какие два принципа лежали в основе государственного устройства в афинской архэ

База знаний

Афинская архэ, или Афинский морской союз, — объединение северных греческих государств, сначала с целью борьбы против персов за освобождение попавших под их власть греческих государств Малой Азии, тогда носил название Делосский союз; затем — для координации торгово-экономической деятельности и политической поддержки. Создан 477 г. до н.э., через 20 лет в него входило 150 полисов. Союз был добровольным объединением, но с первых лет его существования главенствующее место в нем принадлежало Афинам. Союз имел общую казну, что отличает его от Пелопонесского союза. Сумма взноса — фороса — определялась каждые четыре года, в зависимости от доходов государств. В сумму фороса входила стоимость кораблей, поставляемых союзниками, и отчисления на содержание флота и ведение войны. Сбор фороса находился под контролем надзирателей-епископов, посылаемых из Афин. В случае неуплаты его в срок накладывались штрафы. Гегемония Афин, вмешательство во внутренние дела союзников вызывали сопротивление некоторых членов союза. Средством контроля за союзниками были поселения афинских колонистов — клерухов — на земли союзников, которые быстро превращались в военные гарнизоны.

Первоначальная задача союза была выполнена к 454 г. до н.э. Но союз сохранился, так как имелись и экономические причины: заинтересованность союзников, особенно небольших полисов, в торговых связях с Афинами, обеспечивавшими свободу мореплавания в Эгеиде, боровшихся с пиратством. Способствовало сохранению Афинской архэ и то, что Афины поддерживали демократические режимы в союзных государствах. Сопротивление гегемонии афинян оказывали прежде всего олигархические элементы, наиболее состоятельные граждане, на которых возлагалась выплата фороса, у которых изымалась часть земельного фонда при образовании клерухий.

Арбитром в спорах между союзниками выступала афинская гелиэя — суд присяжных, поддерживавший прежде всего демократические элементы. Была введена единая монетная система, унифицированы меры веса и объема. Афины использовали союз для установления своей монополии на торговлю. Так, союзникам запрещалось вывозить железо куда-либо кроме Афин, так как оно требовалось для сооружения судов, строительство которых осуществлялось в доках Пирея. Развернувшееся за счет союзников строительство улучшало благосостояние афинских граждан, средства на городское строительство при Перикле поступали из этого источника. За счет него была введена оплата исполнения обязанностей должностных лиц. Таким образом, активизация демократических элементов в Афинском государстве, расцвет демократии в V в. до н.э. связаны прежде всего с существованием архэ. Но именно усиление Афин за счет морского союза и вызвало конфликт со Спартой — Пелопонесские войны.

Источник

История государства и права зарубежных стран – ответы к тесту

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ПОД БУКВОЙ А

Примерные тестовые задания

ИГПЗС

Раздел 1. Государство и право древнего мира

Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика
государственно-правовых систем древневосточных монархий

а) историко-правовой; б) правовой; в) исторической.

а) возникновения, развития и функционирования государства и права на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке;

б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке;

в) исторического процесса в абстрактной форме.

а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую;

б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную;

в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные.

а) оформление социально-биологической иерархии в роде, оформление социально-культурной иерархии в роде, формирование экономико-социальной иерархии, становление надобщинных властных структур в рамках племени, протогосударство, раннее государство;

б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство;

в) род, племя, народность, нация, государство.

Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона

а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел;

б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел;

в) инквизиционным процессом.

а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве;

б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе;

в) соответствие наказания социальному уровню преступника.

а) на 3 года; б) на 5 лет; в) на 7 лет.

а) тамкар; б) шамаллум; в) баирум.

а) ордалии; б) принцип талиона; в) помощь совета старейшин.

Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта

а) древневосточная монархия в форме деспотии;

б) правление военной аристократии;

в) жреческая олигархия.

а) везир (джати); б) неджес; в) номарх.

а) уголовные; б) финансовые и налоговые; в) любые.

а) Высший суд – коллегия тридцати; в) Совет десяти.

а) против фараона и жрецов; в)против собственности.

а) устрашение; б) изоляция преступника; в) возмездие.

Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии

а) для брахманов; б) для вайшьи; в) для кшатриев.

а) без противопоставления свободных и рабов;

б) традиционно жестокие условия рабства;

в) законодательство закрепляло полный произвол рабовладельцев.

а) его можно было расторгнуть в течение 10 дней без уважительных причин;

б) было обязательно присутствие свидетелей;

в) его могли заключать даже рабы.

а) имущественную сделку в рамках традиций индуизма;

б) договор о правах и обязанностях мужа и жены;

в) свободное сожительство.

а) свидетельские показания; в) ордалии.

б) обвинение потерпевшего;

а) состязательным и публичным; в) обвинительным.

Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая

а) 4 периода (Шан, Чжоу, Цинь, Хань);

б) 2 периода (Шан, Цинь);

в) 3 периода (Чжоу, Цинь, Хань).

а) преобладающее значение норм права над нормами морали;

б) преобладающее значение норм морали над нормами права;

в) равное соотношение норм права и норм морали.

а) слияние конфуцианства с легизмом; в) конфуцианство.

а) письменная форма и уплата пошлины;

б) устная форма и присутствие свидетелей;

в) устная форма и уплата пошлины.

а) уголовное право; б) обычное право; в) обязательственное право.

а) принцип презумпции виновности;

б) принцип презумпции невиновности;

в) принцип объективного вменения, то есть ответственности без вины.

Источник

Афинская архэ, возникновение и структура

По мнению древ­них авторов, Афинский морской союз — творение соперника Фемистокла Аристида. В 477 г. до н. э. полисы Эгеиды обратились к афинянам с просьбой отправить к ним Аристида, чтобы он, познакомившись с их до­ходами, определил размер взноса каждого. В сумму взноса — фороса входила стоимость кораблей, поставляемых союзниками, и отчисления на содержание флота и ведение войны. Союз был добровольным объединением, но с первых лет его существования главенствующее ме­сто в нем принадлежало Афинам.

Гегемония Афин, вмешательство во внутренние дела союзников вы­зывали сопротивление некоторых членов союза. Так, уже в 465 г. до н. э. вспыхнуло восстание на о. Фасосе. Кимон разбил флот восставших: в те­чение трех лет выдерживали осаду жители Фасоса, но вынуждены были капитулировать: силы не были равными.

Длительная осада Фасоса явилась первой неудачей флотоводца, второй стало истребление афинских колонистов, которые отправились к Амфиполю и были уничтожены фракийцами. После остракизма Кимона, как следствия вмешательства в спартанские дела (опять безуспешного), ведущая роль в руководстве афинскими и союзными делами переходит к представителям умеренных демократов — Эфиальту и Периклу.

С 454 г. до н. э. на Афинском акрополе начали устанавливать стелы, на которых перечислялась дань с союзников — их число к этому времени достигло 140-160 полисов. В 30-е гг. оно увеличилось до 300. В это же время развивается практика вывода афинских колонистов (клерухов) на земли союзников. Клерухии, насчитывавшие до 250 — 500 человек из числа малоземельных граждан, являлись военными гарнизонами, кон­тролирующими жизнь и настроения союзников.

Задача союза — борьба против персов за освобождение попавших под их власть греческих государств была выполнена к 454 г. до н. э. Первый период существования союза (Делосской симмахии) завершился. Но со­юз сохранился и после подписания Каллиева мира, так как имелись и экономические причины: заинтересованность союзников, особенно не­больших полисов, в торговых связях с Афинами, обеспечивавшими сво­боду мореплавания в Эгеиде, боровшихся с пиратством. Способствова­ло сохранению Афинской архэ и то, что Афины поддерживали демокра­тические режимы в союзных государствах. Сопротивление гегемонии афинян оказывали прежде всего олигархические элементы, наиболее состоятельные граждане, на которых возлагалась выплата фороса, у которых изымалась часть земельного фонда при образовании клерухий. Они ориентировались на Спарту. Это обстоятельство и тревога Пелопо­несского союза из-за усиления Афин вызывали стремление спартанцев поддержать любое сопротивление афинянам со стороны союзников.

В состав пелопонесского союза входили в основном аграрные полисы Южной Греции (исключение составлял Аргос, ориентировавшийся на Афины) м некоторые полисы Средней Греции, например, Фивы. Они имели по большей части олигархические порядки. В Пелопонесский со­юз входил Коринф — крупный торгово-ремесленный полис — и Мегары. В Пелопонесском союзе, образовавшемся к середине VI в. до н.э., не бы­ло общих финансов, регулярных взносов. Союзники проводили само­стоятельную внешнюю политику: иногда даже враждовали между собой. Управлялся союз союзным собранием — один голос от любого (крупного или небольшого) государства. Заседания союзного собрания происходи­ли под председательством Спарты; решения утверждались спартанским Народным собранием. Возглавляли войско спартанские архогеты, флот находился под командованием спартанского наварха (в него входили в основном корабли Коринфа). Исполь­зуя силы союзников — гоплитское ополчение, Спарта вмешивалась в эл­линские дела, поддерживая олигархические режимы, оказывая постоян­ное противодействие Афинам.

В отличие от Пелопоннесского, Афинский союз имел общую казну. Сумма фороса определялась каждые четыре года, в зависимости от до­ходов государств. Сбор фороса находился под контролем надзирате­лей-епископов, посылаемых из Афин. В случае неуплаты его в срок на­кладывались штрафы

Перенос казны в Афины привел к тому, что распорядителем фороса стало афинское Народное собрание. А средства союзников начинают использовать для внутренних нужд Афин, оснащения афинского флота, строительной программы на Акрополе.

Арбитром в спорах между союзниками становится афинская гелиэя — суд присяжных, поддерживавший, прежде всего, демократические эле­менты.

В рамках союза вводится единая монетная система, унифицируются меры веса и объема. Безусловно, это способствовало развитию эконо­мических связей. Свидетельством роста их являются проксенические декреты, даруемые выходцам из других полисов, прежде всего торгов­цам. Тексты декретов, издаваемых от имени народных собраний, гласи­ли. что полис — покровитель (проксен) обеспечивает ксену в дни войны и мира свободу торговли, защищает его собственность. Со стороны Афин можно проследить попытку установления монополии на торговлю. Так, в Византии были посажены хлебные контролеры, запрещалось вывозить железо куда-либо кроме Афин, так как оно требуется для сооружения судов, строительство которых осуществлялось в доках Пирея. Афины охотно шли на замену поставок кораблей денежным взносом: в состав союзной флотилии, в сущности афинской, входили, таким образом, однотипные судна

Развернувшееся за счет союзников строительство, судебные пошли­ны улучшали благосостояние афинских граждан, а при Перикле вводится сначала оплата членов Совета 500.

Экономическую и политическую гегемонию Афин обеспечивал силь­ный флот, в котором служили феты. На народных собраниях утвержда­лись все декреты, касающиеся союзных дел, заинтересованным в их ре­гулярном созыве был городской демос, получавший за участие в них плату. Таким образом, активизация демократических элементов в Афин­ском государстве, расцвет демократии в V в. до н.э. связаны прежде всего с существованием архэ. Но это время развития демократии и в

других полисах, поскольку Афины, выводя клерухии, разбирая в гелиэе дела союзников, поддерживали своих сторонников.

Вместе с тем нельзя идеализировать систему отношений, сложив­шихся в Первом морском союзе. Как уже отмечалось, некоторые крупные полисы, недовольные увеличением фороса, политикой вывода клерухии, стремились выйти из союза. Недовольство союзников использовала Спарта, с тревогой следившая за ростом могущества афинян. Противо­речия между двумя союзами в конце концов и привели к открытому во­енному конфликту — Пелопоннесской войне.

Источник

Афинская архэ

Внешняя политика Афин не исчерпывалась только стремлением достичь политического преобладания в материковой Греции; Перикл добивался расширения афинской гегемонии и в Афинском морском союзе. Великодержавная политика Афин по отношению к своим союзникам способствовала постепенному превращению Делосской симмахии в Афинскую архэ—военно-политический союз городов под гегемонией Афин, в котором союзные города фактически оказались на положении афинских подданных, с самого начала образования союза греческих городов Афины имели в нем преобладание благодаря своему военному флоту. В дальнейшем влияние Афин продолжало неуклонно расти. Хозяйственный расцвет Афин, превращение их в крупнейший центр Греции создал экономические предпосылки для господства Афин над их союзниками.

Афины широко использовали распространившуюся практику замены поставок союзными городами кораблей и воинских отрядов уплатой фороса. Постепенно афиняне сами стали определять размеры фороса сообразно благосостоянию каждого города. Собираемые суммы поступали в полное распоряжение Афин, и на них в Афинах сооружались новые верфи и строились новые корабли, которые увеличивали военный флот Афин и тем самым создавали все большее военное преимущество афинян над их союзниками. После подавления восстания на Фасосе и Наксосе собственным флотом и собственными вооруженными силами продолжали владеть только крупнейшие островные города: Митилены на Лесбосе, Хиос и Самое. Все остальные союзники должны были подчиниться Афинам и уплачивать форос. Установить точно список городов, входивших в Афинскую архэ, не представляется возможным; мы располагаем далеко не полными и зачастую сильно поврежденными надписями. В- середине V в. до н.э. в союз входили: большая часть островных и прибрежных полисов у Эгейского моря, Эвбея, значительная часть городов на берегах Геллеспонта и Пропонтиды, ионийские и эолийские города Малой Азии, а также некоторые города Карий и Ликии. Есть основание полагать, что в союз вошли и некоторые причерноморские города, в частности Нимфей на Крымском полуострове. Общее число городов, входивших в Архэ, было приблизительно 250. Но эта цифра менялась по мере присоединения или отпадения отдельных городов.

Вся территория союза была разделена афинянами на пять (до 443 г. до н. э. их было три) податных округов: Ионийский, Геллеспонтский, Фракийский, Карийский и Островной. Во главе каждого округа афиняне поставили своих уполномоченных—епископов, которые следили за выплатой городами фороса и наблюдали за поведением городов и их отношением к Афинам. Раскладка фороса пересматривалась каждые четыре года. Специальные уполномоченные, избранные афинским народным собранием, по два на каждый округ, определяли благосостояние каждого города и устанавливали сумму фороса для него. Затем эта сумма утверждалась в афинской гелиэе. Сами города могли только просить афинских присяжных судей о снижении установленной суммы; но с этими просьбами далеко не всегда считались.

Как уже упоминалось, в 454 г. до н. э. после уничтожения персами афинского флота и войска в дельте Нила, под предлогом угрозы нового нашествия персов, афиняне настояли о перенесении общесоюзной казны с Делоса в Афины. Перенос казны знаменовал

окончательное превращение Делосского союза в Архэ—Афинскую морскую державу. С этого года, как свидетельствуют об этом афинские надписи, 1/60 из общей суммы ежегодных взносов союзников афиняне стали отчислять в казну храма богини Афины. Фактически с этого времени афиняне становятся полными распорядителями собираемых с союзников сумм. Хотя по-старому избираются заведующие союзной казной элленотамии, но они, видимо, никакого влияния не имеют. Постепенно форос стали тратить не только на постройку кораблей и военные нужды, но и на строительство в Афинах общественных зданий, храмов, украшение города статуями. Возможно, что часть фороса шла и на оплату гражданам за отправление ими общественных обязанностей.

Другим средством укрепления власти Афин над союзными городами было ограничение судебных полномочий последних. Афиняне добились перенесения наиболее крупных гражданских процессов союзников, а также всех дел, возникающих между разными городами Архэ, на рассмотрение в афинскую гелиэю.

Затем Афины начали вмешиваться во внутренние дела союзников, всячески старались лишить их самостоятельности, даже в их внутренних делах. Пользуясь всяческим поводом, а особенно попыткой отпасть от Афин, афиняне изменяли в них государственный строй, часто вводя конституции, подобные афинской. Надо заметить, что демократические слои населения городов поддерживали подобные мероприятия Афин. Такая политика Афин в союзных городах, естественно, вызывала резкие протесты олигархов, среди которых все больше нарастали проспартанские настроения; с помощью Пелопоннесского союза олигархи надеялись восстановить потерянную в городах власть.

Афиняне для укрепления своего господства над союзниками выводили на их земли клерухии. Отторгая часть земли у какого-либо города, афиняне делили ее на участки—клеры и передавали их афинским гражданам. Клерухии играли роль афинского гарнизона на территории союзного города. При Перикле в клерухии было выведено более 10000 афинских граждан.

Подчинение союзников осуществлялось и мерами экономическими. Широкое распространение получили в союзных городах афинская монета и афинские меры и вес. В 434 г. до н. э. Афины попытались даже официально запретить союзным городам самостоятельно чеканить монету, но практически осуществить этот запрет не удалось. Затем афиняне установили некоторый контроль над торговлей союзников, практиковали заключение неравноправных торговых соглашений, которые принуждали данный город ввозить какие-либо товары, например, железо, только из Афин, и пр. Был установлен порядок, по которому черноморский хлеб распределялся по союзным городам только через афинский порт Пирей. Такая политика приводила к недовольству афинской гегемонией и в среде союзного демоса.

Несмотря на тяжесть афинского господства, принадлежность к Афинской Архэ давала городам ряд преимуществ. Господство афинян на море обеспечивало безопасность морского плавания и морской торговли и облегчало сношения между остальными городами; принадлежность к Архэ приводила к более тесным экономическим связям между разными городами, делала доступными для них и отдаленные рынки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

История государства и права зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 10. Государство в Древней Греции

§1. Государство в Афинах

Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу 1 тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии.’Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган Публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Афинское государство в V—IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140__160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Со временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни.

Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы — небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лйц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелизей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания; в) принятие законопроекта народным собранием; г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелизей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии И на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.

Упадок афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *