какие два основных резонатора голосообразования выделяют

Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы»

какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть фото какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть картинку какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Картинка про какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Фото какие два основных резонатора голосообразования выделяют Файзуллина Лия
Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы»

УСТРОЙСТВО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ.

ВВЕДЕНИЕ

УСТРОЙСТВО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Голосовой аппарат человека представляет собой сложную многоступенчатую сис-

тему, от особенностей которой зависит голосообразование.

Голос-любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека

(крик, плач, смех, речь, пение). Он представляет собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга

находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя возду-

ха, без которой колебания голосовых складок беззвучны. Голосовой аппарат имеет

три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой

головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса, надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Типы дыхания

В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.

ГОРТАНЬ.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, чтобы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом. Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

РЕЗОНАТОРНАЯ ОБЛАСТЬ.

Резонаторы.

В акустике резонатором называется полость, заключенная в упругие стенки, имеющая входное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Система полостей, расположенная выше гортани, называется надставной трубкой. В нее входят глоточная полость, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука. Это верхние резонаторы. Нижние резонаторы – трахея и бронхи. Они также влияют на тембр голоса. Ощущение поющим вибраций грудного резонатора свидетельствует о полноте звучания голоса, особенно его нижних тонов.

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.

Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо. Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга. Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов)

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.

Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».

Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.

Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что

голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус. Но это все – образные ощущения исполнителя.

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.

Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость. При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое? Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.

А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА РЕБЕНКА

Развитие и строение отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их функциях. Этими особенностями являются:

— диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

— отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;

— наличие в периоде общего развития голосового аппарата таких интервалов, когда развитие отдельных органов протекает почти незаметно;

— различный срок окончания роста разных органов голосового аппарата.

Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет только в первый год жизни. У мальчиков это особенно заметно в первые 3 месяца, а также на 8-м и 9-м месяцах после рождения. У девочек же – в течение 1-го, а затем на 4-7 месяцах первого года жизни.

Истинные голосовые складки в процессе роста ведут себя иначе, чем гортань. Голoсовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Благодаря неравномерному росту различных частей голосового аппарата, голос ребенка изменяется в своих основных качествах – по высоте, громкости, тембру, диапазону, регистрах, по длительности звучания.

Существует два механизма голосообразования в онтогенезе: от 7 до 10 лет у детей преобладает фальцетный механизм, в осуществлении которого принимает главное участие передняя перстне-щитовидная мышца. Собственно, голосовая мышца в механизме фальцета не участвует. Она находится в стадии формирования.

Примерно с 10 лет внутренняя щиточерпаловидная мышца (голосовая) оформляется в самостоятельную и принимает активное участие при управлении голосовыми складками. Таким образом, появляется др. механизм фонации (грудной, который вначале используется частично. У детей этого возраста при образовании звука преобладает так называемый микстовый смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних используется фальцетный регистр. Голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же к верхним, остается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

С этого возрастного периода внутренние голосовые мышцы, так же как и наружные мышцы гортани, являются главными в процессе управления голосовыми складками. В этом принимают большое участие и передние щитоперстневидные мышцы. Они регулируют просвет голосовой щели при фонации, изменяют качество звучания путем сокращения, натяжения голосовых складок в целом или их отдельных частей. В этом акте в той или иной мере участвуют и другие мышцы гортани, получая импульсы из ЦНС в соответствии с тем или иным заданием.

К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, относятся также довольно высокое положение гортани; большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы.

Голос новорожденного, подчиняясь, безусловно-рефлекторным механизмам, бывает различным по силе, но всегда одинаков по высоте и почти не отличается по тембру у всех детей обоего пола (асексуальность). В этот период в организме циркулируют гормоны матери. Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6-м году он равен септиме.

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,.

Консультация для родителей «Особенности и охрана голосового аппарата ребенка» «Голос ребенка – хрупкий инструмент» Голосовой аппарат ребенка отмечен тем, что он отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень.

Методы и приемы в развитии голосового аппарата и артикуляции при формировании певческих навыков детей дошкольного возраста Кисельникова Екатерина Игоревна Музыкальный руководитель Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Социально-реабилитационный.

Основные принципы работы учителя-дефектолога с ребенком с РАС Расстройство аутистического спектра (РАС)- это группа психических заболеваний или особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Принципы работы с «особенными» детьми 1. Не навязывайте себя ребенку. 2. Если не знаете как воздействовать, остановитесь. 3. Устраните из вашего общения с ребенком те способы.

Принципы работы воспитателя с детьми В своей работе с маленькими детками я руководствуюсь принципами: 1. Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности.

Реферат «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Реферат на тему «Приемы работы воспитателя над взаимодействием детей дошкольного возраста между собой» Реферат на тему: «Приемы работы воспитателя над взаимодействием детей дошкольного возраста между собой» Содержание Введение 1. Общие сведения.

Источник

Резонаторы и резонирование

Для многих начинающих и не только начинающих вокалистов слово «резонаторы», несмотря на своё громкое название, так и остаётся пустым звуком. То есть всё заканчивается на том, что резонаторы у всех есть и что ими надо пользоваться, чтобы звук не был «пустым».

А между тем это важнейшая тема, знанием которой должен обладать каждый вокалист. В связи с этим я подготовила краткую справку по резонаторам. Резонаторы — это полости в человеческом организме, которые обладают способностью принимать и отражать от своих стенок звук. По сути, полостей в человеческом организме великое множество, поэтому при пении резонирует абсолютно всё тело. Я не пишу, что оно должно резонировать «в идеале», оно будет резонировать при поставленном голосе и хотя бы немного разработанных основных резонаторах в любом случае. Другой вопрос — способны ли мы эти вибрации почувствовать?

По базовой теории у нас есть два вида резонаторов — верхние и нижние. В некоторых школах выделяют ещё и третий тип резонаторов — средние. Я поклонница раскладывать всё по полочкам, поэтому, разумеется, обычно делю все резонаторы на три типа.

К основным верхним резонаторам мы относим гайморовы и лобные пазухи. Почувствовать резонирование звука в гайморовых пазухах очень легко — если вы приложите пальцы к носовым крыльям, то, произнося звук «н-н-н» в речевой позиции, вы мгновенно почувствуете вибрацию на месте гайморовых пазух. Лобные пазухи способны резонировать только в случае, если разработаны гайморовы пазухи (это как с пельменями — пока их не купишь, не принесёшь домой и не сваришь — не поешь).

Средние резонаторы (не будем ничего менять) — это гортань и ротовая полость. Почему я выделяю это в отдельный тип? Потому что очень много нюансов, связанных с артикуляцией, изменением звучания методом опускания гортани/поднятия-опускания нёба/работы нижней челюсти. Тут впору писать отдельную статью, поэтому ограничусь просто констатацией факта, что всё это есть и когда-нибудь я об этом напишу подробно.

К основным нижним резонаторам относятся трахея и крупные бронхи. Почувствовать работу нижних резонаторов тоже можно почти мгновенно: приложите руку к груди, расслабьте нижнюю челюсть и глухо произнесите звук «а-а-а». А теперь повторите то же самое, только при этом немного выдвиньте нижнюю челюсть вперёд и напрягите её. Наверное, после этого упражнения вы поймёте, почему о средних резонаторах можно писать бесконечно — изменив положение челюсти, вы получили немного другое резонирование.

Почему я пишу «основные верхние/средние/нижние резонаторы»? Потому что второстепенными, но не менее важными являются остальные полости нашего организма, которых столь много, что их все и не перечислить. Тут мы опять возвращаемся к тому, что во время пения резонирует весь наш организм. Также невозможно не сказать, что не могут работать только нижние или только верхние резонаторы — это равносильно тому, что отрезанная конечность продолжает жить своей жизнью. Высокий ли звук, низкий ли — работают все типы резонаторов, просто некоторые — в меньшей степени. Например, на низких нотах будут в большей мере работать нижние резонаторы, на высоких нотах — в основном верхние. Чем выше звук — тем больше включаются в работу верхние резонаторы и уходит нагрузка с нижних; чем ниже мы спускаемся — тем больше начинают работать нижние резонаторы и тем меньшую поддержку оказывают верхние. А средние работают всегда 🙂

К проработке резонаторов нужно подходить сугубо индивидуально. Некоторым вокалистам все типы резонаторов можно прорабатывать сразу, а для кого-то нужно «пробивать» верхние, кому-то — сделать акцент на нижние. Средние резонаторы прорабатываются сразу с начала постановки голоса. Кому-то нужно начать прорабатывать резонаторы чуть ли не с первых уроков, кому-то — работать над ними не сразу. Это зависит от человека, от особенностей его голоса, характера. Здоровье тоже играет важную роль (вспомним хотя бы гайморит и искривлённую носовую перегородку у многих). Поэтому универсального способа разработать резонаторы не существует. Зато есть много полезных упражнений, которые, несомненно, дадут положительный эффект!

Источник

Какие два основных резонатора голосообразования выделяют

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонансрезкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. /Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Явление импеданса одно из важных защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

Источник

Резонаторы голосового аппарата вокалиста / исследование резонаторной системы вокального аппарата в пении

Выбранный для просмотра документ ннн.docx

Резонаторы голосового аппарата вокалиста

какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть фото какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть картинку какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Картинка про какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Фото какие два основных резонатора голосообразования выделяюткакие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть фото какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Смотреть картинку какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Картинка про какие два основных резонатора голосообразования выделяют. Фото какие два основных резонатора голосообразования выделяют

А.В. Покровский, (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств)

Серия «Гуманитарные науки», № 01-02 2015 В статье исследуется резонаторная система вокального аппарата в пении, приводится комплекс упражнений, призванных помочь вокалисту научиться управлять своей резонаторной системой, избавиться от мышечных зажимов, отрегулировать озвучивание голоса верхними и нижними резонаторами, овладеть вокальной техникой.

Ключевые слова: Вокальное искусство, резонанс, резонаторы, вокальная педагогика, пение, голос, голосовой аппарат, вокальная техника.

Основой вокального исполнительства является дыхание, а голос есть не что иное, как колебание молекул воздуха. Таким образом, весь процесс пения – это звуковые колебания, которые происходят в процессе выхода потока воздуха из нашего организма наружу. В процессе этого выхода во внешнее пространство струя воздуха заполняет определенные полости, которые образуют систему вокальных резонаторов.

Резонанс – это физическое явление, при котором резко растет амплитуда вынужденных колебаний, возникающих при приближении частот внешнего воздействия к резонансным частотам данной колебательной системы. Вокальные резонаторы – это полости организма, которые в результате явления резонанса увеличивают силу первоначального звука голоса и окрашивают его за счет сбора рассеянной энергии и умножения продолжительности колебаний. В вокальной практике используются термины «грудной» и «головной» резонаторы – это естественные приспособления, позволяющие певцу использовать акустическое пространство, не прибегая к усиливающим голос и придающим ему новые качества приборам.

К верхним (головным) резонаторам можно отнести полости рта, носа, гайморовых, лобных пазух и кости черепа. Все эти полости, за исключением носоглотки, заключены в костные и хрящевые стенки и не могут менять ни своего объема, ни резонаторных свойств. Кроме носоглотки, которая из-за подвижности мягкого неба может изменять свой объем.

Попадание в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных пазух и темени (при пении высоких нот) и в области зубов и гайморовых пазух (при переходе в грудной регистр).

Головной резонатор придает звуку определенную окраску, влияя на формирование тембра, полетность голоса и облегчает звукообразование.

К нижним (грудным) резонаторам относятся: трахея, бронхи и легкие. Грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной клетки (на протяжении полутора октав мужского голоса, а также в нижнем и центральном участках женского). Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой при пении. Они усиливают низкие частоты, придавая голосу объем, бархатистость и теплоту звучания.

Правильное грудное резонирование возможно при исключительной свободе и постоянном объеме грудной клетки, поскольку чрезмерное напряжение мышц груди и живота, а также сброс объема грудной клетки при дыхании препятствуют правильному распределению воздуха.

Необходимо стремиться к одновременному звучанию головного и грудного резонаторов. Это способствует созданию смешанного звучания и дает возможность избежать регистровых переходов.

В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:

1. Фонетическая – формирование гласных и согласных.

2. Генераторная – излучение певческого звука.

3. Энергетическая – усиление певческого звука.

4. Эстетическая – обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.

5. Защитная – освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.

6. Индикаторная – певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.

7. Активизирующая – повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.

Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот – глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.

Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца – живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЗОНАТОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Верное использование резонаторов при пении положительно влияет на тембр голоса, его полетность, высокое позиционное формирование и округление звука. Приступать к работе над верным функционированием резонаторных полостей необходимо с нахождения правильных ощущений при работе вокальных резонаторов.

Для того, чтобы вызвать понимание действия резонаторов существует ряд приемов:

(При этом звук идет через носовые ходы, приводя к вибрированию полостей верхнего резонатора).

(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе является высоким и дает хорошее ощущение резонирования).

(Приводит к яркости, металличности звука, вызывая ответ в резонаторах).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ РЕЗОНАТОРОВ

(Рука, лежащая на темени, ощутит характерную вибрацию).

(Стараться удержать гласный в том же месте, где ощущается резонирование начального согласного звука).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ РЕЗОНАТОРОВ

(Рука, лежащая на груди, ощутит характерную вибрацию).

(Постарайтесь запомнить чувство вибрации грудной клетки, ощущаемое рукой).

(Сохраняйте вибрацию грудной клетки на всем протяжении пения).

На развитие резонаторных ощущений следует обращать пристальное внимание уже в самом начале обучения пению для формирования понимания характера звучания, к которому следует стремиться, и для запоминания ощущений, которые должны сопровождать качественный певческий голос. Постепенно эти ощущения становятся привычными и воспринимаются как неотъемлемая часть хорошего звучания.

Важно одновременно развивать оба вида резонирования. Если не учитывать все компоненты певческого голосообразования, а зациклиться только на головном или грудном резонировании, результатом может стать деградация голоса, так как чрезмерное головное резонирование может привести к зажатию голоса, а при форсировании грудного резонирования голос утяжеляется и становится затруднительным его ход наверх.

По правильным резонаторным ощущениям певец может ориентироваться в качестве фонации и облегчить работу голосового аппарата. При одновременной работе обоих резонаторов связки функционируют по смешанному типу колебаний, что позволяет озвучивать весь диапазон ровным звуком, не ощущая регистровых скачков.

Работая над головным и грудным резонированием нужно помнить, что резонаторные свойства у разных певцов неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей, а также формы резонаторных полостей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *