какие два показателя дают возможность говорить о наличии у ребенка способностей
Как распознать талант в ребёнке?
Рассказываем, как понять, к чему у вашего чада есть способности, и как определиться с выбором кружков и секций.
– Моей дочке 2 года, и я начала задумываться о том, как определить, к чему у неё есть способности. Как не ошибиться с выбором дополнительных занятий и кружков? В каком возрасте лучше отдавать в них ребёнка?
Каждый родитель рано или поздно задумывается о том, какие способности есть у его ребёнка, к какой деятельности он больше всего склонен, в какие кружки и секции отдать своё чадо, чтобы это было ему на пользу, а не во вред. Для большинства родителей их ребёнок талантлив. Но иногда отличить талант от обычного увлечения бывает очень непросто. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, мы обратились к практическому психологу кировского Центра социально-психологической помощи, кандидату педагогических наук Виктору Ефремову.
В чём разница между склонностями, способностями и талантом?
Способности формируются под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.
Однако нельзя отрицать и природные предпосылки способностей.
Каждый ли ребёнок талантлив?
В каком возрасте проявляются таланты?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.
Приходят на ум и другие примеры. Скажем, на тестировании перед первым классом для определения профиля обучения ребёнок продемонстрировал весьма посредственные результаты, а в последствии показал недюжинные способности в этой же области. Психолог поясняет, что здесь во многом играют роль не столько способности самого ребёнка, сколько ситуация, в которой он оказался. Если перед ним сидит «страшная» строгая тётя, то малыш может просто замкнуться и испугаться. То есть в данном случае важна стрессовость ситуации. Поэтому не спешите корить и упрекать ребёнка, а уж тем более разочаровываться в нём.
По каким признакам можно определить одарённость ребёнка?
Если мы говорим о признаках конкретных способностей, то их можно перечислять очень долго, и зачастую бывает очень трудно самостоятельно определить, действительно ли какие-то признаки говорят о наличии способностей или тем более таланта. Но всё же несколько примеров можно привести. Скажем, если ребёнок стремится быть там, где звучит музыка, пытается играть на каком-нибудь инструменте, хорошо запоминает мелодию и чётко повторяет ритм, то можно говорить о развивающихся музыкальных способностях. А если ребёнок рисует «чертежи», любит разбираться в механизмах и их поломках, то можно говорить о наличии технических способностей.
В помощь родителям разработано множество специальных тестов и анкет, которые помогают определить способности детей. К примеру, тест-анкета «Таланты ребёнка» позволяет определить 8 групп способностей. Заполняется она взрослыми на основании их личных наблюдений за ребёнком.
Но гораздо интереснее поговорить о том, как у детей можно определить наличие серьёзной одарённости. В дошкольном периоде первыми, базовыми признаками наличия таланта можно назвать хорошо развитую речь и отличную память. Ребёнок может быть чрезвычайно любопытен: его может интересовать, как устроен тот или иной предмет, или почему происходит то или иное явление.
Удивительно, но рано формирующееся чувство юмора тоже является признаком проявления одарённости. К примеру, малыш любит смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Статья по теме «Как определить способности ребёнка».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ищем таланты. Как определить способности ребенка
Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен малыш? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?
Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.
Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.
Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1)[1]:
имеет исключительную память;
охотно и легко учится;
знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
умеет хорошо излагать свои мысли.
часто выбирает своим занятием чтение;
использует богатый словарный запас;
подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
демонстрирует умение читать.
проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
внимателен к предметам и явлениям;
проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
часто делает все по-своему (независим);
изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием или лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков
его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
с удовольствием подпевает.
проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
любит движение (бег, прыжки, лазание);
обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
прекрасно удерживает равновесие;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид.
Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет).
Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности.
Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
Диагностика склонностей ребенка
Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей.
Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:
определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
оценка его потенциальных возможностей;
Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»
Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»
Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.
Что такое способности?
Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.
Все способности подразделяются на природные и специфические.
Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.
Специфические способности детейможно разделить на два вида: общие и специальные.
Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.
Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.
Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.
Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.
Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии.Они подразделяются на несколько категорий:
Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.
Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.
Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.
Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.
Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.
Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.
Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.
Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.
Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.
Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.
Существует четыре метода для определения способностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.
Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.
Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).
Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.
Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.
Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной,.
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.
Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста. План: I. Музыка нужна детям. II. Музыкальные способности ребенка. III. С чего.
Какие два показателя дают возможность говорить о наличии у ребенка способностей?
а) быстрота овладения деятельностью
б) грамотность речи
г) качество достижений
72. Основная цель взаимодействия школы и семьи…
а) оказание помощи учителям в ремонте помещений для внеурочных занятий;
б) участие родителей в организации праздников;
в) создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.
г) участие родителей в обучении детей.
Через какие формы происходит организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции?
а) родительские лектории;
б) дни творчества детей и их родителей;
в) открытые внеурочные занятия;
74. Мотивирование родителей к участию во внеурочной деятельности возможно посредством средств и способов…
а) заинтересованность родителей внеурочной работой с целью передачи своих знаний и опыта;
б) стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы;
в) выступление родителей на празднике;
г) заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребёнком, перенесение сотрудничества в сферу семейных отношений.
75. В основе способностей лежат…
а) задатки личности;
б) особенности личности, проявляющиеся во взаимодействии с другими субъектами;
в)индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Марина Очирова
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Для выявления склонностей и способностейу детей я использую следующие 4 метода:
Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка.Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.
При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей мы создаем условия в группах и музыкально-спортивном зале, развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Мы совместно планируем и проводим мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования и др (например поделки «Дары осени», «Новогодние поделки». Соревнования «Олимпийские игры», Веломарафоны, Соревнования по конькам). Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.
В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОУ.
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений,которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал,предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.
В моей группе имеется ряд развивающих центров.
Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья, Ветеринарная клиника, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль.
Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр («Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт»). Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.Это различные приборы:природные материалы: листья, песок, земля, семена;медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Результатом совместной работы с детьми стали: «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров». Работа в данном направлении заинтересовала не только детей,но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью.Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Работас родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома».В ДОУ организуются конкурсы: «смотр – конкурс чтецов «С чего начинается Родина», выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты
1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способностимогут проявиться в следующих признаках:
• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;
•образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;
• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.
Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.
1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?
2. Какое настроение было у тебя в этот день?
3. Каких животных ты увидел в зоопарке?
4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?
• Какое оно по размеру, цвету?
• Каково его строение?
• Каким было его поведение?
6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?
7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.
1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.
Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).
В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).
В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).
2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.
В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).
В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.
В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).
3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.
В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.
Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.
Обработка результатов
Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.
Диагностика специальных способностей детей
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка,пользуясь следующей шкалой:
++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
I II III IV V VI VII VIII IX X
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.
12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша, может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.
38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.
40. Бегает быстрее своих сверстников.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.
53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.
59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка и анализ результатов
Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.
I. Интеллектуальные, познавательные способности.
II. Творческие, креативные способности.
III. Академические, учебные способности.
IV. Способности к художественному творчеству.
V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.
VI. Литературные способности.
VII. Артистические способности.
VIII. Технические, конструкторские способности.
IX. Лидерские, коммуникативные способности.
X. Спортивные, физические способности.
Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:
0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);
5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);
9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);
13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).
С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.
Использование интерактивных пособий в процессе развития познавательных способностей воспитанников ДОО Актуальность. На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без внедрения информационных ресурсов. Современное общество требует от.
Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех.
Система работы по выявлению музыкальных способностей детей В книге Б. М. Теплова предложена концепция музыкальности, где музыкальность предстает как комплекс способностей. Обратимся к этой структуре.
Деятельность педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС Подготовила Бабичева И. Е воспитатель первой категории МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического.
Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей. Теоретические основы формирования.
Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится.
Проект развития творческого воображения и способностей воспитанников «Мы построим новый дом» Название проекта: «Чудо ферма» Вид проекта : творческий подгрупповой. Участники проекта : педагоги, дети логопедического пункта МБДОУ.
Проведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 1. Тема: Проведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 2. Возраст детей: 6 лет (старшая группа) 3. Количество.
Опыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанников При работе по выявлению и развитию способностей, мною создаются условия и развития активности и заинтересованности у детей во всех видах.
Система работы по выявлению и развитию способностей детей Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты: создание базы данных детей с разными способностями;.