какие два типа финансовой политики выделяют

Типы и виды финансовой политики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность финансовой политики

Политикой называют совокупность теоретических и практических мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели.

В зависимости от того, кто проводит данную политику она может быть государственной, отраслевой, политикой предприятия, отдельного предпринимателя, домохозяйства или личной. Направление и сфера применения зависят от поставленных целей. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю политику, социальную и экологическую, международную и национальную и т.д.

Базисом развития человеческого общества является экономика. Благодаря ей формируются все остальные системы взаимодействия и взаимосвязей в обществе. Поэтому экономическая политика занимает ключевые позиции как в управлении государством, так и в руководстве предприятием.

Экономическая политика – это комплекс взаимоотношений между отдельными гражданами (физическими лицами), предприятиями и организациями (физическими лицами), органами государственной власти, между государствами, которые направлены на достижение каких-то определенных экономических результатов и развития хозяйства.

Важным элементом, обеспечивающим материальную основу решения экономических проблем, является финансирование. Поэтому финансовая политика выступает важной составной частью экономической политики.

Финансовой политикой называется составляющая экономической политики, которая направлена на накопление, распределение и реализации финансовых ресурсов в качестве материальной базы решения экономических задач.

Финансовая политика представляет собой методологическую систему принципов, методов и форм использования финансовых ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Финансовая политика призвана обеспечить стратегические направления и перспективы применения финансовых ресурсов. При этом она должна согласовать ставящиеся цели и возможности субъектов хозяйствования. Основное содержание финансовой политики заключается в:

Типы финансовой политики

На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:

Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.

По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.

Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.

Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.

Виды финансовой политики

Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:

Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.

Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.

Источник

Финансовая политика: основные типы и их характеристика

Что такое финансовая политика — общее понятие

Финансовая политика является целенаправленной деятельностью государства по эксплуатации системы финансов.

В качестве такой политики используется комплекс мероприятий, которые организует государство, с целью мобилизовать ресурсы, распределить и использовать их для реализации государственных функций.

С помощью менеджмента, связанного с финансами, министерства страны решают ряд экономических задач путем обеспечения оптимальных материальных условий. Ключевой задачей является снабжение финансами разнообразных государственных программ, направленных на развитие экономики и социальной сферы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эффективность контроля и управления финансами проявляется, как:

Управление в сфере финансов входит в экономическую систему. С ее помощью решают задачи, связанные с изысканием, концентрацией и аккумуляцией денежных ресурсов, которые распределяют в зависимости от направления развития. Ресурсы формируются в результате экономической деятельности. Компоненты финансовой политики:

Стратегия является долгосрочным курсом с учетом перспектив, решающих крупномасштабные задачи. Процесс разработки стратегического управления включает:

Тактика в сфере финансов представляет собой процесс решения вопросов, связанных с определенным этапом развития государства. В результате данные процессы обеспечивают ресурсами с учетом подвижности экономических условий и социальных факторов.

Понятия стратегии и тактики в сфере финансов связаны между собой. Благодаря разработанной стратегии, формируются условия для решения тактических задач. Тактика направлена на оперативное и наименее затратное решение задач политики в сфере финансов. Политика, в основе которой инновационные научные методы, называется прогрессивной. Такой подход обеспечивает следующие условия:

Функции политики в сфере финансов:

Эффективность контроля и управления финансами повышается в результате принятия решений, основанных на потребностях общественного развития, интересах всех категорий населения и социальных групп. Также учитывают конкретно-исторические условия и специфику жизни в государстве.

Основные типы финансовой политики, определение

Государство развивается при изменениях в системе управления финансами. Она включает следующие типы:

Классическая политика является основным направлением. Она заключается в отсутствии вмешательства со стороны государства в экономику, обеспечении свободной конкуренции, применении механизмов рынка в качестве регулятора хозяйственной деятельности. В итоге государственные расходы и налоги ограничиваются, создаются оптимальные условия для сбалансированного бюджета.

Регулирующая политика отличается тем, что в данном случае государство вмешивается и регулирует циклическое развитие экономики. При сохранении традиционных задач ставится цель использования механизма финансов для регулирования экономической и социальной сферы, обеспечения полной занятости граждан.

Основным инструментом в такой системе являются государственные расходы. Главный механизм представлен в виде налогов и государственных кредитов, являющихся основой для политики дефицитного финансирования. Изменения в системе управления финансами:

Планово-директивная финансовая политика характерна для стран с административно-командной экономикой. Целью такой системы является максимальная концентрация финансов в руках государства, которое их перераспределяет, согласно основным направлениям государственного плана.

Что характерно для каждой из разновидностей

Каждый из перечисленных видов финансовой политики обладает одинаковыми компонентами. Важным направлением в системе финансов является бюджетная политика. В данной сфере государство определяет источники пополнения бюджета, приоритетные направления для его освоения, допустимые пределы отклонений от баланса, средства восполнения дефицита бюджетных средств.

Контроль и управление бюджетом включают несколько направлений:

Кредитно-денежная политика также входит в систему и характеризует разные виды финансовой политики. Такая деятельность заключается в решении следующих задач:

Самостоятельными направлениями кредитно-денежной политики являются:

Каждая разновидность политической деятельности в сфере финансов характеризуется фискальной политикой, которая заключается в грамотном изменении налогового бремени на протяжении всего экономического цикла. Комплекс налоговых и других платежей, взимаемых государством, а также видов и способов их формирования представляет собой налоговую систему.

Принципы фискальной политики:

Фискальная политика, которую проводит государство, основана на принципах построения налоговой системы. В число задач входит регулирование экономических взаимоотношений внутри страны.

Еще один компонент контроля и управления финансами – политика экономического роста. Направление состоит из комплекса финансовых мер, которые призваны увеличивать фактические объемы ВНП и повышать уровень занятости населения. Подобные меры приводят к следующим результатам:

В систему стабилизации экономики включены меры, которые относятся к фискальной политике государства. Они направлены на стабилизацию объема производства и цен, снижение уровня дефицита бюджета и контроль государственного долга.

Политика, ограничивающая деловую активность, также является характеристикой разных направлений сферы управления финансами. С ее помощью уменьшают реальный объем ВНП в сравнении с его потенциальными значениями. Такие меры необходимы в период подъема или бума, чтобы исключить кризис перепроизводства и инфляции, которые сопровождаются избыточным спросом.

Инструменты сдерживающей политики направлены на снижение расходов правительства и повышение налогов. Так системе контроля и управления финансами удается ориентироваться на положительное сальдо бюджета правительства страны в случае, когда требуется обеспечить контроль инфляции.

Система государственных расходов включает:

Каждый тип финансовой политики также характеризуется международной системой управления и контроля в сфере финансов. С ее помощью осуществляется управление валютными и кредитными отношениями на международной арене. Подобная система основана на международном разделении труда, формировании и погашении долга государства, деятельности международных организаций, в том числе в секторе финансов.

Источник

Финансовая политика и современная система управления финансами

Оглавление

Цель — изучить содержание и значение финансовой политики, определить субъекты и объекты органов управления финансами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Рассмотреть организацию финансового планирования и прогнозирования, их значение и функции. Изучить порядок проведения финансового контроля на всех уровнях. Изучение сущности, функций, структуры и роли финансового рынка.

Задачи

1. Содержание и значение финансовой политики

Государство в целях осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы, при этом важную роль играет правильно организованная финансовая политика.

Следовательно, финансовая политикаэто особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство в целях осуществления финансовой политики разрабатывает финансовую стратегию, определяет тактику действий на предстоящий период. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

Все это обеспечивает хорошо отлаженный финансовый механизм, который определяется как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.

Для функционирования финансовой системы государства важное значение имеют:

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Финансовая политика имеет место на двух уровнях: государства и предприятия (организации).

2. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

Управление — целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. Оно является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

Управляющая система (финансовый аппарат) — это совокупность финансовых институтов (учреждений). При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:

Принципы управления финансами:

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в:

Система управления финансами представлена на рис. 1

какие два типа финансовой политики выделяют. Смотреть фото какие два типа финансовой политики выделяют. Смотреть картинку какие два типа финансовой политики выделяют. Картинка про какие два типа финансовой политики выделяют. Фото какие два типа финансовой политики выделяют

Рис. 1. Система управления финансами

Методы и формы управления финансами:

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Основными задачами Министерства финансов РФ является:

Министерство финансов выполняет следующие функции:

Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

3. Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков:

Планирование — процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План — это результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

В ходе планирования субъект хозяйствования выполняет следующие задачи:

На уровне государства и его субъектов центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Для финансового планирования особое значение имеет информация о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения такой информации называется прогнозированием.

Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимыми элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования, это:

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.

Выделяют различные типы финансовых планов хозяйствующих субъектов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Такой план может давать ответы на следующие вопросы:

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Главными функциями текущего планирования являются:

Долгосрочные и краткосрочные планы.

Главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы.

Целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, которые представляют собой модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана. В нем планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражаются в стоимостных показателях.

Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

4. Финансовый контроль

Успешно реализовать финансовую политику государства, обеспечить процессы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов в значительной степени помогает финансовый контроль.

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Объектом финансового контроля являются денежные, перераспредилительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Предметом проверок являются стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Финансовый контроль включает проверку:

Задачи финансового контроля:

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков и корпораций.

Финансовый контроль государства негосударственных сфер экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоговые и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью организации включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

Виды финансового контроля классифицируют следующим образом:

3. По методам проведения:

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии:

В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций различают:

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

В состав Министерства финансов РФ также входят: Федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет РФ и др.

Аудиторский и внутрихозяйственный контроль

Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Он подразделяется на:

Аудиторские службы могут оказывать другие услуги:

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации, по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (добровольной). Если инициативная (добровольная) проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых не соответствуют критериям, установленным Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Выделяют различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами.

Так, экономике социалистических стран был присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Также для социализма характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере.

Другой, близкой по целям к социалистической, является шведская модель благосостояния, которая характеризуется значительной степенью государственного регулирования и реализует идею солидарности различных слоев населения, их сближения и достижения высокого уровня жизни. В результате регулирующих мер при таком виде экономических отношений развертывается широкая сеть бесплатных социальных услуг, на оказание которых направляется примерно 40% всех расходов государственного бюджета. Такой социально ориентированной модели придерживаются Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Япония.

Либеральная модель регулирования социально-экономических процессов сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие его в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

К стратегическим задачам России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений относятся следующие:

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны, направленная на либерализацию, предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.

Существующая на сегодняшний день модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов.

Приоритетная составляющая ГРСЭП (системы государственного регулирования социально-экономических процессов)финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане.

Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирование расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относят косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготные налогообложение и финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

В систему государственного регулирования также входит бюджетное регулирование. В ходе его реализации решаются следующие основные задачи:

Таким образом, бюджетная политика способствует регулированию темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Реформирование социальной сферы предусматривает расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе, формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг, разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Государственные минимальные социальные стандарты будут включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, норм и нормативов материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию. Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Также в сфере регулирования социально-экономических процессов важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов управления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

6. Финансовый рынок и его основные участники

Финансовый рынок представляет собой систему купли-продажи финансовых инструментов. Он выступает в качестве экономической категории и субъективного стоимостного инструмента.

Как экономическая категория финансовый рынок охватывает отношения между субъектами по поводу купли продажи финансовых инструментов. В качестве субъективного инструмента рынок выражает специфический механизм рыночного хозяйствования.

К факторам развития финансового рынка относятся:

Экономическую основу возникновения финансового рынка составляет многообразие форм собственности.

Субъектами рынка выступают всевозможные субъекты экономических отношений, подразделяющиеся на покупателей (инвесторов), продавцов (должников) и посредников.

Объект — специфический товар, называемый финансовым активом. В качестве финансового актива могут выступать различные финансовые ценности, в том числе: иностранная валюта; национальная валюта; ценные бумаги; страховые документы и др.

Финансовый рынок выполняет три основные функции:

В финансовом рынке участвуют различные субъекты: физические и юридические лица, государства и международные структуры. Решающую роль среди них играют физические лица. Следовательно, главное назначение финансового рынка — обеспечение дохода физических лиц. Оно происходит или через финансирование производства жизненных ценностей, или через перераспределение ценностей экономических субъектов.

Современный финансовый рынок представляет собой систему относительно самостоятельных четырех сегментов: валютного, кредитного, страхового и рынка ценных бумаг (см. рис. 2).

какие два типа финансовой политики выделяют. Смотреть фото какие два типа финансовой политики выделяют. Смотреть картинку какие два типа финансовой политики выделяют. Картинка про какие два типа финансовой политики выделяют. Фото какие два типа финансовой политики выделяют

Рис. 2. Состав финансового рынка

1. Валютный рынок — это система купли-продажи валют. На валютном рынке предлагаемая (продаваемая) валюта выступает в виде специфического товара, а покупаемая становится реальными деньгами. Акт обмена денег имеет определенную цену, а поэтому совершается за конкретную плату.

Характерная особенность валютного рынка заключается в его обусловленности международной экономической деятельностью, рыночными контактами субъектов разных стран.

Валютный рынок подразделяется на международный и внутренний, которые, в свою очередь, могут быть организованными и неорганизованными (неформальными).

2. Кредитный рынок охватывает отношения экономических субъектов по поводу купли-продажи специфического товара — временного пользования ссудным фондом (валютой или другими ценностями). При этом продавец является кредитором, покупатель — заемщиком, а объект отношений — ссудный фонд, цена использования которого называется ссудным процентом. Кредиторами и заемщиками могут быть физические и юридические лица, государственные структуры и международные организации.

Суть кредитной сделки заключается

в предоставлении одним субъектом другому ссудного фонда на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредит выступает в пяти основных формах: гражданской, коммерческой, банковской, государственной и межгосударственной — и может быть организованным и неорганизованным.

В кредитном рынке различаются рынок банковских ссуд (ссудного фонда) и денежный рынок.

Рынок ссуд — это средне- и долгосрочные операции, обеспечивающие воспроизводство внеоборотных активов организаций и предметов длительного потребления населения.

Денежный рынок — рынок краткосрочных операций, опосредует движение оборотных активов экономических субъектов.

Инструментами кредитного рынка служат вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация и др.

3. Рынок ценных бумаг охватывает совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи ценных бумаг.

Ценная бумага — это документ, удостоверяющий имущественные права владельца. Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Ценные бумаги бывают эмиссионные, требующие специальной эмиссии, и неэмиссионные, осуществляемые без проспекта эмиссии. Эмиссию осуществляют юридические лица и институциональные структуры.

В настоящее время существует множество классификаций ценных бумаг. В целом они подразделяются на основные и вспомогательные.

К основным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акциями называются ценные бумаги, закрепляющие права их владельцев на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении обществом и долю имущества после ликвидации общества.

Облигации — это ценные бумаги, удостоверяющие право их держателей на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости и фиксированного процента. Облигации служат формой займа денежных средств. Продавцы облигаций выступают должниками, покупатели — кредиторами.

К вспомогательным ценным бумагам относятся опционы, чеки, сертификаты, фьючерсы и др.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок — сфера обращения ценных бумаг, где происходит формирование субъектов (инвесторов и должников) как таковых и первая купля-продажа. При этом:

1) на рынке ценных бумаг появляется финансовый инструмент;

2) эмитент (выпускающий), продавая его, привлекает нужные ему средства. Реализация может быть по эмиссионной цене, равной номиналу или отклоняющейся от него.

Вторичный рынок — процесс обращения ранее размещенных ценных бумаг, переход их во вторые, третьи и следующие руки. Здесь нет получения дополнительных денежных средств эмитентом. Ценная бумага просто меняет владельца. Основной смысл вторичного рынка — спекулятивное перераспределение фиктивного капитала.

Размещение бумаг на первичном рынке может быть частным и публичным.

При частном размещении ценные бумаги продаются ограниченному кругу заранее отобранных инвесторов (т. е. без публичного предложения всем желающим). При публичном размещении дается публичное объявление и бумаги продаются всем желающим.

Эмитентами на первичном рынке являются корпорации, правительственные и муниципальные органы. Покупателями фондовых ценностей выступают индивидуальные инвесторы и кредитно-финансовые институты (институциональные инвесторы). В России покупателями являются предприятия, финансовые институты, население.

Вторичный рынок ценных бумаг складывается из двух составных частей: рынка фондовой биржи и внебиржевого рынка ценных бумаг.

Многообразие ценных бумаг можно классифицировать по нескольким признакам: эмитентам, владельцам, экономической природе, срокам функционирования и др.

По эмитентам выделяют три группы: государство, частный сектор, иностранные субъекты.

Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

Ценные бумаги частного сектора подразделяются на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются негосударственными организациями, частные — физическими лицами (например, векселя или чеки).

В зависимости от владельцев ценные бумаги подразделяются на:

По экономической природе выделяются:

По сроку функционирования ценные бумаги делятся на краткосрочные (депозитные сертификаты, приватизационные чеки); долгосрочные (облигации, закладные) и бессрочные (акции).

Многие виды ценных бумаг обращаются на фондовых (биржевых) рынках. Но решающую роль играют акции и облигации.

Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг, других активов.

Организационно биржа на финансовом рынке представлена как хозяйствующий субъект, занимающийся организацией обращения иностранной валюты и ценных бумаг в валюте (валютная биржа); фондовых ценных бумаг (фондовая биржа); фьючерсами и опционами (фьючерсная биржа); драгоценными металлами (биржа драгоценных металлов).

Биржа не является коммерческой организацией, т. е. она не должна извлекать прибыль из своей биржевой деятельности. Биржа создается в форме некоммерческого партнерства, которое организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже лишь через ее членов.

Биржа выполняет две функции:

1) мобилизация временно свободных денежных средств путем обмена их на биржевой товар;

2) установление рыночного курса финансового актива (валюты, ценной бумаги, золота).

4. Страховой рынок. Субъектами страхового рынка выступают страхователи (покупатели, инвесторы), страховщики (должники) и посредники. Объектом служат страховые полисы.

Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции.

Пассивные заключаются в продаже страховых полисов.

По характеру пассивных операций различают следующие типы страховых компаний:

Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков. Приоритетное направление — долгосрочное финансирование: вложение средств в высокодоходные ценные бумаги, облигации правительства и местных органов власти и т. д.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыты основные положения финансовой политики на уровне государства, ее принципы. Рассмотрены субъекты и структура органов управления государственными финансами. Подробно раскрыты функции органов управления государственными финансами.

Также раскрыты вопросы, касающиеся финансового планирования и прогнозирования. Дается понятие финансового планирования на уровне государства и на уровне предприятия. Раскрывается содержание финансовых планов. Определяется место прогнозирования при подготовке финансовых планов.

Рассматривается понятие финансового контроля, его виды и порядок проведения. Дается характеристика органам, осуществляющим финансовый контроль. Особое внимание уделяется порядку проведения внутрихозяйственного и аудиторского контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *