какие два вида географической специализации рассмотрели авторы
Вариант 3
Часть 1.
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры
Семья; мораль; право; власть; образование
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Примером влияния общества на природу является
1) открытие выставки художников-маринистов
2) купание в проруби в праздник Крещения
3) разрушительное стихийное бедствие
4) создание сети национальных парков и заповедников
Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Формирование личности связано с освоением человеком различных социальных ролей и норм, познанием окружающего мира.
Б. Формирование личности завершается к совершеннолетию человека.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Мужчина развёл костер, взял в руки бубен и начал свой танец. Он обращался к духам неба, реки и леса. Данный пример иллюстрирует деятельность в сфере
Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и культуры.
Б. Патриотизм заключается в любви и уважении к историческим традициям своей страны.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Совершеннолетние граждане имеют возможность брать различные кредиты. Чаще всего граждане оформляют потребительские и ипотечные кредиты.
Приведите по одному примеру, иллюстрирующему оформление каждого вида кредита.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Основная цель предпринимательской деятельности –
1) удовлетворение запросов населения
2) производство общественных благ
3) получение прибыли
4) вытеснение конкурентов с рынка
В салоне красоты работают 10 сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон красоты один из самых известных в своем городе. Какой показатель работы мастеров отражает производительность труда в салоне?
1) использование профессиональных косметических и уходовых средств
2) обслуживание за смену в среднем 15 клиентов одним специалистом
3) повышение квалификации сотрудников
4) использование новейшего современного оборудования
Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Одна из целей предпринимателя – это сокращение затрат на производство товаров и услуг.
Б. Развитие предпринимательской деятельности способствует увеличению рабочих мест.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В качестве одного из видов конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда человек одновременно входит в две группы с противоположными интересами. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?
1) Супруги Р. не могут выбрать имя для своей дочери.
2) Хоккеист М. играет против команды своего родного города.
3) М. отказался возместить материальный ущерб, нанесенный его сыном.
4) Одноклассники поругались во время подготовки в школьному мероприятию..
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Человек может одновременно входить в несколько социальных групп.
Б. В больших социальных группах, как правило, нет личного тесного контакта всех членов группы
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?
1) федеративное государство
2) президентская республика
3) конституционная монархия
4) унитарное государство
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Любое объединение людей, проживающих на одной территории, является государством.
Б. Государство возникло одновременно с зарождением человеческого общества.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между ситуациями и видами правоотношений, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) Глава семьи заключил с транспортным агентством договор о перевозке мебели.
Б) Министр подписал приказ о назначении нового заместителя департамента своего ведомства.
В) Дедушка подарил внуку свою квартиру.
Г) Жилец громко слушал музыку в своей квартире в ночное время.
Д) Молодая семейная пара открыла собственную пельменную.
Деяние, виновность, общественная опасность, противоправность – это признаки
3) юридической ответственности
4) правомерного поведения
Гражданин Сидоренко не явился на работу без уважительной причины. Это повлечёт привлечение его к ответственности
Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Правонарушение может выражаться в действиях или бездействии человека или группы лиц.
Б. Правонарушения имеют различную степень общественной опасности.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Василий готовиться к ОГЭ по обществознанию и изучает тему «Экономические системы». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства экономических систем, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) конкуренция товаропроизводителей
2) господство государственной собственности
3) необходимость решать проблему ограниченности ресурсов
4) производство товаров и услуг
Заполните пропуск в таблице.
Унитарное государство | Совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение. |
. | Форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. |
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят. Рабочий, всю свою жизнь занятый штамповкой деталей для реактивных двигателей, может так никогда и не «потребить» путешествие на самолёте. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
Каким образом специализация работников, иными словами, разделение труда, способствует росту общественной производительности?
Специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках.
Отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ.
Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.
Специализация действует также на региональной и международной основе. Она даёт возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Точно так же международная специализация проявляется в том, что США специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолётов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса и плетёные корзины из Таиланда. Короче говоря, и специализация труда, и географическая специализация производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Масштабы специализации
2) Влияние специализации на рост общественной производительности.
3) Географическая специализация
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Какие два вида специализации рассмотрели авторы? (Используя текст, укажите два вида.) Почему специализация способствует росту производительности труда? (Используя текст, назовите три причины.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) виды специализации:
3) почему специализация способствует росту производительности труда
– специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках
– отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ
– постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)
Как специализация связана с обменом? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте эту связь двумя собственными примерами. (Выписанные из текста примеры не засчитываются при оценивании.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос: специализация позволяет людям заниматься той деятельностью и производить те товары и услуги, которые им выгодно и удобно производить. Посредством обмена человек может обменять свои товары/услуги на деньги (то есть получить плату), а затем обменять деньги на необходимые товары/услуги (оплатить что-либо).
− РФ специализируется на добыче нефти, нефть является важнейшей статьей российского экспорта, а 50% машин и оборудования приобретаются у иностранных компаний.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Авторы пишут, что специализация обеспечивает эффективность использования ресурсов. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения (аргумента) в обоснование этого мнения.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) В странах с высоким уровнем образования развиты наукоёмкие технологии и производятся новейшие машины и оборудование, развиваются IT-технологии, разрабатываются новейшие программы. Это обеспечивает эффективное использование интеллектуальный ресурсов.
2) В странах с благоприятным климатом развивается сельское хозяйство. Это позволяет максимально эффективно использовать земельные ресурсы.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24
Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию, в частности подборка текстов с заданиями (№21-24) и ответами
Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24»
Плетнева Лариса Владимировна
учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области
Текст №1. Тема «Общество»
Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.
Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.
Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.
Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Назовите базовую проблему экономической деятельности
23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.
24. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. «базовая проблема экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг»
23. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) какая-либо компания людей (общество книголюбов, общество друзей)
2) особая группа людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями (высшее общество, правительство)
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение: социальное взаимодействие — это довольно систематические действия субъектов, направленные друг на друга. В любой деятельности (общении, труде, познании и игре) мы взаимодействует с другими людьми: обмениваемся информацией, эмоциями, совершаем какие-то совместные действия; только путём социального взаимодействия человек может удовлетворить большинство своих потребностей.
2) социальные взаимодействия регулируются моральными, правовыми, религиозными, политическими и другими видами социальных норм.
Текст №2. Тема «Структура права»
Юридические нормы – «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли – наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Что такое отрасль права? Каким образом объединяются правовые нормы? Приведите примеры кодексов
23. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? Приведите два примера действиях этих методов регулирования.
24. Автор пишет, что « отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны». Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1) Определение: отрасль права — это это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
2) Правовые нормы объединяются в кодексы, потому что у каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений. Кодексы позволяют регулировать определенные вид общественных отношений.
3) Примеры кодексов из текста: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс
1) методы, названные автором
— согласно трудовому законодательству, гражданин, котором исполнилось 14 лет, имеет право работать официально по трудовому договору с согласия родителей, попечителей или опекунов (дозволение) — согласно уголовному кодексу, запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу или необоснованно увольнять женщину по мотивам ее беременности (запрещение)
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Нормы права, которые регулируют однородные общественные отношения, объединяются в отрасли права, каждая отрасль права имеет своё законодательство (законодательные акты или кодексы)
Текст №3. Тема «Специализация работника»
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят. Рабочий, всю свою жизнь занятый штамповкой деталей для реактивных двигателей, может так никогда и не «потребить» путешествие на самолёте. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
Каким образом специализация работников, иными словами, разделение труда, способствует росту общественной производительности?
Специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках.
Отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ.
Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.
Специализация действует также на региональной и международной основе. Она даёт возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Точно так же международная специализация проявляется в том, что США специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолётов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса и плетёные корзины из Таиланда. Короче говоря, и специализация труда, и географическая специализация производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какие два вида специализации рассмотрели авторы? (Используя текст, укажите два вида.) Почему специализация способствует росту производительности труда? (Используя текст, назовите три причины.)
23. Как специализация связана с обменом? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте эту связь двумя собственными примерами. (Выписанные из текста примеры не засчитываются при оценивании.)
24. Авторы пишут, что специализация обеспечивает эффективность использования ресурсов. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения (аргумента) в обоснование этого мнения.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Масштабы специализации
2) Влияние специализации на рост общественной производительности.
3) Географическая специализация
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) виды специализации:
3) почему специализация способствует росту производительности труда
– специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках
– отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ
– постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос: специализация позволяет людям заниматься той деятельностью и производить те товары и услуги, которые им выгодно и удобно производить. Посредством обмена человек может обменять свои товары/услуги на деньги (то есть получить плату), а затем обменять деньги на необходимые товары/услуги (оплатить что-либо).
− РФ специализируется на добыче нефти, нефть является важнейшей статьей российского экспорта, а 50% машин и оборудования приобретаются у иностранных компаний.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) В странах с высоким уровнем образования развиты наукоёмкие технологии и производятся новейшие машины и оборудование, развиваются IT-технологии, разрабатываются новейшие программы. Это обеспечивает эффективное использование интеллектуальный ресурсов.
2) В странах с благоприятным климатом развивается сельское хозяйство. Это позволяет максимально эффективно использовать земельные ресурсы.
Какие два вида географической специализации рассмотрели авторы
Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
(К. Макконнелл, С. Брю)
Могут быть даны следующие объяснения:
1) работник, заинтересованный в наиболее высокой оплате своего труда, как правило, специализируется в определённой области и постоянно повышает квалификацию, по сути, углубляя свою специализацию;
2) предприниматель выбирает для своей деятельности определённый сегмент рынка, т.е. осуществляет специализацию производства и в соответствии с этим набирает персонал и привлекает ресурсы;
3) молодой человек, выбирая профессию, т.е. направление будущей специализации, ориентируется на её востребованность на рынке труда.
Могут быть даны другие объяснения
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Даны три объяснения | 3 |
Даны два объяснения | 2 |
Дано одно объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Правильно приведены два объяснения (позиции 1 и 2).
Оцените это решение в баллах:
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
Оцените это решение в баллах:
Текст к заданиям С1-С4.
Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме».
Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
В правильном ответе могут быть указаны следующие черты
1) они производны от труда;
2) главная их черта – творческое преобразование действительности;
3) все виды деятельности носят предметный характер.
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 2 баллами.
Оцените это решение в баллах:
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 1 баллом.
Оцените это решение в баллах:
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 2 баллами.
Оцените это решение в баллах:
Общества различаются по характеру и типам социальной мобильности. Используя обществоведческие знания, укажите два возможных общественных фактора и один личностный фактор, препятствующих росту социальной мобильности.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются. профессиональные организации.
Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций.
Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу. В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) два общественных фактора, допустим:
— законодательное закрепление привилегий и повинностей;
— правовая дискриминация отдельных категорий населения;
— табу, обычаи и традиции, препятствующие мобильности определенных групп населения.