какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

ГБПОУ «Самарский техникум промышленных технологий»

Лекция 37. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие антимонопольное законодательство в РФ.
2. Задачи и цели антимонопольного законодательства.
3. Естественные монополии.
4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство – это система правовых актов, которые позволяют обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие антимонопольное законодательство в Российской Федерации являются:
1. Конституция РФ;
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Федеральный закон «О защите конкуренции в РФ»;
4. Федеральный закон «О естественных монополиях».
Антимонопольное законодательство – это сложная и разветвлённая сеть законов, судебных решений и правовых норм, которые направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции
Задачи правового регулирования в области антимонопольного законодательства – это государственная поддержка и защита конкуренции, которая осуществляется посредством следующих правовых способов:
1. Создание необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);
2. Признание за субъектом предпринимательства прав на конкуренцию и защиты этого права;
3. Контроль за монополизацией предпринимательской деятельности;
4. Предупреждение и преследование правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц).
Основными целями регулирования монополии и конкуренции является следующее:
1. Защита конкуренции, как публичного блага, которое обеспечивает социально-экономическое благосостояние общества;
2. Защита профессиональных участников рынка – конкурентов, их прав и законных интересов в процессе осуществления рыночной и предпринимательской деятельности от неправомерных посягательств других лиц, преследующих свои экономические интересы незаконными способами;
3. Развитие экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков.
Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна, в этом случае говорят о естественной монополии.
К сферам естественной монополии относят:
— транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
— транспортировку газа по трубопроводам;
— железнодорожные перевозки;
— услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
— услуги общедоступной электросвязи;
— услуги общедоступной почтовой связи;
— услуги по передаче электрической энергии;
— услуги по передаче тепловой энергии;
— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1. Ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
2. Неценовой метод, который предусматривает:
— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
— установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможном удовлетворении в полном объеме потребностей в товаре, производимом или реализуемом субъектом естественной монополии.
В целях эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль предусматривает обязательное предоставление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок.
Например, необходимо получить предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях.
Необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Гражданско – правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в бюджет.
Административная ответственность предусмотрена нормами Кодекса административных правонарушениях, в котором устанавливается ответственность за непредставление в антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений (информации) или предоставление заведомо недостоверных сведений.
Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции прописана в Уголовном кодексе РФ, в котором предусмотрено наказание за монополистические действия, совершенные путем:
— установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
— устранения с рынка других субъектов экономической деятельности;
— установления или поддержания единых цен.
Для проведения антимонопольной политики государство создаёт антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций (лат. – направленность, склонность) в стране.
Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция (круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен) позволяет выполнять совещательную функцию.
Все решения антимонопольной службы обязательны для исполнения, в противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8

Источник

Понятие и структура антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Основные цели антимонопольного законодательства:

Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Структура антимонопольного законодательства

Кроме того, отношения в сфере защиты конкуренции могут регулироваться

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10).

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ «О защите конкуренции», можно назвать следующие:

Источник

Антимонопольное законодательство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы регулирования в антимонопольном законодательстве

Антимонопольное законодательство использует следующие группы методов регулирования:

Одновременное применение императивных и диспозитивных методов связано с различиями в сфере регулирования, составе и сущности регулируемых отношений (неоднородность собственно предмета регулирования).

В российском По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Образование в России подробнее антимонопольном законодательстве содержатся нормы, которые устанавливают запрет в части органов государственной или муниципальной власти, связанный с принятием актов и совершением действий, направленных на ограничение или устранение конкуренции. Также антимонопольное законодательство определяется перечень полномочий антимонопольных органов в сфере пресечения и предупреждения монополизма и недобросовестной конкуренции среди отдельных хозяйствующих субъектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Одновременно с этим, антимонопольное законодательство устанавливает правила поведения, дозволенные хозяйствующим субъектам на различных товарных рынках. Кроме того, установлены границы реализации гражданских прав, определен запрет для субъектов гражданско-правовых отношений в части недобросовестной конкуренции и злоупотребления властью на рынке. Перечисленные выше положения и методы наряду с публичными гражданскими отношениями регулируют различные формы имущественных отношений.

Источники антимонопольного законодательства

В основе антимонопольного законодательства, как и других отраслей права, заложены нормы Конституции РФ, которые определяют сущность конкуренции, единое экономическое пространство и единый рынок. Конституция также устанавливает тот факт, что любой антимонопольный закон относится по своей сущности к числу федеральных.

Помимо положений Конституции, в основе антимонопольного законодательства лежат нормы Гражданского кодекса России.

В гражданском законодательстве признается равенство участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость какого-либо постороннего вмешательства в частные дела, необходимость беспрепятственной реализации гражданских прав, а также обеспечение судебной защиты и восстановления прав в случае их нарушения. Юридические и физические лица могут приобретать и осуществлять свои права, исходя из своей воли и своего интереса, они свободно устанавливают свои права и обязанности в договорах. Гражданский Кодекс устанавливает, что никто не может получать преимущества из собственного недобросовестного или незаконного поведения. Кроме того, определено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории страны.

В числе федеральных законов, связанных с антимонопольным законодательством, можно назвать Кодекс об административных правонарушениях, поскольку нормы, которые регламентируют ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, довольно значимы. Действующее российское законодательство отделяет такие нормы от поведенческих и запретительных норм антимонопольного законодательства. Кодекс об административных правонарушениях определяет ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченными на это антимонопольными органами. Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях регулирует следующие правонарушения в сфере антимонопольного законодательства:

В Уголовном кодексе РФ, как и ряде других кодифицированных нормативно-правовых актов, предусмотрена уголовная ответственность в связи с нарушением антимонопольного законодательства. Так, предусмотрена ответственность за заключения хозяйствующими субъектами (конкурентами) соглашения, направленного на ограничение конкуренции. В случае, если такие действия принесли крупный ущерб гражданину, организации или даже государству, либо же позволили извлечь доход в крупном размере.

Закон «О защите конкуренции» закрепляет правовые и организационные принципы защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. В Законе определены меры, которые призваны не допускать, ограничивать и устранять конкуренцию. Пресечение этих мер относится к сфере полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления.

Основная цель Закона о защите конкуренции связана с обеспечением единого экономического пространства, свободой перемещения товаров и экономической деятельности в стране, а также с защитой конкуренции и созданием условий для эффективного развития рынка.

Федеральный закон «О естественных монополиях» относится к антимонопольному законодательству, ранее в нем было предусмотрено создание самостоятельного органа, регулирующего отношения в отдельных естественных монополиях. В настоящее время образованные первоначально органы упразднены, тогда как их функционал передан антимонопольным органам.

Источник

Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: что это

Антимонополистическое законодательство существует в любой развивающейся стране. Оно заключается в содействии развития малого и среднего бизнеса, а также в реализации правил ведения предпринимательской деятельности с целью обеспечения эффективных рыночных отношений.

Что это такое

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

Антимонопольное законодательство — это совокупность нормативно-правовых актов, утверждающимися Правительством РФ и направленных на защиту рыночных отношений в стране посредством создания защитных мер против формирования монополистических организаций.

Барьеры могут включать в себя ограничения в получении займов, запрете на самостоятельном установлении цен на продукцию и так далее. Часто они затрагивают сдерживание создания картелей и крупных слияний компаний, которые существенно могут повлиять на формирование стоимости товаров.

Предпринимаемые действия направлены на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, а также поддержание выигрышного состояния местной экономики.

Опасность монополий состоит в том, что цены на выпускаемую продукцию могут быть завышены, а стоимость закупаемого сырья — занижена. Также в монополистическом секторе отсутствует конкуренция, что препятствует развитию компаниям в данной отрасли. Наличие явно выраженного лидера-производителя может вызвать социальные недовольства в стране и даже протесты и забастовки.

Основные цели и направления

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

В современном мире антимонопольные нормативно-правовые акты и проводимая на их основе антимонопольная политика является ведущим инструментом для регулирования экономики в стране.

Ее основными целями являются:

В некоторых странах в нормативные акты включают меры по пресечению использования несправедливых методов в борьбе с конкуренцией.

Другими словами, антимонополистическое законодательство направлена на ограничение образования чистых монополий и крупных олигополистических корпораций, а также меры противодействия применения предвзятых способов в деловом общении.

Основные направления антимонополистического законодательства включают:

антимонополистические законы в РФ и за рубежом

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответВ настоящее время во всех промышленно развитых странах используется правовое регулирование, которое направлено на смягчение финансовых и общественных последствий монополистической практики.

Разработка законов, направленных на запрет монополии — одна из важных мер, предпринимаемая для борьбы с возникающими отрицательными факторами монополии. В современной экономике оно сосредоточено на охрану олигополии.

Под ней понимается совокупность нескольких крупных производителей, выпускающих преобладающую часть продукции, что дает им возможность самостоятельно устанавливать цены и влиять на спрос и предложение. В данном случае, их важная черта — взаимодействие монопольных и конкурентных сил.

В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Во многих из них еще в 20 веке были предприняты меры по борьбе с монополией, так как она считалась экономическим преступлением против всех потребителей.

Выделяют 2 формы антимонопольной политики в зарубежных странах:

В России антимонополистические законы основаны на Конституции, ГК и федеральных законопроектов. Согласно ФЗ «О защите конкуренции», если организация занимает доминирующее положение на рынке — это не является противоправным нарушением.

Однако, если она пытается использовать нечестные методы в борьбе с конкуренцией, которые могут навредить другим хозяйствующим субъектам, законопроект предусмотрел соответствующие санкции и штрафы для данного предприятия.

Отличительной особенностью современной экономики является зависимость от монополий в определенных отраслях. Это связано с привычками, пришедших еще из СССР.

Совокупность антимонопольных законов в России формировалась одновременно с приватизацией и созданием рыночной экономики. Первый нормативно-правовой акт хотели подписать в 1908 году, где за основу был взят известный закон Шермана. Однако современниками он был принят в штыки, вследствие чего он был отвергнут.

В настоящее время в России присутствует монопольно высокие цены, а в странах с возрастающей конкуренцией — монопольно низкие. Антимонопольная политика преимущественно направлена на взаимоотношения с потребителями, а не с конкурентами. Она включает в себя меры по пресечению заключения соглашений, которые ограничивают конкурентные отношения.

Антимонопольная политика

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

Монополия отрицательно влияет на современную экономику. К ее последствиям можно отнести завышение цен, недопроизводство, неэффективное использование имеющихся ресурсов и так далее.

Выделяют 3 направления антимонопольной политики:

Правительство может регулировать экономику против монополии двумя способами:

Таким образом, сущность практически любой антимонопольной политики заключается в использовании преимуществ крупномасштабной экономики и ослаблении ее последствий, связанных с ограничением конкуренции.

Государственный контроль за капиталом

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответКонцентрация капитала в финансовом секторе включает в себя слияния компаний, приобретения ценных бумаг и различных прав друг у друга. Она подвергается контролю со стороны государства.

Для этой цели создаются антимонопольные законопроекты, предназначение которых состоит в надзоре над монополистическими тенденциями в стране.

Следует отметить, что тотальный контроль со стороны государства может нанести существенный вред экономике. Правительство не должно препятствовать естественному развитию фирм, которое может стать отличной сферой для развития конкурентных преимуществ.

Таким образом, государственный контроль не всегда приносит достаточную эффективность. Он обладает неопределенностью из-за недостаточной информации о размахе и особенностях монополизации в стране. Однако в целом он способен создать благоприятные условия для формирования здоровой конкурентной среды.

Меры антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование — это совокупность нормативно-правовых актов и указов, основной целью которых является пресечение развития монополии. Оно направлено на формирование здоровой конкурентной среды.

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

Выделяют следующие государственные меры антимонопольного регулирования:

Первые антимонополистические законы

Первым законом, ограничивающим монополию в стране, стал закон Шермана в 1890 году. Свое название он получил в честь автора, который придумал данный нормативный акт. Он был направлен на запрет подписания договоров и контрактов, которые могут ограничить свободу торговли в США. За нарушение законопроекта взимался штраф с корпорации, изначально состоявшийся в 5 000 долларов, а затем увеличившийся в 1974 году до 1 миллиона долларов.

После завершения Второй Мировой войны антитрестовские законы появились во многих промышленно развитых странах. В Германии, Швейцарии и Австрии оно называлось антикартельным.

какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Смотреть картинку какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Картинка про какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ. Фото какие две основные системы антимонопольного законодательства можно выделить ответ

Следующим принятым нормативно-правовым актом стал закон Клейтона в 1914 году. Он заключался в запрете на соглашения и осуществления слияний, которые могут полностью уничтожить конкуренцию.

Также были созданы ограничения формирования холдингов, слияния фирм из одной отрасли и так далее. В этом же году была создана федеральная комиссия, функцией которой была борьба с антиконкурентными методами и контроле в организации слияний компаний.

Антимонопольные акты и правовые нормы

Антимонопольная политика в РФ направлена на запрет создания монополистических организаций и развитие конкурентной среды. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году, но действует и по сей день. Благодаря ему уже в том году прекратили свою деятельность 30 крупных организаций.

Он содержит 3 задачи:

Следующим фундаментальным законом является ФЗ «О защите конкуренции», принятым в 2006 году. Он содержит меры для защиты конкуренции, а также способы ослабления действий монополистических компаний. ФЗ «О естественных монополиях» регулирует отношения естественных монополий.

Их создание иногда необходимо, когда выпуск одного товара возможен только единственной компанией (например, РЖД)

Санкции, предусмотренные за нарушение законодательства

ФЗ «О защите конкуренции» содержит санкции, возлагаемые на физическое или юридическое лицо за нарушение нормативно-правовых актов о запрете монополий.

Существует следующие виды правонарушений государственных органов в данной сфере:

Санкции за нарушение включают:

Решающую роль в формировании и поддержки благоприятной конкурентной среды в России играют законодательные акты и деятельность антимонопольных органов, от действий которых зависит положение экономики в мировой среде.

Видео об ответственности за нарушение законодательства:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

1. Содержание и методы антимонопольного регулирования.

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Содержание и методы антимонопольного регу­лирования

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления:

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования:
— поддержка здоровой конкуренции;

— обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

— пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

— недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены: злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

— оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

— антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

— применение ограничительных мер;

— противодействие недобросовестной конкуренции;

— контроль за экономической концентрацией;

— снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

— антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

— запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

— контроль в сфере размещения государственных заказов;

— обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к: установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

— незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией.Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ. Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 18287 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *