какие движения воды в океане вам известны
ГДЗ география 7 класс Коринская, Душина, Щенев Дрофа Задание: § 7 Воды мирового океана Схема поверхностных течений
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют гидросферой; Мировым океаном?
Гидросфера – водная оболочка Земли. Мировой океан – основная часть гидросферы, непрерывная и окружающая материки и острова.
2. Что вам уже известно о природе океана?
Что я знаю о природе океана: Природа океана очень разнообразна, её определяет состав воды и её свойства (соленость, температура, глубина, возможность проникновения солнечных лучей). Рельеф дна океана достаточно разнообразен (есть горы, равнины и впадины), океан играет важную роль в хозяйственной деятельности человека.
3. Составьте характеристику карты океанов по плану.
Характеристика карты океанов
1) Карта по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная, по содержанию – комплексная.
2) По карте океанов можно определить: рельеф дна Мирового океана, направление основных океанических течений, среднюю температуру поверхностных вод мирового океана, распределение бассейнов поверхностного стока в океаны с материков.
4. Какие виды движения воды в океане вам известны? Назовите причины, их вызывающие.
Виды движения воды в океане – океанические поверхностные течения и океанические глубинные течения. А также вертикальные перемещения воды (подъем глубинных вод океана к поверхности – апвеллинг, опускание слоев вод океана – даунвеллинг). Это происходит из-за господствующих ветров, а также может происходить из-за разницы (градиента) температуры воды в Мировом океане, атмосферного давления над морской поверхностью.
5. Что называют океаническими течениями? Как они различаются?
Океанические течения – постоянные или периодические потоки в толще мирового океана. Течения различаются по температуре воды (теплые и холодные), по происхождению (градиентные, ветровые, приливные).
Вопросы из текста параграфа (рис. 26)
Как в природе Земли отражается такое соотношение площади суши и океана?
Благодаря такому соотношению на Земле сформировался такой климат, какой мы видим сейчас, большая территория океана обеспечивает сушу влагой и теплом (так как воды уникальное вещество с большой теплоемкостью).
Вопросы из текста параграфа
История человечества неразрывно связана с изучением и освоением океана. Познание его началось в глубокой древности. Вспомните когда и кем.
Познание океана началось древними египтянами и финикийцами, которые начали осваивать корабельное дело и путешествовать по Средиземному морю и вдоль берегов Африки.
Вопросы из текста параграфа
Из начального курса географии вспомните основные показатели солёности и температуры вод океана.
Основные показатели солености вод океана: средняя соленость вод океана составляет 35‰, что означает в 1 литре морской воды растворено 35 грамм солей. Средняя годовая температура океана варьируется от 0 0 С до +25 0 С.
Вопросы из текста параграфа (рис. 28)
Сравните температуру воды на одних и тех же широтах. Объясните полученный результат.
Сравнивая температуру воды на поверхности Мирового океана в одних и тех же широтах, можно сделать вывод о широтном распределении температур поверхностных вод океана: при удалении от экватора к полюсам средняя температура поверхностных вод убывает.
Вопросы из текста параграфа
Вспомните, как происходит изменение температуры воды в океане с глубиной.
С глубиной температура воды в океане уменьшается и достигает минимума на океанском дне.
Вопросы из текста параграфа (рис. 29)
В каких широтах встречаются айсберги?
Айсберги встречаются в полярных широтах Южного полушария (до 60 0 ю.ш.), однако редко могут проникать и в тропические широты океана. Кроме того, айсберги встречаются в полярных широтах Северного полушария и часто могут проникать в умеренные широты Атлантического океана.
Вопросы из текста параграфа (рис. 30)
Сравните направления течений в Атлантическом и Тихом океанах. Сделайте вывод о влиянии течений на природу суши.
Исходя из рисунка, можно сделать вывод о том, что большинство теплых течений формируются в экваториальных и тропических широтах и двигается в умеренные и полярные широты. Холодные течения чаще формируются в полярных и умеренных широтах и двигаются к экватору. Холодные течения влияют на климат суши, принося сухой воздух из-за чего возможно формирование береговых пустынь (например, холодное Перуанское течение – формирование пустыни Атакама). Теплые течения приносят влажный воздух, смягчая климат территории (например, Северо-Атлантическое течение смягчает климат Северной Европы).
Вопросы и задания
1. От чего зависит солёность океанических вод?
Соленость океанических вод зависит от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые зависят от географической широты. Кроме того, на соленость влияет поверхностный речной сток с материков, так как реки несут пресные воды, разбавляя морскую воду и уменьшая соленость вод (самый яркий пример – Северный Ледовитый океан, крупнейшие реки Евразии несут сюда свои воды и океан имеет самую низкую соленость среди других океанов).
2. Каковы различия в температуре воды в океане?
Температура поверхностных вод распределяется в зависимости от географической широты (при движении от экватора к полюсам температура поверхностных вод океана снижается). Кроме того, температура воды океана уменьшается при увеличении глубины.
3. В каких районах океана образуются льды? Как они влияют на природу Земли и на хозяйственную деятельность человека?
Льды образуются в арктических и субарктических широтах. Льды отражают солнечные лучи и охлаждают воздух. Они затрудняют судоходство и морские промыслы. Кроме того, в полярных широтах могут образовываться айсберги – отколовшиеся от материковых льдов части. Они являются угрозой для судов.
4. Что называют водной массой? Назовите основные типы водных масс. Какие водные массы выделяют в поверхностном слое океана?
Водные массы – большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода и наличием определенных живых организмов. В океане различают следующие типы водных масс: поверхностные, промежуточные, глубинные, придонные водные массы. В поверхностных водных массах (до глубины 200 м) выделяют экваториальные, тропические, умеренные и полярные водные массы.
5. Объясните причины образования в океане круговых поверхностных течений и их роль в формировании климатов Земли. Приведите примеры.
Образование в океане круговых поверхностных течений связано с направлением постоянных ветров, а также с круговым вращением Земли вокруг своей оси (сила вращения Земли вокруг оси отклоняет воды вправо в Северном полушарии и влево — в Южном).
Течения Мирового океана: зачем они нужны и как работают
Воды Мирового океана не стоят на месте, они находятся в постоянном движении. Их перемещение подчинено закономерностям, образующим океанические течения. В этой статье мы расскажем, почему они возникают, чем различаются и что случилось бы, если бы их не было.
#E8F6E8Как реки текут по своему руслу, так и течения в океане движутся по своим маршрутам. Многие из них простираются на десятки километров в ширину и сотни метров в глубину.
Океаническое течение — это поток водной массы, циклично перемещающийся в пространстве Мирового океана по определённым маршрутам с определённой частотой.
Причины возникновения океанических течений
Причины образования океанических течений обусловлены сторонними влияниями на океанические воды, а также свойствами самой воды. К ним относятся:
Вращение Земли вокруг своей оси также оказывает воздействие на направления течений: в Северном полушарии все течения отклоняются вправо, а в Южном — влево.
Кроме того, на формирование течений влияет рельеф морского дна и очертания континентов.
Каждое течение в океане — результат воздействия многих сил, но практически всегда можно выделить главную, в зависимости от которой определяют виды океанических течений.
Учите географию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду GEO72021 вы получите бесплатный доступ к курсу географии 7 класса, в котором изучается тема океанических течений.
Классификация течений в Мировом океане
Океанические течения отличаются по происхождению, периодичности, глубине и температуре.
По происхождению океанические течения бывают:
По периодичности течения в Мировом океане делятся на:
Ветер приводит в движение верхние пласты воды, но разница атмосферного давления может вызвать течения в глубинах океана. В зависимости от того, как глубоко проходит течение, его относят к одной из трёх групп — поверхностных, глубинных или придонных.
По температуре воды различают нейтральные, тёплые и холодные течения океанов.
Тёплыми и холодными океанические течения называются в зависимости от окружающей температуры. Если температура потока выше, чем у воды вокруг, — течение считается тёплым, если ниже — холодным.
Поэтому Нордкапское течение у берегов Скандинавии с температурой 3-9°С является тёплым, а Калифорнийское течение, в котором вода достигает 22°С — холодным.
Основные течения Мирового океана
Тихий океан
Мощнейшие течения Тихого океана сформированы пассатами — постоянными ветрами, дующими от тропиков к экватору. Северное и Южное пассатные течения гонят массы воды в сторону Евразии и Австралии.
Достигая восточных берегов континентов, воды расходятся вдоль побережья. Часть воды возвращается на восток, образуя Межпассатное противотечение. Основная масса воды Северного пассатного течения устремляется к северу, образуя тёплое течение Куросио, а воды Южного движутся на юг, становясь Восточно-Австралийским течением.
В умеренных широтах течения подхватывают западные ветры и направляют их на восток. В Северном полушарии возникает тёплое Северо-Тихоокеанское течение, а в Южном — Течение Западных Ветров.
Достигнув восточных краёв океана, воды возвращаются к экватору, двигаясь вдоль побережья Северной Америки (Калифорнийское течение) и Южной Америки (Перуанское течение).
У экватора течения вновь подхватываются пассатом, завершая круговорот.
Атлантический океан
Поскольку Атлантический океан вытянут по вертикали, его основные течения также направлены с севера на юг и обратно.
Как и в случае с Тихим океаном, течения Атлантики образуют кольца в Северном и Южном полушариях.
В Северном полушарии Северное пассатное течение гонит воду к берегам Центральной Америки, где зарождается тёплое течение Гольфстрим, движущееся в сторону Европы к Северному полюсу, откуда воды возвращаются к экватору холодным Канарским течением. Так в северной части Атлантики происходит циркуляция течений по часовой стрелке.
В Южном полушарии потоки океанических вод направлены против часовой стрелки: Южное пассатное течение, достигая берегов Южной Америки, движется на юг вдоль континента, становясь тёплым Бразильским течением. У берегов Антарктиды оно разворачивается на восток, вливаясь в течение Западных Ветров. Затем вода возвращается к экватору вдоль западного берега Африки, гонимая холодным Бенгельским течением.
Индийский океан
Особенность Индийского океана — изменчивые течения в его северной части. Они подчинены муссонам — ветрам, которые меняют направление в зависимости от сезона.
Зимой северо-восточный муссон несёт воды из Бенгальского залива к Африке, где течение поворачивает на юг, и достигнув области экватора, возвращается на восток, создавая Экваториальное противотечение. Затем, достигнув Суматры, течение разделяется на два потока: первый движется на север, замыкая круговорот, а второй устремляется в Тихий океан.
Летом течения направляются в обратную сторону, с запада на восток, при этом противотечения не возникает. Юго-западный муссон гонит воду на север, образуя холодное Сомалийское течение, которое впоследствии объединяется с Южным пассатным.
Южный круговорот не зависит от сезона и действует без изменений. Южный пассат направляет воду к Мадагаскару, где образует два потока, огибающие остров. При этом часть воды возвращается на восток через противотечение.
Затем южный поток направляется в Атлантический океан и вливается в Течение Западных ветров. У западного побережья Австралии от него отделяется течение, возвращающее воду в район экватора, где её вновь подхватывает Южный пассат.
Северный Ледовитый океан
Поскольку большая часть Северного Ледовитого океана находится подо льдом, о его течениях известно немного.
Основным проводником тепла является Норвежское течение — продолжение Гольфстрима. В районе 67 параллели оно разделяется на Нордкапское и Шпицбергенское течения.
Нейтральное Трансарктическое течение формируется благодаря стоковым водам с Аляски и севера Азии. Оно движется от Чукотского моря к полюсу по направлению к Гренландии. Примечательно, что его температура такая же, как у окружающей воды.
Холодное Восточно-Гренландское течение берёт начало от моря Лаптевых и движется вдоль восточного берега Гренландии, после чего через Датский пролив устремляется в Атлантический океан.
Роль течений в Мировом океане
Океанические течения формируют климат на планете, распределяя тепло и холод, влагу и засуху. Если бы в океанах не было течений, на Земле не существовало бы умеренных климатических зон, северные районы Европы оказались покрыты вечными снегами, а саванны Африки и тропические леса Южной Америки превратились в выжженные солнцем пустыни.
Другая важная роль, которую играют океанические течения, — обеспечение биологической жизни в водных системах. Глубинные течения поднимают питательные вещества со дна океана к поверхности, снабжая пищей многие виды морских существ. Кроме того, течения переносят на большие расстояния животных, икру, личинки и споры, способствуя размножению.
Схема течений Мирового океана
На данной схеме видны крупнейшие мировые океанические течения. Холодные обозначены синим цветом, тёплые — красным.
Итоги
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
4. Движение воды в океане.
Тема урока: Движение воды в океане.
Цель урока: познакомить с основными видами движения воды в Океане.
— выявить причины образования волн в Океане;
— формировать навыки работы с учебником;
— развивать навыки логического мышления;
— научить устанавливать причинно – следственные связи;
— прививать интерес к предмету «география» как науке о Земле.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: ИКТ, географические атласы, раздаточный материал, фотографии, схемы, рисунки
1. Вступительная часть.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь ;смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешся, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смяте нье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Перед вами картины великого мариниста Айвазовского, его полотна выставлены в Третьяковской
галерее. Морской стихии посвящал стихи великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский.
Кто главный герой и картин и стихотворения? (море, вода)
Когда мы говорим о море или Океане прежде всего возникает мысленная картина непрерывной череды
волн, приходящих из-за далекого загадочного горизонта и ритмично ударяющихся о берег то с
угрожающим грохотом, то с тихим, усыпляющим плеском.
Мы продолжаем изучать Мировой Океан. Представьте себе Океан.
-Какие ассоциации вызывает у вас Океан? (Океан большой, бескрайний. Большое количество воды.
Вода движется. Другие ответы учащихся))
Итак, основной вид движения воды в Океане это волны.
Тема нашего урока: «Волны в Океане и стихийные бедствия, которые они могут вызваны».(записать
Вы узнаете, какие бывают волны, почему они происходят.
2.Изучение нового материала.
Обратите внимание на экран и на вопросы, которые я вам задаю.(из чего состоит волна? Что такое
гребень, подошва? Как определить длину и высоту волны?) Кроме этого, перед вами ключевые слова
в раскрытии нашей темы.
— гребня (наивысшая точка волны);
— подошвы (самая низкая часть волны);
— у волны можно определить высоту (расстояние от подошвы до гребня);
— длину волны (расстояние между гребнями).
Вывод: Основной вид движения воды в Океане – волна. Каждая волна состоит из гребня, подошвы,
имеет высоту и длину.
-Обратите внимание на фотографии, которые вам предлагаются. Это персонажи нашего урока.
Вам предстоит определить их роль в образовании волн.
Работаем с учебником п.26. Это ваше д/з. Дома внимательно прочитайте текст, запомните
выделенные слова. А сейчас отвечаете на мои вопросы.
-С помощью учебника с. 76 определите какие бывают волны они выделены курсивом? (Ветровые,
цунами, приливы и отливы ).
Данные занесите в таблицу. Работа в группах
Ветровые волны Цунами Приливы и отливы
1.Почему волны называются ветровыми? (образуются под действием ветра)
2.Какие волны относятся к ветровым?(зыбь, шторм, прибой)
3.Где образуются ветровые волны? ( на поверхности Океана)
4.Что общего у ветровых волн? (причина возникновения, строение)
4.От чего зависят сила и высота волны? (от силы ветра и глубины моря)
5. В каком море, в Средиземном или в Беринговом при одинаковой силе ветра будет больше волна?
(в Беринговом. Т. к. оно глубже).
Вывод: что такое ветровые волны?(самое распространенное движение воды в Океане, образуются под
действием ветра на поверхности Океана. Размер ветровых волн зависит от силы ветра и глубины
моря) С. 78. 1.В результате чего образуются цунами?(В результате подводных землетрясений, оползней и
извержения подводных вулканов)
2. С какой скоростью движется цунами
3.Где больше высота цунами в открытом Океане или у побережья?(высота волны возрастает у
Вывод: Что такое цунами? (волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате
подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья)
Коварство цунами состоит в том, что, будучи в открытом Океане они ничтожно малы по высоте (30
– 60 см). Докатившись до мелководья, они стремительно растут, достигая 20 – 30, а иногда и 40
м.Это примерно высота 10 этажного дома. Самое большое цунами последнего времени произошло 11
марта 2011г. Морская стихия обрушилась на Японские острова.За несколько часов погибло 15 840
Вывод: Что такое цунами? (волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате
подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья )
1.Что такое приливы и отливы? (поднятия и опускания уровня воды)
2.Какие явления происходят во время приливов и отливов?(во время прилива вода покрывает часть
суши, во время отлива – обнажает прибрежную часть)
3. Какова средняя продолжительность прилива или отлива?(Средняя продолжительность одного
прилива или отлива – 6 часов)
Просмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос в чем причина возникновения приливов и отливов?
взаимопритяжение Земли и Луны).
Вывод: Что такое приливы и отливы
(Периодический подъем или опускание уровня воды в Океане, который возникает в результате
взаимопритяжения Земли и Луны).
Люди научились использовать приливы и отливы. Построены электростанции, которые вырабатывают
Волны в океане могут вызвать стихийные бедствия.
•Что вы понимаете под этим выражением?
•Какие природные явления, связанные с водой, можно отнести к стихийным бедствиям?
•Можно ли предотвратить стихийные бедствия?
3. Физминутка. Физминутку можно провести имитируя движение волны. Учащиеся встают у своих парт, образуя ряды. По знаку учителя каждый ряд учащихся одновременно «выполняет роль» гребня или волны. Это можно проделать несколько раз, меняя роли учащихся. При этом следует объяснить детям, что именно так движется вода в океане. Она находится то на гребне волны, то у ее подошвы. Именно такие движения называются колебательными.
Свой ответ следует начать со слов «Так как…, то. )
-Существует взаимное притяжение Луны и Земли;
-Образуются цунами, волны огромной разрушительной силы;
-Образуются приливы и отливы;
-Происходят извержения подводных вулканов и моретрясения;
-Образуются ветровые волны.
Учащиеся работают с текстом.
Заполните пропуски в тексте.
1. В безветренную погоду на море видна (…). От силы ветра зависит перерастет она в (…) или превратится в страшный (…). 2. Вот проложила свою дорожку Луна. Сила ее огромна. Скрылся под водой участок береговой линии – так образуется (…). Но вот вода отступила, обнажив берег. Опять на море (…). 3. Волны разрушительной силы (…) движутся со скоростью(…).
Слова для справок: прилив, зыбь, цунами, шторм, волна, отлив.
Карточка №1.Каков порядок возникновения волн по мере усиления
Карточка № 2. Сравнить высоту приливов в Балтийском и Беринговом
Карточка № 3. Что такое длина волны?
Карточка №4. Образование каких волн вызывает неземной объект?
Учащиеся, проявившие наибольшую активность при изучении новой темы выполняю задание на
Высота у берега длина
Опасны для судов в
открытом океане. Опасны для судов у берега.
Вывод: В чем отличия шторма и цунами? Что между ними общего?
(Шторм и цунами отличаются причиной возникновения, высотой, длиной волны, скоростью распространения. Представляют различную опасность для судов. Штормы и цунами обладают огромной разрушительной силой и могут нанести большой вред).
Мы изучили волны в океане. Задайте друг другу вопросы к теме урока, используя слов «что», почему», «как».
Попытайтесь составить рассказ, опираясь на ключевые слова
5. Подведение итогов.
За ответы на уроке вам давали значки в виде капельки. Как вы считаете почему? (Океан тоже
Существует такая притча. Когда-то в безжизненной почве лежало пшеничное зернышко. Прошел дождь
Капелька воды попала на это зернышко. Оно дало росток, росток превратился в пшеничный колос.
знаний. И упали они на плодородную почву и обязательно дадут свои плоды.(оценки за урок)