какие две науки процветали в средние века в чем состояли их цель
Конспект урока в 6 классе «Научные открытия и изобретения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 26. Научные открытия и изобретения
Цель: познакомить с научными открытиями и изобретениями Средневековья; объяснить причины медленного развития науки в период Средних веков.
Тип урока: открытия нового знания.
Готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
Технические изобретения и открытия, появление или усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни общества. Произошло ли подобное в истории Средних веков, узнаем на нашем уроке.
Кто и когда изобрел компас? (Слайд 1) (Магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток впервые упоминается в китайской книге 1044 года. Усовершенствованный компас был обстоятельно описан Шэнь Ко в сочинении, датируемом 1088 годом)
Кто первым из европейцев добрался до Америки? (Слайд 2) (Х. Колумб)
Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? (Слайд 3) ( Большинство населения в древние века были не грамотные, а самая даже очень скромная книга, стоила очень больших денег. Приобретать книги могли только знатные люди, герцоги, короли и служители церкви. Создавались книги из пергамента, переплет делали из дерева и все это обтягивалось мягкой и дорогой кожей. А особо ценные книги украшали золотом и серебром, драгоценными камнями и слоновой костью. Книги создавались в специальной мастерской, чаще всего в монастырях.)
Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». У меня в мешке находятся три вещи, изобретенных в Средние века. Мы с вами этими предметами пользуемся ежедневно. Я сейчас буду называть описание этих предметов, ваша задача – ответить на вопрос – что это?
Этот предмет был изобретен в XIII веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля. Психологи считают, что, надевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне, что это? (Очки)
Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в Средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. (Часы)
Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в Средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.
Тема урока: «Научные открытия и изобретения»
Развитие практических знаний
Суть и значение научных открытий и изобретений
Проблемный вопрос: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?
Работа по теме урока
Развитие практических знаний
Какие две науки процветали в Средние века? (алхимия и астрология)
В чем состояли их смысл и цель?
Предлагаю вам выступить в качестве средневековых ученых.
Задание для 1 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени алхимика определите роль алхимии в развитии научных знаний.
Задание для 2 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени астролога определите роль астрологии в развитии научных знаний.
Проверка выполнения задания.
Суть и значение научных открытий и изобретений.
Давайте посмотрим видео о научных изобретениях и открытиях, сделанных в Средневековье.
А теперь систематизируем полученные знания, выполним задание.
Задание: работая с текстом п. 2-5 &30 заполните таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья».
Заполнение таблицы при консультативной помощи учителя.
Какое из открытий или изобретений вам кажется наиболее важным для жизни людей в Средневековье? Свой выбор аргументируйте.
Подведение итогов урока
Вернемся к нашим проблемным вопросам: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?
Чтобы шел технический прогресс, необходимы знания, а знания в средние века были доступны очень немногим. Кроме того, развитие технического прогресса сдерживала церковь, которая с подозрением относилась к деятельности ученых, обвиняла их в ереси (Джордано Бруно, Галилей. ); считалось, что человек не может и не смеет познавать мир.
Выполним задание №3 в рабочей тетради, заполним кроссворд.
Что нового узнали на уроке?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Домашнее задание: &30, выучить термины, даты, персоналии, заполнить рабочую тетрадь.
Цель урока: Установить какие главные научные открытия и технические изобретения были сделаны в Средние века, определить значение каждого открытия для дальнейшего развития общества
В ходе урока учащиеся должны выделить причины технического прорыва в XI-XV вв. в Европе.
Провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества.
В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы.
Запомнить новые понятия: домна, мушкет, астролябия, каравелла, книгопечатание.
Продолжить формирование умений давать характеристику и оценивать отдельные явления культуры, их художественные, духовные и научные ценности.
Общедидактические задачи: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: проблемное изучение.
Основные понятия: водяной двигатель, домны, мушкеты, каравелла, астролябия, книгопечатание.
Личности: Иоганн Гуттенберг, Христофор Колумб.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем много интересного. Но начать урок я хочу с интересной игры, которая называется «Кот в мешке». У каждой группы на столе лежит мешок, в котором спрятана, вещь, которая была изобретена в средние века. Мы с вами этими предметами пользуемся ежедневно. Я сейчас буду называть описание этих предметов, ваша задача, ответить в итоге на вопрос, что это?
Дети разделены на группы. В каждой группе определен эксперт (отвечает за работу всей группы)
На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта учащихся
Этот предмет был изобретен в 13 веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанный в его честь, сказал, что именно эта вещь автора увеличивают заслуги короля. Психологи считают, что, одевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? (ОЧКИ)
Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратились в предмет первой необходимости.
Этот предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом. Сам автор свое творение назвал «Земное яблоко». (ГЛОБУС)
Каждая группа по очереди отгадывает свой предмет.
3.Целеполагание и мотивация
Итак, ребята. Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.
Правильно, ребята тема нашего урока сегодня «Научные открытия и изобретения средневековья».
Мы с вами сегодня на уроке узнаем о научных открытиях и технических изобретениях XI – XV вв, определим значение каждого открытия для дальнейшего развития общества
Дети предполагают тему урока.
4. Постановка проблемного
Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.
Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам обратить внимание на проблемное задание нашего сегодняшнего урока: «Какие 4 изобретения привели к революции в жизни средневекового общества »- на этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
(оно написано на доске)
Дети слушают учителя
5.Изучение нового материала
Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.
Алхимики были заняты поиском «философского камня». Кто знает, что это за камень такой?
Об остальных очень важных изобретениях вы узнаете сами и расскажете нам о них.
Перед вами на доске таблица, которую мы с вами на уроке должны заполнить. Обратите внимание на шапку таблицы. Здесь три раздела.
На столах перед вами лежат 3 конверта с элементами этой таблицы.
Вы должны из этих элементов сложить у себя в группах на столе таблицы. Из тех изобретений, которые вы сложите, вы должны определить одно самое, на ваш взгляд, важное. Объяснить свой выбор.
Итак, откройте первый конверт, перед вами изобретения средневековья. На обратной стороне листа написаны страницы учебника, где вы можете найти материал об этом изобретении. Внимательно рассмотрите рисунки и разложите в столбик.
Учитель между группами ходит и следит за работой учащихся.
Теперь возьмите второй конверт. Здесь перечислены области применения этих изобретений. Разложите эти названия в правильном порядке, каждая область напротив изобретения.
И, наконец, третий конверт. Здесь вы увидите последствия и значения этих изобретений. Разложите их в третий столбик в правильном порядке.
А теперь, эксперт каждой группы по очереди назовет то изобретение, которое считает самым главным из всех тех, которые вы проанализировали. Название, область применения и значение этого изобретения расположите на доске в правильном порядке. При доказательстве вы можете назвать то, что применялось людьми до данного изобретения.
Представитель от каждой группы выходит к доске и на магниты прикрепляет листы в соответствии с шапкой таблицы.
Теперь вы должны обосновать свой выбор.
Группы, которые работали с другими изобретениями могут задавать вопросы отвечающему.
-Как вы думаете каким образом этим колесом приводили в движение молот?
-Что теперь нагнетало воздух в доменные печи?
-Составьте цепочку создания железа и стали (железная руда-плавка-чугун-переплавка-железо и сталь)
-Почему появление доменных печей привело к перевороту в военном деле?
-На чем плавали до изобретения каравелл? (весельно-парусные суда, галеры)
-какие еще изобретения, названия которых были у вас на столе, можно отнести к области мореплавания?
-Посмотрите на этот глобус, что необычного вы здесь заметили?
(Нет материка Америка)
-Как вы думаете, почему?
-Кто, когда, и как открыл Америку?
(1492 год, Христофор Колумб, случайно, искал путь в Индию) На примере глобуса показывают открытие Америки
-Почему коренных жителей Америки назвали индейцами?
-Какие материки стали называться Новый свет и Старый свет?
-Как вы думаете, к каким последствиям привели открытия новых земель.
-Какими были книги до изобретения книгопечатания?
-Каковы причины изобретения книгопечатания?
-К чему привело книгопечатание?
— Как вы думаете, какое изобретение современности можно по значимости сравнить с изобретением книгопечатного станка?
Дети слушают учителя
Ученики работают в группах, составляя таблицы, работая с учебником
Работа с учебником.
1.Верхнебойное колесо. Можно показать на небольшом макете, поливая струю воды на него, объясняя принцип действия. Люди перегораживали реку плотиной, отводили от нее узкие каналы (желоба). Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Мощность водяного двигателя увеличилась. До него использовали нижнебойное колесо, мощность которого зависела от скорости течения.
3.Каравелла. Теперь морские путешественники не зависели от ветра и его направления. Так как каравелле имела 3 мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться при попутном, боковом и даже встречном ветре. Результатом было открытие новых земель Христофором Колумбом. Показать на глобусе, отклеив бумагу, закрывающую Америку.
4. Книгопечатание. С развитием науки и мореплавания возрастал объем знаний, потребность общества в образованных людях, а значит и в книгах для обучения. Ранее книги переписывались вручную. Они стоили очень дорого. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. В итоге примерно за 50 лет было напечатано около 20 млн. экземпляров. Изобретение книгопечатания способствовало развитию образования и науки. Вся накопленная людьми информация стала распространяться быстрее.
Итак, ребята, вы правы, именно эти изобретения изменили средневековое общество, благодаря именно этим изобретениям человечество сделало очередной важный шаг – шаг к Новому времени.
А теперь, зная самые главные изобретения средневековья, предположите каковы были причины научных изобретений и открытий.
Я предлагаю вашему вниманию разрозненные фрагменты логической цепочки (приложение 3). Сложив которую, вы сможете прийти к выводу, что стало первопричиной географических открытий.
Дети составляют логическую цепочку причин географических открытий отвечают:
Дети на местах нумеруют фрагменты цепочки. Затем эксперты выходят к доске и на магниты прикрепляют их в правильном порядке.
7.Закрепление учебного материала
(если останется время)
Продолжите фразы известных людей о средневековых изобретениях.
— «со многих точек зрения железо более полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы…»
«Без железа народ не смог бы ни защититься от своих недругов, ни поддержать господство общего права; благодаря железу обеспечивается защита невинных и карается наглость злых. Точно так же и всякий ручной труд требует применения железа, без которого нельзя ни обработать землю, ни построить дом»
«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит……. ……книгопечатание».
«Пушка убила…» (рыцарство)
Учащиеся продолжают незаконченную фразу.
Это задание можно задать как творческое домашнее задание
8. Домашнее задание
Ребята, мы не зря вспомнили сегодня про астрологию. Послушайте сейчас астрологический прогноз, но для этого нам надо открыть дневник и записать то, что я вам скажу.
Учащиеся записывают домашнее задание, получают индивидуальные таблицы.
Наука Средневековья
С упадком Римской империи пресеклось развитие античной науки и техники — Европа погрузилась в хаос, сопровождавший становление новых государств и укрепление христианской веры. Христиане отвергли античное наследие как языческое, уничтожили центры научной мысли, многие технологии были утрачены. Хранителями античных знаний оставались Византия (Восточная Римская империя) и крепнувшие арабские государства, воспринявшие также достижения Китая и Индии. Лишь с X в. Европа начала перенимать и развивать сохранённые и приумноженные на Востоке знания. Наступала новая эпоха.
Алгебра — дар востока
Выдающийся арабский учёный Абу-Джафар ибн Муса ал-Хорезми (787- ок. 850) в трактате «Китоб ал-джебр» («Книга о восстановлении и противопоставлении») объединил и развил математические знания древних греков и индусов. Он нашёл способ решения уравнений с помощью «ал-джебр» — переноса членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака. Термин «ал-джебр» дал название науке алгебре, изначально посвящённой лишь методам решения уравнений. Латинский вариант имени ал-Хорезми — «алгоритм» — вошёл в математику как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определяемым правилам.
В XII в. труды ал-Хорезми стали известны в Европе и продвинули западную науку. Итальянский купец Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1170-1250), изучив арабскую и индийскую математику, написал «Книгу абака» («Книгу счёта»), ставшую учебником для последующих поколений. Фибоначчи описал действия над дробями, арифметическую и геометрическую прогрессии, числовую последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (числа Фибоначчи), решение линейных уравнений и извлечения корней и др. Теорию он дополнил примерами решений практических задач.
Немного физики и алхимии
Одним из немногих достижений средневековой физики стало изобретение хорезмским учёным Ахмедом ал-Бируни (973-1048) прибора для определения объёма и удельного веса тел.
Арабы продолжили дело александрийских алхимиков, отчасти заменив мистический подход к изучению веществ лабораторной техникой и методикой эксперимента. В XIII в. алхимия проникла в Европу, и одними из первых западных достижений в этой области были предложенный францисканским монахом Бонавентурой в 1270 г. новый способ получения «царской водки» — раствора нашатыря в азотной кислоте — и открытие его способности растворять золото.
Смертоносный результат поисков бессмертия
В Китае алхимия возникла самостоятельно как результат религиозно-философских учений, нацеленных на достижение бессмертия. Китайские алхимики сделали массу открытий в медицине, фармакологии и химии, экспериментируя с различными природными веществами. Использовали они и калиевую селитру — соль азотной кислоты (KNO3), образующуюся при разложении органических остатков, содержащих азот N и калий K, и окисляющуюся особыми бактериями.
Китайские алхимики соединили селитру с другим горючим веществом — серой (S), месторождения которой есть почти повсюду. С серой экспериментировали ещё александрийские алхимики, с VII в. византийцы использовали её в горючей смеси «греческий огонь». Добавив к селитре и сере угольный порошок (С) в качестве топлива, китайцы в IX в. получили дымный (чёрный) порох — первое взрывчатое вещество.
Порох и металл
Облегчённая готика
Раннее Средневековье, обогатив архитектуру новыми стилями — романским (римским) и византийским, — не привнесло в технологию строительства ничего принципиально нового. Основой конструкции оставались массивные стены, на которые опирались тяжёлые своды — цилиндрические, крестовые или купольные. В XII в. возник лёгкий и изящный готический стиль. Нагрузку сводов в готических зданиях принимала на себя не вся стена, а лишь её опорные части — контрфорсы — вертикальные выступы стены или отдельно стоящие опоры. Передавали нагрузку от свода к вертикальным контрфорсам аркбутаны — контрфорсы в виде наружных полуарок. Такие отдельные усиления позволили делать остальную часть стены тонкой.
Изменилась и конструкция самого свода. Вместо равномерной кладки из одинаковых по толщине кирпичей, камней или толстой бетонной стяжки в готическом своде нагрузку несли только опорные рёбра (нервюры) из многослойной кирпичной кладки. Промежутки между нервюрами — запалубки — не несли нагрузки и выкладывались лёгким кирпичом в один слой. Этот приём позволил перекрывать сводами огромные пространства и делать высокие потолки, экономя материал. Контрфорсы, аркбутаны и нервюры органично вписались в архитектуру, придав готическим зданиям характерные дробные черты.
Чудо гидротехники
Раздробленные средневековые государства не обладали возможностями единой и мощной Римской империи, и большие строительные проекты стали редкостью, перестали строить крупные оросительные системы, дамбы и водохранилища. Но и Средние века подарили гидротехническое чудо — город на воде, Венецию.
В V-VI вв. под натиском варваров племя венетов переселилось с побережья лагуны Адриатического моря на малопригодные для жизни болотистые островки в 4 км от материка. Острова затоплялись в приливы, и хижины переселенцев часто смывало в море. Дома строили заново на вбитых в землю сваях, осушали болота и боролись с приливами, отводя воду в море через прорытые каналы, укрепляя зыбкую почву сваями и насыпями из земли, добытой при рытье каналов.
Венецианцы редко строили набережные, ограничивая ширину каналов стенами домов, а берега укрепляли свайные фундаменты зданий. Каналы пронизали весь город и заменили улицы, городским транспортом стали лодки. В XII-XIV вв. на отвоёванных у моря 118 островах встали прекрасные дворцы, величественные храмы, раскинулись просторные площади. Эта красота прожила многие века, однако сейчас городу грозит затопление — природа берёт своё, и учёные всего мира ищут решение этой проблемы.
Печи и свечи
Новым шагом в XV в. стала «русская» система отопления, при которой в отапливаемом помещении не было открытого огня. При отсутствии света от очага освещать помещение стали сальными свечами. Сначала салом (животным жиром) пропитывались стебли растений, папирус или бумага, потом фитиль стали облеплять твёрдой смесью жира, смолы, селитры и прочих добавок. Сальные свечи сильно коптили и неприятно пахли. Проблему решило изобретение в XV в. восковых свечей, которые отливались из пчелиного воска в форме цилиндров.
Арабское врачевание
Тёмные века медицины
В Европе в это время медицину заменяла религия, больных лечили молитвами и кровопусканиями, хирургией занимались цирюльники. Забота о теле считалась грехом, из-за антисанитарии вспыхивали эпидемии. В XV в. медицину в Европе стали изучать по трудам Гиппократа, Галена, Цельса и Авиценны, медикам разрешили вскрывать трупы для изучения анатомии.
Леонардо да Винчи, Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопио сделали много открытий в анатомии, а целостное представление о строении человеческого тела дал выдающийся анатом А. Везалий (1514-1564). Но европейское лекарское искусство ещё топталось на месте. Одним из немногих прогрессивных врачей Средневековья был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1551), взявший себе имя Парацельс — «превзошедший Цельса». Получив университетское образование, Парацельс отправился странствовать «в поисках своего искусства»: изучал лекарственные растения и минералы, перенимал опыт цирюльников, народных целителей и даже палачей и как практикующий врач добился больших успехов.
Конспект урока. 6 класс. ИСТОРИЯ. Научные открытия и изобретения в Средние века.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 26. Научные открытия и изобретения
Цель: познакомить с научными открытиями и изобретениями Средневековья; объяснить причины медленного развития науки в период Средних веков.
Тип урока: открытия нового знания.
Готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
Технические изобретения и открытия, появление или усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни общества. Произошло ли подобное в истории Средних веков, узнаем на нашем уроке.
Кто и когда изобрел компас? (Слайд 1) (Магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток впервые упоминается в китайской книге 1044 года. Усовершенствованный компас был обстоятельно описан Шэнь Ко в сочинении, датируемом 1088 годом)
Кто первым из европейцев добрался до Америки? (Слайд 2) (Х. Колумб)
Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? (Слайд 3) ( Большинство населения в древние века были не грамотные, а самая даже очень скромная книга, стоила очень больших денег. Приобретать книги могли только знатные люди, герцоги, короли и служители церкви. Создавались книги из пергамента, переплет делали из дерева и все это обтягивалось мягкой и дорогой кожей. А особо ценные книги украшали золотом и серебром, драгоценными камнями и слоновой костью. Книги создавались в специальной мастерской, чаще всего в монастырях.)
Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». У меня в мешке находятся три вещи, изобретенных в Средние века. Мы с вами этими предметами пользуемся ежедневно. Я сейчас буду называть описание этих предметов, ваша задача – ответить на вопрос – что это?
Этот предмет был изобретен в XIII веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля. Психологи считают, что, надевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне, что это? (Очки)
Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в Средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. (Часы)
Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в Средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.
Тема урока: «Научные открытия и изобретения»
Развитие практических знаний
Суть и значение научных открытий и изобретений
Проблемный вопрос: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?
Работа по теме урока
Развитие практических знаний
Какие две науки процветали в Средние века? (алхимия и астрология)
В чем состояли их смысл и цель?
Предлагаю вам выступить в качестве средневековых ученых.
Задание для 1 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени алхимика определите роль алхимии в развитии научных знаний.
Задание для 2 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени астролога определите роль астрологии в развитии научных знаний.
Проверка выполнения задания.
Суть и значение научных открытий и изобретений.
Давайте посмотрим видео о научных изобретениях и открытиях, сделанных в Средневековье.
А теперь систематизируем полученные знания, выполним задание.
Задание: работая с текстом п. 2-5 &30 заполните таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья».
Заполнение таблицы при консультативной помощи учителя.
Какое из открытий или изобретений вам кажется наиболее важным для жизни людей в Средневековье? Свой выбор аргументируйте.
Подведение итогов урока
Вернемся к нашим проблемным вопросам: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?
Чтобы шел технический прогресс, необходимы знания, а знания в средние века были доступны очень немногим. Кроме того, развитие технического прогресса сдерживала церковь, которая с подозрением относилась к деятельности ученых, обвиняла их в ереси (Джордано Бруно, Галилей. ); считалось, что человек не может и не смеет познавать мир.
Выполним задание №3 в рабочей тетради, заполним кроссворд.
Что нового узнали на уроке?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Домашнее задание: &30, выучить термины, даты, персоналии, заполнить рабочую тетрадь.