какие два великих русских писателя поссорившись не общались друг с другом 17 лет
История одной вражды, или, Как поссорились великие русские писатели
Это были времена в русской культуре, которые в наши дни и представить себе трудно. Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, Гончаров, Александр Островский, Герцен, Белинский, Писарев (список можно продолжать и продолжать) жили и работали в одно время. Многие знали друг друга лично, многие были знакомы лишь по переписке, и все ревностно следили за творчеством каждого.
Социальные различия на тот период не стали преградой в дружбе двух писателей. Состоятельный аристократ, красавец, покоритель женских сердец, Иван Тургенев легко увлекался людьми и покровительственно опекал начинающих талантливых литераторов. Он, восхищаясь даром Достоевского, не только тщательнее работать над стилем, но опрометчиво стал потешаться над излишней религиозностью начинающего гения.
Тургеневу и его окружению лучше было не попадаться на зубок. Поднять кого-то на смех с невозмутимым аристократическим шармом было любимым занятием этой компании. Нервный, порывистый, мнительный и ершистый Достоевский подходил для этой роли как никто другой. Он, считая себя настоящим гением, стоящим выше всех других, не собирался слушать наставления, с излишней горячностью отстаивая даже явные собственные заблуждения. Такая реакция способствовала формированию ироничного отношения к Достоевского в окружении Белинского. Закончилось все скверно: по наущению Тургенева, Некрасов согласился написать знаменитую эпиграмму на Достоевского:
«Витязь горестной фигуры,
Достоевский, милый пыщ,
На носу литературы
Рдеешь ты, как новый прыщ.»
Для 28-летнего Тургенева это было лишь шалостью, приятельской остроумной шуткой, позволяющей блеснуть в кругу друзей. Из гениев и друзей, одним росчерком пера, Достоевский превратился в Дон Кихота (первая строчка эпиграммы сегодня бы звучала как «рыцарь печального образа). Постепенно, молодой становится в этом кругу фигурой анекдотичной. Даже когда Тургенев покидает Россию, следуя за Полиной Виардо, он получает все новые и новые анекдоты и побасенки о бывшем приятеле в письмах друзей.
Юный Достоевский, мечтательный девственник, застенчивый, излишне впечатлительный, странности которому придавала все более проявляющаяся эпилепсия, часто вызывал насмешки и неприязнь окружающих. Успех опубликованных в 1846 году «Бедных людей» буквально окрыляет писателя: «Слава моя достигла апогея. Первенство остается за мною покамест, и, надеюсь, навсегда».
Разрыв с кружком Белинского постепенно становится неизбежным. Воинствующий атеист Белинский не мог принять наполненную христианским романтизмом прозу молодого Достоевского. Отшатнувшись от былого окружения, писатель попадает под влияние петрушевцев, в причудливой форме смешавших утопические идеи утопического социализма Фурье и христианство.
Арест петрушевцев и последовавшая за ним катастрофа с публичным унижением, надолго вывела Достоевского из строя русских литераторов. Лишь после смерти Николая I у него появилась возможность вновь публиковать свои произведения. И Тургенев, и Некрасов с воодушевлением встретили возвращение Достоевского. Иван Сергеевич возобновил переписку с былым приятелем после публикации «Записок из Мертвого дома», первого произведения о русской каторге, которое произвело настоящий фурор в российском обществе.
Достоевский отнесся к похвалам Тургенева с осторожностью. Он уважал Тургенева как первого литератора России и ревновал его к заслуженной славе. В тоже время, Федор Михайлович негодовал, что постранично ему платят более чем в два раза меньше, чем Тургеневу.
После размолвки, связанной с эпиграммой, было время, когда между ними произошло настоящее сближение. Он было связано с публикацией романа Тургенева «Отцы и дети» и общественной дискуссией вокруг него. Автор даже заметил, что «Базарова совершенно поняли только Достоевский и Боткин».
Позже, в 1863 году, Достоевский бывал доме Тургенева в Бадене, а тот навещал его в гостинице. Иван Сергеевич напечатал повесть «Призраки» в журнале братьев Достоевских. Федор Михайлович, в письме брату, отозвался о нем честно и нелицеприятно: «Что-то гаденькое, больное, старческое, неверующее от бессилия, одним словом, весь Тургенев с его убеждениями, но поэзия многое выкупит»
Летом 1865 года Достоевский, страстный игрок, проиграл в рулетку все до последнего. Он разослал письма с просьбой о помощи всем знакомым, в том числе и Тургеневу, с просьбой выслать ему в долг 100 талеров. Тот выслал половину суммы, но и она была спасительной, о чем Достоевский с благодарностью сообщил в отдельном благодарственном письме. Федор Михайлович просил в долг на три недели, но вернул деньги лишь через десять с лишним лет. Но об этом позже.
Оба писателя продолжали ревностно следить за творчеством другого. Сразу по выходу в свет «Преступления и наказания», Тургенев писал: «Первая часть „Преступления и наказания“ Достоевского — замечательна вторая часть опять отдает прелым самоковыряньем». Справедливости ради, следует заметить, что то же «самоковыряние» Тургенев находил и в произведениях Льва Толстого, осуждая его всякий раз.
И если до сих пор можно было говорить о противоречиях писателей, то настоящий скандал между ними разгорелся после публикации романа Тургенева «Дым» (1867). Насмешливый и антирусский, этот роман вызвал настоящее бешенство у почвенника Достоевского. Тургенев мрачно взирал на свою Родину из-за границы: «Мода» на нигилизм угасает и что барышни опять заглядываются на офицеров». Он уверен, что только европейские ценности способны преобразить Россию.
Окончательная ссора произошла во время обеда в Германии, куда Достоевский вынужден был бежать от преследования кредиторов, Тургенев жил здесь на широкую ногу, благодаря доходам орловского имения. Резкость полемики при соблюдении приличий во время прощания привела к окончательному разрыву. Естественно, Достоевский был в ней более убедительным и одержал верх. Разрыв усугубился тем, что отчет о состоявшейся беседе, составленный Федором Михайловичем, попал в Чертковскую библиотеку. Он не был предназначен для публичного чтения, но все равно безмерно оскорбил Тургенева. С этого момента тот уже не сдерживал себя в высказываниях о Достоевском.
Федор Михайлович, в свою очередь, работая над «Бесами» не отказал себе в удовольствии создать шаржированный портрет Тургенева в образе Кармазинова. В одном из писем, рассуждая о либерализме, он допустил совсем уж некрасивый выпад в сторону соперника: что касается «современного дешевого либерализма, к которому так многие прибегают из выгоды (начиная с свиньи Тургенева и кончая вором Пальмом)».
В Июле 1875 года, попросив о посредничестве Анненкова, Достоевский возвращает Тургеневу свой давний долг в 50 талеров. Скорее всего, Тургенев уже давно позабыл о той ссуде, но, отыскав письмо Достоевского с просьбой о 100 талерах, он, тоже через посредника, запросил вторую часть долга. Достоевского взбесила такая небрежность. Анна Григорьевна два дня занималась поисками письма, в котором указывалась точная сумма долга, которое и было послано Тургеневу.
Весной 1879 года Тургенев посетил Россию. Его чествование в одном из ресторанов Петербурга закончилось скандальной перепалкой с Достоевским. С тех пор знакомые делали все возможное, чтобы эти двое не оказались в одном месте в одно и то же время. На широко отмечающемся столетии Пушкина Григоровчу поручили следить за тем, чтобы они не встретились. Когда он вошел в залу Думы под руку с Иваном Сергеевичем, Достоевский демонстративно отвернулся, и Григорович поспешно увел Тургенева в другую комнату.
Неожиданно, произнося свою знаменитую пушкинскую речь, Достоевский сравнил с Татьяной Лариной лишь Лизу из «Дворянского гнезда». Вся присутствующая публика тут же повернулась к Тургеневу. Сраженный таким неожиданным признанием личного врага, Иван Сергеевич прослезился и послал оратору воздушный поцелуй. После продолжительных оваций, Тургенев подошел к Достоевскому и обнял его. Увы, примирения оказалось мнимым.
Когда некоторое время спустя, Тургенев встретил сидящего на московском бульваре Достоевского и бросился к нему с приветствием, Федор Михайлович, отстранившись, ответил: «Велика Москва, а от вас и в ней никуда не скроешься!» Поднялся и ушел прочь.
При написании статьи использовались материалы литературных исследований творчества Ф. М. Достоевского доктора филологических наук Р.Г. Назирова.
Викторина «Вперед,эрудиты!» Для старшеклассников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. В какой жидкости железо не тонет? (В ртути)
2. Какие два русских писателя, поссорившись, не разговаривали друг с другом 16 лет? (Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев)
3. Какую совершенно целую лохань нельзя использовать для хозяйственных целей? (Почечную)
4. Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира)
5. Какое приятное понятие определяется в обиходе числом 24? («Все 24 удовольствия»)
6. Назовите фамилии героев гоголевской повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»? (Перерепенко и Довгочхун)
7. Как назвал Манилов из «Мертвых душ своих детей? (Фемистоклюс и Алкид)
8. Как назывались античные жрецы, предсказывавшие будущее? (Оракулы)
9. В каком государстве жили плебеи и патриции? (В Древнем Риме)
10. В какой стране уже более 600 лет никак не может упасть Пизанская башня? (В Италии)
11.Кто такой Иммануил Кант? (Немецкий философ)
12.Правда ли что адмирал Нельсон был одноглазым? (Нет. Это легенда. Правый глаз Нельсона был поврежден песком, он стал им хуже видеть. И только.)
16. Как сварить яйцо без огня? (Негашеную известь облить водой; когда смесь закипит, положить яйцо).
17. Сколько глаз у пчелы? (Пять)
18. Каким своим изобретением русский народ только сам пользуется? (Самоваром )
19. У кого ухо на ноге? (У кузнечика)
20. Во сколько раз Луна меньше Земли? (Приблизительно в 50 раз)
21. Сколько приблизительно литров воздуха пропускает через легкие человек в сутки? (Десять тысяч литров)
22. Где находятся «митральные заслонки»? (В сердце)
23. Как оплачиваются в Китае врачи? (По числу здоровых дней пациента)
23. Назовите имя английского ученого натуралиста, рассказавшего миру о «Происхождении видов» (Чарльз Роберт Дарвин)
24. Какие произведения Церетели вам известны?
(Если честно, перечислить все работы плодовитого автора в маленькой викторине (и не тематической) будет весьма сложно. Ведущий может предложить мини аукцион, где побеждает тот, кто даст последний ответ. Или назвать самый популярный, например, памятник Петру I в Москве. Можно и принять все правильные ответы).
25. Как называли кукольный театр в старину на Украине? (Вертеп)
26. Как называется горячее вино, прокипяченное с орехами и пряностями? (Глинтвейн)
27. Как называется ребро чеканной монеты? (Гурт)
28. Как называется сетчатая ткань, применяемая, как трафарет для вышивания? (Канва)
29. Как называется в танцах подчеркнуто уверенное исполнение? (Апломб)
30.Поперечное деление на грифе струнных инструментов? (Лад)
31. Музей восковых фигур и редкостей? (Паноптикум)
32. Музей, где собраны редкие, диковинные экспонаты? (Кунсткамера)
33. Крупнейшее английское информационное агентство (Лондон), носящее имя своего создателя? (Рейтер)
34. Как называется прыжок в балетных танцах? (Антраша)
35. Человек, беззаветно любящий, почитающий и читающий книги? (Библиофил)
36. Как звали французского генерала, именем которого назван определенный фасон брюк? (ГАЛИФЕ )
37. Как называется седло для акробатических номеров в цирке? (Панно)
38. Древнегреческий ученый, считавший музыку главным «очистителем фактором» души? (Аристотель)
39. Как называется совокупность настоящих и бутафорских предметов для театральных постановок? (Реквизит)
40. В каком балете исполняется «Танец с саблями»? (Гаянэ)
41. Имя автора слов песни Верещагина из фильма «Белое солнце пустынь»? (Булат Окуджава)
42. Как называется музыкальный темп противоположный «форте» (ударение на «О»)? (Пиано)
43. Как называется небольшое стихотворение-комплимент? (Мадригал)
44. Как называется старинный польский торжественный танец-шествие?
46. Как называется непериодический литературный сборник с произведениями различных авторов? (Альманах)
47. Как называется театральный светильник? (Софит)
48. Почетное обращение к выдающимся музыкантам? (Маэстро)
49. Как называется роман А.Дюма (сына), на сюжет которого написана опера Верди «Травиата»? (Дама с камелиями)
50. Какую американскую певицу называют «первой леди джаза»? (Э.Фицджеральд)
51. Как называют искусство художественного чтения стихов или прозы? (Декламация)
53. Как называется охотничья норная собака с длинным туловищем и короткими лапами? (Такса)
54. Как называются фрукты или сладкие блюда, подаваемые в конце обеда? (Десерт)
55. Как называется вытканный вручную ковер-картина? (Гобелен)
56. Как называется жаровня для приготовления шашлыка? (Мангал)
Какие два русских писателя, поссорившись, не разговаривали друг с другом 16 лет и почему?
Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.
Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.
Я отправился к нему, вошел в его комнату… Взоры наши встретились.
Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!
Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.
Сердце во мне упало… Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.
Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.
Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы…
Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас.
Тургенев описывает здесь посещение им тяжело больного Некрасова на его петербургской квартире, состоявшееся в начале июня ст. ст. 1877 г. [173] Эта встреча Тургенева с Некрасовым была первой после разрыва их отношений в начале 1860-х годов, завершившегося взаимной многолетней неприязнью, и последней перед смертью Некрасова, умершего полгода спустя (27 декабря ст. ст. 1877 г.).
Разрыв отношений произошел из-за разгромной статьи Добролюбова на роман Тургенева «Накануне», которую Некрасов на печатал в «Современнике». Подробнее о причинах разрыва :
http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/turgenev_i_sovremennik_sotrudnichestvo_i_razryv_turgeneva_s_zhurnalom_sovremennik/41-1-0-301
Тургенев и Толстой
Как поссорились Тургенев и Толстой
Безмятежным утром 26 мая 1861 года в гости к Фету в его имение Степанково в одной коляске приехали Тургенев и Толстой. День прошел как обычно: совместная прогулка в ближайшую рощицу, неспешный обмен новостями, легкий ужин.
Все началось на следующий день. Вот как об этом рассказывает Фет:
«Утром в наше обыкновенное время, то есть в 8 часов, гости вышли в столовую, в которой жена моя занимала верхний конец стола за самоваром, а я в ожидании кофея поместился на другом конце. Тургенев сел по правую руку хозяйки, а Толстой по левую. Зная важность, которую в это время Тургенев придавал воспитанию своей дочери, жена моя спросила его, доволен ли он своей английской гувернанткой. Тургенев стал изливаться в похвалах гувернантке и, между прочим, рассказал, что гувернантка с английской пунктуальностью просила Тургенева определить сумму, которою его дочь может располагать для благотворительных целей.
— Теперь, — сказал Тургенев, — англичанка требует, чтобы моя дочь забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности.
— И это вы считаете хорошим? — спросил Толстой.
— Конечно, это сближает благотворительницу с насущною нуждой.
— А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.
— Я вас прошу этого не говорить! — воскликнул Тургенев с раздувающимися ноздрями.
— Отчего же мне не говорить того, в чем я убежден? — отвечал Толстой.
Не успел я крикнуть Тургеневу: „Перестаньте!» — как, бледный от злобы, он сказал: „Так я вас заставлю молчать оскорблением».
С этими словами он вскочил из-за стола и, схватившись руками за голову, взволнованно зашагал в другую комнату. Через секунду он вернулся к нам и сказал, обращаясь к жене моей: „Ради бога, извините мой безобразный поступок, в котором я глубоко раскаиваюсь». С этим вместе он снова ушел».
Свидание Льва Николаевича с Тургеневым произошло 8 августа 1878 года: Толстой встретил Ивана Сергеевича в Туле. В Ясной Поляне Тургенев провел два дня.
2 сентября того же года Тургенев еще раз посетил яснополянское имение Толстого. На сей раз он находился там три дня.
Так завершилось СЕМНАДЦАТИЛЕТНЕЕ противостояние двух гигантов русской и мировой литературы.
Как ругались друг с другом великие русские писатели
1. Достоевский VS Тургенев
У двух великих писателей XIX в. были абсолютно разные идеологии. Иван Тургенев, автор романа «Отцы и дети», был убежденным западником и либералом. Фёдор Достоевский – консерватором-почвенником. В романах «Идиот» и «Бесы» он проповедовал, что либералы развращают Россию и ведут к гибели, и русские должны сохранить свой особый путь и православие.
Неудивительно, что писатели не любили друг друга. С юности Тургенев – богатый дворянин – подшучивал над угрюмым коллегой. В издевательском стихотворении он назвал Достоевского «прыщом на носу литературы». Достоевский не скрывал ответной неприязни, и возмущался, что при всем богатстве, Тургенев получает за публикации гонорары в 4 раза больше, чем он.
Но главным поводом для ссор была идеология. «Все эти либералишки ругать Россию находят первым своим удовольствием», – писал Достоевский в письме другу в 1867 г., говоря о новом романе Тургенева «Дым». Тургенев к тому времени жил во Франции, и Достоевский с сарказмом посоветовал ему купить телескоп, «а то, право, разглядеть [Россию] трудно». Тургенев обиделся.
Его, в свою очередь, раздражал психологизм Достоевского, манера углубляться в мрачные пропасти человеческой души. «Психологическое ковыряние», – характеризовал он романы Достоевского.
2. Есенин VS Маяковский
«Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? У меня родина есть!», – горячился Сергей Есенин, обсуждая своего соперника в борьбе за звание самого популярного поэта Серебряного века. Для Есенина, выходца из деревни в 200 км от Москвы, получившего славу «крестьянского поэта», главным ориентиром в творчестве было лирическое ощущение России, её природы и жизни.
Владимиру Маяковскому, «поэту русской революции», эти темы были чужды – он воспевал торжество грядущего мира, которым правят пролетарии и машины. Оба поэта жили в СССР, но это не мешало Маяковскому клеймить Есенина как отсталого и классово чуждого. «Это ведь из [деревенского] хора… балалаечник!», – презрительно писал Маяковский в стихотворении «Юбилейное». Пылкий Есенин на чтениях своих стихов иногда выкрикивал: «Маяковский – бездарь!».
3. Бунин VS Набоков
Лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин никогда не скупился на оскорбления в адрес коллег, особенно тех, кто поддержал русскую революцию 1917 г. – аристократ счёл её величайшим злом и покинул Россию в 1920 г. Все советские писатели для Бунина были «слугами людоедства». Но, как показывает история с автором «Лолиты» Владимиром Набоковым, с товарищами по эмиграции у Бунина тоже были сложные отношения.
Набоков был на 30 лет младше Бунина и поначалу относился к старшему коллеге с благоговением. Когда в начале 1920-х Набоков отправлял Бунину, уже тогда знаменитому, письма с примерами своего творчества, он сравнивал это с признанием в любви и подписывался: «Великому мастеру от прилежного ученика». Бунин проявлял благосклонность, но по мере того как росла его слава, стал ревновать, и их отношения испортились.
Соперничество Бунина и Набокова не породило громких скандалов – писатели предпочли вести себя холодно, критикуя друг друга «за глаза». Бунин в 1951 г., разговаривая с приятелем, обозвал Набокова «шутом гороховым» и заявил, что тот ему не соперник. Набоков называл мастера «старой тощей черепахой» и отказался выступать на вечере в честь его 80-летия.
4. Бродский VS Евтушенко
Отношения поэтов Иосифа Бродского и Евгения Евтушенко начинались неплохо. В 1965 г. Евтушенко, признанный мэтр поэзии в СССР, успешно хлопотал за молодого бунтаря Бродского, чтобы тому дали вернуться из ссылки на Севере. Они познакомились, между ними завязалась дружба – но уже через несколько лет рухнула.
В 1972 г. чиновники Комитета госбезопасности (КГБ) объявили Бродскому, что он должен уехать из СССР. В здании КГБ молодой поэт столкнулся с Евтушенко и решил, что тот шпионил за ним для спецслужб и виноват в его принудительной эмиграции. Сам Евтушенко всегда настаивал, что в тот день оказался в КГБ по другому делу – его самого задержали за ввоз запрещенной литературы. Но отношения оказались разрушены.
«Евтушенко, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший», – говорил поэт в одном из первых интервью в изгнании. С годами это чувство крепло. Писатель Сергей Довлатов в «Соло на ундервуде» вспоминал, что когда он сказал Бродскому, что Евтушенко выступает против колхозов (система коллективных хозяйств, один из символов советской власти), Бродский ответил: «Если он против, я – за». Всё советское Бродский не любил, но Евтушенко не любил ещё больше.
О дружбе и недружбе писателей
Автор kbaott, 24.08.2018 | Просмотров: 5 154 | Печать
Всем известно, что писатели и поэты в разные времена враждовали, соперничали и как могли «плевали в в сторону оппонента». Но немногие могут вспомнить по-настоящему дружных писателей. Пока я не задался этим вопросом, пока я не стал искать факты из жизни писателей, не мог назвать ни одного примера настоящей писательской дружбы. В основном в голову лезли всякие конфликты, вроде «битвы» Есенина и Маяковского, ну еще знаю о том, что Чехов с Толстым были в контрах и, если и не поливали друг друга грязью, то о творчестве своего оппонента высказывались резко.
Вот я и решил пособирать такие вот интересные факты из жизни известных писателей и поведать о них вам. Пожалуй, начнем. А начнем с хорошего — с дружбы писателей.
Александр Пушкин и Иван Пущин
Александру Пушкину было 12, а Ивану Пущину — 13, когда они поступили в Царскосельский лицей и стали соседями по комнатам. С этого момента началась их крепкая дружба. Они были не разлей вода — даже по ночам перешептывались через тонкую перегородку, разделявшую их кровати.
Конечно, не обходилось без мелких ссор. Например, в ноябре 1812 года в журнале о поведении воспитанников появилась запись о Пушкине: «Толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться умею».
После окончания лицея молодой поэт чрезмерно увлекся светской жизнью, а его товарищ — тайными обществами. Когда в 1820 году Пушкина отправили в южную ссылку, они расстались на 5 лет.
Их последнее свидание состоялось зимой 1825-го в Михайловском, почти за год до Восстания декабристов, в котором Пущин принимал участие. За это его приговорили к 20-летней каторге в Сибири.
На протяжении всей жизни Александр Сергеевич помнил своего лицейского друга, он посвящал ему стихи и даже перед смертью, испытывая сильную боль, произнес: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».
О жизни Пушкина в лицее можно прочесть с книге Льва Дугина «Лицей» — книгу эту я читал еще в школьные годы и она мне очень понравилась, запала в душу. Я всем рекомендую ее прочесть, но есть одна проблема — дело в том, что книгу эту очень сложно найти: в интернете в электронном виде ее нет, с советских времен она не переиздавалась, а у букинистов я ее не нашел. А брал я ее читать в библиотеке, откуда по прошествии почти 20 лет она бесследно исчезла.
Если вдруг у кого-то есть эта книга в электронном виде — я буду очень признателен, если вы поделитесь нею со мной и с другими книголюбами.
Иван Бунин и Александр Куприн
Они познакомились в Одессе, когда обоим было по 29 лет. Узнав, что на даче знакомых остановился писатель Куприн, Иван Алексеевич пошел знакомиться — и они тут же нашли общий язык. Тем летом они болтали ночи напролет, гуляя вдоль берега моря, и Бунин уговаривал своего нового товарища вновь начать писать и публиковаться в журналах.
— Да меня же никуда не примут, — возражал тот.
— Но ведь вы уже печатались! — ну унимался будущий автор «Темных аллей».
— Да, а теперь, чувствую, напишу такую ерунду, что не примут.
Бунину все-таки удалось заставить Александра Ивановича взяться за перо. Когда рассказ был готов, он сам поехал с ним в редакцию «Одесских новостей», потому что Куприн боялся. Тот случай он вспоминал в мемуарах: «Мне удалось тут же схватить для него двадцать пять рублей авансом. Он ждал меня на улице и, когда я выскочил к нему из редакции с двадцатипятирублевкой, глазам своим не поверил от счастья, потом побежал покупать себе „штиблеты“, потом на лихаче помчал меня в приморский ресторан „Аркадию“ угощать жареной скумбрией и белым бессарабским вином… Сколько раз, сколько лет и какой бешеной скороговоркой кричал он мне во хмелю впоследствии: — Никогда не прощу тебе, как ты смел мне благодетельствовать, обувать меня, нищего, босого!»
Их дружба продолжалась десятилетия. Однажды их обоих номинировали на Пушкинскую премию, и пришлось делить денежный приз. В письме к другу Куприн пошутил: «Я на тебя не сержусь за то, что ты свистнул у меня полтысячи». Бунин в ответ написал: «Радуюсь тому, что судьба связала мое имя с твоим».
Они продолжили общаться даже после эмиграции в Париж, где поселились в одном доме. Куприн потихоньку спивался, а вскоре тяжело заболел. В 1938 году Бунин вспоминал: «Года три тому назад, приехав с юга, я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза. Как-то я получил от него открытку в две-три строчки, — такие крупные, дрожащие каракули и с такими нелепыми пропусками букв, точно их выводил ребенок… Все это и было причиной того, что за последние два года я не видел его ни разу, ни разу не навестил его: да простит мне бог — не в силах был видеть его в таком состоянии».
Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Их дружба началась крайне странно. В 1925 году малоизвестный писатель Эрнест Хемингуэй, которому на тот момент было 26, разговорился в парижском кафе с восходящей звездой американской литературы Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. 29-летний автор «По эту сторону рая» и «Великого Гэтсби», изрядно подвыпив, предложил Хему вместе поехать в Лион, чтобы забрать там машину с откидным верхом, которую Фицджеральды бросили во время проливного дождя.
«Был конец весны, и я подумал, что во Франции это самое красивое время года и поездка может быть отличной», — написал автор «Старика и моря» спустя 40 лет. Как же он ошибался!
На следующее утро Скотт опоздал на поезд. Кроме того, он пропустил телеграмму с адресом лионской гостиницы, в которой остановился Эрнест, и бегал весь день по городу в поисках товарища. Только спустя сутки, изрядно приняв на грудь, он нашел нужный отель.
Когда приятели забирали из сервиса автомобиль, Фицджеральд умудрился поругаться с автомехаником. Только выехали из Лиона — начался дождь, и им пришлось делать частые остановки под деревьями (благо, с собой у них было 5 бутылок вина). Скотт болтал без умолку, а под вечер решил, что у него началось воспаление легких. Хемингуэй предложил переночевать в придорожном отеле, куда вызвали врача. Автор «Великого Гэтсби» не хотел измерять температуру, размышлял о смерти и просил Хемингуэя позаботиться о его жене и дочери после кончины. «Мне начинала надоедать эта литературная жизнь. Мне очень надоел Скотт и вся эта глупая комедия», — вспоминал Эрнест в мемуарах «Праздник, который всегда с тобой».
Однако, этот случай только укрепил дружбу двух великих писателей. Хемингуэй ввел Фицджеральда в салон Гертруды Стайн и познакомил его с Джеймсом Джойсом и Эзрой Паундом. В свою очередь, Скотт представил товарища своему редактору Максу Перкинсу и устроил его в легендарное издательство «Скринберс». В 1926 году часть лета Эрнест провел на вилле Фицджеральдов на Ривьере со своей первой женой Хэдли и с будущей второй женой Полин Пфайфер.
Со временем отношения стали расстраиваться из-за пьянства Скотта, которое сопровождалось неприличным поведением: он мог весь вечер валяться на полу во время встречи с друзьями или внезапно начать скандалить после признаний в любви. Дошло до того, что Хем попросил редактора Перкинса не раскрывать Фицджеральду его новый парижский адрес после того, как тот помочился на пороге его квартиры.
С 1929 по 1940 год друзья виделись всего 4 раза. Незадолго до смерти Скотт с горечью написал в дневнике: «Четыре раза за 11 лет (1929 — 1940). С 26-го года уже по существу не друзья».
Трумен Капоте и Харпер Ли
В 1920-е годы на одной улице в небольшом городке в Алабаме в одно и тоже время росли сразу два будущих великих писателя — Харпер Ли и Трумен Капоте. Активная девочка-сорвиголова и задумчивый мальчик — они были настоящими друзьями. «Ее отец был адвокатом, мы с ней ходили смотреть судебные процессы все детство. Мы ходили на суды вместо походов в кино», — вспоминал спустя годы автор «Завтрака у Тиффани».
В 1948 году Капоте опубликовал свой дебютный роман «Другие голоса, другие комнаты». Прототипом героини Айдабел Томпкинс стала его подруга детства. Харпер тогда только мечтала о занятиях литературой, и отец ей сказал: «Ты же понимаешь, что из Монровилля не могут выйти две знаменитости?». Но это не остановило амбициозную девушку.
Через 11 лет она закончила свой легендарный роман «Убить пересмешника», в котором рассказала о дружбе с Труменом (он стал прототипом Дилла). Книга принесла ей Пулитцеровскую премию.
После этого писатели совершили путешествие в Канзас, где Харпер помогала другу детства собирать материал для его статьи об убийстве фермера и его семьи. Эта поездка вдохновила литератора на написание бестселлера «Хладнокровное убийство».
Это были четыре истории писательской дружбы. Не густо. Зато писательских распрей и скандалов было больше. И теперь я перехожу к менее положительным историям и фактам, но это-то и есть самое интересное. Дело в том, мы привыкли искать в биографиях великих поэтов и писателей добрые примеры для подражания. Но классики — живые люди, обуреваемые теми же страстями и пороками, что и все остальные. Ругались и ссорились они не менее вдохновенно, чем творили. Поразительно, но в результате человечество только выигрывало! Потому что финал ссор двух талантов — не фингал под глазом, а сочиненный в пику визави очередной шедевр на все времена.
Достоевский и Тургенев
Трудно было представить более не похожих друг на друга молодых людей: мнительный, какой-то мятый, погруженный в себя Федор Достоевский и холеный, уже добившийся признания Иван Тургенев.
Объявленный Белинским гением, будущий автор «Преступления и наказания» показался литературной тусовке, и небезосновательно, хвастуном. Ехидный Тургенев подбил Некрасова на пару сочинить обидную эпиграмму:
Рыцарь горестной фигуры!
Достоевский, юный пыщ,
На носу литературы
Ты вскочил, как яркий прыщ».
Достоевский страшно переживал. Но обиду сумел забыть. А через 20 лет после знакомства, проигравшись в казино в Висбадене, автор «Игрока» робко попросил у него денег: «Мне и гадко и стыдно беспокоить Вас… Обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас сто талеров. На душе скверно (я думал, будет сквернее), а главное, стыдно Вас беспокоить; но когда тонешь, что делать». Сумма для Тургенева плевая, однако Иван Сергеевич прислал только половину. К слову, Достоевский отдал долг только через 11 лет…
Взаимное неприятие копилось годами. Тургенев подолгу жил за границей и ставил в пример тамошний образ жизни. Пламенному патриоту Достоевскому чудилось в этом пренебрежение Родиной. «Тургенев сделался немцем из русского писателя, — вот по чему познается дрянной человек», — горячился Федор Михайлович в письме другу, поэту Аполлону Майкову. Достоевский даже посоветовал Тургеневу купить телескоп, чтобы через него смотреть на далекую от него Россию.
И все-таки спустя годы биографы сошлись во мнении: какими бы репликами ни обменивались Достоевский и Тургенев, они прекрасно понимали масштаб таланта друг друга.
Есенин и Маяковский
С первого взгляда Есенин категорически не понравился Маяковскому: «Я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Он мне показался опереточным, бутафорским. Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло». Футуриста Маяковского, горячего сторонника прогресса, смешило преклонение перед березками рязанского имажиниста.
Как-то раз в стихотворении «Юбилейное» Маяковский обозвал Есенина «коровою в перчатках лаечных». Тот обижался как дитя и искал, искал любой возможности насолить обидчику.
«Маяковского он не любил и рвал его книги, если находил в своем доме», — вспоминал писатель Виктор Шкловский. Но стихи противника читал, чтобы бросить потом: «Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке!»
Не дурак выпить и подраться, Есенин не лез к Маяковскому с кулаками. Наоборот, его тянуло к этому большому, громкому, уверенному в себе человеку. Дрался до крови и пил он с Борисом Пастернаком, уговаривая того помирить его с Маяковским. А потом сорвался и выдал в стихотворении «На Кавказе»:
Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поет о пробках в Моссельпроме.
Маяковский, напомним, писал рекламные стихи для «Окон РОСТА» — Есенин считал это недостойной поэта забавой.
Зато страна успела насладиться знаменитыми литературными диспутами. На поединки Маяковского и Есенина собиралась вся Москва и весь Ленинград — как будто они были, скажем, боксеры. Импровизируя на ходу, они доказывали правоту своей позиции и смехотворность взглядов соперника. Это были самые первые битвы поэтов, настоящие дуэли, сегодняшние «баттлы рэпперов» —жалкая пародия.
Все знали, что эти двое — чуть ли не враги. Но однажды в редакции «Нового мира» Маяковский на все лады… хвалил стихи Есенина. И попросил присутствующих: «Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил».
После смерти Есенина Маяковский написал:
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней,
что высмеивало есенинское
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Тогда Маяковский есенинский способ решения проблем отверг.
Бунин и Набоков
Воинствующая желчность Владимира Набокова легендарна и по-своему прекрасна. Блестящий писатель, поэт, переводчик, а также страстный коллекционер бабочек, он не скрывал своего презрения к отдельным братьям по цеху. «Дешевый любитель сенсаций, вульгарный и невоспитанный», — это он про Достоевского. «Писатель для мальчишек, безнадежно незрелый», — про Хемингуэя. Ну и так далее.
Тем удивительнее то придыхание, с коим 22-летний Набоков писал своему кумиру — великому Ивану Бунину. Но пройдут годы, и Набоков назовет того же Бунина «старой тощей черепахой». История взаимоотношений двух гениев блестяще описана в книге Максима Шраера «Бунин и Набоков. История соперничества». Бунину нужен был восторженный, да еще такой талантливый поклонник. Но Набоков вырос — во всех смыслах, и Бунин увидел очевидное: не он закроет последнюю страницу золотого периода русской литературы, а этот наглый мальчишка, который посмел изобретать собственный язык — на его, бунинском фундаменте.
Дошло до смешного: Иван Алексеевич с гневом отрицал факт обеда в парижском ресторане с Набоковым, который тот описал в мемуарах! «Страничка обо мне — дикая и глупая ложь. Никогда я не был с ним ни в одном ресторане!» — нервничал Бунин в дневнике.
Сама мысль об общении на равных была для Бунина невыносимой. Он умер незадолго до мирового триумфа Владимира Набокова и всеобщей истерии по поводу «Лолиты». И, кажется, Бунину повезло. Иначе с каким бы чувством он отправлялся в лучший из миров?
Обидел гения? Готовься войти в историю!
Опасное это дело — «наезд» на творческого человека. А ну как по тебе в ответ вдарят всей мощью таланта? Мало не покажется.
При жизни писатель Фаддей Булгарин славился как автор фантастических романов и издатель. А в историю вошел как клеветник, обидчик литераторов и стукач царской охранки. Это Михаил Лермонтов постарался, написав эпиграмму:
Россию продает Фаддей.
И уж не в первый раз, злодей
(в войну 1812 года Булгарин ненадолго переметнулся к французам). Сочиняли стишки про подлеца Пушкин, Баратынский, Некрасов.
Пушкина еще жутко раздражали члены литературного общества «Беседа любителей русского слова». И вот студенты теперь филфаков изучают нетленное:
Уму есть тройка супостатов —
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!»
Не отстают и современные авторы. Так, Виктор Пелевин отомстил докучавшему ему критику Павлу Басинскому. В романе Generation «П» критик Павел Бесинский тонет в выгребной яме.
А Сергей Лукьяненко не устоял от соблазна свести счеты с интернет-троллем, который травил писателя в его собственном блоге. Обменявшись отборными оскорблениями (дело было в 2005 году, а интернет до сих пор краснеет), Лукьяненко выяснил настоящее имя обидчика. Так в романе «Последний дозор» появился мелкий слабоумный вампир Алексей Сапожников.
Вот такие интересные истории писательских взаимоотношений. Я вот не помню, чтоб хотя бы что-то из всего этого мне рассказывали в школе. Ну, возможно, о Пушкине и Пущине где-то проскакивало в теме о декабристах. Еще раз повторяю: писатели и поэты — живые люди, и не просто люди, а творческие. Они дружили и ссорились, но у творческих людей это выглядит не так пошло и обыденно как у нас — смертных, противостояние поэтов это всегда интересно, это всегда в результате очередной шедевр.
В следующей статье я продолжу тему писательских взаимоотношений и расскажу о том, кто как отзывался о своих коллегах по писательскому цеху. Поэтому не прощаюсь, а говорю: «До свидания».