какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

Какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть картинку какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Картинка про какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

В нынешнем году исполняется 250 лет со дня рождения великого сына русского народа Михаила Васильевича Ломоносова. К этой славной дате редакция серии «ЖЗЛ» приурочила новое, сокращенное издание книги А. Морозова «Ломоносов». Впервые книга вышла в 1950 году и была удостоена Сталинской премии.

Александр Антонович Морозов родился в 1906 году в Москве. В 1929 году окончил этнологический факультет Московского университета. Работал в Ленинграде, в Пушкинском доме Академии наук СССР. Выступал как фольклорист, литературовед и переводчик.

А. А. Морозов — член Союза писателей СССР.

Ломоносов — наиболее замечательный деятель дореволюционной русской культуры. Народная целина, несколько всколыхнутая петровскими реформами, выдвинула в начале XVIII века из своих недр этого гениального человека, многообразно и самобытно воплотившего лучшие особенности национальной русской культуры.

Еще в XVIII веке широкие круги передовых людей поняли, что Ломоносов — это залог дальнейшего неустанного и глубокого развитие отечественной науки, отечественного искусства и государственного гения. Очень показательно, что до нашего времени дошло очень большое число масляных портретов Ломоносова, выполненных в XVIII веке, по-видимому, с одного оригинала. Ни один из ученых или писателей XVIII и XIX веков не удостоился подобной чести. Эти портреты, которые после смерти Ломоносова русские люди вешали у себя в покоях, были выражением совершенно исключительной любви к Ломоносову.

В XIX веке глубокий смысл деятельности Ломоносова перестал быть непосредственно понятным, о нем стали забывать, и только Великая Октябрьская социалистическая революция, с которой началась новая историческая эпоха в развитии нашей Родины, вновь пробудила особое внимание широчайших кругов советских людей к Ломоносову. В результате огромной, напряженной работы ученых разных специальностей — естествоиспытателей, историков и литературоведов — за советские годы творческий образ Ломоносова раскрылся с поразительной полнотой. На этой основе стало, наконец, возможным дать полное и проверенное жизнеописание Ломоносова и раскрыть его значение для нашей науки и культуры в целом.

Жизнеописание М. В. Ломоносова, написанное А. А. Морозовым, основывается на большом новом материале, вскрытом историческими исследованиями последних десятилетий, вплоть до самого последнего времени. Некоторые главы книги основаны на самостоятельных работах А. А. Морозова. В особенности это относится к изложению детских и юношеских лет Ломоносова и к характеристике учителя Ломоносова — Христиана Вольфа. Литературные реконструкции А. А. Морозова, очень оживляющие текст, основаны в большинстве случаев на проверенном историческом материале. Перед нами очень полная и хорошо научно обоснованная биография первого русского академика, доступная широким кругам.

Очень хотелось бы, чтобы советская молодежь во всей своей массе прочитала новую книгу о Ломоносове. Перед нашими юношами и девушками раскроется изумительный и вдохновляющий пример жизни великого русского человека, глубочайшего патриота, отдавшего свой гений, свои силы целиком на службу родному народу.

«Великий Муж ни от кого лучше похвален быть не может, кроме того, кто подробно и верно труды Его исчислит; есть ли бы только исчислить возможно было».

Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории русской культуры.

Жизненный подвиг Ломоносова вызывает изумление. В первой половине XVIII века крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знанию, является с берегов Белого моря в Москву и затем в чрезвычайно короткий срок достигает вершин мировой культуры, производит переворот в русской поэзии, ставит и разрешает величайшие научные проблемы, закладывает основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых современников.

Занятия наукой не сулили в то время в России ни богатства, ни почестей, ни славы. О них и не помышлял упрямый русский помор, пробиравшийся по снежным и вьюжным лесным дорогам к заветной Москве, бросивший отчий дом и значительный достаток, терпевший несколько лет ужасающую нужду и лишения, «несказанную бедность», как говорил он сам, — и все это для того, чтобы овладеть научными знаниями и затем послужить ими своему народу. В лице Ломоносова русский народ не только показал, что он способен выдвигать величайших гениев, каких только знало человечество, но и раскрыл лучшие, исторически сложившиеся особенности своего национального характера — упорство и бескорыстие в труде, самоотверженный патриотизм и мирное, гуманистическое устремление своего творчества.

Жизнь Ломоносова — вечный пример беззаветного служения родине. «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ», — писал о Ломоносове В. Г. Белинский. Ломоносов для него не только гениальный поэт и ученый, но также и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени». А. С. Пушкин с большой проницательностью и глубиной указывал на титаническую силу, грандиозный размах, широту и разносторонность Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник». По словам А. И. Герцена Ломоносов был первым русским ученым, который сумел с достоинством «бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения».

Наука Ломоносова не могла получить полного и заслуженного признания в дореволюционной России, ибо она развивалась вопреки политике господствующих классов, не веривших в творческие силы русского народа или, еще вернее, боявшихся развязать их. Наиболее прогрессивные стороны деятельности Ломоносова, в которых проявился его могучий народный талант, замалчивались или извращались.

Ломоносов был величайшим новатором в науке. Он высоко поднял знамя материалистического учения о природе, заложил прочные демократические традиции русской науки. Только советские люди с гордостью раскрыли и продолжают раскрывать все величие и многообразие глубокого и разностороннего новаторства Ломоносова, установили его неоспоримый приоритет в открытии важнейших законов природы, осознали все значение его исторических заслуг в развитии самых различных отраслей русской промышленности, экономики, техники, науки и культуры.

Настоящая книга является попыткой показать жизнь Ломоносова во всем ее сложном, а подчас и противоречивом многообразии. Однако деятельность Ломоносова должна предстать перед читателем не как пестрый калейдоскоп сменяющихся тем и увлечений гениального человека, а как проявление единого и целостного прогрессивного материалистического мировоззрения, как величайшая целеустремленность патриотического порыва и дерзания.

«Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении — суть качества, отличающие народ Российский… О народ, к величию и славе рожденный. »

Источник

Какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

Первая риторика на русском языке.

Краткое руководство к красноречию, : Книга перьвая, в которой содержится риторика показующая общия правила обоего красноречия, то есть оратории и поезии / Сочиненная в пользу любящих словесныя науки трудами Михайла Ломоносова…(СПб., 1791).

История издания

«Устройством родного языка» Ломоносов занимался всю свою жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения в «Письме о правилах российского стихотворца» в 1739 году, он уже в 1743 году создал первый рукописный вариант русского учебника по риторике, который носил название «Краткое руководство к риторике».

В 1747 году учебник под названием «Краткое руководство к красноречию» был напечатан, но тираж издания пострадал во время пожара 4 декабря 1747 года. И лишь в июне следующего, 1748 года, это произведение Ломоносова было опубликовано впервые.

До Ломоносова авторами руководств и ученых пособий по красноречию, как правило, выступали представители духовенства. Печатались и преподавались руководства на старославянском или латинском языках. Ломоносов впервые отступил от этой традиции и написал руководство к красноречию на русском языке. Это была первая риторика на русском языке.

У М.В. Ломоносова, оформившего научную классификацию «словесных наук», ясно различены термины риторика и красноречие. «Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…» (1743), а «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» (1747).

Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. «Краткое руководство к красноречию» предназначалась для нужд просвещения. Оно связывало риторическую систему со стилями речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл «сладкоречию».

У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников и потомков, а, также, то значение, которое оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас «Риторика» Ломоносова продолжает вызывать восхищение. В библиографии зафиксировано четыре издания «Риторики», датированных 1748 г., но вышедших в свет в 1765, 1776 и не ранее 1784 года.

Особенности экземпляра

На территории Архангельской области сохранилась «Риторика», изданная 6-м тиснением в 1791 г. тиражом 1212 экземпляров.

Источник

Учение о красноречии» М. В. Ломоносова

Глава первой русской филологической школы, М.В.Ломоносов прославил русское языкознание XVIII в. и как автор «Российской грамматики», и как создатель новой стилистической теории, определившей направление нормализации русского литературного языка. Не случайно Н.М.Карамзин в «Пантеоне российских авторов» назвал Ломоносова «отцом российского красноречия». Эта сторона деятельности ученого находится в тесной и прямой связи с его взглядами на стилистическую природу русского слова и понимания особенностей становления национального литературного языка, развивавшегося в России в условиях двуязычия.

Одним из главных достижений Ломоносова в области риторики является то, что он классифицирует и разграничивает стили литературного языка в прямой зависимости от стилистической характеристики слов, выражений, грамматических форм, чем определяет нормы стилей.

Вопросы стилистики и красноречия занимали воображение ученого еще со студенческих лет. Первая краткая риторика написана М.В. Ломоносовым, когда ему было 32 года (1743). Ее полное название «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».

Известно, что научная деятельность молодого ученого принималась в штыки академической средой того времени. Чтобы миновать представление русской рукописи в Академическое собрание, Ломоносов посвятил свою первую риторику наследнику престола великому князю Петру. Первый вариант русской риторики был отвергнут. Акцент делался не на русское, а на латинское красноречие.

Но Ломоносов свою вторую риторику написал также по-русски– простым, доходчивым, образным языком. Первое издание увидело свет в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии» (написана между 1744 и янв. 1747).

Новаторство риторики заключалось в ее общедоступном руководстве по красноречию, написанном на русском языке, что отличало ее ото всех доломоносовских риторик, написанных в основном на латинском или церковнославянском языках.

Тот факт, что риторикой занялся ученый, а не клерикальное лицо, говорит о соответствующих разногласиях и недовольстве духовенства Ломоносовым; у ученого появилось множество противников.

По взглядам Ломоносова, учение о красноречии состоит из трех крупных разделов. Его составляют прежде всего риторика как общее учение о красноречии, относящееся и к прозе, и к поэзии. Второй обширный раздел– Оратория, представляющий собой собрание наставлений к сочинению речей в прозе. Третий раздел – это учение о стихотворстве, или гоэтика, в котором должно быть показано, как сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и стихотворения.

Из этого плана Ломоносовым была осуществлена только первая часть. Вторая и третья книги риторики, если и были написаны, до нас не дошли.

Хотя систему взглядов на красноречие Ломоносов изложил в двух риториках – краткой и пространной, при анализе целесообразнее опираться на пространную риторику 1748 г. вторая риторика более содержательна, развернута, чем первая.

Опираясь на опыт, накопленный в истории науки, Ломоносов, критически обозревая сделанное, стремился оставить то лучшее, что было до нег написано, и вместе с тем отбрасывая все, что не соответствовало его замыслу и представлениям о нуждах нормализации русского языка. Известно, что Ломоносов хотя и не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культуры, тем не менее в своих эстетических и научных идеях стремился к утверждению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре.

В пространной риторике выделены три основные части:

Эти разделы традиционны. Из прежних риторик сохранены и некоторые другие классификационные схемы. Таковы главы об изобретении простых идей и доводов; о возбуждении, утолении и изображении страстей; о тропах речений, о расположении по силлогизму и т. д.

Книга по риторике была новаторской во многих отношениях. До этой работы русские грамматисты не занимались ни теорией предложения, ни проблемой деления речи на периоды, ни вопросами стилистической композиции и компоновки текста или устного выступления. Впервые эти вопросы стали объектом изучения и привлекли пристальное внимание ученого именно в процессе работы над риторикой.

В статье о Ломоносове академик А.Д. Оршин так определил сущность новых идей в «Риторике»: «Главное в ломоносовской «Риторике» – это учение об образе как выражении идеи или чувства в живом, конкретном представлении, это учение об образной поэтической речи, которая в той или иной мере присуща всем произведениям, как художественным, так и нехудожественным».

Ломоносов не только систематизировал приемы и средства ораторской речи. Он дал острые социально-речевые характеристики разных жанров современных ему публичных выступлений. С этой точки зрения интересны описания стилистической композиции самых разных жанров словесного творчества, в частности жанра «разговоров» и диалогов, весьма распространенных в то время в европейской нравоучительной литературе.

В основе таких суждений о жанре «разговоров» лежат наблюдения за живой речью собеседника: «повседневное обхождение почти беспрестанно» показывает примеры такого речевого общения. Знание правильных нормативных образцов, как считал Ломоносов, может вести не только к «украшению стиля, но и поправлению нравов». Позиция осознанной, активной нормализации была самой характерной чертой взглядов ученого: «ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить».

В своих дальнейших филологических трудах Ломоносов не отступил от этих взглядов, а лишь углубил и усилил их.

Учение о красноречии Ломоносова было огромным шагом вперед в развитии науки о языке. Оно открывало новые перспективы в нескольких направлениях. Именно на страницах «Риторики» поднимались те кардинальные проблемы, к которым впоследствии обращались современники Ломоносова, его преемники и последователи, а также и его противники. Это прежде всего проблема о взаимоотношениях русского и славянского языка; проблема трихотомии стилей, установления закономерностей употребления и, наконец, проблема языкового мастерства писателя или оратора.

какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть картинку какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Картинка про какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

В «Риторике» были высказаны основные мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности Ломоносова.

В.В.Виноградов писал об этом: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами».

Современники ценили «Риторику» Ломоносова и как руководство для молодых писателей, и как самый лучший учебник по русскому красноречию.

«Риторика» Ломоносова связана с особенно острым периодом русской истории, когда шло формирование русской национальной культуры. Общественная мысль просветителей конца 18 века питалась идеями своих предшественников.

Языковые идеалы своего времени Ломоносов выразил в наиболее совершенном и законченном виде, оказав тем самым огромное влияние на развитие русской литературы и русского языка.

Обратимся к работе Ломоносова и на конкретных примерах проследим реализацию принципов риторики в его творчестве.

В 1740-х гг. Ломоносов работает над теоретическим трудом по русской словесности – «Кратким руководством к Риторике», одновременно серьезно занимаясь историческими изысканиями: изучает летописи, степенные книги, хронографы, жития святых, разрядные и родословные книги. Учебник риторики Ломоносова будет напечатан в 1794 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные и религиозно-философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. В своем руководстве Ломоносов советует: для того, чтобы стать совершенным ритором, необходимо всем «знаниям и наукам, а особливо истории и нравоучительной философии» обучиться. Он подразделяет ораторскую речь на три рода: указательный, советовательный и судебный.

Риторика разделяется в руководстве на 4 части: «О изобретении», «О украшении», «О расположении», «О произношении». Вот как Л. обосновывает построение своей книги: «Риторика есть учение о красноречии вообще… в сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит…».

В первой части «О изобретении (украшении)» говорится о том, что изобретение есть собрание разных идей, а идеал, в свою очередь, подразделяется на простую или сложную. И материя, ритору предложенная, это всегда сложная идея и называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, автор называет терминами. Далее ритор должен убедить в справедливости своей темы. Для этого необходимо:

1) чтобы слово было ясно;

2) чтобы тема была основательно доказана;

3) чтобы в слушателях или читателях страсть возбудилась…

4) необходимо привести соответствующие доводы.

Кроме этого рекомендуется использовать и так называемые «витиеватые речи», многообразные виды поэтического олицетворения, «когда части, свойства или действия вещам придаются от иных, которые суть другого рода…».

В златые дни со львом бессильный агнец спал,

И голубь с ястребом безбедно в лес летал.

Также следует использовать и замысловатые речи, например:

Мне полдень с утром вдруг вступает,

Весна цветы и плод являет

В дражайшей всех душе твоей.

Здесь предыдущее время с последующим соединяется.

Во второй части «О украшении» говорится об основных способах украшения речи:

Аллегория – соединение метафор (смертная коса цвет юности подсекла);

Парафразис – изображение одного или немногих слов через многие (разоритель Карфагена, вместо Сципиона);

Гипербола – преувеличение (бег скорейший вихря; звезд касающийся Атлас);

Ирония – усмешка (о волк! Овец изрядный пастор).

Также Ломоносов рекомендует использовать умножение и перемену слов: скажите мне, леса, скажите…

В третьей части «О расположении» автор подразделяет расположение на изображение простых и сложных идей.

Простые распределяются по их важности и низкости, по времени, по произношению. При этом заботятся о яснозвучии речи.

При изображении сложных идей характер речи зависит от места и времени, от характера и свойств, от своего лица, от самой темы, от похвалы автора, от призывания в помощь бога или святых его.

В истолковании темы соблюдается:

3) вероятность (свидетельства, служащие этому).

Следует опасаться: не смешать обстоятельства, не отступить от слова к другой посторонней материи, чтобы речи не были чрезмерно закручены, чтобы не представить, что слушателям невероятно смешно и подло показаться могло, чтобы истолкование не было низко и просто, дабы слушателям скучно не оказалось.

О штиле: должен быть важен, великолепен, силен. А панегирик же есть слово похвальное высокия особы, места или действия достохвального.

Вступление должно быть цветно и приятно, как драгоценными камнями украшено. Штиль в панегирике, а особливо в заключении должен быт важен и великолепен и притом уклонен и приятен. Слов подлых и невежливых следует избегать. Ярким примером такого штиля может послужить «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския 1746 года».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Учение о красноречии М.В. Ломоносова

Развитие риторики в России получило мощное ускорение благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова (1711—1765). Н.М. Карамзин в «Пантеоне российских авторов» назвал его «отцом российского красноречия». Ломоносовский период (середина и последняя треть ХVIII в.) представляет собой новый этап в развитии отечественной риторики.

Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковнославянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых элементов в рамках трихотомии (теории трех «штилей» М.В. Ломоносова).

какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть картинку какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Картинка про какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

При обсуждении рукописи академик Миллер заявил, что необходимо написать книгу на латинском языке и представить ее Академии вместе с русским переводом. Однако Ломоносов «ослушался» и свою вторую риторику написал на русском языке в 1748 г.

«Риторика» Ломоносова представляет собой фундаментальное научное исследование, которое определило развитие красноречия в России в XVIII в. и в последующие периоды. В книге раскрывается история возникновения и развития риторики, анализируется мастерство лучших ораторов античности, формулируется система правил и требований к оратору.

Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» использован опыт античных теоретиков красноречия — Аристотеля, Горация, Квинти- лиана и риторические знания европейской культуры, а также труды его современников.
Ученый взял для своей пространной «Риторики» три части классического античного канона:

Особенно интересна та часть книги, которая посвящена учению об изобретении и сочинении речи: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». Идеями автор называет «представления вещей или действий в уме нашем» и пишет: «Все идеи изобретены бывают из общих мест», выделяя род и вид, целое и части, место, время, причину и т.д.

М.В. Ломоносов, давая собственные примеры изобретения речи, считал, что «места риторические» являются важными для творческого развития мысли.

Вторая часть книги — «Об украшении» — включает традиционные для риторик и поэтик положения. Украшение определяется Ломоносовым как преображение мыслей оратора («изобретенных идей») под- ходящими («пристойными и избранными») словами. Оно зависит от владения языком и складывается из чтения хороших книг и общения с людьми образованными, а также из изучения грамматических правил.

какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Смотреть картинку какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Картинка про какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748. Фото какие две риторики создал ломоносов в 1743 и 1748

В этой части рассмотрены образные средства языка: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и др. В главах о стилистических фигурах автор знакомит читателя с синтаксической стилистикой. Рассматриваются такие приемы, как повторение, усугубление, вос- хождение, бессоюзие и др. Ученый приводит примеры эмоциональных оборотов из разговорной речи, народной речи. Вот примеры кратких образных изречений: Счастие сильных боится; Что трудно терпеть, то сладко вспоминать.

М.В. Ломоносов поднял и такие вопросы, как теория предложения, деление речи на периоды, композиция и компоновка текста. Впервые это стало объектом изучения и привлекло внимание автора именно в процессе работы над «Риторикой». Третья часть «Риторики» называется «О расположении». Расположение «есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок». Главные правила, которых следует придерживаться, автор сформулировал так.

Ученый подробно излагает эту тему в шести главах. По свидетельству современников, автор «Риторики» особенно гордился главой, которая раскрывает понятие хрии. «Хрия есть слово, которое изъясняет и дока- зывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого че- ловека и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную». Хрия состоит из «осьми частей, которые суть:

Первая часть — это похвала человеку или делу, о котором будет говорить оратор. Вторая представляет собой углубление и распространение первой. Третья включает в себя доказательства. Четвертая опровергает возможные возражения оппонентов. Пятая часть содержит подтверждающие основную мысль примеры и сравнения. Шестая часть обращается за доказательствами к историческим примерам.

Ссылки на авторитеты древних мыслителей придают убедительность седьмой части. Суждения мудрецов прошлого совпадают с мнением, которое высказывает оратор. В восьмой части подводятся итоги сказанному, делается нравственный вывод из речи оратора. Таким образом, речь становится завершенным, логически убедительным рассуждением.

Хрия определяла композицию краткой нравоучительной речи, в XVIII в. этот жанр был особенно популярен. Интересны части «Риторики», показывающие воздействие речи оратора на слушателей. Ломоносов предлагает принимать во внимание их возраст, воспитание и образование. Ритору важно помнить о жестах, интонации, манере говорить. «Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух… особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно».

Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождались цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Многие примеры написаны самим автором. Все позднейшие русские риторики основы- вались на этом труде Ломоносова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *