какие двигательные способности развивает игра в футбол
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ ЮННЫХ ФУТБОЛИСТОВ»
Учитель физической культуры
цель, задачи, методы 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ В ФУТБОЛ 4
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИГРЫ В ФУТБОЛ 5
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДЕТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ 24
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 24
Введение
Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола.
Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности. Большое значение для успешной игры в футбол имеет то насколько развиты скорость и быстрота у игроков, все сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – изучение методики воспитания быстроты у детей футболистов среднего школьного возраста.
Цель исследования – изучение методики воспитания быстроты у детей футболистов среднего школьного возраста.
Цель исследования – изучение методики воспитания быстроты у детей футболистов среднего школьного возраста.
Изучить способы развития специальных физических качеств необходимых для игры в футбол и упражнения на развитие быстроты детей футболистов среднего школьного возраста
Провести исследование на выявление быстроты у детей-футболистов.
Методы: словесный, наглядный, словесно-наглядный,
метод сопряженных воздействий, соревновательный, игровой.
Цель исследования – изучение методики воспитания быстроты у детей футболистов среднего школьного возраста.
Изучить способы развития специальных физических качеств необходимых для игры в футбол и упражнения на развитие быстроты детей футболистов среднего школьного возраста
Провести исследование на выявление быстроты у детей-футболистов.
Характеристика игры в футбол
Футбол по праву считается самым массовым и популярным видом спорта.
Современный футбол представляет собой яркое спортивное зрелище, в котором органично сочетается высокое исполнительское мастерство футболистов с бескомпромиссной борьбой игроков на каждом участке поля.
Футбол – игра в мяч ногами, в основе которой лежит борьба двух команд, игроки которых объединены общей целью – победой.
Размеры футбольного поля и особенности игры представляют к её участникам повышенные требования в плане двигательной активности, проявляющейся в различных формах перемещений (ходьба, равномерный бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки). Подсчитано, что в зависимости от своего амплуа футболист пробегает за матч от 8 до 12 км, а объём скоростной работы составляет 1800-2200 м. Поэтому следует большое внимание уделять их общей и специальной физической подготовке. Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, отбор, финты, ввод из-за боковой линии и приёмы техники игры вратаря.
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, которой при примерном равенстве показателей физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Занятие футболом способствует гармоничному развитию человека. Невозможно достигнуть каких-либо заметных успехов в этой игре, не обладая хорошими физическими кондициями (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость), способностью быстро ориентироваться и принимать верные решения в сложных игровых ситуациях, чувством коллективизма, высокими морально-волевыми качествами.
Поскольку занятия и соревнования по футболу проходят круглогодично в различных, нередко резко изменяющихся, климатических условиях, эта игра способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.
Футбол (или отдельные упражнения из игры) часто используются представителями других видов спорта в качестве отличного средства общей физической подготовки, развития тактического мышления и волевых качеств.
Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха. Все вышеприведённые факторы предопределяют место и значение футбола в системе физического воспитания.
удар игрок не имеет права вторично коснуться мяча, прежде чем мяч не коснётся другого игрока.[1]
Развитие специальных физических качеств необходимых для игры в футбол
Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность учащихся. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности я использовал физические упражнения общего воздействия. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у учащихся двигательных возможностей. При этом учитывал закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе учащихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть занятий на всех этапах и во все периоды подготовки учащихся. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня подготовленности ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается.
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства учащегося, достижению ими спортивной формы. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендую специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения учащимися определенного уровня общего развития.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у хорошо физически подготовленных людей, как правило, не наблюдается. Это говорит о том, что если я хочу повысить скорость выполнения каких-то специфических (ударных или защитных) действий, то должен тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Для развития скоростных способностей использовал упражнения, которые соответствовал по меньшей мере трем основным критериям:
возможности выполнения с максимальной скоростью;
освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;
во время урока не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить упражнение этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.
В ходе урока необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Высококвалифицированные спортсмены как раз и отличаются способностью к сокращению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности релаксации мышц.
Упражнения на развитие быстроты на уроках футбола у детей школьного возраста
Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
Челночный бег 2×10 м, 4×5 м, 4×10 м, 2×15 м, 5×30 м.
Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
То же, но с опорой (рис. 1). Обращал внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
Бег с резкими остановками по сигналу.
Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках
(рис. 2). Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение
10 с. Повторить 3—4 раза.
Прыжкообразный бег (рис. 3). При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.
Рис. 3
Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.
С футбольным мячом
Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3—4 раза.
Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3—4 рывка.
Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20—30 м. После паузы вновь выполнить упражнение.
Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
Вести мяч, резко остановиться и сделать рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Выполнить 5—6 таких ускорений.
Также использовались следующие упражнения:
Бег под команду с высокого старта на 20-60м.
Старты из различных положений (лежа, стоя на коленях, боком или спиной в сторону старта, после выполнения кувырка вперед и пр.).
Эстафетный бег на отрезках 20-60м.
Бег с высоким подниманием бедра и семенящий бег на 10-30м с установкой на максимальную частоту движений.
Бег (старты, ускорения) “в гору” и “под гору” — на отрезках 20-40м.
Прыжковый бег на 20-40м.
Одним из вариантов развития быстроты у учащихся использовал метод сопряженного воздействия, суть которого заключается в целенаправленном воздействии на проявления быстроты и точности одновременно (Д.С.Махди, 1981). В связи с этим, пробегание коротких отрезков чередовалось с выполнением на максимальных или околомаксимальных скоростях отдельных элементов игры, требующих проявления точностных характеристик:
Ведение мяча 20-30м, обводка стоек (4-5 штук) — длинная передача партнеру — на время.
В качестве специфических для футбола средств, направленных на повышение скоростного потенциала, использовал также следующие упражнения:
Ведение мяча на время — 20-40м
Ведение мяча (20м), обводка 4-5 стоек на время
Быстрое освобождение от персональной опеки — игрок находится в поле (без мяча), ему противодействует “противник”, по сигналу учителя игрок делает два-три быстрых обманных движения и резко ускоряется на 20-30м.
По аналогии с вышеизложенным группой учащихся (без мяча) выполнялись упражнения: “создание искусственного офсайда — по отношению к команде противника”, “избежание создания офсайда — по отношению к своей команде”, “быстрое построение (перестроение) линии защиты (нападения)”.
Ценными также являются упражнения с мячом, выполняемые с партнерами или в группах.
Учащиеся выстраиваются колоннами навстречу друг другу.
Ученик А передает мяч ученику В и тут же стартует, обегает оба флажка, расположенных с его стороны, и становится в конец противоположной колонны В. Ученик В принимает мяч, обрабатывает его, ведет до определенной отметки, делает оттуда передачу следующему ученику в колонне А, стартует, обегая флажки сбоку, и становится в конец колонны А.
Четыре ученика становятся по углам квадрата со стороной 15м. В центре этого квадрата лежит много мячей. По сигналу ученики резко стартуют к центру квадрата, подхватывают по мячу и ведут его в свой угол. Доведя его туда, сразу же снова кидаются к центру за вторым мячом и т.д.
Разрешается также “воровать” чужие мячи, но только из противоположного угла. Выигрывает тот, у кого к моменту, когда все мячи разобраны, их будет больше всего.
Вариант: кто быстрее всех приведет в свой угол 5 мячей.
Ученик из группы С, выстроившейся в колонну по одному у линии, обозначающей короткую сторону прямоугольника, стартует, получает передачу от ученика А, на высокой скорости обрабатывает мяч, играет “в стенку” с учеником В и отдает его обратно ученику А, а сам в спринтерском темпе обегает флажок, установленный в середине противоположной стороны прямоугольника, и возвращается в конец своей колонны.
Четыре группы учеников располагаются по углам футбольного поля вдоль боковых его линий. По свистку первый ученик в каждой из групп ведет мяч в быстром темпе вдоль боковой линии до самой средней линии поля и оттуда делает нацеленную передачу первому ученику другой колонны своей половины поля, после чего в спринтерском темпе бежит в “хвост” своей группы. Ученики А, В, С и Д соревнуются между собой.
Упражнение выполняется каждым из игроков в максимально высоком темпе. Ученик В бежит к отметке, где установлен флажок и где он получает мяч, адресованный ему сюда учеником А, ведет его в быстром темпе за второй флажок, откуда передает его следующему ученику группы А, а первый ученик А после передачи перебегает на место В. Упражнение выполняется попеременно в обе стороны. После этого реализуется усложненный вариант данного упражнения.
Упражнение также выполнялось в соревновательной форме. Ученик А ведет мяч “слаломом” между стойками (флажками). Ученик В стартует с другой стороны из глубины поля и бежит в спринтерском темпе к линии штрафной площади, где получает передачу от ученика А, которую тот делает после того, как он обвел последнюю стойку.
Для развития силы и скоростно-силовых качеств мною применялись упражнения:
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Отжимание в упоре сидя. Руки сзади на гимнастической скамейке.
Жим гири в положении сидя.
То же в положении стоя
Сгибание и разгибание туловища.
Поднимание и опускание ног в положении лежа на спине.
Подъем ног с отягощениями и без них в висе на перекладине.
Приседания на одной ноге с отягощением и без него.
Выпад вперед и в сторону правой и левой ногами.
Подняться на носках вверх.
То же с партнером на плечах.
Прыжки в длину с места.
Прыжки спиной вперед.
Прыжки вверх с ударом головой по подвешенному мячу.
Прыжки с места в длину с одной ноги.
Прыжки в длину с места с обеих ног (тройной, пятерной).
Прыжки с места с ноги на ногу (тройной, пятерной, десятерной).
Скачки на одной ноге.
Прыжки вверх с места, подтягивая колени к груди.
Прыжки через препятствия (барьеры) на одной и обеих ногах.
Прыжки в глубину с последующим отскоком вверх.
Выпрыгивание из глубокого присе
Метания набивного мяча (броски ядра) различными способами.
Для совершенствования скоростных качеств использовал повторный метод, для развития скоростно-силовых качеств — повторный и серийный методы выполнения упражнений.
Во время работы над развитием скоростных качеств длительность интервалов отдыха определялась частотой сердечных сокращений — при ЧСС, равной 110-125 уд/мин, начинали выполнение следующего упражнения (повторения). Во время выполнения упражнений скоростной направленности (интенсивность 96-100%) ЧСС у учащихся может достигать значительных величин — 170-180 уд/мин, а во время выполнения упражнений скоростно-силового характера (интенсивностью 95-100%) — до 160 уд/мин.
С использованием метода сопряженного воздействия при развитии быстроты и точности, а также чередование специфических и неспецифических средств во время повышения скоростного и скоростно-силового потенциала — совершенствовалась так называемая “скоростная техника”.
С целью развития общей выносливости использовались:
Быстрая ходьба, чередуемая с медленным бегом 30-50 мин, частота сердечных сокращений не превышает 165 уд/мин.
Медленный бег 30-50 мин. при ЧСС 150-165 уд/мин.
Медленное ведение 1-2 мячей с одной стороны поля на другую с выполнением ударов по воротам. Проводится в течение 10-20 мин.
Продолжительная игра в квадрат с ЧСС на уровне 150-165 уд/мин, чередуемая с выполнением ударов по воротам 15-20 раз.
Квадрат 3х1 в одно касание — площадка 15х15м; квадрат 4х2 в одно касание (15х15м); квадрат 7х6 в два касания — площадка 35х20м — ЧСС — 150-165 уд/мин.
Двусторонняя продолжительная игра с установкой не выполнять ускорений.
Для развития специальной выносливости применялись:
Переменный бег на отрезках 50-300м с ЧСС от 170 уд/мин и выше (выполняется с ведением мяча или без него).
Повторный бег на отрезках 100-500м с ЧСС от 170 уд/мин и выше.
Интервальный бег на отрезках 40-500м, при котором интервалы отдыха не должны приводить к снижению ЧСС меньше, чем 135-140 уд/мин.
Челночный бег 7х50м — с интенсивностью 95-100%.
Игровые упражнения, включающие ведение, передачи мяча и удары по воротам и выполняющиеся с ЧСС на уровне 170-190 уд/мин.
Игру в квадрат высокой интенсивности с ЧСС 170-190 уд/мин: квадрат 4х4 с одним нейтральным в два касания — площадка 30х20м; квадрат 6х6 без ограничения в два касания с одним центральным игроком на площадке 5х30м.
Двустороннюю игру с установкой: 8-10 мин. Поддерживать высокий темп игры (с ЧСС 175-190 уд/мин), 5-7 мин. подолгу “держать” мяч (за это время снизить ЧСС до 130-140 уд/мин), последующие 8-10 мин. снова задать высокий темп: двусторонняя игра 4х4 на двое маленьких ворот на половине поля; двусторонняя игра, передвигаясь прыжками на одной ноге (попеременно — на левой, на правой).
Организация и проведение исследования.
Программные требования строялись на принципе последовательности, преемственности методов и средств, постепенного повышения учебных нагрузок. Показателем качества подготовленности учащихся являлась способность выполнять требования без чрезмерного напряжения организма.
Цель управления объектом состояла в том, чтобы получить на его «выходах» заданный набор параметров. В соответствии с этим, задачи сводились к тому, чтобы выявить такие факторы воздействий (тренировочные воздействия), найти такую последовательность «входных действий», которые обеспечили бы достижение заданной цели. Исходя из этого осуществлялось использование таких элементов управления, как прогнозирование, планирование (программирование), оперативное управление, контроль в сочетании с решением задач.
В настоящее время ведущие специалисты спорта критически относятся к механическому наращиванию объема нагрузки как к способу повышения эффективности тренировки. Постоянное увеличение этого показателя с каждым годом оказывает все меньшее и меньшее влияние на рост спортивных результатов. Следовательно, необходимо было ориентироваться на другие пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. К таковым специалисты относят, например:
конкретизацию суммарного объема нагрузок в зависимости от интенсивности и физиологической направленности;
оптимизацию соотношения нагрузок различной направленности;
совершенствование организационных основ урока таким образом, чтобы они могли предусматривать оптимальные условия для полноценной реализации возможностей организма учащегося на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов;
рационализацию структуры учебного процесса.
Кроме того, многие считают, что одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является тот, в основу которого положен учет соответствия индивидуальных возможностей учащегося предлагаемым нагрузкам и предъявляемым требованиям.
В настоящее время накоплено немало информации о закономерностях воздействия нагрузки на состояние систем организма и уровень подготовленности учащихся, что позволяет реально подойти к эффективному управлению через индивидуализацию учебного процесса.
В программах упускается из виду один из необходимых элементов управления учебным процессом, который связан с прогнозированием состояния учащихся под воздействием планируемой командной нагрузки, преобладающей, как правило, над индивидуальной.
Результаты многочисленных исследований в спорте свидетельствуют, что прогнозирование – это неотъемлемый и систематизирующий элемент процесса управления подготовкой учащихся, так как поставленные цели и этапы их реализации формируют всю систему подготовки, как отдельных учеников, так и команды в целом.
Неотъемлемым компонентом системы управления учебным процессом служит и этап практической реализации планов подготовки. Особую остроту данный вопрос приобретает при реализации программ индивидуализированных нагрузок в командных спортивных играх. Это связано с тем, что в силу специфики соревновательной деятельности основной объем упражнений здесь составляют коллективные задания. Однако, чем больше игроков участвуют в упражнении, тем труднее индивидуализировать их нагрузку без ущерба для эффективности коллективных взаимодействий. Поэтому в данной ситуации предпочтение, как правило, отдается совершенствованию коллективных взаимодействий, независимо от индивидуальных возможностей отдельных учащихся.
Максимальная индивидуализация тренировочной нагрузки в командных спортивных играх осуществляется лишь во время индивидуальных тренировок или заданий. Вместе с тем эти формы проведения занятий не способствуют совершенствованию коллективных взаимодействий. Поэтому объем индивидуальных тренировок при построении процесса подготовки незначителен, хотя специалисты и рекомендуют увеличить его до 25-30% от всего времени подготовки.
Управление учебно-тренировочным процессом предполагает определенную последовательность конкретных мероприятий, позволяющих целенаправленно планировать нагрузку, опираясь на информацию об исходном состоянии спортсменов и степени его соответствия требуемому уровню, а также корректировать последующие планы в зависимости от реального тренировочного эффекта.
Бесспорно, что основной целью подготовки спортсменов является достижение высокого спортивного результата на соревнованиях, что возможно лишь при соответствующем уровне подготовленности и соревновательной деятельности игроков. В командных спортивных играх результат в соревнованиях обусловлен как состоянием и эффективностью соревновательной деятельности отдельных игроков, так и успешностью коллективных взаимодействий. Поэтому для получения информации контролю подвергаются как индивидуальные, так и коллективные показатели, количественно характеризующие состояние игроков, а также объем, разносторонность и эффективность индивидуальной и коллективной соревновательной деятельности. Вместе с тем представляется, что не все регистрируемые показатели пригодны для индивидуализации учебно-тренировочного процесса, а лишь те из них, которые позволяют отразить вклад каждого конкретного спортсмена в игру всей команды.
На первом этапе был проведен широкий анализ доступных литературных источников с целью обобщения существующих результатов исследований, направленных на разработку тренировочных программ, используемых для повышения быстроты и эффективности передвижений у юных футболистов.
На втором этапе исследования был проведен эксперимент на группе школьников-футболистов 10 лет. Сроки его проведения составили 3 месяца, а участниками были школьники Березовской СОШ
В исследовании приняли участие 16 человек (по 8 человек в каждой группе).
На данном этапе эксперимента исследовались различные физические способности детей (табл. 1)