какие два утверждения верны для характеристики как лития так и азота
Какие два утверждения верны для характеристики как лития так и азота
Какие два утверждения верны для характеристики как азота, так и фосфора?
1) На внешнем энергетическом уровне в атоме находится три электрона.
2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
3) В соединениях проявляет как положительную, так и отрицательную степень окисления.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фтора.
5) Химический элемент образует высший оксид состава
Запишите номера выбранных ответов.
1. И азот, и фосфор расположены в VA группе П.С. и имеют по 5 валентных электронов.
2. Простое вещество азота существует в виде двухатомных молекул , тогда как фосфор — нет.
3. Да, и азот, и фосфор в соединениях могут проявлять как положительную (например, в нитратах и фосфатах) степень окисления, так и отрицательную (например, в нитридах и фосфидах).
4. Да, значения электроотрицательности азота и фосфора меньше, чем фтора (фтор вообще самый электроотрицательный элемент).
5. Нет, формула высшего оксида и для азота, и для фосфора
Какие два утверждения верны для характеристики как лития так и азота
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А)
Б)
В)
1) растворение грязно-зелёного осадка
2) изменение окраски раствора на бурую
4) нет видимых признаков реакции
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите два вещества, при полной диссоциации 1 моль которых образуется 3 моль ионов.
1)
2)
3)
4)
5)
Выберите две пары веществ, между которыми возможно взаимодействие
1) и
2) и
3) и
4) и
5) и
6) и
Установите соответствие между схемой ОВР и степенью окисления окислителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ
А)
Б)
В)
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Из перечисленных суждений о правилах хранения и использования веществ в быту выберите одно или несколько верных.
1) Все продукты питания, содержащие жиры, можно использовать, не учитывая указанный на них срок годности.
2) Герметично упакованные молочные продукты могут храниться неограниченное время.
3) Все герметично закрытые пластиковые бутылки с газированной водой нельзя использовать по истечению их срока годности.
4) Средства для мытья посуды не разрешается хранить вместе с продуктами питания.
Запишите в поле ответа номер(а) верных суждений.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
А) и
Б) и
В) (р-р) и
(р-р)
2) (р-р)
3) (р-р)
4) (р-р)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате аммония. Запишите число с точностью до целых.
Нитрат аммония (аммиачная селитра) — химическое соединение соль азотной кислоты, используется в качестве азотного удобрения.
Какая масса (в граммах) азота содержится в 60 г нитрата аммония? Ответ запишите с точностью до целых.
Нитрат аммония (аммиачная селитра) — химическое соединение соль азотной кислоты, используется в качестве азотного удобрения.
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Определите окислитель и восстановитель
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
В избытке соляной кислоты растворили 1,506 г руды, содержащей 77% карбоната железа(II). Определите объём углекислого газа, выделившегося при этом.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства бромида бария, и укажите признаки их протекания.
Дан раствор бромида бария, а также набор следующих реактивов: водные растворы хлорида калия, нитрата магния, нитрата серебра, сульфата натрия и соляной кислоты.
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
— В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
— Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).
— Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
— При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
— Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
— При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
— Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
— Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:
1) снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
2) закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
3) внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
4) далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
5) открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;
6) после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
7) фитиль спиртовки закрыть колпачком.
— Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.
— Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между бромидом бария и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.
Дан раствор бромида бария, а также набор следующих реактивов: водные растворы хлорида калия, нитрата магния, нитрата серебра, сульфата натрия и соляной кислоты.
Какие два утверждения верны для характеристики как лития так и азота
Какие два утверждения верны для характеристики как хлора, так и брома?
1) В ядре атома химического элемента содержится 17 протонов
2) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях
3) Химический элемент является неметаллом
4) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул
5) Соответствующее простое вещество при н. у. является жидкостью
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
1. Атом хлора содержит 17 протонов, а брома — 35;
2. Электроны в атоме хлора расположены на трёх электронных слоях, а брома — на четырёх;
3. Хлор и бром — неметаллы;
4. Простые вещества, образуемые хлором и бромом — , соответственно;
5. — при н. у. является газом, а
— жидкостью.
Какие два утверждения верны для характеристики как магния, так и кремния?
1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.
2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
3) Химический элемент относится к металлам.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фосфора.
5) Химический элемент образует высшие оксиды с общей формулой .
Запишите номера выбранных ответов.
1. И магний, и кремний расположены в третьем периоде ПС, следовательно, их электроны в основном состоянии расположены на трёх электронных слоях.
2. Не является верным ни для магния, ни для кремния.
3. Магний — металл, кремний — неметалл.
4. И магний, и кремний (расположенные в одном периоде с кремнием) расположены в периоде левее кремния, следовательно, имеют меньшее значение электроотрицательности.
5. Высший оксид магния — , а кремния —
.
Какие два утверждения верны для характеристики как лития, так и азота?
1) Химический элемент относится к металлам.
2) Электроны в атоме расположены на двух электронных слоях.
3) Химический элемент образует летучие водородные соединения.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у кислорода.
5) Радиус атома больше, чем у углерода.
Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний.
1. Литий — металл, азот — неметалл.
2. И литий, и азот расположены во втором периоде ПС, следовательно, в основном состоянии их электроны расположены на двух электронных слоях.
3. Литий образует гидрид лития (нелетучее водородное соединение), а азот образует аммиак (летучее водородное соединение).
4. И литий, и азот расположены в периоде левее кислорода и, следовательно, имеют меньшее значение электроотрицательности, чем кислород.
5. Литий расположен в периоде левее углерода, поэтому его радиус атома больше углеродного, а азот расположен правее, следовательно, его радиус атома меньше углеродного.
Какие два утверждения верны для характеристики как кремния, так и серы?
1) Химический элемент относится к неметаллам.
2) Имеют одинаковые радиусы атомов.
3) Химический элемент не образует летучие водородные соединения.
4) Химический элемент образует высший оксид с формулой .
5) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.
Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний.
##1. И кремний, и серы — неметаллы.
2. Радиус кремния больше радиуса серы.
3. Оба элемента образуют летучие водородные соединения.
4. Высший оксид кремния — , серы —
.
5. И кремний, и серы расположены в третьем периоде ПС, следовательно, их электроны в основном состоянии расположены на трёх электронных слоях.
Какие два утверждения верны для характеристики как углерода, так и кремния?
1) Электроны расположены на двух электронных слоях.
2) Простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
3) Является p-элементом.
4) Радиус атома меньше, чем у олова.
5) Проявляет только положительные степени окисления.
Запишите номера выбранных ответов.
1. Углерод расположен во втором периоде (следовательно, его электроны расположены на двух электронных слоях), а кремний — в третьем периоде (следовательно, его электроны расположены на трёх электронных слоях).
2. Простые вещества кремния и углерода не существуют в виду двухатомных молекул.
3. Последний заполняемый энергетический подуровень и у углерода, и у кремния является p-подуровень. Да, они оба являются p-элементами.
4. Радиусы углерода и кремния меньше, чем радиус олова.
5. Нет, и кремний, и углерод могут проявлять отрицательные степени окисления (например, в карбидах и силицидах).
Какие два утверждения верны для характеристики как фтора, так и иода?
1) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
2) Химический элемент не образует летучие водородные соединения.
3) Электроны в атоме расположены на двух электронных слоях.
4) Формула высшего оксида .
5) Одинаковое количество электронов во внешнем электронном слое.
Запишите номера выбранных ответов.
1. Да, простые вещества фтора и иода существуют в виде двухатомных молекул.
2. Нет, оба элемента образуют летучие водородные соединения.
3. Фтор расположен во втором периоде (соответственно, его электроны расположены на двух электронных слоях), а иод расположен в пятом периоде (соответственно, его электроны расположены на пяти электронных слоях).
4. У фтора нет оксида. А формула высшего оксида иода
5. И фтор, и иод расположены в VIIA группе, следовательно, имеют по семь валентных электронов в основном состоянии.
Какие два утверждения верны для характеристики как азота, так и фосфора?
1) На внешнем энергетическом уровне в атоме находится три электрона.
2) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
3) В соединениях проявляет как положительную, так и отрицательную степень окисления.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у фтора.
5) Химический элемент образует высший оксид состава
Запишите номера выбранных ответов.
1. И азот, и фосфор расположены в VA группе П.С. и имеют по 5 валентных электронов.
2. Простое вещество азота существует в виде двухатомных молекул , тогда как фосфор — нет.
3. Да, и азот, и фосфор в соединениях могут проявлять как положительную (например, в нитратах и фосфатах) степень окисления, так и отрицательную (например, в нитридах и фосфидах).
4. Да, значения электроотрицательности азота и фосфора меньше, чем фтора (фтор вообще самый электроотрицательный элемент).
5. Нет, формула высшего оксида и для азота, и для фосфора
Какие два утверждения верны для характеристики как лития так и азота
Выберите два высказывания, в которых говорится о барии как о химическом элементе.
1) В земной коре содержится 0,05 % бария.
2) Барий плавится при температуре 710 °С.
3) Зелёная окраска пламени — «визитная карточка» бария, даже если он присутствует в микроскопических количествах.
4) Барий используют в качестве геттера — поглотителя остатков газов в вакуумных приборах.
5) Барий самовоспламеняется от удара, легко разлагает воду.
Запишите номера выбранных ответов.
О барии как о химическом элементе говорится в высказываниях 1 и 3.
Запишите в поле ответа номер периода и номер группы химического элемента, атом которого в основном состоянии содержит 18 электронов. (Для записи ответа используйте арабские цифры.)
Число электронов атома в основном состоянии равно числу протонов в ядре и равно порядковому номеру химического элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева. 18-й элемент — аргон, находится в третьем периоде, в VIIIA группе.
Расположите химические элементы –
1) алюминий 2) магний 3) натрий
в порядке уменьшения высшей степени окисления. Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.
Натрий, магний и алюминий расположены в одном (третьем) периоде. При движении справа налево по периоду уменьшается число валентных электронов, значит, и высшая степень окисления будет уменьшаться. Поэтому последовательность элементов в порядке уменьшения высшей степени окисления следующая: алюминий — магний — натрий.
Установите соответствие между формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ | СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ МАРГАНЦА | |||||||||||||||||
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
A) | 1) |
Б) | 2) |
B) | 3) |
4) | |
5) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А. Это реакция вытеснения слабой летучей кислоты из её соли, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 1.
Б. Это реакция средней соли с кислотой, в ходе которой получается кислая соль, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 4.
В. Это реакция ионного обмена, поэтому правильный набор продуктов реакции соответствует ответу № 5.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТЫ |
A) | 1) |
Б) | 2) |
B) | 3) |
4) |
Оксид железа(III) не будет реагировать с ,
,
. Правильный вариант ответа № 2.
Сульфат цинка не будет реагировать с ,
,
,
. Правильный вариант ответа № 4.
Гидроксид алюминия не будет реагировать с ,
. Правильный вариант ответа № 2.
С поглощением теплоты протекает реакция
1)
2)
3)
4)
Разложение карбоната кальция происходит при нагревании.
Правильный ответ указан под номером 3.
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А)
Б)
В)
1) выделения газа, окрашивающего влажную лакмусовую бумажку в синий цвет
2) выделение удушающего жёлто-зелёного газа
3) выделение газа с резким характерным запахом «тухлых яиц»
4) выделение газа без цвета и запаха
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А. В результате реакции выделяется сероводород — газ с резким характерным запахом «тухлых яиц»;
Б. В результате реакции выделяется аммиак — газ с резким характерным запахом «нашатыря», который окрашивает влажную лакмусовую бумажку в синий цвет;
В. В результате реакции выделяется углекислый газ — газ без цвета и запаха.
Выберите два вещества, которые не являются электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Оксиды кремния и железа(III), в отличие от других приведённых веществ, являются неионными соединениями, поэтому их расплавы не проводят электрический ток.
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Запишите номера выбранных ответов.
Это реакция между растворимой солью кальция и растворимым сульфитом. Под это описание подходят хлорид кальция (3) и сульфит калия (4).
Выберите три реакции, в которых нитрат серебра является окислителем
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите номера выбранных реакций в порядке возрастания.
1. , окислитель —
;
2. , это не ОВР;
3. , окислитель —
;
4. , это не ОВР;
5. , окислитель —
.
Из перечисленных суждений о назначении оборудования в химической лаборатории и о безопасном использовании веществ в быту выберите одно или несколько верных.
1) Выпарительная чашка используется для получения из раствора твёрдого вещества.
2) Раствор питьевой соды используется для обработки участка кожи, на который попала кислота.
3) Для отбора определенного объёма жидкости используют пробирку.
4) Средства бытовой химии можно хранить вместе с продуктами питания.
Запишите в поле ответа номер(а) верных суждений.
1. Да, выпарительные чашки применяют для выпаривания и нагревания жидкостей.
2. Да, раствор пищевой соды нейтрализует оставшуюся на коже кислоту.
3. Нет, чтобы отмерить необходимый объём жидкости, её наливают в мерный цилиндр до тех пор, пока нижний мениск не достигнет уровня нужного деления.
4. Нет, средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания во избежание попадания токсичных веществ в пищу.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
А) (р-р) и
(р-р)
Б) (р-р) и
(р-р)
В) (р-р) и
(р-р)
1) (р-р)
2) (р-р)
3) (р-р)
4) (р-р)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) (р-р) и
(р-р) при реакции с хлоридом бария в случае фосфата калия образуется осадок фосфата бария. С йодидом калия изменений не будет. Вариант с нитратом серебра не подойдет, поскольку и йодид серебра и фосфат серебра — желтые осадки трудноразличимые визуально.
Б) (р-р) и
(р-р) сульфат железа(III) будет реагировать с хлоридом бария, образуя осадок сульфата бария, тогда как нитрат железа(III) с хлоридом бария не реагирует.
В) (р-р) и
(р-р) после взаимодействия этих солей с нитратом серебра образуются осадки хлорида и йодида серебра, белого и желтого цвета, соответственно.
Вычислите в процентах массовую долю кислорода в сульфате меди(II). Запишите число с точностью до целых.
Сульфат меди(II) — химическое соединение одна из важнейших солей меди, часто используется в качестве исходного сырья для получения других соединений меди.
Формула сульфата меди(II): . Его молекулярная масса:
поэтому
Какая масса (в граммах) меди содержится в 64 г сульфата меди(II)? Ответ запишите с точностью до десятых.
Сульфат меди(II) — химическое соединение одна из важнейших солей меди, часто используется в качестве исходного сырья для получения других соединений меди.
Молярная масса сульфата меди(II) Доля меди в нём равна
Тогда масса меди составит
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Определите окислитель и восстановитель.
1. Составим электронный баланс:
2. Определены коэффициенты, и составлено уравнение реакции:
3. Указаны окислитель и восстановитель: окислитель — восстановитель —
Ответ: окислитель — восстановитель —
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 3 |
Правильно записаны два элемента ответа | 2 |
Правильно записан один элемент ответа | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Напишем уравнения реакции, соответствующие схеме превращений:
1)
2)
3)
Составим сокращённое ионное уравнение для второго превращения:
4)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | 4 |
Правильно записаны три уравнения реакций | 3 | Правильно записаны два уравнения реакций | 2 |
Правильно записано одно уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Определите объём (н. у.) углекислого газа, выделяющегося при растворении 110 г известняка, содержащего 92% карбоната кальция, в избытке азотной кислоты.
1) Составлено уравнение реакции:
3) Определена масса чистого карбоната кальция и его количество вещества:
;
.
2) Рассчитанo количество вещества углекислого газа и его объем:
;
.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | 3 |
Правильно записаны два первых из названных выше элементов | 2 |
Правильно записан один из названных выше элементов | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства карбоната аммония, и укажите признаки их протекания.
Дан раствор карбоната аммония, а также набор следующих реактивов: оксид цинка, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, нитрата калия и сульфата натрия, лакмусовая бумага.
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства карбоната аммония, и указаны признаки их протекания:
1)
2) выделение газа с резким запахом, в присутствии которого влажная лакмусовая бумага синеет;
3)
4) выделение газа без запаха.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы. | 4 |
Правильно записаны три элемента ответа. | 3 |
Правильно записаны два элемента ответа. | 2 |
Правильно записан один элемент ответа. | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
— В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
— Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).
— Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
— При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
— Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
— При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
— Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
— Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:
1) снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
2) закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
3) внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
4) далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
5) открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;
6) после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
7) фитиль спиртовки закрыть колпачком.
— Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.
— Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
Проведите химические реакции между карбонатом аммония и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости, дополните ответ или скорректируйте его.
Дан раствор карбоната аммония, а также набор следующих реактивов: оксид цинка, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, нитрата калия и сульфата натрия, лакмусовая бумага.
В результате реакции ионного обмена выделяется аммиак — газ с резким запахом, в присутствии которого влажная лакмусовая бумага синеет.
В результате реакции ионного обмена выделяется углекислый газ — газа без запаха.