какие две заповеди в христианстве являются главными
Евангельская история в проповедях
Две главные заповеди
И один законник из их числа спросил, искушая Его: «Учитель! Какая заповедь в Законе самая великая?» Он же ответил: „Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим“. Это самая великая и первая заповедь, а вторая подобна ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки. (Мт.22.35-40)
Перевод Сергея Авринцева
Многие люди, не знакомые с Евангелием, полагают, что христианство представляет собой религию нравственных предписаний. Но, во-первых, некоторые христианские мыслители отказываются именовать нашу веру религией. Ведь само слово «религия» означает связь человека с божеством. А в христианстве мы видим единство Бога и человека в Личности Господа Иисуса Христа. И, во-вторых, нравственные заповеди, являются следствием самого главного в Евангельской вести – пришествия в мир Сына Божьего. Но в тоже время, церковные заповеди бесценны, потому что если для неверующих нравственные предписания являются следствием исторических и социальных процессов, то для нас их творцом является Господь Бог. И на вопрос о том, что является самым главным в нравственном законе вложенном в сердце человека и в том Законе который был открыт ветхозаветному человечеству однажды ответил Сам Господь.
Мы видим в Евангелии, что люди, не принимающие учение Спасителя неоднократно пытаются уловить Господа в слове, что бы затем обвинить Его. Фарисеи и иродиане подсылают своих учеников с вопросом позволительно или нет платить налог кесарю, саддукеи, которые не верят в воскресение из мертвых, спрашивают Господа о какой-то невероятной истории – вдове семи умерших братьев. И когда Господь Своим ответом посрамляет саддукеев как «незнающих ни Писания, ни Силы Божией» то фарисеи – идейные противники саддукеев собираются вместе и один из них – «законник» – то есть знаток и толкователь Закона, желая испытать Господа, «искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Конечно, законник не знает, что он обращается не просто к учителю, но к Тому, Кто и даровал человеку Божественный закон. В Ветхом Завете содержится множество правовых норм и определений, но в его основе, прежде всего те 10 заповедей которые Господь Бог даровал Моисею на Синае. Декалог говорит об отношении человека к Богу, и об отношении человека к человеку. И суть этих заповедей, суть всего закона и всего о чем возвещали пророки, кратко сформулирована в самом Писании, именно эти слова сейчас и произносит Господь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим (Втор. 6,5): это первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19, 18). И конечно, невозможно исполнить лишь одну из этих заповедей, они тесно связанны между собой. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что мы имеем заповедь, что бы любящий Бога любил и ближнего. «И тот, кто говорит, что он Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжец. Ибо, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, ненавидя брата которого видишь?» (1Ин…)
Но и для того что бы научиться любить человека, надо прежде всего знать о том, что это Бог любит нас, что это Он, как с удивлением говорит о себе и о других Иоанн Богослов, возлюбил нас тогда, «когда мы были еще грешниками». Бог возлюбил нас так, что отдал Сына Своего, чтобы Он стал Человеком и Кровь Свою пролил для того, что бы мы имели жизнь вечную. И зная то, как Бог относится к человеку, мы и сами можем учиться любить ближнего.
Евангелист Матфей очень отрицательно настроен к фарисеям и это связанно, в том числе и с той общиной к которой он обращается – христианам, воспитанным на Ветхом Завете и живущим во враждебной среде. И поэтому Матфей, передавая учение Христа и рассказывая о Его деяниях, обращает внимание именно на то, что Ветхий Израиль, его духовные вожди будут отвергнуты. В отличие от Матфея Марк, который записывал евангелие для римской христианской общины со слов Петра, рассказывая об этом эпизоде, говорит также и о том, что книжник услышав ответ Господа горячо с ним согласился и был удостоен от Него похвалы: «не далеко ты от Царства Божия». Знать и всем сердцем принимать заповеди Божии значит уже быть в преддверии Царства Божия!
После такого ответа фарисеи уже ничего не смеют спрашивать у Господа и тогда Он Сам спрашивает их, спрашивает о Себе: «Что вы думаете о Христе, чей Он сын? Ему отвечают: «Давидов». Но как же тогда Давид в своем пророческом псалме говорит о Христе: «Сказал Господь Господу моем: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног твоих» (Пс 109, 1) Как же Он сын Давида если тот называет Его Господом? Конечно, фарисеи не могли ответить на этот вопрос, потому что все полнота ведения Бога принадлежит Его Сыну, и тому, кому хочет Сын открыть – Его Церкви. Христос Сын Давидов по Своей человеческой природе воспринятой Им от Девы Марии Богородицы. А как Сын Божий, Христос пребывает превечно, и поэтому Давид именует еще не пришедшего в мир Христа Господом, также как Господом в этом псалме называет он и Бога Отца. Имя Господь связанно с историей Ветхого Завета, с призванием Моисея, которому суждено было вывести еврейский народ из рабства и через которого Бог даровал 10 заповедей. Однажды, когда Моисей пас овец своего тестя он увидел необычайное явление – светящийся куст, горящий и не сгорающий. И когда Моисей приблизился, то услышал голос Божий призывающий его пойти в Египет к сыновьям Израиля, что бы вывести их на свободу. И на вопрос Моисея: «Как Имя Тебе?». Бог отвечал: «Я есть Сущий».
Купину неопалимую, ежевичный куст, у которого Моисею открылся Бог, до сего дня показывают на территории монастыря святой Екатерины у самого подножия горы Мориа, на вершине которой Моисей получил каменные скрижали с 10 заповедями. А священное имя Божие – Сущий, Яхве, Я тот Кто есть – можно понимать как указание полноты Бытия которой обладает Бог по Своей природе. Это имя было окружено таким почитанием, что его лишь однажды в год произносил первосвященник, входя с жертвенной кровью в святилище Иерусалимского храма. В остальных случаях, при чтении Писания это имя заменяли словом Адонаи – Господь. И когда в третьем веке до Рождества Христова Закон и Книги пророков в египетской Александрии стали переводить на самый распространенный в Римской империи язык – греческий, то тогда священное имя Бога – Сущий передали титулом Господь. Таким образом, именуя Иисуса Христа Господом, мы свидетельствуем, что Он есть истинный Бог Который открывал Себя в Ветхом Завете, выводил народ из египетского рабства и даровал на Синае закон. И этот Бог пришел в мир став человеком, и этот Бог учит нас, как нам надлежит жить. Конечно же, каждый человек хочет быть счастливым, и мы видим, что весь закон и пророки, вся мудрость и духовный опыт человечества свидетельствуют, что Бог отнесется к нам так, как мы отнесемся к другим и другие – окружающие нас люди, отнесутся к нам так же, как мы отнесемся к ним. И Сам Христос Бог говорит нам что прежде всего мы должны учиться любить Бога и любить ближнего ибо именно в этом смысл всего данного человеку Божественного закона!
Основные заповеди Христа
Заповеди любви (заповеди о любви) — заповеди о любви к Богу и ближнему в христианстве и иудаизме. Подобные заповеди о любви можно встретить и в других религиях (конфуцианство, буддизм), но только в христианстве эти заповеди являются основой мировоззрения, вероучения и практического благочестия.
Содержание
Важнейшие две заповеди христианства
Важнейшие две заповеди Библии (христианства) — две заповеди, произнесённые Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Являются, по словам Христа, основой для всего Божественного Закона и предопределяют все остальные заповеди. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие. Похожие системы мировоззрения встречаются в других религиях и философско-этических школах.
Согласно Библии, приступив к Иисусу, законник-фарисей спросил Его: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от Христа:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. |
Любовь к Господу
Понятие о Великой Любви к Господу Богу — это первая великая заповедь, встречается ещё в Ветхом Завете в Пятой Книге Моисеевой и в других местах:
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. |
Христианский святой Иоанн Кронштадтский толкует эту часть заповеди следующим образом:
не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей.
Любовь к ближнему
Любовь к ближнему (также известна как «Золотое правило») предписается ещё в Ветхом Завете в книге Левит — как ограничение возмездия за преступление(талиона):
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18)
и как заповедь дружелюбия к чужакам:
Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34)
Ещё за 500 лет до рождения Иисуса Христа «Золотое правило» отношения к людям сформулировал Конфуций: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Особый смысл и значение принимает эта заповедь с приходом Христа. Иисус отвергает ветхозаветный принцип воздаяния «зуб за зуб», заменяя его абсолютной любовью к человеку. Святой Иоанн Златоуст в своём толковании заповеди Христа о любви пишет:
Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну!
Святой Иоанн Кронштадтский предостерегает от узкого понимания слова «ближний», вспоминая притчу о Самаритянине, в которой раскрывается этот момент.
Притчей об израненном разбойниками человеке и милосердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и деятельное участие, Господь показал, что ближним должно считать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Основные заповеди Христа» в других словарях:
Заповеди любви — (заповеди о любви) заповеди о любви к Богу и ближнему. В разной форме входят в Священные писания и основные тексты разных религий и философско этических школ. Содержание 1 Любовь к Богу в религиях 1.1 Индуизм … Википедия
Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — Запрос «Мормоны» перенаправляется сюда. См. также Мормонизм Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт‑Лейк‑Сити (США, штат Юта) Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter day Saints более… … Википедия
Церковь Иисуса Христа — Запрос «Мормоны» перенаправляется сюда. См. также Мормонизм Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт‑Лейк‑Сити (США, штат Юта) Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter day Saints более… … Википедия
Церковь Исуса Христа святых последних дней — Запрос «Мормоны» перенаправляется сюда. См. также Мормонизм Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт‑Лейк‑Сити (США, штат Юта) Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter day Saints более… … Википедия
Погребение Христа — «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) … Википедия
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия
ДОБРОДЕТЕЛЬ — фундаментальная философско богословская категория, обозначающая ценностно значимый аспект духовно нравственного совершенства человека. Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität /… … Православная энциклопедия
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
10 заповедей христианства
10 заповедей христианства – это тот путь, о котором сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Сын Божий является воплощением добродетелей, так как добродетель – вещь не сотворенная, но свойство Бога. Их соблюдение нужно каждому человеку, чтобы достичь своей меры, которая приближает к Богу.
Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.
Основные заповеди христианства
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.
Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):
Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.
Основные идеи христианства по заповедям
Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.
Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.
Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.
Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли
Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.
Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.
Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:
«кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
Нельзя произносить имя Божие небрежно, между делом, когда подвластен своим эмоциям, а не тоской по Богу. В повседневной жизни мы «замыливаем» имя Божие, произнося его неблагоговейно. Оно должно быть произносимо только в молитвенном напряжении, осознанно, ради высшего блага для себя и ближних.
Такое замыливание привело к тому, что сегодня люди смеются над верующими, когда те произносят фразу «хотите ли поговорить о Боге». Эта фраза была много раз произнесена всуе, и истинное величие имени Божьего обесценилось людьми как нечто банальное. А ведь эта фраза несет в себе огромное достоинство. Неминуемый вред ждет человека, для которого имя Божие стало банальным, а порой, и ругательным.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему
Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.
Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.
Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.
Не убивай
Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.
Не прелюбодействуй
Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.
Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.
Не укради
Глубокое заблуждение считать приобретением то, что добыто неправедно. Нас окружает невидимый мир, для которого ничего не будет сокрыто. Это ангелы Божии, которые следят за порядком и не оставят несправедливость как есть.
Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.
Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.
Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не убивай.
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не прелюбодействуй.
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не укради.
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Источник:
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»
Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею
«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.