какие два основные типа культуры выделял п сорокин отметьте несколько вариантов ответов
Теория культуры П.А. Сорокина
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин— русско-американский социолог и культуролог.
Своеобразную теорию культуры создал выдающийся социолог и историк, профессор Гарвардского университета Питирим Александрович Сорокин. В методологическом плане теория П.А.Сорокина близка теориям О. Шпенглера и А.Тойнби, но в то же время она существенно отличается от концепций последних тем, что Сорокин допускает прогресс в общественном развитии.
Теория Сорокина появилась на основе объединения представлений о культуре как системе ценностей с социологическим подходом, подчеркивающим взаимосвязь социальных институтов в рамках сложных иерархических систем и подсистем.
Основой интегрирования суперсистемы является система ценностей, представленная в виде верований, норм, понятий о должном и священном. Вместе взятые, они представляют собой социум, обеспечивая согласование индивидуальных ориентации людей, надежность и предсказуемость их поведения, значимость для них социальных отношений.
Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы иметь их. Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество. Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры. Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. Она скорее напоминает симфонию, в которой отдельные звуки образуют гармонию с помощью символов и ценностей.
Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему абсолюту-Богу. Образцом идеациональной культуры служит европейское средневековье IX-XI вв., в котором господствующее место занимала религия. Идеальным образцом этой культуры является аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.
Анализируя современную ему культуру, Сорокин говорит о ее кризисе. Он проявляется в том, что культура лишена абсолютных идеалов и в целом устремлена к чувственному наслаждению и потребительству, доведенным в своем развитии до предела. Выход из этого состояния он усматривал в неизбежном восстановлении идеациональной культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.
Концепция Питирима Сорокина
1. Ценности как основа типологии культур
2. Идеациональная культура
3. Чувственная культура
4. Идеалистическая культура
5. Общая характеристика типологии культур
Список использованной литературы
Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.
В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.
Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.
1. Ценности как основа типологии культур
Питирим Александрович Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.
Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.
Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.
Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.
Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур:
Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:
· Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.
Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.
Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.
Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы: жажда славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.
· Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний – то минимума к максимуму, от скудости – к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.
· Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.
Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.
2. Идеациональная культура
Первый тип – идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.
В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Потребности и цели по преимуществу имеют духовный характер, степень их удовлетворения самая максимальная, а способ их осуществления происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности.
Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов. Таковы разновидности этого типа культуры аскетического и активного идеациализма.
Обращаясь к исследованию данного типа культуры в европейском Средневековье, Сорокин отмечает, что наиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени является религия. Архитектура и скульптура Средних веков – «Библия в камне», литература были пронизаны христианской верой, в живописи господствовала библейские сюжеты и темы, музыка также носила религиозный характер и предназначалась для церковных служб. Этика и право основывались на заповедях христианства, философия имела теологическую направленность. Политическая организация была теократической и воспроизводила церковную иерархию. Семья рассматривалась как священный союз, нравы и обычаи воплощали единство с Богом как высшую ценность. Даже экономика регулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Весь чувственный мир рассматривался лишь как временное «прибежище человека», в котором последний – странник, стремящийся достичь вечной обители Бога. Таков был менталитет человека идеациональной культуры.
Закат средневековой культуры начался в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться новые ценности и утверждался чувственный тип культуры.
3. Чувственная культура
Второй тип – чувственная, или сенситивная, культура.
Начиная с XVI в. в Европе постепенно становится доминирующий новый принцип культуры – сенсорной, утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Все потребности и цели носит материально-практический характер, их удовлетворение становится первостепенной задачей жизни. Чистая и возвышенная духовность отходит на второй план. Возникает новый менталитет и иной тип личности. Все оказывается подчиненным чувственным наслаждениям, жизненным удовольствиям, практической пользе.
Чувственное искусство свободно от религиозных догматов и моральных запретов. Оно отмечено «возбуждающей наготой и сладострастием», ибо призвано развлекать и давать наслаждение, изображать реальность «такой, какая она и есть». Чувственные формы культуры питали изобразительные искусства индийских и скифских племен, искусство периода Среднего и Нового царства в Египте; они характерны для последнего периода крито-микенской и греко-римской цивилизации с III по IV вв. до н. э. Чувственный тип культуры доминирует в Европе приблизительно с XV-XVI столетия и достигает абсолютного расцвета в XIX в.
Общая тенденция чувственного мышления состоит в том, чтобы рассматривать мир с материалистических позиций. Все концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждения. Социальные и психологические науки имитируют естественнонаучный подход, экономический материализм набирает силу в объяснении общественной жизни.
Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.
Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью, но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей.
Таковы в общих чертах особенности чувственного типы культуры.
4. Идеалистическая культура
Третий тип – идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.
Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.
Здесь нет крайностей идеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.
В смешанном типе культуры может быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерно унылое, пассивное умение терпеливо переносить удары извне, не сопротивляться лишениям и бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей, когда человек удовлетворяется самым малым. Но такое состояние не является результатом собственного выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение столь велико, что не остается сил для сопротивления.
Жизнь в ужасных, жестоких условиях, когда лишь «теплится» существование, характерна для различных групп. К ним можно отнести больных, пораженных неизлечимой болезнью; людей, переживших различные природные или социальные катастрофы, которые привели к их полному разорению; нищенские гетто; заключенных в тюрьмах и лагерях; группы, испытывающие действие жестокого правящего режима, намеренно ограничивающего их материальные и духовные потребности.
5. Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старения и находится в предсмертной агонии.
Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая форма культуры с иными ценностями.
В западном обществе такой переход уже осуществлялся в истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.
Но это не привело к «закату» общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходного периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед всем миром свое великолепие.
Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.
Сорокин подчеркивает, что разрушается лишь доминантная, преобладающая форма культуры, но она ни в одном обществе не существует в «чистом» виде. Наряду с ней развиваются и иные формы, не интегрированные в целостную систему. Они выражены в многообразии изобразительных искусств, науки, философии, религии и образов жизни.
идеациональный культура чувственный менталитет
Сорокин утверждает, что культура и ее субсистемы, будь то живопись, архитектура, скульптура, музыка, философия, право, религия, мораль, формы социальных, политических и экономических организаций, содержат внутри себя факторы и основания своих изменений. Беспрестанные перемены в культуре порождаются ее существованием и деятельностью. Процессы ее функционирования определяются потенциальной природой данной социокультурной системы, целостной совокупностью ее свойств. Этот принцип Сорокин называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культура развивается по своим внутренним (имманентным) законам, а возможные вариации или отклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды.
Внешние факторы могут замедлять или ускорять процессы ее жизнедеятельности, ослаблять или усиливать свойства системы, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей. Но они не могут заставить культуру проявить то, чем она потенциально не обладает, стать тем, чем она не может стать, произвести то, чего она не может создать.
Внутренние свойства культуры настолько значительны, что они отбрасывают, не закрепляют инородные внешние влияния. Их воздействие на систему будет кратковременным, не затрагивающим существенных свойств, они не могут фундаментально изменить характер и качество каждой фазы развития культуры.
В этом заключается индивидуальность каждой культурной системы, особенность ее судьбы. Однако это не означает полного отрицания роли внешних условий. Землетрясение, пожар, эпидемия, наводнение и другие агенты, внешние по отношению к данной системе – семье, художественной группе, религиозной или политической секте, – могут погубить всех ее членов или какую-то их часть, рассеять ее членов – словом, сотнями способов могут прекратить существование системы. Все это является вполне очевидным. Но это не означает, что культура приобретет свойства и предназначение, для которых у нее нет никаких внутренних оснований. Культуре свойственна самодетерминация. Чем больше реальных знаний, опыта и мудрости находится в ее распоряжении, чем эффективнее действуют все функции, тем больше энергии накапливается в системе культуры, тем более она устойчива, стабильна и независима от внешних воздействий.
Список использованной литературы
1. История культурологических теорий. – 2-е изд., перераб. и дополненное. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.
2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2005. – 304 с.
3. Розин В.М. Культурология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 462 с.
Типология культуры П. Сорокина.
Типология культуры П. Сорокина. Близка по критериально-методологической основе типологии Ф. Ницше типология культуры американского социолога русского происхождения — П. Сорокина. Отметим, правда, что в отличие от Ницше П.Сорокин исходил из более широкого понимания культуры, включающего в себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферыжизнедеятельности.
Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П.Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.
Идеациональный — тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный — господство чувственности. Кроме того П.Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, «не чистых») типа культуры:
а) смешанно-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;
б) смешанный, негармоничный — эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).
Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей.
56) Русская идея как форма национально-культурного сознания. Проект будущего.
Русская идея – это попытка ответить на вопросы: КТО? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? (требования и к культуре и к человеку)
Первый употребил связку русской идеи Достоевский в 1861.
Философское основание русской идеи – это форма самосознания, которая зафиксирована в текстах.
Функции русской идеи:
1. Функция самосознания
2. Дает проект будущего (куда? Зачем?)
3. Русская идея – размышление, фундаментальный компонент общества
Соловьев: русская идея это особая идея, которая открывается сознанию, и есть такая роковая необходимость. Выполняется как закон жизни.
Во времена Ельцина на телевидении открыли передачу, в которой принимали звонки со всех уголков России и слушали варианты Русской идеи.
Идея святости (Достоевский); идея братства народов, единства (Бердяев); русское историческое разнообразие, любовь (Ильин).
Модели Русской идеи.
1. Москва – третий Рим (15 век)
— осознание духовной миссии русской культуры – донести до нового поколения неизменной, поднимаемый вариант христианства;
— государственность как форма сохранения самобытности целостности;
— понимание национально-культурной уникальности духовной самобытности России;
Адиоцентрический проект В.Иванова (см. книгу «Родное и Вселенское«)
2 Концепция Евразийства (20-е годы 20 века)
Представители: трубецкой, Воровский, Савитский, Сувчинский, Гумилев, Моисеев.
— отказ от культурно-исторического европозицинтризма – посмотреть на мир не в Европейской схеме, а в равноценности всех культур (Европа не рациональная культура, она не центр культуры)
— отрицание концепции универсализма культурного развития
— понимание России как особо культурный верх единства, систематизирующего в себе элементы восточной и западной культур. Русская культура – новый и самостоятельный центр континента Евразия.
— обоснование организаций связи с православием как Вселенской религии и одновременно ее обусловленность «пространством».
— понимание науки как символической мысли когнетивного носителя духовных ценностей.
3. Мессианская идея России как всемирного лидера народов изгоев
Россия может и должна стать народом жалости и неуспеха.
Народы-изгои: весь арабский мир.
Надо отказаться от геополитической борьбы за пространства. Переход в духовную жизнь.
Успех проекта: симпатии Третьего мира к России.
— Христос обращается к изгоям, и произошло чудо, переворот в мире
-проект Маркса-Ленина: пролетарий – это отбросы и в 17 году они начали править страной.
-солидарность и сострадательность
-ограниченность ресурсов природы
Таблица сравнения западной и русской культуры в тетради, мы писали ее на лекции.
60)Проблемы культурного развития современной России.
С другой стороны, резко обострились негативные тенденции и процессы в духовной жизни общества. Как правило, распад общественного организма начинается в том его звене, которое не в состоянии оказать сопротивление воздействующей на него силе. Сегодня таким звеном оказалась духовная культура, защитные силы которой были существенно подорваны предшествующей эпохой.
Кризис, поразивший экономическую и политическую жизнь страны, в наибольшей степени сказался на духовной культуре народа.
Нарастающее в культуре многообразие превращается в фактор саморазрушения культурной целостности, в самодостаточность каждого элемента этого многообразия, в беспорядочную совокупность взаимоисключающих ценностей, состояний и ситуаций, не объединенных смысловым единством. О кризисе целостности свидетельствует отсутствие духовных лидеров нации, их невостребованность, непроявленность в сегодняшнем самосознании общества. Духовные референтыроссийского общества дореволюционной эпохи, начиная с времен становления Московской Руси, дискредитированы десятилетиями коммунистической пропаганды. Идеологические же символысоветского периода развенчаны и низвергнуты. Пустующую нишу пытаются занять правозащитники, националисты с экстремистской ориентацией, либеральные и радикальные демократы, курс которых бесперспективен в контекстетрадиционных российских ценностей.
Во-вторых, культура утрачивает свои сущностные функции социальной регуляции, национальной консолидациии духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности. Ценности и нормы, составляющие духовное ядро национальной культуры, ее нравственную вертикаль, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. На этом фоне активно утверждает себя идеология беспринципности, нравственного произвола и вседозволенности.
61) Культурологические проблемы развития современной цивилизации.
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии. Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения. Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А.Тойнби, О.Шпенглера, М.Вебера и др., а также обретением «прав гражданства» отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.
С другой стороны, постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании.