какие два социальных условия по мнению авторов позволили отдельным национальным лидерам
Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Часть С. Максимум 10 баллов
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть названы следующие социальные условия, сложившиеся с распадом СССР:
дискредитация старой системы ценностей в глазах молодежи
новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не внедрились в массовое сознание
Названы два условия
Названо одно условие
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ может отражать следующие последствия:
— межнациональные конфликты ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты;
-межнациональные конфликты воздействуют на общество и молодых людей, подпитывая в них агрессию;
-насилие становится фактом общественного сознания (подозрительность, страх и т.п.)
— ситуация в обществе становится трудноуправляемой, непредсказуемой
Названы три последствия
Названы два последствия
Названо одно последствие ИЛИ ответ неправильный
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В ответе могут быть приведены следующие примеры: сотрудничество (совместная работа) представителей разных народов России в решении важных социальных проблем; межнациональное общение в быту, повседневной жизни. Трудовой деятельности, основанное на взаимном уважении; развитие и взаимное влияние национальных культур; рост числа межнациональных браков.
Могут быть приведены иные имеющие основания примеры
Новый тренировочный вариант 210201 по обществознанию 11 класс ЕГЭ 2021 с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый тренировочный вариант КИМ №210201 ЕГЭ 2021 по обществознанию для 11 класса с ответами. Вариант составлен из 29 новых тренировочных заданий для проведения пробного ЕГЭ и для самостоятельной подготовки к экзамену на 100 баллов.
Ссылка для скачивания тренировочного варианта: скачать задания, скачать ответы
Решу КИМ 210201 ЕГЭ 2021 по обществознанию 11 класс с ответами:
Ответы и решения заданий КИМ ЕГЭ №210201:
2)В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Подписка о невыезде; личное поручительство; меры пресечения; домашний арест; залог.
Правильный ответ: мерыпресечения
3)Ниже приведены меры государственного регулирования в рыночной экономике. Все они, за исключением двух, являются административными. Найдите две меры другого вида, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) выдача лицензий; 2) установление квот; 3) контроль над ценами; 4) надзор за качеством; 5) кредитно-денежная политика; 6) налоговая политика.
Правильный ответ: 56
4)Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь. 2) Средством вербального общения является мимика. 3) Информационное общество создало новые формы общения. 4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. 5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
Правильный ответ: 134
6)В стране Z в конце XX – начале XXI в. произошли значительные перемены. Какие признаки позволяют утверждать, что в стране Z развивается постиндустриальное общество? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) участие в международном разделении труда 2) внедрение компьютерных технологий 3) повышение производительности труда 4) интенсификация производства 5) преобладание занятых в сфере информационных технологий и сфере услуг 6) государственная поддержка непрерывного образования
Правильный ответ: 256
7)Выберите верные суждения о смешанной экономической системе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Особенность смешанной экономической системы состоит в ограниченности технического прогресса. 2) Преобладающей формой собственности при смешанной экономической системе является частная. 3) В условиях смешанной экономики существует конкурентный способ распределения. 4) Рабочая сила является товаром при смешанной экономической системе. 5) В условиях смешанной экономики государство решает, что и как производить.
Правильный ответ: 234
9)В государстве А. развивается производство и осуществляется научнотехнический прогресс. Какая дополнительная информации позволит установить, что экономика этого государства является рыночной? Запишите цифры, под которыми она представлена. 1) растет численность работников промышленных предприятий 2) существует конкуренция производителей товаров и услуг 3) доходы граждан облагаются налогами 4) фундамент экономики составляет частная собственность 5) покупательная способность населения постепенно возрастает 6) существуют законы, регулирующие хозяйственную деятельность
Правильный ответ: 24
10)На графике отражена ситуация на рынке загородной недвижимости: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (На графике Р – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) снижение налога на имущество 2) появление высокопроизводительных технологий загородного домостроения 3) вступление экономики в фазу рецессии 4) повышение ставки ипотечного кредита 5) удешевление строительных материалов
Правильный ответ: 25
11)Выберите верные суждения о социальном интересе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальный интерес проявляется только на уровне социальных групп и общностей, личность не имеет социальных интересов. 2) Социальный интерес направлен на изменение социальных условий, в которых происходит удовлетворение потребностей социальной группы. 3) Социальный интерес проявляется в виде сотрудничества и взаимодействия людей для достижения общественного блага. 4) Социальный интерес – это мотив деятельности, который порождён социальным статусом субъекта деятельности. 5) Социальный интерес всегда связан с экономической сферой жизни общества.
Правильный ответ: 234
13)Выберите верные суждения об общественно-политическом движении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В отличие от политической партии общественно-политическое движение стремится не к достижению власти, а к воздействию на неё в нужном для себя направлении. 2) Центром политической активности в общественно-политическом движении является его ядро – авангард. 3) Общественно-политические движения всегда возникают стихийно. 4) В общественно-политическом движении отсутствует формальная внутренняя иерархия, чётко выраженное постоянное членство и соответствующие документы. 5) К одному и тому же общественно-политическому движению могут принадлежать представители только одной социальной, идеологической, национальной группы.
Правильный ответ: 124
15)В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Правильный ответ: 45
16)Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Правильный ответ: 23
17)Найдите в приведенном списке нематериальные объекты гражданских правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.
Правильный ответ: 236
19)Трудовой кодекс РФ регулирует заключение трудового договора с несовершеннолетним. Найдите в приведённом ниже списке юридические обязанности, которые возлагаются в данной ситуации на работодателя, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Правильный ответ: 256
21)Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи? Опираясь на текст, приведите две позиции.
22)На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия, назовите вид политики, соответствующий данной ситуации, приведите примеры, иллюстрирующие данную политику.
23)Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
24)Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве. Приведите примеры реализации данных принципов в РФ.
25)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения составьте два предложения: − одно предложение, с информацией об основаниях приобретения гражданства в РФ − одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из принципов российского гражданства (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26)Статья 6 Конституции СССР гласила6 «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма» Укажите две характеристики политической системы СССР в соответствии с Конституцией 1977 года. Назовите две разновидности недемократического режима и укажите два различия между ними.
27)В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающего на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, поясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три возможных способа решения данного вопроса.
28)Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение и его роль в жизни человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29.1)Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой» (А. Швейцер)
29.2)«Повышение технического уровня промышленности повышает её возможности, её конкурентоспособность». (М. Конотопов)
29.3)«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
29.4)«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». (У. Черчилль)
29.5)«Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя». (Г. Гейне)
9 класс. Часть I. Теоретические задания (90 минут) (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Практические задания (№ 1минут
Задание 1.Проблемно-познавательные задачи
(Время выполнения 45 минут)
Задача 1. Работа с аналитической таблицей
Используя таблицу, обозначьте уровни потребностей человека в первой графе таблицы цифрами (1-6) расположив их в иерархической последовательности. Сделайте вывод о значении последовательного расположения основных потребностей человека для организации поведения и деятельности в обществе. 7 баллов
Таблица Иерархическая лестница потребностей человека
Уровни потребностей человека
Содержание потребностей человека
Потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству
Потребности в самовыражении в самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), т. е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности
Потребность в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т. д.
Потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т. п.
Экзистенциальные (потребность в личной безопасности и защите)
Потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспеченности и стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне
Наиболее насущные, жизнеобеспечивающие потребности – в воде, пище, одежде, жилье, дыхании, движении, здоровье, сне, отдыхе, продолжении рода и т. д.
Из курса истории вы знаете о крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева, в которой приняли участие крестьяне, работные люди, нерусские народы Поволжья. Напомним, что Пугачев объявил себя справедливым царем Петром III. На захваченных территориях он истреблял дворянство и чиновников, освобождал крепостных, ликвидировал государственные повинности. Имела ли крестьянская война под руководством Пугачева политический характер? Аргументируйте свой ответ, опираясь на понятие «политика».
Ученые утверждают, что существует связь между формой политического режима и формой участия граждан в политической жизни. Определите, какому политическому режиму соответствует каждая из характеристик политического участия. Свой ответ обоснуйте. Понятно, что речь идет о типичных формах политического поведения.
А. Тот, кто хочет добиться высоких постов, должен быть членом партии. Верность лидеру государства, господствующей идеологии он должен доказывать постоянно. Вместе с огромным большинством сограждан он участвует в выборах, исход которых предопределен задолго до дня их проведения.
Б. Активный участник политической жизни твердо знает: он может делать все, что не запрещено законом. Он верит, что от его голоса зависит решение важных государственных проблем.
В. От него как от гражданина не требуется ежедневно подтвердить преданность режиму. Но он прекрасно знает, чего он делать не должен: власть строго карает любые действия, способные нанести ей ущерб.
Анализ текста источника социальной информации 10 баллов
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Межнациональные конфликты в современной России
В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде
(, Добренькое В И, Кадрия Ф Д, Савченко И П., А )
Вопросы к анализу текста
Рассуждение по дискуссионному вопросу
Проблема морального долга и совести
С древнейших времен философы, занимавшиеся вопросами этики, отмечали, что мораль легко проповедовать, но очень трудно обосновать. Вот, к примеру, один из «вечных» вопросов, на которые философы ищут ответ: «Что заставляет человека поступать высоконравственно, совершать моральные поступки?»
Сравните следующие позиции:
А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высокоморально тогда, когда понимает, что это ему выгодно.
Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, тогда практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.
Какой позиции придерживаетесь вы лично? Объясните почему. Используйте для этого обществоведческие знания, факты истории и современности, личного опыта.
Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс.
Часть А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ № 1-15) (Время выполнения 25 минут)
1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
создание славянской азбуки
сбор дани с подвластных племен
написание свода законов «Русская правда»
2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
формированием рыночной экономики
ограничением социальной мобильности
расширением возможностей массовой коммуникации
организацией массового промышленного производства
3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
верны оба суждения
оба суждения неверны
1) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
2) политическая организация, состоящая из органов власти,
3) социальная организация жизни людей в стране.
4) один из видов этноса
5.К числу социальных последствий НТР относится:
1) уменьшение среднего класса
2) снижение затрат на образование
3) рост требований к подготовке специалиста
4) увеличение продолжительности рабочего дня
6.Человека от животного отличает
забота о потомстве
7.К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
8. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Б. Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
1) я знаю о своем незнании
2) я ничего не знаю
4) я хочу все знать
10. Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
1) в общении отдыхе
11. Принц Уэльский – это статус:
12. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку?
13. Верны ли суждения о социальных конфликтах?
А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит соперничество.
Б. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.
14. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется
1) совместной деятельностью
2) наличием общей цели
3) совместным принятием решений
15. Петров идет на выборы в Государственную Думу, он играет социальную роль
Часть В. Задания с кратким ответом. (Время выполнения 15 минут).
1 задание. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общества, три последующие – политическую сферу общественной жизни. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
Победа на выборах оппозиционной партии
Митинг в защиту Конституции
Снижение темпов промышленного роста
Введение налога с продаж
Учредительный съезд партии
2 задание. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3 задание. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и различия племени и нации. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) относится к этнической общности
2) является ступенью в формировании этносов
3) включает различные роды и кланы
4) объединяется устойчивыми экономическими связями
Часть С. Работа с текстом. (Время 30 минут).
Межнациональные конфликты в современной России
«Россия – огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипуляции сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»…
В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде».
(Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Г. Кадрия, И.П. Савченко, В.А.Шаповалов)
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.
Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс.
Часть А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ № 1-15) (Время выполнения 25 минут)
1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
создание славянской азбуки
сбор дани с подвластных племен
написание свода законов «Русская правда»
2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
формированием рыночной экономики
ограничением социальной мобильности
расширением возможностей массовой коммуникации
организацией массового промышленного производства
3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
верны оба суждения
оба суждения неверны
1) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
2) политическая организация, состоящая из органов власти,
3) социальная организация жизни людей в стране.
4) один из видов этноса
5.К числу социальных последствий НТР относится:
1) уменьшение среднего класса
2) снижение затрат на образование
3) рост требований к подготовке специалиста
4) увеличение продолжительности рабочего дня
6.Человека от животного отличает
забота о потомстве
7.К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
8. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Б. Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
1) я знаю о своем незнании
2) я ничего не знаю
4) я хочу все знать
10. Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
1) в общении отдыхе
11. Принц Уэльский – это статус:
12. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку?
13. Верны ли суждения о социальных конфликтах?
А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит соперничество.
Б. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.
14. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется
1) совместной деятельностью
2) наличием общей цели
3) совместным принятием решений
15. Петров идет на выборы в Государственную Думу, он играет социальную роль
Часть В. Задания с кратким ответом. (Время выполнения 15 минут).
1 задание. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общества, три последующие – политическую сферу общественной жизни. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
Победа на выборах оппозиционной партии
Митинг в защиту Конституции
Снижение темпов промышленного роста
Введение налога с продаж
Учредительный съезд партии
2 задание. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3 задание. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и различия племени и нации. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) относится к этнической общности
2) является ступенью в формировании этносов
3) включает различные роды и кланы
4) объединяется устойчивыми экономическими связями
Часть С. Работа с текстом. (Время 30 минут).
Межнациональные конфликты в современной России
«Россия – огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипуляции сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»…
В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде».
(Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Г. Кадрия, И.П. Савченко, В.А.Шаповалов)
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.