какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений упомянуты в тексте
Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений упомянуты в тексте
Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «закон».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для. произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права. их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.
Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2019-2020 учебном году, вариант 6.
Данная презентация представляет собой тренажёр для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в 2019-2020 учебном году., вариант 6.
Просмотр содержимого документа
«Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2019-2020 учебном году, вариант 6.»
Презентация-тренажёр для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в 11 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 6.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
Подсистема политической системы общества
Представлена политическими институтами, выражающими и представляющими различные по значимости интересы от общезначимых до групповых и частных
Включает взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом.
Запишите слово, пропущенное в таблице «Характеристика политической системы общества».
Подсистема политической системы общества
Представлена политическими институтами, выражающими и представляющими различные по значимости интересы от общезначимых до групповых и частных
Включает взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом.
Запишите слово, пропущенное в таблице «Характеристика политической системы общества».
В приведённом ниже ряд найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Поощрение; санкция; наказание; премирование; присвоение почётного звания.
В приведённом ниже ряд найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Поощрение; санкция; наказание; премирование; присвоение почётного звания.
Ниже приведён ряд действий. Все они, за исключением двух, относятся к деятельности банка.
Найдите два действия, «выпадающие» из общего ряда.
Ниже приведён ряд действий. Все они, за исключением двух, относятся к деятельности банка.
Найдите два действия, «выпадающие» из общего ряда.
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах.
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах.
Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) логичность, обоснованность
В) опора на верования;
Г) воспроизводимость результатов познания
Д) ярко выраженная эмоциональная окрашенность
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) логичность, обоснованность
В) опора на верования;
Г) воспроизводимость результатов познания
Д) ярко выраженная эмоциональная окрашенность
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Николай Поликарпович учит своих сыновей, чтобы они всегда поступали по совести, не причиняли вреда другим. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права?
Николай Поликарпович учит своих сыновей, чтобы они всегда поступали по совести, не причиняли вреда другим. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права?
Выберите верные суждения о ценных бумагах.
Выберите верные суждения о ценных бумагах.
Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) в стране Ф. производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
Б) в стране С. в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране Н. является государство, частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А. государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Р.- сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается
Типы экономических систем
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) в стране Ф. производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
Б) в стране С. в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране Н. является государство, частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А. государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Р.- сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается
Типы экономических систем
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Поставку продуктов питания в магазины города осуществляют множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
Поставку продуктов питания в магазины города осуществляют множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
На графике отражены изменения предложения импортных тропических фруктов на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась новое положение S1.) (Р- цена товара, Q- количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
На графике отражены изменения предложения импортных тропических фруктов на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась новое положение S1.) (Р- цена товара, Q- количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Выберите верные суждения о социальных ролях.
Выберите верные суждения о социальных ролях.
Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
Выберите верные суждения о функциях политических партий в демократическом обществе.
Выберите верные суждения о функциях политических партий в демократическом обществе.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) оборона и безопасность
Б) разграничение государственной собственности
В) адвокатура, нотариат
Д) федеральные налоги и сборы
Субъекты власти РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) оборона и безопасность
Б) разграничение государственной собственности
В) адвокатура, нотариат
Д) федеральные налоги и сборы
Субъекты власти РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная парламентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления государства Z?
В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная парламентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления государства Z?
Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ?
Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ?
Выберите верные суждения об объектах гражданских прав в РФ.
Выберите верные суждения об объектах гражданских прав в РФ.
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Организационно-правовые формы юридических лиц
А) хозяйственные общества
Б) общественные организации
В) потребительские кооперативы
Г) производственные кооперативы
Д) государственные унитарные предприятия
Виды юридических лиц
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Организационно-правовые формы юридических лиц
А) хозяйственные общества
Б) общественные организации
В) потребительские кооперативы
Г) производственные кооперативы
Д) государственные унитарные предприятия
Виды юридических лиц
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Районный суд города Н. рассматривал дело о краже. Леонид был вызван в суд для дачи показаний в качестве свидетеля со стороны защиты. Найдите в приведённом ниже списке участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Районный суд города Н. рассматривал дело о краже. Леонид был вызван в суд для дачи показаний в качестве свидетеля со стороны защиты. Найдите в приведённом ниже списке участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Вставьте пропуски из списка.
«Мировоззрение- это совокупность представлений,____(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и_____(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение- это основной______(В) мыслей и поступков человека. В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _____(Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека_____(Д), источником которого является рассудок, разум. На этом уровне формируется____(Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Список слов: 1) критерий; 2) оценка; 3) суждение; 4) деятельность; 5) миропонимание; 6) врождённые инстинкты; 7) понятийное мышление; 8) чувственное постижение; 9) представление.
Вставьте пропуски из списка.
«Мировоззрение- это совокупность представлений,____(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и_____(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение- это основной______(В) мыслей и поступков человека. В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _____(Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека_____(Д), источником которого является рассудок, разум. На этом уровне формируется____(Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Список слов: 1) критерий; 2) оценка; 3) суждение; 4) деятельность; 5) миропонимание; 6) врождённые инстинкты; 7) понятийное мышление; 8) чувственное постижение; 9) представление.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Политическая, государственная власть как бы по самой своей природе предназначена для того, чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. В рассматриваемой плоскости связь политической, государственной власти с правом- связь органичная, создающая сам феномен права и придающая ему значение реального фактора в жизни общества.
Её глубокое значение для права проявляется в двух основных плоскостях: во-первых, в том, что именно государственная власть через свои акты (нормативные, судебные) в условиях цивилизации придаёт нормам и принципам качества права- прежде всего всеобщую нормативность, возможность строгой юридической определённости содержания регулирования, с более широких позиций- качество институционности, а в этой связи- публичного признания и общеобязательности; во-вторых, в том, что именно государственная власть оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздествия правоохранительные учреждения, органы правосудия, что и даёт значительные гарантии реализации правовых установлений…
… Право, со своей стороны, выступает в отношении власти и виде противоборствующего фактора, направленного на решение «своих», правовых задач и плюс к тому на то, чтобы при достаточно высоком уровне демократического и правового развития общества умирить, обуздать власть…
С этой целью вырабатываются политико-правовые институты (разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению её в самодовлеющий фактор.
Подобное самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают. И именно тогда, подчеркну, в развитом демократическом обществе при устойчивом правовом прогрессе, вырабатываются и приобретают реальное значение положения и формулы о «правовом государстве», «верховенстве права», «правлении права». При таком нормальном, «деловом» взаимодействии власти и права, вполне естественном при демократическом общественном и государственном строе, происходит их взаимная притирка и- более того- взаимное обогащение.
Политическая государственная власть, её носители получают твёрдый настрой на то, чтобы умирять и даже обуздывать «себя», свои властные претензии. Со своей стороны, и право, и его представители и агенты преодолевают «правовой экстремизм», крайности формализма, другие теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений.
По-иному эта система находит своё разрешение в обществах, где власть перешагнула социально оправданный порог своей концентрации и в содержании власти доминирующее значение приобретают авторитарные стороны и тенденции или, хуже того, власть попадает под эгиду групповых, узкоклассовых или этнических интересов…Здесь происходит деформация права, нередко весьма значительная, которая при неблагоприятных политических условиях вообще превращает право в ущербную юридическую систему, а то и в один лишь фетиш, «маску права», «видимость права», или, по иной терминологии, в «имитационное право»…
Для чего, по мнению автора, по своей природе предназначена государственная власть? Какие качества права связаны, по мнению автора, с деятельностью государственной власти? (Укажите любые три качества.) Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений помянуты в тексте?
Для чего, по мнению автора, по своей природе предназначена государственная власть? Какие качества права связаны, по мнению автора, с деятельностью государственной власти? (Укажите любые три качества.) Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений помянуты в тексте?
-строгая юридическая определённость;
3) – правовой экстремизм;
Почему, по мнению автора, самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе? Какие политико-правовые институты, препятствующие концентрации власти, упомянуты в тексте? (Назовите любые два таких института.) Используя обществоведческие знания, на примере любого из них объясните, в чём проявляется это препятствование.
Почему, по мнению автора, самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе? Какие политико-правовые институты, препятствующие концентрации власти, упомянуты в тексте? (Назовите любые два таких института.) Используя обществоведческие знания, на примере любого из них объясните, в чём проявляется это препятствование.
-разъединение государственной и муниципальной власти;
3) институт разделения властей устанавливает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной властей в пределах их полномочий, а также систему «сдержек и противовесов», препятствующих органам каждой из ветвей власти своих полномочий.
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения мысли автора о том, что для развития правового государства необходима демократия.
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения мысли автора о том, что для развития правового государства необходима демократия.
Объясните мысль автора о том, что в недемократическом обществе право становится ущербным, превращается в «видимость права». Приведите один аргумент в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённое предложение.)
Объясните мысль автора о том, что в недемократическом обществе право становится ущербным, превращается в «видимость права». Приведите один аргумент в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённое предложение.)
Используя обществоведческие знания:
-одно предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу;
Используя обществоведческие знания:
-одно предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу;
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания. (Примеры должны быть сформулированы развёрнуто.)
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания. (Примеры должны быть сформулированы развёрнуто.)
В государстве Н. доля промышленного производства в структуре ВВП составляет 35%. Среди всех отраслей промышленности наиболее развитыми являются автомобилестроение и выплавка пластмасс. Доля государственного сектора в экономике страны значительна. 10% трудоспособного населения ищут, но не могут найти работу, уровень жизни 12% населения находится ниже прожиточного минимума. Государство обеспечивает гражданам страны образование, здравоохранение и охрану правопорядка. Какой тип экономической системы иллюстрирует данный пример? Какие два негативных последствия этой экономической системы упомянуты в условии задачи? Какие ещё экономические функции выполняет государство? (Назовите любые две таких функции.)
В государстве Н. доля промышленного производства в структуре ВВП составляет 35%. Среди всех отраслей промышленности наиболее развитыми являются автомобилестроение и выплавка пластмасс. Доля государственного сектора в экономике страны значительна. 10% трудоспособного населения ищут, но не могут найти работу, уровень жизни 12% населения находится ниже прожиточного минимума. Государство обеспечивает гражданам страны образование, здравоохранение и охрану правопорядка. Какой тип экономической системы иллюстрирует данный пример? Какие два негативных последствия этой экономической системы упомянуты в условии задачи? Какие ещё экономические функции выполняет государство? (Назовите любые две таких функции.)
-бедность части населения;
3) производство/предоставление общественных благ;
4) –стимулирование экономического роста;
-законодательное регулирование экономических процессов.
Составьте план по теме «Социальный контроль».
Составьте план по теме «Социальный контроль».
а) регламентация и консолидация общества;
б) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций.
3. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы и их виды;
б) социальные санкции.
4. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
5. Внешний контроль как совокупность социальных санкций.
6. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Москва. Издательство «Национальное образование», 2020. 464 стр.