез протекал нормально. Какие потомки могут у них наблюдаться?
Задача 13. Как ответить на такое необычное задание
Мутация, которая вызывает синдром кошачьего крика. Дайте его цитологическое обоснование и характеристику.
Задача 14. Всегда ли кроссинговер приведет к образованию новых сочетаний аллелей генов в гаметах?
Если допустить, что гены А и В сцеплены и перекрест между ними составляет 20 процентов, то какие гаметы и в каком количестве будут образовывать гетерозиготы и дигетерозигота?
Задача 15. Вроде бы просто, если правильно понять, что нам дано
Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет АВ у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип ааВВ.
Задача 16. Надо просто помнить, что происходит с хромосомами в мейозе I и мейозе II
Генотип организма АаХВХВ. Какие типы гамет и в каком соотношении образует этот организм при не расхождении аутосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.
Задача 17. Для решения этой задачи надо применить уравнение Харди-Вайнберга
На океаническом архипелаге проживает 6 тыс. жителей. Из них 45% мужчины, 189 человек больны дальтонизмом. Какова вероятность, что хотя бы одна женщина будет дальтоником. Ответ дать в процентах и объяснить.
Задача 18. Аутосомное и сцепленное с полом наследование
У родителей со II(А) группой крови родился сын с I(0) группой крови, страдающий гемофилией. Оба родителя здоровы. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и его возможные группы крови. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.
Задача 19. Снова про курочку Рябу
У кур гетерогаметен женский пол и доминантный ген рябой окраски сцеплен с полом. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску. От неизвестного петуха и курицы получено потомство: все петушки и около половины курочек этого потомства обладают рябой окраской остальные курочки — черные. Каков внешний вид родителей?
Решения всех этих задач подробно разбираются в моем платном сборнике
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Сколько типов гамет образуются у генотипа АаВb ХCD Хcd, если гены А и В
наследуются независимо, а между генами С и D происходит кроссинговер?
12 типов гамет. 6 гамет некроссоверных ABXCD, ABXcd, aBXCD, aBXcd, abXCD, abXcd и ещё 6 гамет, образовавшихся в результате кроссинговера ABXCd, ABXcD, aBXCd, aBXcD, abXCd, abXcD.
Здравствуйте, Марина Валерьевна!
Скорее всего это задание на взаимодействие неаллельных генов. За окраску глаз отвечают два разных неаллельных гена А и В. Генотип дикого типа глаз AAbb, генотип альбиносов aa—, генотип «черноглазиков» A-B-. Но, это, конечно же, не «просто» задача по генетике, а, видимо, либо олимпиадное задание, либо задача для какого то собеседования для поступления в ВУЗ не только по результатам ЕГЭ. Так как: «Предположите, каким может быть молекулярный и клеточный механизм формирования фенотипа «черноглазик», т.е. изменение функций какого белка и в каких клетках может менять окраску радужки с оранжевой на черную» — это совершенно не генетика, а чистейшая биохимия. Разобраться во всех возможных типах взаимодействия неаллельных генов Вам поможет моя книга «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов». Файл книги стоимостью 420 рублей прикрепил к вашему письму. Всего доброго!
Среди населения украины людей с группой крови N 16%,определитель частоту групп М,МN. получится (2:3:1)-то есть 36%,48%,16%?
Да, частота групп крови по системе M, MN, N составит 36%,48%,16%, но причем здесь «(2:3:1)»?
У томатов округлая форма плодов доминирует над грушевидной,красная окраска над желтой.каковы должны быть генотипы родительских форм,если в скрещивании получено 3 части красных округлых,3 части красных грушевидных,1 часть желтых округлых и 1 часть желтых грушевидных плодов?
А)AABBxaabb
B)AABBxAaBb
C)AaBbxAaBb
D)aaBbxAABb
E)AaBbxAabb
Если цвет это А и а, а форма B и b, то ответ Е).
Практикум по генетике
При полном доминировании соотношение фенотипов будет следующим: 11 А_ : 1 аааа.
а) При самоопылении расщепление дуплекса по гену А составит 35 : 1, и дуплекса по гену В – 35 : 1. Если гены наследуются независимо, то соотношение фенотипов в потомстве этого растения будет следующим: (35А : 1 а)(35В : 1в) = 1225АВ : 35Ав : 35аВ : 1ав.
б) При самоопылении расщепление дуплекса по гену А составит 35 : 1 и симплекса по гену В – 3 : 1. Если гены наследуются независимо, то соотношение фенотипов в потомстве этого растения будет следующим: (35А : 1а)(3В : 1в) = 105АВ : 35Ав : 3аВ : 1ав.
Определите окраску цветков родителей и потомства, если имеет место аддитивное действие аллелей? (АААА – темно-красная окраска, АААа – красная, ААаа – светло-красная, Аааа – розовая и аааа – белая).
Родители дуплексы – Аааа, фенотип – светло-красная окраска лепестков.
Построим решетку Пеннета:
Расщепление по фенотипу:
1 АААА – темно-красная окраска
18 ААаа – светло-красная
51 с белыми цветками. Определите генотипы исходных растений и объясните расщепление.
Соотношение фенотипов в потомстве близко к 35 : 1. Такой результат мог получиться, если оба родителя были дуплексы – ААаа.
Каждый дуплекс дает 3 типа гамет в соотношении 1 АА : 4 Аа : 1 аа.
Построим решетку Пеннета.
Получим расщепление при полном доминировании 35 : 1.
Генотипы исходных растений:
белыми цветками. Определите генотипы исходных растений и объясните результаты скрещивания.
Соотношение фенотипов близко к 11 : 1. Это можно получить,
предположив, что один родитель был дуплекс, а другой симплекс.
Построим решетку Пеннета с указанием частот гамет.
Ссоотношение фенотипов будет следующим: 11 А_ – пурпурные и
Генотипы исходных растений ААаа и Аааа.
получаем 1 АА : 2 Аа : 2 А : 1 а.
У трисомиков, участвующих в скрещиваниях в качестве отцовской формы, фертильны только гаплоидные гаметы.
Построим решетку Пеннета:
Получим расщепление 16 А : 2 а = 8 А : 1 а
♀ Ааа х ♂ аа; ♀ аа х ♂ Ааа
Трисомик выступает в роли материнского растения, его гаметы фертильны все.
Строим решетку Пеннета для прямого скрещивания:
Получим расщепление ½ с красным зерном, ½ с белым зерном.
Обратное скрещивание ♀ аа х ♂ Ааа. Гаметы трисомика Ааа те же, что и в прямом скрещивании, но фертильны только гаплоидные. Поскольку здесь трисомик участвует в качестве отца.
Построим решетку Пеннета для обратного скрещивания:
Все растения диплоидные. 1/3 с белым зерном, 2/3 с красным зерном.
Задачи для самостоятельного решения
1) Какое расщепление наблюдается при самоопылении: а) ААаа, б) АААа,
в) Аааа при полном доминировании?
2) Какие гаметы образуют триплоиды ААа, Ааа?
3) Какие фенотипы и в каком соотношении можно получить при скрещивании двух автотетраплоидов дуплекса и триплекса?
4) Тетраплоидное растение клевера с окрашенными цветками, имеющее генотип ААаа. Скрещивают со своим белоцветковым родителем аааа.
Каково будет потомство?
6) Какое расщепление вы ожидаете получить при самоопылении АаааВввв при полном доминировании и независимом наследовании генов А и В?
7) Какое соотношение фенотипов вы ожидаете получить от скрещивания автотетраплоида ААаа с диплоидом Аа при условии полного доминирования и случайного хромосомного расщепления у полиплоида?
8) Скрещиваются двух автотетраплоидных растений львиного зева: ААаа и Аааа. Определите окраску цветков родителей и потомства, если имеет место аддитивное действие аллелей? (АААА – темно-красная окраска,
АААа – красная, ААаа – светло-красная, Аааа – розовая и аааа – белая).
9) При скрещивании 2 автотетраплоидных растений дурмана с пурпурными цветками в F 1 было получено 3226 растений с пурпурными и
95 с белыми цветками. Определите генотипы исходных растений и объясните расщепление.
10) При скрещивании 2 тетраплоидных растений дурмана с пурпурными цветками и F 1 получили 415 растений с пурпурными и 38 с белыми цветками. Определите генотипы исходных растений и объясните результаты скрещивания.
11) Красноплодное тетраплоидное растение томата неизвестного происхождения при самоопылении дало потомство: 60 растений красноплодных и 18 желтоплодных. Что можно сказать о наследовании окраски плодов? Каков генотип исходного растения?
12) Тетраплоидное растение ржи нормальных размеров при скрещивании с тетраплоидным карликовым дало в потомстве 19 растений. Из них 16
растений нормальных и 3 карликовых. Каковы генотипы исходных
13) Какое расщепление по числу хромосом вы ожидаете получить в F 2 от скрещивания мягкой и твердой пшеницы при условии равной жизнеспособности всех типов гамет и всех типов зигот?
14) Какое потомство вы ожидаете получить в реципрокных скрещиваниях трисомиков ААа и Ааа при условии полного доминирования?
15) У кукурузы красная окраска зерна доминирует над белой. Какое потомство по генотипу и фенотипу получится в следующих реципрокных скрещивания диплоидных растений с трисомиками:
1. Дайте понятие и классификацию форм изменчивости.
2. Охарактеризуйте комбинативную изменчивость.
3. Дайте определения понятиям: мутационная изменчивость, мутация,
мутагенез, мутагенный фактор.
4. Дайте классификацию химических и физических мутагенов.
5. Дайте классификацию мутаций.
6. Назовите основные типы полиплоидии.
7. В чем заключается эволюционное значение полиплоидии.
8. Значение полиплоидии в селекции растений.
9. Почему гибрид между двумя видами более фертилен, когда он тетраплоид, и менее фертилен, когда диплоид?
10. Почему легче вести селекцию тетраплоида, если он размножается почкованием или черенкованием?
11. Чем отличаются автополиплоиды от аллополиплоидов?
12. Какие гаметы образуют трисомики ААа? Тетраплоиды АААа?
13. Как конъюгируют гомологичные хромосомы у гексаплоида?
Нарисуйте схемы всех возможных вариантов.
14. Почему среди триплоидных форм растений встречаются растения с
Таблица Иммера (Н.Н. Орлова, 1991)
Определение величины перекреста «с» по методу произведений для случаев, когда каждый из двух признаков дает соотношение 3:1, и его вероятной ошибки
го растения дало 50% красноплодных и 50% желтоплодных растений. Определите генотип материнского растения.
456. Почему триплоидные формы животных (рыбы, ящерицы) обнаружены в природе среди партеногенетически размножающихся форм?
457. Почему среди триплоидных форм растений встречаются растения с бессемянными плодами (арбузы, бананы)?
458. Как должно вестись семеноводство триплоидных ар-
459. В результате скрещивания красноплодной формы томатов с желтоплодной в F1 получились растения красноплодные,
а в F2 на 765 красноплодных – 18 желтоплодных. Из гибридной популяции была заложена линия от одного красноплодного растения, которая дала расщепляющееся потомство в отношении 3 красноплодных : 1 желтоплодный. Объясните полученные результаты.
460. При скрещивании двух сортов томатов со штамбовым и нештамбовым типами куста в F1 все растения имеют нештамбовый куст, а в F2 – 95 нештамбовых и 5 штамбовых. В анализирующем скрещивании от одного растения F2 получено 90 растений с нештамбовым типом куста и 25 со штамбовым. Объясните полученные результаты.
461. Томат, имеющий развалистый куст, в результате скрещивания со штамбовым дал в F1 растения с развалистым кустом, а в F2 на 280 растений, таких же как и в F1, 17 штамбовых. Одно из растений F2 дало потомство, расщепляющееся по типу куста: 278 развалистых и 115 штамбовых. Объясните эти результаты.
462. При скрещивании ржи, имеющей опушение под колосом, с неопушенной формой, в F1 все растения опушенные, а в F2 на 190 опушенных – 7 неопушенных. В анализирующем скрещивании получено 98 растений опушенных и 23 – неопушенных. Объясните полученные результаты.
463. При скрещивании нормального растения ржи с карликовым в F1 были получены нормальные растения, а в F2 – 109
нормальных и 4 карликовых. При самоопылении одного из гибридов F2 получено 68 нормальных и 22 карликовых растения. Объясните полученные результаты.
465. При скрещивании диплоидной желтозерной ржи с белозерной F1 было зеленозерное, а в F2 на 9 зеленых семян получено 3 желтых и 4 белых. Каково будет F2, если из коллекции для скрещивания взяты аналогичные тетраплоидные формы? Расщепление хромосомное.
466. При скрещивании диплоидных пшениц краснозерной
и белозерной гибриды F1 краснозерные, а в F2 на 15 красных семян – 1 белое. Рассчитайте соотношение фенотипов в F2 при скрещивании тетраплоидных форм, если расщепление хромосомное.
467. Скрещены два гомозиготных растения земляники – с красной и белой ягодой. Гибрид F1 имеет розовую ягоду. Возвратное скрещивание с сортом, имеющим красную ягоду, дало следующее расщепление: 6 растений с красной ягодой, 5 – с розовой и 43 – с темно-розовой. Объясните полученные результаты.
468. При скрещивании сортов земляники с красной и белой ягодами гибрид F1 имеет розовые ягоды, а в F2 получено 10 растений с красными ягодами, 69 – с темно-розовыми, 82 – со светло-розовыми, 179 – с ягодами, подобными гибриду F1, и 9 – с белыми ягодами. Объясните полученные результаты.
469. Самка дрозофилы ХХУ дает 40% зигот с увеличенным количеством половых хромосом. Какие гаметы и в каком количестве образует такая самка?
470. Если трехцветный кот представляет собой ХХУ, возникший в результате нерасхождения половых хромосом при
скрещивании трехцветной кошки с черным котом, то какие аномальные типы хромосомного комплекса могут наблюдаться у самок, рожденных в одном помете с таким котом? У каких самок из этого помета (если появление их возможно) могут быть исключительные окраски и какова их природа? Можно ли по числу котят
в помете или по соотношению полов получить данные, подтверждающие теорию, что самки из такого помета аномальны? Чем Вы обосновываете Ваш ответ?
471. Имеется растение-трисомик с генотипом а /+/+. Каково будет его потомство, возникшее в результате самоопыления, если жизнеспособны все женские гаметы и только сбалансированные мужские?
473. Мать имеет нормальное зрение, отец – дальтоник, дочь – дальтоник с синдромом Шерешевского-Тернера. Объясните происхождение аномальных признаков дочери.
474. Предположим, что растение Datura – трисомик по хромосоме С и гаметы типов СС и С образуются с равной вероятностью. Какие типы растений, и в каких долях будут возникать
в потомстве этого растения при его опылении пыльцой нормального диплоидного растения?
476. Частота, с которой появляются мутантные растения в потомстве, полученном путем самоопыления облученных диплоидов, аллотетраплоидов и аллогексаплоидов пшеницы, наиболее высокая у диплоида и наиболее низкая у аллогексаплоида. Как вы объясните этот факт?
477. У тетраплоида с генотипом Аааа кроссинговер между геном и центромерой составляет 40%. Рассчитайте соотношение разных генотипов и фенотипов в потомстве от самооплодотворения этой формы.
478. Тетраплоид генотипа АААа размножается путем самооплодотворения. Кроссинговер между геном и центромерой составляет 10%. Рассчитайте соотношение генотипов и фенотипов в его потомстве.
479. У тетраплоида генотипа ААааВВbb по гену А имеет место хромосомное, а по гену В – полное хроматидное расщепление. Выпишите гаметы этого гибрида.
480. У тетраплоида генотипа ААааВВbb по гену А имеет место хромосомное расщепление, а по гену В – кроссинговер между локусом и центромерой составляет 20%. Выпишите гаметы, образуемые этим гибридом.
9. ПОПУЛЯЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА
Популяционная генетика исследует закономерности распределения генов и генотипов в популяциях. Установление этих закономерностей имеет как научное, так и практическое значение в разных разделах биологии, таких как экология и экологическая генетика, биогеография, селекция и т.д. В медицинской практике также нередко появляется необходимость установить количественные соотношения людей с различными генотипами по како- му-либо гену, включающему патологический аллель, или частоту встречаемости этого гена среди населения.
где р 2 – частота доминантного гомозиготного генотипа, 2 pq
– частота гетерозигот, а q 2 – частота рецессивных гомозигот.
В генетически равновесной популяции частоты генов и генотипов из поколения в поколение не изменяются. Этому, кроме
панмиксии, т.е. отсутствия специального подбора пар по какимлибо отдельным признакам, способствуют:
• большая численность популяции;
• отсутствие оттока или притока в нее генов за счет миграции особей;
• отсутствие давления мутаций, изменяющих частоту ка- кого-либо аллеля данного гена или приводящих к появлению новых аллелей;
• отсутствие естественного отбора, результатом которого может быть неравная жизнеспособность или неравная
плодовитость особей с разными генотипами.
Действие любого из указанных факторов может быть причиной нарушения генетического равновесия в данной популяции, т.е. динамики ее генетической структуры или изменению ее во времени (из поколения в поколение) или в пространстве. Такая популяция может быть эволюционирующей.
Используя формулу Харди-Вайнберга можно производить ряд вычислений. Так, например, на основании известных частот фенотипов, генотипы которых известны, можно вычислить частоты аллелей соответствующих генов. Зная частоту доминантного или рецессивного гомозиготного генотипа в данной популяции, можно вычислить параметры генетической структуры этой популяции, а именно, частоты генов и генотипов. Кроме того, опираясь на формулу Харди-Вайнберга, можно установить, является ли данная популяция с определенным соотношением частот генотипов генетически равновесной. Таким образом, анализ популяций с позиций основных положений закона ХардиВайнберга позволяет оценить состояние и направление изменчивости конкретной популяции.
p 2 + q 2 + r 2 + 2 pq + 2 pr + 2 qr = 1
483. В популяциях Европы на 20000 человек встречается 1 альбинос. Определите генетическую структуру популяции.
484. В исходной выборке ржи (строгий перекрестник) соотношение гомозиготных нормальных по росту растений ( АА ) и карликов ( аа ) – 3 : 2. Определите генетическую структуру популяции в F2.
485. Взяты 4 гетерозиготных красноцветковых растения гороха и 1 тоже красноцветковое, но гомозиготное растение. Горох – самоопылитель. Определите соотношение генотипов и фенотипов в F4.
487. У каких растений легче отобрать доминантные гомозиготные опушенные растения – у ржи (перекрестник) или у пшеницы (самоопылитель)?
490. Две популяции имеют следующие частоты генотипов:
первая – 0,24 АА ; 0,32 Аа и 0,44 аа ; вторая – 0,33 АА ; 0,14 Аа и
491. В какой популяции больше шансов найти гетерозиготные формы – ржи или пшеницы?
492. У крупного рогатого скота породы шортгорн особи с генотипом RR имеют красную масть, с генотипом Rr – чалую и rr
– белую. В стаде этой породы было зарегистрировано 4169 красных, 3780 чалых и 756 белых животных. Определите частоты аллелей R и r и установите, является ли данная популяция генетически равновесной.
493. В одной из панмиктических популяций частота аллеля b равна 0,1, а в другой – 0,9. В какой популяции больше гетерозигот?
494. Каким будет доля гетерозигот среди черных овец, если количество рыжих шкурок среди каракульских овец составляет 1%, а популяция этих животных находится в генетически равновесном состоянии?
495. Определите вероятное количество гетерозигот в шиншилловом стаде кроликов, насчитывающем 500 животных, если в нем выщепляется примерно 4% альбиносов; каким будет количество гетерозигот, если альбиносов 10% и если их 0,5%?
497. В популяции лис, насчитывающей 174 животных и состоящей из чернобурых, красных и сиводушек, обнаружено 86,4% красных особей. Определите процент чернобурых лисиц и сиводушек при условии, что данная популяция размножается свободно?
498. Население острова произошло от нескольких человек из популяции, характеризующейся частотой встречаемости доминантного аллеля B (карие глаза), равной 0,2, и рецессивного аллеля b (голубые глаха), равной 0,8. Определите для данной островной популяции процент людей с карими и голубыми глазами в первой генерации. Изменится ли это соотношение особей по фенотипу и генофонд популяции после смен нескольких поколений при условии, что популяция носит панмиктический характер, и практически в ней не было мутаций по цвету глаз.
аа в данной популяции.
501. В популяции, подчиняющейся закону ХардиВайнберга, частоты аллелей А и а равны, соответственно, 0,3 и 0,7. Определите процент гомозигот по этим генам. Изменится ли он после одной генерации, в течение которой гибриды скрещивались только с гибридами?
502. В популяции диких зайцев на 1000 серых встречается 10 белых особей. Определите концентрацию аллелей А (серая окраска) и а (белая окраска), количество гомозиготных и гетерозиготных особей.
504. В одной популяции дрозофилы частота аллеля b (черная окраска тела) равна 0,1, в другой – 0,9. Установите относительную частоту серых и черных мух в обеих популяциях и количество гомозиготных и гетерозиготных особей.
505. В одной изолированной популяции человека насчитывается примерно 16% людей, имеющих резус-отрицательную кровь (рецессивный признак). Установите число гетерозиготных носителей гена резус-отрицательной крови.
506. Ген юношеской амавротической идиотии не дает видимого эффекта в гетерозиготном состоянии, гомозиготные дети погибают. По данным Гершковича один человек с таким заболеванием обнаруживается на 100 000 человек. Какова частота гена идиотии в генофонде и частота гетерозиготных носителей гена этого тяжелого заболевания?
507. Альбинизм у ржи наследуется как аутосомный рецессивный признак. На обследованном участке среди 84 000 растений обнаружено 210 альбиносов. Определите частоту гена альбинизма у ржи.
508. У кукурузы альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак. У некоторых сортов кукурузы растенияальбиносы встречаются с частотой 25:10000. Определите частоту гена альбинизма и гетерозиготных носителей этого гена в этих сортов кукурузы.
509. Алькаптонурия наследуется как аутосомный рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1:100 000 (В.П.Эфроимсон, 1968). Вычислите количество гетерозигот в популяции.
510. Дж. Ниль и У. Шелл (1958) приводят следующие данные о частоте рецессивного гена нечувствительности к фенилтиокарбамиду (ФТК) среди различных групп населения земного шара:
Вычислите частоту встречаемости лиц, чувствительных к ФТК в каждой из этих популяций.
511. В одном из американских городов в части, представляющей изолят из итальянских переселенцев, в период с 1928 по 1942 г. среди 26 000 новорожденных 11 оказалось с тяжелой формой талассемии (генотип ТТ ) (К. Штерн, 1965). Определите число гетерозигот в изученной популяции
512. В материалах XIY Международного генетического конгресса (Н.П. Бочков) приводятся следующие данные по распределению заболеваний среди населения Европы (на 1000 новорожденных): а) аутосомно-доминантное наследование: нейрофиброматоз – 0,4, гиперхолистеринемия – 2,0, ахондроплазия – 0,02; б) аутосомно-рецессивное наследование: амавротическая идиотия Тея-Сакса – 0,04, цистинурия – 0,06, цистиноз (синдром Фанкони) – 0,01. Определите частоты генов в изученной популяции по всем шести заболеваниям.
513. Аниридия наследуется как доминантный аутосомный признак и встречается с частотой 1: 10000 (В.П. Эфроимсон, 1968). Определите генетическую структуру популяции.
514. Врожденный вывих бедра наследуется доминантно, средняя пенетрантность составляет 25%. Заболевание встречается
с частотой 6: 10000 (В.П. Эфроимсон, 1968). Определите число гомозиготных особей по рецессивному гену.
515. Подагра встречается у 2% людей и обусловлена аутосомным доминантным геном. У женщин ген подагры не проявляется, у мужчин его пенетрантность равна 20% (В.П. Эфроимсон, 1968). Определите генетическую структуру популяции по анализируемому признаку, исходя из этих данных.
516. Ретинобластома и арахнодактилия наследуются по ау- тосомно-доминантному типу. Пенетрантность ретинобластомы составляет 60%, арахнодактилии – 30%. В Европе больные ретинобластомой встречаются с частотой 0,03, а арахнодактилией – 0,04 на 1000 (Н.П. Бочков, 1979). Определите частоты генов обоих заболеваний среди европейцев.
517. Частота генов групп крови по системе АВ0 среди европейского населения приведена ниже (Н.П.Бочков, 1979).