какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника

Для первой стадии (3—5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия.

На второй стадии (5-—7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Какова роль игры в дошкольном возрасте?

Роль игры в развитии психики ребенка

1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2. Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Источник

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника Елена Аредакова
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх,причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность. От того, в каких условиях будет протекать детство, во многом зависит будущее ребенка.

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. В игре, благодаря игровой мотивации,развиваются:

-воображение и фантазия

-способность к символизации и преобразованию

-произвольность поведение (сила воли)

-умение думать и др.

Игра- основной вид деятельности дошкольников,ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

-в самореализации, свободе, самостоятельности

-в радости, удовольствии

-потребность быть «как взрослый».

Игра — ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника «Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом.

Консультация для воспитателей «Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное.

Игра — ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №15 «Игра ведущий вид деятельности в воспитании.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонспект совместной деятельности по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Морозные узоры» Задачи:• Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора. • Развивать.

Консультация для педагогов «Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте» Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» Консультация для родителей. «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Литературно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Работа с родителями В начале учебного года знакомят родителей, что в этом учебном.

Родительское собрание «Игра — это ведущий вид деятельности ребенка» Родительское собрание «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка» Предварительная работа: Подготовить: • Анкету для родителей на тему:.

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников. По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением,.

Источник

Консультация для педагогов «Этапы развития игровой деятельности детей»

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника Ольга Клещ
Консультация для педагогов «Этапы развития игровой деятельности детей»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада представить вам, свое сообщение на тему «Этапы развития игровой деятельности детей».

Сюжетно-ролевая игра имеет важное влияние на социальную адаптацию ребенка, реализации его возможностей в будущем, способствует успешному развитию личность ребенка, его интеллекта, воли, а так же фантазии, воображения и артистизма. Сюжетные игры способствуют развитию умений вжиться в образ того или иного персонажа. Только в игре ребенок познает мир, учиться идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать острых конфликтных ситуаций, воспитывать в себе дружеское и бережное отношение к себе и окружающим, тем самым реализовать свою потребность в самовыражении и самореализации.

Изучением игровой деятельности, этапами ее развития и становления занимались педагоги и психологи: Аникеева Н. П., Выготский Л. С., Леушина Л. А., Микадзе Ю. В., Монтессори М., Сухомлинский В. А., Эльконин Д. Б. и многие другие психологи и педагоги.

Педагог психолог Д. Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре этапа ее развития.

Одним из этапов сюжетно-ролевой игры является сюжетно-отобразительная игра, характерна раннему возрасту от 2 до 3 лет, в этом возрасте основное содержание игры, это действие с предметами.

Действия однообразны, состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия,ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.

По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту.

В возрасте от 3 до 4 лет возникает первое взаимодействие между участниками игры на основе общей игрушки. Роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности: приготовление пищи, кормление куклы, мытье посуды после кормления. Количество действий расширяется, основное содержание игры, по-прежнему остается действие с предметами, но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.

К концу четвертого года жизни у детейотмечается две независимые формы итогового поведения:

-предметно-игровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметами действиями)

-ролевое поведение, отнесенное к партнеру-игрушке (включающее предметно-специфическое ролевые действия и ролевую речь).

В возрасте от 5 до 6 лет, развития сюжетно-ролевой игры, выделяются специфические действия, основанные на принятии роли и содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например,обращение к продавцу: «Дайте хлеб», «Возьмите деньги» и т. д. Роли участниками игры ясно очерчены и выделены. Они распределяются до начала игры. Принятие на себя роли в игре, определяют и направляют поведение ребенка;

Во время сюжетной игры логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д.Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли.

Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: дети начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д. ;

На этом этапе так же характерно опротестование, нарушение логики. Это выражается в том,что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Развитие сюжетно-ролевой игры возрасте от 6 до 7 лет, характеризуется в основном коллективной игрой деятельностью детей. В игре ясно очерчены и выделены роли. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер. Основное содержание игры – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную ситуацию. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Во время сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте происходит нарушение логики действий, нарушение правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Хочется отметить, для того чтобы сюжетная игра на всех её этапах развития была интересной для ребенка и имела максимальное воздействие на его дальнейшее развитие как личности, ему нужно получать достаточное количество различных игрушек.

Детям просто необходимы игрушки заместители реальных предметов человеческой культуры (машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями). Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

В качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки,а также природный материал: шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и т. д. Эти предметы в игре могут быть использованы по-разному, все зависит от ее сюжета и ситуативных задач, поэтому в игре они выступают как полифункциональные.

Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то,что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Спасибо за внимание!

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольникаКонсультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Источник

Этапы развития игры по Эльконину Д. Б.

какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Смотреть картинку какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Картинка про какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника. Фото какие две стадии выделяют в развитии игры дошкольника Елена Дмитриевна Бондарева
Этапы развития игры по Эльконину Д. Б.

Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка «Волгодонского педагогического колледжа»

Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Игра осуществляется с помощью определенных действий и ролевых высказываний. Специальное изучение процесса становления игровых действий в дошкольном возрасте, проведенное НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне — РАО) (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыкина, 1983, свидетельствует о сложности и многоэтапности этого процесса.

1. Социальная природа ролевой игры

Психологи обращали внимание и особенно выделяли работу воображения или фантазии. Игра рассматривалась как проявление особой живости, беззаботности и высокого уровня развития воображения или фантазии. Даже неспециалисту при наблюдении за играми детей дошкольного возраста, прежде всего, бросается в глаза то, как ребенок преображает предметы, используемые в игре.

Д. Б. Эльконин предполагал, что единицу игры составляет именно роль и связанные с ней действия по ее реализации.

Исходя из различных исследований, можно утверждать, что именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Как показывают экспериментальные исследования, между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает ее конкретно-предметное содержание.

Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, становится воспроизведение именно этой стороны действительности.

Исследование Н. В. Королевой убеждает в том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является именно эта сфера действительности.

Итак, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры.

Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в свои по сюжетам игры. Неодинаковы сюжеты игр у детей разных классов, детей севера и юга, тайги и пустынь, детей промышленных рабочих, рыбаков, скотоводов и земледельцев. Даже один и тот же ребенок меняет сюжеты своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе.

Конечно, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.

2. Развитие игры в дошкольном возрасте

На основании вышесказанного Эльконин Д. Б. выделил 4 уровня развития игры.

I. Первый уровень развития игры

1. Центральным содержанием игры являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «матери» или «воспитательницы», направленные на «детей». Самым существенным в выполнении этих ролей — кормление кого-то. В каком порядке производится кормление и чем именно «мамы» и «воспитательницы» кормят своих детей — безразлично.

2. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Даже в том случае, если в игре имеется ролевое разделение функций и роли называются, например один ребенок изображает маму, а другой — папу или один ребенок — воспитательницу, а другой — повара детского сада, дети фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

3. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормления при переходе от одного блюда к другому). Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями, например мытьем рук и т. д. Если же такое действие и имеет место, то после этого ребенок возвращается опять к прежнему.

4. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Порядок обеда не является существенным.

II. Второй уровень развития игры

1. Основным содержанием игры, как и на предыдущем уровне, является действие предметом. Но в нем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному действию.

2. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

3. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого либо одного типа действий. Кормление связывается с приготовлением и подачей пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующими за ним по логике жизни действиями.

4. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

III. Третий уровень развития игры

1. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Примером таких действий являются обращения к другим участникам игры, связанные с выполнением роли, например обращение к повару: «Дайте первое» и т. п.

2. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

3. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. п. ; не только прививка, но и выслушивание, перевязка, измерение температуры и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

4. Нарушение логики действий опротестовывается. Протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. В этой связи заслуживает быть отмеченным факт, что нарушение правила — порядка действий — замечается лучше со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

IV. Четвёртый уровень развития игры

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Так, например, при выполнении роли воспитательницы это указания детям на поведение: «Пока не скушаешь, и спать не пойдешь и пирога больше не получишь» или «Идите к столу, только руки нужно вымыть»; при выполнении роли доктора — на поведение пациентов: «Держите руку как следует», «Поднимите рукав. Так. Спокойно, не плачьте — это не больно», «Ну что, больно? Я хорошо делаю, не больно», «Я сказал вам лежать, а вы встаете» и т. п.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно вычленены правила, которым следует ребенок, со ссылками на реальную жизнь и правила, в ней существующие. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

По мнению Эльконина, данные уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с возрастом детей растет уровень развития игры.

Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом. У детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. Выделенные уровни являются не столько возрастными стадиями, сколько ступенями развития самой ролевой игры.

Анализируя некоторые исследования можно встретиться с трудностями отнесения игры к определенному уровню. Допустим, по общему типу дети как бы находятся на первом уровне, но уже есть некоторые симптомы перехода ко второму или в одной игре сосуществуют признаки второго и третьего, третьего и четвертого уровней.

В связи с анализом процесса развития игры нужно отметить, что между первым и вторым уровнем имеется много общего, так же, как между третьим и четвертым. В сущности, есть две основные фазы, или стадии, развития игры. На первой стадии (3 — 5 лет) основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий; на второй (5 —7 лет) — социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.

Таким образом, суть игры заключается в отражении социальных отношений между людьми.

Содержание игры развивается, и это развитие имеет определенные стадии.

У детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. Выделенные уровни являются не столько возрастными стадиями, сколько ступенями развития самой ролевой игры.

Поведение ребенка в игре подчиняется определенным правилам, связанным с ролью, выполнение которой взял на себя ребенок. Существенным для развития игры является отношение ребенка к выполняемой им роли.

Список литературы:

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212;

2. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *